Образовательная программа "Социальная экология"
элективный курс (экология) по теме

Борчанинов Сергей Николаевич

   Образовательная программа "Социальная экология" предназначена для организации факультативных занятий по экологии (с 8 по 11кл.).                                  Программа 3-х годичная:  «Здоровье человека и окружающая среда» – первый год обучения (144 ч); «Экология и цивилизация» – второй год обучения (144 ч); «Основы устойчивого развития» - третий год обучения     (144 ч).

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya__programma_-_socialnaya_ekologiya.doc330 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Кислянская средняя общеобразовательная школа»

Юргамышского района  Курганской области

                                                                                               

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  

 «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»

для обучающихся 8–11-х классов

(3-х годичная)

                                                              Автор: Борчанинов Сергей Николаевич –  

                                                              учитель биологии МКОУ «Кислянская  

                                                              СОШ», педагог дополнительного              

                                                              образования  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  

 «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»

для обучающихся 8–11-х классов

(3-х годичная)

Пояснительная записка

     Современное состояние общества далеко от идеального, его раздирают различные конфликтные ситуации, состояние окружающего мира вызывает тревогу за судьбу будущих поколений. В начале третьего тысячелетия  человечество опять стоит на грани цивилизационного кризиса. Это касается состояния среды жизни человека, его взаимоотношений с окружающим миром, стратегии и тактики поведения людей. Разрешение данной проблемы лежит в достаточно большой степени в плоскости обучения, воспитания и развития подрастающего поколения, становления экологической культуры. Основная роль в становлении и развитии экологической культуры детей принадлежит педагогам.

    Поэтому, чтобы решить глобальные проблемы современности, включая экологические проблемы, необходимо изменить ценностные ориентации человека, сформировать новое (глобальное, экологическое, ноосферное) мышление, повысить уровень культуры, включая её экологическую составляющую.

    У детей  непосредственно изучающих объекты живой природы, принимающих участие в их охране  формируются ценностные качества личности, они  и в дальнейшем будут бережно относиться к окружающей природной среде.

     В рамках сельской школы с небольшим количеством параллелей  сложно провести дифференциацию классов по преимущественному изучению определенных дисциплин,  в  ходе     изучения  которых каждый ребенок мог бы раскрыть свои  способности и реализовать свои интересы. Ведение данного курса, научно-исследовательской работы школьников по экологии способствует  развитию творческих способностей детей, реализации обучающих и воспитательных задач. Кроме того, научно-исследовательскую работу школьников можно рассматривать и как средство расширения образовательной среды школы, юные исследователи принимают участие не только в школьных конференциях, но и в районных, областных конкурсах и олимпиадах.

Реализация данной программы способствует профессиональному самоопределению, повышению экологической культуры личности, формированию навыков исследовательской деятельности.  Курс способствует развитию творческих способностей, более глубокому освоению естественнонаучных дисциплин, даёт базовые знания по экологии, в частности экологии человека, реализации экологического образования.

    Цель курса: овладение учащимися знаниями о единстве Homo sapiens и  природной среды, взаимосвязи здоровья человека с окружающей средой, факторах определяющих нормальное функционирование организма человека, умениями осуществлять научно-исследовательскую, проектную деятельность.

Задачи:

  1. показать стадии эволюции человека, как элемента природной среды;
  2. рассмотреть тенденции антропогенного воздействия людей на окружающую среду;
  3. показать необходимость рационального природопользования;
  4. сформировать представление о взаимосвязи здоровья
    человека с окружающей средой;
  5. определить факторы, влияющие на состояние организма человека;
  6. изучить способы сохранения здоровья человека;
  7. сформировать у учащихся практические умения и навыки по осуществлению научно-исследовательской деятельности по определению качества окружающей среды и состояния организма человека;
  8. развить экологическое мышление;
  9. научить прогнозировать последствия антропогенного воз действия на природу;
  10. сформировать бережное отношение к окружающей нас живой
    природе.

          Программа 3-х годичная:  «Здоровье человека и окружающая среда» – первый год обучения (144 ч); «Экология и цивилизация» – второй год обучения (144 ч); «Основы устойчивого развития» - третий год обучения     (144 ч).

Реализация программы первого года обучения  включает темы, отражающие влияние окружающей среды на здоровье человека, зависимость состояния окружающей среды от антропогенного воздействия. Рассматриваются способы сохранения здоровья человека.

    Реализация программы второго года обучения помогает понять природную сущность Homo sapiens, так же возрастающее воздействие людей на природную среду по мере развития человеческого общества. Включены темы, раскрывающие вопросы  охраны основных сред жизни.

   Реализация программы третьего года обучения способствует формированию экомышления, рационального природопользования с учётом критериев устойчивого развития.

Программа предполагает осуществление научно-исследовательской деятельности по изучению качества окружающей среды и его влияние на здоровье человека.

   

    Условия реализации программы: кабинет, необходимая литература для  учителя и учащихся, ТСО. Для проведения научно-исследовательской деятельности необходимы – набор химической посуды и химикатов, микроскопы, лупы, справочники по определению ПДК веществ, компас, планшет, районные  и областные газеты для сбора информации об экологических проблемах своего края.

   Ожидаемые результаты: освоение обучающимися основ выбранного направления экологической науки, выполнение групповых и индивидуальных исследовательских работ, реализация исследовательских экологических проектов, повышение уровня экологической и общей культуры.        

    Программа курса, включает в себя применение способов, элементов и методов других смежных наук по изучению окружающей среды, реализуя межпредметный  подход, связь с химией, биологией.

Требования к знаниям и умениям учащихся

   Учащиеся должны знать:

– основные экологические понятия: экология, среда обитания, экологические факторы, трофические связи, здоровье, экология человека, биосфера, ноосфера, эволюция, ПДК, загрязнение окружающей среды и его виды; рациональное природопользование;

–  условия взаимосвязи и взаимодействия человека и природы;

–  факторы, определяющие здоровье и риск заболевания;

–  основные гигиенические требования и санитарные нормы.

   Учащиеся должны уметь:

–  характеризовать взаимосвязи человека с окружающей природной средой;

–  исследовать состояние окружающей среды и прогнозировать последствия его влияния на здоровье;

–  определять способы сохранения здоровья и реализовывать их практически;

–  применять знания в практической деятельности по благоустройству и

    охране окружающей среды.

   

Содержание программы

«Здоровье человека и окружающая среда»

Первый год обучения (144 ч)

Введение (4 ч)

   План работы объединения. Техника безопасности. Научно-исследовательская работа учащихся как условие формирования экологического мировоззрения и готовности к  экодеятельности. Последовательность основных этапов выполнения научно-исследовательских работ. Правила написания научных работ.

Учебно-тематический план

«Здоровье человека и окружающая среда»

Первый год обучения (144 ч)

Тема занятия

Кол-во часов

       Форма     занятия

Образователь-ный продукт

всего

теория

 практика

Введение

4

2

2

Беседа, рассказ, работа в группах

План работы

 1.

Природа и общество

30

18

12

Лекция, семинар, беседа, работа в группах, практическая работа

Опорный конспект, сообщения, доклад опорные схемы, отчёты о практических работах

1.1.

Организм человека – сложная биологическая система

6

4

2

Лекция, беседа, работа в группах, практическая работа

Опорный конспект,  доклад, опорные схемы, отчёты о практических работах

  1.2.

Человек и окружающая среда

24

14

10

Лекция, семинар беседа, работа в группах, практическая работа, экскурсия

Опорный конспект, сообщения, опорные схемы, отчёты о практических работах и экскурсиях

   2.

Здоровье человека и способы его сохранения

106

50

56

Лекция, семинар, беседа, работа в группах, практическая, лабораторная работы, экскурсия

Опорный конспект, рефераты, сообщения, опорные схемы, отчёты о практических и лабораторных работах, экскурсиях

  2.1.

Организм человека – «химическая лаборатория»

24

14

10

Лекция, семинар, беседа, работа в группах, практическая, лабораторная работы

Опорный конспект, рефераты, сообщения, опорные схемы, отчёты о практических и лабораторных работах

 2.2.

Влияние качества окружающей среды на здоровье человека

40

14

26

 Лекция, семинар, беседа, работа в группах, практическая, лабораторная работы      

Опорный конспект, рефераты, сообщения, опорные схемы, отчёты о практических и лабораторных работах, стенгазеты

2.3.

Способы сохранения здоровья человека

26

14

12

 Лекция, семинар, беседа, работа в группах, практическая работа, просмотр видеофильма

Опорный конспект, рефераты, отчёты о практических  работах, стенгазеты

 2.4.

Современная медицина

16

8

8

Лекция, беседа, семинар, работа в группах, практическая работа, экскурсия,           ролевая игра

Опорный конспект, рефераты, отчёты о практических  работах, экскурсии

Итоговая конференция

4

-

4

Защита исследова-тельских работ

Исследователь-ские работы

             Итого

144

66

78

«Экология и цивилизация»

Второй год обучения (144 ч)

Тема занятия

Кол-во часов

       Форма     занятия

Образователь - ный продукт

всего

теория

 практика

Введение

2

2

-

Беседа, рассказ, работа в группах

План работы

 1.

Экологические связи человека

22

12

10

Лекция, семинар, беседа, работа в группах, практическая работа, экскурсия

Опорный конспект, сообщения, доклад, опорные схемы, отчёты о практических работах

1.1.

Человек как биосоциальный вид

2

2

-

Лекция, беседа, работа в группах, семинар

Опорный конспект,  доклад, опорные схемы

  1.2.

Особенность пищевых  и информацион-ных связей человека.

Использование орудий и энергии

10

4

6

Лекция, семинар беседа, работа в группах, составление схем, практическая работа, экскурсия

Опорный конспект, сообщения, опорные схемы, отчёты о практических работах и экскурсии

1.3.

История развития экологических связей человечества

10

6

4

Лекция, составление, схем стадий эволюции человека, практическая работа, семинар

Опорный конспект, схемы, отчёты о практических работах и экскурсии

  2.

Экология и демография

16

10

6

Лекция, семинар, беседа, работа в группах, практическая работа, экскурсия, составление карты схемы и диаграмм.

Работа  с администрацией села  

Опорный конспект, рефераты, сообщения, опорные схемы, отчёты о практических работах, экскурсиях, диаграммы, карта – схема

2.1.

Социально – экологические особенности демографии человечества

4

4

-

Лекция, семинар, беседа, работа в группах

Опорный конспект, рефераты, сообщения, опорные схемы

2.2.

Социально – географичес-кие особенности демографии человечества. Демографи-ческие перспективы

12

6

6

Лекция, семинар, беседа, работа в группах, составление карты схемы местности, работа с администрацией села, составление  диаграмм динамики численности населения

Опорный конспект, рефераты, сообщения, опорные схемы. Карта схема территории села, диаграммы динамики численности

3.

Экологические проблемы и их решения

100

34

66

 Лекция, семинар, конференция, беседа, работа в группах, практическая работа, ролевая игра,  выпуск стенгазеты, моделирование

Опорный конспект, рефераты, отчёты о практических работах и моделирова-нии, стенгазеты

 3.1.

Современные проблемы охраны природы

4

4

-

  Лекция, беседа, семинар, работа в группах, ролевая игра

Опорный конспект, рефераты

  3.2.

Современное состояние и охрана атмосферы

20

4

16

Лекция, беседа, семинар, работа в группах, ролевая игра. Практическая работа, стенгазета

Опорный конспект, рефераты. Отчёты о практических работах, стенгазета

  3.3.

Рациональное использование и охрана водных ресурсов

20

4

16

Лекция, беседа, семинар, работа в группах, практическая работа, экскурсия, дискуссия

Опорный конспект, рефераты. Отчёт о практических  работах, экскурсии

 3.4.

Использование и охрана недр

6

4

2

Лекция, беседа, семинар, работа в группах, практическая работа, круглый стол,  работа с картой

Опорный конспект, рефераты. Отчёты о практических  работах, карта распределения полезных ископаемых

 3.5.

Почвенные ресурсы, их использование и охрана

20

4

16

Лекция, беседа, конференция, работа в группах, практическая работа, работа с картой

Опорный конспект, рефераты. Отчёт о практических  работах

 3.6.

Современное состояние и охрана раститель-ности

10

4

6

Лекция, беседа, семинар, работа в группах, практическая работа, экскурсии

Опорный конспект, рефераты. Отчёт о практических  работах, экскурсии

 3.7.

Рациональное использование и охрана животных

10

6

4

Лекция, беседа, семинар, работа в группах, практическая работа, экскурсия, выпуск стенгазеты

Опорный конспект, рефераты. Отчёт о практических  работах, экскурсии. Стенгазета

 3.8.

От экологических катастроф к устойчивому развитию

10

4

6

Лекция, беседа, конференция, работа в группах, моделирование

Опорный конспект, рефераты. Отчёт о моделирова-нии процессов

Итоговая конференция

4

-

4

Защита исследователь-ских  работ

Исследова-тельские  работы

           Итого

144

58

86

«Основы устойчивого развития»

Третий год обучения (144 ч)

Тема занятия

Кол-во часов

       Форма     занятия

Образователь - ный продукт

всего

теория

 практика

Введение

2

2

-

Беседа, рассказ, работа в группах

План работы

 1.

Устойчивое развитие

60

24

36

Лекция, семинар, круглый стол, ролевая игра, беседа, работа в группах, практическая работа,  составление геоэкологи- ческих карт, экскурсия

Опорный конспект, сообщения, доклад, опорные схемы, отчёты о практических работах, геоэкологи-ческие карты

  2.

Сообщества

48

20

28

Лекция, семинар, беседа, ролевая игра, круглый стол,  работа в группах, практическая работа, экскурсия,

Работа  с администрацией села, СМИ  

Опорный конспект, рефераты, сообщения, опорные схемы, отчёты о практических работах, экскурсиях, публикации в СМИ

3.

Политика экологической безопасности

30

30

-

 Лекция, семинар, конференция, беседа, работа в группах, ролевая игра,  выпуск стенгазеты

Опорный конспект, рефераты, стенгазеты

Итоговая конференция

4

-

4

Защита исследователь-ских  работ

Исследова-тельские  работы

           Итого

144

76

68

Практическая деятельность:

   П./р. № 1: «Определение структуры научно-исследовательских работ при рассмотрении готовых работ».

   Примечание: П./р. – практическая работа.

1. Природа и общество (30 ч)

1.1. Организм человека – сложная биологическая система  (6 ч)

   Характеристика основных систем органов организма человека и условия их нормального функционирования. Физиологические показатели. Организм человека – единое целое. Роль эколого-гигиенических показателей окружающей среды  для жизнедеятельности организма.

Практическая деятельность:

   П./р. № 1: Измерение физических данных человека.

1.2. Человек и окружающая среда (24 ч)

   Биосфера. Ноосфера. Урбанизация, ее тенденции в России и Курганской области. НТР и состояние окружающей среды. Влияние степени урбанизации на здоровье человека.

   Загрязнение,  его формы: физическое, физико-химическое, химическое, биологическое. Источники загрязнения. Экологическая  ситуация  и уровень заболеваемости в Уральском регионе. Нормирование  загрязнений. ПДК.

   Влияние человека на водную и воздушную среды обитания.

   Сельское хозяйство Курганской области и его влияние на состояние окружающей среды.  Влияние загрязнения почвы на качество продуктов питания  (пестициды, удобрения, нитраты). Экологическая роль тяжелых металлов в природе. Химическое и биологическое загрязнение почв Курганской области.    

   Радиоактивное загрязнение территории Курганской области.

   Охрана и восстановление окружающей среды на территории Курганской области.

Практическая деятельность:

   П./р. № 1: Разработка и проведение социологического опроса  учащихся  по проблеме их отношения к окружающей среде.

   П./р. № 2: Разработка и проведение социологического опроса взрослых по проблемам окружающей среды.

   П./р. № 3: Анализ заболеваемости и травматизма учащихся.

   П./р. № 4: Изучение демографических показателей здоровья.

2. Здоровье человека и способы его сохранения (106 ч)

2.1. Организм человека – «химическая лаборатория»  (24 ч)

   Экология человека. Природная среда – фактор здоровья  человека. Понятие «здоровье», основные факторы здорового образа жизни человека. Формула здоровья.  

   Таблица Д.И. Менделеева внутри нас. Биогенные элементы, классификация: макро-, микро-, ультра-микроэлементы. «Элементы жизни» –  О, С, Н, N, вещества организма образованные ими, роль в жизни человека. Азот и фосфор –  «элементы жизни и смерти».

   Водный обмен. Роль воды в организме человека. Водный обмен в организме, его нарушения, интоксикация, нарушение кровообращения. Последствия использования дистиллированной  воды для организма.

   Минеральный обмен. Потребность человека в минеральных веществах, их функции, влияние на здоровье. Биологические свойства металлов (кальций, магний, натрий, калий, железо, медь, цинк): обеспечение функций организма.   Источники металлов в природе.

   Неметаллы в жизни человека. Йод и щитовидная железа. Фтор в зубной эмали и костях.

   Обмен белков, жиров, углеводов. Витамины и их значение. Нахождение витаминов в продуктах питания.

Практическая деятельность:

   П./р. № 1: «Составление диаграмм структуры заболеваемости населения села».

   П./р. № 2: «Изучение демографических и социальных условий здоровья населения села».          

   П./р. № 3: «Социологическое изучение состояния сред жизни и факторов влияющих на них».                                                                                                                                                              

2.2. Влияние качества окружающей среды на здоровье человека (40 ч)

    Влияние качества водной и воздушной среды (химическое, радиоактивное, тепловое)  на здоровье людей. Парниковый эффект, озоновые «дыры», «кислотные» осадки, смог и состояние организма человека.

   Человек в воздушной среде. Тканевое дыхание, внешнее дыхание, газообмен.  Дыхание в необычных условиях: дыхание в загрязненной атмосфере,  дыхание при пониженном атмосферном давлении, влияние повышенного давления воздуха, декомпрессионная болезнь, кислородное отравление, углекислотное отравление, азотный наркоз.

   Экология жилища: жилая среда и ее факторы (архитектурно- планировочные, микроклимат помещения, шумовой фон и т. д.). «Синдром больного здания».

   Экология одежды: одежда из натуральных и синтетических тканей.  

   Правильный выбор одежды с учётом времени года.

   Экология пищи: особенности пищевых связей человека. Использование при производстве сельскохозяйственной продукции пестицидов, гербицидов и других агрохимикатов. Влияние нитратов и тяжёлых металлов, пути проникновения в организм. Патологическое действие металлов на организм человека. Источники отравления человека металлами (хромом, медью, кобальтом, никелем, марганцем). Признаки отравления металлами. Токсичность ртути и свинца.  ПДК нитратов, тяжёлых металлов и других веществ в растительном сырье и готовой пищевой продукции. Использование гормонов, транквилизаторов и антибиотиков в животноводстве. Пищевые добавки, их классификация. Международная экомаркировка.  

    Профессиональные болезни: труд и здоровье современного человека. Условия труда на разных предприятиях. Профессиональные заболевания.

Практическая деятельность:

   П./р. № 1: «Составление  экологического паспорта школы».

   П./р. № 2: «Определение эстетического состояния помещений школы, степени его влияния на здоровье людей».

   П./р. № 3: «Изучение степени загрязненности воздуха в районе школы, в школьных помещениях».

   П./р. № 4: «Санитарно-экологическая планировка школьных помещений».                                          

   П./р. № 5:  «Анализ маркировки продуктов питания».                                                                                    

   Л./р. № 1:  «Качественный анализ продуктов питания».                                                                              

   Л./р. № 2: «Физический анализ воды: цветность, запах, прозрачность, температура,   масса сухого остатка в воде».                                                                                                                                                              

   Л./р. № 3: «Химический анализ воды: кислотность, жёсткость, содержание солей».                            

    Л./р. № 4: «Очистка загрязнённой воды».

    Л./р. № 5: «Определение содержания нитратов в овощах».  

   Л./р. № 6: «Определение свинца в растениях».                                                                                

   Л./р. № 7:  «Качественный анализ натуральных и синтетических тканей».

2.3. Способы сохранения здоровья  человека (26 ч)

   Возможные пути решения проблемы. Ведение здорового образа жизни. Меры по профилактике заболеваний: факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье. Физическая активность и здоровье. Гигиена дыхания.  Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Защитные силы организма, рацион и режим питания, вредное влияние голодания на организм. Психическое здоровье. Алкоголь, никотин, наркотики.

Практическая деятельность:

   Фильм:  «Влияние наркотических веществ на организм».

   П./р. № 1: «Утомление при статической работе».                                                                                          

   П./р. № 2: «Определение осанки и плоскостопия».                                                                                    

   П./р. № 3: «Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку».                                                                                                                                    

   П./р. № 4: «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки».              

   П./р. № 5: «Разработка плана действий по сохранению здоровья человека».

2.4. Современная медицина (16 ч)

   Стандартные методы лечения, медицинское обслуживание (амбулаторное, стационарное). Отрасли медицины: терапия, хирургия, педиатрия и др.         Профилактика заболеваний:  прививка, вакцинация, карантин, личная гигиена.

   Последние достижения медицины. Влияние лекарства на организм, виды лекарственных препаратов. Формы лекарств. Приготовление лекарств.

   Распространение микробов. Изготовление антибиотиков и их лечебное применение. Антибиотики, наиболее часто применяемые в медицине.

   Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях, переломах, ушибах, растяжениях, ожогах, обморожениях, действии на организм электрического тока, солнечном и тепловом ударах.

   Социально-психологический портрет врача и эколога. Выдающиеся медики. Государственная система подготовки врачей и экологов. Фармацевтические профессии, требования к ним.

Практическая деятельность:

   П./р. № 1: «Выращивание культуры сенной палочки и изучение её строения и условий жизнедеятельности».                                                                                                                                  

   П./р. № 2: «Анализ видов лекарственных препаратов».                                                                              

   П./р. №3: «Экскурсия: изучение лекарственных растений своей местности».

Итоговая конференция (4 ч)

   Подготовка к защите и защита научно-исследовательских работ, выполненных учащимися в течение учебного года.

«Экология и цивилизация»

Второй год обучения (144 ч)

Введение (2 ч)

     План работы объединения. Техника безопасности.    

     Вводное тестирование учащихся. Изучение интересов. Планирование исследовательской деятельности.

1. Экологические связи человека (22 ч)

1.1. Человек как биосоциальный вид (2 ч)

   Место человека в живой природе, систематическое положение Homo sapiens  в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к систематическим группам разного уровня в царстве животных.

   Человечество – общемировая популяция биологического вида, составная часть экосистемы Земли. Биологическая природа человека.

   Экологические отличия человечества от популяций иных видов.

 

1.2. Особенности пищевых и информационных связей человека

Использование орудий и энергии (10 ч)

   Пищевые (трофические) связи в природе. Пищевые связи человека.  Особенности современного производства пищи. Главные особенности пищевых связей современного человечества и общая экологическая (трофическая, пищевая) емкость среды обитания человечества. 

   Информационные связи в природных популяциях и их значение. Уровень развития информационных связей в человеческом обществе. Экосоциальные связи с окружающим миром.

   Опосредованное давление на природу через орудия, машины, механизмы.  

   Освоение запасов законсервированной солнечной энергии в виде органического топлива и преобразование окружающей природной среды. Атомная энергетика. Использование нетрадиционных источников энергии.

   Круговорот веществ в природе. Влияние человека на круговорот веществ.

Практическая деятельность:

   П./р. № 1: «Изучение роли различных видов живых организмов в круговороте веществ».

   П./р. № 2:  «Выявление эффективности разных видов живых организмов в круговороте веществ».

   П./р. № 3: «Роль сапрофитов в биологическом круговороте веществ».

   П./р. № 4: «Роль растений в круговороте веществ».

1.3.  История развития экологических связей человечества (10 ч)

   Древние гоминиды, древнейшие люди, древние люди – неандертальцы, современные люди – особенности развития их экологических связей. Экологическая особенность человечества – существенно меньшая его зависимость от среды обитания по сравнению с видами животных. Использование дополнительного источника энергии (помимо пищи).

   Человек разумный, его внутрипопуляционные коммуникативные связи. Особенности передачи информации от поколения к поколению. Возникновение сельского хозяйства и его влияние на характер экосоциальных связей человечества.

   Современность. Расширение межпопуляционных связей за счет формирования регулярных транспортных потоков. Преобладание социальности во взаимоотношениях человечества и природы.

   Будущее. Перспективы развития социальных связей человечества в ближайшем и отдаленном будущем, возможные пределы социально-экологической емкости Земли для человека.

   Определяющие черты развития экосоциальных связей человечества в будущем: реальная угроза всеобщего экологического кризиса и реальная надежда на его предотвращение, благодаря широкому природоохранному движению и всеобщему экологическому образованию.

Практическая деятельность:

   П./р. № 1: «Характеристика стадий эволюции человека по моделям строения частей тела, рисункам, диапозитивам».

   П./р. № 2: «Составление схем экологических связей человека на разных исторических этапах его развития».

2. Экология и демография (16 ч)

2.1. Социально-экологические особенности демографии человечества (4 ч)

   Фундаментальные экологические закономерности изменений численности природных популяций и их особое значение в приложении к человечеству. Экологическая емкость среды  обитания для человечества, способность  человека расширять свою среду обитания.

   Изменения численности и структуры популяций человека. Демография. Демографические закономерности в приложении к человечеству. Отличия  особенности демографии человека как единственного на Земле биосоциального вида.  Факторы, влияющие на численность населения Земли. Темпы роста населения планеты.

2.2. Социально-географические особенности демографии человечества

Демографические перспективы (12 ч)

   Географические различия демографических процессов, определяемые как природными, так и социально-экономическими условиями.  Социально-экологические причины региональных демографических различий.  

   Стремительный рост численности населения развивающихся стран. «Демографический взрыв».

   Возможные последствия демографических процессов. Стихийное развитие демографических процессов  и его последствия. Социально-экологическая ёмкость территорий. Дисбаланс численности популяции и экологической ёмкости среды её обитания.

   Снижение прироста населения в ряде стран, причины данного процесса. Демографическая ситуация в России, в области.    

   Управление демографическими процессами.

Практическая деятельность:

   П./р. № 1: «Составление карты  –  схемы территории села и определение источников загрязнения сред жизни».

   П./р. № 2 «Определение по картам, статистическим данным численности, плотности, населения, динамики изменения показателей в России, области, районе, на территории сельской администрации. Определение возрастного состава населения».  

   П./р. № 3: «Изучение рождаемости, смертности, естественного прироста населения на территории сельской администрации».

3. Экологические проблемы и их решения (100 ч)

3.1. Современные проблемы охраны природы (4 ч)

   Современные проблемы охраны природы. Роль природы в жизни человеческого общества. Воздействие человечества на природную среду и  необходимость её рационального использования и охраны. Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы.

   Основные экологические проблемы конца XX, начала  XXI веков. Глобальные экологические проблемы человечества.

   Прогнозирование и предотвращение изменений в природе вызванных хозяйственной деятельностью человека.

   Охрана природы.  Основная цель охраны природы. Прогрессивное устойчивое развитие человеческого общества и рациональное природопользование. Общие принципы и правила рационального использования и охраны природы. Правовые основы охраны природы.

3.2. Современное состояние и охрана атмосферы (20 ч)

   Атмосферный воздух, его состав и значение для живых организмов.    

   Влияние хозяйственной деятельности людей на состав и качество воздушной среды. Парниковый эффект. Запыление и задымление атмосферы. Естественное и искусственное загрязнение атмосферы, их источники. Кислотные осадки. Смог. Радиоактивное загрязнение окружающей среды. Последствия негативного воздействия хозяйственной деятельности на живые организмы.

   Основные усилия, направленные на предупреждение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Создание и внедрение безотходных технологий. Снижение и предотвращение загрязнения от выхлопных газов автомобилей. Значение озеленения в борьбе с загрязнением атмосферы.

   Состояние атмосферного воздуха в Курганской области.

Практическая деятельность:

   П./р. № 1: «Определение относительной запыленности воздуха».

   П./р. № 2: «Определение качественного состава пыли».

   П./р. № 3: «Количественное определение концентрации пыли».

   П./р. № 4: «Изучение фотосинтеза комнатных растений (процессов, связанных с выделением или потреблением углекислого газа растениями)».

   П./р. № 5: «Оценка масштабов поступления в воздух углекислого газа в рабочих и жилых помещениях от жизнедеятельности человека».

   П./р. № 6: «Оценка масштабов загрязнения воздуха автотранспортом в районе (городе)».

   П./р. № 7: «Качественная оценка загрязнения воздуха с помощью лишайников (лихеноиндикация)».

   П./р. № 8: «Определение радиоактивного фона на территории села».

3.3. Рациональное использование и охрана водных ресурсов (20 ч)

   Причины дефицита пресной воды. Рациональное использование и охрана водных ресурсов.

   Загрязнением водоемов промышленными и бытовыми стоками. Наиболее распространенные загрязнители воды. Эвтрофикация водоемов.

   Основные меры по охране водных ресурсов. Создание безотходного производства. Очистка сточных вод (химическая и биологическая).

   Состояние природных источников воды на территории Курганской области.

Практическая деятельность:

   П./р. № 1: «Экскурсия на водоем. Определение видов и степени загрязнения природных водоемов».

   П./р. № 2: «Изучение способов очистки загрязнённых вод. Разработка простых устройств для очистки загрязнённых вод».

   П./р. № 3: «Определение рН свежей дождевой воды, талой воды (от сне га в разных местах)».

   П./р. № 4: «Изучение влияния кислотности среды на жизнедеятельность простейших водных тестовых организмов».

   П./р. № 5: «Изучение благоприятных условий по кислотности среды для жизнедеятельности водных растений».

   П./р. № 6: «Определение содержания и степени насыщения воды кислородом в воде в разных условиях: Определение факторов, вызывающих снижение (повыше ние) степени насыщения воды кислородом».

   П./р. № 7: «Биоиндикация загрязнения водоемов по состоянию растений семейства рясковые».

   П./р. № 8: «Изучение корреляции между характеристикой запаха воды и степенью ее загрязненности летучими веществами (для различных соединений)».

   П./р. № 9: «Изучение солевого баланса как одного из условий экологического равновесия экосистемы водоема».

3.4. Использование и охрана недр (6 ч)

   Недра и их значение для человека.  Значение полезных ископаемых в развитии человеческого общества.

   Бережное расходование минеральных и энергетических ресурсов. Совершенствование методов добычи, транспортировки и переработки полезных ископаемых. Использование попутных энергетических ресурсов. Использование альтернативных источников энергии  – геотермальных вод, энергии солнца, ветра и морских приливов.

   Охрана природной среды при разработке полезных ископаемых.

   Наличие полезных ископаемых в Курганской области.

Практическая деятельность:

   П./р. № 1: «Составление карты распределения полезных ископаемых на территории Курганской области».

3.5. Почвенные ресурсы, их использование и охрана (20 ч)

   Характеристика почвенных ресурсов. Состав и структура почв. Качество почв и его зависимость от длительности возделывания земли и культуры земледелия.

   Опасные последствия отрицательного воздействия человека на почвы: эрозия  и ее виды; загрязнение почв. Охрана почв и их рациональное использование. Предотвращение эрозии почв.

   Характеристика почвенных ресурсов Курганской области.

Практическая деятельность:

   П./р. № 1: «Геоэкологическое картирование состояния почв местности».

   П./р. № 2: «Экскурсия: изучение степени окультуренности почв, степени эрозированности, типов эрозии почв».

   П./р. № 3: «Изучение состава и структуры почв в различных почвенных горизонтах».

   П./р. № 4: «Изучение морфологических свойств, механического состава, типа почвы и структуры на пришкольном учебно-опытническом участке».

   П./р. № 5: «Определение  влажности  образцов почвы».

   П./р. № 6: «Определение засолённости образцов почв».

   П./р. № 7: «Исследование оптимальных условий для почвенного дыха ния и обмена минеральными веществами в почве в зависимости от её влажности».

   П./р. № 8: «Определение кислотности почв различных типов.

   П./р. № 9: «Изучение влияния кислотности почвы на рост и развитие растений разных видов».

   П./р. № 10: «Изучение кислотности почв различных территорий».

   П./р. № 11: «Оценка экологического состояния почвы в цветочных горшках (цветниках, клумбах) школы по содержанию солей».

3.6. Современное состояние и охрана растительности (10 ч)  

   Роль растений в природе. Фотосинтез. Использование растений в различных отраслях народного хозяйства.

   Причины и последствия сокращения лесов. Охрана и восстановление лесов, их рациональное использование. Защита лесов от вредителей и болезней. Биологические меры борьбы с вредителями лесов.

   Красная книга  – важнейший документ, содержащий описание современного состояния редких видов, причин их бедственного положения и основные меры по спасению.

   Характеристика растительности на территории Курганской области. Меры по охране редких и исчезающих видов растений.

Практическая деятельность:

   

   П./р. № 1: «Экологическая характеристика различных биоценозов своей местности».

   П./р. № 2: «Анализ основных характеристик рекреационной деградации лесных экосистем».

   П./р. № 3: «Изучение охраняемых видов растений своей местности».

3.7. Рациональное использование и охрана животных (10 ч)

   Роль животных в биосфере, влияние на состояние её компонентов, участие в круговороте веществ.

   Значение животных для человека: положительное и отрицательное.  

   Прямое и косвенное воздействие человека на животных. Охрана редких и исчезающих видов животных. Охрана и восстановление численности промысловых животных, их рациональное использование.

   Реакклиматизация видов.  Особенности акклиматизация новых видов.

   Состояние животного мира на территории Курганской области. Меры по их охране. Краснокнижные виды.

Практическая деятельность:

   П./р. № 1: «Изучение охраняемых видов животных своей местности».

   П./р. № 2: «Изучение охраняемых территорий.

 

3.8. От экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию

(10 ч)

   Экологический кризис  –  нарушение естественных природных процессов в биосфере, его последствия.  Глобальный и локальный экологические кризисы, локальные экологические катастрофы. Необходимые условия их предотвращения.

   Мониторинг и его виды (природных сред, природных ресурсов). Выбор индикаторов в мониторинге. Программа ЮНЕП при ООН по мониторингу окружающей среды.

   Создания долгосрочных прогнозов развития биосферы и судьбы человечества. Создание компьютерных моделей развития.

   Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (Бразилия) в 1992 г. Подписание Конвенции о сохранении биологического разнообразия. Понятие «устойчивого развития».

Практическая деятельность:

   П./р. № 1: «Моделирование механизма «парникового эффекта».

   П./р. № 2: «Моделирование механизма разрушения озонового слоя  –  образование «озоновых дыр».

   П./р. № 3: «Моделирование процессов безотходных производств».

Итоговая конференция (4 ч)

   Подготовка к защите и защита научно-исследовательских работ, выполненных учащимися в течение учебного года.

«Основы устойчивого развития»

Третий год обучения (144 ч)

Введение (2 ч)

     Планирование работы объединения. Техника безопасности.    

     Вводное тестирование учащихся. Изучение интересов. Планирование исследовательской деятельности.

1. Устойчивое развитие (60 ч)

   Окружающая среда. Многообразие окружающих нас объектов, явлений, процессов. Шестикомпонентная модель окружающей среды: политическая, культурная, духовная, экономическая, технологическая, природная.

   Устойчивое использование ресурсов. Деятельность человека и восстановительные возможности биосферы. Понятие несущей ёмкости экосистемы.

   Сложные системы, их устойчивость и самоорганизация. Нарушение компонентов систем и их последствия, воздействие человека без учёта последствий положительной обратной связи.

   Критерии устойчивого развития.

   Устойчивое управление ресурсами. Стратегия управления ресурсами.

   Будущее социо-эколого-экономическое прогнозирование. Сценарии будущего. Ответственность нынешнего поколения за будущее. Социальные, экономические, экологические проблемы.

   Глобальные проблемы человечества. Значимость и приоритетность их решения.

  Развитие биосферы и общества. Роль  и ответственность человека в изменении природы Земли. Прошлое, настоящее, будущее – линия времени. Образ желаемого будущего, общее видение будущего.

   Рост численности населения Земли, развитие человеческого общества. Ограничение роста  в условиях  истощения ресурсов планеты.    

   Меняющийся мир: управление системами и самоорганизация. Кризисные явления в современном мире, как проявление глобального кризиса управления. Эффективное управление системами, обеспечивающее устойчивость их работы.

     Практическая деятельность:

   

   П./р. № 1: «Составление геоэкологических карт – карта ландшафтов».

   П./р. № 2: «Составление геоэкологических карт – карта растительности».

   П./р. № 3: «Составление геоэкологических карт – карта животного мира».

   П./р. № 4: «Составление геоэкологических карт – почвенная карта местности».

   П./р. № 5: «Составление геоэкологических карт – карта экологического состояния водных объектов».

   П./р. № 6: «Составление геоэкологических карт – карта экологического состояния воздушной среды».

   П./р. № 7: «Составление геоэкологических карт – рекреационная карта».

   П./р. № 8: «Составление геоэкологических карт – карта природопользования».

   П./р. № 9: «Составление экономической карты своего административного округа».

   П./р. № 10: «Сценарии будущего. Будущее социо-эколого-экономическое прогнозирование».

2. Сообщества (48 ч)

   Сообщества, их виды: природные и социо-эколого-экономические системы. Взаимосвязь, взаимозависимость в природе и обществе, их значение, роль биоразнообразия.

   Программа развития сообщества. Пути реализации устойчивого развития. Доступность каждому гражданину реализации принципов устойчивого развития.

   Принципы устойчивого развития: экономические, социальные, экологические.

   Устойчивое развитие населённого пункта. Планирование населённого пункта в соответствии с критериями устойчивого развития.

   Уровни устойчивого развития. Взаимосвязь устойчивого развития на местном и глобальном уровнях. Связи между экологическими, экономическими и социальными компонентами окружающей среды в контексте устойчивого развития.

   Приоритет нравственных ценностей. Выбор стратегии поведения.

Практическая деятельность:

      П./р. № 1: «Мониторинг почв».

   П./р. № 2: «Мониторинг лесного фитоценоза».

   П./р. № 3: «Мониторинг лугового фитоценоза».

   П./р. № 4: «Мониторинг зелёных насаждений населённого пункта».

   П./р. № 5: «Мониторинг биоты».

   П./р. № 6: «Мониторинг воздушной среды».

   П./р. № 7: «Мониторинг водоёмов своей местности».

   П./р. № 8: «Составление программы развития сообщества с учётом принципов устойчивого развития».

   П./р. № 9: «Планирование населённого пункта в соответствии с критериями устойчивого развития».

3. Политика экологической безопасности (30 ч)

   «Болевые точки» нынешнего этапа развития цивилизации как проявление роста научно-технического могущества и масштабов его вмешательства в природу. Характер противоречий современной цивилизации. Динамика развития глобальных процессов.

   Категориальное осмысление глобальных процессов. Понятия: глобальные проблемы человечества, глобальные проблемы цивилиза ции, глобальные проблемы современности.

   Политические аспекты экологической проблемы. Современная экологическая ситуация. Механизм оценки экологической ситуации в государствах и на международной арене, принятие решений.

   Мировой опыт экополитики в условиях рыночного механизма и централизованно планируемой экономики.

   Новые измерения ухудшения состояния окружающей среды. Планетарный экологический баланс. Естественная база материальных ре сурсов. Биологическая ресурсная база. Здо ровье людей.

   Концепции экологической безопасности.  Политические проблемы экологической безопасности России.

   Природа как политэкономическая ценность.  Рост общественного бруттопродукта и разрушение среды обитания.

   Экология и безопасность. Экологический колониализм. Экологи ческая безопасность экономики.

   Новые экотехнологии и окружающая среда.

   Концепция экологически-социального рыночного хозяйства.  

   Экологическая реформа налоговой системы.

   Продовольственная проблема в структуре политики экологичес кой безопасности.

   Освоение космоса и мирового океана как глобаль ные проблемы современности.

Итоговая конференция (4 ч)

   Подготовка к защите и защита научно-исследовательских работ, выполненных учащимися в течение учебного года.

Методическое обеспечение программы

«Здоровье человека и окружающая среда»

Первый год обучения (144 ч)

за-нятия

Кол-во часов

Содержание занятий, форма, приёмы и методы

Оборудование

ТСО

4

Введение

Анализ интересов детей. Начальный срез знаний. Инструктаж по технике безопасности

Готовые научно-

исследовательские работы учащихся, анкета интересов, тесты

1.

30

Природа и общество

1.1.

6

Организм человека – сложная биологическая система  

Лекция, семинар, беседа, работа в группах, практическая  работа

Модели строения частей тела, рисунки, диапозитивы, тонометр, спирометр, весы, линейка

1.2.

24

Человек и окружающая среда

Лекция, семинар, беседа, работа в группах, практическая  работа, экскурсия

Карта района, области, села; планшет, компас, рулетка, методика проведения исследований (6)

2.

106

Здоровье человека и способы его сохранения

2.1.

24

Организм человека – «химическая лаборатория»

Лекция, семинар, беседа, работа в группах, практическая, лабораторная работы

Таблица Д.И. Менделеева, плакат – биогенные элементы и их значение, плакат – витамины.

Анкета социологического изучения, спиртовка, соляная кислота, клубни картофеля, йод, методика проведения исследований (3)

2.2.

40

Влияние качества окружающей среды на здоровье человека

Лекция, семинар, беседа, работа в группах, практическая, лабораторная работы

Плакат – органы дыхания, маркировки наиболее распространённых продуктов питания, необходимое химическое оборудование и реактивы для химического и физического анализа воды, определения нитратов, образцы синтетических и натуральных тканей               (6,9)

2.3.

26

Способы сохранения здоровья человека

   Лекция, семинар, беседа, работа в группах, практическая работа, просмотр видеофильма

Видеофильм: «Влияние наркотических веществ на организм».

Методика проведения практических работ                 ( 5*)

2.4.

16

Современная медицина

  Лекция, беседа, семинар, работа в группах, практическая работа, экскурсия, ролевая игра  –  «Твоя профессиональная карьера»

Плакаты – оказание первой медицинской помощи, портреты выдающихся медиков, микроскопы, упаковки различных видов лекарственных препаратов, методика проведения практических работ                   (6, 5*)

4

Итоговое занятие

Защита научно-исследовательских работ

Научно-исследовательские работы учащихся

«Экология и цивилизация»

Второй год обучения (144 ч)

за-нятия

Кол-во часов

Содержание занятий, форма, приёмы

и методы

Оборудование

ТСО

2

Введение

Анализ интересов детей. Начальный срез знаний. Инструктаж по технике безопасности

Анкета интересов, тесты

1.

22

Экологические связи человека

1.1.

2

Человек как биосоциальный вид

Лекция, беседа, работа в группах, семинар.

Диафильмы, диапозитивы

1.2.

10

Особенности пищевых и информационных связей человека

Использование орудий и энергии

Лекция, семинар беседа, работа в группах, составление схем, практическая работа, экскурсия

Микроскоп, методика проведения исследований (1)

1.3.

10

История развития экологических связей человечества

Лекция, составление схем стадий эволюции человека, практическая работа, семинар

Диафильмы, диапозитивы.

Плакаты, рисунки, модели строения частей тела человека, методика проведения исследований (1)

2.

16

Экология и демография

2.1.

4

Социально-экологические особенности демографии человечества

Лекция, семинар, беседа, работа в группах

2.2.

12

Социально-географические особенности демографии человечества

Демографические перспективы

Лекция, семинар, беседа, работа в группах, составление карты схемы местности, работа с администрацией села, составление  диаграмм динамики численности населения

Карта схема села, компас, планшет, рулетка, карты народонаселения страны.

Методика проведения исследований (6)

3.

100

Экологические проблемы и их решения

3.1.

4

Современные проблемы охраны природы

Лекция, беседа, семинар, работа в группах, ролевая игра

Карта размещения полезных ископаемых на территории России

3.2.

20

Современное состояние и охрана атмосферы

Лекция, беседа, семинар, работа в группах, ролевая игра. Практическая работа, выпуск стенгазеты.

Микроскоп, скотч, комнатные зелёные растения, йод, спирт, раствор гидроксида кальция, прибор для измерения радиации.

Методика проведения исследований (1)

3.3.

20

Рациональное использование и охрана водных ресурсов

Лекция, беседа, семинар, работа в группах, практическая  работа, экскурсия, дискуссия

Диафильм. Дистиллятор, фильтры, адсорбционная колонка,  химическая посуда, прибор Алямовского, микроскоп, водяная баня.

Методика проведения исследований (1)

3.4.

6

Использование и охрана недр

Лекция, беседа, семинар, работа в группах,  практическая  работа, круглый стол,  работа с картой

Географические карты размещения полезных ископаемых

3.5.

20

Почвенные ресурсы, их использование и охрана

Лекция, беседа, конференция, работа в группах, практическая работа, работа с картой

Почвенные карты. Компас, планшет, весы, спиртовка, прибор Алямовского, набор химической посуды, соляная кислота.

Методика проведения исследований (1)

3.6.

10

Современное состояние и охрана растительности

Лекция, беседа, семинар, работа в группах, практическая работа, экскурсия

Диафильмы, плакаты.

Методика проведения исследований (1)

3.7.

10

Рациональное использование и охрана животных

Лекция, беседа, семинар, работа в группах, практическая  работа, экскурсия, выпуск стенгазеты

Карта заказника.

Методика проведения исследований (1)

3.8.

10

От экологических катастроф к устойчивому развитию

Лекция, беседа, конференция, работа в группах, моделирование

Компьютер.

Методика проведения исследований (1)

4

Итоговое занятие

Защита научно-исследовательских работ

Научно-исследовательские работы учащихся

«Основы устойчивого развития»

Третий год обучения (144 ч)

за-нятия

Кол-во часов

Содержание занятий, форма, приёмы

и методы

Оборудование

ТСО

2

Введение

Анализ интересов детей. Начальный срез знаний. Инструктаж по технике безопасности

Анкета интересов, тесты

1.

60

Устойчивое развитие

Лекция, беседа, работа в группах, семинар, конференция, ролевая игра, составление геоэкологических карт

 Планшет, набор карточек для ролевой игры (8), методика проведения исследований (1)

2.

48

Сообщества

Лекция, семинар беседа, работа в группах, ролевая игра, практическая работа, экскурсия

Рулетка, микроскоп, определители животных и растений, методика проведения исследований (1), набор карточек для ролевой игры (8)

3.

30

Политика экологической безопасности

Лекция, семинар, конференция

Подбор литературы: газеты, журналы

Конституция РФ

4

Итоговое занятие

Защита научно-исследовательских работ

Научно-исследовательские работы учащихся

Литература для педагога:

  1. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. – М.: «Агар», «Рандеву – АМ», 2000.
  2. Акимова Т.А. Кузьмин А.П. Хаскин В.В. Экология. Природа Человек Техника: учебник для вузов – М.: Юнита – Дана, 2001.
  3. Агаджанян Н.А. Экология человека. – М.: Просвещение, 1994.
  4. Артеменко А.И. Органическая химия и человек. – М.: Просвещение, 2000.
  5. Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. – М.: Мысль, 1988.
  6. Гуреева Э.П.  Гидрохимия природных вод: Методическое пособие для учителей. – Тюмень, 1992.
  7. Завьялова О.Г., Иванов А.Ф., Несговорова Н.П. и др.

    Полевой практикум по естествознанию. – Курган: ИПКРО, 1993.

  1.  Калинин В.Б., Гайворон Т.Д. Устойчивое развитие. Игры и  упражнения. – Обнинск, АсЭко, 2003.
  2. Киприянова Н.А. Экологически чистое растительное сырье и готовая пищевая        продукция. – М.: Агар, 1997.
  3. Козлов О.В., Козлова С.В. Методы исследований экосистем водоемов: учебное пособие по экологическому практикуму. – Курган: ИПКРО, 2000.
  4. Коробейникова Л.С. Школьный экологический мониторинг // Химия в школе. 1999.-№ 7.-С.41–43.
  5. Область в цифрах за 60 лет: Ст. сб. /Курганская обл. –  комстат/ – Курган, 2003.
  6. Природные ресурсы и охрана окружающей среды Курганской области в 2004 году. Доклад. Под ред. В.П. Шевелева – Курган, ГУПР по Курганской области, 2004.
  7. Проблемы охраны окружающей среды и региональная практика экологического образования: материалы научно-практической конференции. – Курган: «Зауралье», 1999.
  8. Проблемы экологического мониторинга и моделирования экосистем. – Л.: Гидрометиздат, 1978.
  9. Ревель П., Ревель И. Среда нашего обитания: В 4-х кн., кн. 2 Загрязнение воды и воздуха. – М.: Мир, 1995.
  10. Родзевич М.М. Окружающая среда и здоровье населения Росси  // География в школе.-1997 - № 1-С. 29–33.
  11. Степановских А.С. Общая экология. – Курган, 1996.

Литература для учащихся*:

  1. Богдановский Г.А. Химическая экология: Учеб. Пособие. – М.: изд-во МГУ, 1994.
  2. Бухтояров А.П., Васильченко Н.К., Городянская Г.С. и др. Что имеем, как храним. – Курган, 1993.
  3. Гоголев М.И., Гайко Б.А., Ушакова В.И. Основы медицинских знаний учащихся. – М.: Просвещение, 1996.
  4. Козлов О.В. Экология и здоровье человека. – Курган: Парус – М,  1994.
  5. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2003.
  6. Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология: учебник для 9 кл. общеобразоват. шк. – М.: Дрофа, 1995.
  7. Несговорова Н.П. Основы общей экологии: 7–8 класс: Пособие для учащихся. –  Курган: ИПКРО, 1999.
  8. Несговорова Н.П. Основы общей экологии: 6 кл.: Пособие для учащихся. – Курган: ИПКРО, 1999.
  9. Шепелин О.П. Урбанизация и здоровье. – М.: Знание, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Экология леса"

Целью программы является развитие познавательной активности, формирование экологической культуры и привитие обучающимся любви и бережного отношения к лесу и природе в целом. Курс призван внести ...

Программа развития образовательного учреждения "экология духовности"

Основной целью Программы развития образовательного учреждения "Экология духовности" является воспитание обучающихся в контексте национальных ценностей и культуры в современных учловиях мегаполиса....

Дополнительная образовательная программа "Экология в городе"

Программа адресована обучающимся в возрасте от 13 до 17 лет с целью воспитания у них экологической культуры....

Дополнительная образовательная программа" Экология растений"

Предлагаемая программа имеет экологическую направленность, рассчитана на один года обучения, 39 часов,(один час в неделю).Сегодня особенно остро перед человечеством стоит вопрос о необходимости измене...

Дополнительная образовательная программа" Экология животных"

Программа предполагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий , формирование которых началось в 5 и 6 классах в курсах «Природа. Введение в биологию и экологию» и «Экология растений...

Дополнительная образовательная программа" Экология человека"

Данный курс по выбору углубляет содержание раздела курса «Человек и его здоровье»,использует межпредметные связи с основными курсами биологии, географии и химии. Курс «Экология человека» имеет профори...

Дополнительная образовательная программа "Экология и мы"

Рабочая программа  кружка "Экология и мы", 70 часов...