Методичка для родителей "С мячом играй, речь развивай!"
консультация
Речевые игры с мячом являются дополнительным коррекционным средством, способствующим речевому и психомоторному развитию детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 229.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевые игры с мячом являются дополнительным коррекционным средством, способствующим речевому и психомоторному развитию детей.
Игра «Кто кем был?»
Цель: расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
Ход игры: взрослый, бросая мяч ребёнку, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукой
Лошадь – жеребёнком Шкаф – доской
Корова – телёнком Велосипед – железом
Дом– кирпичом Взрослый – ребёнком
Игра «Обобщающие понятия»
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Вариант 1.
Ход игры: взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.
Взрослый - Ребёнок
Овощи - картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.
Фрукты – яблоко, груша, лимон, апельсин, абрикос, слива.
Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а ребёнок– обобщающие слова.
Взрослый – Ребёнок
Огурец, помидор - Овощи.
Игра с мячом «Животные и их детёныши»
Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования.
Ход игры: Бросая мяч ребёнку, взрослый называет какое-либо животное, а ребёнку, возвращая мяч взрослому, называет детёныша этого животного.
У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок и т.д.
Игра с мячом «Кто как разговаривает?»
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Ход: Взрослый бросает мяч ребёнку, называя животного. Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить, как это животное подаёт голос:
Корова мычит, тигр рычит, змея шипит, собака лает и т.д.
Вариант 2. Взрослый бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.
Игра «Подскажи словечко»
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход: Взрослый, бросая мяч ребёнку, спрашивает:
-Ворона каркает, а сорока?
Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:
-Сорока стрекочет.
Примеры вопросов:
-Сова летает, а кролик? -Корова ест сено, а лиса?
-Крот роет норки, а сорока? -Петух кукарекает, а курица?
-Лягушка квакает, а лошадь? -У коровы телёнок, а у овцы?
Игра «Кто где живёт?»
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Ход: Бросая мяч ребёнку, взрослый задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.
Вариант 1. Взрослый – Ребёнок
Кто живёт в дупле? – Белка. Кто живёт в будке? – Собака
Кто живёт в гнезде? – Птицы: ласточки, кукушки, сойки.
Вариант 2. Взрослый – Ребёнок
Где живёт медведь? – В берлоге. Где живёт волк? – В логове.
Вариант 3.
Работа над правильной конструкцией предложения. Ребёнку предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».
Игра «Скажи ласково»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Ход: Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик).
Стол – столик, ключ – ключик. Шапка – шапочка, белка – белочка.
Книга – книжечка, ложка – ложечка
Игра «Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов.
Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.
Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна»
Солнце – что делает? – Светит, греет. Ручьи – Бегут, журчат. и т.д.
Игра «Кто как передвигается?»
Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.
Взрослый – Ребёнок
Собака – стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит.
Кошка – мяукает, ласкается, царапается, лакает.
Мышка – шуршит, пищит, грызёт, прячется, убегает.
Змея – ползёт, шипит, извивается, жалит, нападает.
Игра «Кто может совершать эти действия?»
Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
Взрослый – Ребёнок
Идёт - человек, животное, поезд, пароход, дождь…
Бежит – ручей, время, животное, человек, дорога…
Летит – птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…
Игра «Горячий – холодный»
Цель: закрепление в словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением. Взрослый – Ребёнок
Горячий – холодный Хороший – плохой Умный – глупый
Весёлый – грустный Острый – тупой Лёгкий - тяжёлый
Игра «Из чего сделано?»
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».
Рукавички из меха – меховые Таз из меди – медный
Ваза из хрусталя – хрустальная
Игра «Лови да бросай – цвета называй»
Цель: подбор сущ-х к прилагательному, обозначающему цвет.
Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
Красный – мак, огонь, флаг…Оранжевый – апельсин, морковь, заря… Жёлтый – цыплёнок, солнце, репа …Зелёный – огурец, трава, лес…
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД № 20 п.РОЩИНО
456513, Челябинская область, Сосновский район, п. Рощино, улица Ленина, дом 13 «А», т. 8(351)4490155
«С мячом играй, речь развивай!»
Подготовила:
Муллавалеева Екатерина Михайловна
(педагог дополнительного образования)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "С пальчиками играем речь развиваем"
Используемая система работы по развитию мелкой моторики включает в себя знакомство детей со строением руки, по средствам пальчиковой гимнастики, масс, игр, упражнений. Развитие графо моторных навыков....
Буклет "С пальчиками играем- речь развиваем"
Буклет "С пальчиками играем- речь развиваем"...

Упражнения с ложками по развитию речи детей дошкольного возраста «Ложкой играем — речь развиваем»
Упражнения с ложками для формирования у детей старшего дошкольного возраста фонематического восприятия, звукослоговой структуры слова...

"В мячик играем - речь развиваем"
Презентация мастер-класса для педагогов ДОУ и заинтересованных родителей...

Консультация для родителей "Играем – речь развиваем."
Логопедические игры для детей дома — это общение с ребенком в игровой форме. Заинтересовав ребенка, вы сможете заниматься с ним, играя в такие игры для развития речи, как игры и упраж...

«В игры играем – речь развиваем»
Начинаем говорить, играяИгра – ведущая деятельность у детей, запуск речи возможен только через совместные игры и занятия с взрослым. Начинайте с самых простых упражнений, чтобы ребенок мог...




