Технологическая карта "Изготовление елочных игрушек из соленого теста"
методическая разработка

Разумович Галина Федоровна

Занятие способствует формированию художественного вкуса и повышения интереса к декоративно - прикладному творчеству, а также способствует развитию творческих способностей, фантазии и воображению Работа с соленым тестом развивает мелкую моторику рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества №3 города Иркутска»

Технологическая карта  занятия по декоративно-прикладному творчеству

«Тестопластика. Изготовление плоских изделий из соленого теста (елочных игрушек)»

Разработчик занятия: педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории Разумович Галина Федоровна.

 Иркутск 2023

Пояснительная записка

Прежде всего,  хочу поделиться своим опытом работы с соленым тестом. В преддверии Нового года, в любом в образовательном учреждении наступает пора оформления кабинетов, вестибюлей, елок; изготовление своими руками поделок по этой теме.

Изделия из соленого теста актуальны, как никогда.  Во многих программах декоративно – прикладного творчества имеется этот раздел и в дошкольном образовании и школьном,  и в дополнительном. Используя этот материал на занятиях декоративно – прикладного творчества, обучающиеся с удовольствием фантазируют, изготавливают сувениры,  декоративное панно и даже аксессуары (бусы из соленого теста). Материал очень податливый, приятный на ощупь, «живой», доступный. Ранее, наши предки использовали хлеб (мякиш) для создания изделий. Но, в современном мире найден лучший способ получения материала для лепки – соленое тесто.

Новизна темы, которую я предлагаю, состоит в том, что используя этот материал для создания сувениров и других поделок,  акцентируется  внимание детей на то, что этот материал экологически чистый.

Практическая значимость – экономия денежных средств, т.к.  глина гораздо дороже, и не каждый может позволить себе посещать гончарные мастерские. А, попробовав и получив определенные навыки, можно и пойти дальше. Изделия из соленого теста можно дарить, также с ними можно участвовать в ярмарке, и, конечно же, самим использовать в качестве сувениров, игрушек на ёлку, панно на стену.

Технологическая карта   занятия: « Тестопластика. Изготовление новогодней игрушки «Волшебная рыбка»».

Возраст детей: 7-8 лет.

Рассчитано на 1 занятие.

Цель: Изготовить плоскую новогоднюю игрушку из соленого теста.

Задачи:

1. Закрепить ранее изученные способы, умения и полученные знания при работе с соленым тестом.

2. Развивать творческую активность.

3.  Содействовать воспитанию аккуратности в работе и интереса к занятию.

Тип занятия:  Закрепление  изученного материала.

Планируемые  результаты:

Предметные (объем усвоения и уровень владения компетенциями): закрепят знания по изготовлению изделий из соленого теста, повторят технику работы с трафаретом и изготовят творческую работу.

Метапредметные  (компоненты культурно-компетентного опыта/приобретенная компетентность): научатся объяснять свой выбор, вступать в речевое общение.

Личностные  - умение провести самоанализ выполненной работы.

Применяемая образовательная технология:

- здоровьесберегающая.

Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия и термины:   тестопластика, трафарет, торец.

Наглядно демонстрационный материал:  образцы готовых игрушек из теста, материалов, инструментов и приспособлений.

Оборудование, материалы: соленое тесто, мука, стеки, кисточки, вода, скалки, зубочистки, краски, салфетки влажные.

Организационная структура занятия.

Этапы занятия

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формы организации совзаимодействия на занятии

УУД

Промежуточный контроль

1. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала

Проверяет готовность обучающихся к занятию, рабочие места.

- Важно, когда все приспособления, инструменты и материалы находятся на своих местах, тогда у нас все получится – главное внимательно слушать педагога и выполнять творческое задание.

Слушают педагога, рассматривают образцы изделий, отвечают на вопросы

Фронтальная

Личностные: мобилизация внимания

Коммуникативные: планирование сотрудничества с педагогом и одногруппниками.

2.Актуализация знаний обучающихся

Психологический настрой обучающихся, обеспечение нормальной обстановки на занятии.

Задает проблемные вопросы, если дети не могут ответить, дает подсказку.

- Кто помнит историю или легенду появления искусства тестопластики ( хлебосольки)?

 Что такое торец?

( узкая боковая часть предмета)

- Скажите, из каких материалов можно изготовить новогоднюю игрушку?

( ткань, вата, картон, бумага и  др.)

- А какие способы изготовления поделок из соленого теста вы знаете?

(лепка, изготовление по трафарету).

- Посмотрите внимательно, какие предметы находятся на столе?

- Можете сказать тему занятия? Чем будем сегодня заниматься?

- Зная тему занятия, мы можем сформулировать цель, к которой нам нужно прийти?

Загадки:

Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (Мука)

Отдельно – я не так вкусна,
Но в пище — каждому нужна. (Соль)

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук? (Вода)

Отвечают на вопросы, формулируют тему и цель занятия.

Коммуникативные: планирование сотрудничества с педагогом и одногруппниками

Устные ответы

3. Изучение нового материала

Рассказ.

 История

появления вещей из кожи

Демонстрация материалов и приспособлений для изготовления браслета

Словесно-иллюстрированный рассказ

Старинный русский народный промысел – лепка из соленого теста – упоминается в летописях уже XII века. Центом промысла является Русский Север, Архангельская область. Фигурки из соленого теста были не простыми игрушками, они играли магическую, ритуальную роль – служили оберегами.

Другие источники гласят, что на Руси соленое тесто появилось одновременно  с Рождественской елью. Принято было дарить сувениры из теста. Дом, в котором всегда были хлеб да соль называли «хлебосольный дом». Потому и традиции дарить такие фигурки получили название «хлебосольки». Чего только не лепили из теста! Это и жаворонки, символизирующие приход весны, и косули, которых дарили самым близким людям на Новый год и Рождество, и голубей – олицетворение хорошего урожая, и баранки.

Можно сказать, что популярность изделий из соленого теста носит мировой характер.

У лепки из соленого теста есть несколько названий: мукосол, тестоплпстика, архангельская керамика, биокерамика. Последнее название появилось благодаря тому, что для изготовления фигурок нужны только натуральные материалы. Они экологически чистые, что особенно актуально в наши дни.

А, для изготовления игрушки - рыбки, нам понадобятся:

- соленое тесто;

- скалки;

- вода;

- зубочистка;

- трафарет;

- стеки;

- кисточки;

- краски;

- нитки.

Слушают педагога, рассматривают образцы изделий, смотрят презентацию

Отвечают на вопрос

Слушают педагога

Фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной форме о способах художественной обработки кожи, дать определение «аксессуару».

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные:

совместно рассуждают, находят ответы на вопросы, сотрудничают с педагогом

Устные ответы

4. Творческая практическая деятельность

Организация рабочего места. Показ – повторение приемов работы. Самостоятельная работа

Проверяет организацию рабочего места (правила техники безопасности при работе с зубочистками, стекой). Демонстрирует поэтапные приемы работы, называя все операции (мастер-класс).

Предлагает обучающимся выполнять работу самостоятельно.

Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы обучающихся, помогает детям, испытывающим затруднения, контролирует соблюдение правил безопасной работы.

 

Смотрят, выполняют задание под руководством педагога проявляя самостоятельность.

Фронтальная, индивидуальная

Личностные:  понимают значимость правильной организации рабочего места, соблюдают правила безопасной работы на занятии.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из услышанного и увиденного; организовывают рабочее место, осознанно высказываются о технологии изготовления браслета.

Регулятивные: устанавливают последовательность действий по выполнению задания.

Коммуникативные: вступают в диалог, точно выражают свои мысли

Устные ответы

Выполнение работы

5. Физкультминутка

Проведение физкультминутки

« Дует ветер с высоты»
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, влево-вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны.)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки.)
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте.)
Вот и кончилась игра.
Заниматься нам пора. (Дети садятся.)

Дети выполняют упражнения

6. Итог урока

Рефлексия

Выставка работ обучающихся.

Обобщение полученных на занятии  сведений, обсуждение результатов.

В процессе просмотра работ обучающихся организует обсуждение работ, выбор лучших и обосновывает  выбор.

Закончить фразы:

1. Мне было интересно….

2. Мне было трудно….

3. Теперь я могу…

4. Я научилась…

5. Мне захотелось…

6. Мне понравилось…

6. Я узнала…

 

Рассматривают работы, анализируют результат,

отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

 

Фронтальная

Личностные: самооценка, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в творческой деятельности.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено.

Коммуникативные: излагают свое мнение, аргументируют свою точку зрения

Подведение итогов занятии

Устные ответы

7. Домашнее задание

Обсуждение домашнего задания

Подумайте, из чего можно дома сделать новогоднюю игрушку?  

Сделайте новогоднее украшение из любого материала для кабинета.

Слушают и запоминают (записывают) домашнее задание

Личностные: мобилизация внимания

                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                                                             

  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Вышивка. Оформление елочных игрушек»

В своей работе пытаюсь ответить на вопросы: Как изготовить оригинальную елочную игрушку, применяя традиционное искусство искусство вышивания? Как научить ребенка с ограниченными возможностями вышиват...

"История елочных игрушек"

Материал актуален для создания презентаций о новом годе, для работы над творческими или исследовательскими проектами, связанными с тематикой нового года. Содержит информацию о традициях, связанных с у...

Технологические карты по изготовлению елочных игрушек

Форма технологической документации, в которой изображен весь процесс изготовления изделия, указаны операции и их составные части....

Практическое занятие "Изготовление елочных игрушек своими руками"

Открытое практическое занятие среди воспитателей 15.12.17г....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Моделирование елочных игрушек для 3D принтера» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Моделирование елочных игрушек для 3D принтера»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)...

Мастер- класс «Изготовление бумажных елочных игрушек».

Мастер- класс «Изготовление  бумажных елочных игрушек»....

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Изготовление елочных игрушек»

Мастер-класс для родителей по изготовлению ёлочных игрушек из различных материалов.Участник: родители.Цель: вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.Задачи:1. Формировать у родителей ум...