Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 класса.
рабочая программа по краеведению (5 класс) по теме

Дан Татьяна Юрьевна

Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_ispb_5kl.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебного предмета

 История и культура Санкт-Петербурга

5 класс

на 2012-2013 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа разработана на основе авторской концепции краеведческого образования и программы учебного курса Л.К. Ермолаевой «Санкт-Петербург – город-музей» (Л.К. Ермолаева Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. СПб, 2009).На сегодняшний день это единственная краеведческая программа, допущенная Комитетом по образованию.

Рабочая программа 5 класса полностью соответствует авторской программе.

Курс «Санкт-Петербург – город-музей» рассчитан на 68 часов, т.е. на 2 года изучения. Программа рассчитана на 1 час в неделю. В 5 классе реализуется 34 часа.

В названии программы заключаются и ее главные идеи: каждое сооружение города хранит память о прошлом, о петербуржцах, является уникальным источником, памятником петербургского наследия. Однако в нашем городе есть памятники, которые напоминают об опыте строительства, художественной культуре, технических достижениях, традициях других времен, народов, культур, цивилизаций. В то же время эти памятники не повторяют ранее созданное, а являются уникальными, неповторимыми  достопримечательностями, «знаками», символами Санкт-Петербурга.  

Цель программы:

способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов, музейных экспозиций и традиций как части не только отечественного, но всемирного  культурного наследия,  

а себя – как носителей  традиций мировой культуры, хранителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец.

                                                       Задачи программы:

1.Способствовать расширению знаний учащихся о петербургском наследии и  его создателях, формированию познавательного интереса к его дальнейшему изучению.

2.Показать связь «времен, народов, культур» на примере памятников уникального культурного наследия Петербурга.

3.Раскрыть неповторимость петербургского наследия, созданного творческими мастерами, хранящего память об истории и культуре Петербурга, России.

4.Способствовать осознанию учащимися значимости петербургского наследия как части мирового и отечественного культурного наследия, значимости его для каждого горожанина; содействовать формированию эмоционально-ценностного отношения к городу, гордости за свой край, бережного отношения к памятникам истории и культуры.

5.Содействовать развитию у учащихся умений применять ранее полученные знания, развитию умений извлекать информацию об объекте из разных источников, узнавать, «читать» объект, многоаспектно характеризовать его (разъясняя связь памятника с всемирным культурным наследием и объясняя его значение как памятника петербургского наследия); сравнивать разные объекты, ориентироваться по карте, в окружающей среде, в хронологии, в справочной краеведческой литературе.

Основным  учебным пособием являются рабочие тетради «Краеведение. Санкт-    Петербург – город-музей»  Часть 1,2. Авт. Ермолаева Л.К., Искровская Л.В., Штейн Н.Г., Давыдова С.А.

Особенности организации учебного процесса по предмету для 5а и 5б классов.

Учащиеся изучают предмет первый год. В начальной школе предмет не преподавался.

Формы обучения:

  • фронтальная
  • групповая (в том числе и работа в парах)
  • индивидуальная

        Традиционные методы обучения:

  • Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа,
  • Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, слайдами, презентациями.
  • Практические методы: письменные работы, работа со схемами и  картами, работа в печатной тетради.

Активные и интерактивные методы обучения:

  • Творческие задания
  • Проблемные ситуации
  • Обучение через деятельность
  • Групповая и парная работа
  • Использование технологий развивающего обучения, критического мышления.

Виды и формы промежуточного, итогового контроля.

  • Зачеты
  • Тестирование
  • Отчеты об экскурсиях.

Планируемый уровень подготовки учащихся на конец изучения курса.

Задачи программы «Санкт-Петербург – город-музей».

Требования, предъявляемые к ученикам, освоившим программу «Санкт-Петербург – город-музей».

1.  Способствовать  формированию познавательного интереса к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами,  традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия.

Познавательный интерес учащихся проявляется в их ориентированности на познание культурного наследия города: желании выполнить дополнительное задание; посетить изученные памятники и найти новые, побывать в музее; прочитать рекомендованную книгу; самостоятельно «добыть» новую информацию; принять участие во внеклассной краеведческой деятельности.

2. Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо расширить имеющиеся у них знания:

о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов;

о создателях и хранителях этого уникального петербургского наследия.

Выпускники 6 класса

- грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия, обозначенные в программе;

- перечисляют петербургские музеи, в коллекциях которых хранятся подлинные памятники всемирного культурного; называют  конкретные экспонаты (соответственно программе); узнают их по изображению; рассказывают о них  как памятниках культурного наследия мира и Петербурга (в соответствии  с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем); объясняют их историко-культурную значимость;

- перечисляют петербургские традиции, «пришедшие» в современную жизнь из далекого прошлого (соответственно программе); рассказывают о них как об уникальных традициях всемирного и петербургского культурного наследия (в соответствии  с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем);

- называют фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия; соотносят фамилию и конкретный памятник; рассказывают о вкладе конкретного  человека в формирование петербургского наследия; разъясняют причины появления подлинных и стилизованных памятников, а также   причины их сохранения.

3.Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:

ориентироваться по карте города,

в реальном городском пространстве

работать с  источниками информации о городе,

применять полученные знания

4.Совершенствовать общеучебные умения

 

Находят объекты

- по карте-схеме  и карте достопримечательностей города, пригородов; схеме метрополитена и карте транспорта Санкт-Петербурга  (соответственно программе);

- в реальном городе (по природным ориентирам, по городским ориентирам и доминантам; по маршрутному листу; по карте достопримечательностей, схеме метрополитена, карте транспорта Санкт-Петербурга);

- объясняют необходимость соблюдения правил поведения горожанами; бережного отношения к памятникам наследия; дают оценку собственного поведения;

- регулярно посещают учебные экскурсии и прогулки;  сообщают одноклассникам об «открытиях», сделанных во время самостоятельных учебных прогулок, совершенных с родителями;

- проводят небольшие экскурсии для родителей.

Умеют:

- находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях, рекомендованных учителем или библиотекарем;

- узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; описывать объекты по памятке, как памятники всемирного и петербургского культурного наследия;  

- рассматривать на учебных прогулках реальные городские объекты и музейные экспонаты, извлекая из них информацию с помощью познавательных заданий, составленных учителем, или самостоятельно, делая вывод о значение (значимости) этого петербургского памятника;  составлять отчет об исследованном городском объекте (заполнить Лист прогулки);

- обращаться к родственникам как к источникам краеведческой информации (формулировать вопросы; записывать ответы).

Умеют

- используя ранее полученные знания (по другим учебным дисциплинам, из СМИ, музейных экспозиций, дополнительной литературы, сайтов Интернета), разъяснить, объяснить  влияние какой культуры (цивилизации, народа) нашло отражение в конкретном петербургском памятнике (архитектурном, скульптурном, литературном, живописном, музейном экспонате, произведении декоративно-прикладного искусства) или традиции;  соотнести мифы, библейские сказания, легенды, литературные произведения с изучаемыми объектами;

- применять полученные знания и умения (на уроках,  на учебных прогулках по городу, при подготовке сообщений, при выполнении творческих работ, а также в общении с родственниками, младшеклассниками, во внеклассных мероприятиях, главное при рассмотрении реальных объектов);

Умеют 

- сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также и их изображения;

- комментировать текст, выделять главную мысль в тексте, составлять простой план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения по дополнительной литературе (не более 2 источников);

- обосновывать, аргументировать свой ответ (собственное мнение, оценку);

- извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательные задания.

выражать впечатление от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению

Эмоционально-ценностное отношение к городу учащихся проявляется:

- при выполнении оценочных заданий и высказывании оценочных суждений о памятниках и их состоянии, музеях, о деятельности петербуржцев и отношении современных горожан к памятникам;

- при выполнении творческих заданий и мотивации их выполнения;

- в стремлении применить свои знания в реальной жизни;

- в самооценке («я знаю», «я умею», «я хочу узнать»).

Содержание программы

5 класс

Тема

Содержание

Кол-во часов

Умения

1.

Введение

Город – назначение (функция), структура. Официальные и неофициальные названия города – причины их появления. Герб города – главный символ города, его расшифровка.

Основные этапы развития города. Уникальный облик исторического центра города – результат деятельности разных поколений петербуржцев. Памятники – символы разных эпох.  Значение Петербурга для России как центра экономики, образования, просвещения, науки, художественной культуры.  

Традиции жизни и деятельности горожан. Знаменитые жители города.

Введение в новый курс. Всемирное культурное наследие. Санкт-Петербург — молодой город Европы. Петербургские памятники всемирного и отечественного культурного наследия.  

Каждый петербургский памятник, напоминающий о всемирном культурном наследии, является частью петербургского наследия, хранит память о своих создателях, о жизни петербуржцев.

8

Актуализировать уже            имеющиеся знания по предмету.

Выделять существенные признаки понятий.

Находить объяснения терминов в толковом словаре.

Уметь сравнивать, оценивать свои и чужие работы.

Правильно называть  городские объекты.

2.

Раздел I. Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга

 

Тема 1. Петербург - один из известных научных центров востоковедения

Введение. Страны Древнего Востока: время существования, место нахождения. Наследие стран Древнего Востока. 

Открытие Древнего Востока петербуржцам. Научные центры нашего города, в которых занимаются изучением Древнего мира. Вклад петербургских ученых в отечественную и мировую науку. Известные востоковеды.

2

Ориентироваться на Ленте времени.

Работать в печатной тетради, пользоваться памятками.

Тема 2. «От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы»

Эрмитаж - хранилище подлинных древнеегипетских памятников в Петербурге. Ценность этих памятников как источников о жизни древних египтян.

Пристань на Университетской набережной Петербурга. Сфинксы, скульптура, светильники, пристань, Академия художеств — напоминание о наследии древних; уникальный петербургский уголок, хранящий память об истории города, петербургских мастерах, учебном заведении.

Сфинксы, созданные в Петербурге. Сфинксы на Египетском мосту, у фонтана на Пулковском шоссе, на набережной Робеспьера, во дворе Строгановского дворца Скульптуры напоминают о наследии Древнего мира. Скульптуры — часть петербургского наследия: хранят память о петербуржцах, жизни города.

Обелиски, созданные в Петербурге. Обелиски «Румянцева победам», у Никольского собора, на площади Восстания, на Египетском мосту, обелиск в Рыбацком, верстовые столбы. Обелиски – «отголоски» наследия древних и уникальное петербургское наследие.

Египетские мифы, застывшие в камне. Уникальное скульптурное убранство дома 23 по Захарьевской улице. Дом-памятник напоминает о наследии Древнего Египта; «рассказывает» о петербургском наследии.

6

Знакомиться с экспозицией музея.

Привлекать ранее полученные знания для получения новых.

Выделять и объяснять ключевые слова.

Работать со схемой музея

Показывать объекты на карте Петербурга

Тема 3. «Отголоски» Древнего Вавилона в Петербурге.

Висячий сад — «седьмое чудо света» в Петербурге напоминает о Древнем Вавилоне; «рассказывает» о жизни города, о петербуржцах, о мастерстве создателей. Висячий сад в Малом Эрмитаже.

Петербургские здания, украшенные изразцами, - памятники, напоминающие о наследии древних, рассказывающие о жизни петербуржцев, их вкусах и мастерстве. 

Петербургские здания, украшенные рельефами, — памятники, напоминающие о наследии древних, рассказывающие о жизни петербуржцев, их вкусах и мастерстве. Комплекс жилых зданий (ул. Некрасова, д. 58—62), украшенных рельефами на ассирийские мотивы.

Скульптуры, созданные петербургскими мастерами, напоминают о наследии древних, «рассказывают» о жизни петербуржцев, их мастерстве. Скульптуры львов около усадьбы Безбородко-Кушелева, у дома Лобанова-Ростовского, на Дворцовом причале, у дома Лаваль, на Львином мосту и другие.  Скульптуры грифонов на Университетской пристани, на Банковском мосту. Скульптуры быков (около предприятия «Самсон»).

Узнавать изученные памятники

Описывать памятник по памятке.

Пользоваться справочной литературой.

Систематизировать факты и делать выводы.

Разгадывать ребусы и объяснять смысл разгаданного.

Раздел II. Античное наследие и наследие Петербурга

Тема 4. Мир образования и науки

Введение: наследие античного мира.

Научные учреждения Петербурга — центры исследования античности. Петербургские ученые-антиковеды, внесшие вклад в отечественную и мировую науку.

Петербургские школы, гимназии, лицеи, академии, напоминают о наследии древности; хранят память о нашем городе как центре образования.

2

Находить межпредметные связи.

Поиск в тексте ответов на вопросы.

Тема 5. Подлинные памятники античности в Санкт-Петербурге

Экспонаты Эрмитажа, рассказывающие о жизни древних греков и древних римлян.

1

Использовать знания. полученные на уроках истории Древнего мира и литературе при изучении объектов петербургского наследия.

Составлять рассказ о картине или скульптуре.

Тема 6. «Отголоски» античного наследия в литературе, живописи, скульптуре, интерьерах

Литературное наследие античности. Петербургские поэты, чье творчество напоминает о литературном наследии античности. Библиотеки — хранилища литературного наследия.

 Произведения живописи и скульптуры, напоминающие об античном наследии в экспозиции Эрмитажа. Произведения живописи, напоминающие об античном наследии в экспозиции Русского музея. К. Брюллов «Последний день Помпеи». 

 Классический стиль в живописи, в скульптуре.

2

Использовать произведения живописи, скульптуры как источники информации.

Тема 7. «Отголоски» античного наследия в архитектурных сооружениях

Архитектурное наследие античного мира: «золотое сечение», ордерная система, соответствие скульптурного убранства зданий их назначению. «Российский Парфенон» — здание Биржи — уникальный петербургский памятник, напоминающий о традициях древнегреческих зодчих. Петербургские здания разного назначения, напоминающие о традициях античных архитекторов. Их создатели. Уникальность этих зданий как памятников петербургского наследия.

Классический стиль архитектуры.

Скульптурное наследие античности. Атрибуты античных богов. Скульптурные изображения Афины (Минервы), Гермеса (Меркурия), Аполлона и муз в Петербурге — бывшей столице, торговом и культурном центре России. Античные боги, герои мифов на петербургских улицах и площадях. Создатели скульптурного убранства Петербурга.

 Конные монументы нашего города: императорам, Александру Невскому.

Триумфальные арки и колонны в Петербурге — «отголоски» наследия античного мира, уникальные петербургские и отечественные памятники истории и культуры. Петровские ворота Петропавловской крепости, Нарвские триумфальные ворота, Арка Главного штаба, Ростральные колонны, Александровская колонна, колонны Славы на Конногвардейском бульваре (выбор других объектов по усмотрению учителя).

Повторение и обобщение разделов I, II.

9

Узнавать архитектурные детали античности в памятниках Петербурга.

Различать виды скульптурного убранства: барельеф, горельеф, статуя, бюст.

Узнавать античного бога по его атрибутам, объяснять связь

скульптурного убранства с назначением здания.

  • Самостоятельно работать с текстом и заданиями тетради.
  • Сочинять загадки.
  • Подбирать слова для описания.
  • Самостоятельно готовить сообщение в качестве предварительного задания
  • Узнавать изученные памятники по изображению и описанию.
  • Указывать, влияние какой культуры нашло отражение в изученных памятниках.
  • Показывать объекты на карте С-Пб.

Рассказывать  о памятниках, отмечая особенности их внешнего вида, местоположения.

Календарно-тематическое планирование на 2012-2013 учебный год

(35 недель0

Тематический блок

Количество часов

Дата

Введение.

8

04.09-23.10

Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга.

11

30.10-29.01

Античное наследие и наследие Петербурга.

13

5.02-7.05

Резерв.

3

14.05-28.05

Итого  

35

                                      Поурочное планирование на 2012-2013 учебный год

№ урока в теме

 тема урока

домашнее задание

дата

Введение (8 часов)

1

Что такое город? Как появляются города?

05.сен

2

Из чего состоит город.

Выучить термины.

12.сен

3

Город и горожане.

Рисунок

19.сен

4

Визитная карточка города.

Записи в тетради.

26.сен

5

Отличительные черты Санкт-Петербурга.

Рисунок

03.окт

6

Сказочный город - Санкт-Петербург .

Рассказ-загадка

10.окт

7

Богатства города.

Рассказ.

17.окт

8

Петербуржцы.

Ответ на вопрос.

24.окт

Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга (11 часов).

1

Наследие стран Древнего Востока.

Рисунок

31.окт

2

Петербург - один из известных в мире научных центров востоковедения.

РТ №1 Задание 4 стр.9

14.ноя

3

Хранилище подлинных древнеегипетских памятников в Санкт-Петербурге.

Выучить термины.

21.ноя

4

Пристань на Университетской набережной.

РТ  Задание 3 стр.18

28.ноя

5

Петербургские сфинксы.

Закончить таблицу

05.дек

6

"Отголоски" загадочного Египта в Петербурге.

Рассказ.

12.дек

7

"Отголоски" загадочного Египта в Петербурге.

Таблица

19.дек

8

Петербург - наследник культуры Древнего Египта.

Маршрут экскурсии.

26.дек

9

"Отголоски" Древнего Вавилона в Петербурге.

Рассказ-загадка

09.янв

10

"Отголоски" Древнего Вавилона в Петербурге.

Сообщение.

16.янв

11

Повторение и обобщение раздела.

Составить анкету

23.янв

Античное наследие и наследие Петербурга (13 часов).

1

Наследие античного мира.

РТ № 2 Вопрос на стр.6

30.янв

2

Мир образования и науки.

РТ Задание 1.3 стр. 8

06.фев

3

Мир образования и науки.

РТ стр.12-13

13.фев

4

Подлинные памятники античности в Санкт-Петербурге.

РТ Вопрос 2 стр.18

20.фев

5

Подлинные памятники античности в Санкт-Петербурге.

Выучить термины.

27.фев

6

"Отголоски" античного наследия в литературе, живописи, скульптуре.

РТ Задание 4 стр.22

06.мар

7

"Отголоски" античного наследия в литературе, живописи,

скульптуре.

РТ Вопрос 5 стр.25

13.мар

     8

"Отголоски античного наследия в архитектурных  сооружениях.

РТ Задание 3 стр.33

20.мар

9

"Отголоски" античного наследия в архитектурных сооружениях.

Записи в тетради.

03.апр

10

"Отголоски" античного наследия в архитектурных сооружениях.

РТ Стр.40-41

10.апр

11

"Отголоски" скульптурного античного наследия в убранстве города.

Заполнить таблицу

17.апр

12

"Отголоски" скульптурного античного наследия в убранстве города.

РТ стр.64-65

24.апр

13

"Отголоски" скульптурного античного наследия в убранстве города.

Составить маршрут

08.май

1-3

Резерв.

15.-29.май

Итого 35 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга 5класс

Материал IX Фестиваля «Использование информационных технологий вобразовательной деятельности»...

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 класса (по уч. Ермолаевой)...

Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 6 класса.

Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 6 класса....

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"....

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"...

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга в 7 классе

Рабочая программа  «История и культура Санкт-Петербурга» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы...

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 9 класса

Рабочая программа элективного курса по обществознанию составлена на основе: распоряжения Комитета по образованию от 12.04.2013 № 907-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений (...