Поэзия А.С. Пушкина в творчестве композиторов
план-конспект урока музыки (5 класс) по теме

Виноградова Инна Геннадьевна

 

Цель: показать разнообразие музыкальных жанров по произведениям А.С.Пушкина.

Задачи:образовательная – закрепление элементов музыкальной речи, понятие «опера»;

             развивающая – развитие творческих способностей учащихся, музыкально- сенсорных способностей, эмоционального отклика на музыку.

Методы: импровизация, забегание вперёд и возвращения назад.

Музыкальный материал: Темы Воеводы, Золотого петушка, Звездочёта, Царя Дадона из оперы «Золотой Петушок» Н.А.Римского – Корсакова; «Зимний вечер» муз. М.Л.Яковлева – работа над песней; «Тройка» музыкальная иллюстрация к повести «Метель» Г.В.Свиридова – слушание.

Оборудование: музыкальные инструменты – барабаны, треугольники, металлофоны, фортепиано, аккордеон; проигрыватель, магнитофон; портреты–А.С.Пушкина, Н.А.Римского–Корсакова, Г.В.Свиридова; раздаточный материал, иллюстрации персонажей сказки «Золотой петушок».

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 5 классе.

Учитель: Виноградова Инна Геннадьевна

Берновская СОШ

Тема: Поэзия Александра Сергеевича Пушкина в творчестве композиторов.

Цель: показать разнообразие музыкальных жанров по произведениям А.С.Пушкина.

Задачи: образовательная – закрепление элементов музыкальной речи, понятие «опера»;

        развивающая – развитие творческих способностей учащихся, музыкально-        сенсорных способностей, эмоционального отклика на музыку.

Методы: импровизация, забегание вперёд и возвращения назад.

Музыкальный материал: Темы Воеводы, Золотого петушка, Звездочёта, Царя Дадона из оперы «Золотой Петушок» Н.А.Римского – Корсакова; «Зимний вечер» муз. М.Л.Яковлева – работа над песней; «Тройка» музыкальная иллюстрация к повести «Метель» Г.В.Свиридова – слушание.

Оборудование: музыкальные инструменты – барабаны, треугольники, металлофоны, фортепиано, аккордеон; проигрыватель, магнитофон; портреты–А.С.Пушкина, Н.А.Римского–Корсакова, Г.В.Свиридова; раздаточный материал, иллюстрации персонажей сказки «Золотой петушок».

Ход урока.

Музыкальное приветствие.

  1. Сообщение темы, цели урока. Вступительная беседа.

- У каждого композитора есть любимые поэты, на стихи которых он пишет песни и романсы, однако среди них есть самый любимый. Как вы думаете, кто был самым любимым поэтом у Михаила Ивановича Глинки?        (А.С.Пушкин)

-Тема нашего урока «Поэзия Александра Сергеевича Пушкина в творчестве композиторов»        (на доске портрет А.С. Пушкина)

- О количестве музыкальных произведений, написанных на стихи и сюжеты Александра Сергеевича можно судить по таким фактам. Более тысячи композиторов обращались к его творчеству. Это М.И.Глинка, М.П.Мусоргский, П.И.Чайковский, П.Бородин, Д.Д. Шостакович и многие другие.

Около 500 сочинений великого поэта (поэзия, проза, драмы, сказки) легли в основу более 3000 музыкальных произведений. Это оперы, балеты, оратории, кантаты, симфонические и камерно-инструментальные произведения, свыше 2000 романсов, наконец, это музыка к спектаклям, кинофильмам, теле- и радиопередачам.  

                Главная причина тут, прежде всего в лиризме пушкинских строк, в их                                 музыкальности, певучести. Об этом пишет и сам П.И.Чайковский:

«Пушкин силой гениального таланта очень часто вырывается из тесных сфер стихотворчества в бесконечную область музыки… Независимо от сущности того, что он излагает в форме стиха, в его звуковой последовательности есть что-то, проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть музыка».

И вот сегодня мы слушаем эту музыку.

II. Темы Воеводы, Золотого петушка, Звездочёта, Царя Дадона из оперы «Золотой Петушок» Н.А.Римского – Корсакова.

1.Вступление к опере «Золотой петушок» - слушание отрывка.

- Сейчас вы услышите отрывок уже знакомого вам произведения. Вспомните чьё это произведение и как оно называется.        (слушание)

- Кто главные персонажи этой оперы?

                (на доске иллюстрации с изображением Воеводы, Золотого Петушка,                                 Звездочёта, Царя Дадона)

- Какой характер музыки у этих героев?

- С помощью каких инструментов их можем изобразить?

                Воевода – барабан – строгий, грозный, твёрдый.

                 Золотой Петушка – металлофон – воинственный.

                 Звездочёт – треугольник – загадочный.

                 Царь Дадон – фортепиано – сонный, ленивый, старый.

2. Озвучивание теста – импровизация.

                Читаю начало сказки со слов: «Вот мудрец перед Дадоном

                                                        Стал и вынул из мешка        

                                                        Золотого петушка…» до слов:

                                                        «Царь к окошку, - ан на спице,

                                                        Видит, бьётся петушок,

                                                        Обратившись на восток ».

Учащиеся изображают с помощью инструментов персонажи, по мере их появления в чтении текста.

3.Слушание тем Звездочёта, Петушка, Воеводы, Царя.

- Сейчас мы услышим, как Н.А.Римский-Корсаков изобразил этих героев.

У вас на столе карточки с изображением персонажей: во время слушания произведения поднимите ту карточку, чья тема звучит.                (слушание, выполнение задания)

4.Итог.

- Какой жанр музыкального произведения вы слушали?

- Что такое опера?

III. «Зимний вечер» муз. М.Л.Яковлева – работа над песней.

1. Проверка домашнего задания.

- На стихи А.С.Пушкина написано много песен, романсов. Назовите их.

2. Распевание.

- Какую песню на стихи Пушкина мы знаем?                (Зимний вечер)        

- О чём она?

- О чём говорится в 1 куплете?                                (о буре)

- Давайте изобразим бурю, то усиливая, то ослабевая звук.

                                (исполнение гаммы C, D, E вверх усиливая звук, вниз–затихая)

3. Исполнение песни..

- Исполняя песню «Зимний вечер» подумайте, какие элементы музыкальной речи помогают нам выразительно исполнить песню.

                        - исполнение.

                        - ответы учащихся (динамика, темп, ритм, штрихи)

- Как изменялись элементы музыкальной речи и почему?

- С помощью элементов музыкальной речи мы выразили настроение, характер произведения. А вот с чьей помощью мы можем изобразить музыку?

IV. «Тройка» музыкальная иллюстрация к повести «Метель» Г.В.Свиридова – слушание, цветовое оформление.

1.Вступительная беседа.

- Сейчас мы услышим ещё один жанр музыкальных произведений – это музыкальная иллюстрация «Тройка» к повести Пушкина «Метель», написанная Георгием Васильевичем Свиридовым.

Уже из названия этого произведения мы можем понять о каком времени года идёт речь?

        И вот сейчас вы превратитесь в художников и с помощью волшебных красок нарисуете музыку, которую услышите.

        Итак, закройте глаза и представьте себе:

                        Скользя по утреннему снегу,

                        Друг милый предадимся бегу

                        Нетерпеливого коня,

                        И навестим поля пустые,

                        Леса, недавно столь густые

                        И берег милый для меня.

2. Слушание, работа с красками.

Во время слушания учащиеся создают цветовой фон.

Громкая, тревожная музыка – тёмные, холодные тона.

Тихая, мягкая, нежная музыка – светлые, тёплые тона.

3.Анализ рисунков, выставление оценок.

4.Домашнее задание.

- На цветовой гамме, получившейся у вас нарисовать сюжет, который вы представили себе под эту музыку.

V. Итог урока.

- Сегодня мы слушали и исполняли музыкальные произведения, которые написаны по произведениям А.С.Пушкина. Назовите эти произведения и композиторов, которые их сочинили.

- К каким музыкальным жанрам они относятся?

 

В заключении исполняется Гимн школы «Пушкинская школа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"

Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...

"Песенное творчество композиторов XX века:Э.Колмановского, Т.Хренникова,В.Соловьёва-Седого,М.Блантера"

13 декабря 2012 года на народном отделении состоялась лекция-концерт "Я люблю тебя,жизнь" на тему "Песенное творчество композиторов XX века: Э.Колмановского, Т.Хренникова, В.Соловьёва-Седого, М.Бланте...

Пространство и время в творчестве композиторов XX века.

Рассуждения о сложных взаимоотношениях с пространством и временем композиторов-авангардистов  XX века....

Кроссворды "Жизнь и творчество композиторов"

Уважаемые коллеги, представляю Вам проверочный материал на знание фактов из жизни и творчества Великих русских и зарубежных композиторов С.С.Прокофьева и Э.Грига в виде кросвордов....

«Тема детства в творчестве композиторов» О.Н.Хромушин

Тема:  «Тема детства в творчестве композиторов» 4 класс. Обращение к творчеству  О.Н.Хромушина...

Времена года в поэзии А.С. Пушкина и в музыке русских композиторов.

Презентация "Времена года в поэзии А.С. Пушкина и в музыке русских композиторов" 6 класс...