Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга 5класс
рабочая программа по истории (5 класс) по теме

Материал IX Фестиваля 

«Использование информационных технологий в

образовательной деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_programma_na_festival.doc276 КБ

Предварительный просмотр:

 

Рассмотрено

на заседании МО

Протокол от  «   28  »  августа  2012 года

 1


Согласовано

Педсовет ГБОУ школа №23 с углубленным изучением финского языка Невского района Санкт-Петербурга

Протокол от  « 29 »   августа   2012 года

1

Утверждаю

Директор

ГБОУ школа №23 с углубленным изучением финского языка Невского района Санкт-Петербурга

___________________ /Т.И.Бондарчук

Приказ от «   1  »  сентября  2012 года №_69\6

Рабочая программа

по истории и культуре Санкт-Петербурга

5-Б класс

Составила:

Маньковская Е.А.,

учитель

первой квалификационной категории

2012 -2013 учебный год

 Класс 5

  Количество часов :

          Всего           35 часов       

В неделю      1 час

   Уровень программы: базовый

Пояснительная записка:

Планирование составлено на основе Требований к краеведческой подготовке учащихся, разработанных сотрудниками кафедры прикладной культурологии СПбАППО совместно с методистами районных Научно-методических центров.

Цели курса: создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации школьника в мире города, овладения им способами освоения культурного наследия Санкт-Петербурга.

Цель программы:

способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов, музейных экспозиций и традиций как части не только отечественного, но всемирного культурного наследия, а себя – как носителей  традиций мировой культуры, хранителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец.

1. Продолжить формирование познавательного интереса к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами,  традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия.

2. Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо расширить имеющиеся у них знания:

  1. о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов;
  2. о создателях и хранителях этого уникального петербургского наследия.

3.Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:

  1. ориентироваться в культурном пространстве города,
  2. понимать особенности городских объектов как источников информации,
  3. применять полученные знания.
  4. совершенствовать общеучебные умения
  5. выражать впечатление от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению

Требования к уровню подготовки учащихся:

Познавательный интерес учащихся проявляется в их ориентированности на познание культурного наследия города: желании выполнить дополнительное задание; посетить изученные памятники и найти новые, побывать в музее; прочитать рекомендованную книгу; самостоятельно «добыть» новую информацию; принять участие во внеклассной краеведческой деятельности.

Выпускники 5 класса

- грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия, обозначенные в программе;

- перечисляют петербургские музеи, в коллекциях которых хранятся подлинные памятники всемирного культурного; называют  конкретные экспонаты (соответственно программе); узнают их по изображению; рассказывают о них  как памятниках культурного наследия мира и Петербурга (в соответствии  с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем); объясняют их историко-культурную значимость;

- перечисляют петербургские традиции, «пришедшие» в современную жизнь из далекого прошлого (соответственно программе); рассказывают о них как об уникальных традициях всемирного и петербургского культурного наследия (в соответствии  с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем);

- называют фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия; соотносят фамилию и конкретный памятник; рассказывают о вкладе конкретного  человека в формирование петербургского наследия; разъясняют причины появления подлинных и стилизованных памятников, а также   причины их сохранения.

Ориентируются:

- по карте-схеме  и карте достопримечательностей города, пригородов; схеме метрополитена и карте транспорта Санкт-Петербурга  (соответственно программе);

- в реальном городе (по природным ориентирам, по городским ориентирам и доминантам; по маршрутному листу; по карте достопримечательностей);

- объясняют необходимость соблюдения правил поведения горожанами; бережного отношения к памятникам наследия; дают оценку собственного поведения;

- регулярно посещают учебные экскурсии и прогулки;  сообщают одноклассникам об «открытиях», сделанных во время самостоятельных учебных прогулок, совершенных с родителями;

Умеют:

- работать с письменным источником: находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях, рекомендованных учителем или библиотекарем;

- узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; описывать объекты по памятке, как памятники всемирного и петербургского культурного наследия;  

- рассматривать на учебных прогулках реальные городские объекты и музейные экспонаты, извлекая из них информацию с помощью познавательных заданий, составленных учителем, или самостоятельно, делая вывод о значение (значимости) этого петербургского памятника;  составлять отчет об исследованном городском объекте (заполнить Лист прогулки);

- обращаться к родственникам как к источникам краеведческой информации (формулировать вопросы; записывать ответы).

- используя ранее полученные знания (по другим учебным дисциплинам, из СМИ, музейных экспозиций, дополнительной литературы, сайтов Интернета), разъяснить, объяснить  влияние какой культуры (цивилизации, народа) нашло отражение в конкретном петербургском памятнике (архитектурном, скульптурном, литературном, живописном, музейном экспонате, произведении декоративно-прикладного искусства) или традиции;  соотнести мифы, библейские сказания, легенды, литературные произведения с изучаемыми объектами;

- применять полученные знания и умения (на уроках,  на учебных прогулках по городу, при подготовке сообщений, при выполнении творческих работ, а также в общении с родственниками, младшеклассниками, во внеклассных мероприятиях, главное при рассмотрении реальных объектов);

- сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также и их изображения;

- комментировать текст, выделять главную мысль в тексте, составлять простой план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения по дополнительной литературе (не более 2 источников);

- обосновывать, аргументировать свой ответ (собственное мнение, оценку);

- извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательные задания.

Эмоционально-ценностное отношение к городу учащихся проявляется:

- при выполнении оценочных заданий и высказывании оценочных суждений о памятниках и их состоянии, музеях, о деятельности петербуржцев и отношении современных горожан к памятникам;

- при выполнении творческих заданий и мотивации их выполнения;

- в стремлении применить свои знания в реальной жизни;

- в самооценке («я знаю», «я умею», «я хочу узнать»).

Календарно-тематическое планирование включает в себя следующие темы:

Тема

Кол.часов

1

Введение.

1

2

Тема1. Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга

6

3

Тема 2. Античное наследие.

3

4

Тема 3.  Подлинные памятники античности в Петербурге.

3

5

Часть 4.  «Отголоски» античного наследия в архитектурных сооружениях и скульптурном убранстве Петербурга.

13

6

Тема 5.  «Отголоски» античного наследия в литературе, живописи, интерьерах.

9

Содержание программы

Город – назначение (функция), структура. Официальные и неофициальные названия города – причины их появления. Герб города – главный символ города, его расшифровка.

Введение в новый курс. Всемирное культурное наследие. Санкт-Петербург — молодой город Европы. Петербургские памятники всемирного и отечественного культурного наследия.  

Каждый петербургский памятник, напоминающий о всемирном культурном наследии, является частью петербургского наследия, хранит память о своих создателях, о жизни петербуржцев.

Введение. Страны Древнего Востока: время существования, место нахождения. Наследие стран Древнего Востока.

Открытие Древнего Востока петербуржцам. Научные центры нашего города, в которых занимаются изучением Древнего мира. Вклад петербургских ученых в отечественную и мировую науку.

Эрмитаж - хранилище подлинных древнеегипетских памятников в Петербурге. Ценность этих памятников как источников о жизни древних египтян.

Пристань на Университетской набережной Петербурга. Сфинксы, скульптура, светильники, пристань, Академия художеств — напоминание о наследии древних; уникальный петербургский уголок, хранящий память об истории города, петербургских мастерах, учебном заведении.

Сфинксы, созданные в Петербурге. Сфинксы на Египетском мосту, на набережной Робеспьера, на Каменном острове, во дворах Строгановского дворца или Горного института . Скульптуры напоминают о наследии Древнего мира. Скульптуры — часть петербургского наследия: хранят память о петербуржцах, жизни города.

Обелиски, созданные в Петербурге. Обелиски «Румянцева победам», у Никольского собора, на площади Восстания, на Египетском мосту, верстовые столбы и другие. Обелиски – «отголоски» наследия древних и уникальное петербургское наследие.

Египетские мифы, застывшие в камне. Уникальное скульптурное убранство дома 23 по Захарьевской улице. Дом-памятник напоминает о наследии Древнего Египта; «рассказывает» о петербургском наследии.

Висячий сад — «седьмое чудо света» в Петербурге напоминает о Древнем Вавилоне; «рассказывает» о жизни города, о петербуржцах, о мастерстве создателей. Висячий сад в Малом Эрмитаже, в Царском Селе. Зимние сады в Петербурге.

Петербургские здания, украшенные изразцами, - памятники, напоминающие о наследии древних, рассказывающие о жизни петербуржцев, их вкусах и мастерстве. Ваулинская майолика. Соборная мечеть, дом Баженова и Чувалдиной (ул. Марата, д. 72).

Петербургские здания, украшенные рельефами, — памятники, напоминающие о наследии древних, рассказывающие о жизни петербуржцев, их вкусах и мастерстве. Комплекс жилых зданий (ул. Некрасова, д. 58—62), украшенных рельефами на ассирийские мотивы.

Скульптуры, созданные петербургскими мастерами, напоминают о наследии древних, «рассказывают» о жизни петербуржцев, их мастерстве. Скульптуры львов около усадьбы Безбородко-Кушелева, у дома Лобанова-Ростовского, на Дворцовом причале, у дома Лаваль, на Львином мосту и другие. Скульптуры грифонов на Университетской пристани, на Банковском мосту. Скульптуры быков (около предприятия «Самсон»).

Научные учреждения Петербурга — центры исследования античности.

Петербургские школы, гимназии, лицеи, академии, напоминают о наследии древности; хранят память о нашем городе как центре образования.

Экспонаты Эрмитажа, рассказывающие о жизни древних греков и древних римлян.

Литературное наследие античности. Петербургские поэты, чье творчество напоминает о литературном наследии античности.

 Классический стиль в литературе. Классические произведения литературы.

 Произведения живописи и скульптуры, напоминающие об античном наследии в экспозиции Эрмитажа. Произведения живописи, напоминающие об античном наследии в экспозиции Русского музея. К. Брюллов «Последний день Помпеи». Интерьеры Аничкова дворца: барельефы, Белоколонный зал, скульптура Зимнего сада.

Классический стиль в живописи, в скульптуре.

Архитектурное наследие античного мира: «золотое сечение», ордерная система, соответствие скульптурного убранства зданий их назначению. «Российский Парфенон» — здание Биржи — уникальный петербургский памятник, напоминающий о традициях древнегреческих зодчих. Петербургские здания разного назначения, напоминающие о традициях античных архитекторов. Их создатели. Уникальность этих зданий как памятников петербургского наследия.

Классический стиль архитектуры.

Скульптурное наследие античности. Атрибуты античных богов. Скульптурные изображения Афины (Минервы), Гермеса (Меркурия), Аполлона и муз в Петербурге — бывшей столице, торговом и культурном центре России. Античные боги, герои мифов на петербургских улицах и площадях. Создатели скульптурного убранства Петербурга.

Памятники (монументы, бюсты) реальным людям в Петербурге: путешественникам, ученым, писателям, военачальникам, педагогам, композиторам. Конные монументы нашего города: императорам, Александру Невскому. Их уникальность, неповторимость как памятников отечественной и петербургской истории, культуры. Создатели монументов.

Триумфальные арки и колонны в Петербурге — «отголоски» наследия античного мира, уникальные петербургские и отечественные памятники истории и культуры. Петровские ворота Петропавловской крепости, Нарвские триумфальные ворота, Арка Главного штаба, Ростральные колонны, Александровская колонна, колонны Славы на Конногвардейском бульваре (выбор других объектов по усмотрению учителя).

Учебно-методический комплекс

1. Учебники, допущенные к использованию

Комитетом по образованию Администрации Санкт-Петербурга

1. Ермолаева Л. К., Искровская Л. В., Штейн Н. Г., Давыдова С. А. Санкт-Петербург – город-музей. Ч. 1 (Наследие Древне го Востока и наследие Петербурга), ч. 2. (Наследие античности и наследие Петербурга). - СПб., СМИО Пресс, 2002.

  1. Ермолаева Л. К., Левашко М. А., Карахтанова Н.Н, Удальцова Т. И. Санкт-Петербург – город-музей. Ч. 3 (Наследие Средневековья и наследие Петербурга). — СПб., СМИО Пресс, 2004.

2. Дидактические материалы к курсу

  1. Ермолаева Л. К., Георгиева Н. Г. «От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы...»: Слайд-путешествие и пособие к учебному курсу. — СПб., 1997.
  2. Слайды: Государственный Русский музей. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!».
  1. История и культура Санкт-Петербурга. «Античность» в Санкт-Петербурге. - СПб., 1998.

Справочники, словари, путеводители

  1. Власов В. Г.  Иллюстрированный художественный словарь. – СПб., 1993.
  2. Детские энциклопедии.
  3. Нестеров В. В. Львы стерегут город. – СПб., 2000.
  4. Пукинский Б. Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. – СПб., 1999.
  5. Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград. Энциклопедический справочник. – М., 1992.
  6. Путеводители по Русскому музею.
  7. Путеводители по Эрмитажу.
  8. Энциклопедический справочник юного историка. Всеобщая история / Сост. Н. С. Елманова, Г. М. Савичева. – М., 1993.

Литература общего характера

  1. Антонова Л. В. Когда и как построен Эрмитаж. – Л.-М., 1965.
  2. Библия. Любое издание.
  3. Валова-Шамшурина Е. А. Прогулки со сфинксом. Эрмитаж. – СПб., 1996.
  4. Всеобщая история искусств / Под ред. Б. В. Веймарна, Ю. Д. Колпинского. Т. 1, 2. – М., 1960.
  5. Голубева О. Д. Хранители мудрости. – Л., 1988.
  6. Голубева О. Д., Гольдберг А. Л. На полках публичной библиотеки. – М., 1983.
  1. Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII в. – СПб., 1997.
  2. Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX вв. – СПб., 1998.
  3. Каминская Н. М. История костюма. – М., 1986.
  4. Иванов А. Б. Рассказы о русских художниках. – М., 1988.
  1. Косидовский 3. Библейские сказания. Любое издание.
  2. Левинсон-Лессинг В. Ф. История картинной галереи Эрмитажа. – Л., 1985.
  3. Лисичкина О. Б. Мировая художественная культура. Ч. I, II. – СПб., 1999.
  4. Люлина Р. М., Раскин А. Г. Декоративная скульптура садов, парков, пригородов Ленинграда XVIII-XIX вв. – Л., 1981.
  5. Мифы Древнего мира. Любое издание.
  6. Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда / Сост. Е. В. Плюхин, А. С. Раскин. – Л., 1991.
  7. Нестеров В. В. Музей на улицах города // Белые ночи. – Л., 1973.
  8. Овсянников Ю. М. Рассказы об архитектуре. – Л., 1985.
  9. Памятники архитектуры Ленинграда. – Л., 1972.
  10. Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. – Л., 1985.

Литература к разделу I «Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга»

  1. Глазычев В. Л. Архитектура страны фараонов. – М., 1990.
  2. Годес Я. Г. Хранитель тысячи мостов // Ленинградская панорама. 1987, № 2.
  3. Зелинский Ф. Ф. Сказочная древность. – Любое издание.
  4. Казаков Б. Сфинксы над Невой // Белые ночи. – Л., 1971.
  5. Ланда Н. Б., Фингарет С. И. Из лотоса рождается солнце. – Л., 1963.
  6. Лурье С. Я. Заговорившие таблички. Неугомонный. – Любое издание.
  7. Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. – М., 1970.
  8. Петровский Н., Белов А. Страна Большого Хапи. – Л., 1973.

Литература к разделу II «Античное наследие и наследие Петербурга»

  1. Арский Ф. Н. В стране мифов. – М., 1965.
  2. Баторевич Н. И. Благодарная Россия своим героям. – СПб., 1993.
  3. Брянцева В. Мифы Древней Греции и музыка. – М., 1967.
  1. Булакова Л. П., Аксельрод В. И. Аничков дворец. – СПб., 1992.
  2. Бунин М. С. Архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова и Университетской набережной. – Л., 1973.
  3. Буслович Д. С, Персианова О. М., Руммель Е. Б. Мифологические, литературные и исторические сюжеты в живописи, скульптурах и шпалерах Эрмитажа. – Л., 1971.
  4. Буслович Д. С. Люди, боги, герои. – СПб., 1992.
  5. Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. – М., 1972.
  6. Лапис И. А., Матье М. Э. Древнегреческая скульптура в собрании Государственного Эрмитажа. – М., 1969.
  1. Раков Ю. А. Античные стражи Петербурга. – Любое издание.
  2. Раскин Г. А. Триумфальные арки Ленинграда. – Л., 1985.
  3. Санкт-Петербург и античность. – СПб., 1993.
  4. Сашонко В. Н. Адмиралтейство. – Л., 1982.

Интернет-ресурсы по истории и культуре Санкт-Петербурга

  1. Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/
  2. Государственный музей истории Санкт-Петербурга http://www.spbmuseum.ru/
  3. Живой город http://www.save-spb.ru/
  4. Записки о Петербурге http://o-spb.ru/archives/category/istoriya-peterburga
  5. Карта Санкт-Петербурга http://www.kartaspb.ru/
  6. Книги о Санкт-Петербурге  http://www.spb-guide.ru/page_5527.htm
  7. Кунсткамера http://www.kunstkamera.ru/
  8. Метрополитен Санкт-Петербурга http://www.karta-metro.ru/peter/
  9. Мир Петербурга http://www.mirpeterburga.ru/online/history/
  10. Московский вокзал http://history.rzd.ru/isvp/public/history?STRUCTURE_ID=5066
  11. Мосты Санкт-Петербурга http://www.most-spb.ru/
  12. Музей политической истории http://www.polithistory.ru/
  13. Нева. Сайты о Санкт-Петербурга http://www.nevariver.ru/links.php
  14. Окрестности Петербурга http://www.aroundspb.ru/
  15. Петербург в деталях http://www.oldpeterburg.ru/
  16. Петербург в фотографиях http://www.photopeterburg.ru/?s=0&c=0&lang=rus
  17. Петербург интерактивная карта http://peterburg2.ru/map/
  18. Петербургский генеалогический портал http://www.petergen.com/
  19. Питермания http://www.pitermania.ru/history/51-istorija-sankt-peterburga.html
  20. Прогулки по Петербургу http://walkspb.ru/
  21. Проект Санкт-Петербурга http://ru.wikipedia
  22. Санкт-Петербурга. Открытый город  http://www.st-petersburg.ru/about/history/
  23. Санкт-Петербурга. Северный лес http://www.northern-forest.ru/ru/spb/spbhistory
  24. Фото сайт  Санкт-Петербурга http://spbcity.info/

  1. Фотографии Санкт-Петербурга и Ленинграда http://www.oldcapital.ru/
  2. Экскурсионный Петербург http://www.gidspb.ru/
  3. Энциклопедия Санкт-Петербурга http://www.encspb.ru/index.php
  4. Энциклопедия Санкт-Петербурга http://www.spbin.ru/encyclopedia.htm
  5. Я люблю Петербург http://www.ilovepetersburg.ru/history
  6. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

. Тематическое планирование курса «История и культура Санкт-Петербурга» 5 класс


урока

Дата

Факт

Наименование темы урока

Требования к уровню подготовки

учащихся

Контрольные

мероприятия

Домашнее

задание

Применение

ИКТ

Введение

1

Петербург – уникальный город-музей.

Знают и объясняют официальные и неофициальные  названия города; характеризуют его символику; объясняют понятия «музей» и «город-музей»; работают с иллюстрацией.

Работа на уроке, д\з

Творческое задание: паспорт города

Прослушивание гимна города. Проект «Герб города»

Тема 1. . Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга

2

Наследие Древнего Востока в Петербурге.

Объясняют понятия исторический памятник, стилизация, культурное и историческое  наследие; называют и описывают памятники культуры Древнего Египта, находящиеся в Петербурге;

Работа на уроке, д\з

Записи в тетради

Электронное тестирование

3

«Свидетели бессчетных поколений»

Определяют понятие сфинкс, классифицируют петербургских сфинксов; отрабатывают навыки поиска необходимой информации и составления рассказа на заданную тему.

Работа на уроке, д\з

Записи в тетрадях

Электронное тестирование

4

«Отголоски» загадочного Египта в Петербурге.

Характеризуют обелиск по назначению, облику, месту установки; определяют основные мотивы в египетском стиле, находят их в облике города(«Египетский дом»)

Работа на уроке, д\з

Составить вопросы типа «Да – нет»

5

Следы культуры Древнего Вавилона в Петербурге.

Характеризуют уникальные образцы вавилонского искусства – «висячие сады» и изразцы. Дают оценочные суждения о зимних садах Петербурга; приводят примеры изразцового оформления петербургских зданий.

Работа на уроке, д\з

Записи в тетрадях

«Глиняные таблички из коллекции Эрмитажа»

6

Сказочный зверинец в Петербурге.

Определяют понятие скульптуры как великого наследия древности. Описывают памятники: львы, звери-труженики, быки, звери-эмблемы.

Работа на уроке, д\з

Записи в тетрадях

Мастер кроссвордов

ppt «Сказочный зверинец в Петербурге»

7

Повторительно-обобщающий урок по теме 1.

Работа на уроке

Записи в тетрадях

Тема 2. Античное наследие.

8

Наследие античного мира.

Определяют понятия культура, произведение искусства, архитектур, стиль, колонна, маски. Объясняют интерес к истории античности и греческому языку.

Работа на уроке, д\з

Записи в тетрадях

9

Наследие античного мира.

Определяют понятия культура, произведение искусства, архитектур, стиль, колонна, маски. Объясняют интерес к истории античности и греческому языку. определяют отличия и характеризуют  подлинные и стилизованные памятники, произведения искусства.

Работа на уроке, д\з

Записи в тетрадях

Презентация, созданная на уроке

10

Раскрытие тайн античного мира в Петербурге.

Рассказывают, как проходило открытие Древнего Рима и  Древней Греции в Петербурге. Называют имена и открытия исследователей античности, живших  в Петербурге.

Работа на уроке, д\з

Записи в тетрадях

Тема 3.  Подлинные памятники античности в Петербурге.

11

Античные коллекции Эрмитажа..

Объясняют понятия исследователь, коллекция, античные памятники, музей Эрмитаж. Рассказывают об античнх коллекциях Эрмитажа и их хранителях.

Работа на уроке, д\з

Записи в тетрадях

Интернет-экскурсия «Виртуальный Эрмитаж»

12

Античные коллекции Эрмитажа.

Определяют понятия культура, произведение искусства, архитектур, стиль, колонна, маски. Объясняют интерес к истории античности и греческому языку.

Работа на уроке, д\з

Записи в тетрадях

Электронное тестирование

13

Повторительно-обобщающий урок по темам 2-3.

Записи в тетрадях

Часть 4.  «Отголоски» античного наследия в архитектурных сооружениях и скульптурном убранстве Петербурга.

14

Наследие античного мира в образовании и науке

Дают определения понятий школа, гимназия, лицей. Рассказывают о развитии образования в Петербурге под влиянием античных образцов.

Записи в тетрадях

15

Наследие античного мира в образовании и науке

Дают определение понятия академия. Называют академические центры науки.

Записи в тетрадях

16

Архитектура  античности – «музыка, застывшая в камне».

Дают определения понятий стиль, классицизм, произведение искусства, колонна, портик, ордер, фронтон. Отмечают черты классицизма в Петербурге.

Работа на уроке, д\з

Записи в тетрадях

17

Архитектура античности – «музыка, застывшая в камне».

Дают определения понятий стиль, классицизм, произведение искусства, колонна, портик, ордер, ансамбль,фронтон. Рассказывают о памятниках в классическом стиле.

Работа на уроке, д\з

Записи в тетрадях

Интерактивная модель "Классицизм и ордерная архитектура".

18

Архитекторы Петербурга.

Рассказывают о творчестве выдающихся архитекторов Петербурга и их творениях.

Работа на уроке, д\з

Записи в тетрадях

19

Архитекторы Петербурга.

Рассказывают о творчестве выдающихся архитекторов Петербурга и их творениях.

Работа на уроке, д\з

Записи в тетрадях

20

Скульптурное убранство Петербурга.

Дают определения понятий античность, скульптура, атрибут, барельеф, рельеф, горельеф, мифология

Работа на уроке, д\з

Записи в тетрадях

«Садово-парковая скульптура Летнего сада».

21

Скульптурный Олимп Петербурга.

Дают определения понятий античность, скульптура, атрибут, барельеф, рельеф, горельеф, мифология

Работа на уроке, д\з

Записи в тетрадях

22

Герои античных мифов на  берегах Невы.

Дают определения понятий античность, скульптура, атрибут, барельеф, рельеф, горельеф, мифология. Рассказывают о мифологических сюжетах в убранстве Петербурга.

Работа на уроке, д\з

Записи в тетрадях

23

Герои античных мифов на берегах Невы.

Дают определения понятий античность, скульптура, атрибут, барельеф, рельеф, горельеф, мифология. Описывают памятники античным героям в Петербурге.

Работа на уроке, д\з

Составить вопросы к викторине

24

Памятники реальным людям в Петербурге.

Дают определения понятий скульптура, бюст, статуя, знаменитые россияне, памятник, монумент. Рассказывают о памятниках знаменитым петербуржцам.

Работа на уроке, д\з

Записи в тетрадях

25

«Триумф, виктория, победа…»

Определяют понятия триумф, виктория, триумфальная арка, триумфальная колонна. Рассказывают о памятниках победам в античном мире и Петербурге.

Работа на уроке, д\з

Записи в тетрадях

26

Повторительно-обобщающий урок по теме 4.

Записи в тетрадях

Тема 5.  «Отголоски» античного наследия в литературе, живописи, интерьерах.

27

Античность и литература.

Дают определения мифа, эзопова языка, комедии, трагедии. Рассказывают об античных богах и героях в литературных произведениях.

Работа на уроке, д\з

Записи в тетрадях

28

Античность и литература.

Рассказывают о жанре трагедии и комедии на сценах петербургских театров.

Работа на уроке, д\з

Записи в тетрадях

29

Театр и античность.

Дают определения терминам театр, орхестра, театрон, драма, трагедия, комедия, амфитеатр, маска. Рассказывают о рождении театрального искусства в Греции и его развитии в Петербурге.

Работа на уроке, д\з

Записи в тетрадях

30

Хранилища произведений искусства. Русский музей.

Дают определения понятий музей, экспонат, экспозиция. Рассказывают о создании и роли Русского музея как центра сохранения культурного наследия.

Работа на уроке, д\з

Записи в тетрадях

31

Хранилища произведений искусства. Эрмитаж.

Дают определения понятий музей, экспонат, экспозиция. Рассказывают о создании и роли Эрмитажа музея как центра сохранения культурного наследия.

Работа на уроке, д\з

Записи в тетрадях

32

Хранилища произведений искусства. Эрмитаж.

Дают определения понятий музей, экспонат, экспозиция. Рассказывают о собрании античных коллекций Эрмитажа. Характеризуют роль музея как центра сохранения мирового наследия.

Работа на уроке, д\з

Записи в тетрадях

Интернет-экскурсия «Виртуальный Эрмитаж»

33

Повторительно-обобщающий урок по теме 5.

Работа на уроке, д\з

34

Повторение и обобщение к курсу

Работа на уроке, д\з

35

Повторение и обобщение к курсу

Работа на уроке, д\з

Роль используемых ресурсов и ИКТ в работе по программе

Программа разработана для учащихся 5-Б класса, изучающих курс истории Санкт-Петербурга на базовом уровне. Учащиеся изучали в начальной школе курс «Чудесный город», в школе реализуется широкая программа экскурсионной деятельности. В связи с вышеперечисленным, обучающиеся уже имеют определенный багаж знаний по предмету. Расписание уроков составлено таким образом, что в дни  проведения уроков по истории города, существует возможность увеличения количества уроков в сопровождении ИКТ без роста отрицательного влияния на здоровье обучающихся. Применение ИКТ в преподавании краеведения играет значительную роль, т. к. на уроках систематически возникает необходимость демонстрации различных наглядных материалов.

Применяемые на уроках ИКТ  выполняют необходимые функции:

  1. стимулировать творческую активность в изучении материала;
  2. реализовывать возможности информационных систем;
  3. гибкость, адаптивность и учет познавательных возможностей обучающихся;
  4. тренировать выполнение навыков, необходимых для успешного учения;
  5. принимать различные способы ответа.

Основная  задача  ИКТ, применяемых на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга  – обеспечение высокого качества образования при сохранении сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка. Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:

  1. построение наглядного и красочного урока в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;
  2. приближение материала урока к мировосприятию ребенка, который лучше воспринимает видео и аудиоинформацию;
  3. возможность применять личностно-ориентированный подход к процессу обучения;
  4. возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;
  5. активизация познавательной деятельности;
  6. поддержка устойчивого интереса к обучению;
  7. формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;
  8. развитие навыков, необходимых для дальнейшей групповой, исследовательской и проектной деятельности;
  9. создание ситуации успеха;

Применение ИКТ на уроках в 5 классе позволяет проводить уроки различных типов:

  1. демонстрационные уроки, на которых используются готовые материалы из открытых коллекций ЦОР и ЭОР или материалы созданные учителем самостоятельно. Таким образом становится возможной демонстрация большого количества фото, видео и аудио информации;
  2. уроки с компьютерным тестированием, на которых становится возможным в короткое время объективно оценить большое количество обучающихся. укрепляется обратная связь в системе «учитель-ученик».
  3. уроки тренинга или моделирования, на которых у ребят появляется возможность проявить свои индивидуальные способности, ЗУН, склонности и интересы в предметной области.

Средства ИКТ применяются на различных типах и этапах урока. В зависимости от этих условий роль ИКТ на уроке может быть следующей:

  1. при изучении нового материала ИКТ помогают эмоционально и образно преподать материал, аккумулированный из различных источников, упростить восприятие учениками сложных тем, содержащих большой объём материала, задействовать различные  виды памяти. На этапе закрепления и контроля база электронных тестовых заданий позволяет более объективно оценить знания ученика не только учителем, но и им самим.

Методы организации обучения с использованием ИКТ в 5 классе:

  1. объяснительно-иллюстративный;
  2. репродуктивный;
  3. проблемный;
  4. исследовательский.

К применению ИКТ на уроках в 5 классе необходимо учесть некоторые особенности школьников. Критические точки усвоения учебного материала на уроке: 1 – 4 мин. - 60 %, 5 – 23 мин.- 80%, 23– 34 мин.- 45 –60%, 35-45 мин. - 6%. Использование ИКТ не должно превышать допустимых норм: рпосмотр статистических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения и работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой не должна превышать 20 мин., прослушиваемые аудиозаписи и просмотр телепередач, просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения не должно превышать 25 мин.

Программное обеспечение курса истории и культуры Санкт-Петербурга включает:

  1. текстовый редактор Microsoft Word;
  2. мультимедиаредакторы Microsoft Power Point или ОpenOfis;
  3. программы для воспроизведения аудио- и видео-файлов;
  4. редактор кроссвордов на компьютере;
  5. он-лайн мастер кроссвордов (легкое создание и возможность сохранить, распечатать или отправить по эл.почте готовый кроссворд);
  6. тестовый редактор MyTestXPro;
  7. MimioStudio
  8. приложение FotoAlbum (легкое и удобное создание альбомов или флеш-роликов)

Дополнение к тематическому планированию по истории и культуре Санкт-Петербурга

№ уро

ков

Наименование тем

Задачи, решаемые с помощью ИКТ

Используемые технологи

Обоснование эффективности

Оборудование

Программное

обеспечение/

электронные ресурсы

1

Петербург – уникальный

 город-музей.

Показать роль Санкт-Петербурга

Воспроизводится гимн города, сопровождающийся беседой по содержанию.

На экран по отдельности выводятся элементы герба Санкт-Петербурга, используя инструменты Mimio собираем изображение герба

Погружение в тему, создание особого настроения гордости за свой город

Ноутбук, мультимедиа-система

ПО для воспроиз-ведения  звука, MimioStudio

Тема 1.НаследиеДревнего Востока и наследие Петербурга

2

Наследие Древнего Востока в Петербурге.

Закрепление пройденного материала

Демонстрационное электронное тестирование. Учитель запускает приложение, демонстрирует выполнение небольшого теста из 5 заданий. Следующие 2 теста выполняет кто-то из обучающихся, возможно обращение за помощью к классу.

Демонстрация принципов электронного тестирования в приложении MyTestXPro, подготовка к последующему контролю. Активизация мыслительной деятельности.

Ноутбук, проектор

Приложение

MyTestXPro

3

«Свидетели бессчетных поколений»

Проверка домашнего задания

Выборочное электронное тестирование

Оценивание большего количества обучающихся, быстрая объективная оценка, наглядность результатов, возможность увидеть ошибки.

Локальная сеть

Приложение

 MyTestXPro

4

Отголоски загадочного Египта в Петербурге.

Выполнение домашнего задания

Обучающиеся на личном сайте учителя

просматривают тематические иллюстрации, комментарии к ним. Готовят вопросы типа «Да – нет» для работы на следующем уроке

Развиваются навыки самостоятельной деятельности, создаются условия для реализации способностей обучающихся, формируется информационная компетенция.

Домашний компьютер с выходом в интернет

Операционная

 система  и ПО домашнего

 компьютера

5

Следы культуры Древнего Вавилона в Петербурге.

Изучение нового материала. Решение проблемного задания «Как жители Месопотамии смогли передать информацию петербургским ученым?»

1.Демонстрация презентации «Глиняные таблички из коллекции Эрмитажа» (в соответствии с нормами СанПин) как иллюстрации рассказа учителя.

2.«Реконструкция» поврежденного текста.

Реализация принципа наглядности. Активизация мыслительной деятельности, развитие логики. Возможность создания игровой ситуации для большей заинтересованности детей темой.

Ноутбук, проектор, устройство Mimio.

ПО Mimio

6

Сказочный зверинец в Петербурге.

Закрепление изученного на уроке

Разгадывание кроссворда: на экран проецируется сетка кроссворда, вопросы в стихотворной форме; после правильного ответа выводится изображение.

Вовлечение в работу большого количества обучающихся. Активизация различных видов памяти памяти, перевод информации из кратковременной в долговременную память, закрепление визуальных образов.

Ноутбук или компьютер, проектор.

Мастер создания

 кроссвордов,  

Microsoft PowerPoin

 или Oppen Offis

Тема 2. Античное наследие.

9

Наследие античного мира.

Изучение нового материала.

Квест. Работа в группах. Обучающиеся отбирают иллюстрации и информацию на заданную тему (материал предоставлен  учителем в электронном и бумажном варианте): *подлинные памятники античности * стилизованные памятники античности*  античное наследие в архитектуре* античное наследие в изобразительном искусстве*

 Результат работы представляется в виде 2-3 слайдов PPT, созданной в классе под руководством учителя

Развитие навыков групповой исследовательской деятельности. Формирование коммуникативной и деятельностной компетенции. Стимулирование интереса к предмету. Возможность наглядного представления и обсуждения результатов работы.

Ноутбук или компьютер, проектор.

ПО Microsoft

PowerPoin или

 Oppen Offis

Тема 3. Подлинные памятники античности в Петербурге.

11-12

Античные коллекции Эрмитажа.

1 урок. Изучение нового материала.


2урок. Закрепление пройденного материала.

1 урок. Виртуальная экскурсия по Эрмитажу. Открываем официальный сайт Государственного Эрмитажа и идем по активной ссылке «Виртуальный Эрмитаж»



2 урок. Электронное тестирование.

1 урок. Интерактивность, реализуется принцип наглядности. Формируется информационная компетенция обучющихся.


2 урок. Экономия времени урока. Большой охват обучающихся. Быстрая объективная оценка.

Ноутбук с выходом в интернет, проектор.

1.Официальный

 сайт Государствен-

ного Эрмитажа


2. Приложение

 MyTestXPro

Тема 4. «Отголоски» античности в архитектурных сооружениях и скульптурном убранстве Петербурга.

16

Архитектура – музыка, застывшая в камне.

Изучение нового материала

Квест. Работа в группах. Обучающиеся отбирают иллюстрации и информацию на заданную тему (материал предоставлен  учителем в электронном и бумажном варианте): секреты древних архитекторов * классицизм в Петербурге * архитектурный ансамбль + примеры*

Результат работы представляется в виде 2-3 слайдов PPT, созданной в классе под руководством учителя

Развитие навыков групповой исследовательской деятельности. Формирование коммуникативной и деятельностной компетенции. Стимулирование интереса к предмету. Возможность наглядного представления и обсуждения результатов работы.

Ноутбук или компьютер, проектор.

ПО Microsoft

PowerPoin или

 Oppen Offis

17

Архитектура – музыка, застывшая в камне.

Изучение нового материала

Обучающимся в режиме он-лайн демонстрируется цифровой ресурс,  представляет собой интерактивную модель по теме "Классицизм и ордерная архитектура". Модель представляет собой фасад классицистического здания начала XIX века. Переключаясь по ссылкам получаем возможность изучить архитектурные особенности данного строения.

Реализуются принципы наглядности и интерактивности, стимулируется интерес к предмету, активизируется мыслительная деятельность и различные виды памяти формируется информационная компетенция обучающихся.

Ноутбук, проектор

ПО для выхода в интернет

Единая коллекция ЦОР

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3e465e5a-08e5-1e3e-4c61-564ecffea588/?from=a1bd23f4-1493-9af9-e27b-fa646bc531c6&interface=themcol

20

Скульптурное убранство Петербурга.

1. Изучение нового материала – погружение в атмосферу декоративного убранства Летнего сада;

2. Закрепление пройденного на уроке.

1. Демонстрируется видеофрагмент «Садово-парковая скульптура Летнего сада».




2. На экран выводятся ребусы. Обучающиеся показывают их решение, используя инструменты Mimio

1. Создается ситуация заинтересованности темой, реализуется принцип наглядности.





2. Активизируется мыслительная деятельность, различные виды памяти.

Ноутбук, мультимедиа-комплекс

ПО для демонстрации видео.

MimioStudio

23

Герои античных мифов на берегах Невы.

Выполнение домашнего задания

Подготовленные учащиеся составляют викторину по теме и размещают её в классной группе соц.сети «ВКонтакте». Оценка производится одноклассниками путем голосования (функция сети).

Развиваются навыки исследовательской деятельности, создаются условия для реализации способностей обучающихся, формируется информационная компетенция.

Домашний компьютер с выходом в интернет

ПО для выхода в интернет, Microsoft Word или Exel

Тема 5. «Отголоски» античного наследия в литературе, живописи, интерьерах.

32

Хранилища произведений искусства. Эрмитаж.

Изучение нового материала

Виртуальная экскурсия по залам Эрмитажа. Заполнение учетной карточки экспоната.

Реализация принципа наглядности. Закрепление навыков по отбору, анализу, упорядочиванию информации.

Ноутбук с выходом в интернет, проектор.

Официальный

сайт Государствен-

ного Эрмитажа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7-9 класса

Программа учебного курса«ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»для учащихся 7 – 9 классов[1] (программа рассчитана на три года обучения – 102 часа) Идея содержания программы Процесс формирова...

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 класса (по уч. Ермолаевой)...

Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 класса.

Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 класса....

Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 6 класса.

Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 6 класса....

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга в 7 классе

Рабочая программа  «История и культура Санкт-Петербурга» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы...

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 9 класса

Рабочая программа элективного курса по обществознанию составлена на основе: распоряжения Комитета по образованию от 12.04.2013 № 907-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений (...