ШКОЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
статья (8, 9 класс)

Бакунев Святослав Владимирович

Образовательный и воспитательный процесс в школе характеризуется большим объемом и интенсивностью учебной деятельности, что приводит к снижению  уровня двигательной активности школьников, особенно в старших классах.

Использование туризма позволяет позитивно влиять на формирование жизненно важных умений и навыков активизировать воспитание личности, оказывать оздоровительное воздействие, развивать познавательные способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагог ДО Бакунев Святослав Владимирович

Санкт-Петербург

ШКОЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Актуальность исследования

Образовательный и воспитательный процесс в школе характеризуется большим объемом и интенсивностью учебной деятельности, что приводит к снижению уровня двигательной активности школьников, особенно в старших классах.

Совершенствование физического воспитания в школе и учет современной социально-экономической ситуации в стране приводит к необходимости более активного применения средств и форм туризма.

Использование туризма позволяет позитивно влиять на формирование жизненно важных умений и навыков активизировать воспитание личности, оказывать оздоровительное воздействие, развивать познавательные способности.

Вопросом изучения методики проведения занятий туризмом со школьниками занимались многие исследователи

(Константинов Ю.С – 2000, Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. – 2003, Таубер Д.Р. - 2003, Масягина Н.В. – 2003, Зданович И.А. – 2005, Климанова Т.Г. – 2007, Подлевских А.Н – 2007, и другие).

Однако вопросы формирования жизненно важных двигательных умений и навыков, оздоровительная направленность и развитие познавательных способностей в занятиях туризмом изучены недостаточно. Поэтому изучение направленности и содержания занятий туризмом у школьников старших классов, по нашему мнению, является актуальным.

Цель данного исследования заключалась в изучении мотивов и отношения учащихся старших классов школы №3 города Луга к предмету физическая культура и непосредственно к оздоровительному туризму.

Задачи

  1. Изучить состояние проблемы, личные интересы, исходный уровень физического состояния школьников старших классов.
  2. Определить направленность и содержание занятий туризмом со школьниками старших классов.

Методы исследования

  • Анализ и обобщение научно-методической литературы
  • Анкетирование
  • Антропометрические измерения
  • Педагогическое наблюдение
  • Тестирование
  • Математическая статистика

Организация исследования

Исследования проводились на базе школы №3 г. Луга с учащимися восьмых и девятых классов, а так же в Спортивно-молодежном Центре города Луга в период с сентября по март.

Для проведения анкетирования была разработана анкета, включающая следующие блоки: отношение к предмету физическое воспитание, самооценка двигательной активности, объем и интенсивность физической нагрузки, выбор вида двигательной активности, отношение к занятиям туризмом и другие.

В результате проведенного анкетирования было установлено, что отношение к предмету физическая культура у девушек восьмых классов оценивалось как положительное – 21 %, нейтральное – 79%; у юношей восьмых классов – положительное -59%, нейтральное- 31%, отрицательное -10%. У учащихся девятых классов отношение к предмету физическая культура выражалось следующим образом: у девушек положительное отношение - 19%, нейтральное-71 %, отрицательное -10%. У юношей эти показатели следующие: положительное отношение -14%, нейтральное - 76%, отрицательное -10 %.

Сравнение показателей по этому признаку у восьмых и девятых классов свидетельствует о том, что интерес к предмету физическая культура снижается, что подтверждается другими исследованиями.

Направленность занятий физической культурой восьмых и девятых классов: среди девушек девятых классов с целью коррекции телосложения хотели бы заниматься 31% опрошенных; для улучшения осанки – 22%, для укрепления здоровья -25%; для улучшения уровня физической подготовленности – 14%, другие причины-8%; у юношей девятых классов эти показатели отражены следующим образом: с целью коррекции телосложения хотели бы заниматься 10% опрошенных, для укрепления здоровья -32%, для улучшения уровня физической подготовленности – 44%, другие причины-14%.

Опросом установлено, что интерес к организации проведения занятий туризмом девушки восьмых классов выразили следующим образом: необходимо заниматься туризмом – 79%, затрудняюсь ответить – 21%. У юношей восьмых классов эти показатели выражались следующими величинами: необходимо заниматься туризмом – 84%, затрудняюсь ответить – 13%, отрицательное отношение – 3%.

Опросом установлено, что интерес к организации проведения занятий туризмом девушки девятых классов выразили следующим образом: необходимо заниматься туризмом – 47%, затрудняюсь ответить – 53%. У юношей восьмых классов эти показатели выражались следующими величинами: необходимо заниматься туризмом – 19%, затрудняюсь ответить – 75%, отрицательное отношение –6%.

Как и в предыдущем блоке, снижение интереса к любым занятиям физической культуры, в том числе к туризму у девятиклассников можно объяснить сменой ориентаций по предметам обучения и необходимостью поступления в вузы, а так же спецификой полового созревания.

Заключение

Проведенное исследование среди учащихся восьмых и девятых классов школы №3 города Луга свидетельствует о том, что имеющийся интерес к предмету физическая культура и организация занятий туризмом неоднозначен по возрасту и полу. В целом интерес к различным видам физической культуры отчетливо выражен. Однако, по мере взросления уровень его снижается, что можно объяснить изменением ориентации по предметам обучения, особенностями полового развития и методикой преподавания.

Интерес к занятиям туризмом обозначен, но также понижается у учащихся девятых классов. По нашему мнению, это связано с недостаточной осведомленностью о содержании туризма, его видах и значение в образовательном процессе. Результаты анкетирования свидетельствуют о необходимости проведения предварительной разъяснительной работы по содержанию туризма, проведению тестирования физической подготовленности учащихся и созданию организационных структур для проведения регулярных занятий туризмом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ

В статье рассматривается применение средств оздоровительной физической культуры в рамках коррекции осанки для разнообразия и повышения эффективности занятий в школе....

СТЕП-АЭРОБИКА КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Оздоровительное значение физической активности значимо на всех этапах жизни человека. В условиях нарастающей гиподинамии значительно возрастает роль различных форм и видов оздоровительной физической к...

Возможности школьного туризма как средства интеграции основного и дополнительного образования в МАОУ "Курманаевская СОШ"

Среди разнообразных средств, способствующих формированию нового человека, особое место принадлежит туризму и краеведению, занимающим прочные позиции в учебно-воспитательном процессе, осуществляющих ра...

Занятия туризмом, как средство совершенствования физических качеств подростка.

Одним из самых массовых и доступных форм занятий физической культурой является туризм. По моему глубокому убеждению, туризм является самой массовой формой активного отдыха и оздоровления, один из самы...

Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно – оздоровительной направленности «Лечебно-оздоровительная физическая культура» для детей с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящие) 7 «Д» класс ФГОС ООО

Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно – оздоровительной направленности  «Лечебно-оздоровительная физическая культура» для детей с ограниченными в...