Конспект занятия "Состав и свойства воздуха"
план-конспект
На занятии обучающиеся знакомятся с составом (смесь природных газов - азота, кислорода, аргона, углекислого газа, воды и водорода) и физическими свойствами воздуха (прозрачен, теплопроводимость, давление на объекты, при охлаждении сжимается, при нагревании расширяется) опытным путем. Узнают о значении воздуха для живых организмов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 409.4 КБ |
Предварительный просмотр:
"СОСТАВ И СВОЙСТВА ВОЗДУХА"
Цель: знакомство с понятием воздух и его свойствами.
Задачи:
- Познакомить с составом (смесь природных газов - азота, кислорода, аргона, углекислого газа, воды и водорода) и физическими свойствами воздуха (прозрачен, теплопроводимость, давление на объекты, при охлаждении сжимается, при нагревании расширяется) опытным путем. Дать представление о значении воздуха для живых организмов.
- Развивать наблюдательность, умение проводить простейшие эксперименты, сравнивать, обобщать, делать выводы.
- Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, коммуникативные качества, навыки сотрудничества со сверстниками.
Оборудование:
- колба, стакан (2 шт.),1 с марганцевой водой.
- пробирки, стеклянная трубка d = 1,5-2 см
- картофель, деревянная палочка длиной 20 см, d = 1,5
- мяч, спиртовка, марганцевокислый калий, свеча.
- компьютер, мультимедийный проектор, презентация “Состав и свойства воздуха”
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент
- Основная часть
– Отгадайте загадку.
Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим
- О ком или о чем говорится в это стихотворении? Конечно о воздухе.
Что такое воздух?
- Слово “воздух” происходит от слова “вдыхать”.
– На какие вопросы вы хотите найти ответ? (Целеполагание)
- Что такое воздух?
- Из чего он состоит?
- Каковы свойства воздуха?
- Как человек их использует?
- Про воздух говорят: «Всю жизнь с ним живем, а ни разу не видели». А мы сейчас попробуем с вами увидеть воздух.
- Если опустить в стеклянную емкость с водой стакан вверх дном и медленно наклонять его, то вы увидите, как из стакана выходит воздух, а на его место в стакан входит вода.
- Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом – атмосферой. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Без воздуха невозможна жизнь на Земле. Без воздуха вечно царствовали бы пустота и безмолвие. Если бы Земля утратила воздух, она, подобно Луне, была бы лишь безжизненным небесным телом.
- Что такое воздух? Это не просто газ, а смесь разных газов. Как вы понимаете слово «смесь»? Всего лишь 2 века назад учёные узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном азота (его в составе воздуха больше всего) – 78%, кислорода – 21% и углекислого газа – 1%.
- Известно, что воздушная оболочка окружает не только нашу планету, она есть и на Венере, и на Марсе. Однако жизни на этих планетах не существует. Почему?
– Какой из газов в воздухе необходим для дыхания, какой газ самый важный? Это кислород. Попробуем получить этот газ.
Практическая работа
Опыт 1. Получение кислорода путем нагревания марганцевокислого калия и обнаружение газа при помощи тлеющей лучинки или тонкой стальной проволоки с угольком на ее конце.
– Почему ярко вспыхнула стальная проволока?
Кислород поддерживает горение. Без него мы не смогли бы завести машину, разжечь печь, сварить на газовой плите обед. Почему же кислород самый важный газ? (Он необходим для дыхания и поддерживает горение)
– Всегда ли состав воздуха одинаков?
Опыт 2 со свечой.
Почему потухла свеча? (Кислород сгорел, а под банкой остался воздух, в котором нет газа, поддерживающего горение. Значит, состав воздуха изменился.)
Дышат люди, животные, и все выдыхают углекислый газ, горит огонь – образуется углекислый газ. Фабрики, заводы выпускают в воздух целые облака углекислого газа. Все живое давно бы задохнулось, если бы не растения. Именно они возвращают в воздух кислород. Чем больше зелени, тем чище воздух.
– Сегодня вы еще больше узнаете о воздухе (его свойствах). Их много, но сегодня мы узнаем только часть свойств. Подрастая, вы будете знакомиться и с другими свойствами.
– Какие свойства воздуха вы знаете?
– Почему я вас вижу? (Воздух прозрачный)
– Тетрадь Саши голубая, доска в классе зеленая. А какого цвета воздух? (Воздух бесцветный) Только толстый слой воздуха имеет голубой цвет.
Опыт 3. Попробуйте сжать воздух? Получилось? А я покажу вам как его сжать.
- Что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении?
- Цель опыта: узнать, что происходит с воздухом при нагревании.
Ход опыта. Возьмём колбу с трубкой. Опустим трубку в воду. Заметим, что вода не входит в трубку — её «не пускает» воздух. Будем нагревать колбу. Из трубки стали выходить пузырьки воздуха.
Вывод: при нагревании воздух расширяется.
- Цель опыта: узнать, что происходит с воздухом при охлаждении.
Ход опыта. Положим на колбу холодную влажную тряпочку. Мы увидим, как вода будет подниматься в трубке. Воздух как бы уступает воде часть своего места.
Вывод: при охлаждении воздух сжимается.
Вывод: воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
Опыт 4. При продвижении 1 картофельного кружка внутрь трубки, второй с шумом вылетает.
– Почему вылетел 2-й кружок? (Трубка была наполнена воздухом. При движении 1-го кружка происходило сжатие воздуха. Сжатый воздух вытолкнул 2-ой кружок)
– Какой вывод можно сделать? (Воздух сжимаем, воздух упруг). Это свойство используется в авто и железнодорожном транспорте для торможения, используется в шинах колес, нужен космонавтам, водолазам, используется в больнице, в реанимации).
(Опыты 5 ,6, 7 дети выполняют в группах. Делают вывод)
Опыт 5. Резиновый мяч при ударе о пол, отскакивает от пола вверх.
Почему? Почему шины велосипеда, машины пружинят? (Мяч наполнен воздухом. От пола отскакивает потому, что воздух, сжатый при ударе мяча об пол, стремится расшириться и занять первоначальный объем). Значит воздух упругий
– Чем сжимают воздух? (Компрессором, насосом).
Опыт 6. Загадка «Он такой большой, что занимает весь мир, он такой маленький, что пролезет в любую щель ». Это загадка про воздух. Воздух занимает место (пробирку опустить в стакан вверх дном, вода не может зайти в пробирку, т.к. воздух занимает место; приподнимают пробирку – выходят пузырьки воздуха) (Приложение 1, слайд 14)
– В нашем учебнике на с 38 есть такое высказывание «Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если…» Как почувствовать воздух?
Опыт 7. Что произойдет, если воздух нагреть?
– Возьмем колбу с трубкой. Опустим трубку в воду. Заметим, что вода не входит в трубку – ее «не пускает» воздух. Нагреваем колбу. Что происходит?
– Из трубки стали выходить пузырьки воздуха.
– Этот опыт показывает, что воздух при нагревании расширяется.
– Теперь положим на колбу холодную влажную салфетку. Что наблюдаем?
– Мы видим, как вода поднимается по трубке. Это происходит потому, что воздух при охлаждении сжимается.
Вывод:
Объем воздуха изменяется в зависимости от его температуры. При нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
Воздух плохой проводник тепла.
Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.
– В сильные морозы вы наденете пальто или шубу? Почему?
Воздух имеет вес: теплый весит меньше, холодный – больше. Знаменитый ученый Галилео Галилей более 300 лет тому назад взвесил воздух. Он взял медный шар с отверстием и поставил на весы. Затем откачал из шара воздух, заткнул отверстие и снова положил на весы. Шар стал легче! Так ученый пришел к выводу, что воздух имеет вес.
Тёплый воздух легче холодного
- Почему, когда парятся в бане, залезают на полок?
- Тёплый воздух поднимается вверх, а холодный остается внизу.
Опыт: на горлышко бутылки с холодной водой надеть шарик, поставить бутылку в тёплую воду.
- Почему шарик надувается?
- При нагревании газ расширяется, а при охлаждении – сжимается.
Значение воздуха
- Как человек использует воздух? Вы сами ответите на этот вопрос, выполнив задание.
Работа в паре. Обучающимся даны конверты с рисунками: одуванчик и клен, гвоздь, сумка, дверь, парусный корабль, вертолет, самолет, воздушный шар, ветряная мельница.
- Выберите те рисунки, которые расказывают о значении воздуха для человека и природы.
IV. первичное закрепление знаний
Отметьте красным карандашом то, что загрязняет воздух, зелёным — то, что не загрязняет. Поясните своё решение.
Вопросы Почемучки:
Перечислите свойства воздуха и подумайте, о каких свойствах воздуха идет речь.
- Почему при ударе мяч отскакивает от пола?
- Почему окна делают с двойными рамами?
- В чем будет теплее: в 10-ти шелковых блузках или в 1-й шерстяной?
- Почему в сильные морозы птицы сидят нахохлившись?
- Что происходит с объемом воздуха при нагревании?
- Что теплее валенки или зимние сапоги? Почему?
VI. Итог занятия
- На какие вопросы мы нашли ответы? Что нового узнали? Почему загрязняется воздух?
VII. Рефлексия
Рефлексию мы проведём в форме лестница успеха. Выберите себе человечка:
«Руки опущены» у меня ничего не получилось,
«Руки согнуты в локтях» понял, но не всё,
«Руки в разные стороны» я все понял, всё получилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация "Свойства воздуха" 5 класс
Урок-презентация...
Урок биологии в 5-м классе «Свойства воздуха»
Данный урок позволяет расширить и углубить знания учащихся о свойствах воздуха, показать практическое применение человеком этих знаний о воздухе....

Конспект урока "Воздух. Свойства воздуха".
Конспект урока по учебному предмету "Живой мир" для учащихся 5 класса с ОВЗ....

Воздух. Свойства воздуха.
Расширение представлений о воздухе в природе и вокруг нас. Обнаружение воздуха вокруг нас с помощью практической деятельности . Исследование значения свойств воздуха для жизни человека в окружающем на...

Конспект занятия по экологическому воспитанию "Свойства воздуха"
В конспекте представлены простые опыты для детей 4-5 лет, которые дети могут провести самостоятельно и сделать вывода....

Интерактивный тест ВОЗДУХ. СВОЙСТВА ВОЗДУХА. Биология. 7 класс. АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Интерактивный тест ВОЗДУХ. СВОЙСТВА ВОЗДУХА. Биология. 7 класс. АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Конспект урока по природоведению на тему "Свойства воздуха" 5 класс ОВЗ
Цель урока: познакомить обучающихся с газообразным телом неживой природы – воздухом, его свойствами. Задачи урока:Личностные: способствовать развитию познавательных способностей, внимания, ...



