Доклад "Русская поэзия в творчестве композиторов"
статья

Королева Ольга Алексеевна

Романс, песня, композиторы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_poeziya_v_tvorchestve_kompozitorov.docx32.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Музыка – поэзия слов»  

Т. Фуллер

«Слово становится высоко значительным, когда музыка берет его на свои крылья»

А. В. Луначарский

Взаимодействие поэзии и музыки выражается в широком проникновении реалий музыкальной жизни в поэтические произведения. Словесное отражение музыкальной реальности актуализирует ценности, которые несет в себе музыка.  Музыка является источником вдохновения в поэтическом творчестве.

Вокальная музыка  любима и понятна самому широкому слушателю. Прекрасное  стихотворение само  по себе  способно впечатлить нас образной выразительностью и красотой слога, но, когда оно  озвучено музыкой,  сила его воздействия многократно возрастает. У романса всегда два автора   - композитор и поэт, и их таланты в вокальной музыке входят в определенное взаимодействие. Совершенная поэзия, как правило, вдохновляет и композитора  на создание  столь же совершенной музыки, в результате  рождаются  шедевры. Нередко один и тот же поэтический текст получает музыкальную интерпретацию в творчестве разных композиторов. Чье произведение лучше? Трудно дать однозначный ответ, каждый романс по-своему интересен и неповторим.

Как было сказано выше, русский романс сформировался как жанр в первой половине XIX в., это было связано с расцветом романтизма в мировой, в том числе и русской, литературе. Важную роль в становлении русского романса сыграли композиторы А. Алябьев, А. Варламов и А. Гурилёв.

Александр Егорович Варламов – композитор, зарекомендовавший себя как основоположник и блистательный мастер русского романса. В творческом наследии выдающегося маэстро около двух сотен вокальных миниатюр, многие из которых так полюбились слушателям и исполнителям, что спустя время их возвели в высокий ранг «народной песни». Ярким примером тому служит, очаровывающий своей искренностью и выразительностью трогательный романс «На заре ты её не буди», признанный шедевром камерного вокального жанра. 

Поэтом, сочинившим трогательные стихи, которые легли в основу будущего популярного романса, был двадцатидвухлетний студент историко-филологического факультета Московского университета Афанасий Фет.  Однажды в начале 1842 года, по некоторому стечению обстоятельств, Афанасию пришлось переночевать у своих друзей, в доме которых поселилось безмерное горе: их дочка угасала от неизлечимой болезни. Фет воспринял данную душераздирающую весть настолько близко к сердцу, что, глубоко проникшись к страданиям ребёнка, а также его удручённой матери, написал трогательные строки, в которых скрытно выразил искреннее сочувствие этим несчастным людям. Поэт рисует нам образ прекрасной спящей девушки, являющейся воплощением красоты и гармоничного слияния с миром, который её окружает. Юная дева чиста и невинна, а потому прелестно сравнивается с утренней зарёй, однако уже во второй строфе настороженность и даже некоторый драматизм в первоначальный мажорный настрой композиции вносит словосочетание «утомительный сон». Оно невольно наталкивает на мысль, что героиня сильно страдает. Девушку не радует игра луны и пение соловья, ведь у неё болезненно бьётся сердце. Эта мучительная боль проходит только тогда, когда девушка засыпает. Вот поэтому автор обращается к людям близким героине, чтобы они не тревожили и не будили страдающую девочку, ведь только во сне все страхи уходят и она по-настоящему счастлива. 

Романс «На заре ты ее не буди»

В историю русского романса XIX века Римский-Корсаков вошел как тонкий лирик-поэт, культивировавший главным образом жанр лирического романса. Вокальная лирика Римского-Корсакова отмечена глубокой поэтичностью, благородством выражения, богатством музыкального колорита, безупречным художественным вкусом и совершенством форм. Этими своими чертами романсы Римского-Корсакова напоминают камерные вокальные произведения Глинки, хотя и уступают им по разнообразию тем и образов.р

В романсах Николая Андреевича почти совсем отсутствуют народно-бытовые элементы, сильный драматизм, острая характерность юмора. Светлая элегичность, любовные чувства, образы природы, мотивы восточной поэзии, размышления об искусстве – вот основное содержание вокальной лирики композитора.

Романс «Звонче жаворонка пенье» передает душевный порыв человека, его стремление к счастью, радость жизни. Следует отметить, что партия сопровождения здесь похожа на взмахи птичьих крыльев. А еще такой аккомпанемент словно передает взволнованное биение сердца, поддерживая выразительную мелодию.

  Стоит нам только послушать весенний романс Н.А. Римского-Корсакова «Звонче жаворонка пенье», как наше настроение сразу улучшается, а на лице появляется улыбка. Вот как благотворно может воздействовать на человека хорошая музыка!

Романс «Звонче жаворонка пенье» композитор Н.А. Римский-Корсаков включил в музыкальный цикл, который назвал «Весной».

Звучит романс «Звонче жаворонка пенье» на стихи А. Толстого .

Цезарь Кюи родился в Вильно 18 января 1835 года. Его отец Антон Кюи был французом, и после кампании 1812 года он остался в России — преподавал французский в местной гимназии. В свободное время Антон Кюи служил органистом в одном из виленских костелов, а дома играл на фортепиано и сочинял музыку. Цезарь Кюи в 6 лет начал на слух подбирать мелодии военных маршей, которые слышал на улице. Видя интерес мальчика к фортепиано, старшая сестра стала заниматься с ним музыкой.

Позже Цезарь Кюи учился у частных педагогов и вскоре стал сам писать мелодии. Первое произведение — мазурку в соль миноре — он написал в 14 лет. После юный композитор увлекся музыкой Фредерика Шопена и, вдохновленный его творчеством, сочинял ноктюрны и романсы. С одаренным мальчиком бесплатно занимался композитор Станислав Монюшко, автор первых национальных опер и произведений для польских оркестров. Он преподавал Цезарю Кюи теорию музыки и композицию.

Звучит романс «Зима» на стихи Е. Баратынского.

       ВОКАЛЬНАЯ лирика- область, в которой Балакирев выявил себя с особенной полнотой. Создал он, правда, и в этом плане не так уж много: всего издано 45 романсов. Но именно на вокальных камерных произведениях Балакирева легче всего проследить эволюцию его творчества на различных этапах жизненного пути.  Большая часть песен Балакирева с полным основанием должна быть признана наиболее ценной частью русского музыкального наследия. Главное значение имеют его песни раннего периода- они были смелы и новы для своего времени. Элементы гармонических нововведений Балакирева, усиление роли фортепианной партии, правдивое понимание проблемы художественного образа, в связи с этим углубленное отношение к стихотворному материалу, широкое использование элементов народной песни, целый ряд разного рода изобретений и находок- всё это через ранние песни Балакирева вошло в арсенал композиторов „новой русской школы" и последующего поколения. Гармоническая основа музыки Балакирева представляет смелые для своего времени шаги в смысле привлечения различных элементов ладов народной музыки, сочетающихся с тенденциями колористической" раскраски гармоний, посредством хроматизмов, гармонических смешений, альтераций, терцовых соотношений гармоний и т. п.

          Вместе с тем и в романсном жанре Балакирев не сумел преодолеть развивавшейся в нем творческой ограниченности — однообразия и повторения одних и тех же приемов изложения. В мелодическом отношении романсы Балакирева не так богаты, — обычно это короткие фразы с чеканкой каждого слова.

Обработанные им для голоса с фортепиано русские народные песни нуждаются в специальном научном исследовании и в установлении связи с его романсами. Художественная ценность их доказана самой жизнью: песни эти сплошь и рядом входят в репертуар наших лучших профессиональных и самодеятельных исполнителей.

Романсное творчество Балакирева испытало на себе влияние Глинки и Даргомыжского, а из композиторов западно-европейских- Шумана и Шуберта, но сумело при этом сохранить свою индивидуальность. Одной из весьма успешно выполненных Балакиревым задач явилось создание новых предпосылок для дальнейшего развития стиля русской камерной песни.

Стихотворение Тютчева «Что ты клонишь над водами» представляет собой красивую поэтическую зарисовку природы, на которой мы видим иву, склонившую свою зелень над водной гладью. Стих написан в 1835 году, когда Федору Тютчеву 32 года и он семимильными шагами взбирается на Олимп русских поэтов. Речка и ива показаны нам живыми существами – первая убегает от второй и не даёт ей испить холодной воды. Ручей показан нам игривым ребенком, а ива, как и часто в народном фольклоре, грустна, печальна и задумчива.

Звучит романс на стихи Федора Тютчева «Что ты клонишь над водами»

Александр Гречанинов относится к выдающимся композиторам 20в.  Его творчество имеет огромное значение в истории русской музыки.

Композитор сочинил массу инструментальной, вокальной и хоровой музыки для детей, в том числе детские оперы. Большей частью его музыка основана на народных песенных темах и написана на народные тексты (сборники «Ай, ду-ду!»,«Петушок», «Пчелка», «Жаворонок», «Ладушки» и т. д. ). Б.Асафьев еще в 20-е годы подчеркивал, что Гречанинов - «один из чутких стилистов в отношении хоровой песни и мастер в области песенной детской лирики». Многие исследователи указывают, что в этой области он успешно продолжил начинания А.К. Лядова». В 1908 году композитор создает еще один удивительный цикл для голоса с оркестром или фортепиано «Снежинки-10 детских песен» ор.47. Несмотря на то, что цикл был написан для сольного исполнения еще при жизни композитора, отдельные части сочинения неоднократно пелись детскими хорами. Песнопения православной церкви, русская классическая музыка и родной фольклор - три истока, которые так были близки для Гречанинова.

Звучит  песня  «Вербочки» на стихи А. Блока .

Антон Степанович Аренский родился 12 июля1861 г. в Нижнем Новгороде, в богатой музыкальной семье. Его отец, врач Степан Матвеевич Аренский, хорошо играл на виолончели, а мать прекрасно владела фортепиано. Именно родители для семилетнего мальчика стали первыми учителя музыки В 1872 году семья Аренских переехала в Санкт-Петербург, где продолжил музыкальное образование в Петербургской консерватории по классу композиции Николая Андреевича Римского-Корсакова. Аренского нельзя было назвать идеальным студентом, но тем не менее, он проявил незаурядное композиторское дарование. 

Жанр романса является сквозным в творчестве композитора. Романсы создавались композитором с конца 1880-х годов до начала XX века. В этот период произошел принципиальный сдвиг в области художественного сознания эпохи, и он напрямую касался поэзии. Закрепившееся за этой эпохой определение «серебряный век» в первую очередь относится именно к искусству поэтическому. Общим требованием к поэзии в это время была простота и естественность, и критерием её – близость к прозе. Это способствовало возникновению интереса к таким жанрам, как былина, баллада, притча.

Возможно, композитора и привлекали в творчестве поэтов современников свобода и стремление к прозаизации стихотворной формы, выходящие за рамки более строгих норм, присущих творчеству поэтов предшественников. Такого рода процессы в области стихосложения предопределили ответные шаги композитора в области вокальной лирики. Это привело к расширению границ привычного понимания жанра романса, предполагавшего известный академизм, и, в конечном итоге, к жанру мелодекламации, предполагающему большую свободу в выборе средств выразительности. Федор Иванович Шаляпин любил и исполнял многие вокальные произведения Аренского.  

И в наши дни звучат песни Аренского написанные для детей. Среди них: «Кукушка», «Комар один, задумавшись», «Спи, дитя мое усни», «Птичка летает», цикл «6 детских песен» и многие другие.

Звучит песня «Комар один задумавшись» на стихи В. Жуковского.

В России нет человека, который бы не знал песен знаменитого композитора Григория Пономаренко. Правда зачастую их считают народными, потому что они мелодичны, лиричны и очень душевны. «Ивушка», «Тополя», «Не жалею, не зову, не плачу» и, пожалуй, самая знаменитая – «Оренбургский пуховый платок». Его творчество - это высокое искусство, которое уже ничто не может вытеснить. Песни Григория Пономаренко такие, как он сам – искренние, откровенные, правдивые. Они написаны сердцем и душой, написаны человеком, который умел любить по-настоящему и ценить жизнь. Родился Григорий Федорович 2 февраля 1921 года в селе Моровск Остерского уезда Черниговской губернии в крестьянской семье.

Музыка сопровождала композитора всю его жизнь. Брат его отца, Максим Терентьевич Пономаренко, был мастером по изготовлению баянов. Григорий Федорович заинтересовался музыкой с ранних лет и в тайне от отца играл на музыкальных инструментах своего дяди. Нотной грамоте начал обучаться в церковном хоре села Михайловка. В период с 1954 по1963 г. Григорий Федорович создал немало песен, и именно этот жанр становится основой творчества композитора. За свою творческую карьеру композитор написал оперетты, концерты для баяна с оркестром, музыку к фильмам, драматическим спектаклям, произведения для баяна, домры и других музыкальных инструментов. Также Григорий Федорович написал духовную хоровую музыку «Всенощное бдение». 1 февраля 2007 года Краснодарская филармония стала носить имя композитора Григория Федоровича Пономаренко.

С 27 января 2011 года «Мемориальный музей-квартира народного артиста СССР Г.Ф. Пономаренко» стал отделом в Государственном бюджетном учреждении культуры Краснодарского края Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике имени Е.Д. Фелицына.

Именем Г.Ф. Пономаренко были названы несколько Детских школ искусств Краснодарского края и улица в городе Краснодаре.

Звучит песня «Отговорила роща золотая» стихи С. Есенина.

Идем дальше и знакомимся со стихотворением Ивана Тургенева «Когда с тобой расстался я». Оно посвящено бывшей возлюбленной Тургенева Татьяне Бакуниной, к которой он испытывал симпатии на протяжении двух лет (1841-1842 гг.). Поэт вспоминает о тяжёлом расставании, но  он "не рад этой встрече", "упорно молчит": его душевные терзания были недолгими — стихотворение написано в 1843-м году. Основная тема — любовь, которая быстро прошла, не выдержав испытания временем. Лирический герой — это человек, потерявший любовь, но уже не переживающий по этому поводу. Он страдал, но "много перенёс" и сейчас потерял интерес к "тому блаженству". Так как это произведение автобиографично, образ лирического героя, его чувства и эмоции присущи самому поэту.

 Музыку на эти стихи написала  Ирина Хрисаниди. Творчество орловского композитора, автора многочисленных песен для детей и взрослых, хоровых и инструментальных произведений, переложений, обработок, детских опер, пианистки, педагога, члена Союза композиторов  России Ирины Кирилловны Хрисаниди широко известно не только в Орле, но и далеко за пределами региона. 

Ирина Кирилловна Хрисаниди родилась в городе Грозном 1 декабря 1954 года. Семья Хрисаниди в Грозном была известной. Отец, обрусевший грек, относился к музыкальной элите города, руководил ансамблем республиканского радио и телевидения, делал аранжировки, помогал молодым национальным кадрам показывать свои произведения на всесоюзных фестивалях и конкурсах, сам с успехом гастролировал по всему Северному Кавказу, бывал в Европе и Латинской Америке, удивляя слушателей новыми возможностями привычного слуху и глазу баяна. Мать, русская балерина, поставила на пуанты не один десяток грозненских девчонок, в том числе и знаменитую гимнастку Людмилу Турищеву.

Ирина Хрисаниди часто пишет музыку на стихи орловских поэтов. Иногда поэтические строки приходят и к ней самой. Тот, кто хотя бы раз слышал и видел, как она играет свои произведения, не сможет забыть восторженного ощущения стихии. В её музыке так много космической глубины и в то же время такого близкого, понятного и простого. В 2011 году ей присвоено звание «Заслуженный работник культуры РФ». В 2013 году имя Ирины Кирилловны Хрисаниди внесено в Книгу Почёта города Орла.

Звучит романс «Когда с тобой расстался я» .

В 2023 году 1 апреля  исполнилось 150 лет со дня рождения великого русского композитора С. В. Рахманинова. Его Романс «Весенние воды» входит в цикл из 12 романсов, обозначенных опусом 14. Сборник был написан в 1896 году. В это время Рахманинов уже окончил консерваторию и как пианист, и как композитор, но зарабатывать на жизнь исключительно творчеством, пока не представлялось возможности. Ради заработка музыкант устроился в Екатерининский женский институт преподавателем музыки, а также давал частные уроки. Но преподавательская деятельность не приносила талантливому, молодому композитору удовольствия, поэтому все свободное время Сергей Рахманинов посвящал написанию сочинений. Увлекавшийся в те времена поэзией, он начинает писать второй сборник романсов. В цикле нет единой драматургической линии, объединяющей вокальные сочинения. Каждый из романсов является самостоятельным и уникальным.

Но особенную любовь публики еще во времена Рахманинова получил романс «Весенние воды», написанный на стихи Ф.И. Тютчева. Вокальное произведение «Весенние воды» относится к лирическим произведениям, так как тесно связано с тематикой природы. В нем Сергей Васильевич сумел тонко передать все краски весенней палитры с ее многогранными переливами и блеском. 

Романс «Весенние воды» представляет образец камерного вокального творчества С.В. Рахманинова. Это музыка-пейзаж, рисующая яркие и светлые звуковые образы. В музыке торжествует свет над тьмой, мир и гармония над хаосом, согревающая весна над холодной и безжизненной зимой. Это миниатюрное сочинение имеет глубокий смысл, оно дает надежду на счастье и безмятежность.

Произведение признано шедевром вокальной музыки XX века.

Звучит романс «Весенние воды» .

В заключении хочется сказать, что воспитание молодых музыкантов не будет полноценным, если не будут привиты любовь и уважение к историческому наследию. Культура и ее свидетельства составляют главную основу памяти – той памяти, без которой нет истинного патриотизма и любви к Отечеству. Русское песенное искусство – высочайшая музыкальная и вокальная культура,  достигшая во времена выше перечисленных поэтов и композиторов  полного расцвета.

Педагоги должны активизировать эстетическое воспитание, используя силу воздействия музыкальных образов на воображение человека. Детям с рождения надо прививать понятия прекрасного и доброго.

«Великая русская литература, музыка, да и все наше искусство, завещали нам не забыть об уроках высшей нравственности, человечности, сострадания. Высшая задача искусства – дарить человеку надежду, видеть сквозь хмурые тучи тот клочок чистой голубизны, то открытое в вечность и в духовное освобождение окошко, которое одно и вселяет в нас надежду – мы можем быть лучше, добрее, терпимее друг к другу, милосерднее, и мир наш тоже может не сейчас, так завтра, не мы, так потомки наши – сделать лучше, разумнее, добрее», - драматург Юлиу Эдлис.

Программа : 1. «На заре ты ее не буди» исполняет 6 класс, преп. Смирнова А.И., конц. Прудникова Е. Н. и Филоненко Павел

2. «Звонче жаворонка пенье» Исполняет Тюльпина Софья преп. Савельева М. Г., конц. Кулешова С. С.

3. «Зима» исполняет Сычева Вероника преп. и конц. Королева О. А.

4. «Что ты клонишь над водами» исполняет Судьина Полина преп. Савельева М. Г., конц. Кулешова М. Г.

5. «Вербочки» исполняет хор «Камертон» преп. Королева О. А., конц. Зайцева Л. Н.

6. «Комар один задумавшись» исполняет Воронина Анастасия пер. Зенченкова В. Г., конц. Левченкова А. А.

7. «Отговорила роща» исполняет Шевцова О. В.. конц. Зайцева Л. Н.

8. «Когда с тобой расстался я» исполняет Королева О. А.. конц. Левченкова А. А.

9. « Сирень» исполняет Смирнова А. И., конц. Кулешова С. С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэзия А.С. Пушкина в творчестве композиторов

Цель: показать разнообразие музыкальных жанров по произведениям А.С.Пушкина.Задачи:образовательная – закрепление элементов музыкальной речи, понятие «опера»...

Отечественная поэзия в творчестве кубанских композиторов

Познакомить учащихся с музыкальными произведениями кубанских композиторов В.Захарченко и Г.Пономаренко на стихи русских классиков. Учить внимательно слушать музыку, определять характер, настроение про...

"Песенное творчество композиторов XX века:Э.Колмановского, Т.Хренникова,В.Соловьёва-Седого,М.Блантера"

13 декабря 2012 года на народном отделении состоялась лекция-концерт "Я люблю тебя,жизнь" на тему "Песенное творчество композиторов XX века: Э.Колмановского, Т.Хренникова, В.Соловьёва-Седого, М.Бланте...

Пространство и время в творчестве композиторов XX века.

Рассуждения о сложных взаимоотношениях с пространством и временем композиторов-авангардистов  XX века....

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме: Михаил Юрьевич Лермонтов и Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Предназначение поэта и поэзии в творчестве поэтов. Специфика художественной образности

В данном уроке анализируются и сравниваются поэты М.Лермонтов и К .Хетагуров, рассматривается их отношение к предназначению поэта и поэзии....