Познавательно-развлекательная программа "Космический слёт "Старт"
методическая разработка (5 класс)

Жидкова Лариса Ивановна

Квест "Космический слёт "Старт"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glavnyi_stsenarii.docx943.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Меридиан» г.о. Самара

Познавательно-развлекательная программа

«Космический слёт «Старт»

Материал подготовила

педагог

дополнительного

образования

Жидкова Л.И.

Самара 2025г.

Форма мероприятия: Квест «Космическое путешествие» (по станциям).

Дата проведения мероприятия: 29 октября 2025 г.

Время проведения мероприятия:  В 14.00

Место проведения: МБУ ДО «ЦДО «Меридиан» (актовый зал, кабинеты)

Педагог дополнительного образования: Лариса Ивановна Жидкова

Цель: формировать знания детей о космосе, известных космонавтах.

Задачи: 

  • выявить знания детей по истории развития космонавтики;
  • формировать представление о космическом пространстве, о планетах солнечной системы;
  • развивать интерес к познанию, любознательность, мышление, умение правильно выражать свои мысли, память, внимание;
  • воспитывать патриотизм, гордость за свою страну. 

Оборудование: компьютер, звуковые колонки.

Оформление зала и станций: воздушные шары, рисунки детей, фотозона;

Фотографии: двигатель  НК-33, мемориальный комплекс Н.Д. Кузнецову, к/р «Космос» и достопримечательности в г. Самара, связанные с космической тематикой;

портреты: Ю.А. Гагарин, Н.Д. Кузнецов, С.П. Королёв, Алексей Губарев, Олег Атьков, Сергей Авдеев, Михаил Корниенко, Олег Кононенко.

маршрутный лист;

для игры по станциям: названия станций, необходимые материалы (в приложении):

дипломы победителям игры , сертификаты участникам, призы.

Ход игры.

Музыка. (В зале звучит космическая музыка).

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые взрослые.

       С давних времен неизведанный мир Космоса притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и неизвестностью.

       Издавна человечество стремилось к звёздам. С незапамятных времён люди мечтали о полётах на Луну, на планеты Солнечной системы, к далёким таинственным мирам. Пройдут годы, десятилетия, века, и в космос будет запущен первый спутник Земли советскими космическими специалистами. Это случится 4 октября 1957 года. С этого момента начинается эра космического человечества. 16 августа в космос полетели собаки – Белка и Стрелка. А день 12 апреля  1961 года будут помнить всегда. Ведь именно с этого дня человек начал освоение космоса. Да, нам есть чем гордиться!

       После старта Юрия Гагарина прошло много лет.  За это время многое изменилось в космонавтике; и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите. Работают в космосе теперь подолгу. Космические корабли уходят в небо один за другим. Орбитальные станции кружат вокруг планеты. Сегодня работа в космосе - это научные исследования. 

          Каждый из вас, наверное, тоже не раз, всматриваясь в звездное небо, спрашивал: «А что там, за звездами?». Сегодня мы немножечко прикоснёмся к теме «Космос». Мы совершим с вами небольшое космическое путешествие на ракете под названием «Меридиан» по станциям, на которых вы проявите смекалку, скорость мышления, физические навыки, узнаете новое  о космосе, а также откроете свою планету, которая появится на нашей звёздной карте.

       Мы находимся с вами в Центре Управления полётом. 

Слово для приветствия предоставляется командиру нашего корабля – директору Центра дополнительного образования Кузнецовой Л.И.

       Ведущий.

Начинаем нашу космическую игровую программу!

Представьте, что мы с вами пролетаем над Самарой. Это крупный город в Среднем Поволжье, который известен во всей России своей уникальной природой (здесь находится Жигулёвский заповедник, национальный парк Самарская Лука). Город поражает своей архитектурой. В Самаре находится самое высокое здание ж/д вокзала в Европе. Мы можем прогуляться с вами по одной из самых длинных набережных в России. Славится Самара,конечно же, своей космической историей. Это центр ракетостроения в России. В городе есть места, связанные с пребыванием Юрия Гагарина, первого человека, полетевшего в космос.

         Есть в Самаре удивительный район – Красноглинский, который добавляет свои штрихи к уже нарисованному портрету города. Именно здесь долгие годы жил и трудился человек, благодаря которому о Самаре заговорил весь мир. Это Николай Дмитриевич Кузнецов, выдающийся конструктор авиационных, ракетных и наземных двигателей. Сегодня наше мероприятие посвящено космосу и Н.Д. Кузнецову.

          Оценивать вас будет наше компетентное жюри, которое подсчитает количество баллов после того, как вы вернётесь из путешествия в сюда в зал,  в Главный Центр Управления полётом. Давайте поприветствуем наше жюри. Им предоставляется слово.

Члены жюри. Пусть это не настоящий космический полет, но ведь возможно, что вы сегодняшние ученики, через 15 -20 лет будете создавать космические корабли или поведёте их к другим планетам, или другим звездным мирам.
Успех в игре будет сопутствовать организованным, дисциплинированным, внимательным, сосредоточенным. Игра требует выполнения некоторых простых правил:

  • Право на ответ имеет тот, кто первым поднял руку.
  • За каждый проведенный конкурс экипаж получает определенное количество очков.
  • За отсутствие дисциплины экипаж получает штрафные очки.
  • Победителем считается та команда, которая набирает наибольшее количество очков.
  • И, конечно, в конце путешествия вас ждут сюрпризы.
  • Удачи и хорошего полёта!

Давайте проверим готовность команд к полёту. Команды, представьтесь, пожалуйста.

Первой представляется команда волонтёров. Ребята будут встречать вас на станциях.

Теперь слово командам.

(Представление команд).

Ведущий. Итак, команды готовы к полёту?!

1 волонтёр. Стартуют в космос корабли –

Вслед за мечтою дерзновенной!

Как здорово, что мы смогли

В просторы вырваться вселенной!

2 волонтёр. Окрашен космос в чёрный цвет,

Поскольку атмосферы нет,

Ни ночи нет, ни дня.

Здесь нет земной голубизны,

Здесь виды странны и чудны:

И звёзды сразу все видны,

И Солнце, и Луна.

Ведущий: Наш отряд космонавтов состоит из 6 (7) экипажей, в каждом из них свой командир. Космонавты! Будьте очень внимательны! Слушайте своих командиров!

(Командирам вручается маршрутный лист,на котором указаны станции по порядку.)

Космические экипажи, на станциях вы получите задание, которое должны будете выполнить за самое короткое время. В маршрутном листе указаны станции по порядку. Менять порядок станций нельзя. Названия станций вы увидите на дверях кабинетов Центра. Руководитель станции вам будет ставить в маршрутный лист заработанные баллы. По окончании космического путешествия встречаемся снова здесь. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов за короткое время.

Командиры, получите маршрутные листы.

Итак, экипажи, на старт!

Все команды остаются в зале: здесь первая станция «Тренировочная».

1 станция. «Тренировочная» (Физическая подготовка).

Волонтёр. Добрый день, ребята. Представьтесь, пожалуйста.

Прежде чем отправиться в полет, космонавт выдерживает трудный экзамен.  Он  тренируется, чтоб быть в отличной физической подготовке. Его заставляют испытывать все то, что ждет космонавта в полете. Начнем нашу подготовку с разминки. (Ребята выполняют упражнения под руководством ПДО Андреева С.Н. и волонтёров)

(Приложение 1)

Теперь потанцуем все вместе. (Флешмоб «Танующая Галактика»).

Волонтёр. Молодцы! Отправляйтесь дальше по своему маршруту.

2 станция. «Техническая» (Детали ракеты, двигателя, скафандра).

Волонтёр. Добрый день. Мы с вами находимся на станции «Техническая». Вам нужно разгадать загадки. И узнать, как устроены те предметы, о которых пойдёт в них речь. Приклеить название деталей и элементов к рисункам.

  1. На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несёмся на … (ракете)

В космосе всегда мороз,

Лета не бывает.

Космонавт, проверив трос,

Что-то надевает.

Та одежда припасёт

И тепло, и кислород. (скафандр)

(Приложение 2 )

Волонтёр. Молодцы! Отправляйтесь дальше по своему маршруту.

3 станция.  «Секретная» («Шифровальщики»)

Волонтёр. Добрый день, ребята. Рады вас видеть на  станции. «Шифровальщики»

Поступил сигнал из Центра управление Полётом!  Прислали радиограммы. В научной лаборатории не удалось расшифровать послания. Мы должны попытаться их дешифровать.

Участникам предстоит найти решение предложенных заданий.

1) Расшифровать радиограмму.

17 - 16 - 6 - 23 - 1 - 13 - 10

(Да, правильно, ребята, вы расшифровали слово. «Поехали». А кто произнёс это слово и когда? (Ю.А. Гагарин во время своего полёта в космос)).

2) Задание «Угадай слова». Расставьте буквы, чтобы получились слова. (раздать карточки с буквами).

  1. амсотковн (космонавт);
  2. лнапает (планета);
  3. ромокдомс (космодром);
  4. нткпису (спутник).

Волонтёр. Молодцы! Отправляйтесь дальше по своему маршруту.

4 станция. «Генеральская» (генерал Н.Д. Кузнецов)

Викторина «Правда ли, что...?»

Волонтёр. Добрый день, ребята. Ваша ракета приземлилась в п. Управленческий города Самара. Вы находитесь на станции «Генеральская».

Главная ценность самарской земли – это живущие на ней люди. Всем своим духовным и материальным богатством Самара обязана им. Одним из таких людей был Николай Дмитриевич Кузнецов, генерал-лейтенант по званию, генеральный конструктор по должности  и человек необъятной души в жизни.  

         Родился Н.Д. в г. Актюбинске в семье рабочего. Его прадед Григорий был кузнецом. В селе всю семью стали называть Кузнецовыми. «Чьи дети? – спрашивали в селе. «Кузнецовы!». Вот так и появилась фамилия Кузнецов.

         С детства Николай был приучен к труду: помогал деду, отцу. Учился хорошо. Потребность конструировать была у Николая с юности. Вместе с мальчиками с курса трактористов смастерил аэросани. После школы поступил в Московский авиационный техникум. Потом в военно-воздушную академию. Работал на заводе в г. Уфа. В г. Куйбышев, в п. Управленческий,  приехал после войны, в 1949 году. И прожил здесь до конца своей жизни. Много было построено по инициативе Н. Д. Кузнецова в посёлке: дома, кинотеатр «Космос», дом пионеров (дома творчества для детей), больница, поликлиника, скверы, парк, дом культуры «Чайка», турбаза «Чайка», стадион «Чайка». Его имя известно не только в нашей стране, но и за рубежом!

         Мы подготовили для вас несколько фактов из жизни и деятельности Н.Д. Кузнецова. Вам предстоит ответить на вопрос «Правда ли , что ...?». Вы должны ответить: «Да или нет».

  1. Правда ли, что Н.Д. Кузнецов был лётчиком? (Да)
  2. Правда ли, что Н.Д. Кузнецов был космонавтом? (Нет)
  3. Правда ли, что двигатель НК-33 был разработан для ракеты, которая должна была отправиться на Луну? (Да).
  4. Правда ли, что двигатель НК-33, который находится в сквере Н.Д. Кузнецова ненастоящий, макет? (Нет)
  5. Правда ли, что двигатель НК-12 внесён в книгу рекордов Гиннесса

 (Да).

  1. Правда ли, что одному из самолётов присвоено имя «Николай Кузнецов»? (Да).
  2. Правда ли, что Н.Д. Кузнецов прошёл всю великую Отечественную войну? (Нет).
  3. Правда ли, что вертолёт взлетал и приземлялся с вертолётной площадки в п. Управленческий? (Да).
  4. Правда ли, что двигатели НК-33 и НК-43 с 70-е годы по 90-е годы 20 столетия были спрятаны в недрах вертолётной площадки? (Нет).
  5. Правда ли, что в п. Управленческий есть улица, которая носит имя Н.Д. Кузнецова? (Да)

Ведущий. Да, ребята, вот таким умным, трудолюбивым и сильным человеком был Николай Дмитриевич Кузнецов. Ставил перед собой сложные задачи и решал их вместе со своим коллективом. Под его руководством было создано огромное количество двигателей для самолётов, ракет и наземных агрегатов.  Заслуги Н.Д. Кузнецова перед родиной отмечены огромным количеством  высоких наград. В посёлке люди его очень любили, уважительно называя «Наш генерал».

Волонтёр. А вы, ребята, молодцы! Справились с труднейшим заданием. Отправляйтесь дальше по своему маршруту.

(Приложение 4)

5 станция.  «Вкусная» («Обед космонавта»)

Волонтёр. Добрый день, ребята. Вы находитесь на вкусной станции «Обед космонавта». Чтобы управлять космическим кораблём, космонавт должен хорошо питаться. Еда космонавтов запаяна в специальные тюбики. (Показать фотографию). Ваша задача – узнать вкус пюре из тюбика с закрытыми глазами.

Дети выполняют задание.

Волонтёр. Молодцы! Отправляйтесь дальше по своему маршруту.

(Приложение 5)

6 станция.  «Творческая» («Новая планета во Вселенной»).

Волонтёр. Добрый день, ребята. Вы находитесь на станции  «Новая планета во Вселенной».

Сегодня работа в космосе - это научные исследования, открытия новых космических объектов.

Мы с вами прибыли на одну из планет солнечной системы. Но пока она до конца не исследована.

Давайте мы пофантазируем и нарисуем новую планету: её форму,  объекты, которые могут находиться на этой планете, инопланетных существ, которые могут жить на этой планете.

(Команде выдается лист бумаги, фломастеры).

Волонтёр. Молодцы! Отправляйтесь дальше по своему маршруту.

(Приложение 6)

7 станция. «Конструкторская» (Постройка своей ракеты)

Волонтёр. Добрый день, ребята. Вы находитесь на станции «Конструкторская». Загадочный мир звезд и планет с древнейших времен притягивал к себе внимание  людей, мечтавших проникнуть в него.

Не одно поколение землян ломало головы над тем, как построить космический  корабль, чтобы полететь на нем выше звезд.

Осуществить эту мечту позволил небывалый технический прогресс, далекий  загадочный мир стал ближе и доступнее.

Создать первую ракету стоило многих трудов. Ее построили русские ученые, рабочие,  инженеры. Именно в нашей стране был запущен первый искусственный спутник Земли.

Чтоб нам полететь в космос, нужно построить ракету.

(Приложение 7)

8 станция «Игровая»

Волонтёр. Добрый день, ребята. Вы находитесь на станции «Игровая». Космонавты не только работают в космосе, но и отдыхают. Сейчас мы с вами тоже немного отдохнём. Предлагается отгадать загадки, назвать фильмы и мультфильмы о космосе.

 (Приложение 8)

Ведущий. 

Космос… Есть в нем что-то мистическое, таинственное, неразгаданное,  неизведанное… Он манит людей своей загадочной красотой. Чего только стоит чистое звездное небо? Оно завораживает. На нём  миллиарды звезд. А что там дальше, в глубинах космоса? Может быть, кто-то из вас прикоснется к космическим тайнам и загадкам и полетит на неизведанные планеты, а может, будет участвовать в строительстве нового космического корабля!    

Закончилось наше космическое путешествие. Мы снова в нашем зале,  в Центре Управления полётом, на родной Земле. Как говорится, «в гостях хорошо, а дома — лучше».

На нашей звёздной карте появились «новые планеты», это ваши планеты.  

Пока жюри считает баллы, давайте с вами немного потанцуем.

Флешмоб под космическую музыку.

Ведущий. Молодцы, ребята! Хорошо подвигались!

А теперь слово предоставляется членам жюри.

(Подводят итоги, награждают победителей сертификатами, грамотами, сувенирами).

1 Волонтёр. Во вселенной есть планеты,

            Очень разные они,

            Но такую вот, как эта,

            Во вселенной не найти!

2 Волонтёр. Здесь леса, моря и горы,

            Люди разные живут,

            На других же на планетах

            Жизнь пока что не найдут!

3 волонтёр. Сбережём планету эту

            Под названием Земля,

Ведущий. Будем же любить и охранять наш дом — нашу Землю!

 До новой встречи, ребята!

Приложения

Приложение 1. Станция «Тренировочная» (физическая подготовка).

Упражнения: «Планка прямая», Планка боковая», «Лежачий жук», «Ласточка», «Аист».

Приложение 2.  Станция «Техническая» (Детали ракеты, скафандра).

Устройство одноступенчатой ракеты.

  1. Космический корабль
  2. Приборный отсек
  3. Окислитель
  4. Топливо
  5. Насосы
  6. Камера сгорания
  7. Сопло

Элементы скафандра.

  1. Гермошлем
  2. Зеркальце
  3. Микрофон
  4. Застёжка
  5. Часы
  6. Регулятор давления воздуха
  7. Перчатка
  8. Шланги системы жизнеобеспечения
  9. Карман
  10. Башмак

Приложение 3. Станция «Шифровальщики» («Секретная»)

  1. Расшифруй радиограмму:

17 - 16 - 6 - 23 - 1 - 13 - 10

Буква

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

Цифра

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Буква

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Цифра

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

Буква

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ь

Ы

Ъ

Э

Ю

Я

Цифра

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

     2) Задание «Угадай слова» (расставь буквы, чтобы получились слова).

  1. амсотковн (космонавт);
  2. лнапает (планета);
  3. ромокдомс (космодром);
  4. сетплкео (телескоп);
  5. нткпису (спутник).

Приложение 4. Станция «Генеральская» (генерал Н.Д. Кузнецов)

«Правда ли , что ...?». Вы должны ответить: «Да или нет».

  1. Правда ли, что Н.Д. Кузнецов был лётчиком? (Да)
  2. Правда ли, что Н.Д. Кузнецов был космонавтом? (Нет)
  3. Правда ли, что двигатель НК-33 был разработан для ракеты, которая должна была отправиться на Луну? (Да).
  4. Правда ли, что двигатель НК-33, который находится в сквере Н.Д. Кузнецова ненастоящий, макет? (Нет)
  5. Правда ли, что двигатель НК-12 внесён в книгу рекордов Гиннесса

 (Да).

  1. Правда ли, что одному из самолётов присвоено имя «Николай Кузнецов»? (Да).
  2. Правда ли, что Н.Д. Кузнецов прошёл всю великую Отечественную войну? (Нет).
  3. Правда ли, что вертолёт взлетал и приземлялся с вертолётной площадки в п. Управленческий? (Да).
  4. Правда ли, что двигатели НК-33 и НК-43 с 70-е годы по 90-е годы 20 столетия были спрятаны в недрах вертолётной площадки? (Нет).
  5. Правда ли, что в п. Управленческий есть улица, которая носит имя Н.Д. Кузнецова? (Да)

Приложение 5. Станция «Вкусная» («Обед космонавта» )

Фотография еды космонавтов. Тюбики с пюре и коробочки с соком.

Приложение 6.  Станция. .  «Творческая» («Новая планета во Вселенной»)

Приложение 7.  Станция. «Конструкторская» (сборка своей ракеты)

Схема сборки ракеты.

Приложение 8. Станция «Игровая»

  1. «Космические загадки».

В космосе всегда мороз,

Лета не бывает.

Космонавт, проверив трос,

Что-то надевает.

Та одежда припасёт

И тепло, и кислород. (скафандр)

Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный ...
 (телескоп)

Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя ... 
(астроном)

До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая ...
 (Ракета)

Самый первый в Космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт .... 
(Гагарин)

В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
А зовут объект...
(Комета)

Астроном - он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная ... 
(Луна)

У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: "астронавт",
А по-русски ..
. (Космонавт)

Осколок от планеты
Средь звезд несется где-то.
Он много лет летит-летит,
Космический ...
 (Метеорит)

2. Советские мультфильмы про космос

  • «Тайна третьей планеты»
  • «Возвращение»
  • «Контакт»

Российские мультфильмы про космос

  • «Катя и Эф. Куда-Угодно-Дверь»
  • «Лекс и Плу: Космические таксисты»
  • «Звездные собаки: Белка и Стрелка»
  • «Белка и Стрелка: Лунные приключения»
  • «Мы не можем жить без космоса»
  • «Космические Юра и Нюра». Цикл мультфильмов от Роскосмоса, в которых дети знакомятся с историей космонавтики и современными космическими достижениями
  • «Смешарики. ПИН-код». В этом мультфильме любимые герои отправляются к далёким планетам. 
  • «Барбоскины. Все серии о космосе». В мультфильме персонажи сталкиваются с инопланетянами.
  • «Три Кота. Сборник космических серий».
  • «Астрономия для самых маленьких». Мультфильм с научным подходом к вопросу, который понравится детям, задающим много вопросов о космосе, звёздах и планетах. 
  • «Мы не можем жить без космоса». Российский короткометражный мультфильм, в котором рассказывается о двух друзьях, для которых космос стал смыслом и целью жизни. 

Детские советские фильмы

1. «Москва — Кассиопея» (1973)

2. «Отроки во Вселенной» (1974)

3. «Большое космическое путешествие» (1975)

4. «Гостья из будущего» (1984)

5. «Лиловый шар» (1987)

6. «Гагарин. Первый в космосе» (2013)

7. «Салют - 7» (2017)

8. «Время первых» (2017)

9. «Вызов» (2023)

17 - 16 - 6 - 23 - 1 - 13 - 10

Буква

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

Цифра

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Буква

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Цифра

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

Буква

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ь

Ы

Ъ

Э

Ю

Я

Цифра

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-развлекательный марафон по информатике (презентация)

Сценарий познавательно-развлекательного марафона по информатике + презентация к мероприятию...

Познавательно-развлекательная игра "День земли"

познавательно-развлекательная игра...

Познавательно-развлекательный конкурс "Ку-ка-ре-ку"

Весёлая игра для учащихся 7 класса....

Познавательно-развлекательная игра "Путешествие со службой 01"

Целью данного мероприятие является пропаганда правил противопожарной безопасности в игровой форме. Игра расчитана на воспитанников начального звена....

КОНКУРС «ОБЩЕНИЕ КАК ИСКУССТВО» «МУДРЕЦЫ 21 ВЕКА» (познавательно-развлекательная игра для учащихся 5-8 классов)

Цель внеклассного мероприятия - обеспечение всестороннего и гармонического развития учащихся 5-8 классов.  Задачи:формировать у учащихся черты личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать...

Сценарий познавательно - развлекательной игры-соревнования «Большое космическое путешествие»

Познавательно - развлекательная игра-соревнование «Большое космическое путешествие», посвященная Дню космонавтики, для детей в возрасте с 9 до 16 лет ...