Методическая разработка урока по теме "Склонение сложных и составных количественных числительных" (6 класс, Образовательная система "Школа 2100")
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Буряченко Елена Васильевна

Разработка урока по технологии проблемно-диалогическгого обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_chislitelnoe.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Склонение сложных и составных  количественных числительных»- 6 класс

Раздел 7.Количественные числительные в языке и речи.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: научить  склонять сложные и составные количественные числительные, правильно употреблять их  в  устной и письменной  речи.

Формирование УУД:

Регулятивные - формулировать тему, учебную проблему, цель деятельности, пути решения проблемы;  соотносить свой результат с целью; давать самооценку результатам, оценивать успешность своей  деятельности на уроке  (коллективной, самостоятельной, в паре)

Познавательные- ориентироваться в системе своих знаний,  извлекать необходимую информацию; анализировать, сравнивать, выявлять закономерности и делать выводы; строить логическое рассуждение на основе причинно-следственных связей;

Коммуникативные-  строить монологическое высказывание в соответствии  с грамматическими и синтаксическими нормами; осуществлять учебное сотрудничество: ученик-учитель, ученик-ученик;   осуществлять контроль, коррекцию деятельности партнеров; оказывать в сотрудничестве необходимую поддержку; излагать свою позицию и аргументировать ее  

Личностные: потребность в самовыражении и самореализации;  устойчивая учебно-познавательная мотивация; умение вести диалог на основе равноправных отношений; адекватная позитивная  самооценка

Технологическая карта урока

Структура урока

Задачи каждого этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный

Проверить готовность учащихся к уроку, настроить на работу

Проверка готовности учащихся к уроку.

Приветственный момент.

Оформление тетрадей.

Психологический настрой на работу.

-Ребята, проверьте свою готовность к уроку: тетради, учебники, дневники достижений, пенал.

-Здравствуйте, садитесь. Начнем урок.

Настраиваются на работу.

Проверяют свою готовность к уроку.

Оформляют тетради.

Актуализация изученного.

Проверка Д/З

Проверить уровень успешности самостоятельной работы при выполнении д/з; актуализировать знания по теме

Организует повторение изученного.

-Какую большую тему изучаем? (количественные числительные)

-Какие предметные  умения мы развивали с вами на предыдущих уроках?  Чему учились?

(различать количественные  числительные и другие части речи; различать простые, сложные и составные числительные;  склонять числительные простые и сложные  1,2, 3,4, от 5 до 20 и 30; 40, 90, 100; правильно писать безударные падежные окончания количественных числительных)

Организует проверку  Д/З. (самооценка, выставление оценок в ДУД)

Отвечают на вопросы

Организуют самопроверку и самооценку

Знать понятие «количественное числительное»,  разряды числительных, виды числительных по структуре; склонять простые числительные и сложные от 11 до 20 и 30; правильно писать безударные окончания числительных

Регулятивные:

Соотносить результат работы с целью; давать самооценку результатам, оценивать успешность своей самостоятельной деятельности

Познавательные: ориентироваться в системе своих знаний

Коммуникативные: строить монологическое высказывание в соответствии  с грамматическими и синтаксическими нормами; строить диалог с учителем

Личностные:

Потребность в самовыражении и самореализации;  устойчивый познавательный интерес

Постановка основного вопроса урока.

Сформулировать тему, проблему, цель урока; замотивировать учащихся на изучение темы; составить план предстоящей работы

Выводит детей на проблемный вопрос  урока.

-Что общего у чисел 6,  600?  На сколько групп мы  их можем разделить? Чем они  отличаются?

(две группы: простое и сложные)

-Какое из этих чисел вы уже умеете склонять?

-Просклоняйте его по падежам вместе с существительным  сказка

Организует проверку, самооценку.

-Запишите  числительное  600   с существительным  рассказ в Им.п. Просклоняйте по падежам.

   (два   человека работают у доски)

Организует проверку работ.

Побуждает  к осознанию противоречия (на основе допущенных ошибок)

Рассматривают варианты ответов (можно зафиксировать на доске)

-Какой проблемный вопрос возникает?

(Как склоняются сложные числительные?)

-Какое  по составу числительное получится, если мы сложим числа 600 и  6? (составное).  Из каких числительных оно состоит?

-Как вы думаете, оно будет совмещать в себе особенности склонения простого и сложного числительных или склоняться как-то по –особенному?

-Нам нужно это проверить?

Тогда  что еще необходимо добавить в проблемный вопрос урока?

-Сформулируйте цель урока.

(Научиться склонять сложные  и составные количественные числительные).

Сформулируйте тему урока.

Запишите ее в тетрадь.

-Найдите в ДУД умения, над которыми мы сегодня будем работать,  отметьте точкой.

Отвечают на вопросы

 Склоняют  числительное 6

Организуют  самопроверку, самооценку

Работают самостоятельно у доски и в тетради

Осознают противоречие

Формулируют проблемный вопрос

Рассуждают, отвечают на вопрос, выходят на проблемный вопрос (повторно)

Формулируют цель урока

Работают с умениями

Уметь различать простые и сложные количественные числительные, склонять простые  количественные числительные

Регулятивные:

Формулировать тему, учебную проблему, цель деятельности, пути решения проблемы; составлять план решения проблемы, самостоятельно работать по этому плану; соотносить свой результат с целью;

Познавательные:

Ориентироваться в системе своих знаний; сравнивать, сопоставлять, выявлять закономерности, делать выводы

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание в соответствии  с грамматическими и синтаксическими нормами;

совместно создавать  общий план работы; осуществлять учебное сотрудничество: ученик-учитель

Личностные:

Потребность в самовыражении и самореализации; устойчивая учебно-познавательная мотивация

Открытие новых знаний

Организовать частично-поисковую работу с целью получения новых знаний; сформулировать первичные выводы

-Вернемся к числительному  600.

У нас разные   варианты склонения этого числа. Кто прав?

-Как необходимо рассуждать?

Организует работу над ошибками, подводит учащихся к выводу.

-К  каким выводам мы пришли?

( У данных сложных числительных   склоняются обе части).

-Ребята, вы с вами уже склоняли сложные числительные? (да)

-Какие? (от 11 до 20 и 30)

-Они склоняются также? (нет, они склоняются как одно слово, изменяется только вторая часть.

-Итак, мы видим, что  у одних сложных числительных  изменяется одна часть, у других обе.  Нужно ли узнать, какие  еще числительные склоняются также,  600?)

Организует работу с таблицей.

-Откройте стр. 116. Проанализируйте таблицу.

Какие по составу числительные здесь присутствуют?

Почему они разбиты на 4 колонки?   (по - разному склоняются, разные окончания)

-Сделайте теперь общий вывод о склонении сложных числительных по таблице.

(У сложных числительных от 50 до 80, 200, 300, от 500до 900) склоняются обе части.

(Сравниваем с выводом учебника)

Рассуждают, выдвигают гипотезы, решают проблему

Формулируют выводы

Сравнивают, делаю выводы

Работают с таблицей, получают новую информацию

Формулируют выводы

Срвнивают свой вывод с выводом учебника

Склонять сложные  числительные от 50-80, 200, 300, 400, 500-900; составные числительные; знать особенности склонений сложных количественных числительных

Регулятивные:

Соотносить результат работы с целью; Познавательные:

Ориентироваться в системе своих знаний, извлекать  необходимую информацию, анализировать  и сравнивать, обобщать; Коммуникативные:

работать в парах, осуществлять оказывать в сотрудничестве необходимую поддержку; Личностные:

умение вести диалог на основе равноправных отношений;

Развитие учебно-языковых умений и правописных умений

Закрепить полученные знания в ходе практической работы, сформулировать новые выводы

Предлагает выполнить задания на закрепление.

Задание 1.  (склонение сложного числительного)

Просклоняйте числительные 400 (слов) .

Числительное  400 склоняется  по тому же принципу, что  числительные, представленные в таблице?

Организует проверку, самооценку.

Попробуйте составить схему для запоминания:

50-80

200-300                      склоняются обе части

400                           (два окончания)

500-900

Задание 2.  (Склонение составного числительного)

-Запишите число 870.   Поработайте в парах. Образуйте формы Р.п., Т.п., П.п.

-Организуйте взаимопроверку в парах.

-Если у вас есть разногласия, поставьте вопросы, обсудите в парах вопрос, найдите верное решение.

Организует проверку, самооценку.

- Какие вопросы возникли при работе в паре?

 -Решили вопрос самостоятельно?

-Какой вывод  о склонении составных числительных можем сделать после выполнения задания?

(У составных числительных склоняются все слова)

(Сравниваем с выводом учебника)

3. Организует самостоятельную работу учащихся.

-Представьте, что вас попросили приготовить на урок биологи доклад о жизни пчел. В тексте, который вы подобрали, очень много количественных числительных, которые стоят в косвенных падежах.

-Какая у вас может возникнуть проблема на уроке?  (неправильное произношение).

 -Как этого можно избежать? (записать  заранее числительные словами, тогда при чтении не возникнет ошибок).

-Попробуйте это сейчас сделать самостоятельно.  Запишите числительные, определите их  падеж.

Организует проверку, самооценку.

(Верные ответы на слайде).

-Организует чтение текста.

Работают коллективно

Работают самостоятельно

Организуют самопроверку, самооценку

Составляют схему

Работают  в парах.

Организуют самопроверку, самооценку

Делают выводы

Сравнивают с выводом учебника

Работают смостоятельно

Организуют самопроверку, самооценку

Читают текст

Склонять сложные  числительные от 50-80, 200, 300, 400, 500-900; составные числительные; выделять окончания; правильно употреблять  числительные с существительными в тексте

Регулятивные:

Давать самооценку результатам, оценивать успешность своей самостоятельной деятельности

Познавательные:

Строить логическое рассуждение на основе причинно-следственных связей; Коммуникативные:

осуществлять контроль, коррекцию действий  одноклассников; излагать свою позицию и аргументировать ее

Итог урока. Рефлексия.

Подвести итога урока , рефлексию с целью определения уровня усвоения учащимися новых знаний; спрогнозировать дальнейшую деятельность

Какую цель ставили?

-Откройте дневники учебных достижений. Проанализируйте свои успехи на уроке (как вы справились со всеми заданиями, были  ли допущены ошибки),  оцените свой уровень достижения цели, можете перевести самооценку в отметку.

Как оценили свою работу на уроке?  Что не получилось? Над чем предстоит работать?

-Мы на уроке развивали не только предметные умения, но и метапредметные. Мы учились ставить цель, работать в паре, сравнивать и т.д. Оцените, насколько у вас это получилось сегодня на уроке. (проверка)

-Как вы считаете, эта тема  для вас  важна? Где вам  пригодятся  знания и умения, полученные на этом уроке?

Подводят итог,  оценивают уровень своих достижений на уроке

Уметь склонять сложные и составные  количественные числительные

Регулятивные: Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; пользоваться критериями самооценки;  прогнозировать дальнейшую деятельность

Познавательные:

Строить логическое рассуждение

Коммуникативные строить монологическое высказывание в соответствии  с грамматическими и синтаксическими нормами

Личностные:

Потребность в самовыражении и самореализации; адекватная позитивная  самооценка

Домашнее задание.

Определить цели и вид д\з

С 116-117 (таблица, правила склонения числительных)

Необходимый уровень – упр. 208

Повышенный – Пользуясь разными информационными источниками,  составить небольшой рассказ о  жизни птиц или  животных с  использованием количественных числительных в разных падежных формах.

Выбирают домашнее задание по своему уровню

Регулятивные:

Самостоятельно работать по плану

Познавательные:

Ориентироваться в системе своих знаний и умений; работать с различными информационными источниками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме "Сложные слова", 5 класс

Методическая разработка урока по русскому языку "Сложные слова", 5 класс...

"Народный праздничный костюм." Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС ( 5 класс) с технологической картой урока и презентацией к уроку.

Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС для 5 класса "Народный праздничный костюм".1. Технологическая карта урока (с УУД)2. Презентация к уроку...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

проблемный подход в обучении русскому языку превращает процесс учения в процесс сотворчества ученика и учителя, тем самым позволяет повысить учебную мотивацию и организовать продуктивную учебную ...

Методическая разработка урока по теме "Сложные относительные местоимения"

Презентация к уроку по теме "Сложные относительные местоимения" Основной язык-9 класс, французский как второй иностранный-10 класс...