Методичка для родителей "С мячом играй, речь развивай!"
консультация

Муллавалеева Екатерина Михайловна

Речевые игры с мячом являются дополнительным коррекционным средством, способствующим речевому и психомоторному развитию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Речевые игры с мячом.229.69 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые игры с мячом являются дополнительным коррекционным средством, способствующим речевому и психомоторному развитию детей.

Игра «Кто кем был?»

Цель: расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход игры: взрослый, бросая мяч ребёнку, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

Цыплёнок – яйцом            Хлеб – мукой

Лошадь – жеребёнком      Шкаф – доской

Корова – телёнком            Велосипед – железом

Дом– кирпичом                 Взрослый – ребёнком

Игра «Обобщающие понятия»

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1.

Ход игры: взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.

 Взрослый -  Ребёнок

 Овощи - картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.

 Фрукты – яблоко, груша, лимон, апельсин, абрикос, слива.

Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а ребёнок– обобщающие слова.

 Взрослый – Ребёнок

 Огурец, помидор -  Овощи.

Игра с мячом «Животные и их детёныши»

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования.

 Ход игры: Бросая мяч ребёнку, взрослый называет какое-либо животное, а ребёнку, возвращая мяч взрослому, называет детёныша этого животного.

У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок и т.д.

Игра с мячом «Кто как разговаривает?»

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход: Взрослый бросает мяч ребёнку, называя животного. Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить, как это животное подаёт голос:

 Корова мычит, тигр рычит, змея шипит, собака лает и т.д.

Вариант 2. Взрослый бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

Игра «Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход: Взрослый, бросая мяч ребёнку, спрашивает:

 -Ворона каркает, а сорока?

 Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:

 -Сорока стрекочет.

Примеры вопросов:

 -Сова летает, а кролик?                        -Корова ест сено, а лиса?

 -Крот роет норки, а сорока?                -Петух кукарекает, а курица?

 -Лягушка квакает, а лошадь?              -У коровы телёнок, а у овцы?

Игра «Кто где живёт?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход: Бросая мяч ребёнку, взрослый задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1.     Взрослый – Ребёнок

Кто живёт в дупле? – Белка.         Кто живёт в будке? – Собака

Кто живёт в гнезде? – Птицы: ласточки, кукушки, сойки.

Вариант 2.     Взрослый – Ребёнок

 Где живёт медведь? – В берлоге.     Где живёт волк? – В логове.

Вариант 3.

 Работа над правильной конструкцией предложения. Ребёнку предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

Игра «Скажи ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Ход: Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик).

Стол – столик, ключ – ключик.    Шапка – шапочка, белка – белочка.

Книга – книжечка, ложка – ложечка

Игра «Что происходит в природе?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов.

Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

Игру желательно проводить по темам.    Пример: Тема «Весна»

 Солнце – что делает? – Светит, греет.  Ручьи – Бегут, журчат. и т.д.

Игра «Кто как передвигается?»

Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

 Взрослый – Ребёнок

 Собака – стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит.

 Кошка – мяукает, ласкается, царапается, лакает.

 Мышка – шуршит, пищит, грызёт, прячется, убегает.

 Змея – ползёт, шипит, извивается, жалит, нападает.

Игра «Кто может совершать эти действия?»

Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

 Взрослый – Ребёнок

 Идёт - человек, животное, поезд, пароход, дождь…

 Бежит – ручей, время, животное, человек, дорога…

 Летит – птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…

Игра «Горячий – холодный»

Цель: закрепление в словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением.                 Взрослый – Ребёнок

 Горячий – холодный       Хороший – плохой           Умный – глупый

 Весёлый – грустный       Острый – тупой                 Лёгкий -  тяжёлый          

Игра «Из чего сделано?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».

 Рукавички из меха – меховые           Таз из меди – медный

 Ваза из хрусталя – хрустальная

 Игра «Лови да бросай – цвета называй»

Цель: подбор сущ-х к прилагательному, обозначающему цвет.

Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

Красный – мак, огонь, флаг…Оранжевый – апельсин, морковь, заря… Жёлтый  – цыплёнок, солнце, репа …Зелёный – огурец, трава, лес…

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД № 20 п.РОЩИНО

               456513, Челябинская область, Сосновский район, п. Рощино, улица Ленина, дом 13 «А», т. 8(351)4490155

«С мячом играй, речь развивай!»

                       Подготовила:

                      Муллавалеева Екатерина Михайловна

                      (педагог дополнительного образования)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "С пальчиками играем речь развиваем"

Используемая система работы по развитию мелкой моторики включает в себя знакомство детей со строением руки, по средствам пальчиковой гимнастики, масс, игр, упражнений. Развитие графо моторных навыков....

Буклет "С пальчиками играем- речь развиваем"

Буклет "С пальчиками играем- речь развиваем"...

Упражнения с ложками по развитию речи детей дошкольного возраста «Ложкой играем — речь развиваем»

Упражнения с ложками для формирования у детей старшего дошкольного возраста фонематического восприятия, звукослоговой структуры слова...

"В мячик играем - речь развиваем"

Презентация мастер-класса для педагогов ДОУ и заинтересованных родителей...

Консультация для родителей "Играем – речь развиваем."

Логопедические игры для детей дома — это  общение с ребенком в игровой форме. Заинтересовав ребенка, вы сможете заниматься с ним, играя в такие игры для развития речи, как игры и упраж...

«В игры играем – речь развиваем»

Начинаем говорить, играяИгра – ведущая деятельность у детей, запуск речи возможен только через совместные игры и занятия с взрослым. Начинайте с самых простых упражнений, чтобы ребенок мог...