Родники вы мои, родники...
статья по экологии (7,8,9,10,11 класс) на тему

  Статья о работах по очистке и благоустройству одного из многочисленных родников Удмуртии. Она  интересна  тем, что в ней описываются    примеры   удачного  применения  в современных условиях некоторых древних мудрых  народных   обычаев удмуртов  и тонкой, ненавязчивой передачи их молодежи при совместном решении житейских деревенских проблем. Автор считает эти  примеры очень важными для воспитания современной молодежи, зачастую теряющей свои корни и истоки народной мудрости.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodniki_vy_moi.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родники вы мои, родники...

 «...Если будут звенеть родники, будет биться и сердце России»                                    

                                              (О. Газманов)

      Край Удмуртский, раскинувшийся широко между Волгой и Уралом, называют родниковым  краем. Множество чистых ключей и ручьев берут здесь свое начало. Отсюда начинают свой бег красавицы Кама и Вятка, Чепца и Вала... Территория нашего Малопургинского  района и МО «Уромское» также богата родниками.

      Но приходится  с сожалением отметить, что многие из них не ухожены, засорены, находятся на грани исчезновения...  Неужели им так и суждено пропадать средь  «благ» нашей цивилизации – кучи мусора и бытовых отходов, не  радуя нас звонким журчанием   своей когда –то кристально чистой серебряной воды ?  

Нет, твердо решили  учащиеся двух соседних школ, Уромской и Гожнинской, и во главе с руководителем, учителем физики и экономики МОУ СОШ с. Уром и педагогом дополнительного образования МОУ ДОД Малопургинский ЦДТ, Отличником народного просвещения Петровым Г.С.,  принялись  за работу по очистке, благоустройству и декоративному оформлению родника, который находится почти в самом центре деревни Алганча-Игра.

  Непосредственной работе по очистке и благоустройству родника предшествовала бумажная и организационная работа: составление программы «Журчи, родник!» по экологическому воспитанию и образованию учащихся и созданию дополнительных рабочих мест для молодежи и подростков, согласование вопросов материально-технического и финансового обеспечения; экспертиза и одобрение программы в Республиканской Молодежной Бирже Труда (РМБТ) и т. д.

Благодаря большой предварительной подготовке цели, поставленные автором и руководителем программы, выполнены: родник очищен, благоустроен и со вкусом оформлен. Он теперь является своеобразным украшением в центре деревни и привлекает внимание жителей и гостей деревни своей необычностью. Удалось «зашевелить» местных жителей, привлечь их к работам по благоустройству родника: Фадеев Александр Николаевич помог на своем личном тракторе подвезти 2 тележки песка для приготовления раствора; привез также жерди и хворост на изгородь; Шадрин Илья Михайлович и Лукин Леонид Михайлович принесли проволоку для укрепления изгороди; Петров Семен – шарниры для калитки; Пушкарев Леонид Иосифович и Васильев Александр одолжили цемент, дачник из г. Ижевска предоставил трубу для перил.

...У удмуртов во многих  деревнях до сих пор сохранились многие добрые традиции наших древних предков, в том числе и традиция начинать значимые дела с обращения к Инмару (богу), к другим мифическим существам с просьбой о благополучном течении и завершении этих дел. И эти традиции как бы невзначай  передаются от мудрых стариков неискушенной  молодежи при решении их общих деревенских проблем.

 По народным поверьям, очистку родника должен проводить старейший житель деревни, и непременно после захода солнца, поэтому начать благоустройство родника бригада попросила ветерана войны и труда, кавалера орденов Славы Семенова Николая Андреевича. Он с удовольствием согласился и с гордостью приступил к делу. Произошло это 9 июня довольно символично и трогательно: поздний вечер, тишина, только слышно легкое журчание родника... Ветеран, в окружении молодых,  неспешно перекрестился, с глубоким чувством обратился к Инмару и роднику: «Остэ инмаре, юрты милемлы! Ошмесэ, сёт милемлы вудэ» (с удмуртского: «О, господь, помоги нам! Родник, дай нам воды!») и начал очистку родника, потом  к нему подключились и члены бригады.  

 И ведь действительно сей ритуал здорово помог: после него  работа закипела. Вот она, сила народной мудрости! Кто знает, как бы повернулся к нам господин Случай, не будь такого  таинства.

Так в течение всего месяца жители морально и материально помогали нашей бригаде. А завершением работы стало освящение родника батюшкой церкви  с. Ильинское   в присутствии большого количества жителей деревни, при этом  главными героями торжества стали не взрослые, а школьники, члены бригады, участвующие в работах по благоустройству родника.  Какая гордость кипела в их душах в это время! Разве такое забудется!

     В  заключении хочется высказать  также мысль о том, что  ценным в подобной работе я считаю не только сам факт благоустройства какого-то конкретного родника, но  еще и тот огромный воспитательный эффект, который оказывает эта работа  на  местное население.  В процессе работ мне удается привлечь к экологическим работам местных жителей,  наш пример экологической работы является для большинства жителей своеобразным толчком к мероприятиям по наведению хотя бы элементарного санитарного порядка в своей деревне, хозяйстве. К такому выводу я пришел в результате наблюдений и общения с населением в ходе выполнения практических природоохранных работ.   Поэтому считаю необходимым продолжить эту практику: жив родник, значит, есть живая нить, которая связывает нас не только с прошлым, но и с будущим.                              

      Петров Г.С.

Эпизоды работ по благоустройству родника

Таинство освящения родника. В центре внимания и главные герои торжества -члены бригады!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет по итогам экологической акции "Живи, родник"

Акция `Живи, родник` направлена на экологическое воспитание учащихся, на привлечение к экологическим проблемам родного края, на привлечение ребят к волонтерской деятельности. По итогам акции создан бу...

Проект экологическая акция "Живи, родник"

Экологическая акция `Живи, родник` направлена на экологическое воспитание учащихся, на привлечение к экологическим проблемам родного края, на привлечение ребят к волонтерской деятельности....

Презентация экологическая акции "Живи родник"

Акция `Живи, родник` направлена на экологическое воспитание учащихся, на привлечение к экологическим проблемам родного края, на привлечение ребят к волонтерской деятельности....

Родники и святые источники Пензенской области.

Данная статья рассказывает о памятниках истории и природы Пензенского края - родниках и святых  источниках....

"Живой родник моей истории"

Актуальность проекта.История нашей школы ведёт своё начало с 1951 года! Вначале она располагалась в одном здании. Со временем прибавился второй корпус. Постепенно возникла необходимость в дальнейшем р...

"Живые родники юности" по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор"

Статья посвящается 75-летнему юбилею В.Г. Распутина.  В основу урока положена технология учебного диалога. Уникальна тема урока: речь идет о целомудрии, о нравственной и физичес...

Эссе "Родники надежды"

Живой струею бьёт родник, мечтам здесь нашим сбыться,Здоровьем, радостью, теплом готов он поделиться!Всем предлагает он испить чудесной влаги чашу,Готов  всегда родник святить дорогу жизни ...