Педагогические условия формирования исследовательской культуры учащихся
статья по экологии на тему

В материале раскрываются основные условия организации исследовательской деятельности учащихся как один из факторов совершенствования учебного процесса и развития интеллектуально-творческих возможностей учащихся и его социализации.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические условия формирования исследовательской культуры учащихся

Гречухина Н.В.

 

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности.

Совершенствование учебного процесса идет сегодня в направлении увеличения активных методов обучения, обеспечивающих глубокое проникновение в сущность изучаемой проблемы, повышающих личное участие каждого обучающегося и его интерес к учению.

Главная цель такого подхода к процессу обучения - развитие интеллектуально-творческих возможностей учащихся и его социализация.

Исследовательская деятельность является одной из форм творческой деятельности, поэтому ее следует рассматривать в качестве составной части проблемы развития творческих способностей учащихся. Интеллектуальное и нравственное развитие человека на основе вовлечения его в разнообразную самостоятельную деятельность в различных областях знаний можно рассматривать как стратегическое направление развития образования.

Развитие личности учащегося, его интеллекта, чувств, воли осуществляется лишь в активной деятельности. Человеческая психика не только проявляется, но и формируется в деятельности, и вне деятельности она развиваться не может. В форме нейтрально пассивного восприятия нельзя сформировать ни прочных знаний, ни глубоких убеждений, ни гибких умений.

 Наш опыт и опыт других учителей показывает, что эффективным средством обучения и развития является организация учебных исследований, цель которых состоит в том, чтобы помочь учащимся самостоятельно открыть новые знания и способы деятельности, углубить и систематизировать изученное. [1]

Сколько удивительного содержится вокруг нас? Мимо скольких интересных событий и явлений мы проходим ежедневно, не заметив, не поняв их? Мир полон чудес, надо только уметь их открывать. Главным инструментом в этом деле является наша способность исследовать окружающий нас мир.

Всем известно, что новые знания можно получить от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причём знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило, они прочнее и глубже, чем сведения, которые получены путем выучивания. Чтобы научиться добывать знания надо овладеть техникой исследовательского поиска.

 Предназначение исследовательской деятельности учащихся состоит в том, что, будучи формой активности индивида, она является условием и средством его психического развития. Психическое же развитие обеспечивает школьнику усвоение теоретических знаний и способствует формированию у него специфических способностей и качеств личности: любознательности, целеустремленности, научной фантазии.

Приобщение обучающихся к исследовательской деятельности можно реализовать через решение специальных исследовательских задач или через дополнительную работу.  

Идея включения учащихся в исследовательскую деятельность для наиболее эффективного достижения целей обучения имеет давнюю, почти стодвадцатилетнюю историю, начало которой связано с именами биолога А.Я.Герда, историка М.М.Стасюлевича, химика Р.Э.Армстронга и естествоиспытателя Т.Гексли, сформулировавших общую идею исследовательского метода. С тех пор педагогическая мысль систематически обращается к исследовательской деятельности учащихся, которая при этом рассматривается в качестве перспективного средства развития познавательной мотивации (Б.П.Есипов, М.А.Данилов, М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, Т.И.Шамова, В.И.Андреев, Л.А.Казанцева, А.И.Савенков и др.). [2]

Значимость включения подрастающего поколения в исследовательскую деятельность для достижения "ориентированной на ребенка стратегической цели реформирования образования в России", предполагающей "развитие его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению", признана и на государственном уровне, о чем говорит решение коллегии Минобразования России "О развитии учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе дополнительного образования" (1996 г.). [2]

Такое стремление к самостоятельному поиску знаний, а также включение в ситуацию выбора профессии в качестве субъектов исследовательской деятельности связано, как отмечает Д.И.Фельдштейн, «с формированием в этот период наиболее сложного, высшего механизма целеполагания, который выражается в некотором "замысле", плане жизни, связанном со способностью осуществлять самопроецирование в будущее не только как постановку конкретных целей, но и как самопроектирование» [2]

Нужно создавать условия, способствующие возникновению у учащихся познавательной потребности в приобретении знаний, в овладении способами их использования и влияющие на формирование умений и навыков творческой деятельности.

К чертам творческой деятельности личности можно отнести: логическое мышление, чувство новизны, целенаправленность действий, лаконизм, способность рассматривать явления и процессы с новых точек зрения и сближать отдельные области знаний, полноценность аргументации, способность чувствовать нечеткость рассуждений и т.д.

Развитие мышления учащихся может идти не только путем овладения специальными знаниями различных предметов, но и путем развития способностей к самостоятельной мыслительной деятельности.

Главное здесь не овладение новыми, доселе неизвестными фактами, а научение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть, затем использованы в исследовании любой сложности и тематики. В этом проявляется   выполнение обучающей задачи.

Так же в  настоящее время учебные исследования преимущественно используются для достижения развивающих целей обучения, поскольку они являются мощным инструментом формирования мышления,

Кроме того, учебные исследования помогают достижению познавательного отношения к действительности, в силу того, что они формируют широту кругозора и являются стимулом познавательного интереса, способствуют воспитанию научного мировоззрения, выполняя, таким образом, воспитывающую функцию.

Для создания педагогических условий организации исследовательской деятельности учитель должен выполнять следующие задачи:

1) выбрать нужный уровень проведения учебного исследования в зависимости от уровня развития мышления учащегося;

2) сочетать индивидуальные и коллективные формы проведения исследований на уроке;

3) формировать проблемные ситуации в зависимости от уровня учебного исследования, его места в структуре урока и от цели урока.

Под учебно-исследовательской деятельностью учащихся понимается учебная деятельность по приобретению практических и теоретических знаний с преимущественно самостоятельным применением научных методов познания, что является условием и средством развития у обучающихся творческих исследовательских умений.

Учебно-исследовательская деятельность требует определенной подготовки,  как учащегося, так и педагога. В этой совместной работе успех зависит от подготовленности каждого из ее участников. Совершенно естественно, что основная доля ответственности ложится на руководителя работы, исполняющего в данном случае роль ведущего, более опытного участника. Предлагаемые рекомендации не претендуют на все охватывающее решение названных проблем, но, как представляется, затрагивают ключевые моменты подготовки и проведения учебно-исследовательской работы в школе и могут служить ориентиром в названной деятельности учащихся и учителей.        

Структуру учебно-исследовательской деятельности определяют следующие компоненты: учебно-исследовательская задача, учебно-исследовательские действия и операции, действия контроля и оценки.

Содержанием учебно-исследовательской деятельности являются общие способы учебных и исследовательских действий, направленные на решение конкретно практических и теоретических задач.

В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают некоторыми навыками наблюдения, экспериментирования, сопоставления и обобщения фактов, делают определенные выводы. Необходимо создавать условия, способствующие возникновению у учащихся познавательной потребности в приобретении знаний, в овладении способами их использования и влияющие на формирование умений и навыков творческой деятельности.

Мотивом учебного исследования может служить интерес, внутреннее противоречие, вызывающее потребность, стремление школьника к исследованию неопределенности, содержащей знания, неизвестные учащемуся. При этом проблемная ситуация является условием возникновения у субъекта деятельности внутреннего противоречия. Фиксация проблемной ситуации (вычленение основного противоречия) заканчивается формулированием проблемы – цели исследования.

Для раскрытия сущности понятия учебного исследования можно выделить его характерные признаки:

1) учебное исследование – это процесс поисковой познавательной деятельности (изучение, выявление, установление чего-либо и т.д.);

2) учебное исследование всегда направлено на получение новых знаний, то есть исследование всегда начинается с потребности узнать что-либо новое;

3) учебное исследование предполагает самостоятельность учащихся при выполнении задания;

4) учебное исследование должно быть направлено на реализацию дидактических целей обучения.

Привлечение школьников к учебным исследованиям должно идти в двух направлениях – содержательном и организационном. Содержательная самостоятельность проявляется в том, чтобы ученик мог без помощи со стороны поставить перед собой учебную задачу и представить ход ее решения. Организационная самостоятельность выражается в умении ученика организовать свою работу по решению постановленной задачи. [1]

Таким образом, перед учителем встает проблема поиска эффективных форм и способов учебной деятельности учащихся, которые бы не просто вовлекали бы их в исследовательскую работу, но и способствовали обучению самой этой деятельности. В конечном счете, необходимо так организовать познавательную деятельность школьников, чтобы процедура учебного исследования усваивалась ими вместе с тем содержанием, на котором оно осуществляется.

К общим принципам организации учебного процесса, обеспечивающим развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся, можно отнести:

-педагогическое руководство в создании мотивов и стимулов к учению;

-привитие интереса к изучаемому объекту;

-вооружение учащихся необходимыми приемами познавательно-поисковой деятельности;

-систематическое осуществление принципа индивидуализации в обучении;

-широкое использование технических и наглядных средств обучения;

-внедрение в практику работы и систематическое использование компьютерных технологий;

-разработка творческих заданий, требующих нестандартных решений и самостоятельного поиска источников информации;

 При правильной организации исследовательской деятельности у учащихся  формируются  следующие умения:

-добывать новые предметные знания, приемы и способы действий;

-самостоятельно организовывать поиск;

-достигать поставленных целей обучения;

-формировать мыслительные операции, такие как аналогия, классификация, обобщение и т.п.

Педагогическая  деятельность учителя должна строиться на основе принципов индивидуализации и проблемности.

Принцип индивидуализации означает всемерный учет выявленных педагогом индивидуальных особенностей учащихся, который обеспечивает проявление, осознание и выражение учащимися собственной индивидуальности, наиболее отчетливо проявляющейся в деятельности творческого типа.

Принцип проблемности предполагает максимальное использование методов обучения, предполагающих включение учащихся в проблемные ситуации, а через них – в исследовательскую деятельность. С этой точки зрения наиболее действенными следует считать методы, представленные в типологии И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина: проблемное изложение, эвристический (частично-поисковый) и исследовательский. При выборе метода педагог обязательно учитывает уровень познавательной самостоятельности учащихся, возможность самостоятельного и полноценного прохождения ими всех этапов исследовательского поиска. Реализация принципа проблемности направлена на усиление роли учащихся в педагогическом процессе, на активизацию их познавательной деятельности на всех этапах обучения, начиная с постановки учебных целей и заканчивая оценкой результатов. [2]

Учебная дисциплина должна рассматриваться не как предмет с набором готовых знаний, а как специфическая интеллектуальная деятельность человека. Обучение же должно в разумной мере проходить в форме повторного открытия, а не простой передачи суммы знаний. Учебную дисциплину надо изучать не столько ради лишних фактов, сколько ради процесса их получения, и тогда, по словам Б. Рассела, предмет предстанет как могучее орудие познания и преобразования природы, а не как формальная схема, в которой «неизвестно, о чем говорится».

 Сейчас  в школе обучение в значительной степени строится по формуле: «Усвоение = Понимание + Запоминание».

Но если мы хотим действительно еще и развивать молодежь, то должны руководствоваться следующей формулой: «Овладение = Усвоение + Применение знаний на практике». [3]

Познавательные процессы эффективно развиваются лишь при такой организации обучения, при которой школьники включаются в активную поисковую деятельность. Поиск нового составляет основу для развития воли, внимания, памяти, воображения и мышления.

Современный молодой человек, стремящийся к успеху в профессиональной и личной жизни, должен уметь эффективно и целесообразно действовать в проблемных ситуациях, возникающих в различных сферах деятельности, и находить правильные решения. Следовательно, формирование такого качества личности, как готовность к осуществлению самостоятельной познавательной деятельности в условиях  проблемных ситуаций, можно считать одной из актуальнейших задач современного образования.

Участвуя в исследовательской деятельности, учащиеся не только расширяют свой кругозор, получают научные знания, Но  и приобщаются к культуре, тем самым, постигая истинные ценности жизни и формируя личное мировоззрение. Вот почему так важно правильно организовать любую деятельность ребят, делать её полезной для общества. Если ребёнку удалось достигнуть успеха в школе, то у него есть шанс и на успех в жизни.

Библиографический список.

1. Далингер В.А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся

    в процессе изучения математики. Электронный научный журнал «Вестник

    Омского государственного педагогического университета»  2007 .  

2. Титов Е.В.  Формирование готовности старшеклассников к

    исследовательской деятельности в сфере экологии // Педагогика. 2003. №9.

     с. 39-45.

3. Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформлении

    ее результатов. – М., 2000.

         

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Организация учебных исследований - необходимое условие формирования экологической культуры учащихся».

Цель мастер-класса: оказание методической помощи педагогам участникам семинара в проведении занятий, способствующих повышению  мотивации обучающихся, направленной на приобщение их к исследователь...

Формирование исследовательской культуры обучающихся, создание условий для реализации исследовательских проектов

Работа над научным исследованием формирует у учащихся новые качества – широту кругозора, видение проблем и определенную системность, логичность мышления, что пригодится им не только в дальнейшей научн...

Презентация "Педагогические условия формирования социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка"

В презентации рассматриваются вопросы формирования социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка...

Исследовательская работа на тему: «Организационно-педагогические условия формирования основ здорового образа жизни у школьников младшего возраста»

Здоровый образ жизни - объединяет всё, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельно...

Формирование исследовательской культуры учащихся

На современном этапе развития школьного образования научно-исследовательская работа учащихся приобретает все большее значение. Сегодня задача общеобразовательной школы состоит в том, чтобы, на ряду с ...

Формирование исследовательской культуры обучающихся, создание условий для реализации исследовательских проектов

Формирование исследовательской культуры обучающихся, создание условий для реализации исследовательских проектов...