Описание программы воспитательной практики с одаренными обучающимися творческого вокального объединения, направленная на раннее профессиональное самоопределение
методическая разработка
В настоящее время ориентация детей в мире профессий рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного образования.
Реалии сегодняшнего дня таковы, что именно ранняя профориентация обучающихся– залог их успешного будущего. Нужно стремиться как можно раньше приучать учащихся к мысли о выборе профессии и важности самоопределения. Многие дети по разным причинам затрудняются с выбором, тонут в море и мире профессий.
Особая роль в успешном решении этой проблемы отводится системе дополнительного образования, которое является одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей, а зачастую таланта и одаренности.
Работа с талантливыми (одаренными) детьми требует создания комплекса мер, направленных на воспитание и развитие одаренных детей, их раннюю профессиональную ориентацию.
Детская одаренность - это важнейшая комплексная, психолого-педагогическая и социально-общественная проблема, требующая к себе особого отношения со стороны системы дополнительного образования, а именно необходимости создания дополнительных общеразвивающих программ, нацеленных на выявление одаренных детей и создание условий для их ранней профессиональной ориентации.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание программы воспитательной практики
с одаренными обучающимися творческого вокального объединения, направленная на раннее профессиональное самоопределение
Актуальность разработки Программы воспитательной практики
с одаренными обучающимися
В настоящее время ориентация детей в мире профессий рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного образования.
Реалии сегодняшнего дня таковы, что именно ранняя профориентация обучающихся– залог их успешного будущего. Нужно стремиться как можно раньше приучать учащихся к мысли о выборе профессии и важности самоопределения. Многие дети по разным причинам затрудняются с выбором, тонут в море и мире профессий.
Особая роль в успешном решении этой проблемы отводится системе дополнительного образования, которое является одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей, а зачастую таланта и одаренности.
Работа с талантливыми (одаренными) детьми требует создания комплекса мер, направленных на воспитание и развитие одаренных детей, их раннюю профессиональную ориентацию.
Детская одаренность - это важнейшая комплексная, психолого-педагогическая и социально-общественная проблема, требующая к себе особого отношения со стороны системы дополнительного образования, а именно необходимости создания дополнительных общеразвивающих программ, нацеленных на выявление одаренных детей и создание условий для их ранней профессиональной ориентации.
Современному обществу нужны одаренные люди, и задача дополнительного образования состоит в том, чтобы рассмотреть, развить способности всех его представителей и помочь обучающимся в профессиональном самоопределении.
Для этого педагогами дополнительного образования в соавторстве с методистами была разработана программа воспитательной практики, основным вектором которой является профессиональное самоопределение обучающихся. В ее основе лежит комплексная авторская дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности, углубленного уровня освоения «Эстрадно-вокальная студия «Модерн», которая включает сочетание нескольких предметов «Сольфеджио», «Ансамбль», «Вокал», «Эстетика», «Сценическое движение», освещающих доминантные идеи вокально- эстрадного мастерства и учебно-методический комплекс, представляющий собой образовательный, методический, организационный и технологический инструментарий для организации системы работы по выявлению и поддержке одаренных детей, их ранней профессиональной ориентации.
Цель и задачи
Цель воспитательной практики – оказание помощи талантливым (одаренным) обучающимся в профессиональном самоопределении через раскрытие творческих способностей путем разработки индивидуального образовательного маршрута и проведения профессиональных проб.
Задачи:
- Выявить конкретные способности, а возможно, талант (одаренность) обучающихся в области вокального искусства;
- Разработать индивидуальный образовательный маршрут по результатам диагностики;
- Проводить профориентационную работу по различным направлениям:
- экскурсии в тематические музеи;
- экскурсии в профессиональные образовательные учреждения вокальной направленности;
- профессиональные пробы с привлечением выпускников ансамбля, продолживших свой профессиональный путь в эстрадном пении.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
- обучающиеся свободно владеют углубленными знаниями, умениями и навыками по выбранному учебному предмету;
- показывают высокую результативность в освоении профильной предметной области;
- владеют предпрофессиональными навыками профессии «Артист – вокалист»;
- расширены границы образовательного процесса;
- творчески самореализуются через участие в различных конкурсах, творческих мероприятиях, концертах;
- осуществляют образовательный процесс в соответствии с познавательными потребностями;
- рост количества побед в конкурсах разного уровня;
- ознакомлены с направлениями освоения профессии.
Личностные результаты:
- у обучающихся сформирован познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности;
- воспитана творческая личность, обладающая художественным вкусом, стремящаяся к нравственному и профессиональному совершенствованию;
- сформирована мотивация образовательной деятельности обучающихся на основе личностно ориентированного подхода;
- осуществлен процесс профессионального самоопределения.
Метапредметные результаты:
- обучающиеся овладели навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть;
- сформировано умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
- сформировано умение работать в группе с выполнением различных социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Выявление одаренных (талантливых) обучающихся
В каждом объединении есть обучающиеся, которые выделяются среди остальных своими природными данными, музыкальными способностями, высокой трудоотдачей. Для обнаружения таких детей руководителем Эстрадно-вокальной студии «Модерн» в соавторстве с методистами была разработана методика выявления, сопровождения и профессионального самоопределения талантливых (одаренных) обучающихся, которая включает диагностические материалы, направленные на выявление конкретных способностей, а возможно, и одаренности (таланта) обучающихся по каждому предмету учебного плана программы. Диагностические материалы, направленные на выявление одаренных (талантливых) обучающихся включают в себя систему мониторинга результативности обучения с описанием форм и средств выявления, фиксации и предъявления результатов обучения, направленной на выявление одаренных (талантливых) обучающихся, а его периодичности. Применение данных диагностических материалов позволяет выделить обучающихся, обладающих незаурядными вокальными способностями, найти индивидуальный подход к каждому в соответствии с выявленными способностями для дальнейшей разработки индивидуального образовательного маршрута с целью подготовки к профессиональному образованию.
Разработка индивидуального образовательного маршрута
Индивидуальный образовательный маршрут является средством сопровождения и развития одаренного обучающегося. Например, с помощью диагностических материалов у обучающегося была выявлена высокая степень освоения предмета «Вокал», что может быть предпосылкой одаренности в эстрадном направлении музыкального искусства. Учитывая интерес обучающегося к предмету и согласие родителей на углубленное изучение предмета, разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, на следующее полугодие того года обучения, в котором проведена диагностика. На основании анализа диагностических материалов, учета социального заказа родителей, выбора обучающимся предмета для углубленного изучения составляется индивидуальный учебный план.
Проведение профессиональных проб
Профессиональные пробы проводятся для обучающихся с целью практического знакомства с профессиями вокальной направленности, их спецификой, достоинствами и недостатками и формирования отношения участников профессиональной пробы к такого рода деятельности. Как правило, к проведению профессиональных проб приглашаются выпускники Студии, связавшие свою профессиональную деятельность с вокалом.
Программа базируется на следующих принципах организации образовательной деятельности:
- Организация работы в студии. Эстрадно-вокальная студия - это творческое объединение, в котором обучаются дети в возрасте от 7 до 18 лет. Программа 5-летнего обучения является комплексной, включает пять взаимосвязанных дисциплин и 2 этапа обучения. На 1 и 2 годах обучения (общекультурный этап) учащиеся осваивают предметы: ансамбль и сольфеджио. На 3-5 годах обучения (профессионально-ориентационный этап) - предметы: ансамбль, эстетика, сценическое движение и вокал. Содержание программы направлено на формирование духовно-нравственной культуры, воспитание гармонически развитой личности, укрепления здоровья учащихся.
- Максимальное непрерывное развитие. Основываясь на опыте известных педагогов по вокалу, таких как Сэт Риггс, Линда Маркуорт, Инга Исаева и многих других, педагог дополнительного образования эстрадно - вокальной студии «Модерн» на практике показывает учащимся, что пение, вокализация - это такой же навык, как чтение, письмо и т.д.
- Равные возможности для всех. Работа певца студии - это серпантин, ведущий на вершину творчества, которая у каждого своя. Одухотворенный идеей самоутверждения, приобретения певческих навыков, реализации своего потенциала, каждый учащийся студии проходит посильный для него участок пути.
- Голос ребенка первичен, это цель развития. Вокальный репертуар - это индивидуальный маршрут учащегося, который подбирается, исходя из реальных возможностей голоса и в соответствии с возрастом. Педагогами Студии разработаны и накоплены методы гуманного воспитания и развития голоса, которые способствуют более полному раскрытию музыкальных и вокальных способностей ребенка. В основе вокального воспитания - опыт разных педагогов вокалистов и вокальных школ: Науменко Светланы – педагога, поэта и композитора патриотических песен о Малой Родине, Сэт Риггса - педагога-вокалиста США и Канады, SAM WEST - вокальное мастерство США, методики Емельяновой и Стрельниковой.
Постановка голоса - это выработка правильных певческих навыков, то есть развитие и тренинг голоса для профессиональной работы. Поставленный голос отличается звучностью, красотой звучания, богатством тембровой окраски, широтой диапазона, дыхания, четкостью произношения слов, чистой интонации, малой утомляемостью. Учащийся 4-5 года обучения, работающий над постановкой голоса, должен выработать острое внимание к своим мышечным ощущениям и знать, к какой группе мышц это внимание должно быть в первую очередь направлено. Методы постановки голоса (вокальные школы) могут быть разные, но все они опираются на общие принципы и этапы в работе: развитие и совершенствование дыхания, приобретение понятий и навыков в использовании резонаторов, позиции (зевка), атаки звука, овладение техническими вокальными приемами, работа с артикуляционным аппаратом. Именно звуковые образы должны диктовать исполнителю приемы, технические средства для звукового воплощения, тогда вся его техника будет строиться как выражение определенных музыкально-исполнительских задач.
- Занятия в студии осуществляются как групповые (ансамбль, дуэты, трио, квартеты), так и индивидуальные (вокал). Индивидуальная работа на занятиях «вокал» - это не что иное, как выявление и поддержка талантливых детей с дальнейшей профориентацией. Работа строится на основе достижения многих наук: музыкознания и эстетики, психологии и педагогики, музыкотерапии. По мере развития музыкальной культуры и возросшего интереса аудитории, изменяется отношение к творческому делу. Появляются новые методические воззрения и приемы. К основным задачам эстрадного вокала относится формирование навыков как сольного пения, так и ансамблевого, воспитание художественного вкуса, понимание стиля исполняемых произведений, их формы и содержания, расширение музыкального кругозора, развитие навыков слухового самоконтроля. В процессе занятий вырабатываются требовательность к себе, приобретаются навыки сценического поведения.
- Возрастные особенности обучающихся. Особое внимание педагоги студии обращают на физиологический процесс становления певческого голоса ребенка. Физическое и духовное развитие тесно связанно с возрастом. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Если объективно существуют этапы биологического созревания организма, его нервной системы и органов, а также, связанное с ним развитие познавательных сил, то разумно организованное воспитание должно приспосабливаться к возрастным особенностям, основываясь на них.
Я.А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом, своевременно и последовательно. "Все подлежащее усвоению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте", - писал Я.А. Коменский. Учет возрастных особенностей - один из основополагающих педагогических принципов.
- Исполнение вокального репертуара как здоровьесберегающая формула певца активно влияет на его развитие и становление в целом. Всякое музыкальное исполнение всегда протекает в форме ряда эмоционально окрашенных движений. Технику пения следует рассматривать как результат образования многочисленных связей в речи - двигательном анализаторе, возникающих для осуществления какой-либо исполнительской задачи. Развитие музыкальности должно предшествовать развитию вокальной техники, она должна строиться на музыкальном материале, доступном для понимания обучающегося.
Пение - это одна из функций организма, один из видов его деятельности, который подчинен тем же основным закономерностям, характерных для всех других его функций, т.е. для организма в целом. Управляет всей жизнедеятельностью человеческого организма, всеми его функциями нервная система. Пение - это пассивный вид спорта и один из видов мышечного движения. Всякое музыкальное исполнение всегда протекает в форме ряда эмоционально окрашенных движений.
На учебных занятиях применяются здоровьеформирующие технологии обучения: методики вокальной школы Н. Княжинской, фонопедический метод развития голоса В.В. Емельянова, собственные авторские приемы, вокальные упражнения и распевы, а также дыхательная лечебная гимнастика А.Н. Стрельниковой, методика хорового пения по развитию слуха и голоса Д. Огороднова. На занятиях я соблюдаю условия для построения здоровьесозидающей среды: санитарно-гигиенические нормы и правила, благоприятный эмоционально-психологический климат с отсутствием стресса, использую физкультминутки, в обучении применяю личностно-ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии, такие, как музыкотерапия, вокалотерапия, ритмотерапия, логопедотерапия.
В результате применения здоровьесберегающих технологий обучающиеся лучше осваивают музыкальный материал, наблюдается тенденция к уменьшению количества заболеваний. Для детей всех возрастов занятия в студии - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах.
- Систематические занятия в студии - это чрезвычайно важный момент, от которого зависит результат выработки рефлексов - основных механизмов деятельности нервной системы. Система и тренинг вырабатывают физическую выносливость и дают технический эффект в навыках. Совершенство системы занятий дает результаты и творческие, и физические, заметно уменьшает количество профессиональных заболеваний, растет профессиональное совершенство.
- Выступления на сцене как средство самовыражения певца имеют важное значение для учащихся. Искусство эстрады играет значительную роль в воспитании и формировании личности ребенка. При разучивании репертуара используются авторские песни современных педагогов и композиторов Санкт - Петербурга: Е. Рушанского, В. Чистякова, С. Науменко и др.
Обучающиеся вокального ансамбля и солисты студии активно участвуют в различных мероприятиях района и города (олимпиадах, семинарах, проектах, фестивалях, конкурсах), выступают на сценах учреждений культуры, на уличных площадках. В студии проводятся праздники, презентации, дни рождения и т.д. Все это дает учащимся возможность закрепить певческие навыки, выразить себя, проявить свои артистические способности, а также, стимулирует развитие одаренных детей. Поэтому особое значение в работе эстрадно-вокальной студии «Модерн» имеет ее концертная деятельность.
- Организация встреч обучающихся с профессиональным певцами и музыкантами.
- Система работы по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных (талантливых) детей. Помимо разработанных диагностических материалов в Студии созданы благоприятные условия для сопровождения и поддержки одаренных детей. Коллектив на протяжении многих лет носит звание Образцового детского коллектива и хорошо известен как в районе, так и за его пределами. На его счету сотни концертных выступлений, десятки конкурсов, творческих фестивалей, множество гастрольных поездок. Он является участником многих районных, городских, всероссийских и международных конкурсов и фестивалей.
Становясь дипломантами, лауреатами и победителями различных конкурсов и фестивалей, обучающиеся раскрывают свои таланты на песенном олимпе, становясь профессиональнее, впоследствии зачастую связывают свою профессиональную деятельность с эстрадным вокалом.
- Применение профориентационных методов обучения. Важным направлением воспитательной работы является работа по профессиональной ориентации. Те ученики, которые обучаются в системе дополнительного образования уже сделали важный шаг в своем профессиональном самоопределении, однако роль педагога – помочь им ответить на вопрос соответствуют ли их качества и возможности требованиям профессии. Профориентационная работа ведется на протяжении всех 5 лет, но особенно она важна на последнем году обучения. В зависимости от возраста применяются различные виды профориентационной работы – экскурсии в тематические музеи Санкт-Петербурга, посещение концертов профессиональных вокальных коллективов с последующим анализом профессионального мастерства. Для старшего возраста - проведение профессиональных проб, посещение образовательных учреждений Санкт-Петербурга.
Образовательная программа ЭВС «Модерн» отличается от уже существующих в этой области программ тем, что обучающиеся пятого года обучения самостоятельно работают с обучающимися других годов обучения, в роли педагога.
При создании творческих или проблемных ситуаций широко используется метод моделирования детьми «взрослых отношений». Как известно, дети очень любят играть во «взрослых». И познание материального и духовного мира у них в основном происходит через подражательные игры. Темы творческих занятий определяются спецификой хореографического воспитания:
- «Я учитель пения»;
- «Я артист ансамбля»;
- «Я руководитель эстрадного коллектива».
Творческие ситуации разыгрываются как при индивидуальной, так и при коллективной работе.
Кроме того, с обучающимися организуются профессиональные пробы, для проведения которых приглашаются выпускники студии прошлых лет – в настоящем профессионально работающие артистами или педагогами по вокалу.
Профориентационная работа в коллективе проводится по нескольким направлениям:
- Проведение профессиональных проб
- Профессия Артист вокалист;
- Профессия Преподаватель, руководитель эстрадного коллектива;
- Профессия Джазовый вокалист.
- Проведение экскурсий в музеи Санкт-Петербурга:
- Музей театрального и музыкального искусства;
- Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова;
- Музей музыки;
- Музей звука.
- Проведение экскурсий в профессиональные образовательные учреждения эстрадно-вокальной направленности:
- Санкт-Петербургский государственный институт культуры;
- Санкт-Петербургское музыкальное училище имени М.П. Мусоргского;
- Ленинградский областной колледж культуры и искусства
- Организация встреч обучающихся с профессиональным профессиональными певцами и музыкантами.
- Посещение выступлений профессиональных вокальных коллективов с последующим анализом их профессионального мастерства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранее профессиональное самоопределение на уровне основного общего образования
В статье представлены материалы, отражающие опыт работы МАОУ СОШ №1 г. Салехарда по проблеме раннего профессионального самоопределения подростков....

Программа по выявлению способноcтей обучающихся творческого объединения естественнонаучной направленности
Программа по выявлению способностей учащихся призвана помочь педагогу ДО обратить внимание на учащихся, обладающих способностями в определенных областях учебных дисциплин, в частности биологии и эколо...

Программа по развитию способноcтей обучающихся творческого объединения естественнонаучной направленности
Программа по развитию у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, опытнических, исследовательских навыков, творческ...

Программа работы с одаренными обучающимися по ОУД.02.Иностранный язык
Программа работы с одаренными обучающимися общеобразовательной учебной ОУД.02. «Иностранный язык» предназначен для содействия в обеспечении образовательных достижений обучающихся, освоивши...

Методическая разработка по теме"Предпрофильная подготовка школьников как инструмент саморазвития и раннего профессионального самоопределения личности"
Данный материал посвящен системе предпрофильной подготовки обучающихся 5-9 классов. Представлен мониторинг результатов....

Программа по выявлению способностей обучающихся творческого объединения «Изостудия».
Выявление, развитие и поддержка способностей детей становится одной из приоритетных задач современного образования в России. Проблема выявления способностей детей актуальна в настоящее время, по...
