ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественно- научной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИКА»
методическая разработка (7 класс)

Паршенкова Ольга Николаевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Занимательная физика" для учащихся 7 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел образования Администрации города Зверево

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 имени генерал-лейтенанта Б.П.Юркова

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №1

им.Б.П.Юркова

____________В.А.Шикин

Приказ 1 от « 28 » 08 2025 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

естественно- научной направленности

«МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»

Уровень программы: базовый

Вид программы: авторская

Тип программы: модифицированная

Возраст детей: 16-17 лет

Срок реализации: 1 год – 38 часов

2 год — 35 часов

Разработчик: учитель Паршенкова О.Н

учитель Бугрова О.И.

г.Зверево,

Ростовская область, 2025

ПАСПОРТ

дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы

естественно-научной направленности

«Методы решения физических задач»

Наименование муниципалитета

Город Зверево

Наименование организации

МБОУ СОШ №1 им.Б.П.Юркова

ID-номер программы в АИС «Навигатор»

Полное наименование программы

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

естественно- научной направленности

«МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»

Механизм финансирования

бюджет

ФИО автора составителя программы

Паршенкова Ольга Николаевна

Бугрова Ольга Ивановна

Краткое описание программы

Настоящая программа является Курс программы рассчитан на обучающихся 10-11 классов и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики. Содержание этого курса отличается от базового глубиной рассмотрения физических процессов, расширением изучаемого материала по сравнению с программным, разбором задач, требующих нестандартных подходов. Настоящая программа является дополняющим материалом к основному учебнику физики. Она позволяет более глубоко и осмысленно изучать практические и теоретические вопросы физики. Программа посвящена рассмотрению отдельных тем, важных для успешного освоения методов решения задач повышенной сложности. В программе рассматриваются теоретические вопросы, в том числе понятия, схемы и графики, которые часто встречаются в формулировках контрольно-измерительных материалов по ЕГЭ, а также практическая часть. В практической части рассматриваются вопросы по решению экспериментальных задач, которые позволяют применять математические знания и навыки, которые способствуют творческому и осмысленному восприятию материала..

Форма(ы) обучения

Очная, с применением дистанционных технологий

Уровень содержания

базовый

Продолжительность освоения

1 год (38 часов),2 год (35 часов)

Возрастная категория

16-17 лет

Цель программы

  1. Научить обучающихся, интересующихся предметами естественнонаучного цикла, не только понимать физические явления и закономерности, но и применять их на практике путём решения задач разной сложности, различного типа (исследовательские, тестовые, задачи-оценки, качественные, графические, занимательные).
  2. Расширить кругозор школьников и углубить знания по основным темам базового курса физики.
  3. Сформировать представления о постановке, классификации, приемах и методах решения физических задач.
  4. Дать учащимся представление о практическом применении законов физики к изучению физических явлений и процессов, происходящих в окружающем нас мире.

Задачи программы

• знакомить с современными разделами физики, с основами технологии проведения физических экспериментов;

• обеспечить получение качественного физического образования;

• формировать ключевые компетенции детей данной возрастной категории: самообразовательные, информационные, коммуникативные, практические посредством выполнения практических работ, выполнения проектов, опытов; ведения наблюдений и исследовательской работы;

• учить анализировать наиболее типичные лабораторные ситуации, предоставляющие возможность делать обоснованный выбор, принимая на себя личную ответственность за свое решение.

Ожидаемые результаты и формы измерения достигнутых результатов.

− Формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания, о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий.

− Формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного познания, о системообразующей роли физики для развития других наук, техники и технологий.

− Формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы, видах материи, усвоение основных идей механики, молекулярной физики, электродинамики, физики атома и атомного ядра.

− Усвоения смысла физических законов, раскрывающих связь физических явлений, овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики. −Формирование научного мировоззрения как результата изучения фундаментальных законов физики;

Особые условия (доступность для детей с ОВЗ)

Нет

Возможность реализации программы в сетевой форме

Нет

Возможность реализации в электронном формате с применением дистанционных технологий

Да

Состав материально-технической базы организации, которая позволяет реализовать программу ДОД

Для реализации программы имеется оборудованный кабинет физики, учебно-методическая и справочная литература, учебники и сборники задач, электронные учебные пособия и энциклопедии, оборудование для выполнения фронтальных лабораторных работ и демонстрационных опытов, технические средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор, экран), раздаточный материал для проведения контрольных и самостоятельных работ, комплект плакатов.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел № I «Комплекс основных характеристик программы».

#1055;ояснительная записка.

7

Направленность программы.

7

Тип программы.

7

Вид программы.

7

Актуальность программы.

7

Педагогическая целесообразность программы.

8

Отличительные особенности.

8

Целевая аудитория.

9

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.

9

Уровень освоения программы.

9

Объём программы.

9

Срок освоения программы.

9

Срок обучения по программе.

9

Особенности организации образовательного процесса.

9

Организационно – педагогические условия реализации программы.

9

Форма обучения.

9

Условия набора и формирования групп.

9

Формы организации и проведения занятий.

10

Материально – техническое оснащение.

10

Кадровое обеспечение.

10

Язык реализации.

10

2. Цель и задачи программы.

11

#1057;одержание программы.

12

Учебный план.

12

Содержание учебного плана.

12

Планируемый результат.

15

Раздел № II«Комплекс организационно педагогических условий,

включающих формы аттестации».

#1050;алендарный учебный график См. Приложение №1

18

Формы, порядок и периодичность аттестации и текущего контроля.

18

Оценочные материалы и диагностический инструментарий.

18

Методические материалы.

19

Информационные ресурсы и литература.

19

Нормативно – правовая база.

21

Приложение №1.

23

Раздел № I «Комплекс основных характеристик программы»

  1. Пояснительная записка

Современная физика - быстро развивающаяся наука, и ее достижения оказывают влияния на многие сферы человеческой деятельности. Программа базируется на том, что физика является экспериментальной наукой, и ее законы опираются на факты, установленные при помощи опытов. Физика-точная наука и изучает количественные закономерности явлений, поэтому большое внимание уделяется использованию математического аппарата при формулировке физических законов и их интерпретации.

Введение в программе физики таких базовых понятий, как магнитное поле, электромагнитная индукция, электромагнитные колебания, световые волны, спектры, фотоэффект, а также понятий: магнитный поток, ЭДС, индуктивность, фаза колебаний, резонанс, трансформаторы, дифракция света, энергия связи позволяют в дальнейшем при изложении учебного материала прослеживать его связь с современным уровнем науки и с окружающей действительностью.

#1053;аправленность программы. Программа «Методы решения физических задач» является общеобразовательной (общеразвивающей) программой дополнительного образования естественнонаучной направленности.

Тип программы- модифицированная.

Курс программы рассчитан на обучающихся 10-11 классов и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики. Содержание этого курса отличается от базового глубиной рассмотрения физических процессов, расширением изучаемого материала по сравнению с программным, разбором задач, требующих нестандартных подходов. Настоящая программа является дополняющим материалом к основному учебнику физики. Она позволяет более глубоко и осмысленно изучать практические и теоретические вопросы физики. Программа посвящена рассмотрению отдельных тем, важных для успешного освоения методов решения задач повышенной сложности. В программе рассматриваются теоретические вопросы, в том числе понятия, схемы и графики, которые часто встречаются в формулировках контрольно-измерительных материалов по ЕГЭ, а также практическая часть. В практической части рассматриваются вопросы по решению экспериментальных задач, которые позволяют применять математические знания и навыки, которые способствуют творческому и осмысленному восприятию материала.

Вид программы – авторская.

Актуальность программы обусловлена современными требованиями. Главная задача сегодняшней школы – противостоять деградации общественной жизни, пробудить у молодого поколения чувство взаимопонимания, доверия, сотрудничества. Школа призвана воспитать инициативную личность, способную творчески мыслить и находить нестандартные решения, следовательно, ключевой характеристикой школьного образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. Современная школа должна удовлетворить заказ государства и выйти на новое качество образования. Под новым качеством образования понимается достижение обучающимися таких образовательных результатов, которые позволят им быть успешными в получении профессионального образования и, в дальнейшем, - востребованными на рынке труда, умеющими решать моральные проблемы межличностного и социального общения.

Педагогическая целесообразность. Программа помогает обучающимся оценить свой творческий потенциал с точки зрения образовательной перспективы и способствует созданию положительной мотивации обучающихся к самообразованию. Программа позволяет реально на практике обеспечивать индивидуальные потребности учащихся, профильные интересы детей, то есть реализовывать педагогику развития ребенка.

Отличительные особенности программы

Курс программы рассчитан предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики. Содержание элективного курса отличается от базового глубиной рассмотрения физических процессов, расширением изучаемого материала по сравнению с программным, разбором задач, требующих нестандартных подходов. Настоящая программа является дополняющим материалом к основному учебнику физики. Она позволяет более глубоко и осмысленно изучать практические и теоретические вопросы физики. Программа посвящена рассмотрению отдельных тем, важных для успешного освоения методов решения задач повышенной сложности. В программе рассматриваются теоретические вопросы, в том числе понятия, схемы и графики, которые часто встречаются в формулировках контрольно-измерительных материалов по ЕГЭ, а также практическая часть. В практической части рассматриваются вопросы по решению экспериментальных задач, которые позволяют применять математические знания и навыки, которые способствуют творческому и осмысленному восприятию материала.

Цифровая лаборатория «Точка роста» кардинальным образом изменяет методику и содержание экспериментальной деятельности. Широкий спектр цифровых датчиков позволяет учащимся знакомиться с параметрами физического эксперимента не только на качественном, но и на количественном уровне. Программа элективного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики профильной школы. Она ориентирует учителя и ученика на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Особое внимание уделяется значению изучаемого материала для жизни и здоровья человека.

#1062;елевая аудитория.

Программа рассчитана на детей 16-17 лет. Прием детей в группы производится на основании письменного заявления родителей (законных представителей) и согласия на обработку персональных данных ребенка. Специальных требованиям к знаниям и умениям, состоянию здоровья учащихся при приеме в творческое объединение нет. Учащиеся могут включаться в учебный процесс на любом этапе образовательного процесса с учетом базовых знаний.

  1. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.

Данный курс дополнительного образования по физике для учащихся 16-17 лет рассчитан на 1 год обучения ( – ) – 1 час в неделю (38 часов в год). Режим занятий 1 час в неделю

  1. Уровень освоения программы – Базовый
  2. Объём программы – количество часов 1 год 38 часов, 2 год 35 часов.
  3. Срок освоения программы - программа рассчитана на 2 года.
  4. Срок обучения по программе - срок обучения рассчитан на 1 год с г. по г.

Особенности организации образовательного процесса- по данной программе могут заниматься учащиеся среднего звена, кто уже приступил к изучению учебного предмета «Физика». В этом возрасте дети способны хорошо запоминать, применять на практике знания и умения, полученные в ходе занятий по дополнительной общеобразовательной программе. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

Организационно – педагогические условия реализации

программы.

Образовательный процесс организовывается с учащимися возрастной категории от 16 до 17 лет. Занятия проводятся с начала учебного года согласно составленному расписанию. Занятия проводятся с детьми первого года обучения, количество которых 12-15 человек.

Форма обучения.

Очная, с применением дистанционных технологий.

Условия набора и формирования групп.

Комплектование групп начинается за две недели до начала реализации

программы. В начале и в конце учебного года проводится педагогическая диагностика для выявления готовности к занятиям; для определения качества усвоения программного материала.

Формы организации и проведения занятий :

сбор информации с помощью различных источников, смысловое чтение и работа с текстом задачи, графическое и экспериментальное моделирование, экскурсии с целью отбора данных для составления задач;

решение конструкторских задач и задач на проекты (проекты различных устройств, проекты методов определения каких-либо характеристик или свойств тела);подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием;

моделирование физического процесса или явления с помощью анимации; проектная деятельность.

Материально – техническое оснащение.

Для реализации программы имеется оборудованный кабинет физики, учебно-методическая и справочная литература, учебники и сборники задач, электронные учебные пособия и энциклопедии, оборудование для выполнения фронтальных лабораторных работ и демонстрационных опытов, технические средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор, экран), раздаточный материал для проведения контрольных и самостоятельных работ, комплект плакатов.

Кадровое обеспечение.

Занятия ведет педагог дополнительного образования Паршенкова Ольга Николаевна

Образование: Ростовский государственный педагогический университет, Специалист, «Математика» , 1996г.

Язык реализации – русский.

#1062;ели и задачи программы:

#1062;ель программы:

  1. Научить обучающихся, интересующихся предметами естественнонаучного цикла, не только понимать физические явления и закономерности, но и применять их на практике путём решения задач разной сложности, различного типа (исследовательские, тестовые, задачи-оценки, качественные, графические, занимательные).
  2. Расширить кругозор школьников и углубить знания по основным темам базового курса физики.
  3. Сформировать представления о постановке, классификации, приемах и методах решения физических задач.
  4. Дать учащимся представление о практическом применении законов физики к изучению физических явлений и процессов, происходящих в окружающем нас мире.

#1047;адачи:

Обучающие:

• знакомить с современными разделами физики, с основами технологии проведения физических экспериментов;

• обеспечить получение качественного физического образования;

• формировать ключевые компетенции детей данной возрастной категории: самообразовательные, информационные, коммуникативные, практические посредством выполнения практических работ, выполнения проектов, опытов; ведения наблюдений и исследовательской работы;

• учить анализировать наиболее типичные лабораторные ситуации, предоставляющие возможность делать обоснованный выбор, принимая на себя личную ответственность за свое решение.

Развивающие:

• развивать предметный интерес к физике как науке;

• формировать умения и навыки работы с измерительными приборами;

• развивать творческую деятельность учащихся через проведение физических экспериментов, выполнение проектов и т.п.;

• развивать интеллектуальные способности участников объединения в процессе решения задач, анализа цифровых данных, моделирования и конструирования, подготовки публичных выступлений;

• развивать и закреплять познавательные потребности детей;

• развивать способности к самоопределению, самореализации;

• развивать рефлексию, стремление к самопознанию;

• формировать навыки работы в группе.

Воспитательные:

• воспитывать гармоничную, разносторонне развитую личность;

• формировать общечеловеческие ценности;

• учить делать выбор с опорой на ценностную шкалу, включающую в себя такие основополагающие общечеловеческие ценности, как ответственность, свобода, выбор, гражданственность, патриотизм;

• формировать основы научного мировоззрения;

• воспитывать уважение к окружающим: педагогу, участникам творческого объединения, сверстникам;

• воспитывать умение отстаивать свою позицию и принимать, и уважать точку зрения другого человека.

3. Содержание программы

Учебный план 11 класс

1час в неделю, 35 часов.

Разделыитемы

Количествочасов

Формы аттестации/ контроля

всего

Теория

практика

  1. Физические задачи и их решение.

2

2

Входной тест

  1. Механика.

8

2,5

5,5

Контрольные работы,тест

  1. Молекулярная физика и термодинамика

6

2,5

3,5

Контрольные работы, тест

  1. Электромагнитные явления

7

2,5

4,5

Контрольные работы, тест

  1. Колебания и волны

3

1,5

1,5

Контрольные работы, тест

  1. Оптика

6

3

3

Контрольные работы, тест

  1. Основы теории относительности

2

1

1

Контрольные работы, тест

  1. Строение атома и атомного ядра

2

1

1

Контрольные работы, тест

  1. Комбин6ированные задачи

3

3

КИМы ЕГЭ

ИТОГО:

38

16

22

Учебный план 10 класс

1час в неделю, 38 учебных недель, 38 часов.

Разделыитемы

Количествочасов

Формы аттестации/ контроля

всего

Теория

практика

  1. Физические задачи и их решение.

2

2

Входной тест

  1. Механика и законы сохранения .

12

3

9

Контрольные работы,тест

  1. Молекулярная физика и термодинамика

3

1

2

Контрольные работы, тест

  1. Электромагнитные явления

3

1

2

Контрольные работы, тест

5.Постоянный ток.

4

1,5

2,5

Контрольные работы, тест

#1069;лектромагнитные колебания и волны

9

3

6

Контрольные работы, тест

#1050;омбин6ированные задачи

5

5

КИМы ЕГЭ

ИТОГО:

38

11,5

26,5

Содержание учебного плана

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Физические задачи и их решение. (2 ч.)

Физическая задача. Классификация задач и их основные приемы решения.

Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни. Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания, способу решения. Примеры задач всех видов. Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Примеры задач всех видов.

Правила и приемы физических задач.

Общее требование при решении физических задач. Этапы решения физических задач. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка и ее решения (план решения). Выполнение плана решение задач. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения задач. Типичные недостатки при решении и оформлении решения физических задач. Изучение примеров решения задач. Различные приемы и способы физических задач: алгоритм, аналогии, геометрические приемы, метод размерностей, графические решения и т.д.

Механика. (8 ч.)

Кинематика

Задачи по кинематике равномерного равноускоренного прямолинейного движения материальной точки. Задачи на расчет средней скорости неравномерного движения. Векторный и координатный методы решения задач по кинематике. Графические задачи по кинематике равномерного и неравномерного движений. Решение задач, описывающих некоторые виды сложного движения. Решение задач на движение материальной точки по окружности и вращательное движение твердого тела.

Динамика

Задачи на применение законов Ньютона. Задачи на применение законов для сил тяготения, упругости, сухого и вязкого трения. Задачи на движение материальной точки под действием постоянной силы. Задачи с использованием понятий вес тела, невесомость, перегрузки. Задачи на движение тела (материальной точки) под действием нескольких сил. Задачи на движение со связями. Решение задач на применение законов динамики к движению тела (материальной точки) по окружности. Применение основных законов динамики к космическим полетам.

Статика

Решение задач на определение равновесия не вращающихся тел. Решение задач определение равновесия тел с закрепленной осью вращения. Решение задач на статику жидкостей и газов.

Законы сохранения

Задачи с использованием понятий импульс тела, изменение импульса тела, импульс силы. Задачи на законы изменения и сохранения импульса. Задачи на применение закона сохранения импульса к реактивному движению. Задачи с использованием понятий работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия. Задачи на законы сохранения и изменения механической энергии. Решение задач по механике на основе динамического и энергетического подходов.

Молекулярная физика и термодинамика (6 ч.)

Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел

Качественные задачи на понятие теплового равновесия. Качественные задачи на применение основных положений МКТ. Задачи- оценки на расчет масс, числа и размеров молекул. Задачи на применение основного уравнения молекулярно-кинетической теории идеального газа. Решение задач на свойство паров. Решение задач на определение характеристик твердого тела. Решение задач на описание поверхностного слоя.

Основы термодинамики

Задачи на расчет количества теплоты в процессах теплопередачи. Задачи на расчет удельной теплоемкости, удельной теплоты плавления, удельной теплоты парообразования. Задачи на составление уравнения теплового баланса. Решение комбинированных задач на первый закон термодинамики. Решение задач на применение первого закона термодинамики к изопроцессам в газах. Решение задач на тепловые двигатели.

Электромагнитные явления (7 ч.)

Электростатика

Задачи на применение закона сохранения заряда. Задачи на применение закона Кулона. Решение задач на определение потенциала электростатического поля, работы силы по перемещению заряда в электростатическом поле. Задачи на описание электрического поля различными средствами: силовыми линями, эквипотенциальными поверхностями. Решение задач на описание систем конденсаторов и расчет характеристик конденсаторных цепей. Задачи на расчет энергии электрического поля.

Постоянный ток

Решение задач на различные методы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Использование симметрии при анализе электрических цепей. Решение задач разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома, законов последовательного и параллельного соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа для расчета разветвленных электрических цепей постоянного тока. Решение задач на тепловое действие тока. Решение задач на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, вольтамперная характеристика, характеристика конкретных явлений и др.

Электромагнетизм

Качественные задачи на исследование магнитного поля постоянного тока. Задачи на закон Ампера. Задачи о движении заряженных частиц в электрическом и магнитном полях. Качественные и расчетные задачи на описание явления электромагнитной индукции, на закон электромагнитной индукции, на правило Ленца, на использование понятия индуктивности, на расчет энергии магнитного поля.

Колебания и волны (3ч.)

Задачи на определение характеристик гармонических колебаний. Задачи на применение основного уравнения динамики колебательного движения к анализу поведения маятников различных конструкций (математического и пружинного). Задачи с использованием формулы периода колебаний математического маятника. Задачи на сложение колебаний и резонанс. Задачи о распространении продольных и поперечных механических волн в упругих средах. Задачи на расчет характеристик звуковых волн. Решение задач на переменный электрический ток: характеристики переменного тока, электрические машины, трансформатор.

Оптика (6ч.)

Задачи на применение законов геометрической оптики: прямолинейного распространения света, отражения и преломления света. Применение к решению задач по геометрической оптике общих принципов, на примерах соображений симметрии, обратимости хода луча. Решение задач на применение формулы тонкой линзы. Задачи по волновой оптике с примерами расчетов скорости света. Качественные и расчетные задачи на дисперсию, интерференцию, дифракцию и поляризацию света. Задачи на квантовые свойства света. Задачи на уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Задачи на определение характеристик фотонов: массы, импульса, определяемых с помощью закона взаимосвязи и энергии. Качественные задачи по явлению люминесценции, световому давлению и химическому действию света.

Основы теории относительности (2 ч.)

Решение задач на относительность времени и расстояния, релятивистский закон сложения скоростей. Задачи на определение зависимости массы от скорости. Задачи на нахождение связи между массой и энергией.

Строение атома и атомного ядра (1 ч.)

Задачи на описание спектра атома водорода на основе постулатов Бора. Задачи на расчет дефекта массы и энергетического выхода ядерных реакций. Задачи на применение законов сохранения энергии и заряда к ядерным реакциям. Задачи на применение закона радиоактивного распада.

Комбинированные задачи (3 ч.)

Решение тестовых заданий из КИМ ЕГЭ.

#1055;ланируемый результат.

Основные личностные результаты, формируемые в процессе освоения программы курса «Методы решения физических задач»:

− Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию, развитие самостоятельности в приобретении и совершенствовании новых знаний;

−Формирование познавательных интересов, развитие интеллектуальных, творческих способностей, формирование осознанного выбора и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования;

− Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;

− Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры

; − Умение контролировать процесс и результат учебной и исследовательской деятельности в процессе изучения законов природы;

− Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

− Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной деятельности в жизненных ситуациях ;

Критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении практических задач

Метапредметные результы:

−Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

− Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

− Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

− Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

−Развитие компетентности в области использования информационно коммуникационных технологий;

− Первоначальные представления об идеях и о методах физики как об универсальном инструменте науки и техники, о средстве моделирования явлений и 6 процессов;

− Умение видеть физическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

− Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения физических задач, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;

− Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

− Умение выдвигать гипотезы при решении задачи понимать необходимость их проверки;

− Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Предметные результаты:

− Осознание ценности и значения физики и ее законов для повседневной жизни человека и ее роли в развитии материальной и духовной культуры;

− Формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания, о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий.

− Формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного познания, о системообразующей роли физики для развития других наук, техники и технологий.

− Формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы, видах материи, усвоение основных идей механики, молекулярной физики, электродинамики, физики атома и атомного ядра.

− Усвоения смысла физических законов, раскрывающих связь физических явлений, овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики. −Формирование научного мировоззрения как результата изучения фундаментальных законов физики;

- Умения пользоваться методами научного познания природы: проводить наблюдения, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез;

- Планировать и выполнять эксперименты, проводить прямые и косвенные измерения с использованием приборов, обрабатывать результаты измерений, понимать неизбежность погрешностей любых измерений, оценивать границы погрешностей измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул.

- Обнаруживать зависимости между физическими величинами, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы, объяснять полученные результаты и делать выводы;

− Понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;

- Формирование умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи; планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики; умения пользоваться физическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;

− Владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам .

Раздел № II«Комплекс организационно педагогических условий,

включающих формы аттестации»:

#1050;алендарный учебный график (См.Приложение 1)

Формы, порядок и периодичность аттестации и текущего контроля.

Для реализации целей и задач данного элективного курса предполагается использовать следующие формы занятий: - вводные лекции по основам методологии решения физических задач; практикумы по решению задач, самостоятельная работа учащихся, консультации, зачет. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решения и обсуждения решения задач, подготовка к единому государственному тестированию, - семинары-практикумы по решению задач: работа в группах; подбор и составление задач на тему и т.д. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач

#1060;ормы аттестации и текущего контроля (См.Приложение 1) :

- устный опрос;

практические задания;

тестирование.

Устный опрос. При фронтальном опросе за короткое время проверяется состояние знаний учащихся. Эта форма проверки используется для поэтапной или окончательной проверки учебного материала.

Практические задания. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий в группах и индивидуально.

Тестирование. Проводится 2 вида тестирования

1) Промежуточное проводится в середине учебного процесса. По его результатам, при необходимости, осуществляется коррекция учебно-тематического плана.

2) Итоговое проводится в конце учебного процесса. Позволяет оценить результативность обучения учащихся.

Промежуточная аттестация проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний..

Методические материалы.

чатные пособия

учебники

Литература

  1. Балаш, В. А. Задачи по физике и методы их решения. - М.: Просвещение, 1983.
  2. Гольдфарб, Н. И. Физика: сборник задач для 9-11 кл. — М.: Провещение, 1997.
  3. Элементарный учебник физики / под ред. С. Г. Ландсберга. - М.:-Наука, 1985.
  4. В.И.Лукашик, Е.В.Лукашик. Сборник школьных олимпиадных задач по физике. #1052;.: Просвещение. 2014 г.
  5. Л.А.Горлова. Олимпиады по физике. 9-11 классы. М.: ВАКО, 2007г.

Литература:

  1. Парфентьева Н.А. Сборник задач по физике: базовый и профильный уровни. Для 10-11кл. общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2012 г.
  2. Шахмаев Н.М. Физический эксперимент в средней школе. Части 1 и 2: пособие для учителя / Н.М. Шахмаев, Н.И. Павлов. – М. Мнемозина, 2010 г.
  3. Физический практикум для классов с углубленным изучением физики под редакцией Ю.И. Дика, О.Ф. Кабардина (М.: Просвещение, 2002)
  4. Физика. 10 класс. Контрольные работы в новом формате. /И.В. Годова – М.: «Интеллект-Центр», 2012 г.
  5. Малинин А. Н. Сборник вопросов и задач по физике: 10—11 кл. общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2012 г.
  6. Степанова Г. Н. Сборник вопросов и задач по физике: 10—11 кл. общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2002 г.
  7. А.В. Авдеева, А.Б. Долицкий Физика. Тематическое и поурочное планирование 11 класс. / М.: Дрофа, 2003
  8. Баканина Л. П., Сборник задач по физике: 10—11 кл. с углубленным изучением физики / Л. П. Баканина, С. М. Козел; под ред. С. М. Козела. — М.: Просвещение, 2011 г.
  9. Енохович А.С. Справочник по физике и технике. - М.: Просвещение, 1989 г.
  10. Кабардин О.Ф. Сборник экспериментальных заданий и практических работ по физике/ О.Ф. Кабардин О.Ф., Орлов В.А.; под ред. Ю.И. Дика, В.А. Орлова. - М.: АСТ, Астрель,2010 г.
  11. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Физика. Тесты. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2012 г.
  12. Каменецкий С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1987 г.
  13. Кирик Л. А.: Физика. Самостоятельные и контрольные работы. Механика.

Молекулярная физика. Электричество и магнетизм. Москва-Харьков, Илекса, 2005 г.

  1. Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика 10 класс. Методические материалы для учителя. Под редакцией В.А. Орлова. М.: Илекса, 2005 г.
  2. Кирик Л.А., Дик Ю.И. Физика. 10,11 классах. Сборник заданий и самостоятельных работ.– М: Илекса, 2004 г.
  3. Контрольные работы по физике в 7-11 классах средней школы: Дидактический материал. Под ред. Э.Е. Эвенчик, С.Я. Шамаша. – М.: Просвещение, 1991 г.
  4. Коровин В.А., Демидова М.Ю. Методический справочник учителя физики. –

Мнемозина, 2000-2003

  1. Марон А.Е., Е.А. Марон. Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике 10 класс. М. Просвещение, 2007
  2. Марон А.Е., Е.А. Марон. Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике 11 класс. М. Просвещение, 2007
  3. Марон А.Е., Марон Е.А.. Физика10,11 классах. Дидактические материалы.- М.: Дрофа, 2004
  4. Марон Е.А., Марон А.Е. Контрольные работы по физике 10-11 М.:Просвещение,2005
  5. Москалев А.Н., Никулова Г.А. Физика. Готовимся к ЕГЭ Москва: Дрофа, 2009
  6. Тульчинский М.Е. Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике/

М.Е.Тульчинский.- М.: Просвещение,1971.

  1. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике/ М.Е. Тульчинский.-

М.: Просвещение,1971.

Подготовка к единому

государственному экзамену

  1. ЕГЭ 2024. Физика. Типовые тестовые задания. Демидова
  2. ЕГЭ 2023. Физика. Типовые тестовые задания. Демидова
  3. Демидова М.И.: «Оптимальный банк заданий по физике»
  4. Демидова М.И., Лукашева Е.В: Тематические и типовые варианты ЕГЭ 2020 по физике
  5. Лукашева Е.В, Чистякова Н.И. Тренажер. Физика. ЕГЭ. 2018
  6. Лукашева Е.В, Чистякова Н.И. Физика. ЕГЭ. Типовые тестовые задания. 32 варианта 2020
  7. ЕГЭ 2017. Физика. 1000 задач с ответами и решениями. Демидова М.Ю., Грибов В.А., Гиголо А.И.
  8. Дик Ю.И. и др.: Большой справочник школьника и поступающих в ВУЗы
  9. ФИПИ: Открытый банк заданий по физике

рабочая тетрадь, тетради для лабораторных работ

  1. А.Е.Марон, Е.А.Марон. Контрольные работы по физике 10-11 классы. М.: Просвещение, 2024г.
  2. Н.И.Зорин. КИМ. Физика. 10, 11 классы. М.: ВАКО, 2014 г.
  3. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ разных лет изданий.

дидактические материалы

Карточки-задания для выполнения практических работ./ В.Ф. Шилов – М.: Просвещение , 2002.

Раздаточный материал по физике / Ушакова М.А. – М.: Просвещение , 1990.

Технические средства обучения

Компьютер с выходом в Интернет, мультимедийный проектор.

Комплекты учебно-лабораторного оборудование для проведения практических работ.

Наглядные пособия

Таблицы, макеты, действующие модели, печатные и интерактивные плакаты по изучаемым темам

Цифровые образовательные ресурсы:

интернет-ресурсы

Библиотека – всё по предмету «Физика».

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Цифровые образовательные ресурсы.

Электронные учебники по физике.

Нормативно – правовая база.

  1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования ).
  2. Федеральный закон от № 273-ФЗ (ред. от ) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с , далее – ФЗ №273).
  3. Федеральный закон РФ от № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от #1075;.).

#1056;аспоряжение Правительства РФ от31 марта 2022 г. № 678-р

«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» (далее – Концепция).

  1. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года».
  2. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный 30 ноября 2016 г. протоколом заседания президиума при Президенте РФ (в ред. от ).
  3. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря 2018 г.
  4. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ №629).
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (далее – Приказ № 816).
  6. Приказ Министерства просвещения РФ от № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от #1075;.).
  7. Письмо Министерства просвещения РФ от № АБ-3924/06 «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации».
  8. Письмо Министерства просвещения РФ от 1 августа 2019 г. № ТС1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ».
  9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).
  10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.#1043;игиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
  11. Постановление Правительства Ростовской области от № 289 «О мероприятиях по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
  12. Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от #1075; №225 «О проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской области».
  13. Устав и локальные акты МБОУ СОШ №1.

иложение №1

Календарный учебный график

«Методика решения физических задач. 11 класс»

(наименование программы)

38учебных недели, 38 часов.

п/п

Разделы и темы

Количество часов

Дата прове

дения

Формы аттестации

всего

Теория

Прак-тика

#1060;изические задачи и их решение.

2

2

Применить алгоритм кинематики для решения задач из задачника Парфентьевой №№74,80

Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач.

1

1

Этапы решения физических задач. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка и ее решения (план решения).

1

1

#1052;еханика.

8

2,5

5,5

Задачи по кинематике равномерного равноускоренного прямолинейного движения материальной точки. Задачи на расчет средней скорости неравномерного движения.

1

0,5

0,5

Парфентьева №№ 41,44

Векторный и координатный методы решения задач по кинематике. Графические задачи по кинематике равномерного и неравномерного движений

1

1

Парфентьева №№54,63

Задачи на движение тела (материальной точки) под действием нескольких сил. Задачи на движение со связями. Решение задач на применение законов динамики к движению тела (материальной точки) по окружности.

1

1

А.Е. Марон С/Р № 7 вариант 3,4

Задачи на применение законов для сил тяготения, упругости, сухого и вязкого трения. Задачи на движение материальной точки под действием постоянной силы.

1

0,5

0,5

Парфентьева №№143,151

Решение задач на определение равновесия не вращающихся тел.

1

1

Парфентьева №№264,269

Задачи на законы изменения и сохранения импульса.

1

0,5

0,5

Парфентьева №№ 193,196

Задачи на законы сохранения и изменения механической энергии.

1

1

Парфентьева №№251,254

Решение задач по механике на основе динамического и энергетического подходов.

1

1

Парфентьева №№ 232, 238

3 .Молекулярная физика и термодинамика

6

2,5

3,5

Качественные задачи на понятие теплового равновесия. Качественные задачи на применение основных положений МКТ.

1

0,5

0,5

Марон С/Р № 16 вариант 3,4,5

Задачи на применение основного уравнения молекулярно-кинетической теории идеального газа.

1

1

Парфентьева №№ 276, 280

Решение задач на характеристики состояния газа в изопроцессах

Графические задачи на изопроцессы

1

1

Парфентьева №№325,332

Задачи на расчет количества теплоты в процессах теплопередачи.

1

0,5

1

Марон Т/С № 20 вариант 2

Задачи на составление уравнения теплового баланса.

1

1

Парфентьева №№ 406,422

Решение задач на применение первого закона термодинамики к изопроцессам в газах.

1

0,5

0,5

Марон К/Р №10 вариант 3,4

#1069;лектромагнитные явления

7

2,5

4,5

Задачи на применение закона сохранения заряда. Задачи на применение закона Кулона. Решение задач на определение потенциала электростатического поля, работы силы по перемещению заряда в электростатическом поле.

1

0,5

0,5

Марон Т/С № 26 вариант 2

Задачи на описание электрического поля различными средствами: силовыми линями, эквипотенциальными поверхностями.

1

0,5

0,5

Парфентьева №№ 486,489,493

Решение задач разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома, законов последовательного и параллельного соединений.

1

0,5

0,5

Парфентьева №№ 526, 528, 530

Решение задач на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, вольтамперная характеристика, характеристика конкретных явлений и др.

1

1

Парфентьева №№ 572,584, 600,606

Качественные задачи на исследование магнитного поля постоянного тока. Задачи на закон Ампера. Задачи о движении заряженных частиц в электрическом и магнитном полях.

1

1

Парфентьева №№610,614

Качественные и расчетные задачи на описание явления электромагнитной индукции, на закон электромагнитной индукции, на правило Ленца, на использование понятия индуктивности, на расчет энергии магнитного поля.

2

1

1

Парфентьева №№610,614

5. Колебания и волны

3

1,5

1,5

Электромагнитные колебания. Расчет параметров колебательного контура.

1

0,5

0,5

А.Е. Марон С/Р № 14 вариант 2

Электромагнитные волны. Расчет параметров волны.

1

0,5

0,5

А.Е. Марон Т/С № 18 вариант 2

Трансформация электрической энергии. Расчет параметров трансформатора..

1

0,5

0,5

А.Е. Марон Т/С № 14 вариант 2

6. Оптика

6

3

3

Задачи на применение законов геометрической оптики: прямолинейного распространения света, отражения и преломления света.

1

1

Парфентьева №№ 680,683,689

Применение к решению задач по геометрической оптике общих принципов, на примерах соображений симметрии, обратимости хода луча.

1

1

А.Е. Марон Т/С № 21 вариант 2

Решение задач на применение формулы тонкой линзы.

1

0,5

0,5

А.Е. Марон С/Р № 18 вариант 3,4,5

Задачи на квантовые свойства света.

1

0,5

0,5

А.Е. Марон С/Р № 22 вариант 4,5

Задачи на уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.

1

0,5

0,5

А.Е. Марон С/Р № 22 вариант 4,5

Задачи на определение характеристик фотонов: массы, импульса, определяемых с помощью закона взаимосвязи и энергии.

1

0,5

0,5

А.Е. Марон Т/С № 25 вариант 2

7. Основы теории относительности

2

1

1

Решение задач на относительность времени и расстояния, релятивистский закон сложения скоростей. Задачи на определение зависимости массы от скорости.

1

0,5

0,5

А.Е. Марон К/Р № 9,10 вариант 4

Задачи на нахождение связи между массой и энергией.

1

0,5

0,5

А.Е. Марон К/Р № 9,10 вариант 4

8. Строение атома и атомного ядра

2

1

1

Задачи на применение закона радиоактивного распада. Задачи на расчет дефекта массы и энергетического выхода ядерных реакций .

1

0,5

0,5

А.Е. Марон С/Р № 25 вариант 2

Задачи на применение законов сохранения энергии и заряда к ядерным реакциям .

1

0,5

0,5

А.Е. Марон С/Р № 25 вариант 2

Комбинированные задачи.

3

3

КИМ ЕГЭ

ИТОГО:

38

15,5

22,5

Календарный учебный график

«Методика решения физических задач. 10 класс»

(наименование программы)

38 учебных недели, 38 часов.

Дата проведения

№п/п

Тема урока

Формы аттестации

  1. Введение (2ч)

1/1

Физическая задача. Классификация задач

Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания, способу решения. Примеры задач всех видов. Что такое физическая задача? Состав физической задачи

Подобрать примеры задач по классификации. Придумать качественную и расчетную задачи по теме кинематика

2/2

Правила и приёмы решения физических задач

Общие требования. Этапы решения задач. Числовой расчёт. Использование вычислительной техники для расчётов. Различные приемы и способы решения: геометрические приемы

Применить алгоритм кинематики для решения задач из задачника Парфентьевой №№74,80

2. Основы механики (8 ч)

3/1

Графический и координатный методы решения кинематических задач

Перемещение, путь, координаты, скорость, ускорение. Равнопеременное движение: движение при разгоне и торможении

Парфентьева №№54,63

4/2

Решение задач на сложение скоростей

Парфентьева №№ 41,44

5/3

Решение задач на движение тел по окружности

Угловая скорость, циклическая частота, центростремительное ускорение, период и частота обращения

Парфентьева №№101,104,106,107

6/4

Решение задач на законы Ньютона по алгоритму Движение тела под действием нескольких сил. Движение тела по наклонной плоскости

Парфентьева №№127, 129, 132

7/5

Решение задач на движение связанных тел

Парфентьева №№ 173, 174

8/6

Решение задач на движение тел под действием силы тяжести

Движение тела, брошенного под углом к горизонту, и движение тела, брошенного горизонтально: определение дальности, времени полета, максимальной высоты подъема

Парфентьева №№143,151

9/7

Движение в поле гравитации и решение астрономических задач. Космические скорости и их вычисление

Парфентьева №№ 152,154,155

10/8

Решение задач на определение характеристик равновесия физической системы по алгоритму

Центр тяжести. Условия и виды равновесия. Момент силы. Определение центра масс и алгоритм решения задач на его нахождение

Парфентьева №№264,269

#1047;аконы сохранения в механике(4 ч)

11/1

Решение задач на второй закон Ньютона в импульсной форме

Алгоритм решения задач закон сохранения и изменения импульса. Импульс силы

Парфентьева №№ 193,196

12/2

Решение задач на закон сохранения и превращения энергии

Потенциальная и кинетическая энергия. Решение задач кинематики, динамики с помощью законов сохранения

Парфентьева №№251,254

13/3

Динамический и энергетический методы решение задач на определение работы и мощности

Работа и мощность. КПД механизмов

Парфентьева №№ 232, 238

14/4

Решение задач на гидростатику с элементами статики динамическим способом

Давление в жидкости. Закон Паскаля. Сила Архимеда. Вес тела в жидкости. Условия плавания тел. Воздухоплавание

Тесты

#1052;олекулярная физика и основы термодинамики (3 ч)

15/1

Решение задач на основное уравнение МКТ и его следствия, на уравнение Менделеева-Клапейрона Решение задач на основные характеристики частиц (масса, размер, скорость). Решение задач на применение уравнения Менделеева - Клапейрона

Парфентьева №№ 276, 280

16/2

Решение задач на характеристики состояния газа в изопроцессах

Графические задачи на изопроцессы

Парфентьева №№325,332

17/3

Алгоритм и решение задач на уравнение теплового баланса. Внутренняя энергия, работа и количество теплоты. Решение задач на I закон термодинамики

Парфентьева №№ 406,422

5. Электрическое и магнитное поля (3ч)

18/1

Решение задач на принцип суперпозиции полей (напряженность, потенциал). Решение задач по алгоритму на сложение полей

Парфентьева №№ 461,464,466

19/2

Решение задач на напряженность и напряжение энергетическим методом. Электроемкость плоского конденсатора. Решение задач на описание систем конденсаторов. Энергия электрического поля

Парфентьева №№ 486,489,493

20/3

Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: вектор магнитной индукции и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца. Движение заряженных частиц в магнитных и электромагнитных полях (алгоритм решения задач)

Парфентьева №№610,614

6. Постоянный электрический ток в различных средах (4 ч)

21/1

Законы последовательного и параллельного соединений. Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей (смешанных)

Парфентьева №№ 526, 528, 530

22/2

Задачи на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи. Задачи на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Джоуля — Ленца, расчет КПД электроустановок

Парфентьева №№ 542, 547

23/3

Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Решение задач на ток в металлах. Электролиты и законы электролиза. Решение задач на законы электролиза

Парфентьева №№ 560,561,562

24/4

Электрический ток в вакууме и газах. Движение зараженных частиц в электрических и электромагнитных полях

Парфентьева №№ 572,584, 600,606

7. Электромагнитные колебания и волны (10 ч)

25/1

Решение задач на гармонические колебания (механические и электромагнитные) и их характеристики разными методами (числовой, графический, энергетический)

Парфентьева №№638,649,653

26/2

Переменный электрический ток: метод векторных диаграмм. Решение задач на расчет электрический цепей по переменному току

Парфентьева №№ 662,663,666

27/3

Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление.

Парфентьева №№ 680,683,689

28/4

Задачи по геометрической оптике: отражение в зеркалах оптические схемы

Парфентьева №№715,718,739

29/5

Задачи по геометрической оптике: преломление света в призмах, оптические схемы

Парфентьева №№757,771, 774

30/6

Задачи по геометрической оптике: линзы, оптические схемы

Парфентьева №№ 786,788,793

31/7

Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: интерференция

Парфентьева №№ 803,808

32/8

Интерференция в тонких пленках

Парфентьева №№ 824,831

33/9

Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: дифракция

Парфентьева №№ 846,854,855

34/1

Комбинированные задачи.

КИМ ЕГЭ

35/2

Комбинированные задачи.

КИМ ЕГЭ

36/3

Комбинированные задачи.

КИМ ЕГЭ

37/4

Комбинированные задачи.

КИМ ЕГЭ

38/5

Итоговый тест

КИМ ЕГЭ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «естественно-научной направленности» «Природа и мы»

Учебная программа предназначена для занятий по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды, основы туристско-краеведческих знаний и умений, практические занятия,...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественно-научной направленности «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»

Программа направлена на формирование экологической культуры, устойчивых познавательных интересов к природе и к актуальным экологическим проблемам нашего региона. Её отличительная особенность состоит в...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественно-научной направленности «Школа безопасности»

Данная программа имеет естественно-научную направленность.Новизна данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, напра...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «естественно-научной направленности» «Юный эколог»

Учебная программа предназначена для занятий по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды, основы туристско-краеведческих знаний и умений, практические занятия,...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности Научное объединение учащихся «Друзья Земли: познаем, исследуем, бережем»

Программа школьного объединения естественнонаучной направленности «Научное объе­динение учащихся «Друзья Земли: познаем, исследуем, бережем»» МБОУ «СОШ № 6» (да...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Естественно-научной направленности «Юный физик»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программаЕстественно-научной направленности«Юный физик»...