Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Игротека»
рабочая программа
В основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Игротека» лежит игровая деятельность. Воспитательное значение игры многообразно. В игре дети познают жизнь, развиваются физически, нравственно, интеллектуально, формируют те качества, которые необходимы для выбора будущей профессии, развивают творческие и организаторские способности. Плодотворно игра развивает психические свойства личности. Игра - это всегда живое общение, дух соревнования, свободное творчество и изобретательство. Через игру ребенок учится общению и усваивает язык и законы общества.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 249.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Игротека»
реализуется за счет средств социального сертификата
2 уровень
Возраст обучающихся: 7-15 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: Баймурзаева Абидат Абдулвагабовна,
педагог дополнительного образования
г. Пыть–Ях,
2025
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1 программы «Комплекс основных характеристик образования»
1.1. Пояснительная записка………………………………………………………….3
1.1.1. Актуальность………………………………………………………………......5
1.1.2. Новизна………………………………………………………….………….….5
1.1.3. Педагогическая целесообразность…………………………….…………….5
1.1.4. Отличительная особенность программы……………………………............6
1.1.5. Организация образовательного процесса…………………….……………..6
1.1.6. Виды занятий…………………………….……………………………………7
1.1.7. Методы обучения…………………………….……………………………….7
1.1.8. Формы обучения……………………………………………………………...7
1.2. Цель и задачи программы………………...…………………………………...7
1.3. Содержание программы……………………………………………………….8
1.3.1. Учебный план…………………………..………………………………….….9
1.3.2. Содержание учебного плана………………………………………….….…..10
1.3.3. Календарно-тематическое планирование………………..…………………12
1.3.4. Планируемые результаты ………………………………………….………..18
1.3.5. Календарный учебный график ………………………..………….…………18
Раздел 2 программы «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Формы аттестации и оценочные материалы…………………………………19
2.2. Условия реализации программы……………………………………………....24
2.2.1. Материально-техническое обеспечение……………………………………24
2.2.2. Учебно-методические материалы………………………...………………...25
2.2.3. Кадровое обеспечение…………………………...…………………………..25
2.3. Литература………………...………………………..…………………….…….26
Раздел 1 программы «Комплекс основных характеристик образования»
- Пояснительная записка программы
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
(Сухомлинский В.А.)
В основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Игротека» лежит игровая деятельность. Воспитательное значение игры многообразно. В игре дети познают жизнь, развиваются физически, нравственно, интеллектуально, формируют те качества, которые необходимы для выбора будущей профессии, развивают творческие и организаторские способности. Плодотворно игра развивает психические свойства личности. Игра - это всегда живое общение, дух соревнования, свободное творчество и изобретательство. Через игру ребенок учится общению и усваивает язык и законы общества.
У детей наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурно развивается воображение, фантазия. Особенностями игры в младшем и в среднем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, ориентация на речевую деятельность.
Любая игра- это наука побеждать. В игре вырабатываются такие важные качества, как внимательность, усидчивость, память, настойчивость в достижении цели. А еще игра развивает умение общаться, учит логически мыслить, предвидеть последствия своих поступков.
Меняется понимание привычных вещей, меняется сам образ жизни общества. И поэтому перед педагогами ставится задача - найти гуманистические методы воздействия на личность ребенка в контексте его взаимодействия с окружающим миром. Детство- это не подготовительный период жизни. И необходимо признавать ценность этого периода развития личности. В жизни ребенка игра занимает центральное место. Именно в игре он чувствует себя комфортно, ощущает психологический комфорт, свободу.
Данная программа разработана для детей 7-15 лет подходит для инклюзивного образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья (предполагая разработку индивидуального образовательного маршрута при необходимости такового).
Перечень правовых документов, регламентирующих программы дополнительного образования:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный Закон от 31.07.2020 №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания».
- Федеральный Закон от 08.08.2024 №315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07.12.2018, протокол №3).
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2030 года.
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 №652-н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее — Порядок).
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 №114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.02.2021 №38 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (далее - Целевая модель).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
- Актуальность
В настоящее время особо остро стоит вопрос о необходимости социализации личности, потому что социальное развитие и воспитание — педагогически ориентированная и целесообразно направленная система общественной помощи подрастающему поколению в период его включения в жизнь. Одним из важнейших направлений социальной деятельности является дополнительное образование детей и подростков.
- Новизна
Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Игротека» является комплексной программой дополнительного образования детей и подростков «Игра+». Особенности театрализованных представлений: массовость, зрелищность, синтетичность - предполагают ряд богатых возможностей как в развивающее - эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга.
- Педагогическая целесообразность
В основу программы лежит идея использования потенциала игровой педагогики, позволяющей развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений. Сценическая деятельность базируется на единстве коллективного взаимодействия, подчиненности общему замыслу - с одной стороны, и максимальном творческом проявлении каждого - с другой. Данная программа ориентирована на создание условий для развития творческих умений и навыков детей средствами игры, организацию их досуга.
- Отличительная особенность программы
Отличительной особенностью данной программы заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ. Программа объединяет в одно целое такие понятия, как «личность», «творчество», «информационно – коммуникативные технологии».
- Организация образовательного процесса
- Направленность программы – социально – гуманитарная
- Профиль – игровая деятельность
- Уровень программы - базовый
- Адресат программы - возраст обучающихся 7-15 лет
- Объем и сроки реализации- 144 часа, 1 год
- Форма обучения – очная, но при необходимости системы, допускается дистанционное обучение с помощью доступных мессенжеров
- Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 академических часа. Продолжительность занятия 40 минут, перемена 10 минут
- По форме организации - групповые, парные в сочетании с индивидуальными занятиями
- Состав групп - постоянный
- Количество обучающихся на занятии- 7-30 человек
- Программу реализует педагог дополнительного образования
Баймурзаева Абидат Абдулвагабовна.
Данная программа разработана для детей 7-15 лет и подходит для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, учитывая их психолого-педагогические особенности и особые образовательные потребности.
По программе базового уровня обучающиеся могут заниматься от одного до трех лет. Материал программы предполагает усвоение базового уровня в течение первого года обучения и наложение на него более глубоких знаний и приёмов в течение второго и третьего годов обучения.
- Виды занятий
Виды занятия определяются содержанием программы и предусматривают теоретическое и практическое обучение.
- занятия - исследования;
- нетрадиционные занятия (занятие – сказка, занятие-КВН, урок-путешествие, занятие – творческая мастерская);
- интегрированные занятия (с использованием информационно-коммуникационных технологий).
1.1.7. Методы обучения
Методы организации занятия:
- Словесные - устное изложение, беседа, объяснение, инструктаж, творческое общение;
- Наглядные - демонстрация презентаций, видеоматериалов, иллюстраций;
- Игровые - дидактические игры.
Методы деятельности обучающихся:
- Объяснительно - иллюстративные (рассказ, показ, демонстрация, объяснение) направлены на формирование у детей первоначальных сведений об играх;
- репродуктивные (воспроизводящие) направлены на развитие практических умений и навыков.
- Частично – поисковый - решение поставленной задачи совместно с педагогом в коллективном поиске,
- мотивации и стимулирования, обучающего,
- контроля, взаимоконтроля и самоконтроля.
1.1.8. Формы обучения
Формы организации занятий:
- коллективная
- групповая
- работа в парах
- индивидуальная.
Формы проведения занятий:
- беседа
- открытое занятие
- творческая мастерская
- мастер-класс
- выставка
- презентация
- практическое занятие
- экскурсия
- праздник
- Цель и задачи программы
Цель программы: Создание условий для социализации личности ребенка посредством игровой деятельности.
Для ее достижения в процессе освоения программы необходимо решать следующие задачи:
Личностные:
- Прививать интерес к народным традициям, уважение к труду;
- Способствовать формированию нравственных качеств детей (взаимопомощь, добросовестность);
- Способствовать развитию чувства самоконтроля, взаимопомощи, аккуратности, культуры поведения.
Метапредметные:
- Способствовать формированию двигательных навыков и умений, развитию психофизических качеств, привитию организаторских способностей;
- Развивать стремление к получению углубленных знаний;
- Способствовать формированию индивидуальных способностей обучающихся.
Образовательные (предметные):
- Прививать интерес к основам игровой технологии;
- Формировать практические умения в коллективной игровой деятельности;
- Формировать умениям и навыки организаторской деятельности, самоорганизации;
- Ознакомить с техникой безопасности при играх.
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план
№ п/п | Содержание и виды работ | Всего часов | В том числе часы | Формы | ||
Теории | Практики | организации занятий | аттестации/ контроля | |||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 1 | 1 | беседа, презентация | наблюдение тестирование |
2. | Игра как средство общения. «Игра начинается» | 12 | 6 | 6 | беседа, презентация | практические задания, упражнения |
3. | История игры. | 6 | 4 | 2 | беседа, презентация | практические задания, упражнения |
4. | Русские народные игрища. | 44 | 16 | 28 | беседа, презентация | практические задания, упражнения |
5. | Домашние игры и забавы | 10 | 4 | 6 | беседа, презентация | практические задания, упражнения |
6. | Игры в кругу друзей | 22 | 10 | 12 | беседа, презентация | практические задания, упражнения |
7. | Подвижные игры. Игры с мячом. | 32 | 10 | 22 | беседа, презентация | практические задания, упражнения |
8. | Игровые конкурсные программы | 14 | 3 | 11 | беседа, презентация | практические задания, упражнения |
9. | Итоговое занятие. | 2 | - | 2 | мастер-класс | итоговое занятие |
Всего: | 144 | 54 | 90 | |||
1.3.2. Содержание учебного плана
1.Вводное занятие (2часа)
Цели и задачи, содержание, режим занятий в студии. Программа занятий. Правила поведения на занятиях. ТБ. ПБ. Организационные вопросы.
Практика:
Участие в игровой программе «Будем знакомы!».
- Игра как средство общения (12часов)
Совместимость. Преодоление конфликта. Знакомство через игру. Виды игр на знакомство. Игры со сменой пар. Игры, дающие возможность выбора партнера.
Практика:
Разучивание игр: «Снежный ком», «Воробей», «Знакомство в два круга», «Знакомство с мячом», «Танец с метлой», «Приглашение» и т.д.
3.История игры (6 часов)
Игра у восточных славян. Традиция игры в России. «Скоморошины», их происхождение, сатирические черты.
Практика:
Небылицы в лицах.
4. Русские народные игрища (44 часа)
Хоровод. Русские единоборства. Русские посиделки как форма. Произвольная программа посиделок: народные песни, загадки, побасенки, гадания, частушки. Подвижные русские народные игры. Игровое пространство. Правила игры. Атрибуты. Техника проведения игры.
Практика:
Разучивание русских хороводов: «Селезень», «Бояре», «Кать –Катерина». Игры-единоборства: «Бой петухов», «Толкни спиной», «Перетягивание каната», русские скакалки, бег на ходулях. Разучивание игр: «Салки», «Жмурки», «Уголки», «Лапта», «Городки», «Прятки» и т.д.
5. Домашние игры и забавы (10 часов)
Старинные русские настольные игры. Фантовые игры. Шуточные игры. Домашние забавы. Техника проведения игр.
Практика:
Народные игры: «Бирюльки», «Фанты», «Блошки», «Чепуха», «Да и нет».
6. Игры в кругу друзей (22 часа)
Характерные особенности игр, проводимых в помещении. Малоподвижные игры. Ограниченное игровое пространство.
Практика:
Игры на мгновенную реакцию: «Не подражай», «Смени руку», «Вызов номеров», «Теплый ветер». Игры, развивающие наблюдательность: «Что за спиной?», «Близкие знакомые», «Слепые менялы», «Слово к слову». Артистические игры на воображение: «Изобрази без предмета». Конкурс поэтических жанров. Конкурс анонимных поэтов. Театральные режиссёры. Кинооператоры. «Ситуации», «Скульпторы», «Ассоциации» и т.д.
7. Подвижные игры. Игры с мячом (32часа)
Движение - форма жизни. Движение как выражение внутреннего чувства. Многоплановость подвижных игр. Эмоциональный настрой в игре. Игровой реквизит. Площадка для игр. История возникновения игр с мячом. Мяч - первый и основной атрибут изначальных форм спорта. Разновидности мячей. Игры с мячом в России. Мяч катится по континентам. Особенности организации игр с мячом.
Практика: Разучивание и техника проведения игр «Капканы», «Лошадки», «Птицы в клетке», «Совушка», «Ловишки», «Воробьи-вороны». Любимые игры кружковцев. Разучивание игр: «Защита крепости», «Прокатись на мяче», «Вышибалы», «Охотники и утки», «Мяч через голову», «Картошка», «Кенгуру», «Эстафета с мячом».
8. Игровые конкурсные программы (14часов)
Игровая программа - оригинальный набор конкурсов в игровом оформлении. Игровые конкурсные программы по выявлению победителей в состязаниях знатоков, умельцев, эрудитов, рыцарей, мисс и т.д. Игровые программы в различных игровых формах: «Крестики-нолики», «Пять на пять», «Морской бой», «Гордиев узел». Методика проведения игровых программ. Основы сценарного мастерства. Выбор темы. Определение задач. Композиционное построение сценария: завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Сценарный ход. Игровой эпизод как первоначальная ячейка сценария. Монтаж игровых эпизодов. Воплощение, содержания темы игровыми средствами. Логичность, лаконичность игровых эпизодов.
Практика: Создание игровой конкурсной программы. Организация и проведение конкурсной игровой программы в своем объединении. Составление сценария собственной игровой программы. Авторские работы кружковцев, постановка индивидуальных игровых программ. План подготовки. План проведения. Технические средства. Репетиции.
9. Итоговое занятие (2часа)
Подведение итогов года. Проведение мастер – класса. Обсуждение результатов, подведение итогов, награждение.
1.3.3. Календарно-тематическое планирование
№занятия | Дата занятия | Количество часов | Тема занятий | Количество часов | ||
план | факт | теория | практика | |||
1. | 1 | Вводное занятие. ТБ. ПБ. Правила поведения в ЦДТ. | 1 | |||
2. | 1 | Игра начинается. Игровая программа «Будем знакомы!». | 1 | |||
3. | 1 | Игры со сменой пар. «Мишка на прогулке» | 1 | |||
4. | 1 | Игра «Знакомство в два круга». | 1 | |||
5. | 1 | Разучивание игр: «Приглашение», «Медведи и пчёлы». | 1 | |||
6. | 1 | Игра «Краски», «Фигуры» | 1 | |||
7. | 1 | Познакомить с правилами игры «Танец с метлой». | 1 | |||
8. | 1 | Русская народная игра «Третий лишний». | 1 | |||
9. | 1 | Игры «Воробей», «Шишки, жёлуди, орехи». | 1 | |||
10. | 1 | Русская народная игра «У медведя во бору». | 1 | |||
11. | 1 | Беседа: «История возникновения игр с мячом». | 1 | |||
12. | 1 | Игра «Знакомство с мячом». Перекаты мяча. | 1 | |||
13. | 1 | Разучивание игры «Снежный ком». Игры с мячом «Мячик», «Мяч по полу». | 1 | |||
14. | 1 | Развитие глазомера и чувства расстояния. Передача мяча. Метание мяча «Кто меткий?», Игра «Метко в цель». Игра «Бегуны и метатели». | 1 | |||
15. | 1 | Беседа: Игры у восточных славян. | 1 | |||
16. | 1 | Разучивание народных игр. Игра «Калин – банба», «Чижик». | 1 | |||
17. | 1 | Беседа: Традиция игры в России. | 1 | |||
18. | 1 | Разучивание народных игр. Игра «Золотые ворота», «Чехарда». | 1 | |||
19. | 1 | Беседа: Скоморошины, их происхождение, сатирические черты. Игра: «Скоромоший переполох». | 1 | |||
20. | 1 | Народная игра: «Скоморох по улице идёт». | 1 | |||
21. | 1 | Беседа: Что такое хороводы? Игры в кругу, хороводы, народные игры. | 1 | |||
22. | 1 | Игры-хороводы «Здравствуй, друг, который справа!», «Золотые ворота». | 1 | |||
23. | 1 | Разучивание русских хороводов. «Селезень», «Сапожок». | 1 | |||
24. | 1 | Знакомство с игрой «Дядюшка Трифон». | 1 | |||
25. | 1 | Русская народная игра «Бояре». Игра: «Тетёрка». | 1 | |||
26. | 1 | Игра: «Горелки с платочком». | 1 | |||
27. | 1 | Игра-хоровод «Кать - Катерина». Игра: «Ключи». | 1 | |||
28. | 1 | Русская народная игра «Бубенцы». Игра «Мышка и два орешка». | 1 | |||
29. | 1 | Беседа: Русские единоборства. Лихие забавы на Руси. | 1 | |||
30. | 1 | Разучивание народной игры с элементами единоборства «Дуэль». Игра на равновесие. | 1 | |||
31. | 1 | Игры-единоборства: «Бой петухов». Игра на равновесие. | 1 | |||
32. | 1 | Упрямые барашки – подвижная игра на равновесие. | 1 | |||
33. | 1 | Русская народная игра «Толкни спиной». | 1 | |||
34. | 1 | Игра «Охота на лис». Игра «Стенка на стенку. | 1 | |||
35. | 1 | Русская народная игра «Перетягивание каната». | 1 | |||
36. | 1 | Разучивание игры «Много троих, хватит двоих». | 1 | |||
37. | 1 | Русская народная игра «Скакалки». Игра «Ковшуны» | 1 | |||
38. | 1 | Разучивание игры «Пастух и стадо». | 1 | |||
39. | 1 | Игра «Бег на ходулях». Игра «Карусель». | 1 | |||
40. | 1 | Русская народная игра «Малечина-колечина». | 1 | |||
41. | 1 | Беседа «Русские народные посиделки». | 1 | |||
42. | 1 | Русская народная игра «Картошка». | 1 | |||
43. | 1 | Народные песни, загадки, побасенки, гадания, частушки. | 1 | |||
44. | 1 | Игровая программа «Деревенские посиделки». | 1 | |||
45. | 1 | Подвижные русские народные игры. Техника проведения игры. | 1 | |||
46. | 1 | Русская народная игра «Гуси-Лебеди». | 1 | |||
47. | 1 | Разучивание игр. «Салки», «Дударь». | 1 | |||
48. | 1 | Игра «Баба-Яга», «Перебежки». | 1 | |||
49. | 1 | Подвижная игра «Жмурки», «Змейка». | 1 | |||
50. | 1 | Игра «Кошка и мышка». Игра «Ручеек». | 1 | |||
51. | 1 | Разучивание игры «Уголки». | 1 | |||
52. | 1 | Игра «Круговые пятнашки». Игра «Ловушки в кругу». | 1 | |||
53. | 1 | Русская народная игра «Лапта». | 1 | |||
54. | 1 | Игры в движении «К своим флажкам». Игра «День и ночь». | 1 | |||
55. | 1 | Разучивание русской народной игры «Городки». | 1 | |||
56. | 1 | Игры «Вызов», «Пустое место». | 1 | |||
57. | 1 | Русская народная игра «Прятки». | 1 | |||
58. | 1 | Игры с предметами. Игра «Невод». Игра «Колесо». | 1 | |||
59. | 1 | Беседа: Старинные русские настольные игры. Народная игра «Цирки». | 1 | |||
60. | 1 | Русские народные игры «Кубарь», «Гусёк». | 1 | |||
61. | 1 | Беседа: Фантовые игры. Игра «Камешки». | 1 | |||
62. | 1 | Игра «Крелушки», народная «Зоски». | 1 | |||
63. | 1 | Беседа: Русские народные шуточные игры. Игра: «Богатырские забавы». | 1 | |||
64. | 1 | Русская народная игра «Пирог». Игра «Сиди, сиди, Яша». | 1 | |||
65. | 1 | Беседа: Домашние забавы. Техника проведения игр. | 1 | |||
66. | 1 | Народные игры: «Бирюльки», «Фанты». | 1 | |||
67. | 1 | Разучивание игр «Чепуха», «Да и нет». | 1 | |||
68. | 1 | Игры «Шатёр», «Огородик». | 1 | |||
69. | 1 | Характерные особенности игр,проводимых в помещении. Малоподвижные игры. Игра «Колечко». | 1 | |||
70. | 1 | Народная игра «Здравствуй, дедушка Прокоп». | 1 | |||
71. | 1 | Игры «Не подражай», «Смени руку». | 1 | |||
72. | 1 | Русская народная игра «Капуста», «Угадай, кто зовёт». | 1 | |||
73. | 1 | Разучивание игр «Вызов номеров», «Теплый ветер». | 1 | |||
74. | 1 | История игры «У тетушки Натальи». | 1 | |||
75. | 1 | Игры, развивающие наблюдательность: «Что за спиной? », «Близкие знакомые». | 1 | |||
76. | 1 | Русская народная игра «Слухи». | 1 | |||
77. | 1 | Разучивание игр «Слепые менялы», «Слово к слову». | 1 | |||
78. | 1 | Игра «Почта», « Менялы». | 1 | |||
79. | 1 | Артистические игры на воображение: «Изобрази без предмета». Народная игра «Море волнуется…» | 1 | |||
80. | 1 | Разучивание игры «Дедушка-сапожник». | 1 | |||
81. | 1 | Артистические игры на воображение «Конкурс поэтических жанров». | 1 | |||
82. | 1 | Игра «Острый Глаз». | 1 | |||
83. | 1 | Артистические игры на воображение « Конкурс анонимных поэтов». | 1 | |||
84. | 1 | Игра «Маленькая сказка». | 1 | |||
85. | 1 | Артистические игры на воображение «Театральные режиссёры». | 1 | |||
86. | 1 | Знакомство с игрой «Путаница» | 1 | |||
87. | 1 | Артистические игры на воображение «Кинооператоры». Игра «Пословица в стоп-кадре». | 1 | |||
88. | 1 | Игра «Предметы в действии». | 1 | |||
89. | 1 | Артистические игры на воображение «Ситуации». Игра «Церемония». | 1 | |||
90. | 1 | Игра «Превращение». | 1 | |||
91. | 1 | Артистические игры на воображение «Скульпторы». Игра «Сад скульптур». | 1 | |||
92. | 1 | Игра « Скульптурные копии». | 1 | |||
93. | 1 | Артистические игры на воображение «Ассоциации». Игра «Ищу друга». | 1 | |||
94. | 1 | Игра «Механизмы». | 1 | |||
95. | 1 | Беседа: Движение - форма жизни. Особенности организации игр с мячом. | 1 | |||
96. | 1 | Игры с большими мячами. Игра «Не задень». Игра «Зевака». | 1 | |||
96. | 1 | Разучивание и техника проведения игр. Игра «Капканы». | 1 | |||
98. | 1 | Игра с малыми мячами. Игра «Метко в цель». | 1 | |||
99. | 1 | Русская народная игра «Лошадки». | 1 | |||
100. | 1 | Игра «Царь горы». | 1 | |||
101. | 1 | Разучивание игры «Птицы в клетке», «Стрекозы». | 1 | |||
102. | 1 | Народная игра «Рак пятится назад». | 1 | |||
103. | 1 | Знакомство с игрой «Совушка». | 1 | |||
104. | 1 | Игры «Бег по кочкам», «Бег сороконожек». | 1 | |||
105. | 1 | Русская народная игра «Ловишки». | 1 | |||
106. | 1 | Игры «Земля – вода – небо», «На одной лыже». | 1 | |||
107. | 1 | Народная игра «Воробьи-вороны». | 1 | |||
108. | 1 | Игра «Санные поезда». Игры по выбору обучащихся. | 1 | |||
109. | 1 | Игра «На новое место». Основы игры «Лунки». | 1 | |||
110. | 1 | Народная игра «Змейка». Игра «Карлики и великаны». | 1 | |||
111. | 1 | Любимые игры кружковцев. Разучивание игр. Игры по выбору обучащихся. | 1 | |||
112. | 1 | Народные игры «Кошка и мышка». Игра «Ручеек». | 1 | |||
113. | 1 | Игра «Защита крепости». | 1 | |||
114. | 1 | Разучивание игр «Через ножки», «В ладошки». | 1 | |||
115. | 1 | Народная игра «Прокатись на мяче». | 1 | |||
116. | 1 | Развитие глазомера и чувства расстояния. Передача мяча. Метание мяча. Игра «Гвозди ковать». | 1 | |||
117. | 1 | Русская народная игра «Вышибалы», «Свечки». | 1 | |||
118. | 1 | Народная игра «Казаки-разбойники». | 1 | |||
119. | 1 | Разучивание игры «Охотники и утки». | 1 | |||
120 | 1 | Игры «Цвета», «Саджо». | 1 | |||
121. | 1 | Народные игры «Мяч через голову», «Резиночка». | 1 | |||
122. | 1 | Игры «Классики», « Сифа». | 1 | |||
123. | 1 | Русская народная игра «Картошка». Разучивание игры. | 1 | |||
124. | 1 | Игра «Камень, ножницы, бумага». | 1 | |||
125. | 1 | Народная игра «Кенгуру». «Бег в калошах». | 1 | |||
126. | 1 | Игра «Подмигни соседу», «Ушки». | 1 | |||
127. | 1 | Развлекательная программа «Эстафета с мячом». | 1 | |||
128. | 1 | Русская народная игра «Вереница». | 1 | |||
129. | 1 | Создание игровой конкурсной программы с обучающимися.. | 1 | |||
130. | 1 | Организация и проведение конкурсной игровой программы. | 1 | |||
131. | 1 | Игровые программы в различных игровых формах: «Крестики-нолики». | 1 | |||
132. | 1 | Игровая программа «Разыгрались удальцы». | 1 | |||
133. | 1 | Разработка с обучающимися игровой программы «Гордиев узел». | 1 | |||
134. | 1 | Постановка игровой программы. | 1 | |||
135. | 1 | Разработка с обучающимися игровой программы «Пять на пять». | 1 | |||
136. | 1 | Постановка игровой программы «Пять на пять». | 1 | |||
137. | 1 | Игровая программа «Морской бой». | 1 | 1 | ||
138. | 1 | Игровая программа « Шляпа прикосновений». | 1 | |||
139. | 1 | Авторские работы кружковцев. | 1 | |||
140. | 1 | Организация и проведение авторских программы обучающихся. | 1 | |||
141. | 1 | Постановка индивидуальных игровых программ. | 1 | |||
142. | 1 | Постановка индивидуальных игровых программ. | 1 | |||
143. | 1 | Итоговое занятие. | 1 | |||
144. | 1 | Подведение итогов года. | 1 | |||
Итого: | 144 | 54 | 90 | |||
1.3.4.Планируемые результаты
Личностные:
- Привит интерес к народным традициям, истории, родному краю, уважение к труду;
- Сформированы такие нравственные качества как: взаимопомощь, добросовестность;
- Развита способность к самоконтролю, взаимопомощи.
Метапредметные:
- Сформирован познавательный интерес к. двигательным навыкам и умениям, развиты психофизические качества, привиты организаторские способности;
- Развито стремление к получению углубленных знаний;
- Сформированы индивидуальные способности обучающихся.
Образовательные (предметные):
- Привит интерес к основам игровой технологии;
- Сформирован практическое умение и навык в коллективной игровой деятельности;
- Знает и применяет правила по технике безопасности при играх;
1.3.5. Календарный учебный график
Период обучения | Дата | Количество | Режим занятий | |||
начала занятий | окончания занятий | учебных недель | учебных дней | учебных часов | ||
1 год | 1 сентября | 31 мая | 36 | 72 | 144 | 2 раза в неделю по 2 часа |
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Формы аттестации и оценочные материалы
Виды контроля:
- предварительный (входной контроль)- выявление уровня знаний и умений обучающегося в форме индивидуального опроса или диагностики;
- текущий - проверка проводится по окончании изучения каждой темы, с целью выявления освоения и упорядочения знаний обучающимися. Проводится в форме устного опроса и выполнения практического задания;
- тематический - проверка проводится после изучения целого раздела или значительной темы курса. Её цель – выявить качество усвоения обучающимися учебного материала, систематизировать и обобщить его. Проводится в форме устного опроса и выполнения практического задания;
- промежуточный - проверка проводится за полугодие и выявляется уровень облученности и освоения теоретических знаний и практических умений и навыков за полгода. Проводится в форме устного опроса и выполнения практического задания;
- итоговый - проверка проводится за год и выявляется уровень облученности и освоения теоретических знаний и практических умений и навыков за год. Проводится в форме устного опроса и выполнения практического задания.
Оценочные материалы
Тестовые задания для входного контроля
Цель: выявить уровень любознательности учащихся.
Инструкция: учащимся предлагается рассмотреть 12 суждений и оценить степень своего согласия с каждым из них. Степень согласия фиксируется в баллах: 3 – в основном верно, 2 – отчасти верно, 0 – не - верно, 1 – не могу решить.
- Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить детали, которых не видел раньше.
- Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю.
- Мне нравится заниматься чем-то новым.
- Я люблю заводить новых друзей.
- Я часто пытаюсь представить, о чем думают другие люди.
- Существует много вещей, с которыми мне хотелось бы поэкспериментировать.
- Если я однажды нашел ответ на вопрос, я буду придерживаться его, а не искать другие ответы.
- Я люблю исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них может быть.
- Интересно браться за головоломки и игры, в которых необходимо рассчитывать свои дальнейшие ходы.
- Меня интересуют механизмы, любопытно посмотреть, что у них внутри и как они работают.
- Я люблю листать книги и журналы для того, чтобы просто посмотреть, что в них.
- Я люблю задавать вопросы о таких вещах, о которых другие люди не задумываются.
Оценка результатов
Баллы, выставленные за каждое суждение, подсчитываются, и делается вывод об уровне любознательности учащегося.
Уровни:
28-33 –высокий уровень любознательности;
22-27 –уровень любознательности выше среднего;
16-21 – средний уровень любознательности;
15 и менее – низкий уровень любознательности.
Контрольные задания для промежуточной аттестации
Тест: «Направленность на приобретение знаний»
Цель: выявить уровень интереса учащихся к приобретению новых знаний.
Инструкция: учащимся дается ряд утверждений-вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву (а или б), соответствующую выбранному ответу.
Вопросы:
1) Если что-то не получилось на занятии, ты, придя, домой
а) пытаешься выполнить это задание еще раз б) садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, так как знаешь, что больше это задание выполнять не придется.
2) После одобрения педагога ты:
а) добросовестно готовишься к каждому занятию;
б) не готовишься, так как тебе это не интересно.
3) Бывает ли, что ты остаешься недоволен своим ответом.
а) да, б) нет.
4) Что для тебя учение:
а) познание нового, б) обременительное занятие.
5) Зависят ли твои успехи от тщательности подготовки к занятию:
а) да, б) нет.
6) Анализируешь ли ты после неудачно выполненного задания, что ты сделал неправильно:
а) да, б) нет.
7) Зависит ли твое желание заниматься дома от того, оценивают его ли:
а) нет, б) да.
8) Легко ли ты втягиваешься в занятия после каникул:
а) да, б) нет.
9) Жалеешь ли ты, что не бываешь на занятиях по какой-либо уважительной причине:
а) да, б) нет.
10) Когда ты, приходишь на занятие, что тебя интересует больше всего:
а) получение новых знаний; б) возможность самовыразиться
11) Что, по-твоему, лучше - учиться или учить:
а) учиться, б) учить.
12) Что для тебя важнее:
а) интерес к учебе б) легкость учебного материала
Обработка результатов
За каждый вариант ответа «а» начисляется 1 балл. Далее баллы суммируются и определяется уровень интереса учащихся к приобретению новых знаний.
Уровни:
10-12 баллов – высокий уровень;
7-8 баллов – уровень выше среднего;
5-6 баллов – средний уровень.
0-4 балла – низкий уровень.
Контрольные задания для итоговой аттестации
Тест «Виды игр»
1.К какому виду игр относятся сюжетно-ролевые игры?
А) активные
Б) пассивные
В) имитационные
2.Театрализованная игра является разновидностью
А) сюжетно-ролевых игр
Б) художественных
В) деловых
3. К играм с правилами относятся
А) интеллектуальные игры
Б) подвижные и спортивные игры
В) танцевальные игры
4.Характерная особенность игр с залом
А) сюжетность
Б) массовость
В) состязательность
5.Какая игра относится к бессюжетным?
А) спортивная
Б) музыкальная
В) сюжетно-ролевая
6.Какие игры относятся к творческим?
А) подвижные, спортивные, интеллектуальные
Б) cюжетно - ролевые, строительные и игры-драматизации
В) танцевальные, музыкальные, игры с залом
7. Для какого вида игр характерно наибольшее эмоциональное напряжение?
А) подвижные, спортивные
Б) cюжетно – ролевые и игры-драматизации
В) танцевальные, музыкальные игры
8. К какому виду игр относят музыкальные игры?
А) сюжетным
Б) ролевым
В) имитационным
9. К какому виду игр относят игры-аттракционы?
А) игры-состязания
Б) развивающие игры
В) творческие игры
10. К какому виду игр относят деловые игры?
А) психотехнические
Б) развивающие
В) профориентационные
За каждый правильный ответ учащемуся начисляется 1 балл.
10-8 баллов - высокий уровень знаний;
7-5 баллов - средний уровень знаний
4 балла и менее – низкий уровень знаний
Наблюдение за общением учащихся
Цель: выявить уровень навыков общения.
Условия проведения: наблюдение направлено на исследование навыков общения учащихся в творческом объединении, в быту. Основное внимание обращается на характер их общения и готовность к взаимопомощи. А также на избирательность общения и конфликтность. Частота проявления вышеуказанных параметров фиксируется в карте наблюдения.
Данное наблюдение является систематическим, по включенным объектам -сплошным, по форме – неосознанным внутренним.
Карта наблюдения
Ф.И. учащегося | Характер общения | взаимо- помощь | избира тельность | конфликтность | |||
доминирование | подчинение | конформизм | сотрудни чество | ||||
2.2. Условия реализации программы
- Сотрудничество с общеобразовательными школами города.
- Материально-техническое оснащение кабинета.
- Эпидемии, погодные условия.
- Каникулы.
2.2.1. Материально – техническое обеспечение
Для реализации программы требуется следующее материально-техническое обеспечение:
- Кабинет для проведения занятий в соответствии с СанПиН 1.2.3685- 21;
- ученические столы 6 шт., ученические стулья 12 шт.;
- шкафы или стеллажи для хранения и демонстрации работ, а также стенды для размещения наглядных пособий;
- доска ученическая;
- персональный компьютер;
- интерактивная доска;
- ножницы;
- картон;
- цветная бумага;
- краски;
- цветные карандаши;
- клей ПВА;
- листы белой бумаги;
- цветная бумага;
- аптечка.
2.2.2. Учебно-методические материалы
Учебно-методический материал скомплектован по следующим разделам:
- Вводное занятие.
- Игра, как средство общения.
- История игры.
- Русские народные игрища.
- Домашние игры и забавы.
- Игры в кругу друзей.
- Подвижные игры. Игры с мячом.
- Игровые конкурсные программы.
- Итоговое занятие.
Для обучения используется:
- литература для педагога и обучающихся;
- настольные игры;
- раздаточный материал;
- презентации;
- комплекты настольных игр, предложенных в программе (по 2 набора каждой игры).
2.2.3.Кадровое обеспечение
- Заместитель директора по УВР – составляет расписание кружковой работе, осуществляет педагогический контроль за выполнением программного материала.
- Заместитель директора по МР – осуществляет контроль методики преподавания и программного обеспечения.
- Педагог дополнительного образования - осуществляет организацию и обучение программного материала, обеспечивает безопасные условия для проведения занятия, несет ответственность за охрану жизни и здоровья обучающихся.
2.3. Литература
Рекомендуемая литература для педагогов
- Н.Е. Богуславская. Веселый этикет – Е.: АРГО, 1997.- 191с.
- О.С. Газман, Н.Е. Харитонова. В школу – с игрой – М.: Просвещение, 1991. – 96с.
- Т.П. Лакоценина. Волшебный мир знаний. Выпуск 1– Р.: Учитель, 2005.-160с.
- Т.П. Лакоценина. Волшебный мир знаний. Выпуск 2 – Р.: Учитель, 2005.- 192с.
- С.А. Шмаков. Досуг школьника. – Л.: НПО ОРИУС, 1993.- 191с.
- С.А.Шмаков. Игры-потехи, Забавы-утехи – Л.: ОРИУС, 1994. – 124с.
- Н.Е .Щуркова За гранью урока – М.: Центр гуманитарной литературы, 2004.- 192с.
- Н.Е. Щуркова. Игровые методики – М.: Педагогическое общество России, 2002.- 224с.
- Шейла Энн Барри. Лучшие игры для вечеринки. – М.: Айрис-пресс, 2005.-184с.
Рекомендуемая литература для воспитанников
- Гитлиц А. В. Дневник Стива, застрявшего в Minecraft – М.: БОМБОРА, 2021.-104с.
- Мария Луиза Нюш Игра из глубины души: О способности детей играть в исцеляющие игры – К.: Наири, 2016.- 132с.
- Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 6-е изд.- Питер. Мастера психологии –СПб: Питер2017. -304с.
- Питер Грей Свобода учиться. Игра против школы – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016.- 313с.
- Тендрякова Мария Игровые миры: от homoludens до геймера» - М.: Нестор-История, 2015.- 224с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)
Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Игротека»
В основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Игротека» лежит игровая деятельность. Воспитательное значение игры многообразно. В игре дети познают жизнь, развивают...

