Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Ажурные вытынанки»
рабочая программа (8 класс)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа художественной направленности

«Ажурные вытынанки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_azhurnye_vytynynki.docx50.72 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

«Областной санаторно-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Золотой колос» (Арзамасский район)»

 

Принята на заседании                               Утверждаю:

педагогического совета                             И.о. директора ГБУ «ОСРЦН «Золотой колос»

от "__" ______________ 20__ г.                            _____________________ /ФИО/

Протокол N ___________________                     "__" ______________ 20__ г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа художественной направленности

«Ажурные вытынанки»

Возраст обучающихся: 14 - 15 лет

Срок реализации: 21 день

 

                                     

                                                                                  Автор-составитель:

           Солдатова Ирина Николаевна,

                                                                                  воспитатель        

 

                           

Арзамасский район, 2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа творческой мастерской «Ажурные вытынанки» является общеобразовательной программой и направлена на развитие художественного творчества в области декоративно-прикладного искусства.

Художественный ручной труд дает богатый развивающий потенциал для детей. Это не только обучение, но и развитие творческих способностей, неповторимой индивидуальности, расширение кругозора.

Программа дополнительного образования «Ажурные вытынанки» имеет художественно-эстетическую направленность.

Бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Один из видов техник бумагопластики –вытынанка.

Вытынанка – вид технического творчества, ажурный узор, вырезанный из чёрной, белой или цветной бумаги; а также техника традиционного вырезания из бумаги.

С помощью искусства «вытынанка» возможно развитие в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Помогает проявить ребёнку своё отношение к техническому творчеству как к процессу формирования и обучения технической и эстетической культуре. В программе предусмотрено широкое участие детей в различных конкурсах, что является толчком к развитию их кругозора и творческих способностей.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Особое внимание в программе отводится практической работе, при выполнении которой обучающиеся знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделий, учатся подбирать необходимые виды бумаги и инструментарий.

Нормативно – правовое обеспеченье программы

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.08.2013 (№273-ФЗ)
  • Конвенция о правах ребенка, ООН,1991 г.
  • Конституция РФ
  • Федеральный закон «Об основанных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. №1204-ФЗ
  • Федеральный закон «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1996 г. №120-ФЗ
  • Устав ГБУ «ОСРЦН «Золотой колос»
  • Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской федерации» от 28.12.13 №442-ФЗ (ред. От 21.07.14 г.)
  • Должностная инструкция педагога дополнительного образования.

Цель программы: развитие у воспитанников творческих технических способностей и художественного вкуса через обучение технологии «вытынанка», путём создания разнообразных композиций и форм.

Задачи:

  1. Обучающие:
  • Формировать знаний и умений о технике ажурного вырезания поделок из бумаги – вытынанках.
  • Обучать техническим приемам и способам создания поделок из бумаги.
  • Знакомить детей с необходимыми материалами и приемами работы с ними.

  1. Развивающие:
  • Способствовать развитию мелкой моторики рук, воображения и фантазии.
  • Развивать у воспитанников способность концентрировать внимание, распределять свои силы.
  • Развивать память, логику, художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

  1. Воспитывающие:  

  • Воспитывать интерес к ручному труду.
  • Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
  • Воспитывать внимательность, аккуратность, целеустремленность, самодисциплину.

Планируемые результаты:

         В результате данной программы предполагается, что дети получат следующие знания и умения:

- Уметь планировать порядок рабочих операций;

- Уметь пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала;

- Уметь правильно организовывать своё рабочее место;

- Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе;

- Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения, навыки;

- Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.

Организационно-педагогические условия.

           Так как главной задачей является овладение воспитанниками технологией изготовления изделий декоративно-прикладного творчества, поэтому на практическую работу отводиться основная часть времени для занятий.

          Теоретическая часть освещена в краткой доступной форме. На занятиях применяют различные формы и методы обучения:

Словесные – применяется при рассказе об истории развития техники вытынанки, как декоративно-прикладного искусства, при знакомстве с основами композиций, при знакомстве с техникой изготовления поделок, при объяснении алгоритма работы;

Наглядные – используются при демонстрации педагогом приемов работы, наглядных пособий, при самостоятельных наблюдениях воспитанников;

Практические – применяются при выполнении упражнения, овладении приемами работы, приобретении навыков.

Механизм работы:

Программа «Ажурные вытынанки» предназначена для детей возраста 14-15 лет. Наполняемость группы 8-10 человек. Продолжительность занятия 45 минут (1 час). Занятия проводятся 2-3 раза в неделю. Объём образовательной программы – 7 часов.

Материально-техническое обеспечение, необходимое для реализации программы:

  1. Комната для занятий.
  2. Столы.
  3. Стулья
  4. Шкафы.
  5. Материалы: Бумага различных цветов, картон, карандаши, клей.
  6. Оборудование: ножницы – 10 шт, стеки – 10 шт, канцелярские ножи – 10 шт, кисти – 10 шт.
  7. Методический материал: иллюстрации.

Формы аттестации.

Программа предусматривает безотметочную систему обучения. В ходе реализации программы промежуточная аттестация не предусмотрена. Наиболее распространенными формами контроля теоретических знаний является беседы. Итоговая аттестация проводится в форме отчётной выставки детских работ, выполненных в течение смены, а также через участие в выставках, в конкурсах разного уровня.

Учебный план

N

п/п

Название раздела, темы

                 Количество часов

       Формы

    Аттестации/контроля

  Всего

 Теория

Практика

1

Вводное занятие Работа в технике вытынанка.

Правила техники безопасности.

Организация рабочего места.

1

1

      Безотметочная

2

«Сердечко»

1

1

      Безотметочная

3

«Цветок»

1

1

      Безотметочная

4

«Бабочка»

1

1

      Безотметочная

5

«Лебедь»

1

1

      Безотметочная

6

«Девушка»

1

1

      Безотметочная

7

Итоговое занятие.

Выставка работ.

1

1

      Безотметочная

Календарный учебный график

N п/п

Наименование

разделов

дни

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

0

1

1

1

2

1

3

1

4

1

5

1

6

1

7

1

8

1

9

1.

Вводное занятие «Работа в технике вытынанка.

Правила техники безопасности.

Организация рабочего места.

1

2.

«Сердечко»

1

3.

«Цветок»

1

4.

«Бабочка»

1

5.

«Лебедь»

1

6.

«Девушка»

1

7.

Итоговое занятие.

Выставка работ.

1

Содержание программы

  1. Вводное занятие «Работа в технике вытынанка. Правила техники безопасности. Организация рабочего места.

Теория: Цель и задачи кружка «Ажурные вытынанки». История развития техники вытынанка как декоративно-прикладного искусства. Знакомство с техникой вытынанка. Демонстрация открыток к различным праздникам в технике «вытынанка». Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с материалами и инструментами.

Практика: Вырезание простых фигур в технике «вытынанка».

Методическое обеспечение:

Шаблоны, инструкции.

Материалы

Цветная бумага.

Картон.

Карандаши.

Клей.

Оборудование:

Канцелярские ножи.

Ножницы.

Кисти.

Стеки.

2. «Сердечко»

Теория: Знакомство с понятиями «Бумагопластика», «Открытка», «Шаблон».  Ознакомление воспитанников со свойствами бумаги (легко режется, мнется, хорошо склеивается). Демонстрация образца. Выбор шаблонов для ажурного вырезания. Знакомство с техникой изготовления поделки «Сердечко». 

Практика: Изготовление открытки «Сердечко»: нанесение шаблона на бумагу. Отработка умения вырезать по линиям. Подбирание фона для вытынанки. Наклеивание вырезанной вытынанки на картон. Оформление поделки.

Методическое обеспечение:

Шаблоны, инструкции.

Материалы

Цветная бумага.

Картон.

Карандаши.

Клей.

Оборудование:

Канцелярские ножи.

Ножницы.

Кисти.

Стеки.

3. «Цветок»

Теория: Знакомство со способами создания узоров в технике «Вытынанка» (симметрия центрическая (радикальная), зеркальная осевая, линейная (раппортная). Использование вытынанок в жизни. (с помощью вытынанок можно очень красиво и оригинально оформить помещение к любому празднику).   Знакомство с техникой изготовления поделки «Цветок» радикальным способом.  Демонстрация образца. Выбор шаблонов для ажурного вырезания.

Практика: Изготовление поделки «Цветок»: одна ось симметрии, которая получается при складывании листа бумаги пополам, нужно учитывать симметричность изображения на развернутом листе, поэтому на половине листа рисуют половину рисунка. Нанесение шаблона на бумагу. Вырезание поделки по линиям. Подбирание фона для вытынанки. Наклеивание вырезанной вытынанки на картон. Оформление поделки.

Методическое обеспечение:

Шаблоны, инструкции.

Материалы

Цветная бумага.

Картон.

Карандаши.

Клей.

Оборудование:

Канцелярские ножи.

Ножницы.

Кисти.

4. «Бабочка»

Теория: Знакомство с техникой изготовления линейной (раппортной) вытынанки (У раппортной вытынанки несколько осей симметрии, расположенных параллельно друг другу). Знакомство с техникой изготовления поделки «Бабочка». Демонстрация образца. Выбор шаблонов для ажурного вырезания.

Практика: Изготовление поделки «Бабочка»: складывание бумаги в гармошку, нанесение шаблона на бумагу. Вырезание поделки по линиям. В результате получается несколько повторяющихся элементов. Оформление поделки.

Методическое обеспечение:

Шаблоны, инструкции.

Материалы

Цветная бумага.

Картон.

Карандаши.

Клей.

Оборудование:

Канцелярские ножи.

Ножницы.

Кисти.

5. «Лебедь»

Теория: Знакомство с видами вытынанки (Одинарные, сложные, силуэтные).  Знакомство с понятиями «Объёмная открытка», «Киригами» – вид оригами. Знакомство с техникой изготовления силуэтных вытынанок. Знакомство с техникой изготовления поделки «Лебедь». Демонстрация образца. Выбор шаблонов для ажурного вырезания.

Практика: Изготовление объёмной открытки «Лебедь»: нанесение шаблона на бумагу для изготовления открытки. Складывание листа пополам. Сгибание прямоугольной и полуовальной основы пополам по намеченным линиям. Складывание открытки так, чтобы при ее открывании лебедь становился объемным: центральная линия лебедя выгибается вперед. Оформление поделки.

Методическое обеспечение:

Шаблоны, инструкции.

Материалы

Цветная бумага.

Картон.

Карандаши.

Клей.

Оборудование:

Канцелярские ножи.

Ножницы.

Кисти.

6. «Девушка»

Теория: Знакомство с техникой изготовления сложных вытынанок (многоцветные, сделанные из нескольких листов бумаги, составные – использование отдельных изделий для создания композиции и накладные). Знакомство с техникой изготовления поделки «Девушка».  Демонстрация образца. Выбор шаблонов для ажурного вырезания.

Практика: Изготовление поделки «Девушка»: создаётся из небольших фрагментов, разного цвета, которые затем собираются в единую композицию. Нанесение шаблона на бумагу для разных фрагментов. Вырезание по линиям. Подбирание фона для вытынанки. Наклеивание вырезанных фрагментов вытынанки на картон. Оформление поделки.

Методическое обеспечение:

Шаблоны, инструкции.

Материалы

Цветная бумага.

Картон.

Карандаши.

Клей.

Оборудование:

Канцелярские ножи.

Ножницы.

Кисти.

  1. Итоговое занятие. Выставка работ.

Теория: Рассматривание работ и обсуждение результатов выставки, подведение итогов, самоанализ каждого участника выставки.

Практика: выставка творческих работ воспитанников в технике вытынанка за смену. 

Инструкция по технике безопасности несовершеннолетних на занятиях объединения «Ажурные вытынанки»

  1. Общие требования безопасности
  1. К работе с колющими, режущими инструментами и приспособлениями допускаются воспитанники, изучившие правила по технике безопасности.
  2. Хранить ручной инструмент в сумках или специальных ящиках, где отведено место каждому инструменту.
  1. Правила техники безопасности при работе с ножницами.
  1. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
  2. Храните ножницы в определенном месте, кладите их сомкнутыми острыми концами от себя.
  3. Передавайте ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
  4. При работе с ножницами необходимо следить за движением и положением лезвий во время работы.
  1. Правила техники безопасности при работе с канцелярским ножом

3.1 Выдвигай небольшую часть лезвия.

3.2 Работай канцелярским ножом на рабочей доске.

3.3 Выполняя разрезы, крепко держи нож одной рукой, а второй — материал с которым работаешь.

3.4 В случае, когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть спрятано внутрь.

  4. Правила Техники безопасности при работе с клеем.

          4.1 Не допускайте попадания клея в глаза, в рот, на слизистые носа.

          4.2 Клей храните в плотно закрытой упаковке.

          4.3 При работе с клеем пользуйтесь кисточкой.

          4.4 Излишки клея убирайте мягкой тряпочкой или салфеткой.

          4.5 Кисточку и руки после работы хорошо вымойте с мылом.

5. Охрана труда. Правильная посадка во время работы.

          5.1 Свет должен падать слева или спереди.

          5.2 Нельзя опираться грудью на стол.  

          5.3 Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть 30-40 см.

          5.4 В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно).

Методические материалы

  1. Вытынанка - вырезание из бумаги [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rukodelie.by/18/1806.php 
  2. Что такое вытынанка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vitcinanca.narod.ru/simpleBIT.html
  3. Шаблоны [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – http://postila.ru/post/13030273 
  4. Шаблоны [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/825928-gde-skachat-trafarety-dlja-vyrezanija-iz-bumagi-k-prazdniku-8-marta.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"

         Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...

"Жостовский" поднос - занятие по программе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»". Тема: «Изготовление композиций из различных материалов»

quot;Жостовский" поднос - занятие по программе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»". Тема: «Изгот...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»Возраст обучающихся: 10 - 15 лет. Срок реализации: 1 ...

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности художественного объединения «Волшебная кисточка»

Данная образовательная программа создает благоприятные условия для интеллектуального и эстетического воспитания личности ребенка, направлена на развитие познавательной активности, творческой самореали...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное слово»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной  направленности«Художественное слово»...