Методическая разработка открытого занятия "Автопортрет"
методическая разработка

Кочиева Нинель Вахтанговна

Портрет – это один из жанров изобразительного искусства, отличающийся изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего индивидуального сходства художник в портрете стремиться передать характер человека, его духовный мир. Портретная живопись – это летопись, наглядная история человеческого общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_avtoportret.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого занятия

Педагог дополнительного образования Кочиева Нинель Вахтанговна

Группа «Юный художник» 1 год обучения

Тема занятия: «Автопортрет»

Место проведения: Учебный кабинет №28.

Время: 1:30 час.

Цель:

- подвести обучающихся к пониманию того, что автопортрет – это не только передача индивидуального сходства, но и создание духовного образа человека, отражение его мыслей и чувств.

Задачи:

  • образовательные:

- продолжить знакомство с жанром потрет;

- активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения;

- способствовать поиску соответствия опыта наблюдений и изображения;

- подвести к осмыслению выразительных возможностей цветовой гаммы;

- продолжить освоение приемов работы акварелью;

  • развивающие:

- знакомство с понятиями «автопортрет», «пропорция»;

- закрепить знания о пропорциях лица человека;

- дать представление о том, как с помощью мимики лица передать настроение;

- закрепить навыки смешивания цветов;

  • воспитательные:

-формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека;

- способствовать самостоятельному способу выражения своего отношения к изображаемому.

Формирование УУД на занятии:

личностные:

- навыки организации рабочего места для работы;

- формирование эстетических чувств;

регулятивные:

- умение вместе с педагогом и одногруппниками находить несколько способов выполнения работы;

- умение определять этапы работы; проговаривание пошагового выполнения работы.

познавательных:

- активизация знаний по изучению рисования портрета (форма, строение частей лица);

-умение делать обобщения, сравнения;

- умение анализировать представленные работы и давать им характеристику; -понимание вопросов и умение строить логически верные ответы;

коммуникативных:

- умение находить компромиссные решения при выполнении работы в группе.

Материалы: зеркало, лист А3, карандаш, ластик, гуашь, палитра, кисти, палитра, непроливайка

Методы обучения:

- создание ситуации творческого поиска;

- метод сравнения и сопоставления;

- объяснительно-иллюстративный

Формы работы: беседа, индивидуальная творческая деятельность

Зрительный ряд:

  1. Портрет
  2. Парадный портрет (Рокотов. Портрет Екатерины II, портрет Наполеона).
  3. Камерный портрет (Левицкий Д.Г. Портрет Дьяковой М.А.(Львовой), потрет Д. Дидро, портрет графини Воронцовой А.А. в детстве).
  4. Костюмированный портрет (Левицкий Д.Г. Портрет Хрущовой Е.Н. и Хованской Е.Н., Рубенс П. портрет Саскии в костюме Флоры).
  5. Семейный (групповой) (Маковский К.Е., Славянский Ф.М., Герасимов А.М., Кочев К.).
  6. Автопортрет.
  7. Автопортреты знаменитых художников К. Хетагурова, Рафаэля, Леонардо да Винчи, Альбрехта Дюрера, Тропинина В.А., Рембрандта,
  8. Таблица «Последовательность рисования лица человека»
  9. Таблица «Пропорции лица человека»
  10. Таблица «Глаза», «Нос», «Рот», «Ухо»
  11. Последовательность выполнения акварельного портрета

Оборудование: мультимедийное оборудование, иллюстративный материал

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение

- Что означает слово «портрет»? Дети дают ответы.

Портрет – это один из жанров изобразительного искусства, отличающийся изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего индивидуального сходства художник в портрете стремиться передать характер человека, его духовный мир. Портретная живопись – это летопись, наглядная история человеческого общества.

- Демонстрация видео ряда «Разновидности портрета». При показе репродукций, дети дают характеристики каждой разновидности портрета.

Разновидности портрета:

  • Парадный портрет предусматривает изображение человека, одетого в торжественный наряд в полный рост (стоя, либо сидя на коне). В парадном портрете персона представлена на фоне пейзажа либо архитектурного сооружения. Парадными портретами украшают залы.
  • Камерный портрет - человек, представлен на нейтральном фоне, изображен по пояс, по грудь, либо по плечи. Разновидностью камерного изображения с нейтральным фоном является интимный портрет, выражающий доверительные отношения между художником и портретируемой особой. В них больше передается не значимость человека, а его внутренний мир и характер.
  • Костюмированный портрет Человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. (В наименованиях таких портретов обычно включаются слова «в виде» или «в образе», например, «Екатерина II в виде Минервы»)
  • Семейный (групповой) портрет

Задание: определить по иллюстрации разновидность портрета, определить автора (по возможности).

  1. Объяснение нового материала. Формулировка темы занятия. Объяснение при просмотре визуального ряда задач занятия, рассмотрение возможных способов решения стоящих задач при выполнении практической работы.

- Мы вспомнили несколько разновидностей портрета, но необходимо добавить еще одну. Какую? «Автопортрет». Это и будет темой нашего занятия. Что же такое автопортрет? Дети дают определение жанру «Автопортрет».

Автопортрет – специфический жанр. Художник изображает себя, стремясь передать не только внешнее сходство, но и внутреннее, запечатлевая свое душевное состояние, свое отношение к жизни.

Демонстрация слайдов, репродукций автопортретов живописцев прошлого с пояснительными комментариями Дети попробуют охарактеризовать эти портреты.

- На протяжении многих веков художники считали работу над автопортретом очень полезным занятием. Большинство из них рисовали себя хотя бы один раз, некоторые делали это периодически. Наиболее известным художником, часто практиковавшимся в рисовании автопортрета, был голландский художник Рембрандт, который за свою долгую жизнь нарисовал 50 автопортретов, многие из них являются шедеврами.

- Ребята, давайте определим задачи, которые нам необходимо решить сегодня на занятии.

- Что нам понадобится для того, чтобы нарисовать свой портрет?

  • нарисовать автопортрет, используя зеркало;

- Каждый из вас неповторим. Чем вы отличаетесь друг от друга?

  • передать особенности своего лица, черты характера;

-Какие инструменты и материалы вы будете использовать?

  • передать цветовое решение, используя гуашевые краски.

Перед тем, как перейти к практической работе, давайте вспомним о пропорциях лица человека. Рассматриваем таблицы - Этапы карандашного наброска лица с соблюдение пропорций, Последовательность выполнения живописного портрета. Показ портретов, выполненных художниками-портретистами.

Последовательность ведения работы

  1. Для начала определите композицию будущего автопортрета и его компоновку. Набросайте эскиз силуэта, нанесите на рисунок основные черты лица, прическу, наметьте одежду.
  2. Продумайте цветовую основу портрета – все цвета, выбранные для рисования, должны гармонично сочетаться друг с другом и подчеркивать основную эмоциональную задачу портрета.
  3. Чем более светлые оттенки вы используете, тем более спокойные эмоции вызывает портрет. Чем более яркие и контрастные краски вы выбираете, тем большее напряжение испытает зритель и тем более драматичным станет портрет.
  4. Наблюдайте как формируются переходы между цветами и как лучше использовать разные оттенки гуашей для того, чтобы наилучшим образом продемонстрировать эмоциональную насыщенность и звучность автопортрета.
  5. Не забудьте о световых бликах и затененных местах. Наносите краску кистью легкими движениями, не переусердствуйте с количеством краски.
  6. В конце работы более подробная прорисовка деталей.
  1. Практическая работа. Выполнение рисунка с натуры гуашевыми красками. Сначала выполнение рисунка простым карандашом. Осторожные поправки и уточнения. Пропорциональные особенности модели. Обращение внимания детей на бережное отношение к поверхности бумаги (случайные загрязнения, бездумное, грубое использование ластика, потертости, изломы и т.п.) Индивидуальная работа с каждым ребенком. Раскрытие живописных возможностей и изобразительных средств гуаши. Наблюдение за ходом работы над этюдом. По мере необходимости корректировка последовательности действий и возможных ошибок в работе.
  2. Подведение итогов. Просмотр работ совместно с детьми.


Дата

Педагог дополнительного образования________________________________

______________________подпись

Портрет – это особый вид изобразительного искусства, который помогает нам увидеть и понять других людей. Он позволяет передать настроение и чувства человека, изображенного на картине. Глядя на портрет, мы можем узнать, какие эмоции присущи тому, кого изображают, и каков характер этого человека. Портреты – это некоторые из самых древних произведений искусства. Они начали создаваться ещё в древности. С помощью портретов люди пытались сохранить образы своих предков и показать важных или знаменитых людей.

Чтобы создать портрет, художники используют разные материалы и техники. Некоторые художники рисуют портреты на бумаге или холсте, используя карандаши, краски или мелки. Другие художники создают портреты с помощью фотографии или компьютерных программ.

В древности портреты создавались, чтобы запечатлеть важных и знаменитых людей. Иногда они были сделаны из камня или дерева. В этих портретах очень подробно передавались лица и руки людей. Обычными людями изображения делать не умели – это было дело настоящих мастеров.

С появлением фотографии портреты стали делать с помощью камеры. Сначала фотографии были черно-белыми, а позже стали и цветные. Камера автоматически делала фотографии, и они стали считаться очень похожими на настоящего человека. Сейчас портреты делают с помощью телефона или фотоаппарата.

Зачем нужны портреты

Портреты помогают запомнить лица близких людей. Когда рисуют портреты, можно сохранить в памяти мелочи: цвет волос, форму глаз, размер носа.

Портреты позволяют выразить эмоции и настроение. Художник может передать радость, грусть или любовь, изображая лицо человека.

Портреты помогают сохранить историю. На них изображаются люди, которые сделали что-то важное или знаменитое. Благодаря портретам мы можем узнать о них их истории и достижениях.

Портреты помогают понять, как люди выглядели в прошлом. Иногда мы можем увидеть людей на портретах, которые уже умерли, и узнать, как одевались и что им нравилось.

Автопортрет – специфический жанр. Художник изображает себя, стремясь передать не только внешнее сходство, но и внутреннее, запечатлевая свое душевное состояние, свое отношение к жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

Сохранение тембровой окраски мелодической линии на протяжении всего музыкального произведения...

Методическая разработка открытого урока по немецкому языку "Старый немецкий город"

Данная методическая разработка создана с целью приобщить учащихся к культуре страны изучаемого языка, расширить кругозор учащихся, научить детей рассказывать о городе, в частности, в умении назвать и ...

Методическая разработка открытого занятия

Содержание методической разработки     Пояснительная записка   Методическая карта занятия   Обеспечение занятия   Структура занятия   План занятия ...

Методическая разработка открытого урока на тему "Artificial Intellect\'\'

Открытый урок для студентов технических специальностей на тему "Искусственный интеллект""....

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия "День открытых дверей"

Сценарий Внеклассного мероприятия "День открытых дверей", фотографии...