Программа кружка "Экология растений и животных" для 5-6 классов
рабочая программа по экологии (6 класс) по теме

Евченко Наталья Алексеевна

Программа кружка для учащихся 5-6 классов. Ребята получат  знания о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, с окружающей  средой. От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему взаимодействию растений и животных с основными экологическими факторами – абиотическими и биотическими. Выделяются экологические группы растений и животных по отношению к основным экологическим факторам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka.doc208.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

         Программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся познакомились в  начальной школе. Ребята получат  знания о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, с окружающей  средой. От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему взаимодействию растений и животных с основными экологическими факторами – абиотическими и биотическими. Выделяются экологические группы растений и животных по отношению к основным экологическим факторам. В весеннее время основное внимание сосредотачивается на работу по уходу за цветочно-декоративными растениями и составлением клумб. Рассмотрены основные виды приспособлений растений как показатель условия их жизни. На занятиях учащиеся углубленно познакомятся с  растительными сообществами,  ролью растений и животных в природе и жизни человека.  При изучении курса рассматриваются влияние условий окружающей среды на животных, состав животного мира в разных местах обитания, многообразие взаимных связей разных живых существ, роль человека в сохранении экологического равновесия в природе. На занятиях кружка «Экология растений и животных» развиваются основы правильного понимания вопросов охраны природы.

    При сборе объектов в природе необходимо бережно относиться к природе, недопустимо изъятие из природы растений и животных, кроме  сбора ограниченного количества видов для учебных целей. Кружковцы должны научиться пользоваться литературой, справочниками, определителями, закладывать и оформлять гербарий, пользоваться микроскопом и готовить микропрепараты. Практические занятия проводятся в занимательных формах и закрепляются знания и навыки, полученные на теоретических занятиях. В занятия включаются также игровые моменты. Учащиеся должны знать и быть знакомы с правилами безопасности и гигиеной труда.  Данный курс поможет школьникам лучше узнать видовой состав растений и животных в окрестностях станицы Ольгинской, подготовиться к практической деятельности в области сельского хозяйства и озеленения школьного участка. Ребята научатся выполнять исследовательские работы при изучении растений и животных.

      Важно у учащихся сформировать не просто бережное отношение к природе, но и умение и желание жить по ее законам. Предлагаемая программа  предназначена для обучения учащихся 6-9-х классов, при наполняемости групп 12-15 человек.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

  1.  взаимосвязь растений и животных со средой обитания, с окружающей  средой;
  2. общие положения и принципы биологической номенк латуры;

-основные   признаки   различных   систематических групп растений и животных;

  1. методы исследовательской деятельности;
  2. правила оформления результатов исследования.

учащиеся должны уметь:

  1. определять распространенные виды растений и жи вотных;
  2. проводить исследовательские и проектные работы;
  3. составлять ботанические коллекции, фото- и видео коллекции, иллюстрирующие многообразие видов различных систематических групп растений и живот ных;
  1. проводить обработку материалов, полученных в по левых условиях;
  2. представлять данные, полученные в ходе исследова ния, и оформлять результаты;
  3. работать с современной биологической литературой.

  Требования к техническому оснащению

  1. Видео- и фотоматериалы, иллюстрирующие многооб разие растений и животных.
  2. Гербарные материалы, коллекции животных.
  3. Определители растений и животных.
  4. Оборудование для работы в полевых условиях и обра ботки материалов.
  5. CD-диск с иллюстративными и справочными материа лами по основным разделам курса, мультимедийный проектор.

В соответствии с тематикой предусматривается использование следующих методов и форм занятий:

  1. рассказ
  2. беседа
  3. мини – лекция
  4. дискуссия
  5. использование ТСО
  6. электронных учебников
  7. ресурсы Интернет
  8. сообщения учащихся
  9. наблюдение
  10. эксперимент
  11. дидактические игры
  12. обзор научной периодики
  13. различные творческие работы учащихся
  14. семинары
  15. конференции
  16. экскурсии
  17. встречи со  специалистами
  18. проведение мониторинга

Программа кружка

Введение – 2 часа.

    Знакомство с планом работы на год, с требованием к поведению во время практических и экскурсионных занятий, правилами ведения дневника наблюдения и постановки опытов. Что изучает экология растений и животных.

Экскурсия. Особенности взаимодействии растений и животных со средой обитания.

1. Свет в жизни растений – 4 часов. Экологические группы растений по отношению к свету. Светолюбивые растения. Теневыносливые и тенелюбивые растения.

Практическая работа.  

Влияние различной освещенности на рост и развитие одуванчика.

Экскурсия. Светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые растения ст. Ольгинской.

2.Тепло и вода в жизни растений - 5 часа. Приспособление растений к высоким и низким  температурам. Улучшение температурных условий для растений.

Как поступает и удерживается вода в растениях, на что расходуется. Экологические группы растений по отношению к воде.  Обеспечение растений водой.

Практическая работа .  

1. Влияние разной температуры на образование корней у черенка.

2. Поглощение корнем растворенного в воде окрашенного вещества.

3. Прохождение воды и растворенных в ней веществ по побегу.

3.Воздух и почва в жизни растений – 5 часа. Газовый состав воздуха в жизни растений. Приспособление растений к опылению  и распространению ветром. Регулирование человеком воздушных потоков и газового состава  воздуха. Экологические группы растений  по отношению к различным свойствам почв. Свойства почвы как среды обитания животных. Животные-землерои.

Практическая работа. 

Срез почвы на пришкольно - опытном участке школы.

Экскурсия. Влияние ветра на растительность лесополос. 

4. Условия существования животных – 5 часов. Среда обитания и условия существования. Пища и способы добывания пищи. Вода и воздух в жизни животных. Температура и свет в жизни животных. Жилища животных.

5. Животные и растения - 4 часа. Животные опылители. Как распространяют плоды и семена люди и животные. Растения и растительноядные животные, растения-хищники.

Практическая работа. 

Сбор коллекции семян, распространяющихся животными и человеком.

Экскурсия. В парк, наблюдение за распространением плодов и семян животными и человеком.

6.Сезонные изменения растений и животных – 4 часа. Осень и зима в жизни растений. Весна и лето в жизни растений. Спячка и оцепенение, миграции животных.

Экскурсия. Растения и животные  осенью.

7. Изменение растений в течение жизни – 5 часов. Разнообразие условий существования  и их влияние на растения. Как долго живут растения и как определяют их возраст. Где и как обитают растения. Методы лихеноиндикации. Жизненные состояния растений.

Практическая работа. 

1.Относительная численность лишайников.

 2.Определение возраста деревьев в парке ст. Ольгинской.

8. Жизненные формы растений – 3 часа. Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев.

Экскурсия. Изучение видового состава деревьев и кустарников ст. Ольгинской.

9. Взаимоотношения между животными одного вида – 4. «Своя» территория. Встреча будущих родителей. Взаимоотношения между родителями и детенышами. «Начальники и подчиненные» в группах животных.

10. Отношения между животными различных видов - 5 часов. Хищники и их жертвы. Животные-паразиты и животные-хозяева. Животные-нахлебники. Конкурентные отношения между животными. Взаимовыгодные отношения между животными.

11. Экологические факторы и их воздействие на растения и животных – 5 часов. Общая характеристика экологических факторов. Климатические, биотические и антропогенные факторы.

Практическая работа. 

1. Биоиндикация  станицы Ольгинской.

2.Биоиндикация трассы около ст. Ольгинской.

12.Индикация растениями загрязнения среды – 4 часа.  Растения – индикаторы загрязнения окружающей среды. Анатомо-морфологические и биохимические признаки повреждения деревьев.

Практическая работа. 

1.Визуальная оценка состояния деревьев по внешним диагностическим признакам. 2.Гладиолусы как  биоиндикаторы загрязнения окружающей среды.

13. Численность растений и животных и изменение в растительном и животном мире Земли – 3 часа. Популяции растений и животных. Как и почему меняется численность растений и животных. Почему некоторые растения и животные становятся редкими.

14.  Гербаризация растений – 3 часа. Правила сбора растений для гербария и его сушка. Оформление гербария.

Практическая работа. 

Оформление гербария.

15. Человек и животные – 4 часа.  Дикие животные и человек. Одомашнивание животных. Животные в населенных пунктах. Животные в доме человека.

Практическая работа.

Наблюдение за домашними животными.

16. Цветочно-декоративные растения – 5 часов. Краткая история цветоводства. Важные особенности цветочных растений. Технология выращивания. Вредители декоративных растений и меры борьбы с ними.

Практическая работа 

Посадка и уход за цветочно-декоративными растениями на пришкольном участке.

Экскурсия. В тепличное хозяйство МЖПКХ по изучению технологии выращивания рассады.

17. Использование цветочных растений – 7 часов. Цветы в озеленении, букетах и композициях. Подготовка и проведение праздника цветов.

Практическая работа 

1.Создание и оформление клумб на пришкольном участке.

2.Озеленение школы.

3. Пересадка комнатных цветов в кабинете биологии.

Экскурсия. Поездка в город Приморско – Ахтарск.

18. Сорта культурных растений – 4 часа.  Культурные растения, понятие сорта и селекции. Важнейшие сельскохозяйственные растения.

Практическая работа.

Знакомство с биологическими основами выращивания  культурных растений на пришкольно-опытном участке.

Экскурсия. Ознакомление с выращиванием растений в незащищенном грунте.

19. Растительные сообщества – 4 часа. Что называют растительным сообществом. Состав растительных сообществ, их изменения.

Практическая работа. 

Воздействие человека на растительность.

Экскурсия. Изучение искусственного сообщества – поля.

20. Сорные растения – 4 часа. Местообитания, жизненные формы, продолжительность жизни.

Практическая работа 

1.Прополка сельскохозяйственного участка и описание некоторых видов.

2. Составление гербария.

Экскурсия Изучение сорных растений в окрестностях школы.

21. Ядовитые и лечебные действия растений и животных – 6 часов. Ядовитые растения ст. Ольгинской. Лекарственные растения. Лекарственные средства растительного  и животного происхождения.

Практическая работа. 1.Охрана и применение лекарственных растений. 2.Сбор лекарственного сырья.

Экскурсия. Изучение ядовитых и лекарственных растений в окрестностях

ст. Ольгинской.

22. Значение растений в природе и жизни человека – 3 часа. Роль растений в природе и жизни человека.

Практическая работа.

Оформление альбома.

23. Охрана растений – 3 часа. Природоохранная деятельность. Охраняемые виды Краснодарского края. Нормативно – правовые документы по охране природы Краснодарского края.

Экскурсия. Редкие и охраняемые растения в окрестностях ст. Ольгинской.

24. Охрана животных - 3 часа. Красная книга. Заповедники и другие охраняемые территории России. Заповедные территории Краснодарского края. Нормативно-правовые документы по охране природы Краснодарского края.

Тематическое планирование кружка «Экология растений и животных»

№ п/п

ТЕМА

Кол-во часов

В том числе:

Теория

Практика

Экскурсии

Введение.

2

1

-

1

1.

Свет в жизни растений.

4

2

1

 

1

2.

Тепло и вода в жизни растений.

5

2

3

-

3.

Воздух и почва в жизни растений.

5

3

1

1

4.

Условия существования животных.

5

5

-

-

5.

Животные и растения.

4

2

1

1

6.

Сезонные изменения растений и животных.

4

3

-

1

7.

Изменение растений в течение жизни.

5

4

1

-

8.

Жизненные формы растений.

3

2

-

1

9.

Взаимоотношения между животными одного вида.

4

4

-

-

10.

Отношения между животными различных видов.

5

5

-

-

11.

Экологические факторы и их воздействие на растения и животных.

5

3

2

-

12.

Индикация растениями загрязнения среды.

4

2

2

-

13.

Численность растений и животных и изменение в растительном и животном мире Земли.

3

3

-

-

14.

Гербаризация растений.

3

1

2

-

15.

Человек и животные.

4

3

1

-

16.

Цветочно-декоративные растения.

5

3

1

1

17.

Использование цветочных растений.

7

2

3

2

18.

Сорта культурных растений.

4

1

1

2

19.

Растительные сообщества.

4

2

1

1

20.

Сорные растения.

4

1

2

1

21.

Ядовитые и лечебные действия растений.

6

3

2

1

22.

Значение растений в природе и жизни человека.

3

2

1

-

23.

Охрана растений.

3

2

-

1

24.

Охрана животных.

3

3

-

-

И того:

104

64

25

15

 

Ожидаемые результаты:

  1. Получить знания о роли растений и животных в природе.
  2. Научить определять распространенные виды растений и жи вотных.
  3. Построение полноценной развивающей среды и формирование личностно – ориентированной модели взаимодействия педагогов с детьми.
  4. Обновление содержания и технологий образовательной работы с детьми.
  5. Развить  у детей потребность в активной деятельности.
  6. Возможность практического применения знаний, умений и навыков.

Список литературы:

1. Бабенко В.Г., Богомолов Д.В. и другие «Экология животных». Учебное пособие для 7 класса, «Вентана-Графт», 2006 г.

2. Бинас А.В., Маш Р.Д. Никишов А.И. и другие «Биологический эксперимент в школе». Книга для учителя, М.Просвещение, 1990 г.

3. Былова А.М. и др. «Экология растений». Учебное пособие для 6 класса, «Вентана-Графт», 2003 г.

4.Захлебный А.Н., Зверев И.Д., Суравегина И.Т.  «Охрана природы в школьном курсе биологии». Пособие для учителя,  М., Просвещение, 1997 г.

5. Илтьинский Е.В., Гугушвили Н.Н. «Биология». Учебное пособие, «Северный Кавказ», Краснодар, 1995 г.

6. Краевая станция юных натуралистов. Практикум к курсу «Проблемы экологии, окружающей среды и рациональное природопользование», Краснодар, 1992 г.

7. Поляков В.А. «Экологическая взаимообусловленность мира». Учебное пособие для учащихся 6-11-х классов, Краснодар, 1996 г.

8. Хрипкова А.Г., Манке Г.Г.  и др. «Методика преподавания факультативных курсов по биологии», М.Просвещение, 1988 г.

9. Чумаковский Н.Н., Чебураков Б.Ю., и другие. Экология кубанского региона. Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений, Краснодар, 2006 г.

Учитель биологии МОУ СОШ № 4 ст. Ольгинской Краснодарского края

     



 

Комментарии

Уважаемая наталья Алексеевна! Большое спасибо за вашу интересную работу! Очень содержательная программа и интересна для ребят и старшего возраста. Учитель биологии сельской школы Курганской области Бунакова Лидия Ивановна.