Методический доклад: "Развитие эмоциональной отзывчивости учащихся в работе над художественным образом в классе фортепиано"
методическая разработка

Методический доклад посвящен актуальной педагогической задаче развития эмоциональной отзывчивости учащихся класса фортепиано. Рассматриваются пути формирования способности обучающихся воспринимать и передавать эмоциональное содержание музыкального произведения посредством глубокого погружения в художественный образ. Доклад представляет интерес для преподавателей музыкальных школ и вузов, педагогов дополнительного образования, студентов педагогических специальностей и родителей музыкантов, стремящихся развивать творческие способности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Славгородская детская школа искусств

Методический доклад:

«Развитие эмоциональной отзывчивости учащихся в работе над художественным образом в классе фортепиано»

Выполнила: преподаватель

по классу фортепиано

Дамер С.В.

г. Славгород, 2025 год


Основа обучения игре на фортепиано - это воспитание у ученика любви к музыке, внимательного отношения к звукам и линии развития мелодии, отзывчивости на музыкальные впечатления. Поэтому очень важно развивать в учениках способность понимать выразительность музыки с постепенным, всё более тонким слуховым восприятием музыкальных произведений.

Работа над музыкальным произведением – это очень сложный и трудный путь. В зависимости от способностей и возможностей учащегося, одно и то же произведение может быть исполнено и прочитано по-разному. При работе над художественным образом музыкального произведения основной задачей педагога является развить ряд способностей у ученика способствующих его увлеченности при игре. К ним относятся творческое воображение и творческое внимание.

Развитие у детей таких способностей, как музыкальное мышление, творческое воображение — это объемный, сложный и многосоставной процесс. Наряду с формированием пианистических умений, навыков и музыкальных способностей учащихся, важное место занимает образно- художественное мышление, позволяющее в процессе исполнения музыкальных произведений самостоятельно создавать новые художественные образы на основе прошлых восприятий.

Главная задача педагога – суметь помочь ученику разобраться в содержании и образном строе произведения и превратить работу над произведением в увлекательный и творческий процесс.

С позиции практической работы в классе фортепиано можно сформулировать и выделить три составляющие музыкального образа произведения:

  1. Замысел композитора в нотах. Это правильная и точная передача художественного смысла музыкального произведения.
  2. Личность ученика, который будет исполнять и интерпретировать нотный текст. Очень важно учитывать его музыкальные данные, возраст, профессиональные навыки и т. д. В первую очередь от ученика требуется внимание, сосредоточенность и наблюдательность.
  3. Личность педагога, который организовывает работу своего ученика. Тут важен и опыт, и мастерство, и педагогическая техника, и высокий профессионализм. Есть множество приемов, форм и способов воздействия на ученика (объяснение, сравнение, показ, эмоциональный тон, мимика и т. п.). И в каждом индивидуальном случае нужно уметь эффективно ими пользоваться.

Работа над любым музыкальным произведением включает три этапа:

  1. Этап ознакомления
  2. Этап детальной работы над произведением
  3. Этап подготовки к концертному выступлению ученика.

Одним из важных этапов в работе над произведением, является начальный период ознакомления с произведением и его разбор. Целью этого этапа является создание первоначального представления о произведении, его характере, о настроении музыки. И в основном первоначальный образ на занятиях создает сам преподаватель. Для того, чтобы ученика замотивировать, вдохновить и стимулировать на дальнейшую работу, произведение исполняет сам педагог. После проигрывания, ученика надо попросить рассказать свои впечатления от услышанного. Затем прослушать это же произведение в исполнении известных музыкантов. А после знакомства с произведением за инструментом, очень полезно свои впечатления закрепить в словесной форме. Например: нежный, мечтательный, грациозный, воинственный, стремительный, лирико- созерцательный…

На начальном этапе вместе с учеником проводится анализ нового произведения. Разбирается строение и форма произведения, определяется, из каких нот и мотивов составляется предложение, что требуется для выразительной игры. Важно внимательно изучить все авторские указания в нотном тексте – обозначение темпа, характер и настроение музыки и т. д. Совместно с учеником определяется строение и тональность произведения; разбираются штрихи, находятся кульминационные точки, обсуждается динамика. А в качестве домашнего задания учащемуся предлагается прочитать биографию композитора и узнать о его творчестве, найти интересные факты и послушать некоторые произведения этого автора.

Отметим наиболее важные моменты первого этапа работы:

  1. целостный охват произведения посредством чтения с листа и мысленного проигрывания;
  2.  прослушивание звукозаписи;
  3.  изучение авторских и редакторских указаний;
  4.  краткая словесная характеристика музыкального образа.

После предварительного ознакомления с новым произведением и полученным первым впечатлением, начинается следующий этап – кропотливая и детальная работа над произведением. Основная цель – углубление в содержание произведения и образный строй музыки.

Осмысленный и грамотный разбор нотного текста, совпадающий с техническим и пианистическим усвоением нотного материала, составляет основу для правильной дальнейшей работы. Поэтому, этот период работы является наиболее протяженным.

Прежде всего, здесь очень важно грамотное и тщательное прочтение нотного текста в медленном темпе; выбор и соблюдение точной аппликатуры; метро-ритмическая точность; грамотное применение штрихов; соблюдение осмысленной фразировки и динамики; применение точной педализации.

Для раскрытия художественного образа произведения очень важен грамотный и всесторонний его анализ, который включает в себя:

  1.  определение структуры содержания произведения, выявление основных его разделов, определение характера тем и выразительное их значение;
  2. определение линий подъема и спада напряженности, нахождение кульминационных точек, определение моментов смены настроения;
  3.  анализ средств музыкальной выразительности в данном произведении – ритма, мелодии, гармонии, фактуры изложения нотного материала, штрихи и т. д.

В практике фортепианного обучения очень часто используется метод ассоциаций, сравнений и сопоставлений исполняемого музыкального произведения, с явлениями жизни и искусства. Например, произведения можно ассоциировать с картинами природы, сказочными образами, с жанровыми сценками, игровыми ситуациями и др.

Для эмоционального и выразительного исполнения большую пользу приносит метод пропевания, особенно пьесы кантиленного характера.

Подводя итог вышесказанному, на втором этапе работы над художественным образом музыкального произведения можно использовать такие методы работы:

  1.  эмоционально-смысловой анализ;
  2. метод ассоциаций, сравнений и сопоставлений;
  3. метод пропевания;
  4.  вслушивание в гармонию.

Как только произведение выучивается и осваивается технически, после проведения детальной работы, наступает последний, третий этап.

Важными моментами являются:

  1. выявление целостности произведения;
  2.  уточнение исполнительского замысла;
  3.  подготовка к концертному исполнению.

Главная задача - воспитать у ученика способность слышать, охватить все произведение в целом и умение исполнить его на эстраде.

Музыкальное произведение необходимо проигрывать в темпе, указанном автором и с полной эмоциональной отдачей. В процессе таких проигрываний исполнительский замысел уточняется, появляются новые детали и нюансы в исполнении, происходит необходимая корректировка (например, выбор технически доступного темпа исполнения для учащегося, динамики и яркости в кульминациях и др.). Очень важно уделить внимание культуре исполнения, соблюдать чувство меры в исполнении и стремиться к естественности переживания, умению держать себя в руках.

Полезно устраивать проверочные выступления перед воображаемыми зрителями. Нельзя останавливаться при заметных ошибках в исполнении. Полезно исполнять произведение перед родителями, друзьями.

Наиболее важными моментами работы на заключительном этапе изучения произведения являются:

  1.  пробные проигрывания в надлежащем темпе и настроении;
  2. ориентация исполнения на слушательскую аудиторию;
  3. формирование эмоциональной культуры исполнения;
  4. тренировка исполнительской воли и выдержки.

Учащийся, пройдя все этапы работы над музыкальным произведением, достигает самостоятельности, начинает вносить в исполнение свое отношение и это развивает у ученика художественный вкус. Большое значение имеет выбор концертного репертуара, это способствует увлеченности данной музыкой и самим процессом исполнения.

В заключении хочется отметить, что в каждом музыкальном произведении есть неповторимые черты, придающие ему индивидуальность, прелесть. Найти их и преподнести — задача педагога. Грамотное использование учеником методов и приемом, это залог профессиональной и эмоциональной игры. Задача педагога помочь раскрыть произведение, направить в «нужное русло», но при этом дать ему возможность самому представить содержание произведения, узнать его мысли и желания. Педагогу необходимо всегда стремиться пробуждать чувства и желание к музыкальному исполнительству у учеников, тем самым обогащать их духовный мир, развивать эмоциональность и отзывчивость.

Список использованной литературы

1. Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М. : Музыка, 1978 – с. 71

2. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. – М. : ЕЕ медиа, 2012

–с. 221

3. Баренбойм Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. – Л., 1969.

4. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. – М. – Л., 1966.

5. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. – М. : Классика XXI, 2007.

6. Каузова А. Г., Николаева А. И. Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учеб. пособие / Под общ. Ред. Г. М. Цыпина – М. : Владос, 2001.

7. Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом – М. : Музыка, 1988 - с. 33

8. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М. : Музыка, 2010.

9. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. Изд. 7-е, испр. и доп. – М. : Дека-ВС, 2007. 15. Николаев А. А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. – М., 1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано с применением традиционной и инновационных технологий».

Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности....

План-конспект открытого урока "Работа над художественным образом в классе игры на синтезаторе"

План-конспект открытого урока, посвященного работе над художественным образом в рамках занятий по классу синтезатор. В мою рабочую программу входит "композиция" как предмет по выбору, а также "аранжир...

"Применение инновационных технологий в работе над музыкальным образом в классе фортепиано"

Изменился мир, мы вступили в эпоху информационных технологий, выросло новое поколение детей, которое требует от педагогов новых знаний, умений, быть в курсе последних тенденций.По своим способностям у...

Работа над музыкальными образами в классе фортепиано.

На уроке  цель научить ученика грамотной работе с текстом произведения крупной формы. Объяснить понятие «сонатная форма» Развивать и  совершенствовать навыки работы над...

Методический доклад «Развитие музыкального воображения на уроках фортепиано в младших классах школы искусств»

Методический доклад «Развитие музыкального воображения на уроках фортепиано в младших классах школы искусств»...

Методический доклад : «Развитие музыкально-ритмических способностей учащихся на уроке фортепиано»

Так как чувство ритма образует основу эмоционального восприятия музыки, для воспроизведения ритма и характера музыки применяют все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-рит...

Работа над художественным образом музыкального произведения на уроках фортепиано

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО(ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА ИМ. Н К КРУПСКОЙ...