Конспект занятия для детей старшей группы "Сравнение диких и домашних животных". Составила воспитатель МДОУ детский сад №130 Каткова Елена Александровна.
план-конспект по экологии по теме

Занятие предусматривает сравнение диких и домашних животных. Основной уклон занятия дан на работе со схемами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Сравнение диких и домашних

животных»

МДОУ детский сад №130

Воспитатель:

Каткова Е.А.

Тверь

2011

«Сравнение диких и домашних животных»

        Цель:

- уточнить и систематизировать представление детей о жизни диких и домашних животных;

- учить устанавливать связи между приспособленностью животного к среде обитания;

- анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки, фиксировать и обобщать их по элементам опорных схем;

- пользоваться схемами при  составлении рассказов о животных.

        Материал:

демонстрационный: схемы, иллюстрации животных;

раздаточный: карточки с изображением животных.

Ход занятия

Воспитатель: 

Сегодня мы с вами поговорим о диких и домашних животных и сравним их. Давным-давно жили на Земле Человек и много разных животных, и были эти животные дикими. Были животные, которые боялись человека, а были и такие, которых боялся Человек. Какое животное Человек приручил первым? Правильно, первым домашним животным стала собак. Она стала полезна на охоте, охраняла жилье, а когда домашними стали козы, овцы, коровы – собака помогала Человеку пасти, охранять их. Со временем Человек одомашнил и других животных. Каких вы знаете домашних животных? У всех домашних животных остались в дикой природе братья и сестры, каких из них вы знаете?

(Воспитатель называет домашнее животное, а дети – дикого предка. Собака – волк, кролик – заяц, свинья – кабан, корова – тур, кошка – рысь и т.д.)

Воспитатель:

        Итак, из-за вмешательства Человека часть животных стала домашними, а часть – осталась дикими.

(Воспитатель выставляет перед детьми первую и вторую схемы и просит их прокомментировать ее, ответив на вопросы: Где живут домашние животные? Где живут дикие животные?) Схема 1 и 2.

Воспитатель:

        Для одних животных домом остался лес, степь, пустыня – дикая природы, а для других – жилье рядом с домом человека. Жилье любого животного – и домашнего, и дикого носит свое название.

(Воспитатель выставляет третью схему и поясняет ее. Все последующие схемы остаются перед детьми). Схема 3.

Воспитатель:

        Рисунок этого дома обозначает жилье любого животного. Почему я написала букву «Ж» в доме? Потому, что слово «животное» начинается со звука «ж», мы его обозначаем буквой «Ж». Вспомним, как называется жилище некоторых животных?

(Воспитатель называет животное, а дети – название его жилища: собака – конура, волк – логово, корова – хлев, белка – дупло, медведь – берлога и т.д.)

Воспитатель:

        Давайте вспомним как выглядят животные.

(Воспитатель выставляет схему, обозначающую цвет животного.)

Схема 4.

Воспитатель:

        Назовите домашних и диких животных оранжевого (рыжего) цвета, белых, серых и т.д. Какие животные чаще меняют цвет шерсти – дикие или домашние, почему?

(Воспитатель подводит итог: «У каждого животного своя окраска, которая зависит от времени года, от того, где оно живет».)

Воспитатель:

        Животные различаются не только тем, где они живут, но и цветом, размером. Эта схема подскажет вам величину животного: крупное, среднее, мелкое (показывает схему с изображением предметов соответствующих размеров). Схема 5.

(Далее воспитатель выставляет еще одну схему.) Схема 6.

Воспитатель:

        Посмотрите на схему, какая она занятная. На ней нарисовано какое-то несуществующее животное. Я поясню ее. У всех животных есть основные части: голова, туловище, лапы, хвост. Для защиты себя, своих детенышей, для того чтобы добыть себе пищу, у некоторых из них есть рога, копыта, острые зубы, когти. А также для животного очень важно, чем покрыто их тело. Почему? Чтобы не замерзнуть, когда холодно, а в жару не перегреться.

Воспитатель:

        Поговорим о том, чем питаются животные в холодное и теплое время года. Есть ли  животные, которые обходятся без пищи зимой? (Медведь, барсук, еж.) Как изменяется еда у коровы (свежая трава, сено), у зайца (свежая трава, листики, кора, веточки) и т.д.? Об этих изменениях вам поможет рассказать следующая схема: Схема 7.

(Далее воспитатель выставляет еще одну схему.) Схема 8.

Воспитатель:

        Эта схема поможет вам рассказать об отношениях человека  животных. Какую пользу приносят домашние, дикие животные? Как человек заботится о домашних животных? (Ухаживает, кормит, убирает, лечит и т.д.) Что дают человеку дикие животные? (Возможность наблюдать, любоваться, изучать природу.)

Физкультминутка.

«Веселые зайчата»

Ну-ка, дружно все присели,

Друг на друга поглядели.

Лапками похлопали:

Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп.

Что у зайцев на макушке?

- Пляшут весело там ушки.

Раз подскок, два подскок –

Поскакали все в лесок.

(Движения выполняются по тексту)

(Воспитатель просит детей занять свои места.)

Воспитатель:

        Сейчас  двое из вас будут рассказывать о животных: один – о диком, а второй – о домашнем, сравним их.

Воспитатель задает два вопроса:

  1. Какое животное спит всю зиму? (Медведь.)
  2. Это животное постоянно вылизывает себя, чтобы тот, на кого оно охотится не почувствовал его запаха. (Кошка.)

(Дети выходят к схемам и начинают рассказывать о животных.)

Воспитатель предлагает детям следующую игровую ситуацию:

        «Однажды домашние животные задумались, «Что это мы все с Человеком и с Человеком! Ни погулять, когда и сколько тебе хочется, ни поесть, что тебе хочется. Хотим быть свободными, дикими и жить в зимнем лесу! «Там так красиво!», - вздохнула лошадь. Сказано – сделано. Вот отправились в лес корова, лошадь, свинья и кошка.

        А в это же самое время в лесу встретились дикие животные. Они очень завидовали домашним животным. «Им-то хорошо! Не надо бегать искать себе корм, все хозяин дает», - говорили волки. «Счастливые! Не надо прятаться, всего бояться, мерзнуть», - вздыхал зайчишка. «А давайте пойдем к человеку и скажем ему, что тоже хотим быть домашними животными», - предложила хитрая лиса. Звери так расшумелись, что не заметили, как разбудили медведя. «Чего шумите? Спать не даете! Или весна наступила?» - заревел медведь. Осторожная белка ответила медведю с высокой сосны: «Да вот, хотим домашними животными стать, пойти к человеку жить. Пусть нас кормит, поит, ухаживает за нами, держит нас в тепле». «Это вы хорошо придумали! Я тоже с вами пойду, все равно теперь не скоро засну», - ответил медведь. Пошли дикие животные к дому человека. Поменялись животные местами.

        Так прошел день, другой, а потом они встретились. Где? На дороге. Идут и те и другие к себе восвояси грустные. Начали звери рассказывать, как им жилось.

        Давайте представим, что же рассказывали животные о своем житье-бытье».

Воспитатель (выслушав рассказы всех детей, подводит итог):

        Домашние животные не могут жить в дикой природе, так как они не умеют строить себе жилье, самостоятельно добывать для себя корм, защищаться от врагов и природных условий.

        Дикие животные не могут жить рядом с человеком, так как они боятся человека, лишены привычных условий жизни, требуют много мясной пищи, образ жизни диких животных (спячка, ночной образ жизни и др.) не совпадает с образом жизни человека.

        Каждое животное хорошо и полезно на своем месте. Пусть будет так, как устроила сама природа. Сегодня на занятии мы рассказывали о животных, сравнивали их, используя схемы, поиграли. Занятие окончено.