Влияние окружающей среды на растительный мир
план-конспект урока экологии (6 класс) по теме

Захарова Татьяна Евгеньевна

Цель данного урока:привлечь внимание детей к возможности решения сложных экологических проблем и помочь в осознании ими необходимости личного посильного вклада в сохранении окружающей среды. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_okruzhayushchey_sredy_na_rastit._mir.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  “Влияние окружающей среды на растительный мир”

в 6 классе

Цель урока: привлечь внимание детей к возможности решения сложных экологических проблем и помочь в осознании ими необходимости личного посильного вклада в сохранении окружающей среды.

Задачи урока:

  1. Создать условия для формирования у учащихся представлений о последствиях воздействий человека на окружающую среду.
  2. Развить у учащихся чувство сопричастности к природе, личной ответственности за окружающую среду, развивать умение работать в группе.
  3. Воспитывать ответственное отношение к природе.

Ход урока

Организационный этап.

Проверить готовность учащихся к уроку.

Этап актуализации знаний. (используется презентация)

Сейчас много людей говорят об экологии. Мы тоже сегодня с вами будем говорить на тему экологии и о влиянии окружающей среды на растительный мир нашей планеты. Но сначала давайте вспомним, что же такое экология?

(Эколо́гия (от др.-греч. οκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов»

На сегодняшний день человечество стоит на пороге экологического кризиса. А как вы думаете, что такое экологический кризис?

Экологический кризис – временное напряжение состояния взаимоотношений между человечеством и природой.

(Учащимся демонстрируются кадры с мест экологических катастроф.)

- Посмотрите внимательно и подумайте, что иллюстрируют эти кадры? (На них изображена изуродованная природа.)

Наша планета – человеческий дом,
Но как ей жить под дымным колпаком?
Где сточная канава-океан?!
Где вся природа поймана в капкан?

И вы ответите мне без труда
Проблема окружающей среды
Проста или сложна?

- Как вы думаете? (ответы учащихся)

Давайте попытаемся найти решения этой проблемы, простые, зависящие от нас.

Прежде мы не слишком внимательно прислушивались к сигналам бедствия, которые подавала нам природа. Сегодня её здоровье в опасности. Она нуждается в экологической помощи.

Этап усвоения новых знаний.

Очень серьезной проблемой является уменьшение биологического разнообразия, т.е. сокращение видов организмов.

- Какие царства живых организмов вам известны? (Растения, животные, грибы, бактерии, вирусы)

Потеря биологического вида из любого царства крайне нежелательна для биосферы (живой оболочки Земли), т.к. он участвует в круговороте веществ, поддержании равновесия в природе. Каждый вид уникален и обладает только ему присущими особенностями.

- Каково значение растений в природе? (Выделение О2, поглощение СО2, питание животных и т.д.)

А вы знаете, что уже десятки видов растений исчезло с планеты Земля, а около 540 видов занесено в Красную книгу.

А что же означает это словосочетание – Красная книга?

(Это документ, в котором отражается состояние некоторых организмов в природе, которые нуждаются в охране. Красный – цвет опасности.)

Красная книга — аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Красные книги бывают различного уровня — международные, национальные и региональные.

У Московской области тоже существует своя Красная книга. На слайде вы видите обложку этой книги. А создана она была Постановлением правительства Московской области от 13 февраля 1997 г. под  № 11/4
«ОБ УЧРЕЖДЕНИИ КРАСНОЙ КНИГИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

В целях выявления и регистрации в Московской области редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных, дикорастущих растений и грибов (далее — объекты животного и растительного мира), а также осуществления специальных мер по их охране в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды», Федеральным законом «О животном мире», постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.96 N 158 «О Красной книге Российской Федерации» и постановлением Главы Администрации Московской области от 11.06.96 N 257-ПГ «О Красной книге Московской области» учреждается и ведется Красная книга Московской области.
Издание Книги осуществляется не реже одного раза в 10 лет.

Итак,  Красная книга Московской области - официальный документ, который содержит сведения о состоянии, численности, распространении, особенностях биологии, принятых и необходимых мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира Московской области.

Включенные в Красную книгу объекты животного и растительного мира подлежат особой охране. Согласно Федеральным законам "О животном мире", "Об охране окружающей среды" и Положению о Красной книге Московской области, их добывание и продажа, равно как и нарушение среды их обитания, запрещаются.

Давайте пролистаем несколько страниц Красной книги растений Московской области. Но сначала посмотрим, категории статусов растений:

0 - исчезнувшие виды ; 1 - виды, находящиеся под угрозой исчезновения;
2 - редкие или малочисленные виды с сокращающейся численностью;                3 - уязвимые виды; 4 - виды неопределенного статуса, 5 - восстанавливаемые или восстанавливающиеся виды

(Дети называют несколько видов растений с представленной выставки.)

 И это далеко неполный перечень растений, можете потом посмотреть список и фотографии растений, занесенных в Красную книгу.

Гибель большинства живых организмов  связана с деятельностью человека.

- Как вы думаете, какие глобальные государственные меры предпринимаются по охране биологического разнообразия? (Создание Красной книги, закон о сохранении биологического разнообразия, создаются заповедники, заказники, парки.)

Давайте разберёмся, что такое заповедник, парк, заказник – обратимся к словарю:

Заповедник — особо охраняемая территория или акватория, полностью или частично исключённая из хозяйственного использования в целях сохранения природных комплексов, охраны видов животных и растений, а также наблюдения за природными процессами

Заказник — охраняемая природная территория, на которой (в отличие от заповедников) под охраной находится не весь природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды, либо отдельные историко-мемориальные или геологические объекты.

    Для обеспечения неприкосновенности охраняемых объектов в заказниках запрещены отдельные виды хозяйственной деятельности, такие как охота, рыболовство, сенокос, выпас скота, в то время как другие виды деятельности, не влияющие на охраняемые объекты, могут быть разрешены.

Национальный парк — это территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека.

   В отличие от заповедников, где деятельность человека практически полностью запрещена (запрещены охота, туризм и т. д.), на территорию национальных парков допускаются туристы, в ограниченных масштабах допускается хозяйственная деятельность.

- Создают ли государства законы для решения этой проблемы?

(статья 58 Конституции РФ гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам»

Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ

  1. Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов
  2. Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами
  3. Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации

                             (в ред. Федерального закона от 28.12.2009 № 380-ФЗ)

В нашем городе Дзержинский тоже существуют положения к законам об охране окружающей среды от 2 июля 2004 года № 1/14 – ПД

…..Защите подлежат все зеленые насаждения, произрастающие в границах города Дзержинского.

Исключение составляют зеленые насаждения:

  1. расположенные в охранных зонах линий коммуникаций;
  2. усохшие от естественных причин;
  3. представляющие угрозу жизни или имуществу людей.

Выводы по защите растений от исчезновения вы сформулируете чуть позже.

Еще одна экологическая проблема - кислотные дожди

Благодатные капли дождя всегда радовали человека, но теперь уже во многих районах планеты дожди превратились в серьезную опасность.

Кислотные осадки (дожди, туманы, снег) - это осадки, кислотность которых выше нормальной. Мерой кислотности является значение pH (водородный показатель). Шкала значения pH идет от 02 ( крайне высокая кислотность), через 7 ( нейтральная Среда) до 14 (щелочная среда), причем нейтральная точка ( чистая вода) имеет pH=7. Дождевая вода в чистом воздухе имеет pH=5,6. Чем ниже значение pH, тем выше кислотность. Если кислотность воды ниже 5,5 , то осадки считаются кислотными. На обширных территориях промышленно развитых стран мира выпадают осадки, кислотность которых превышает нормальную от 10 - 1000 раз (рН= 5-2,5).

Химический анализ кислотных осадков показывает присутствие серной (H2SO4) и азотной (HNO3) кислот. Наличие серы и азота в этих формулах показывает, что проблема связана с выбросом данных элементов в атмосферу. При сжигании топлива в воздух попадает диоксид серы, также происходит реакция атмосферного азота с атмосферным кислородом и образуются оксиды азота.

Эти газообразные продукты (диоксид серы и оксид азота) реагируют с атмосферной водой с образованием кислот (азотной и серной).

В водных экосистемах кислотные осадки вызывают гибель рыб и других водных обитателей. Подкисление воды рек и озер серьезно влияет и на сухопутных животных, так как многие звери и птицы входят в состав пищевых цепей, начинающихся в водных экосистемах.

Вместе с гибелью озер становится очевидной и деградация лесов. Кислоты нарушают защитный восковой покров листьев, делая растения более уязвимыми для насекомых, грибов и других патогенных микроорганизмов. Во время засухи через поврежденные листья испаряется больше влаги.

Сейчас мы с вами напрямую в этом убедимся. У меня на столе стоит склянка с серной кислотой. Возьмем листочек растения – пеларгония и капнем на него серную кислоту. Посмотрите, что стало происходить с растением – на листочке появился ожег от воздействия кислоты и стал происходить некроз ткани – отмирание (появилась дырочка).

Но у нас есть еще и другие источники выбросов вредных веществ в атмосферу, это транспорт. Давайте посмотрим на фото, как влияет загазованность на зеленые насаждения.

Этап закрепления новых знаний.

Вот теперь я хочу, чтобы вы подумали, сделали выводы и предложили бы нам всем советы, как сохранить нашу планету.

(Через 2 минуты дети озвучивают свои предложения)

Земля с её биосферой – величайшее чудо и она у нас одна. Завтрашний день будет таким, каким мы его создадим сегодня!

- Какую сложную проблему мы попытались решить с вами сегодня? (Охрана окружающей среды)

- Зависит ли от нас с вами что-нибудь в решении этой проблемы? (Да)

Вы сами только что предложили простые советы для решения этой сложной проблемы.

Этап информации учащихся о домашнем задании.

У меня к вам будет маленькое домашнее задание, но которое вы должны делать ежедневно, исполняйте, пожалуйста то, что вы предложили сегодня на уроке для сохранения нашей планеты.

Нас почти семь миллиардов!
И можем мы все!
Сначала мы губим – потом бережем!
Давайте же люди планеты Земля,
Беречь наших меньших от нашего зла!

Используемые источники:

1. Конспект урока Дьяковой Татьяны Юрьевны, учителя биологии ГОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1363, г. Москва -   http://festival.1september.ru/authors

2. Интернет-энциклопедия “Википедия”

3. Дзержинский официальный городской сайт Муниципальное образование “Городской округ Дзержинский” - Положение  №1/14 - ПД от 02.07.2004 «О зеленых насаждениях, произрастающих в границах г.Дзержинского Московской области»

                              - Постановление 631-ПГД от 24.09.2008 "О компенсационной стоимости зеленых насаждений"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Экология г.Братска и влияние окружающей среды на организм человека» (для 10-11 классов)

Большинство людей уверены, что об их здоровье должен заботиться врач. Такая позиция, по меньшей мере, наивна. Ни один врач и даже ни одна мать не могут сделать для другого человека того, что человек м...

Классный час "Влияние окружающей среды на качество жизни человека"

Классный час для 7-9 классов в форме беседы с элементами работы в группах о влиянии окружающей среды на качесвто жизни, о том, как мы можем улучшить качество нашей жизни....

Разработка урока биология в 9 классе "Влияние окружающей среды на дыхательную систему. Болезни органов дыхания"

Развернутая разработка урока с дополнительной информацией о загрязнении воздуха, интересная информация о гриппе, в уроке используется  ИКТ.  Добавлена презентация к уроку "Болезни органов ды...

Влияние окружающей среды на здоровье человека

Проблемный урок по ОБЖ. 10 класс...

исследовательская работа "Влияние окружающей среды на морфологические особенности клевера обыкновенного"

исследовательская работа об особенностях внешнего вида клевера обыкновенного в зависимости от окружающей среды. Интересны результаты....

Влияние окружающей среды на здоровье человека

Все процессы в биосфере взаимосвязаны. Человечество – лишь незначительная часть биосферы, а человек является лишь одним из видов органической жизни.Человек на протяжении веков стремился, не приспособи...