Конспект занятия для детей старшей группы "Сравнение диких и домашних животных". Составила воспитатель МДОУ детский сад №130 Каткова Елена Александровна.
план-конспект по экологии по теме

Занятие предусматривает сравнение диких и домашних животных. Основной уклон занятия дан на работе со схемами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Сравнение диких и домашних

животных»

МДОУ детский сад №130

Воспитатель:

Каткова Е.А.

Тверь

2011

«Сравнение диких и домашних животных»

        Цель:

- уточнить и систематизировать представление детей о жизни диких и домашних животных;

- учить устанавливать связи между приспособленностью животного к среде обитания;

- анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки, фиксировать и обобщать их по элементам опорных схем;

- пользоваться схемами при  составлении рассказов о животных.

        Материал:

демонстрационный: схемы, иллюстрации животных;

раздаточный: карточки с изображением животных.

Ход занятия

Воспитатель: 

Сегодня мы с вами поговорим о диких и домашних животных и сравним их. Давным-давно жили на Земле Человек и много разных животных, и были эти животные дикими. Были животные, которые боялись человека, а были и такие, которых боялся Человек. Какое животное Человек приручил первым? Правильно, первым домашним животным стала собак. Она стала полезна на охоте, охраняла жилье, а когда домашними стали козы, овцы, коровы – собака помогала Человеку пасти, охранять их. Со временем Человек одомашнил и других животных. Каких вы знаете домашних животных? У всех домашних животных остались в дикой природе братья и сестры, каких из них вы знаете?

(Воспитатель называет домашнее животное, а дети – дикого предка. Собака – волк, кролик – заяц, свинья – кабан, корова – тур, кошка – рысь и т.д.)

Воспитатель:

        Итак, из-за вмешательства Человека часть животных стала домашними, а часть – осталась дикими.

(Воспитатель выставляет перед детьми первую и вторую схемы и просит их прокомментировать ее, ответив на вопросы: Где живут домашние животные? Где живут дикие животные?) Схема 1 и 2.

Воспитатель:

        Для одних животных домом остался лес, степь, пустыня – дикая природы, а для других – жилье рядом с домом человека. Жилье любого животного – и домашнего, и дикого носит свое название.

(Воспитатель выставляет третью схему и поясняет ее. Все последующие схемы остаются перед детьми). Схема 3.

Воспитатель:

        Рисунок этого дома обозначает жилье любого животного. Почему я написала букву «Ж» в доме? Потому, что слово «животное» начинается со звука «ж», мы его обозначаем буквой «Ж». Вспомним, как называется жилище некоторых животных?

(Воспитатель называет животное, а дети – название его жилища: собака – конура, волк – логово, корова – хлев, белка – дупло, медведь – берлога и т.д.)

Воспитатель:

        Давайте вспомним как выглядят животные.

(Воспитатель выставляет схему, обозначающую цвет животного.)

Схема 4.

Воспитатель:

        Назовите домашних и диких животных оранжевого (рыжего) цвета, белых, серых и т.д. Какие животные чаще меняют цвет шерсти – дикие или домашние, почему?

(Воспитатель подводит итог: «У каждого животного своя окраска, которая зависит от времени года, от того, где оно живет».)

Воспитатель:

        Животные различаются не только тем, где они живут, но и цветом, размером. Эта схема подскажет вам величину животного: крупное, среднее, мелкое (показывает схему с изображением предметов соответствующих размеров). Схема 5.

(Далее воспитатель выставляет еще одну схему.) Схема 6.

Воспитатель:

        Посмотрите на схему, какая она занятная. На ней нарисовано какое-то несуществующее животное. Я поясню ее. У всех животных есть основные части: голова, туловище, лапы, хвост. Для защиты себя, своих детенышей, для того чтобы добыть себе пищу, у некоторых из них есть рога, копыта, острые зубы, когти. А также для животного очень важно, чем покрыто их тело. Почему? Чтобы не замерзнуть, когда холодно, а в жару не перегреться.

Воспитатель:

        Поговорим о том, чем питаются животные в холодное и теплое время года. Есть ли  животные, которые обходятся без пищи зимой? (Медведь, барсук, еж.) Как изменяется еда у коровы (свежая трава, сено), у зайца (свежая трава, листики, кора, веточки) и т.д.? Об этих изменениях вам поможет рассказать следующая схема: Схема 7.

(Далее воспитатель выставляет еще одну схему.) Схема 8.

Воспитатель:

        Эта схема поможет вам рассказать об отношениях человека  животных. Какую пользу приносят домашние, дикие животные? Как человек заботится о домашних животных? (Ухаживает, кормит, убирает, лечит и т.д.) Что дают человеку дикие животные? (Возможность наблюдать, любоваться, изучать природу.)

Физкультминутка.

«Веселые зайчата»

Ну-ка, дружно все присели,

Друг на друга поглядели.

Лапками похлопали:

Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп.

Что у зайцев на макушке?

- Пляшут весело там ушки.

Раз подскок, два подскок –

Поскакали все в лесок.

(Движения выполняются по тексту)

(Воспитатель просит детей занять свои места.)

Воспитатель:

        Сейчас  двое из вас будут рассказывать о животных: один – о диком, а второй – о домашнем, сравним их.

Воспитатель задает два вопроса:

  1. Какое животное спит всю зиму? (Медведь.)
  2. Это животное постоянно вылизывает себя, чтобы тот, на кого оно охотится не почувствовал его запаха. (Кошка.)

(Дети выходят к схемам и начинают рассказывать о животных.)

Воспитатель предлагает детям следующую игровую ситуацию:

        «Однажды домашние животные задумались, «Что это мы все с Человеком и с Человеком! Ни погулять, когда и сколько тебе хочется, ни поесть, что тебе хочется. Хотим быть свободными, дикими и жить в зимнем лесу! «Там так красиво!», - вздохнула лошадь. Сказано – сделано. Вот отправились в лес корова, лошадь, свинья и кошка.

        А в это же самое время в лесу встретились дикие животные. Они очень завидовали домашним животным. «Им-то хорошо! Не надо бегать искать себе корм, все хозяин дает», - говорили волки. «Счастливые! Не надо прятаться, всего бояться, мерзнуть», - вздыхал зайчишка. «А давайте пойдем к человеку и скажем ему, что тоже хотим быть домашними животными», - предложила хитрая лиса. Звери так расшумелись, что не заметили, как разбудили медведя. «Чего шумите? Спать не даете! Или весна наступила?» - заревел медведь. Осторожная белка ответила медведю с высокой сосны: «Да вот, хотим домашними животными стать, пойти к человеку жить. Пусть нас кормит, поит, ухаживает за нами, держит нас в тепле». «Это вы хорошо придумали! Я тоже с вами пойду, все равно теперь не скоро засну», - ответил медведь. Пошли дикие животные к дому человека. Поменялись животные местами.

        Так прошел день, другой, а потом они встретились. Где? На дороге. Идут и те и другие к себе восвояси грустные. Начали звери рассказывать, как им жилось.

        Давайте представим, что же рассказывали животные о своем житье-бытье».

Воспитатель (выслушав рассказы всех детей, подводит итог):

        Домашние животные не могут жить в дикой природе, так как они не умеют строить себе жилье, самостоятельно добывать для себя корм, защищаться от врагов и природных условий.

        Дикие животные не могут жить рядом с человеком, так как они боятся человека, лишены привычных условий жизни, требуют много мясной пищи, образ жизни диких животных (спячка, ночной образ жизни и др.) не совпадает с образом жизни человека.

        Каждое животное хорошо и полезно на своем месте. Пусть будет так, как устроила сама природа. Сегодня на занятии мы рассказывали о животных, сравнивали их, используя схемы, поиграли. Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Веселые стихи Бориса Заходера»

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Веселые стихи Бориса Заходера»...

Конспект открытого комплесного занятия по окружающему миру. Тема: "Дикие и домашние животные"

Конспект открытого комплесного занятия по окружающему миру. Тема: "Дикие и домашние животные"Цель:  Закреплять знания детей о  диких и домашних животных....

Тема: Звук [а]. Конспект занятия для детей старшей группы с ОНР III уровня

Грамота. Тема: Звук [а]. Конспект занятия для детей старшей группы с ОНР III уровня...

Конспект логоритмического занятия в сочетании с приёмами нейропсихологической коррекции для детей старшего возраста по теме « Домашние животные».

Аннотация.Представлены примеры  использования приёмов нейропсихологической коррекции при развитии речи детей с ограниченными  возможностями здоровья. Предлагаются варианты игровых упражнений...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня по лексической теме: "К нам пришла Весна-красна!"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня по лексической теме «К нам пришла Весна - красна!»Автор: Слинкина Лариса Анатольевна, учитель-логопед Г...

Конспект коррекционного логопедического занятия для детей с расстройством аутистического спектра старшего дошкольного возраста. Тема: "Домашние животные"

Тема: «Домашние животные».Цель. Формирование речевых и коммуникативных навыков у детей с РАС старшего дошкольного возраста в ходе совместных действий.Задачи:Формирование коммуникативных (в...

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)

Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...