Дополнительная общеразвивающая программа «Незабудка» Фроловой Надежды Андреевны Санкт-Петербург ГБДОУ ДС 62
рабочая программа

Фролова Надежда Андреевна

 

Дополнительная общеразвивающая программа 

 

«Незабудка»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pdo_frolova_na_nezabudka.doc396 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 62 Приморского района

Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА:

Педагогическим советом ОУ

ГБДОУ детский сад № 62

Приморского района Санкт-Петербурга

Протокол от ______202__ г. №___

УТВЕРЖДЕНА:

Приказом ГБДОУ детский сад № 62

Приморского района Санкт-Петербурга

от « _ » __________ 202_ г. №_______

Заведующий  ____________________

                                    В.М. Янковская

Дополнительная общеразвивающая программа

«Незабудка»

Срок освоения: 1 год

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Разработчик:

Фролова Надежда Андреевна,

педагог дополнительного образования

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основные характеристики ДОП

Направленность программы – художественная.

Адресат - воспитанники 6-7 лет.

Актуальность программы обусловлена усилением внимания государственной и региональной образовательной политики к вопросам духовно-нравственного воспитания детей. Одним из приоритетных направлений воспитательной деятельности в контексте «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» является воспитание, основанное на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества.

ФГОС ДО направлен на целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребёнка-дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций русского народа.

В ГБДОУ №62 восприятию народной культуры воспитанниками всегда уделялось большое внимание, но возникли противоречия между желаемыми результатами образовательного процесса и реальной ситуацией. В настоящее время происходит увлеченность сценически эффектным материалом, народная музыка и хореография предлагается в современной обработке, вопросы бытописания рассматриваются фрагментарно, что сказывается на результате духовно- нравственного воспитания.

На изучение национальных традиций и культуры своего народа,  опираясь на освоение УУД,  направлена данная программа. Кроме того, УУД влияют на социализацию, самореализацию и дальнейшее профессиональное самоопределение обучающихся, на что нацелено дополнительное образование.

Отличительные особенности.

Отличительной особенностью программы является интеграция с общим образованием в содержательном плане и организация интегрированной деятельности.

Так же она предусматривает интегрированное изучение народных традиций в системе: основы бытописания, основы устного и музыкального творчества, основы этнохореографии.

Новизна программы заключается в том, что в основу учебного плана и в содержание занятий заложена цикличность народного календаря и изучение народных традиций в системе: основы народной культуры, бытописание, музыкальный фольклор народная (аутентичная) хореография.

А также в использовании современных технологий (например, «Технология развития критического мышления через чтение и письмо») в условиях дошкольного учреждения. 

Данная программа является инклюзивной, так как обеспечивает равные возможности для обучения и развития всех учащихся, включая детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),так как дети с ОВЗ в ГБДОУ № 62 воспитываются совместно с другими детьми.

Уровень освоения - общекультурный.

Объем – 45 часов. 

Срок освоения- 1 год.

Цель – формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников путем приобщения к истокам народной культуры в условиях специально организованной деятельности и предметно-развивающей среды.

Задачи:

•        Обучающие: сформировать интерес детей к народной культуре, традициям и обычаям и, соответственно, знаниям по вопросам бытописания и народного творчества; расширить словарный запас за счет изучения историзмов.

•        Развивающие: формировать творческие способности, умения самоорганизации детей через изучение народной культуры.

  • Воспитательные: формировать у детей ценностные ориентации, направленные на взаимопомощь и взаимоподдержку, взаимоуважение как с ровесниками так и взрослым поколением.

Планируемые результаты освоения программы

Предметные (содержательные) результаты: уровень знаний и представлений детей по темам программы.

Обучающийся знает и умеет:

  • Знает и называет народные праздники, их традиции и обычаи.
  • Знает и называет элементы русской избы
  • Знает и называет основные предметы крестьянской утвари
  • Знает и называет традиции и обычаи русской семьи и своей семьи
  • Знает и называет элементы народного традиционного костюма
  • Знает и называет основные традиционные ремесла
  • Знает народные игры и их правила
  • Понимает важность труда в жизни человека.
  • Называет качества человека, необходимого для  овладения  ремеслом.
  • Владеет расширенным словарным запасом за счет изучения историзмов.

Метапредметные результаты: усвоение обучающимися  сведения о методах и приёмах познания, структуре знаний  и способах работы с ними. 

Обучающийся обладает следующими УУД:

Регулятивные УУД:

  • Умение определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;
  • Умение работать по предложенному педагогом плану;
  • Умение проговаривать последовательность действий на занятии;
  • Умение высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями);
  • Умение отличать верно выполненное задание от неверно выполненного;
  • Умение совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии;
  • Умение оценивать результаты своей работы.

Познавательные УУД:

  • Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • Умение сравнивать и группировать различные объекты (по материалу изготовления, по нахождению в избе, по принадлежности);
  • Умение делать выводы в результате совместной работы с учителем;
  • Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ментальные карты на основе рисунка)

Коммуникативные УУД:

  • Умение слушать и понимать речь других;
  • Умение ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
  • Умение оформлять свои мысли в устной форме;
  • Умение задавать вопросы;
  • Умение совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
  • Умение сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
  • Умение выполнять различные роли при совместной работе.

Личностные результаты:

Обучающийся обладает умениями:

  • Умение определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения ;
  • Умение выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
  • Умение соотносить свое поведение с принятыми правилами поведения
  • Умение понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • Умение объяснять свое желание;
  • Наличие положительной мотивации к занятиям.

Организационно – педагогические условия реализации ДОП

Язык реализации – русский язык.

Форма обучения - очная.

Особенности реализации - проводятся массовые праздники с участием родителей (законных представителей) и детей.

Условия набора в коллектив - принимаются все желающие, без специального отбора.

Условия формирования групп - одновозрастные группы.

Количество обучающихся - списочный состав формируется с учетом санитарных норм, не менее 15 чел.

Формы организации занятий - занятия проводятся всем составом.

Формы проведения занятий - занятия могут быть построены как традиционно, так и могут быть использованы и нетрадиционные формы: театрализованная встреча, праздник, экскурсия, познавательная игра, индивидуальное творчество, посиделки, исследование.

Занятия могут быть как аудиторные, так и внеаудиторные.

Формы организации деятельности на занятии

  1. фронтальная: работа педагога со всеми учащимися одновременно (беседа, показ, объяснение и т.п.);
  2. групповая: организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь) в малых группах, в т.ч. в парах, для выполнения определенных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого учащегося (группы могут выполнять одинаковые или разные задания, состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности);
  3. коллективная (преимущественно): организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми одновременно (например, создание ментальной карты ),изучение традиционных игр.
  4. индивидуальная: организуется для работы с одаренными детьми, для создания индивидуальных работ.

Материально-техническое оснащение.

Специально оборудованный кабинет для занятий: музей народной культуры.

Музыкальные инструменты: гармонь, балалайка и т.д.

Технические средства обучения: интерактивная доска.

Доступ к информационным системам.

Кадровое обеспечение.

Для проведения праздников возможно присутствие концертмейстера (владение игрой на гармошке или балалайке).

Учебный план

первого года обучения

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля/

аттестации

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие.

Беседа с детьми о правилах поведения на занятиях.

Народный календарь. Знакомство с народным календарем.

1

1

Наблюдение

Беседа с воспитателем

Жизнь деревни осенью. Добрый  обычай «Помочи». Осенние праздники.

1

1

Наблюдение

ПНК Семенов день.  Традиционная игра «Дударь»

1

1

Наблюдение

Игра

ПНК Капустки.

1

1

Наблюдение

Как дом в старину строили.

1

1

Наблюдение

Избушка как милая подружка.

1

1

Наблюдение

Планировка крестьянского дома.

1

Наблюдение

Красный угол.

1

1

Наблюдение

Печной угол.

1

1

Наблюдение

Бабий кут. Утварь как украшение избы. Традиционная игра «Чичары»

1

1

Наблюдение

Игра

Мужской угол и его богатство. Традиционные игры «Полено»

 «Шапки»

1

1

Наблюдение

Игра

Экскурсия в музей русской избы (Музейный центр «Пригожница»)

1

1

Наблюдение

Знатцы. Ремеслу везде почет.

1

1

Наблюдение

Как жила семья в старину. Правила семейной жизни в старину. Семья вместе - душа на месте. Кто рано встает – тому много Бог дает. Доброму гостю всегда рады. Традиционная игра «Как у дяди Якова»

1

1

Наблюдение

Игра

Что ели - пили в старину. Старинная русская кухня

1

1

Наблюдение

Из чего в старину одежду шили. Лен. Хоровод - игра «Уж мы сеяли ленок»

1

1

Наблюдение

Игра

Как одевались  в старину. Взрослая и детская.

Праздничная и повседневная  одежда.

1

1

Наблюдение

Как жили дети в старину.

Пестуньи. Старинные настольные игры.

1

1

Наблюдение

Игра

Детский фольклор: пестушки, заклички, загадки, колыбельные. Потешки. Прибаутки. Загадки. Небылицы. Дразнилки. Скороговорки.

1

1

Наблюдение

Мастерская: Традиционные игрушки.

1

1

Наблюдение

Творческая работа

Хороводная игра «Жила была царевна».

1

1

Наблюдение

Игра

Мастерская: Традиционная кукла.

1

1

Наблюдение

Творческая работа

Жизнь деревни зимой.

1

1

Наблюдение

Зимние забавы детей.

1

1

Наблюдение

Рождество. Святки. Обычаи. Обряды.

1

1

Наблюдение

ПНК День Наума – Грамотника. Как учились в старину. Традиционная игра «Раз, два, три, четыре, меня грамоте учили…»

1

1

Наблюдение

Игра

ПНК Рождество и  Святки.

1

1

Наблюдение

Мастерская: Рождественская звезда.

1

1

Наблюдение

Творческая работа

Масленичная неделя.  Обряды и обычаи.

1

1

Наблюдение

Мастерская: Кукла «Домашняя масленка»

1

1

Наблюдение

Творческая работа

ПНК Масленица.

1

1

Наблюдение

Жизнь деревни весной. Весенний день год кормит. Весенние работы крестьян.

1

1

Наблюдение

Встреча весны. Обряды, связанные с птицами.

1

1

Наблюдение

Мастерская: Кукла Птичка.

1

1

Наблюдение

Творческая работа

ПНК Сороки. Традиционная игра «Тетера»

1

1

Наблюдение

Игра

Как хлеб на стол пришёл. Роль хлеба на Руси.

1

1

Наблюдение

Великий Пост. Обряды и обычаи. Вербное воскресенье.

1

1

Наблюдение

Мастерская: Кукла Зайчик на пальчик.

1

1

Наблюдение

Творческая работа

ПНК Пасхальная радость. Традиционные пасхальные игры.

1

1

Наблюдение

Игра

Жизнь деревни летом. Сенокос. Жатва

1

1

Наблюдение

Семик. Троица.  Купалье. Спасы

1

1

Наблюдение

Летние  забавы детей. Традиционные  игры «Змея», «Суп варить».

1

1

Наблюдение

Игра

Мастерская: Кукла Стригушка

1

1

Наблюдение

Творческая работа

Мастерская: Травяная набойка

1

1

Наблюдение

Творческая работа

Итоговое занятие.

Беседа с детьми о народной культуре

1

1

Наблюдение

Беседа с воспитателем

Итого

45

25

20

ПНК – праздник народного календаря

ПРИНЯТ:

Педагогическим советом ОУ

ГБДОУ детский сад № 62

Приморского района Санкт-Петербурга

Протокол от __________2024 г. №__

УТВЕРЖДЕН:

Приказом ГБДОУ детский сад № 62

Приморского района Санкт-Петербурга

от «____» _________ 202__ г. №_______

Заведующий

____________________ В.М. Янковская

Календарный учебный график реализации

дополнительной общеразвивающей программы

«НЕЗАБУДКА»

на 2024-2025 учебный год

Педагог: Фролова Надежда Андреевна

Год обучения

Дата начала занятий

Дат
окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

1 сен
ября

15 июля

4

45

45

1 занятие в неделю по 30 мин.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 62 Приморского района

Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА:

Педагогическим советом ОУ

ГБДОУ детский сад № 62

Приморского района Санкт-Петербурга

Протокол от ______202__ г. №___

УТВЕРЖДЕНА:

Приказом ГБДОУ детский сад № 62

Приморского района Санкт-Петербурга

от « _ » __________ 202_ г. №_______

Заведующий  ____________________

                                    В.М. Янковская

Рабочая программа

к дополнительной общеразвивающей программе

«Незабудка»

Срок освоения: 1 год

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Разработчик:

Фролова Надежда Андреевна,

педагог дополнительного образования

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие.1ч

Теория

Беседа с детьми о правилах поведения на занятиях.

Народный календарь. Знакомство с народным календарем.

Тема 1. Жизнь деревни осенью. 3 ч

Теория

Жизнь деревни осенью. Добрый  обычай «Помочи». Осенние праздники.

Практика

ПНК Семенов день.  Традиционная игра «Дударь».  ПНК Капустки.

Тема 2.Изба. 8ч.

Теория

Как дом в старину строили. Избушка как милая подружка.

Планировка крестьянского дома. Красный угол. Печной угол. Бабий кут. Утварь как украшение избы. Традиционная игра «Чичары»

Практика

Мужской угол и его богатство. Традиционные игры «Полено»

 «Шапки»

Экскурсия в музей русской избы (Музейный центр «Пригожница»)

Тема 3. Кто такие знатцы. 1 ч.

Теория

Знатцы. Ремеслу везде почет.

Тема 4. Как жила семья в старину. 1ч.

Теория

Правила семейной жизни в старину. Семья вместе - душа на месте. Кто рано встает – тому много Бог дает. Доброму гостю всегда рады. Традиционная игра «Как у дяди Якова»

Тема 5. Что ели - пили в старину.1ч.

Теория

 Старинная русская кухня

Тема 6. Как одевались  в старину.2ч.

Теория.

Из чего в старину одежду шили. Лен. Хоровод - игра «Уж мы сеяли ленок» Как одевались  в старину. Взрослая и детская.

Праздничная и повседневная  одежда.

Тема 7. Как жили дети в старину. 4ч.

Теория

Как жили дети в старину. Пестуньи. Старинные настольные игры.

Детский фольклор: пестушки, заклички, загадки, колыбельные. Потешки. Прибаутки. Загадки. Небылицы. Дразнилки. Скороговорки.

Практика

Мастерская: Традиционные игрушки.

Мастерская: Традиционная кукла.

Хороводная игра «Жила была царевна».

Тема 8. Жизнь деревни зимой.  9 ч

Теория

Жизнь деревни зимой. Зимние забавы детей. Рождество. Святки. Обычаи. Обряды.

Практика

ПНК День Наума – Грамотника. Как учились в старину. Традиционная игра «Раз, два, три, четыре, меня грамоте учили…»

ПНК Рождество и  Святки.

Мастерская: Рождественская звезда.

Теория

Масленичная неделя.  Обряды и обычаи.

Практика

ПНК Масленица.

Мастерская: Кукла «Домашняя масленка»

Тема 9. Жизнь деревни весной.  9 ч

Теория

Жизнь деревни весной. Весенний день год кормит.. Весенние работы крестьян.

Встреча весны. Обряды, связанные с птицами.

Практика

 ПНК Сороки. Традиционная игра «Тетера»

Мастерская: Кукла Птичка.

Теория

Как хлеб на стол пришёл. Роль хлеба на Руси.

Великий Пост. Обряды и обычаи. Вербное воскресенье.

Практика

ПНК Пасхальная радость. Традиционные пасхальные игры.

Мастерская: Кукла Зайчик на пальчик.

Тема 10. Жизнь деревни летом. 5ч

Теория

Жизнь деревни летом. Сенокос. Жатва

Семик. Троица.  Купалье. Спасы.

Практика

Летние  забавы детей. Традиционные  игры «Змея», «Суп варить».

Мастерская: Кукла Стригушка

Мастерская: Травяная набойка

Итоговое занятие. 1ч

Беседа с детьми о народной культуре.

МЕТОДИЧЕСКИЕ И  ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫ

При  реализации программы используются личностно-ориентированные педагогические  технологии:

Педагогические технологии и методы.

  1. Технология  «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
  2. Информационно - коммуникативные технологии.
  3. Игровая технология.
  4. Здоровьесберегающие технологии.

Методы и приемы:

  1. Метод Ментальная карта,
  2. Практический метод (народная игра, народная сюжетно- ролевая игра, дидактические настольные игры по темам занятий)
  3. Корзина идей;
  4. Тонкие и толстые вопросы;
  5. Синквейн;
  6. Игровая проблемная ситуация.
  7. Праздники народного календаря;
  8. Изучение детского фольклора (песни, игры, потешки, дразнилки и тд)
  9. Физкультминутка;
  10. Пальчиковая гимнастика;

Дидактические материалы. ЭОР: 

  1. Предметы старинной утвари,
  2. Макет русской избы,
  3. Материалы для исследовательской-экспериментальной деятельности,
  4. Репродукции произведений изобразительного искусства;
  5. Старинные фотографии,
  6. Элементы народных костюмов,
  7. Настольные и народные настольные  игры: «Фольклорное домино», «Фольклорная пара», «Фольклорный Дубль», «Щелкуны», «Лягушки», «Щепки», Бирюльки.
  8. Дидактический материал для создания ментальных карт: иллюстративный раздаточный материал
  9. Мультимедийные презентации
  10. Аудио и видео  записи по темам занятий.

Информационное обеспечение – аудио-, видео-, интернет - источники

Аудио-, видео- источники.

Интернет – ресурсы: https://kizhi.karelia.ru/info/about/audio/12175.html?ysclid=m2j0q45l230756290

Интернет источники:

  1. Интернет ресурсы: https://www.hobobo.ru/zagadki/russkie-narodnye-zagadki/
  2. Интернет ресурсы: https://kulturaeao.ru/kak-zhili-lyudi-na-rus
  3. Интернет ресурсы: https://doshvozrast.ru/roditeli/roditelistihi24.htm
  4. Интернет ресурсы: http://iamruss.ru/orudiya-truda-russkih-krestyan

Список  литературы для педагогов.

Нормативно – правовая база разработки ДОП:

  1. ФЗ РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
  2. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об  образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания  обучающихся» от 31.07.2020 № 304-ФЗ
  3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030  года. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 31  марта 2022 г. № 678-р
  4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.
  5. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной  деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Приказ Министерства Просвещения России от 27.07.2022 № 629
  6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021№652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
  7. Программа преемственности формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному образованию, 2018 г
  8. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную  деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий  при реализации образовательных программ // Приказ Министерства образования и науки  Российской Федерации от 23.08.2017 № 816
  9. Методические рекомендации «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации». Письмо Минпросвещения России от 30.12.2022NАБ-3924/06
  10. Методические рекомендации «Особенности реализации дополнительных  общеобразовательных программ с применением электронного обучения и  дистанционных образовательных технологий». – СПб., 2020;
  11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и  оздоровления детей и молодежи». (срок действия до 01.01.2027.
  12. Распоряжение Комитета по образованию от 25.08.2022 №1676-р «Об утверждении критериев оценки качества дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и индивидуальными и предпринимателями Санкт-Петербурга».

Литература для педагогов:

  1. Бурьяк М. К. Певческое этновоспитание детей (на примере этнокультурных традиций Новгородской земли) в -3-х частях.  – Великий Новгород, 2022.
  2. Гогоберидзе А Г, Деркунская В. А. Детство с музыкой. – СПб: Детство – Пресс, 2020.
  3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. С-П., 2003.
  4. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. С.-П., 2003.
  5. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М., Просвещение, 2004.
  6. Князева О. Л., Махнева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб:  Детство – Пресс, 2020.
  7. Левкович С.П. Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях.    - СПб.: Литография СПб,  2015.
  8. Михеева Л. Н.Русские народные праздники / Л. Н. Михеева; худ. Е. А. Румянцева.        - М.: Дрофа-Плюс, 2007.
  9. Шангина И.И. Русский народ: Будни и праздники: Энциклопедия / И. И. Шангина.       - СПб : Азбука-классика, 2003
  10. Яковлева Н. Н., Использование фольклора в развитии дошкольника. – СПб: Детство – Пресс, 2019.

Литература для родителей и детей:

  1. Волков В.М. Русская деревня: Труд, быт и нравы наших предков. / В. М. Волков.          - М.: Белый Город,2005
  2. Князева О.Л., Как жили люди на Руси.- СПб: Детство-Пресс,1998.
  3. Коротков М.В. Путешествие в историю русского быта. - М: Дрофа, 2008
  4. Левкиевская  Е. Е. Русские праздники. – СПб: Речь, 2016.
  5. Межиева, М. В. Праздники на Руси / М. В. Межиева. - М.: Белый город, 2007.

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

В ходе изучения программы педагог осуществляет изучение динамики освоения предметного содержания программы, личностного развития и освоения метапредметных знаний.

Входной контроль проводится в начале реализации программы.

Промежуточный контроль проводится в середине учебного года.

Итоговый контроль – контроль достижений планируемых результатов – мониторинг формирования духовно-нравственных ценностей у  дошкольников путем приобщения к истокам народной культуры в рамках реализации программы «Незабудка» (проводится по окончанию реализации программы).

Мониторинг формирования духовно-нравственных ценностей у  дошкольников путем приобщения к истокам народной культуры в рамках реализации программы «Незабудка» осуществляется по двум аспектам:

  1. Предметному (содержательному): выявляется уровень знаний и представлений детей по темам предмета.
  2. Метапредметному: Усвоение обучающимися  сведения о методах и приёмах познания, структуре знаний  и способах работы с ними, саморегуляция и управление своей деятельностью.  Оценка  усвоения обучающимися духовно-нравственных ценностей, умений эффективного общения ребёнка со сверстниками и взрослыми. умение управлять знаниями о нравственности. Уровень мотивации на совершение добрых дел и поступков.

Организация проведения мониторинга

Мониторинг проводится педагогом дополнительного образования. В случае необходимости к мониторингу могут быть привлечены воспитатель и другие специалисты детского сада.

Сроки проведения – 3 раза в год, в сентябре (вводный), в середина года (промежуточный)  и в июль (итоговый).

Мониторинг формирования духовно-нравственных ценностей у  дошкольников путем приобщения к истокам народной культуры  осуществляется с использованием следующих методов:

  • наблюдение за ребёнком в процессе проведения активных занятий по программе и в других видах деятельности. Наблюдение  за детьми осуществляется в процессе проведения занятий, которые проводятся на основе активных форм обучения. Активные формы обучения являются ключевым элементом системного подхода. практически все дети, независимо от ведущего типа восприятия, оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают, думают и делают. Совместная деятельность детей в процессе познания, освоение материала, предполагает, что каждый ребёнок вносит свой особый индивидуальный вклад, активно обменивается знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получить новые знания, но и развивает познавательную деятельность, переводит ее на более высокий уровень сотрудничества.
  • анкетирование родителей;
  • анализ продуктов детской деятельности.

По итогам мониторинга заполняются таблицы индивидуальных и итоговых показателей по группе по  результатам мониторинга сформированности  духовно-нравственных ценностей у детей.

Методический инструментарий мониторинга

Для проведения мониторинга разработан и используется следующий

методический инструментарий оценки формирования духовно-нравственных ценностей и их выраженность в баллах в процессе освоения программы:

  1. Показатели оценки формирования духовно-нравственных ценностей у детей и их выраженность в баллах в процессе освоения программы  (Приложение №1).
  2. Бланк фиксации индивидуальных показателей и итоговых показателей по группе оценки формирования духовно-нравственных ценностей и их выраженность в баллах в процессе освоения программы (Приложение №2).
  3. Анкета для родителей «Ребенок глазами родителей» (Приложение №3).

Приложение №1.

Показатели оценки формирования духовно-нравственных ценностей у детей и их выраженность в баллах в процессе освоения программы  

Показатели развития

Высокий уровень - 3 балла

Средний уровень - 2 балла

Низкий уровень - 1 балл

Содержательный аспект:

уровень знаний и представлений детей по темам программы.

  1. Знает и называет народные праздники, их традиции и обычаи.
  2. Знает и называет элементы русской избы
  3. Знает и называет основные предметы крестьянской утвари
  4. Знает и называет традиции и обычаи русской семьи и своей семьи
  5. Знает и называет элементы народного традиционного костюма
  6. Знает и называет основные традиционные ремесла
  7. Знает народные игры и их правила
  8. Понимает важность труда в жизни человека.
  9. Называет качества человека, необходимого для  овладения  ремеслом.

Метапредметный аспект

Усвоение обучающимися  сведения о методах и приёмах познания, структуре знаний  и способах работы с ними.  Нравственно-этическое оценивание усеваемого содержания.

Оценка  усвоения обучающимися духовно-нравственных ценностей, умений эффективного общения ребёнка со сверстниками и взрослыми. умение управлять знаниями о нравственности. Уровень мотивации на совершение добрых дел и поступков.

Регулятивные УУД:

  1. Умение определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;
  2. Умение работать по предложенному педагогом плану;
  3. Умение проговаривать последовательность действий на занятии;
  4. Умение высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями);
  5. Умение отличать верно выполненное задание от неверно выполненного;
  6. Умение совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии;
  7. Умение оценивать результаты своей работы.

Познавательные УУД:

  1. Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  2. Умение сравнивать и группировать различные объекты (по материалу изготовления, по нахождению в избе, по принадлежности);
  3. Умение делать выводы в результате совместной работы с учителем;
  4. Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ментальные карты на основе рисунка)

Коммуникативные УУД:

  1. Умение слушать и понимать речь других;
  2. Умение ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
  3. Умение оформлять свои мысли в устной форме;
  4. Умение задавать вопросы;
  5. Умение совместно с педагогом договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
  6. Умение сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
  7. Умение выполнять различные роли при совместной работе.

Личностные результаты:

  1. Умение определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения;
  2. Умение выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
  3. Умение соотносить свое поведение с принятыми правилами поведения;
  4. Умение понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  5. Умение объяснять свое желание;
  6. Наличие положительной мотивации к занятиям

Приложение №2

Бланк фиксации

индивидуальных показателей и итоговых показателей по группе 

оценки формирования духовно-нравственных ценностей и их выраженность в баллах в процессе освоения программы

Ф.И.О. педагога: ________________________

Дата проведения _______________ № группы___  

Количество обучающихся по списку________  

Количество принявших участие в диагностике ______

Таблица №1

Содержательный аспект:

уровень знаний и представлений детей по темам программы.

Высокий уровень - 3 балла

Средний уровень - 2 балла

Низкий уровень - 1 балл

№ по списку

Фамилия

Имя

1

2

3

4

5

……….

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Показатели развития

сентябрь

декабрь

июль

сентябрь

декабрь

июль

сентябрь

декабрь

июль

сентябрь

декабрь

июль

сентябрь

декабрь

июль

Знает и называет народные праздники, их традиции и обычаи.

Знает и называет элементы русской избы

Знает и называет основные предметы крестьянской утвари

Знает и называет традиции и обычаи русской семьи и своей семьи

Знает и называет элементы народного традиционного костюма

Знает и называет основные традиционные ремесла

Знает народные игры и их правила

Понимает важность труда в жизни человека.

Называет качества человека, необходимого для  овладения  ремеслом.

Метапредметный аспект

Усвоение обучающимися  сведения о методах и приёмах познания, структуре знаний  и способах работы с ними.  Нравственно-этическое оценивание усеваемого содержания.

Оценка  усвоения обучающимися духовно-нравственных ценностей, умений эффективного общения ребёнка со сверстниками и взрослыми. умение управлять знаниями о нравственности. Уровень мотивации на совершение добрых дел и поступков.

Высокий уровень - 3 балла

Средний уровень - 2 балла

Низкий уровень - 1 балл

Таблица №2

№ по списку

Фамилия

Имя

1

2

3

4

5

……….

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Время

мониторинга

Показатели

развития

сентябрь

декабрь

июль

сентябрь

декабрь

июль

сентябрь

декабрь

июль

сентябрь

декабрь

июль

сентябрь

декабрь

июль

сентябрь

декабрь

июль

Регулятивные УУД

Умение определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;

Умение работать по предложенному педагогом плану;

Умение проговаривать последовательность действий на занятии;

Умение высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями);

Умение отличать верно выполненное задание от неверно выполненного;

Умение совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии;

Умение оценивать результаты своей работы.

Таблица №3

№ по списку

Фамилия

Имя

1

2

3

4

5

……….

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Время

мониторинга

Показатели

развития

сентябрь

декабрь

июль

сентябрь

декабрь

июль

сентябрь

декабрь

июль

сентябрь

декабрь

июль

сентябрь

декабрь

июль

сентябрь

декабрь

июль

Познавательные

 УУД

Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

Умение сравнивать и группировать различные объекты (по материалу изготовления, по нахождению в избе, по принадлежности);

Умение делать выводы в результате совместной работы с учителем;

Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ментальные карты на основе рисунка)

Таблица №4

№ по списку

Фамилия

Имя

1

2

3

4

5

……….

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Время

мониторинга

Показатели

развития

сентябрь

декабрь

июль

сентябрь

декабрь

июль

сентябрь

декабрь

июль

сентябрь

декабрь

июль

сентябрь

декабрь

июль

сентябрь

        декабрь        июль

декабрь

июль

Коммуникативные УУД

Умение слушать и понимать речь других;

Умение ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения

Умение оформлять свои мысли в устной форме;

Умение задавать вопросы;

Умение совместно с педагогом договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;

Умение сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;

Умение выполнять различные роли при совместной работе.

Таблица №5

№ по списку

Фамилия

Имя

1

2

3

4

5

……….

показатель по группе (среднее значение)

Время

мониторинга

Показатели

развития

сентябрь

декабрь

июль

сентябрь

декабрь

июль

сентябрь

декабрь

июль

сентябрь

декабрь

июль

сентябрь

декабрь

июль

сентябрь

декабрь

июль

Личностные результаты:

Умение определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения

Умение выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы

Умение соотносить свое поведение с принятыми правилами поведения

Умение понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать

Умение объяснять свое желание;

Наличие положительной мотивации к занятиям

Приложение №3

Анкета для родителей « Ребенок глазами родителей».

ФИО ребёнка__________________________________лет_______группа__________

Уважаемые родители! Прошёл ещё один учебный год развития ваших детей по программе «Незабудка». Пришло время осмыслить полученные результаты.  Просим Вас искренне ответить на вопросы анкеты, какие качества характерны для вашего ребенка.

Подчеркните или обведите соответствующие:

А. Сформированность понимания ценностей семьи:

  1. любовь к родителям, оказание им посильной помощи;
  2. проявление уважительного отношения к старшим;
  3. проявление заботливого отношения к младшим;
  4. любовь к своей семье, родному дому (проявление ребёнком доброго, чуткого, заботливого отношения к близким);
  5. участие ребёнка в семейных праздниках, изготовление подарков своими руками;
  6. .участие ребёнка в общих семейных делах;
  7. .желание следовать традициям своей семьи;
  8. послушание старшим;
  9. другое (указать)._________________________________________________________

Б. Проявление ребёнком патриотических чувств:

  1. .любовь к родному краю, России;
  2. .желание и интерес к познанию культуры, истории и природы родного края;
  3. уважение к защитникам Отечества;
  4. .другое (указать). _____________________________________________________

В. Какие коммуникативные умения характерны для вашего ребёнка?

Подчеркните или обведите соответствующее

  1. Умение слушать и понимать речь других;
  2. Умение ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
  3. Умение оформлять свои мысли в устной форме;
  4. Умение задавать вопросы;
  5. Умение договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
  6. Умение сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
  7. Умение выполнять различные роли при совместной работе.

Г. Какие нравственно – этические нормы характерны для Вашего ребенка?

Подчеркните или обведите соответствующее

  1. Умение определять и высказывать под вашим руководством самые простые общие для всех правила поведения;
  2. Умение выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
  3. Умение соотносить свое поведение с принятыми правилами поведения;
  4. Умение понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  5. Умение объяснять свое желание;
  6. Наличие положительной мотивации к занятиям

Уважаемые родители! Благодарим Вас за участие в анкетировании и сотрудничество в реализации программы дополнительного образования.

Ваши пожелания педагогу______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА.

Структура занятия на основе

Технологии развития критического мышления через чтение и письмо

ЗАДАЧИ ЭТАПА

Вхождение в тему и создание условий для осознанного восприятия нового материала через "извлечение" уже известного и выяснение появившихся вопросов

Ввод новой информации и организация разных способов работы с ней

Подведение итогов, обобщение полученных

З и У, осознание новой информации и затруднений, путей выхода из ситуации затруднения.

ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА

Вызов уже имеющихся знаний у обучающихся по изучаемому вопросу.

Фиксация первичных представлений,

 мотивация для дальнейшей работы

Организация деятельности для получение обучающимися новой информации в ходе работы с разными источниками знаний и  фиксация полученной  информации

Организация подведения итогов занятия

обобщение полученных знаний и умений,

организация рефлексии

ЭТАПЫ

ВЫЗОВ

ОСМЫСЛЕНИЕ

РЕФЛЕКСИЯ

ДЕЙСТВИЯ УЧАЩЕГОСЯ

«Вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (или делает предположения),

задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ

Работает с разными источниками информации, используя предложенные учителем активные методы.

Соотносит "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления. Новая информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается

ПРИЁМЫ

«Корзина идей»

«Синквейн»

 «Верные и неверные утверждения»

«Толстые и тонкие вопросы»

Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы,

«Ментальная карта»

 «Синквейн»

«Толстые и тонкие вопросы»

«Верные и неверные утверждения»

Приемы в соответствии с технологией критического мышления

Приём «Корзина идей» в ДОУ

Прием позволяет выяснить, какие знания уже есть у детей по данной теме.

Приём помогает сформировать у детей умение высказывать своё мнение, слушать товарищей, запоминать сказанное и удерживать произвольное внимание.

Процедура приёма:

  1. Задаётся прямой вопрос о том, что известно воспитанникам по той или иной проблеме.
  2. Каждый вспоминает всё, что знает по проблеме (продолжительность 1–2 минуты).
  3. Происходит обмен информацией в парах или группах. Воспитанники делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более  минут.
  4. Каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
  5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются воспитателем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме занятия.
  6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Приём синквейна в ДОУ

Прием направлен на развитие связной речи дошкольников, умение выделять главную мысль текста, а также выражать свои мысли.

Алгоритм составления синквейна:

  1. Первая строка — это заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
  2. Вторая строка — два слова (прилагательные), описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему.
  3. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов, описывающих действия предмета.
  4. Четвёртая строка — это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чём говорится в тексте.
  5. Пятая строка — последняя. Одно слово — существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, синоним первого слова.

Метод синквейна в работе с дошкольниками можно использовать начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятиями «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение».

Уместнее составлять синквейн в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется работа с детьми в парах, в малых группах и только затем — индивидуально.

Приём «толстых» и «тонких» вопросов в ДОУ

Прием  помогает научить детей думать над услышанным, понимать скрытый смысл.

  1. Тонкие вопросы требуют односложного ответа. Они задаются со словами: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Как звать?».
  2. Толстые вопросы требуют развёрнутого ответа. Звучат примерно так: «Дайте объяснение, почему…?», «А что, если…?», «Почему вы думаете, что…».

Приём может быть использован: на стадии вызова (до изучения темы), при рефлексии (демонстрация понимания пройденного).

Приём «Верные и неверные утверждения» в ДОУ

Прием помогает развить критическое мышление.

Процедура приёма:

  1. Для его использования необходимо заранее подготовить утверждения по теме, чтобы они были под номерами. Детям раздают листочки с таблицей, состоящей из 2 строк и столбцов, количество которых соответствует количеству утверждений. В верхней строке расставлены цифры по порядку.
  2. В начале занятия после объявления темы воспитатель читает утверждения. Дети, если считают, что утверждение верное, ставят под цифрой, соответствующей номеру утверждения, плюс, если неверное — минус.
  3. В конце занятия идёт проверка. Снова читаются те же утверждения, а дети карандашом другого цвета ставят соответствующий знак. Затем можно спросить детей, изменилось ли их мнение относительно какого-либо утверждения.

Если в конце занятия по отношению к каждому утверждению будет поставлен правильный знак, то материал детьми усвоен.

Тезаурус (педагогическая деятельность).

Деятельность  

Деятельность  представляет собой целесообразное изменение и преобразование. Содержит в себе цель, средства, результат и сам процесс как совокупность последовательных действий для достижения этого результата. Леонтьев А.А.

Дополнительное образование 

Это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (ФЗ № 273, гл.1 ст.2 n.14).

Дополнительное образование в российской образовательной системе обеспечивает непрерывность образования, осуществляется параллельно нормативному вектору - обучению по общеобразовательным программам, не является уровнем образования и не имеет федеральных государственных образовательных стандартов.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование (ФЗ № 273, гл.2 cm.10 n. 6).

Духовно-нравственные ценности

Это нравственные ориентиры, которые передаются от поколения к поколению и лежат в основе общероссийской гражданской идентичности.

К духовно-нравственным ценностям относятся: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России

(Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 года №809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»)

Задача.

Средство достижения цели.

Компетентность.

Результат образования, выражающийся в определенном уровне владения, обладания набором компетенций. Чикурова М.В.

Качество личности, предполагающее, что индивид не просто информирован и умеет принять эту информацию, но использует её в качестве основы для обоснованного принятия собственных решений. Бунеев Р.Н.

Компетенция

Совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений. навыков, опыта деятельности, понимания, воли), необходимых. Чтобы осуществлять личностно и социально значимую продуктивную деятельность. Чикурова М.В.

Личностно-ориентированное обучение             

ЛОО - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, его самобытность, самоценность, субъективный опыт каждого раскрывается, затем согласовывается с содержанием, задаваемым обучением.  И.С.Якиманская.

Личность        

Способность к свободному выбору социально-значимых форм поведения в соответствии со своими идеалами, смыслами, ценностями. Гиппенрейтер Ю.Б.

Метод обучения.

Это система совместных действий педагога  и обучающихся, объективно необходимых для возникновения специфических изменений в психике, в действиях обучающегося.

Методика обучения

Совокупность приемов выполнения дидактически необходимых действий, применяемых конкретным преподавателем, отражающих его индивидуальный стиль, освоенные им (и предпочитаемые им) навыки преподавания.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Это универсальные учебные действия, которые обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития ребёнка, а также преемственность всех ступеней образовательного процесса.

Мотивация

Любые побуждения активности человека. Высшей формой мотивации является мотив деятельности 

Мыслительные операции        

Анализ - это мыслительная операция, при которой единой целое (система) делится на части (подсистемы), рассматривается каждая часть и отслеживается взаимодействие между ними.

Синтез - это мыслительная операция, при которой взаимодействующие части (подсистемы) объединяются в единое целое (систему).

Сравнение - это мыслительная операция, при которой общее и различное определяется по существенному или несущественному признаку.

Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несуществленных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

Обобщение – объединение многих предметов или явлений по какому-либо общему признаку.

Классификация – это мыслительная операция, при которой распределение по группам происходит на основе общего признака.

Навык

Автоматизированное выполнение операции, не требующее постоянного контроля сознания; такой уровень освоения операции, при котором она выполняется как бы автоматически, рефлекторно, без постоянного контроля сознания (в теории поэтапного формирования умственных действий операция, выполняемая на уровне умственного действия).

Образование.

Единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; Закон РФ «Об образовании в РФ»

Предметно-развивающая среда.

Это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами.

Результаты обучения

Изменения в психике субъекта учения, создающие условия для выполнения им деятельности нового для него вида.

Самоанализ (рефлексия).

Способность человека осознать собственную деятельность видеть в ней успехи, ошибки, исправлять их и таким образом потреблять и производить культурные ценности, определять свое место в мире, знать свои возможности. К.Вазина

Самоопределение.

Предполагает самостоятельность и позиционную определенность, программу действий для ее выполнения.

Самоорганизация

Способность личности, выражающаяся  в умении  использовать собственные интеллектуальные и эмоциональные черты для решения значимых задач, проявляющееся в обоснованном целеполагании, планировании своей деятельности, мобилизации себя и устойчивой активности в достижении результата, критериальной оценке результатов своих действий.

Попова Н.П. «Формирование умений самоорганизации учителя в педагогической деятельности в процессе повышения квалификации». Великий Новгород,1999.

В педагогической деятельности по отношению к ребёнку могут быть важны следующие умения самоорганизации:

  • Умение определять цель задания.
  • Умение планировать задание.
  • Умение целесообразно выполнять задание.
  • Умение контролировать ход и результаты задания.
  • Умение оценивать ход и результаты задания.

Также важно учить детей строить отношения друг с другом на основе знаний: объяснять, рассказывать, слушать других, оказывать помощь.

Саморазвитие          

Сознательная деятельность, направленная на полную реализацию себя как личности в той социальной сфере деятельности, которая определяется профессией. Это саморазвитие у себя как личностных, так и профессиональных качеств, творческих способностей, знаний, умений, навыков. Т.Л.Журавлева

Самореализация         

Самореализация предполагает постановку целей, утверждение своей самостоятельности, проверку своих представлений, взглядов,  отставание права на уважение, овладение способами самоутверждения, которые бы не ущемляли интересов других. Газман О.

Саморегуляция         

Способ поведения, основанный на осознании субъектом своих собственных целей в тесной связи с общественными и выбор общественно-ценных средств и методов достижения этих целей. Л.Н.Лесохина

Содержание (в рамках системно–деятельностного подхода)        

Содержание - не то, что передается в исходном тексте (мысли, речи) или в плане демонстрации, а то, что  возникает  в процессе понимания-непонимания и рефлексивной коммуникации по поводу ситуации непонимания. Содержанием обучения, образования, воспитания оказывается то, что совместно удерживается, по крайней мере, двумя участниками коммуникации. Щедровицкий П.Г                                                                              

Технологическая модель обучения

Последовательность технологически и дидактически обоснованных действий педагога и субъектов учения, объективно необходимых для достижения объективно заданной цели обучения на конкретном занятии.

Умение

Уровень освоения действия или деятельности, позволяющий индивиду осуществлять ее осознанно и с необходимым уровнем качества.

Цель

Осознанный образ предвосхищаемого результата активности человека.

Ценности        

Ценности - это то, что человек особенно ценит в своей жизни, в чём он видит особенный жизненный смысл. Крыжко В.В., Павлютенков Е.М.

Тезаурус (дополнительное образование).

Дополнительное образование.

Это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (ФЗ № 273, гл.1 ст.2 n.14).

Дополнительное образование в российской образовательной системе обеспечивает непрерывность образования, осуществляется параллельно нормативному вектору - обучению по общеобразовательным программам, не является уровнем образования и не имеет федеральных государственных образовательных стандартов.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование (ФЗ № 273, гл.2 cm.10 n. 6).

Образовательная программа.

Комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации (ФЗ № 273, гл.1 cm.2 п. 9).

К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы — дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки (ФЗ № 273, гл.2 cm.12 п.4).

Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие, программы спортивной подготовки и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей. (ФЗ № 273, гл.10 ст.75 п.2).

Дополнительные общеразвивающие программы реализуются для детей и для взрослых. Дополнительные общеобразовательные программы в зависимости от содержания, преобладающих видов деятельности могут быть следующих направленностей (Порядок, n.9): технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной (в соответствии с Приказом Минпросвещения РФ от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»).

К компетенции образовательной организации относится разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации (ФЗ № 273, cm.28 n.6; Порядок, n.5).

Образовательные программы определяют содержание образования (ФЗ № 273, cm.12, n.1).

Разработка и проектирование дополнительных общеобразовательных программ в образовательной организации регламентируется соответствующим локальным актом.

Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей обр деятельность (ФЗ № 273, гл.10 ст.75 n.4).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы (Порядок, n.11). Обновление и утверждение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется до начала нового учебного года.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время (Порядок, n.6).

При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение с учетом требований Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 (ФЗ №273, гл.2 ст.13 п.2; Порядок n.10).

При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий (ФЗ № 273, гл.2 ст.13 п.3).

Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации {ФЗ № 273, гл.2 ст.13 n.1).

Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей (ФЗ № 273, гл.10 cm.25 n.72), но при этом к освоению образовательного содержания допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы (ФЗ № 273, ст.75, п.3).

Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Допускается сочетание различных форм (ФЗ № 273, cm.17, n.2,4).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы) (далее - объединения), а также индивидуально (Порядок, п.7).

Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность и периодичность занятий зависят от направленности программы и индивидуальных особенностей обучающихся, что определяется локальным нормативным актом образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность. Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, переходить в процессе обучения из одного объединения в другое. (Порядок, п.9).

Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него обучающихся с OB3 и (или) детей-инвалидов, инвалидов. Численность обучающихся с OB3, детей инвалидов и инвалидов в учебной группе устанавливается до 15 человек (Порядок, n.21).

В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав (Порядок, n.16).

Обучающиеся могут осваивать как всю ДОП в целом, так и отдельные ее части (ФЗ № 273, ст.54 п.22), то есть обучаться по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой образовательной программы.

Индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося» (ФЗ № 273, cm.2 n.23). Возможность обучения по индивидуальному учебному плану должна учитываться при проектировании учебного плана ДОП. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность (Порядок, n.8).

Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения (Порядок, n.9).

При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально (Порядок, n.17).

При реализации дополнительных общеобразовательных программ организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей) (Порядок, n.14).

Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией (ФЗ № 273, ст.58 n.1). К компетенции образовательной организации относятся осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения (ФЗ № 273, ст.28 п.10), (Порядок, n.18).

В тексте программ в отношении лиц, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы, в соответствии со ст.33 ФЗ-273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» можно использовать термины «обучающиеся» и «учащиеся».

Словарь историзмов

 (слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления).

Амбар - строение для хранения зерна, муки, припасов.

Венец - четыре скреплённых брёвен, образующих один ярус деревянного сруба.

Изба - деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в сельской местности России.

Изгородь - лёгкий забор, ограда

Клеть  - отдельная нежилая постройка для хранения имущества; кладовая.

Конёк -  украшение дома, помещался на крышу избы.

Кочерга - толстый железный прут, загнутый на конце под прямым углом, используется для выгребания углей, перемещения дров в горящем камине или печи.

Коромысло  - дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер

Лобовая доска  - крепилась над окнами на верхние бревна сруба.

Люлька - кроватка для младенца.

Наличник - узоры на деревянных дощечках, расположенные  вокруг окна.

Полати -  самое теплое место в доме (спальное место детей и стариков).

Полотенце  - один из элементов украшения деревянной избы.

Помочи – старинный обычай взаимопомощи крестьян.

Причелина - доски с резным орнаментом, покрывающие края крыши.

Печь -  каменное устройство в избе для приготовления пищи и обогрева помещений.

Рубель – деревянное приспособление для глажения белья.

Сени -  пристройка к деревенскому дому.

Сруб - стены рубленого деревянного сооружения, собранные из обработанных брёвен.

Самовар - устройство для кипячения воды и приготовления чая.

Ставня - деревянная створка, чтобы прикрывать окна в избе.

Ухват - приспособление для подхватывания в печи горшков, чугунов -  железное полукольцо в виде двух рогов на длинной рукояти.

Хлев - помещение для скота (коров, телят, овец), а также для крупной домашней птицы.

Чугунок - металлический горшок для приготовления пищи в печи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга 5класс

Материал IX Фестиваля «Использование информационных технологий вобразовательной деятельности»...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Поиск эффективных решений здоровьесозидания в учреждении дополнительного образования ДДЮТ «На Ленской» Красногвардейского района Санкт-Петербурга (из опыта работы)

Статья рассказывает  о деятельности ДДЮТ "На Ленской" в области здоровьесозидания.Поиск  и реализация действенных  способов  привлечения учащихся учреждения дополнительно...

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА С...