Конспект занятия "Что такое воздух?"
план-конспект

Сапрыкина Альфия Равиловна

На занятии обучающиеся знакомятся с понятием воздух, его свойствами и составом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_chto_takoe_vozduh_2.docx27.97 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «ЧТО ТАКОЕ ВОЗДУХ?»

Цель: знакомство с понятием воздух, его свойствами и составом.

Задачи:

  1. Формировать знания обучающихся о воздухе, его свойствах и составе, значении воздуха для живых организмов, охране воздушной среды.
  2. Развивать умения учащихся ставить цель, планировать, добиваться результатов, находить необходимую информацию с помощью различных источников.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал к занятию: лабораторное оборудование, компьютер, видеоурок «Свойства воздуха».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Ход урока :                                                                                                                                                                

  • Здравствуйте, ребята!

Я держу в ладошках солнце и дарю его друзьям.

Улыбнитесь – это просто. Лучик солнца – это вам!

Введение в тему занятия

  • Послушайте загадку и постарайтесь ее отгадать и узнаете тему занятия

Через нос проходит в грудь  

И обратный держит путь.  

Он невидимый, и все же  

Без него мы жить не можем.

(Воздух)

Изучение нового материала

  • Вся  планета  Земля  окутана  невидимым  покрывалом  - воздухом.  Воздух  есть  везде  - на  улице,  в комнате,  в  земле,  в  воде.  Любое  свободное  пространство  на  Земле  заполнено  воздухом.  Воздух невидим,  но  его  можно  обнаружить  с  помощью  наших  органов  чувств.  Ветер  -  движение  воздуха. Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой. Атмосфера - это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров. Толщина атмосферы в разных частях планеты неодинакова. Атмосфера защищает землю от избытка тепла  и  холода,  от  излишней  солнечной  радиации.  Если  бы  вдруг  она  исчезла,  то  вода  и  другие жидкости на Земле мгновенно закипели бы, а лучи Солнца сожгли бы все живое.
  • Послушайте  стихотворение  «Воздух».  Что  можно  узнать  о  воздухе  из  стихотворения?

Воздух  

Он прозрачный невидимка,  

Легкий и бесцветный газ.  

Невесомою косынкой  

Он окутывает нас.  

Он в лесу - густой, душистый,  

Как целительный настой,  

Пахнет свежестью смолистой,  

Пахнет дубом и сосной.  

Летом он бывает теплым,

Веет холодом зимой,  

Когда иней красит стекла  

И лежит на них каймой.  

Мы его не замечаем,  

Мы о нем не говорим.  

Просто мы его вдыхаем –

Ведь он нам необходим.

  • В этом стихотворении говорится о воздухе и о некоторых его свойствах. Первыми стали изучать состав воздуха и его свойства Джозеф Пристли и Антуан Лавуазье.
  • Так  что  же  такое  воздух?  Это  газ,  а  вернее,  смесь  газов  (педагог  вывешивает  схему-опору «Состав воздуха»).
  • Всего лишь два века назад ученые узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном, азота - 78%, кислорода - 21 % и углекислого газа - 1%.
  • Какими же свойствами обладает воздух? Сегодня мы постараемся узнать об этом, проведя ряд опытов и записав результаты опытов в таблице. А поможет нам в этом лабораторное оборудование.

На партах у детей поддон с лабораторным оборудованием:  лабораторный  стакан, блюдце  с  дольками  мандарина,  цветная полоска

Таблица  «Свойства воздуха»

  Воздух

Свойства воздуха

Газ

Прозрачный, бесцветный, невесомый, без запаха, теплый, холодный, при нагревании расширяется, от холода - сжимается

Опыт №1

Опыт 1: Возьмем колбу с трубкой. Опустим

  • Возьмите колбу с трубкой, опустите трубку в воду. Что произошло? Правильно, вода не входит в  трубку  –  её  не  пускает  воздух.  Нагрейте колбу. Что увидели?

Из трубки выходят пузырьки воздуха.

  • Сделайте вывод, что происходит с воздухом при нагревании?

При нагревании воздух расширяется.

  • Запишите вывод.

Опыт №2

  • Положите на колбу холодную салфетку. Что происходит?
  • Правильно, вода поднимается в трубке, воздух как-бы уступает воде часть своего места. Что же происходит с воздухом при охлаждении?

При охлаждении воздух сжимается.

  • Запишите вывод в таблицу.

Опыт №3

  • Пропускает ли воздух тепло?

Воздух тепло не пропускает.

  • Правильно, воздух  тепло  не  проводит.  Это свойство помогает человеку в различных жизненных ситуациях.

Воздух между телом и одеждой, человек не мерзнет, воздух между стеклами в оконных рамах.

  • Какая цель была поставлена на занятии?
  • Удалось ли достичь этой цели?
  • Каково значение воздуха для живых организмов?
  • Люди поняли, что воздух оказался богатейшим источником драгоценного сырья, и научились им пользоваться.
  • В больницах есть кислородные палаты, туда кладут больных и лечат их кислородом. Воздух помогает в работе печатных станков, на которых печатают интересные книги и газеты. Воздушными тормозами пользуются машинисты тепловозов, водители автобусов и троллейбусов. Без воздуха мы не услышим звучание музыкальных инструментов потому, что всякий звук есть результат колебания воздушной волны. Сжатый воздух помогает добывать нефть, убирать хлопок с полей, он приводит в действие многие инструменты, которыми пользуется человек. Наверное, у каждого дома есть красивые вазы, графины или игрушки, и это тоже помог человеку сделать воздух. Воздух заполняет купол парашюта. Воздух в акваланге дает возможность наблюдать жизнь моря под водой. Воздух уносит ракеты за пределы земли, и помогает самолетам парить в воздушном пространстве.
  • Лампочки, экраны телевизоров, микроскопов, рентгеновские аппараты не будут работать если из них не выкачать воздух, то есть надо создать вакуум.
  • Воздух помогает опускать на дно людей, когда нужно сделать какую-нибудь работу под водой. Например, построить опору для моста. На дно опускают огромный, прочный, железобетонный колпак, не пропускающий ни воды, ни воздуха. Он называется – кессоном. Внутрь кессона опускаются рабочие, роют котлованы и закладывают опоры для свай. Сильные насосы непрерывно подкачивают воздух внутрь кессона, и вода в него не проходит.
  • Подведите итог. Что же такое воздух и для чего он нужен? Правильно! Воздух – источник жизни на Земле. Без пищи человек может прожить пять недель, без воды – пять дней, а без воздуха – не более пяти минут.

 

ФИЗМИНУТКА

Свежий воздух мы вдохнём –

За грибами все пойдём:

Друг за другом по тропинке,

А в руках у нас корзинки.

Вот болотце впереди

Как же нам его пройти?

Встанем на носочки,  

Прыгнем мы на кочку.

На полянке у реки

Мы увидели грибы.

Их в корзинку соберём

И в обратный путь пойдём!

Знаете ли вы, что ….

  • Один легковой автомобиль за 1000 км пробега расходует столько кислорода, сколько человеку необходимо за год.
  • В сутки автомобиль способен выбросить 20 кг. вредных газов, в составе которых и канцерогенные вещества.
  • За последние сто лет деятельность людей поставила под угрозу исчезновения 25 тыс. видов высших растений, более тысячи видов позвоночных животных.
  • В природе все взаимосвязано, и вот уже оксиды свинца обнаружены в снегах Арктики, а пестициды (ядохимикаты для борьбы с вредителями на полях) – в тканях антарктических животных.
  • На одного жителя планеты приходится 167 000 т. атмосферного кислорода в год.
  • В течение 1 мин. человек в среднем употребляет 0,5 л. кислорода.
  • Установлено, что современный пассажирский самолет при полете в течение 9 часов расходует 50 – 75 т. кислорода. Для ракетных двигателей кислорода требуется намного больше.

Закрепление изученного материала.

Игра «Да – нет»

  • Поиграем в игру «Да – нет». Я называю утверждения:  если вы согласны с ним, то ставите 0, если же нет – 1. У вас должно получиться число, которое я задумала.

1. Мы живем на дне Водяного океана? (нет – 1)

2. воздух – это то, чем дышат  (Да – 0)

3. в состав воздуха входит вода  (Нет – 1)

4. воздух  НЕ учувствует в процессе горения? (Нет – 1)

5. Кислород – самый распространенный газ в воздухе?  (Да – 0)

6. Слово «азот» означает – «безжизненный»? (Да – 0)

7. Углекислый газ – это самый главный газ, он необходим для жизни людей, мы им дышим? (Нет-1)

Задуманное число: 1011001

  • Найдите правильный ответ.
  1. Чему равна доля кислорода в воздухе:

а)   10%;      б) 21%;     в) 25%;     г)  5%;    д) 50%;  е) 75%.

  1. Чему равна доля азота  в воздухе:

а)   10%;      б) 21%;     в) 25%;     г)  5%;    д) 50%;  е) 75%.

  1. Закончите предложение

           Воздушная оболочка нашей планеты называется __________________

  • Ответьте на вопросы.

Как вы считаете, откуда в воздухе берется пыль? Приведите примеры.

Как вы думаете, что является источником кислорода на Земле?

На Земле огромное количество потребителей кислорода. Почему же он практически не убывает в атмосфере?

Подумайте, что кроме пожара, может нарушить равновесие газового состава атмосферы?

Итог занятия

  • Как вы думаете, мы ответили на основной вопрос: Что такое воздух?
  • Что было особенно запоминающимся на занятии?
  • Какие новые знания о воздухе вы открыли?

Приложение 1

Текст 1

Ни в заоблачных высотах атмосферы, ни на земле, ни под водой, ни в глубинах земной коры – нет такого места, где не содержался бы кислород. В смеси различных газов кислород составляет 21%. В оставшийся 1% входят углекислый газ, водород, неон, гелий, озон и прочие газы.

     Состав воздуха меняется с высотой. С высотой количество азота уменьшается, доля легких газов (водорода и гелия) увеличивается.

      Ученые, изучая состав воздуха, определили, что в нем всегда есть водяной пар. Содержание его неодинаково. Во влажном воздухе пара больше, чем сухом, особенно его много над поверхностью океанов и морей. Горячие лучи Солнца способны за год перевести в пар слой воды толщиной около 2 м. В сухом, теплом воздухе водяного пара очень мало, а может и совсем не быть.

Текст 2

Воздух окружает нас повсюду. Воздух – это смесь различных газов (в переводе с греческого «газ» означает хаос). Основные газы воздуха – азот и кислород.

     Больше всего в воздухе азота – 78%. Он выделяется из земной коры в результате деятельности микроорганизмов. Горные породы содержат его в 50 раз больше, чем земная атмосфера. Атмосферный азот для биологических процессов имеет сравнительно небольшое значение. Большинством  организмов он не усваивается и в круговорот вовлекается в малых количествах.

Кислород – газ, без которого невозможна жизнь на Земле. Исследуя кислород, английский ученый  Пристли   в 1774 г. увидел, что пламя свечи  горит в нем необычно ярко. Под колпак, где был этот газ, ученый поместил двух мышей. Мыши чувствовали себя прекрасно. Тогда ученый попробовал им подышать сам. Он почувствовал себя так, словно внезапно попал из лаборатории в горную местность с чистейшим воздухом.

Текст 3

В воздухе много примесей, которые загрязняют атмосферу; это мельчайшая пыль и микроорганизмы. Мельчайшую пыль в воздухе можно заметить, глядя сбоку на тонкий луч света, попадающий из-за шторы в затемненную комнату.

       В природе процессы расходования кислорода и его воспроизведение находятся как бы в равновесие, но может нарушаться, что приведет к изменению климата на планете. В атмосфере станет больше углекислого газа. Он тяжелее воздуха, поэтому скапливается в основном у поверхности Земли. Углекислый газ задерживает тепловое излучение Земли, согревает ее, но и не пропускает к Земле часть солнечных лучей. И это ведет к ее небольшому охлаждению, особенно если углекислый газ соединяется с частицами угля, дыма и пыли. В таком случае образуется смесь, так называемый смог. Словно пелена окутывает он крупные промышленные города.

       От избытка углекислого газа на поверхности Земли повышается температура. Начнут таять материки и океанские льды, что может привести к непредсказуемым наводнениям.

Текст 4

Все загрязняющие атмосферный воздух вещества в большей или меньшей степени оказывают отрицательное влияние на здоровье человека. Эти вещества попадают в организм человека преимущественно через систему дыхания. Органы дыхания страдают от загрязнения непосредственно, поскольку около 50% частиц примеси радиусом 0,01-0.1 мкм, проникающих в легкие, осаждаются в них.

       Проникающие в организм частицы вызывают токсический эффект, поскольку они:        

а) токсичны (ядовиты) по своей химической или физической природе;

б) служат помехой для одного или нескольких механизмов, с помощью которых нормально очищается респираторный (дыхательный) тракт;

в) служат носителем поглощенного организмом ядовитого вещества.

       В некоторых случаях воздействие одни из загрязняющих веществ в комбинации с другими приводят к более серьезным расстройствам здоровья, чем воздействие каждого из них в отдельности. Большую роль играет продолжительность воздействия.

      Статистический анализ позволил установить зависимость между уровнем загрязнения воздуха и такими заболеваниями, как поражение верхних дыхательных путей, сердечная недостаточность, бронхиты, астма, пневмония, эмфизема легких, а также болезни глаз. Резкое повышение концентрации примесей, сохраняющееся в течение нескольких дней, увеличивает смертность людей пожилого возраста от респираторных и сердечно-сосудистых заболеваний. В декабре 1930 г. в долине реки Маас (Бельгия) отмечалось сильное загрязнение воздуха в течение 3 дней; в результате сотни людей заболели, а 60 человек скончались - это более чем в 10 раз выше средней смертности. В январе 1931 г. в районе Манчестера (Великобритания) в течение 9 дней наблюдалось сильное задымление воздуха, которое явилось причиной смерти 592 человек. Широкую известность получили случаи сильного загрязнения атмосферы Лондона, сопровождавшиеся многочисленными смертельными исходами. В 1873 г. в Лондоне было отмечено 268 непредвиденных смертей. Сильное задымление в сочетании с туманом в период с 5 по 8 декабря 1852 г. привело к гибели более 4000 жителей Большого Лондона. В январе 1956 г. около 1000 лондонцев погибли в результате продолжительного задымления. Большая часть тех, кто умер неожиданно, страдали от бронхита, эмфиземы легких или сердечно-сосудистыми заболеваниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект. "Что такое опасность?.Пожар. Безопасное поведение."

В конспекте ...Человеку, чтобы жить, надо постоянно решать две задачи – добывать пищу и обеспечивать защиту от опасностей. При этом с развитием человеческого общества, число опасностей и ч...

Конспект урока с презентацией по культуре поведения и общения на тему "Что такое хорошо,что такое плохо?" для коррекционных школ 8 вида, 3 класс "Особый ребенок"

Тема урока: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо». Цель: систематизация и закрепление знаний учащихся по данной теме. Задачи: - расширение представлений об окружающем мире;- развитие ...

конспект "Что такое общество"

материал сделан для подготовки к ЕГЭ в старших класах, но может быть использован и в 8-9 классах...

Конспект урока по чтению В. Маяковский "Что такое хорошо и что такое плохо"

Разработан для учащихся 1-х классов, обучающихся по общеобразовательной программе....

Конспект "Что такое функция"

Конспект "Что такое функция"...

конспект урока Такая загадочная ломанная

Урок по теме Ломанная в   5 классе...

План-конспект открытого занятия «Мы такие разные, но все- таки мы вместе»

Цель: формирование культуры толерантности у участников образовательного процесса при использовании психолого-педагогических технологий. Задачи:1.Формирование основ позитивного взаимодействия и эм...