Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 6 класса.
рабочая программа по краеведению (6 класс) по теме

Дан Татьяна Юрьевна

Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_istorii_i_kulture_spb_6_kl.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 395 Санкт-Петербурга

«Утверждена»

Директор ГБОУ лицея №395 Санкт-Петербурга

С.П.Сергеева ____________

«___» _____________2013

«Согласована»

Зам.директора по УР

Г.П. Мальцева ___________

«___» _____________2013

«Рассмотрена» на заседании КНО

Руководитель МО

Л.Л. Королёва____________

Протокол № 1 от  29.08.2013

                               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «История и культура Санкт-Петербурга» для 6 класса

на 2013 – 2014 учебный год

Класс:  6

Ф.И.О. учителя:  Дан Татьяна Юрьевна

Количество часов по учебному плану: 34 часа (1 час в неделю)

Количество часов по рабочей программе: 34 часа

Санкт-Петербург

2013

Пояснительная записка

           Рабочая программа по истории и культуре Санкт–Петербурга  в 6  классах разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы Л.К. Ермолаевой «Система краеведческого образования в школах Санкт – Петербурга»".                                                                                                                                         (базовый уровень) .

           Обучение осуществляется по учебному пособию :                                                                                       Ермолаева Л.К., Удальцова Т.И, Карахтанова Н.Н., Левашко М.А. Петербург – город – музей. Петербургская тетрадь.Ч.3.- СПб : СМИО Пресс, - 2012. 91с., ил. ( 6 класс).            

Цель курса:                                                                                                                                                       способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов, музейных экспозиций и традиций как части не только отечественного, но всемирного культурного наследия, а себя – как носителей традиций мировой культуры, хранителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец.

 Задачи курса :

1.Продолжить формирование познавательного интереса к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами, традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия;

 2.Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо расширить имеющиеся у них знания:

- о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов;

-​ о создателях и хранителях этого уникального петербургского наследия.  

 3.Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умений , необходимых им в учебной и повседневной жизни:

       - ориентироваться по карте города;

       - ориентироваться в реальном городском пространстве;

       - работать с источниками информации о городе;

       -применять полученные знания в новых учебных ситуациях и повседневной  жизни;                                                                                                                                        4. Совершенствовать общеучебные умения;

 5.  Выражать впечатления от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение   к городу и его изучению.  

Программа рассчитана на  34 часа  в год (  1  час в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

контрольных работ — 4 ч

практических – 2 ч.

Требования к уровню освоения  обучающимися личностных, метепредметных, и предметных результатов.

       Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, частично на уроках естественнонаучного цикла.                                                                                                  

С учетом специфики предмета «История и культура Санкт - Петербурга» главным критерием в оценке должны служить не знания формального характера, а озвучивание собственной позиции, умение мыслить самостоятельно и тривиально. Обучающемуся рекомендуется продемонстрировать наличие своей точки зрения и, если она не совпадает с общепринятой, аргументировано её отстаивать.

Высшего уровня оценки заслуживает демонстрация личной модели культурного развития школьника на путях духовного и гражданского становления личности, её социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей. Следует высоко оценивать компетенции, связанные с организацией личного досуга, активной позицией как полноправного члена общества, приобщившегося к высшим ценностям, эстетическим и этическим нормам позитивного опыта человечества, зафиксированного в художественных образах, обращая внимание на способность учащегося давать критическую оценку «внушающей силе искусства», широко используемой в массовой культуре, рекламе, СМИ. Наиболее ценным предоставляется умение ученика демонстрировать личное толерантное отношение к миру, способность воспринимать национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой, оценивать её уникальность и неповторимость.

Познавательный интерес учащихся проявляется в их ориентированности на познание культурного наследия города: желании выполнить дополнительное задание; посетить изученные памятники и найти новые, побывать в музее; прочитать рекомендованную книгу; самостоятельно «добыть» новую информацию; принять участие во внеклассной краеведческой деятельности.

Выпускники  6  классов

- грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия, обозначенные в программе;

- перечисляют петербургские музеи, в коллекциях которых хранятся подлинные памятники всемирного культурного; называют  конкретные экспонаты (соответственно программе); узнают их по изображению; рассказывают о них  как памятниках культурного наследия мира и Петербурга (в соответствии  с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем); объясняют их историко-культурную значимость;

- перечисляют петербургские традиции, «пришедшие» в современную жизнь из далекого прошлого (соответственно программе); рассказывают о них как об уникальных традициях всемирного и петербургского культурного наследия (в соответствии  с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем);

- называют фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия; соотносят фамилию и конкретный памятник; рассказывают о вкладе конкретного  человека в формирование петербургского наследия; разъясняют причины появления подлинных и стилизованных памятников, а также   причины их сохранения.

Ориентируются:

- по карте-схеме  и карте достопримечательностей города, пригородов; схеме метрополитена и карте транспорта Санкт-Петербурга  (соответственно программе);

- в реальном городе (по природным ориентирам, по городским ориентирам и доминантам; по маршрутному листу; по карте достопримечательностей);

- объясняют необходимость соблюдения правил поведения горожанами; бережного отношения к памятникам наследия; дают оценку собственного поведения;

- регулярно посещают учебные экскурсии и прогулки;  сообщают одноклассникам об «открытиях», сделанных во время самостоятельных учебных прогулок, совершенных с родителями;

Умеют:

- работать с письменным источником: находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях, рекомендованных учителем или библиотекарем;

- узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; описывать объекты по памятке, как памятники всемирного и петербургского культурного наследия;  

- рассматривать на учебных прогулках реальные городские объекты и музейные экспонаты, извлекая из них информацию с помощью познавательных заданий, составленных учителем, или самостоятельно, делая вывод о значение (значимости) этого петербургского памятника;  составлять отчет об исследованном городском объекте (заполнить Лист прогулки);

- обращаться к родственникам как к источникам краеведческой информации (формулировать вопросы; записывать ответы).

- используя ранее полученные знания (по другим учебным дисциплинам, из СМИ, музейных экспозиций, дополнительной литературы, сайтов Интернета), разъяснить, объяснить  влияние какой культуры (цивилизации, народа) нашло отражение в конкретном петербургском памятнике (архитектурном, скульптурном, литературном, живописном, музейном экспонате, произведении декоративно-прикладного искусства) или традиции;  соотнести мифы, библейские сказания, легенды, литературные произведения с изучаемыми объектами;

- применять полученные знания и умения (на уроках,  на учебных прогулках по городу, при подготовке сообщений, при выполнении творческих работ, а также в общении с родственниками, младшеклассниками, во внеклассных мероприятиях, главное при рассмотрении реальных объектов);

- сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также и их изображения;

- комментировать текст, выделять главную мысль в тексте, составлять простой план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения по дополнительной литературе (не более 2 источников);

- обосновывать, аргументировать свой ответ (собственное мнение, оценку);

- извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательные задания.

Эмоционально-ценностное отношение к городу учащихся проявляется:

- при выполнении оценочных заданий и высказывании оценочных суждений о памятниках и их состоянии, музеях, о деятельности петербуржцев и отношении современных горожан к памятникам;

- при выполнении творческих заданий и мотивации их выполнения;

- в стремлении применить свои знания в реальной жизни;

- в самооценке («я знаю», «я умею», «я хочу узнать»).

                                         

Содержание учебной программы курса .

Наследие V-XV вв. Наш край - участник истории средних веков. Наш край - часть России и Европы. Научные центры Петербурга, изучающие всемирное культурное наследие. Петербургские ученые — исследователи Средневековья. Подлинные памятники средневековья в Петербурге и на территории нашего края – Ленинградской области.

Подлинные памятники Византии и Руси в Петербурге: в Эрмитаже, Русском музее, Музее истории религии. Средневековые храмы и монастыри нашего края (Ленинградской области). Георгиевский храм в Старой Ладоге, Большой Тихвинский Успенский (Богородице -Успенский) монастырь. По усмотрению учителя могут быть введены иные памятники).Православные храмы Петербурга – памятники православной культуры, художественной культуры (в том числе, живописи, мозаика, скульптуры и т. д.), истории города (храмы – памятники военной славы России, императорской семьи и др.). Монастыри в Петербурге – памятники православной культуры, художественной культуры, истории города. 

Вступление: подлинные памятники средневековой истории Балтийского региона. Старая Ладога – заповедник средневековой культуры, крепости Ленинградской области, город Выборг. Петербургский памятник «Ландскрона – Невское устье – Ниеншанц».Подлинные памятники средневековой Европы в ПетербургеЭкспонаты Эрмитажа, Музея истории религии.«Следы» средневековья в петербургской архитектуре: храмы, доходные дома, замки. Памятники, напоминающие о средневековом зодчестве, – памятники истории и культуры Петербурга.«Отзвуки» средневековья в художественной культуре Петербурга: в литературе, в интерьерах дворцов.«Отголоски» средневековых традиций в жизни города и горожан: городское самоуправление, университет, музыкальная культура,  «рыцарское поведение».Наследие средневековья – наука геральдика. Петербургские гербы – источники информации: герб города, родовые гербы, гербы городов Ленинградской области, гербы городов России на петербургских памятниках .

Наследие еврейской культуры

Петербургские музеи — хранители истории, отражение достижений наук и художественной культуры . Подлинные памятники петербургской художественной культуры в Русском музее .Уникальность топографии и облика центра города, сочетающего наследие Природы и Культуры. Разнообразие уникальных архитектурных памятников петербургского культурного наследия.

Особенности состава населения Петербурга. Их именами гордится Петербург, Россия, памятники, напоминающие о создателях петербургского наследия.

Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение.

1. Учебники, допущенные к использованию

Комитетом по образованию Администрации Санкт-Петербурга

  1. Ермолаева Л. К., Левашко М. А., Карахтанова Н.Н, Удальцова Т. И. Санкт-Петербург – город-музей. Ч. 3 (Наследие Средневековья и наследие Петербурга). — СПб., СМИО Пресс, 2012.

Интернет-ресурсы по истории и культуре Санкт-Петербурга

  1. Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/
  2. Государственный музей истории Санкт-Петербурга http://www.spbmuseum.ru/

Живой город http://www.save-spb.ru/

  Техническое обеспечение: компьютер, проектор.

При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: РКМ, игровые. Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: экскурсий.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ в форме теста.

Особенности класса, в котором будет реализована данная рабочая программа

        У учащихся 6 класса 2013-2014 года обучения  имеется достаточный уровень подготовленности к освоению данного учебного курса, т.к. в этой параллели  школьников была реализована программа курса « История и культура Санкт-Петербурга »  Л.К. Ермолаевой. Поэтому программа в  шестом  классе реализуется с учетом уже имеющихся у обучающихся знаний.

Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в участии в краеведческий играх, экскурсиях.

Специфика контроля

Информацию  о  ходе  усвоения  учебного  материала  получают  в  процессе  следующих видов контроля:

  • текущий контроль: тематические срезы, тест, устный опрос;
  • промежуточный контроль: проверочная работа, тест, самостоятельная работа;
  • итоговый контроль: контрольная работа, тест.

                

                                

                

        

        

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

практические работы

контрольные работы

Вводное повторение.

4

Наследие средневековья и наследие Петербурга.

2

1

Наследие Византии, православной Руси, Петербурга.

14

1

1

Наследие Европы и наследие Петербурга.

14

1

2

Итого:        

34

        .

Календарно-тематический план

Номер урока

Дата

Название раздела, темы, темы урока (этап проектной или исследовательской деятельности)

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий)

п/п

в теме

По плану

По факту

По

плану

Фактически

Контрольно-оценочная

деятельность

Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы**

Д.З*

Вид

Форма

I.

Тема: «Вводное повторение. » Всего   4   часов

Город, как живой организм, жители города.

Город на островах. География Петербурга.

Топонимика Петербурга.

Мой город, мой район, моя улица.

текущий

презентация

II.

Тема: «Наследие средневековья и наследие Петербурга. » Всего   2  часов

От средневековья до наших дней.

Петербург – центр науки о средневековье.

§19

III.

Тема: «Наследие Византии, православной Руси, Петербурга.  » Всего   14  часов

Наследие Византии.

Подлинные памятники Византии и Руси в Петербурге.

§21

Контрольное тестирование.

текущий

Средневековые памятники и монастыри нашего края.

§22

Работа с картой нашего края.

Православный храм. Внешний облик, внутреннее убранство.

§23

Православные храмы Петербурга.

презентация

§23

Православные храмы Петербурга.

тематический

§23

Храмы Красносельского района.

Контрольное тестирование.

Православные монастыри в Петербурге.

§24

Александро-Невская лавра.

текущий

Небесные покровители  Санкт -Петербурга.  

Интернет урок

Александр Невский, Ксения Блаженная, Иоанн  Кронштадтский.

IV.

Тема: «Наследие Европы и  наследие Петербурга » Всего    14 часов

Подлинные памятники средневековой истории Балтийского региона.

§25

Древнерусские города: Ладога, Новгород, Псков.

Памятники Петербурга, напоминающие о русско-шведских отношениях до основания города.

§26

Подлинные памятники средневековой Европы в Петербурге.

§27

Эрмитаж: Рыцарский зал.

Интернет урок

Контрольное тестирование.

тематический

« Следы» средневековой архитектуры в Петербурге.

призентация

§28

Архитектурные стили: готика, романский.

Петербургские замки.

§29

«Отзвуки» средневековья в жизни петербуржцев и Петербурга.

§30

Петербургские гербы.

§31

Итоговое повторение и обобщение.

итоговый

Итоговое повторение и обобщение.

Итоговое повторение и обобщение.

Примечание 1:  Колонки таблицы, выделенные * являются вариативными, то есть их заполнение определяется потребностью учителя.

Примечание 2:  Группа метапредметных результатов является вариативной, то есть описание этих результатов в календарно-тематическом планировании определяется потребностью учителя.

Примечание 3:  Виды контрольно-оценочной деятельности: входной, текущий, тематический, итоговый.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга 5класс

Материал IX Фестиваля «Использование информационных технологий вобразовательной деятельности»...

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 класса (по уч. Ермолаевой)...

Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 класса.

Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 класса....

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"....

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"...

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга в 7 классе

Рабочая программа  «История и культура Санкт-Петербурга» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы...

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 9 класса

Рабочая программа элективного курса по обществознанию составлена на основе: распоряжения Комитета по образованию от 12.04.2013 № 907-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений (...