Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно – оздоровительной направленности «Лечебно-оздоровительная физическая культура» для детей с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящие) 7 «Д» класс ФГОС ООО
рабочая программа по физкультуре (7 класс)
Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно – оздоровительной направленности «Лечебно-оздоровительная физическая культура» для детей с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящие) 7 «Д» класс ФГОС ООО
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №57» г. Курска
Принята на заседании Утверждаю
педагогического совета Приказ №__ от «____» 202 г.
МБОУ «Средняя Директор МБОУ «Средняя
общеобразовательная общеобразовательная
школа №57» г. Курска школа №57» г. Курска
Протокол № __ от _____ 202 года ______________О.А. Жилина
Председатель ПС______И.Б. Панченко
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧА ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Спортивно – оздоровительной направленности
«Лечебно-оздоровительная физическая культура»
для детей с ограниченными возможностями
здоровья (слабовидящие)
7 «Д» КЛАСС
ФГОС ООО
2025-2026 учебный год
(с учетом программы воспитания)
основное общее образование
Учитель Локтионова Ольга Евгеньевна
город Курск
Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности
«Лечебно-оздоровительная физическая культура»
для детей с ограниченными возможностями здоровья
7 «Д» класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Лечебная физическая культура – научно-практическая медицинская дисциплина, освещающая теоретические основы и методы практического использования средств физической культуры при лечении различных заболеваний.
В общеобразовательной школе ЛФК должна базироваться на патологической анатомии и физиологии в единстве с физической культурой и являться лечебно-педагогическим процессом, решающим присущие ему задачи. ЛФК признано восстанавливать нарушенное здоровье, ликвидировать сформировавшуюся неполноценность физического и психического развития, содействовать биологической и социальной адаптации к социальной жизни.
Среди различных средств реабилитации детей с нарушениями осанки основным средством коррекции является гимнастика т.к. только с помощью гимнастики можно создать хороший мышечный корсет. Активные упражнения, укрепляющие разгибатели спины и брюшной пресс, постепенно создадут мышечный корсет, и только активные упражнения сформируют правильный динамический стереотип, доведут до автоматизма привычку к рациональному положению различных звеньев тела в пространстве.
В лечебных целях используются физические упражнения, входящие в основную гимнастику, в подвижные игры, прикладные и спортивные упражнения, и имеющие специальное лечебное значение пассивные, рефлекторные и корригирующие упражнения. Подбор упражнений строится на основе рекомендаций и заключений врача, которые фиксируются в листке здоровья в классных журналах и личных медицинских картах учащихся.
Как показала многолетняя практика, в нашей школе наиболее эффективны и применяемы корригирующие упражнения, направленные на исправления различных деформаций грудной клетки, позвоночника и стоп. Коррекция отдельных деформаций может вызвать затруднение деятельности органов дыхания, кровообращения. Поэтому необходим тщательный выбор исходных положений и методик проведения занятий в целях сведения к минимуму такого влияния.
Значительное место должны занимать дыхательные упражнения, позволяющие нормализовать механику дыхания, укрепить дыхательные мышцы, улучшить подвижность грудной клетки и диафрагмы, ликвидировать застойные явления в легких.
Ходьба, бег, метание, прыжки, лазание, ползание восстанавливает вегетативно-трофическую способность, общую выносливость и общую тренированность организма.
На занятиях ЛФК широко используются подвижные и спортивные игры. Положительные эмоции повышают эффект лечебного влияния значительно больше, чем аналогичные по интенсивности гимнастические упражнения.
В основном занятия ЛФК проводятся в связи с имеющимися, у подавляющего большинства учащихся, нарушениями осанки опорно-двигательного аппарата, дыхания с преимущественным применением корригирующих упражнений, подвижных и спортивных игр.
В средней школе процессы формирования организма носят особенно интенсивный характер и требуют более внимательной коррекции появляющихся дефектов.
В целом программа по ЛФК условно делится на два периода: подготовительный – 1 четверть и основной 2-3-4- четверти с соблюдением одного из основных дидактических принципов - постепенности, где осуществляется переход от менее к более сложным и трудным упражнениям и играм.
Однако, крайне незначительное число занятий ЛФК - всего 34 урока в год не может дать необходимого лечебного эффекта.
В связи с этим учителя нашей школы интегрируют ЛФК в учебные уроки физкультуры, используют индивидуальный подход к каждому учащемуся, нуждающемуся в лечебной физкультуре.
Цель программы:
-всестороннее физическое развитие личности; обеспечение комплексного подхода к развитию у детей моторных, умственных, социально-бытовых навыков и содействия их социальной адаптации средствами физической культуры, повышение двигательной активности и мобильности учащихся средствам ЛФК.
Задачи:
-повышение физиологической активности систем организма;
-совершенствование прикладных и жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями;
- развитие основных физических качеств;
-обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и корригирующей направленностью;
-формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья.
Планируемые результаты УУД
по лечебной физической культуре для детей с ОВЗ
7 «Д» класс
(класс охраны зрения)
Предметные УУД
Учащиеся научатся: в доступной форме осваивать способы двигательных действий гимнастических упражнений в игровой деятельности; координировать и контролировать свои двигательные действия при выполнении комплексов О.Р.У. с г./палками, мячами, обручами и без предметов.
Получат возможность научиться: самостоятельно применять полученные знания, умения и навыки двигательных действий гимнастических упражнений с использованием гимнастического оборудования в подвижных играх.
Метапредметные УУД
Познавательные - овладеют способностью оценивать свои результаты коллективно, указывать на свои ошибки и ошибки одноклассников; сформируются представления о техниках выполнения общеразвивающих, гимнастических упражнений и различных построений и перестроений.
Коммуникативные – выражают готовность слушать собеседника и вести диалог, правильно оценивают собственное поведение и поведение всего класса. Сотрудничество и взаимодействие учителя и обучающихся.
Регулятивные – умение технически правильно выполнять двигательные действия разного рода гимнастических и др. видов упражнений в подвижных играх; умение взаимодействовать в группе.
Личностные УУД
Развивать внимание, ловкость, координацию; формировать умения и навыки соблюдать инструктаж по охране труда и выполнять правила поведения при демонстрации всевозможных физических упражнений в строю, в движении, при решении основных задач лечебной физкультуры и в подвижных играх.
Средства, используемые для реализации программы:
-основное средство физического воспитания – физические упражнения.
-естественные силы природы
На уроках применяются следующие методы обучения:
- практический метод (разучивание по частям);
- игровой;
- соревновательный;
- метод наглядного восприятия.
Формы обучения:
-разучивание двигательного действия под контролем учителя;
-совершенствование двигательного действия.
Кроме того, важным средством для воспитания навыков правильной
осанки является слово. Слово способствует сознательному отношению к выполнению тех задач, которые должны быть решены на занятиях ЛФК. Профессор А.Н. Крестовников писал: «Словесные указания педагога являются раздражителем более сильным, чем условные и безусловные
раздражители, представленные потоком проприорецепторных импульсов от работающих мышц к нервным центрам». Поэтому работа на занятиях не только лечебный, но и педагогический процесс, имеющий своей целью доведение до сознания ребенка понятия о правильном соотношении отдельных частей тела с последующим закреплением соответствующего положения через зрительный контроль и мышечно-суставное чувство.
ТРЕБОВАНИЯ К ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Ученики должны знать:
· простейшие правила личной гигиены, режим дня;
· правила поведения во время занятий;
· правила сохранения осанки;
· название спортивного инвентаря, видов спорта.
Ученики должны уметь:
· Выполнять упражнения для различных групп мышц, на координацию движений;
· Владеть основами саморегуляции (напряжение и расслабление);
· Выполнять дыхательную гимнастику для профилактики заболеваний;
· Выполнять упражнения на коррекцию плоскостопия и осанки;
· Игры с элементами коррекции.
Программа по ЛФК составлена на основании:
-Приказа Министерства Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/ 2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
- Учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №57» г. Курска
- «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией Л.Б. Баряевой. Санкт-Петербург 2021 год.
Календарно-тематическое планирование
по лечебной физической культуре для детей с нарушением осанки
Рабочая программа по ЛФК рассчитана на 34 часа в год:
· Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде (теоретические основы знаний) – 2 часа.
· Статические дыхательные упражнения – 1 час
· Динамические дыхательные упражнения – 2 часа
· Специальные упражнения, выполняемые
из различных исходных положений для укрепления силы мышц брюшного пресса, мышц спины, позвоночника, верхнего плечевого пояса – 12 часов
· Корригирующие упражнения, предупреждающие деформацию грудной клетки и позвоночника – 5 часов
· Упражнения на расслабление, вытяжение -2 часа
· Упражнения на тренажерах,
тренировочных устройствах, с различным спортивным инвентарем - 8 часов.
Подвижные игры с элементами спортивных игр - 2 часа.
№ урока | Содержание урока | Кол-во часов | Сроки по плану | Сроки по факту |
Урок 1
Урок 2-3
Урок 4-5 Урок 6
Урок 7-8
Урок 9
Урок 10
Урок 11
Урок 12
Урок 13
Урок 14-15
Урок 16
Урок 17-18
Урок 19
Урок 20
Урок 21
Урок 22
Урок 23
Урок 24
Урок 25
Урок 26
Урок 27
Урок 28
Урок 29.
Урок 30
Урок 31-32
Урок 33 Урок 34 | Вводный инструктаж по охране труда на уроках ЛФК. Специальные упражнения на коррекцию расслабления организма. Дыхательные упражнения. Построение в шеренгу, колонну, упражнения на формирование правильной осанки. Комплекс ОРУ с малыми мячами. Дыхательные упражнения.
Упражнения на равновесие и развития правильного дыхания, коррекционные упражнения. Беседа о пользе физических упражнений. Упражнения для развития силы и гибкости плечевого пояса. Коррекционные упражнения. Игра «Донеси предмет».
Виды ходьбы с различным положением рук, ходьба и перешагивание через предметы. Коррекционные упражнения.
Коррекционные упражнения, Упражнения для развития силы и гибкости мышц спины и брюшного пресса. Дыхательные упражнения.
Прокатывание среднего мяча в парах и учителю лежа на животе. Коррекционные упражнения.
Броски среднего мяча в парах и учителю лежа на животе. Коррекционные упражнения. Дыхательные упражнения.
Комплекс упражнений «Мы –физкультурники»; упражнения для рук и плечевого пояса. Подвижная игра «Сохрани осанку».
Специальные упражнения на тренажерах. Дыхательные упражнения. Коррекционные упражнения.
Ползание по гимнастической скамейке лежа на животе, подтягивая себя руками. Дыхательные упражнения.
Лазание по гимнастической скамейке на четвереньках. Подвижная игра «Раки», перелазание через обруч.
Специальные упражнения для развития силы и гибкости мышц спины и брюшного пресса лежа. Беседа о роли правильного дыхания.
Лазание и висы на гимнастической стенке. Дыхательные упражнения. Упражнения на расслабление. Подвижная игра с удержанием осанки «Гуси-лебеди»
Ходьба с различным положением рук, перестроение в колонну. Медленный бег в сочетании с ходьбой. Игра с лазанием «Перелет птиц». Дыхательные упражнения. Упражнения на расслабление.
Инструктаж по охране труда на уроках ЛФК. Подвижные игры. Дыхательные упражнения. Упражнения на развитие гибкости плечевого сустава.
Упражнения на формирование правильной осанки. Коррекционные упражнения.
Лазание и перелазание на четвереньках между ворот и обручей. Упражнения на дыхание.
Специальные упражнения с мячом стоя, сидя и лежа. Коррекционные и дыхательные упражнения.
Специальные упражнения с мячом лежа на животе, на спине. Упражнения на формирование правильной осанки.
Специальные упражнения на мячах - фитболах. Дыхательные упражнения. Развитие координации движений. Упражнения на коррекцию осанки и плоскостопия.
Ходьба с изменением направления движения по сигналу. Дыхательные упражнения. Специальные упражнения на развитие мелкой моторики.
Специальные упражнения с гимнастической палкой стоя. Дыхательные упражнения.
Ходьба с остановками и поворотами по сигналу, дыхательные упражнения. Упр. с мячами. Подвижная игра «Увернись от мяча».
Специальные упражнения с гимнастической палкой стоя, сидя и лежа. Коррекционные упражнения. Упражнения с малыми мячами для укрепления правильной осанки. Гимнастика для глаз.
Коррекционные упражнения с гимнастической палкой для укрепления мышц спины. Подвижная игра «Мяч в небо!» | 1 час 2 часа 2часа 1час 2часа 1час 1час 1час 1час 1час 2часа 1час 2часа 1час 1час 1час 1час 1час 1час 1час 1час 1час 1час 1час 1час 2часа 1 час 1 час |
|
|
Итого: 34 часа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности спортивно оздоровительное направление «Волейбол-путь к здоровью»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности спортивно оздоровительное направления «Волейбол-путь к здоровью» разработана на основе Федерального государственного образов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Спортивные игры»
Цель внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления — формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с общ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре для детей с ограниченными возможностями здоровья
Программа направлена на коррекцию физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, реабилитацию двигательных функций организма....

Программа по адаптивной физической культуре для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Рабочая программа по адаптивной физической культуре для детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на коррекцию физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, реабилит...

Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительное направление «Школа здоровья» для обучающихся с умственной отсталостью
1. Пояснительная запискаПрограмма составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, где внеурочная деятельность рассматривается как важная...

«Инклюзивное образование физической культуры для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Краткая аннотация работы:Работа может представлять интерес для учителей, работающих в коррекционных классах, с детьми-инвалидами, с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Работа раскрывае...

Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 для 2б класса 2023-2024 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 ...
