Методическая разработка "Аккомпанемент на гитаре: от простого к сложному (для продолжающих, 11-14 лет)"
методическая разработка
1. Пояснительная записка:
Данная методическая разработка предназначена для учащихся 11-14 лет, уже имеющих начальные навыки игры на гитаре (знакомы с базовыми аккордами Am, E, C, G, Dm, знают простые виды боя и перебора). Занятия направлены на освоение различных техник аккомпанемента, расширение аккордового запаса и развитие навыков ансамблевой игры. Разработка предусматривает как групповые, так и индивидуальные формы работы.
2. Цель:
Освоение различных техник аккомпанемента на гитаре.
3. Задачи:
⦁ Расширить аккордовый запас учащихся (введение баррэ, септаккордов).
⦁ Обучить различным видам боя (шестерка, восьмерка, испанский бой) и перебора (простой, сложный, с использованием баса).
⦁ Развить навыки подбора аккомпанемента к песням (по слуху и с помощью табулатур).
⦁ Формировать навыки ансамблевой игры (синхронное исполнение аккомпанемента, распределение партий).
4. Форма занятия:
Групповая/индивидуальная.
5. Материалы и оборудование:
⦁ Гитары (классические, акустические).
⦁ Медиаторы.
⦁ Аудиозаписи песен (фонограммы).
⦁ Приложение с аккордами/табулатурами (например, Ultimate Guitar).
⦁ Программа для записи звука (Audacity, GarageBand и т.п.) - для самостоятельной работы.
⦁ Проектор/интерактивная доска (для демонстрации видеоматериалов и табулатур).
⦁ Раздаточный материал (тексты песен, схемы аккордов, упражнения).
6. План занятия (примерный, на 90 минут - два академических часа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 61.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
гимназия № 402 Колпинского района Санкт-Петербурга
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Аккомпанемент на гитаре: от простого
к сложному (для продолжающих, 11-14 лет)
Разработчик:
Ченцов Фёдор Владимирович
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2025 г.
1. Пояснительная записка:
Данная методическая разработка предназначена для учащихся 11-14 лет, уже имеющих начальные навыки игры на гитаре (знакомы с базовыми аккордами Am, E, C, G, Dm, знают простые виды боя и перебора). Занятия направлены на освоение различных техник аккомпанемента, расширение аккордового запаса и развитие навыков ансамблевой игры. Разработка предусматривает как групповые, так и индивидуальные формы работы.
- Цель:
Освоение различных техник аккомпанемента на гитаре.
- Задачи:
⦁ Расширить аккордовый запас учащихся (введение баррэ, септаккордов).
⦁ Обучить различным видам боя (шестерка, восьмерка, испанский бой) и перебора (простой, сложный, с использованием баса).
⦁ Развить навыки подбора аккомпанемента к песням (по слуху и с помощью табулатур).
⦁ Формировать навыки ансамблевой игры (синхронное исполнение аккомпанемента, распределение партий).
- Форма занятия:
Групповая/индивидуальная.
5. Материалы и оборудование:
⦁ Гитары (классические, акустические).
⦁ Медиаторы.
⦁ Аудиозаписи песен (фонограммы).
⦁ Приложение с аккордами/табулатурами (например, Ultimate Guitar).
⦁ Программа для записи звука (Audacity, GarageBand и т.п.) - для самостоятельной работы.
⦁ Проектор/интерактивная доска (для демонстрации видеоматериалов и табулатур).
⦁ Раздаточный материал (тексты песен, схемы аккордов, упражнения).
6. План занятия (примерный, на 90 минут - два академических часа):
Этап 1. Разминка и повторение (15 минут)
Этот этап важен для подготовки мышц рук к игре и повторения пройденного материала. Он способствует настройке на музыкальный лад и создает позитивную атмосферу в начале занятия.
⦁ Разминочные упражнения для пальцев рук.
«Паучок»: Пальцы обеих рук ставятся на струны у порожка грифа. Поочередно, начиная с указательного пальца правой руки, перебираются струны сверху вниз, затем снизу вверх. Следом также делает левая рука. Упражнение выполняется медленно, с концентрацией на точности движений каждого пальца.
«Гусеница»: Пальцы левой руки поочередно, начиная с указательного, ставят на первый лад шестой струны. Каждый палец, начиная с указательного, прижимает струну к ладу и остается в таком положении, пока все четыре пальца не окажутся на грифе. Затем, начиная с мизинца, пальцы поочередно снимаются со струны. Упражнение повторяется на каждой струне, двигаясь от шестой к первой.
Хроматические гаммы: Играются поочередно на каждой струне, используя все четыре пальца левой руки. Движение вверх-вниз по ладам помогает разогреть пальцы и подготовить их к более сложным аккордам.
Растяжки: Нежные растяжки пальцев и кистей рук помогут предотвратить напряжение и травмы.
⦁ Повторение пройденных аккордов и видов боя/перебора.
Педагог называет аккорды, которые учащиеся должны взять на гитаре. Важно следить за правильной постановкой пальцев и чистотой звучания. Можно использовать карточки с изображениями аккордов или проецировать их на экран.
Повторение изученных видов боя и перебора. Педагог задает ритм, учащиеся играют вместе с ним, затем самостоятельно. Внимание уделяется синхронности и ритмической точности. Можно использовать метроном для контроля темпа.
⦁ Исполнение ранее изученных песен под аккомпанемент.
Учащиеся исполняют 1-2 песни, которые были разучены на предыдущих занятиях. Это помогает закрепить пройденный материал и развить навыки аккомпанемента.
Можно предложить учащимся выбрать песню для исполнения или определить ее путем голосования.
Педагог может аккомпанировать учащимся на другом инструменте или использовать фонограмму.
Этап 2. Изучение нового материала (30 минут)
Этот этап посвящен освоению новых аккордов, техник игры и работе с цифровыми ресурсами. Важно уделить внимание правильной постановке рук и чистоте звучания, а также поощрять самостоятельность учащихся в поиске информации.
⦁ Введение новых аккордов (например, баррэ на 5 ладу, септаккорды Am7, Dm7, E7). Показ аппликатур, отработка постановки пальцев.
Баррэ на 5 ладу: Педагог подробно объясняет принцип баррэ, демонстрирует правильную постановку указательного пальца (плотно прижимать струны к ладу по всей длине). Учащиеся пробуют взять баррэ, педагог контролирует и корректирует постановку руки каждого ученика. Отрабатывается баррэ сначала на открытых струнах, затем в сочетании с другими пальцами для формирования аккордов (например, F, B, C#m). Важно обратить внимание на возможные трудности и болевые ощущения, дать рекомендации по постепенному увеличению времени удержания баррэ.
Септаккорды (Am7, Dm7, E7): Педагог показывает аппликатуры аккордов на грифе, объясняет их особенности в звучании. Учащиеся разучивают аккорды, отрабатывают переходы между ними. Можно использовать карточки с аппликатурами или проецировать их на экран. Важно следить за чистотой звучания каждого аккорда и плавностью переходов.
⦁ Разбор новых видов боя и перебора (демонстрация педагогом, совместное разучивание). Акцент на ритмическую точность и четкость звукоизвлечения.
Бой «восьмерка»: Педагог демонстрирует технику исполнения, обращая внимание на движение руки и координацию с ударами по струнам. Учащиеся разучивают бой, сначала медленно, затем постепенно увеличивая темп. Акцент на ритмической точности и четкости звукоизвлечения.
Перебор с басом: Педагог показывает, как сочетать перебор с извлечением басовых нот на шестой и пятой струнах. Учащиеся пробуют играть перебор с басом, педагог контролирует правильность выполнения и помогает синхронизировать движения пальцев правой руки. Можно использовать упражнения для развития координации.
⦁ Работа с приложением для поиска аккордов и табулатур.
Педагог показывает, как пользоваться приложением для поиска аккордов и табулатур (например, Ultimate Guitar). Учащиеся учатся находить нужную песню, выбирать подходящую версию табулатуры, разбираться в обозначениях.
Можно предложить учащимся самостоятельно найти аккорды и табулатуры к песне, которую они хотели бы разучить. Это развивает самостоятельность и навыки работы с информацией. Педагог помогает разобраться в сложных моментах и отвечает на вопросы.
Этап 3. Практическое применение (30 минут)
Этот этап – ключевой в занятии, поскольку позволяет применить полученные знания на практике и развить навыки ансамблевой игры. Важно создать комфортную обстановку, где учащиеся смогут свободно экспериментировать и проявлять творческий подход.
⦁ Выбор песни для разучивания аккомпанемента.
Предложить учащимся несколько вариантов песен, подходящих по сложности и стилю. Желательно, чтобы песни были знакомы и нравились учащимся.
Можно провести голосование или предоставить выбор одному из учеников (по очереди на каждом занятии).
Учитывать пожелания учащихся и предлагать песни разных жанров (поп, рок, фолк и т.д.).
Если есть возможность, можно использовать песни, предложенные самими учащимися (с учетом их уровня сложности).
⦁ Совместный подбор аккомпанемента (педагог помогает с выбором подходящих аккордов и рисунка боя/перебора).
Если песня выбрана из приложения с аккордами, разобрать предложенные варианты аккомпанемента. Обсудить, какой бой или перебор лучше подходит к данной песне.
Если аккорды к песне отсутствуют, педагог помогает подобрать аккомпанемент по слуху, объясняя принципы гармонизации мелодии.
Экспериментировать с разными видами боя и перебора, выбирать наиболее подходящий вариант.
Упростить аккомпанемент, если он слишком сложен для учащихся (например, использовать упрощенные версии аккордов или более простой ритмический рисунок).
⦁ Разучивание аккомпанемента по частям, затем – исполнение всей песни.
Разделить песню на небольшие фрагменты и разучивать аккомпанемент к каждому фрагменту отдельно.
Обратить внимание на переходы между аккордами, ритмическую точность и синхронность игры.
После разучивания отдельных частей, соединить их и исполнить всю песню под аккомпанемент.
Использовать метроном для контроля темпа и развития чувства ритма.
⦁ Работа в малых группах (ансамблевая игра). Распределение партий (гитара, вокал, возможно, другие инструменты).
Разделить учащихся на малые группы (2-3 человека).
Распределить партии: один ученик играет на гитаре аккомпанемент, другой поет, при наличии других инструментов (например, флейта, скрипка), добавить их в ансамбль.
Педагог помогает распределить партии с учетом способностей и пожеланий учащихся.
Совместное исполнение песни в ансамбле. Педагог контролирует синхронность игры, баланс звука и художественную выразительность.
Этап 4. Самостоятельная работа и подведение итогов (15 минут)
Этот этап важен для закрепления пройденного материала, развития самостоятельности и самооценки учащихся. Обратная связь от педагога и обсуждение результатов помогают учащимся осознать свои сильные стороны и области для развития.
⦁ Самостоятельная работа: запись собственного исполнения с аккомпанементом (по желанию).
Предложить учащимся записать свое исполнение разученной песни под собственный аккомпанемент. Это не обязательное задание, но оно позволяет учащимся прослушать себя со стороны, оценить свою игру и выявить ошибки.
Обеспечить доступ к программе для записи звука (на компьютере, планшете или телефоне).
Помочь учащимся настроить программу и начать запись.
Поддержать учащихся, которые стесняются записываться, подчеркнуть, что это всего лишь инструмент для самоанализа.
⦁ Обсуждение результатов, выявление трудностей и ошибок.
Прослушать записи учащихся (если они были сделаны), обсудить сильные стороны и области для улучшения. Важно давать конструктивную критику, фокусируясь на конкретных моментах, которые можно улучшить.
Предложить учащимся самим оценить свою игру, высказать свои впечатления и трудности, с которыми они столкнулись.
Обсудить общие ошибки и трудности, которые возникли у большинства учащихся (например, неточная ритмика, неправильная постановка пальцев, несинхронность игры).
Дать рекомендации по исправлению ошибок и дальнейшему развитию навыков.
⦁ Домашнее задание: отработка разученных аккордов и техник, подбор аккомпанемента к новой песне.
- Задать домашнее задание, направленное на закрепление пройденного материала:
Отработка новых аккордов и переходов между ними.
Упражнения на развитие техники боя и перебора.
Подбор аккомпанемента к новой песне (можно предложить список песен на выбор или позволить учащимся выбрать песню самостоятельно).
Объяснить, как правильно выполнять домашнее задание, ответить на вопросы учащихся.
Подчеркнуть важность регулярных занятий для достижения прогресса.
Записать домашнее задание на доске или в общем чате (если используется).
7. Ожидаемые результаты:
⦁ Учащиеся расширят свой аккордовый запас и освоят новые техники аккомпанемента.
⦁ Улучшат навыки игры на гитаре, разовьют чувство ритма и координацию движений.
⦁ Научатся подбирать аккомпанемент к песням и играть в ансамбле.
⦁ Повысят свой интерес к музыке и игре на гитаре.
Таблицы аккордов (примеры)
Список литературы:
1. Чумаков А. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. – Рипол-Классик, 2014.
2. Катанский В. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. – СПб.: Композитор, 2015.
3. Крылов Г. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. – М.: Советский композитор, 1988.
4. Роч П. под ред. Иванова-Крамского А. Школа игры на шестиструнной гитаре. – Государственное музыкальное издательство, 1962.
5. Вольман Б. Гитара и гитаристы. – Ленинград.: Музыка, 1968
Список онлайн-источников:
1. Ultimate-Guitar - www.ultimate-guitar.com (http://www.ultimate-guitar.com/) (крупнейший каталог табулатур и аккордов для гитары)
2. AmDm.ru: https://amdm.ru/ (генератор аккордов, транспонирование онлайн).
3. E-chords.com: https://www.e-chords.com/ (настройка гитары, аккорды, основы теории музыки).
4. JustinGuitar - www.justinguitar.com (http://www.justinguitar.com/) (бесплатные уроки игры на гитаре для начинающих)
5. Онлайн-метроном: https://metronom.us/ru/ (бесплатный онлайн-метроном. Темп, музыкальный размер, много ритмических рисунков. Управление мышью, клавиатурой, касаниям)
6. Аккорды. Самоучитель https://guitarshilin.ru/index3.htm (бесплатные основные аккорды, упражнения с аккордами, аккорды с приемом «баррэ», игра боем и др.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение к грамматическому разделу урока. Сложное дополнение.
Использование данной презентации способствует более эффективному усвоению данного грамматического материала....
Методическая разработка Обобщающий урок по теме «Сложные предложения» в 11 классе
Обобщающий урок по теме«Сложные предложения»в 11 классеЦели:повторение и обобщение изученного по теме;определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их приме...
Методическая разработка Обобщающий урок по теме «Сложные предложения» в 11 классе
Обобщающий урок по теме«Сложные предложения»в 11 классеЦели:повторение и обобщение изученного по теме;определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их приме...
Методическая разработка Обобщающий урок по теме «Сложные предложения» в 11 классе
Обобщающий урок по теме«Сложные предложения»в 11 классеЦели:повторение и обобщение изученного по теме;определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их приме...

Методическая разработка урока по теме "Склонение сложных и составных количественных числительных" (6 класс, Образовательная система "Школа 2100")
Разработка урока по технологии проблемно-диалогическгого обучения...
Методическая разработка урока по теме: "Производная сложной функции".
Данный урок является уроком изучения новой темы. Представленная разработка урока раскрывает методические подходы к введению понятия сложной функции, алгоритма вычисления её производной. Разработка пре...
методическая разработка "Акватипия: от простого к сложному. Обобщение опыта работы"
Описание поэтапного изучения техники акватипии и возможности ее применения на уроках изобразительного искусства. Акватипия - отпечаток на бумаге акварели; увлекательная, интересная, развивающая фантаз...

