Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 класса.
рабочая программа по краеведению (5 класс) по теме
Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_ispb_5kl.doc | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного предмета
История и культура Санкт-Петербурга
5 класс
на 2012-2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа разработана на основе авторской концепции краеведческого образования и программы учебного курса Л.К. Ермолаевой «Санкт-Петербург – город-музей» (Л.К. Ермолаева Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. СПб, 2009).На сегодняшний день это единственная краеведческая программа, допущенная Комитетом по образованию.
Рабочая программа 5 класса полностью соответствует авторской программе.
Курс «Санкт-Петербург – город-музей» рассчитан на 68 часов, т.е. на 2 года изучения. Программа рассчитана на 1 час в неделю. В 5 классе реализуется 34 часа.
В названии программы заключаются и ее главные идеи: каждое сооружение города хранит память о прошлом, о петербуржцах, является уникальным источником, памятником петербургского наследия. Однако в нашем городе есть памятники, которые напоминают об опыте строительства, художественной культуре, технических достижениях, традициях других времен, народов, культур, цивилизаций. В то же время эти памятники не повторяют ранее созданное, а являются уникальными, неповторимыми достопримечательностями, «знаками», символами Санкт-Петербурга.
Цель программы:
способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов, музейных экспозиций и традиций как части не только отечественного, но всемирного культурного наследия,
а себя – как носителей традиций мировой культуры, хранителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец.
Задачи программы:
1.Способствовать расширению знаний учащихся о петербургском наследии и его создателях, формированию познавательного интереса к его дальнейшему изучению.
2.Показать связь «времен, народов, культур» на примере памятников уникального культурного наследия Петербурга.
3.Раскрыть неповторимость петербургского наследия, созданного творческими мастерами, хранящего память об истории и культуре Петербурга, России.
4.Способствовать осознанию учащимися значимости петербургского наследия как части мирового и отечественного культурного наследия, значимости его для каждого горожанина; содействовать формированию эмоционально-ценностного отношения к городу, гордости за свой край, бережного отношения к памятникам истории и культуры.
5.Содействовать развитию у учащихся умений применять ранее полученные знания, развитию умений извлекать информацию об объекте из разных источников, узнавать, «читать» объект, многоаспектно характеризовать его (разъясняя связь памятника с всемирным культурным наследием и объясняя его значение как памятника петербургского наследия); сравнивать разные объекты, ориентироваться по карте, в окружающей среде, в хронологии, в справочной краеведческой литературе.
Основным учебным пособием являются рабочие тетради «Краеведение. Санкт- Петербург – город-музей» Часть 1,2. Авт. Ермолаева Л.К., Искровская Л.В., Штейн Н.Г., Давыдова С.А.
Особенности организации учебного процесса по предмету для 5а и 5б классов.
Учащиеся изучают предмет первый год. В начальной школе предмет не преподавался.
Формы обучения:
- фронтальная
- групповая (в том числе и работа в парах)
- индивидуальная
Традиционные методы обучения:
- Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа,
- Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, слайдами, презентациями.
- Практические методы: письменные работы, работа со схемами и картами, работа в печатной тетради.
Активные и интерактивные методы обучения:
- Творческие задания
- Проблемные ситуации
- Обучение через деятельность
- Групповая и парная работа
- Использование технологий развивающего обучения, критического мышления.
Виды и формы промежуточного, итогового контроля.
- Зачеты
- Тестирование
- Отчеты об экскурсиях.
Планируемый уровень подготовки учащихся на конец изучения курса.
Задачи программы «Санкт-Петербург – город-музей». | Требования, предъявляемые к ученикам, освоившим программу «Санкт-Петербург – город-музей». |
1. Способствовать формированию познавательного интереса к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами, традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия. | Познавательный интерес учащихся проявляется в их ориентированности на познание культурного наследия города: желании выполнить дополнительное задание; посетить изученные памятники и найти новые, побывать в музее; прочитать рекомендованную книгу; самостоятельно «добыть» новую информацию; принять участие во внеклассной краеведческой деятельности. |
2. Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо расширить имеющиеся у них знания: о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов; о создателях и хранителях этого уникального петербургского наследия. | Выпускники 6 класса - грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия, обозначенные в программе; - перечисляют петербургские музеи, в коллекциях которых хранятся подлинные памятники всемирного культурного; называют конкретные экспонаты (соответственно программе); узнают их по изображению; рассказывают о них как памятниках культурного наследия мира и Петербурга (в соответствии с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем); объясняют их историко-культурную значимость; - перечисляют петербургские традиции, «пришедшие» в современную жизнь из далекого прошлого (соответственно программе); рассказывают о них как об уникальных традициях всемирного и петербургского культурного наследия (в соответствии с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем); - называют фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия; соотносят фамилию и конкретный памятник; рассказывают о вкладе конкретного человека в формирование петербургского наследия; разъясняют причины появления подлинных и стилизованных памятников, а также причины их сохранения. |
3.Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни: ориентироваться по карте города, в реальном городском пространстве работать с источниками информации о городе, применять полученные знания 4.Совершенствовать общеучебные умения
| Находят объекты - по карте-схеме и карте достопримечательностей города, пригородов; схеме метрополитена и карте транспорта Санкт-Петербурга (соответственно программе); - в реальном городе (по природным ориентирам, по городским ориентирам и доминантам; по маршрутному листу; по карте достопримечательностей, схеме метрополитена, карте транспорта Санкт-Петербурга); - объясняют необходимость соблюдения правил поведения горожанами; бережного отношения к памятникам наследия; дают оценку собственного поведения; - регулярно посещают учебные экскурсии и прогулки; сообщают одноклассникам об «открытиях», сделанных во время самостоятельных учебных прогулок, совершенных с родителями; - проводят небольшие экскурсии для родителей. Умеют: - находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях, рекомендованных учителем или библиотекарем; - узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; описывать объекты по памятке, как памятники всемирного и петербургского культурного наследия; - рассматривать на учебных прогулках реальные городские объекты и музейные экспонаты, извлекая из них информацию с помощью познавательных заданий, составленных учителем, или самостоятельно, делая вывод о значение (значимости) этого петербургского памятника; составлять отчет об исследованном городском объекте (заполнить Лист прогулки); - обращаться к родственникам как к источникам краеведческой информации (формулировать вопросы; записывать ответы). Умеют - используя ранее полученные знания (по другим учебным дисциплинам, из СМИ, музейных экспозиций, дополнительной литературы, сайтов Интернета), разъяснить, объяснить влияние какой культуры (цивилизации, народа) нашло отражение в конкретном петербургском памятнике (архитектурном, скульптурном, литературном, живописном, музейном экспонате, произведении декоративно-прикладного искусства) или традиции; соотнести мифы, библейские сказания, легенды, литературные произведения с изучаемыми объектами; - применять полученные знания и умения (на уроках, на учебных прогулках по городу, при подготовке сообщений, при выполнении творческих работ, а также в общении с родственниками, младшеклассниками, во внеклассных мероприятиях, главное при рассмотрении реальных объектов); Умеют - сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также и их изображения; - комментировать текст, выделять главную мысль в тексте, составлять простой план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения по дополнительной литературе (не более 2 источников); - обосновывать, аргументировать свой ответ (собственное мнение, оценку); - извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательные задания. |
выражать впечатление от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению | Эмоционально-ценностное отношение к городу учащихся проявляется: - при выполнении оценочных заданий и высказывании оценочных суждений о памятниках и их состоянии, музеях, о деятельности петербуржцев и отношении современных горожан к памятникам; - при выполнении творческих заданий и мотивации их выполнения; - в стремлении применить свои знания в реальной жизни; - в самооценке («я знаю», «я умею», «я хочу узнать»). |
Содержание программы
5 класс
№ | Тема | Содержание | Кол-во часов | Умения |
1. | Введение | Город – назначение (функция), структура. Официальные и неофициальные названия города – причины их появления. Герб города – главный символ города, его расшифровка. Основные этапы развития города. Уникальный облик исторического центра города – результат деятельности разных поколений петербуржцев. Памятники – символы разных эпох. Значение Петербурга для России как центра экономики, образования, просвещения, науки, художественной культуры. Традиции жизни и деятельности горожан. Знаменитые жители города. Введение в новый курс. Всемирное культурное наследие. Санкт-Петербург — молодой город Европы. Петербургские памятники всемирного и отечественного культурного наследия. Каждый петербургский памятник, напоминающий о всемирном культурном наследии, является частью петербургского наследия, хранит память о своих создателях, о жизни петербуржцев. | 8 | Актуализировать уже имеющиеся знания по предмету. Выделять существенные признаки понятий. Находить объяснения терминов в толковом словаре. Уметь сравнивать, оценивать свои и чужие работы. Правильно называть городские объекты. |
2. | Раздел I. Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга
Тема 1. Петербург - один из известных научных центров востоковедения | Введение. Страны Древнего Востока: время существования, место нахождения. Наследие стран Древнего Востока. Открытие Древнего Востока петербуржцам. Научные центры нашего города, в которых занимаются изучением Древнего мира. Вклад петербургских ученых в отечественную и мировую науку. Известные востоковеды. | 2 | Ориентироваться на Ленте времени. Работать в печатной тетради, пользоваться памятками. |
Тема 2. «От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы» | Эрмитаж - хранилище подлинных древнеегипетских памятников в Петербурге. Ценность этих памятников как источников о жизни древних египтян. Пристань на Университетской набережной Петербурга. Сфинксы, скульптура, светильники, пристань, Академия художеств — напоминание о наследии древних; уникальный петербургский уголок, хранящий память об истории города, петербургских мастерах, учебном заведении. Сфинксы, созданные в Петербурге. Сфинксы на Египетском мосту, у фонтана на Пулковском шоссе, на набережной Робеспьера, во дворе Строгановского дворца Скульптуры напоминают о наследии Древнего мира. Скульптуры — часть петербургского наследия: хранят память о петербуржцах, жизни города. Обелиски, созданные в Петербурге. Обелиски «Румянцева победам», у Никольского собора, на площади Восстания, на Египетском мосту, обелиск в Рыбацком, верстовые столбы. Обелиски – «отголоски» наследия древних и уникальное петербургское наследие. Египетские мифы, застывшие в камне. Уникальное скульптурное убранство дома 23 по Захарьевской улице. Дом-памятник напоминает о наследии Древнего Египта; «рассказывает» о петербургском наследии. | 6 | Знакомиться с экспозицией музея. Привлекать ранее полученные знания для получения новых. Выделять и объяснять ключевые слова. Работать со схемой музея Показывать объекты на карте Петербурга | |
Тема 3. «Отголоски» Древнего Вавилона в Петербурге. | Висячий сад — «седьмое чудо света» в Петербурге напоминает о Древнем Вавилоне; «рассказывает» о жизни города, о петербуржцах, о мастерстве создателей. Висячий сад в Малом Эрмитаже. Петербургские здания, украшенные изразцами, - памятники, напоминающие о наследии древних, рассказывающие о жизни петербуржцев, их вкусах и мастерстве. Петербургские здания, украшенные рельефами, — памятники, напоминающие о наследии древних, рассказывающие о жизни петербуржцев, их вкусах и мастерстве. Комплекс жилых зданий (ул. Некрасова, д. 58—62), украшенных рельефами на ассирийские мотивы. Скульптуры, созданные петербургскими мастерами, напоминают о наследии древних, «рассказывают» о жизни петербуржцев, их мастерстве. Скульптуры львов около усадьбы Безбородко-Кушелева, у дома Лобанова-Ростовского, на Дворцовом причале, у дома Лаваль, на Львином мосту и другие. Скульптуры грифонов на Университетской пристани, на Банковском мосту. Скульптуры быков (около предприятия «Самсон»). | Узнавать изученные памятники Описывать памятник по памятке. Пользоваться справочной литературой. Систематизировать факты и делать выводы. Разгадывать ребусы и объяснять смысл разгаданного. | ||
Раздел II. Античное наследие и наследие Петербурга Тема 4. Мир образования и науки | Введение: наследие античного мира. Научные учреждения Петербурга — центры исследования античности. Петербургские ученые-антиковеды, внесшие вклад в отечественную и мировую науку. Петербургские школы, гимназии, лицеи, академии, напоминают о наследии древности; хранят память о нашем городе как центре образования. | 2 | Находить межпредметные связи. Поиск в тексте ответов на вопросы. | |
Тема 5. Подлинные памятники античности в Санкт-Петербурге | Экспонаты Эрмитажа, рассказывающие о жизни древних греков и древних римлян. | 1 | Использовать знания. полученные на уроках истории Древнего мира и литературе при изучении объектов петербургского наследия. Составлять рассказ о картине или скульптуре. | |
Тема 6. «Отголоски» античного наследия в литературе, живописи, скульптуре, интерьерах | Литературное наследие античности. Петербургские поэты, чье творчество напоминает о литературном наследии античности. Библиотеки — хранилища литературного наследия. Произведения живописи и скульптуры, напоминающие об античном наследии в экспозиции Эрмитажа. Произведения живописи, напоминающие об античном наследии в экспозиции Русского музея. К. Брюллов «Последний день Помпеи». Классический стиль в живописи, в скульптуре. | 2 | Использовать произведения живописи, скульптуры как источники информации. | |
Тема 7. «Отголоски» античного наследия в архитектурных сооружениях | Архитектурное наследие античного мира: «золотое сечение», ордерная система, соответствие скульптурного убранства зданий их назначению. «Российский Парфенон» — здание Биржи — уникальный петербургский памятник, напоминающий о традициях древнегреческих зодчих. Петербургские здания разного назначения, напоминающие о традициях античных архитекторов. Их создатели. Уникальность этих зданий как памятников петербургского наследия. Классический стиль архитектуры. Скульптурное наследие античности. Атрибуты античных богов. Скульптурные изображения Афины (Минервы), Гермеса (Меркурия), Аполлона и муз в Петербурге — бывшей столице, торговом и культурном центре России. Античные боги, герои мифов на петербургских улицах и площадях. Создатели скульптурного убранства Петербурга. Конные монументы нашего города: императорам, Александру Невскому. Триумфальные арки и колонны в Петербурге — «отголоски» наследия античного мира, уникальные петербургские и отечественные памятники истории и культуры. Петровские ворота Петропавловской крепости, Нарвские триумфальные ворота, Арка Главного штаба, Ростральные колонны, Александровская колонна, колонны Славы на Конногвардейском бульваре (выбор других объектов по усмотрению учителя). Повторение и обобщение разделов I, II. | 9 | Узнавать архитектурные детали античности в памятниках Петербурга. Различать виды скульптурного убранства: барельеф, горельеф, статуя, бюст. Узнавать античного бога по его атрибутам, объяснять связь скульптурного убранства с назначением здания.
Рассказывать о памятниках, отмечая особенности их внешнего вида, местоположения. |
Календарно-тематическое планирование на 2012-2013 учебный год
(35 недель0
Тематический блок | Количество часов | Дата |
Введение. | 8 | 04.09-23.10 |
Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга. | 11 | 30.10-29.01 |
Античное наследие и наследие Петербурга. | 13 | 5.02-7.05 |
Резерв. | 3 | 14.05-28.05 |
Итого | 35 |
Поурочное планирование на 2012-2013 учебный год
№ урока в теме | тема урока | домашнее задание | дата |
Введение (8 часов) | |||
1 | Что такое город? Как появляются города? | 05.сен | |
2 | Из чего состоит город. | Выучить термины. | 12.сен |
3 | Город и горожане. | Рисунок | 19.сен |
4 | Визитная карточка города. | Записи в тетради. | 26.сен |
5 | Отличительные черты Санкт-Петербурга. | Рисунок | 03.окт |
6 | Сказочный город - Санкт-Петербург . | Рассказ-загадка | 10.окт |
7 | Богатства города. | Рассказ. | 17.окт |
8 | Петербуржцы. | Ответ на вопрос. | 24.окт |
Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга (11 часов). | |||
1 | Наследие стран Древнего Востока. | Рисунок | 31.окт |
2 | Петербург - один из известных в мире научных центров востоковедения. | РТ №1 Задание 4 стр.9 | 14.ноя |
3 | Хранилище подлинных древнеегипетских памятников в Санкт-Петербурге. | Выучить термины. | 21.ноя |
4 | Пристань на Университетской набережной. | РТ Задание 3 стр.18 | 28.ноя |
5 | Петербургские сфинксы. | Закончить таблицу | 05.дек |
6 | "Отголоски" загадочного Египта в Петербурге. | Рассказ. | 12.дек |
7 | "Отголоски" загадочного Египта в Петербурге. | Таблица | 19.дек |
8 | Петербург - наследник культуры Древнего Египта. | Маршрут экскурсии. | 26.дек |
9 | "Отголоски" Древнего Вавилона в Петербурге. | Рассказ-загадка | 09.янв |
10 | "Отголоски" Древнего Вавилона в Петербурге. | Сообщение. | 16.янв |
11 | Повторение и обобщение раздела. | Составить анкету | 23.янв |
Античное наследие и наследие Петербурга (13 часов). | |||
1 | Наследие античного мира. | РТ № 2 Вопрос на стр.6 | 30.янв |
2 | Мир образования и науки. | РТ Задание 1.3 стр. 8 | 06.фев |
3 | Мир образования и науки. | РТ стр.12-13 | 13.фев |
4 | Подлинные памятники античности в Санкт-Петербурге. | РТ Вопрос 2 стр.18 | 20.фев |
5 | Подлинные памятники античности в Санкт-Петербурге. | Выучить термины. | 27.фев |
6 | "Отголоски" античного наследия в литературе, живописи, скульптуре. | РТ Задание 4 стр.22 | 06.мар |
7 | "Отголоски" античного наследия в литературе, живописи, скульптуре. | РТ Вопрос 5 стр.25 | 13.мар |
8 | "Отголоски античного наследия в архитектурных сооружениях. | РТ Задание 3 стр.33 | 20.мар |
9 | "Отголоски" античного наследия в архитектурных сооружениях. | Записи в тетради. | 03.апр |
10 | "Отголоски" античного наследия в архитектурных сооружениях. | РТ Стр.40-41 | 10.апр |
11 | "Отголоски" скульптурного античного наследия в убранстве города. | Заполнить таблицу | 17.апр |
12 | "Отголоски" скульптурного античного наследия в убранстве города. | РТ стр.64-65 | 24.апр |
13 | "Отголоски" скульптурного античного наследия в убранстве города. | Составить маршрут | 08.май |
1-3 | Резерв. | 15.-29.май |
Итого 35 часов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга 5класс
Материал IX Фестиваля «Использование информационных технологий вобразовательной деятельности»...
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 класса (по уч. Ермолаевой)...
Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 6 класса.
Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 6 класса....
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"....
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"...
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга в 7 классе
Рабочая программа «История и культура Санкт-Петербурга» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы...
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 9 класса
Рабочая программа элективного курса по обществознанию составлена на основе: распоряжения Комитета по образованию от 12.04.2013 № 907-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений (...