Технологическая карта "Изготовление елочных игрушек из соленого теста"
методическая разработка
Занятие способствует формированию художественного вкуса и повышения интереса к декоративно - прикладному творчеству, а также способствует развитию творческих способностей, фантазии и воображению Работа с соленым тестом развивает мелкую моторику рук.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества №3 города Иркутска»
Технологическая карта занятия по декоративно-прикладному творчеству
«Тестопластика. Изготовление плоских изделий из соленого теста (елочных игрушек)»
Разработчик занятия: педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории Разумович Галина Федоровна.
Иркутск 2023
Пояснительная записка
Прежде всего, хочу поделиться своим опытом работы с соленым тестом. В преддверии Нового года, в любом в образовательном учреждении наступает пора оформления кабинетов, вестибюлей, елок; изготовление своими руками поделок по этой теме.
Изделия из соленого теста актуальны, как никогда. Во многих программах декоративно – прикладного творчества имеется этот раздел и в дошкольном образовании и школьном, и в дополнительном. Используя этот материал на занятиях декоративно – прикладного творчества, обучающиеся с удовольствием фантазируют, изготавливают сувениры, декоративное панно и даже аксессуары (бусы из соленого теста). Материал очень податливый, приятный на ощупь, «живой», доступный. Ранее, наши предки использовали хлеб (мякиш) для создания изделий. Но, в современном мире найден лучший способ получения материала для лепки – соленое тесто.
Новизна темы, которую я предлагаю, состоит в том, что используя этот материал для создания сувениров и других поделок, акцентируется внимание детей на то, что этот материал экологически чистый.
Практическая значимость – экономия денежных средств, т.к. глина гораздо дороже, и не каждый может позволить себе посещать гончарные мастерские. А, попробовав и получив определенные навыки, можно и пойти дальше. Изделия из соленого теста можно дарить, также с ними можно участвовать в ярмарке, и, конечно же, самим использовать в качестве сувениров, игрушек на ёлку, панно на стену.
Технологическая карта занятия: « Тестопластика. Изготовление новогодней игрушки «Волшебная рыбка»».
Возраст детей: 7-8 лет.
Рассчитано на 1 занятие.
Цель: Изготовить плоскую новогоднюю игрушку из соленого теста.
Задачи:
1. Закрепить ранее изученные способы, умения и полученные знания при работе с соленым тестом.
2. Развивать творческую активность.
3. Содействовать воспитанию аккуратности в работе и интереса к занятию.
Тип занятия: Закрепление изученного материала.
Планируемые результаты:
Предметные (объем усвоения и уровень владения компетенциями): закрепят знания по изготовлению изделий из соленого теста, повторят технику работы с трафаретом и изготовят творческую работу.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентного опыта/приобретенная компетентность): научатся объяснять свой выбор, вступать в речевое общение.
Личностные - умение провести самоанализ выполненной работы.
Применяемая образовательная технология:
- здоровьесберегающая.
Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; индивидуальная, фронтальная.
Основные понятия и термины: тестопластика, трафарет, торец.
Наглядно демонстрационный материал: образцы готовых игрушек из теста, материалов, инструментов и приспособлений.
Оборудование, материалы: соленое тесто, мука, стеки, кисточки, вода, скалки, зубочистки, краски, салфетки влажные.
Организационная структура занятия.
Этапы занятия | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Формы организации совзаимодействия на занятии | УУД | Промежуточный контроль |
1. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала | Проверяет готовность обучающихся к занятию, рабочие места. - Важно, когда все приспособления, инструменты и материалы находятся на своих местах, тогда у нас все получится – главное внимательно слушать педагога и выполнять творческое задание. | Слушают педагога, рассматривают образцы изделий, отвечают на вопросы | Фронтальная | Личностные: мобилизация внимания Коммуникативные: планирование сотрудничества с педагогом и одногруппниками. | |
2.Актуализация знаний обучающихся | Психологический настрой обучающихся, обеспечение нормальной обстановки на занятии. | Задает проблемные вопросы, если дети не могут ответить, дает подсказку. - Кто помнит историю или легенду появления искусства тестопластики ( хлебосольки)? Что такое торец? ( узкая боковая часть предмета) - Скажите, из каких материалов можно изготовить новогоднюю игрушку? ( ткань, вата, картон, бумага и др.) - А какие способы изготовления поделок из соленого теста вы знаете? (лепка, изготовление по трафарету). - Посмотрите внимательно, какие предметы находятся на столе? - Можете сказать тему занятия? Чем будем сегодня заниматься? - Зная тему занятия, мы можем сформулировать цель, к которой нам нужно прийти? Загадки: Из меня пекут ватрушки, Отдельно – я не так вкусна, Если руки наши в ваксе, | Отвечают на вопросы, формулируют тему и цель занятия. | Коммуникативные: планирование сотрудничества с педагогом и одногруппниками | Устные ответы | |
3. Изучение нового материала | Рассказ. История появления вещей из кожи Демонстрация материалов и приспособлений для изготовления браслета | Словесно-иллюстрированный рассказ Старинный русский народный промысел – лепка из соленого теста – упоминается в летописях уже XII века. Центом промысла является Русский Север, Архангельская область. Фигурки из соленого теста были не простыми игрушками, они играли магическую, ритуальную роль – служили оберегами. Другие источники гласят, что на Руси соленое тесто появилось одновременно с Рождественской елью. Принято было дарить сувениры из теста. Дом, в котором всегда были хлеб да соль называли «хлебосольный дом». Потому и традиции дарить такие фигурки получили название «хлебосольки». Чего только не лепили из теста! Это и жаворонки, символизирующие приход весны, и косули, которых дарили самым близким людям на Новый год и Рождество, и голубей – олицетворение хорошего урожая, и баранки. Можно сказать, что популярность изделий из соленого теста носит мировой характер. У лепки из соленого теста есть несколько названий: мукосол, тестоплпстика, архангельская керамика, биокерамика. Последнее название появилось благодаря тому, что для изготовления фигурок нужны только натуральные материалы. Они экологически чистые, что особенно актуально в наши дни. А, для изготовления игрушки - рыбки, нам понадобятся: - соленое тесто; - скалки; - вода; - зубочистка; - трафарет; - стеки; - кисточки; - краски; - нитки. | Слушают педагога, рассматривают образцы изделий, смотрят презентацию Отвечают на вопрос Слушают педагога | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности. Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной форме о способах художественной обработки кожи, дать определение «аксессуару». Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникативные: совместно рассуждают, находят ответы на вопросы, сотрудничают с педагогом | Устные ответы |
4. Творческая практическая деятельность | Организация рабочего места. Показ – повторение приемов работы. Самостоятельная работа | Проверяет организацию рабочего места (правила техники безопасности при работе с зубочистками, стекой). Демонстрирует поэтапные приемы работы, называя все операции (мастер-класс). Предлагает обучающимся выполнять работу самостоятельно. Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы обучающихся, помогает детям, испытывающим затруднения, контролирует соблюдение правил безопасной работы.
| Смотрят, выполняют задание под руководством педагога проявляя самостоятельность. | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: понимают значимость правильной организации рабочего места, соблюдают правила безопасной работы на занятии. Познавательные: извлекают необходимую информацию из услышанного и увиденного; организовывают рабочее место, осознанно высказываются о технологии изготовления браслета. Регулятивные: устанавливают последовательность действий по выполнению задания. Коммуникативные: вступают в диалог, точно выражают свои мысли | Устные ответы Выполнение работы |
5. Физкультминутка | Проведение физкультминутки | « Дует ветер с высоты» | Дети выполняют упражнения | |||
6. Итог урока Рефлексия | Выставка работ обучающихся. Обобщение полученных на занятии сведений, обсуждение результатов. | В процессе просмотра работ обучающихся организует обсуждение работ, выбор лучших и обосновывает выбор. Закончить фразы: 1. Мне было интересно…. 2. Мне было трудно…. 3. Теперь я могу… 4. Я научилась… 5. Мне захотелось… 6. Мне понравилось… 6. Я узнала…
| Рассматривают работы, анализируют результат, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.
| Фронтальная | Личностные: самооценка, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в творческой деятельности. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено. Коммуникативные: излагают свое мнение, аргументируют свою точку зрения | Подведение итогов занятии Устные ответы |
7. Домашнее задание | Обсуждение домашнего задания | Подумайте, из чего можно дома сделать новогоднюю игрушку? Сделайте новогоднее украшение из любого материала для кабинета. | Слушают и запоминают (записывают) домашнее задание | Личностные: мобилизация внимания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Вышивка. Оформление елочных игрушек»
В своей работе пытаюсь ответить на вопросы: Как изготовить оригинальную елочную игрушку, применяя традиционное искусство искусство вышивания? Как научить ребенка с ограниченными возможностями вышиват...

"История елочных игрушек"
Материал актуален для создания презентаций о новом годе, для работы над творческими или исследовательскими проектами, связанными с тематикой нового года. Содержит информацию о традициях, связанных с у...

Технологические карты по изготовлению елочных игрушек
Форма технологической документации, в которой изображен весь процесс изготовления изделия, указаны операции и их составные части....

Практическое занятие "Изготовление елочных игрушек своими руками"
Открытое практическое занятие среди воспитателей 15.12.17г....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Моделирование елочных игрушек для 3D принтера» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Моделирование елочных игрушек для 3D принтера»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)...
Мастер- класс «Изготовление бумажных елочных игрушек».
Мастер- класс «Изготовление бумажных елочных игрушек»....
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Изготовление елочных игрушек»
Мастер-класс для родителей по изготовлению ёлочных игрушек из различных материалов.Участник: родители.Цель: вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.Задачи:1. Формировать у родителей ум...
