"Живые родники юности" по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Граблина Нина Васильевна

   Статья посвящается 75-летнему юбилею В.Г. Распутина.  В основу урока положена технология учебного диалога. Уникальна тема урока: речь идет о целомудрии, о нравственной и физической чистоте. Проблема целомудрия рассмотрена в духе святоотеческих ценностей.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivye_rodniki_yunosti.doc78.5 КБ
Microsoft Office document icon zhivye_rodniki_yunosti.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Живые родники юности

По рассказу В. Распутина «Женский разговор»

Время обнимать и время отклоняться от объятий…

Книга Екклезиаста гл. 3, ст. 5

Ничто так не украшает юного возраста,

как венец целомудрия…

Свт. Иоанн Златоуст

                    Вступительное слово учителя         

      У каждого писателя свои истоки, свои живые родники. А откуда берет начало творческая биография Валентина Григорьевича Распутина?

    Родился будущий писатель в поселке Усть-Уда, в трехстах километрах от Иркутска, и рос он в этих же местах, в деревне с красивым, напевным именем Атланка. И сама деревня, и её жители вошли в литературные произведения Распутина. Писатель говорил, что его детство и его творчество немыслимы без влияния Сибири, тайги и, особенно, Ангары: «Я верю, что и в моем писательском деле она сыграла не последнюю роль: когда-то в неотъемлемую минуту вышел я к Ангаре и обомлел – и от вошедшей в меня красоты обомлел, а также от явившегося из неё сознательного и материального чувства Родины». Распутин не представлял себя без родной сибирской деревни, частью которой он был. Отсюда такое глубокое проникновение в народную жизнь, уважение к вековым традициям, обостренное внимание к нравственным проблемам, к судьбе родной земли и людей, живущих на этой земле.

      Мотивация.

  В рамках сотрудничества Иркутска и департамента Верхняя Савойя было принято решение представить в Верхней Савойе спектакль на французском языке в исполнении иркутских профессиональных актёров. Пьеса построена в форме диалога бабушки и внучки, в котором выражены противоречия между двумя поколениями, между городом и деревней, между прошлым и будущим. В финале спектакля диалог переходит в монолог автора, делая зрителя участником размышлений двух персонажей. Для постановки был предложен рассказ русского писателя В.Г.Распутина «Женский разговор».

- Как вы думаете, почему из золотого фонда русской литературы было выбрано именно это произведение?

- О чем говорит этот факт?

- Чем этот рассказ  может заинтересовать современного читателя или зрителя?

  Чтобы ответить на этот непростой вопрос, бережно перечитаем это произведение и поразмышляем о проблемах, которые поставил перед нами Валентин Григорьевич Распутин.

                            Целостный анализ рассказа «Женский разговор»

 Свой рассказ  писатель назвал «Женский разговор».

- Какие читательские проекции можно сделать по заглавию произведения?

- Подберите синонимы к слову «разговор».

Разговор – беседа, диалог, общение, контакт…

- С какими целями люди вступают в диалог?

Первая коммуникативная функция диалога – обмен мнениями о чем-либо или о ком-либо. Человеку необходимо высказаться, быть услышанным (а значит, понятым и принятым), получить ответы на мучившие его вопросы, встретить одобрение, поддержку, найти выход из тяжелой жизненной ситуации, услышать другого человека, посмотреть на свою проблему глазами собеседника, пересмотреть свои ценности, разобраться в себе самом…

О женском разговоре поведал нам писатель. Известно, что женщинам свойственно уделять       особое внимание речевому общению.

Разговор героинь в рассказе Валентина Распутина ориентирован на три временные плоскости: прошедшее время (молодость бабушки Натальи, замужество, военное лихолетье и послевоенные годы); настоящее время (беда, случившаяся с внучкой); будущее время – дальнейшая судьба Виктории).

   Разговор Натальи и Вики –  это беседа о сокровенном, что испокон века интересовало человека, - о предназначении  женщины в  обществе, о нравственной чистоте, духовной красоте,  о моде и старине, о достоинстве и женской чести.

Читаем первый абзац. Четко обозначено художественное время - мартовский вечер, восьмой час вечера: «мерцал под ранним вечером ранний вечер», «до темноты взошло и разгорелось звездное небо с юным месяцем во главе, и пролился на землю капельный, росистый, сухой свет». Тяжело отступает зима, но уже «новым, не зимним, мягким пологом лежала по белому полю нежная синева» весны.

Художественное пространство рассказа -   ангарская деревня с затопленными полями и лугами, с порушенным «за-ради электричества» (строительства Братской ГЭС) вековечным порядком. Знаменательно использование автором в описании деревни глаголов с негативной семантикой: «сковырнули», «свалили», «порушили».

Затем пространство локализируется: действие рассказа происходит в избе «за беленькими занавесками в два окна, глядящих на Ангару». Дом бабушки Натальи предстает перед читателем как символ уюта, тепла, исцеления, это духовное начало человека, источник целомудрия и знаний, накопленных десятилетиями.   Но!

   «В деревне у бабушки посреди зимы Вика оказалась не своей доброй воле», а отправлена отцом «на высылку», на перевоспитание. Не случайно использование автором односоставных предложений («пришлось делать», «пока хватились», «выхватили из карусели»), которые передают драматизм сложившейся с героиней ситуации.  Вика  уже второй месяц «мается» у бабушки. 

Словарная работа.

Маяться – мучиться, страдать, терзаться, тосковать, томиться.

  По мнению бабушки Натальи, Виктория - «девка рослая, налитая, по виду – вправду в бабы отдавай, но умишко детский, несозревший, голова отстает….    

 Затаенная какая-то  девка, тихоомутная.  Распахнутые глаза на крупном смуглом лице смотрят подолгу и без прищура, а видят ли они что – не понять».

 Эпитет «тихоомутная» заставляет читателя вспомнить известную поговорку: «В тихом омуте черти водятся».  Девушка смотрит на мир, на людей широко распахнутыми глазами, потому что не имеет внутреннего стержня, не знает, как жить дальше, «всё ещё по привычке задает вопросы там, где бы пора жить с ответами». Поводом для разговора бабушки с внучкой послужило письмо, в котором отец Вики собирался приехать «с досмотром».

   - От чего мучается юная героиня рассказа?

- Как пейзаж помогает понять душевное состояние девушки?

«Избы на другой стороне улицы стояли придавленно и завороженно…  Такое там царило безлюдье, такая немота и такой холод… и такой бедной, сиротливой показалась земля, что Наталье стало не по себе». Смятение, растерянность, одиночество, тоску, тревожность Вики помогает передать автору прием психологического параллелизма: состояние девушки совпадает с состоянием природы.  

 - О чём внучка спрашивает бабушку? Что больше всего волнует Викторию? Почему она задаёт именно эти вопросы?

Значит, она не получила ответов у родителей?

- Почему в рассказе ни слова не говорится о маме?

- Почему поколение Виктории старуха называет «расхлябами»?

Словарная работа

Расхлябанный – распущенный, своевольный, дерзкий, живущий по своей воле, не имеющий нравственных ориентиров.

Ложное осознание собственной силы лишают девушку здравого смысла перед необходимостью делать выбор: с кем дружить, учиться или безмятежно проводить время со сверстниками,  вступать в половую жизнь или нет.

  - Согласны ли вы с мнением бабушки?

- В чём Виктория видит предназначение женщины? На кого хочет быть похожей? Кому стремится подражать?

Для Вики женщина – лидер, которая ни от кого не зависит, «а от неё все зависят». Бабушка не принимает такой позиции, резко её осуждает: «Ну, прямо совсем полная воля. Как у собак».

 Поворотом в разговоре становится вопрос внучки: «А почему говорят: целомудрие? Какое там мудрие?»  

- Как вы понимаете значение этого слова?

- Составьте синонимический ряд к слову «целомудрие».

Целомудрие – невинность, непорочность, девственность, чистота, телесное и духовное здоровье, воздержание,  скромность, красота, основа счастья

 - Подберите антонимы к этому слову.

Антонимический ряд:  распущенность, вседозволенность, развращенность, нечистота, противоестественность, оскверненность, разнузданность, растленность…

Словарная работа.

Целомудренный – сохранивший себя в девственной или брачной чистоте, непорочности. (В.И. Даль т.4, с. 578)

Философское определение.

Целомудрие – строгая нравственная чистота. (С.И. Ожегов).

Целомудрие – положительная характеристика, которая раскрывается в соблюдении сознательного самозапрета на познание, переживание и совершение того, что может ослабить или разрушить способность противостоять и сопротивляться злу. В обыденном сознании целомудрие ассоциируется с воздержанием от сексуальных опытов.

По мнению Андрея Кураева, целомудрие – это не просто образ сексуального поведения, это умение всегда действовать из своей глубины, не отдаваясь на волю поверхностных, сиюминутных влечений, это постоянная верность самым светлым минутам своей жизни. 

- Какова этимология этого слова?

В переводе с греческого языка означает «целое, здоровое, неиспорченное, то есть цельность всего человеческого существа».  

Понятие целомудренности в сознании русского человека имело чрезвычайно глубокий смысл, связывали это понятие не только с телесным, но и духовным самосохранением, с нравственным самочувствием. П.А. Флоренский писал: «По своему этимологическому составу греческое слово «целомудрие» указывает на здравость, неповрежденность, единство и вообще нормальное состояние внутренней духовной жизни христианина, цельность и крепость личности, свежесть духовных сил, духовную устроенность внутреннего человека».

     «Целомудрие – это то, что оберегает дух человека от погружения его в плоть; это самосохранение человеческого духа, без чего человек становится плотью, животным, теряет всё человеческое», - такое определение этому слову давал Ефрем Сирин.

  Целомудрие – это чистота ума и  сердца, чистота мыслей, поступков, это определенный тип мировоззрения, целостное отношение к миру, необходимое нравственно-психологическое условие для прочного  брака и счастливой семьи.

     Быть целомудренным – значит мудро охранять свою душевно-телесную целостность, непорочность и чистоту.

«Целомудрие – эта та купина, которая горит огнем благодати, не сгорая. Целомyдpие не только совместимо с бpаком, целомyдpие является основой бpака, когда два человека могyт дpyг на дpyга смотpеть и видеть взаимнyю кpасотy как святыню, котоpая им довеpена и котоpyю они должны не только сохpанить, но довести до полного совеpшенства», - утверждал Антоний Сурожский.

 - А как бабушка Наталья, героиня рассказа Распутина, понимает это слово?

  - В чем она видит смысл замужества?

 «… всё честь по чести, по закону, по сговору. А не по обнюшке. Вся тута, как Божий сосуд: пей, муженек, для тебя налита.  Для тебя взросла, всю себя по капельке, по зернышку для тебя сневестила. Потронься: какая ласковая, да чистая,  да звонкая, без единой трещинки… Всё у него для тебя приготовлено, нигде не растеряно. А у тебя для него.  Всё так приготовлено, чтоб перелиться друг в дружку, засладить, заквасить собой на всю жизнь».

- Что значит девушке «сневестить» для суженого?

- Что значит взять в жены «надкушенную»?

Словарная работа

Сневестить – сберечь духовную и телесную чистоту.

- Подберите синонимичный ряд к просторечному глаголу «сневестить».

Исконная этимология слова «невеста» - девушка, не ведающая порока, греха блуда.

- Каким смыслом наполняет эту лексему автор?

- Почему бабушке Наталье удалось сохранить духовную и телесную чистоту и в девичестве, и в замужестве?

- На каких живых родниках воспитывалась нравственность Натальи?

- Как она оценивает «ранешнюю» любовь?

- Почему с горечью утверждает, что всё теперь не так?

«Видно, как всё кругом перекошено, перекручено», - печалится старуха.

- Почему в рассказе ни слова не говорится об отце не родившегося ребенка?

- Почему то, что случилось с внучкой, назвала «потратой»?

Словарная работа

Потрата – потеря, убийство, горе, смерть, безобразие, боль, слезы, страдание, увечье…

 

  «Не сказала ты мне: еройство у тебя это было али грех? Как ты сама-то на себя смотришь?» - деликатно спрашивает Наталья девушку.

- Как Вика воспринимает бабушкины слова?

Она называет их «стариной», чем-то отжившим, давно прошедшим, немодным, неактуальным, но продолжает искать ответы на свои мучительные вопросы, а потому волнуется. Вполне закономерен её вопрос: «А у вас как с дедушкой было?»

- Как вы   оцениваете рассказ Натальи о военном и послевоенном прошлом?  - Что в её представлении «быть замужем»?

- Что значит  «светить искриночкой, звездочкой» мужу?

- Почему она во второй раз выходит замуж?

Наталья  так объяснила свой выбор: «Это я ему нужна, что без меня он не протянет». Пожалела человека. А понятие «жалеть» на Руси было больше, чем «любить».

- Что, по её мнению, поможет девушке, будущей жене и матери,  жить достойно?

 В завершении беседы бабушка говорит внучке: «Устою возьми».

- Что она имеет в виду под словом «устой»?

Устои – вековой порядок, уклад, непреходящие, вечные ценности, нравственные правила, духовные идеалы.

Бабушка искренне хочет помочь внучке разобраться в мучительных вопросах, на которые ей никто не может дать ответа. Она ни в чем не укоряет девушку, не поучает, не терзает наставлениями, а всей душой любит. Доверительный, откровенный  разговор способен врачевать человека.  

 Наталья стремится раскрыть Виктории благодатную красоту целомудрия, повернуть внучку к свету, убедить, что только духовная и телесная чистота – источники совершенной радости, живые родники юности. 

Старикам свойственно превосходить молодое поколение не только опытностью, но и нравственной жизнью. Их достоинства драгоценны не сами по себе, но и потому что имеют благотворное влияние на детей и внуков.

   С какой любовью Валентин Распутин  отзывался о своей бабушке, принимавшей горячее участие в его воспитании: «Моя бабушка, Марья Герасимовна, не просто помогла мне, а всю себя отдала, вместе с говором, характером, судьбой, мышлением, чтобы я мог написать своих старух.

    Ни с кем в жизни я не разговаривал с таким интересом и с такой пользой, как с нею, особенно когда повзрослел, а она слегла, и торопиться ей стало некуда.

 И когда упрекали меня в том,  что старухи мои якобы слишком умничают, всегда хотелось ответить: «Да знаете ли вы наших деревенских стариков? Нет, вы их не знаете».

  Наедине с природой и трудами они всю жизнь при истине и Боге, они не распылили и не раскрошили свою жизнь на кривые побегушки по пустым весям, учениям и страстям».

  Люди старшего поколения хранят бесценный опыт, который они бережно передают молодым. Половое воспитание на Руси осуществлялось посредством образа жизни родителей. Мальчик запечатлевал образ жизни отца – работника, хозяина, защитника семьи и Отечества.  Девочка – образ матери -  воспитательницы, хозяйки, хранительницы любви и лада в семье. Девочку всегда готовили к супружеству и материнству. Каждый ребенок знал, что в будущем ему предстоит стать семьянином и хозяином, по тому, каким он будет семьянином или хозяином, его будут оценивать окружающие. Эти ясные  цели были достижимы при укладной жизни. А уклад предполагает жизнь по вековым, устоявшимся традициям, передававшимся из поколения в поколение.

   Эту острую проблему связи поколений и затрагивает в своем рассказе Распутин. Сопричастность всему живому и вечному в Наталье будет противостоять разрушающей силе безнравственности.

      Человеку, утратившему чистоту, на помощь может прийти пример преподобной Марии Египетской, свидетельствующий о том, что даже падший человек великими трудами может вновь обрести целомудрие.          Культура воспитания целомудрия сегодня утеряна, но не утеряна потребность в ней. Человек по своей природе нуждается в светлых и святых идеалах,  тянется к духовности...  

Заключительное слово учителя

 

           В воспитании важно, чтобы ребенок не оставался один на один с самим собой, со своими проблемами, страхами, искаженными представлениями о самом главном.

          Связь поколений ослабла, но ещё не утрачена, если состоялся такой доверительный разговор о сокровенном, состоялся диалог двух поколений.

         Не случайно через всю ткань рассказа проходит звездное небо и юный месяц, которые становятся невольными свидетелями женского разговора, расширяют, делают беспредельным  художественное пространство произведения. Символично последнее предложение рассказа: «И только небо разворачивалось, играло и играло мириадами острых вспышек, предвещая? Своими огненными письменами неотвратимость».

 Две женщины говорят о дольнем и горнем. Земное и небесное в произведении Распутина слились воедино, слилось то, что века волновало человека. Символично и художественное пространство рассказа – пришла ранняя весна, а с ней надежда на возрождение, на то, что Викторию преобразят    живые родники юности, о которых так доверительно, по-доброму  поведала бабушка Наталья…  Растопит ли этот разговор с бабушкой немоту и холод в душе Виктории? Что будет для девушки «якорем спасения в дни житейских бурь и тревог»?  

    Финал рассказа остается  открытым. Иосиф Бродский говорил: «Мир, вероятно,  спасти уже не  удастся, но отдельного человека спасти всегда можно»…                                                                  

Домашнее задание:

- написать письмо бабушке от лица Виктории, вернувшейся в город  (задание для девушек);

- передать воображаемый диалог бабушки Натальи с сыном (задание для юношей).

Начало формы


Начало формы


-



Предварительный просмотр:

Живые родники юности

По рассказу В. Распутина «Женский разговор»

Время обнимать и время отклоняться от объятий…

Книга Екклезиаста гл. 3, ст. 5

Ничто так не украшает юного возраста,

как венец целомудрия…

Свт. Иоанн Златоуст

                    Вступительное слово учителя         

      У каждого писателя свои истоки, свои живые родники. А откуда берет начало творческая биография Валентина Григорьевича Распутина?

    Родился будущий писатель в поселке Усть-Уда, в трехстах километрах от Иркутска, и рос он в этих же местах, в деревне с красивым, напевным именем Атланка. И сама деревня, и её жители вошли в литературные произведения Распутина. Писатель говорил, что его детство и его творчество немыслимы без влияния Сибири, тайги и, особенно, Ангары: «Я верю, что и в моем писательском деле она сыграла не последнюю роль: когда-то в неотъемлемую минуту вышел я к Ангаре и обомлел – и от вошедшей в меня красоты обомлел, а также от явившегося из неё сознательного и материального чувства Родины». Распутин не представлял себя без родной сибирской деревни, частью которой он был. Отсюда такое глубокое проникновение в народную жизнь, уважение к вековым традициям, обостренное внимание к нравственным проблемам, к судьбе родной земли и людей, живущих на этой земле.

      Мотивация.

  В рамках сотрудничества Иркутска и департамента Верхняя Савойя было принято решение представить в Верхней Савойе спектакль на французском языке в исполнении иркутских профессиональных актёров. Пьеса построена в форме диалога бабушки и внучки, в котором выражены противоречия между двумя поколениями, между городом и деревней, между прошлым и будущим. В финале спектакля диалог переходит в монолог автора, делая зрителя участником размышлений двух персонажей. Для постановки был предложен рассказ русского писателя В.Г.Распутина «Женский разговор».

- Как вы думаете, почему из золотого фонда русской литературы было выбрано именно это произведение?

- О чем говорит этот факт?

- Чем этот рассказ  может заинтересовать современного читателя или зрителя?

  Чтобы ответить на этот непростой вопрос, бережно перечитаем это произведение и поразмышляем о проблемах, которые поставил перед нами Валентин Григорьевич Распутин.

                            Целостный анализ рассказа «Женский разговор»

 Свой рассказ  писатель назвал «Женский разговор».

- Какие читательские проекции можно сделать по заглавию произведения?

- Подберите синонимы к слову «разговор».

Разговор – беседа, диалог, общение, контакт…

- С какими целями люди вступают в диалог?

Первая коммуникативная функция диалога – обмен мнениями о чем-либо или о ком-либо. Человеку необходимо высказаться, быть услышанным (а значит, понятым и принятым), получить ответы на мучившие его вопросы, встретить одобрение, поддержку, найти выход из тяжелой жизненной ситуации, услышать другого человека, посмотреть на свою проблему глазами собеседника, пересмотреть свои ценности, разобраться в себе самом…

О женском разговоре поведал нам писатель. Известно, что женщинам свойственно уделять       особое внимание речевому общению.

Разговор героинь в рассказе Валентина Распутина ориентирован на три временные плоскости: прошедшее время (молодость бабушки Натальи, замужество, военное лихолетье и послевоенные годы); настоящее время (беда, случившаяся с внучкой); будущее время – дальнейшая судьба Виктории).

   Разговор Натальи и Вики –  это беседа о сокровенном, что испокон века интересовало человека, - о предназначении  женщины в  обществе, о нравственной чистоте, духовной красоте,  о моде и старине, о достоинстве и женской чести.

Читаем первый абзац. Четко обозначено художественное время - мартовский вечер, восьмой час вечера: «мерцал под ранним вечером ранний вечер», «до темноты взошло и разгорелось звездное небо с юным месяцем во главе, и пролился на землю капельный, росистый, сухой свет». Тяжело отступает зима, но уже «новым, не зимним, мягким пологом лежала по белому полю нежная синева» весны.

Художественное пространство рассказа -   ангарская деревня с затопленными полями и лугами, с порушенным «за-ради электричества» (строительства Братской ГЭС) вековечным порядком. Знаменательно использование автором в описании деревни глаголов с негативной семантикой: «сковырнули», «свалили», «порушили».

Затем пространство локализируется: действие рассказа происходит в избе «за беленькими занавесками в два окна, глядящих на Ангару». Дом бабушки Натальи предстает перед читателем как символ уюта, тепла, исцеления, это духовное начало человека, источник целомудрия и знаний, накопленных десятилетиями.   Но!

   «В деревне у бабушки посреди зимы Вика оказалась не своей доброй воле», а отправлена отцом «на высылку», на перевоспитание. Не случайно использование автором односоставных предложений («пришлось делать», «пока хватились», «выхватили из карусели»), которые передают драматизм сложившейся с героиней ситуации.  Вика  уже второй месяц «мается» у бабушки. 

Словарная работа.

Маяться – мучиться, страдать, терзаться, тосковать, томиться.

  По мнению бабушки Натальи, Виктория - «девка рослая, налитая, по виду – вправду в бабы отдавай, но умишко детский, несозревший, голова отстает….    

 Затаенная какая-то  девка, тихоомутная.  Распахнутые глаза на крупном смуглом лице смотрят подолгу и без прищура, а видят ли они что – не понять».

 Эпитет «тихоомутная» заставляет читателя вспомнить известную поговорку: «В тихом омуте черти водятся».  Девушка смотрит на мир, на людей широко распахнутыми глазами, потому что не имеет внутреннего стержня, не знает, как жить дальше, «всё ещё по привычке задает вопросы там, где бы пора жить с ответами». Поводом для разговора бабушки с внучкой послужило письмо, в котором отец Вики собирался приехать «с досмотром».

   - От чего мучается юная героиня рассказа?

- Как пейзаж помогает понять душевное состояние девушки?

«Избы на другой стороне улицы стояли придавленно и завороженно…  Такое там царило безлюдье, такая немота и такой холод… и такой бедной, сиротливой показалась земля, что Наталье стало не по себе». Смятение, растерянность, одиночество, тоску, тревожность Вики помогает передать автору прием психологического параллелизма: состояние девушки совпадает с состоянием природы.  

 - О чём внучка спрашивает бабушку? Что больше всего волнует Викторию? Почему она задаёт именно эти вопросы?

Значит, она не получила ответов у родителей?

- Почему в рассказе ни слова не говорится о маме?

- Почему поколение Виктории старуха называет «расхлябами»?

Словарная работа

Расхлябанный – распущенный, своевольный, дерзкий, живущий по своей воле, не имеющий нравственных ориентиров.

Ложное осознание собственной силы лишают девушку здравого смысла перед необходимостью делать выбор: с кем дружить, учиться или безмятежно проводить время со сверстниками,  вступать в половую жизнь или нет.

  - Согласны ли вы с мнением бабушки?

- В чём Виктория видит предназначение женщины? На кого хочет быть похожей? Кому стремится подражать?

Для Вики женщина – лидер, которая ни от кого не зависит, «а от неё все зависят». Бабушка не принимает такой позиции, резко её осуждает: «Ну, прямо совсем полная воля. Как у собак».

 Поворотом в разговоре становится вопрос внучки: «А почему говорят: целомудрие? Какое там мудрие?»  

- Как вы понимаете значение этого слова?

- Составьте синонимический ряд к слову «целомудрие».

Целомудрие – невинность, непорочность, девственность, чистота, телесное и духовное здоровье, воздержание,  скромность, красота, основа счастья

 - Подберите антонимы к этому слову.

Антонимический ряд:  распущенность, вседозволенность, развращенность, нечистота, противоестественность, оскверненность, разнузданность, растленность…

Словарная работа.

Целомудренный – сохранивший себя в девственной или брачной чистоте, непорочности. (В.И. Даль т.4, с. 578)

Философское определение.

Целомудрие – строгая нравственная чистота. (С.И. Ожегов).

Целомудрие – положительная характеристика, которая раскрывается в соблюдении сознательного самозапрета на познание, переживание и совершение того, что может ослабить или разрушить способность противостоять и сопротивляться злу. В обыденном сознании целомудрие ассоциируется с воздержанием от сексуальных опытов.

По мнению Андрея Кураева, целомудрие – это не просто образ сексуального поведения, это умение всегда действовать из своей глубины, не отдаваясь на волю поверхностных, сиюминутных влечений, это постоянная верность самым светлым минутам своей жизни. 

- Какова этимология этого слова?

В переводе с греческого языка означает «целое, здоровое, неиспорченное, то есть цельность всего человеческого существа».  

Понятие целомудренности в сознании русского человека имело чрезвычайно глубокий смысл, связывали это понятие не только с телесным, но и духовным самосохранением, с нравственным самочувствием. П.А. Флоренский писал: «По своему этимологическому составу греческое слово «целомудрие» указывает на здравость, неповрежденность, единство и вообще нормальное состояние внутренней духовной жизни христианина, цельность и крепость личности, свежесть духовных сил, духовную устроенность внутреннего человека».

     «Целомудрие – это то, что оберегает дух человека от погружения его в плоть; это самосохранение человеческого духа, без чего человек становится плотью, животным, теряет всё человеческое», - такое определение этому слову давал Ефрем Сирин.

  Целомудрие – это чистота ума и  сердца, чистота мыслей, поступков, это определенный тип мировоззрения, целостное отношение к миру, необходимое нравственно-психологическое условие для прочного  брака и счастливой семьи.

     Быть целомудренным – значит мудро охранять свою душевно-телесную целостность, непорочность и чистоту.

«Целомудрие – эта та купина, которая горит огнем благодати, не сгорая. Целомyдpие не только совместимо с бpаком, целомyдpие является основой бpака, когда два человека могyт дpyг на дpyга смотpеть и видеть взаимнyю кpасотy как святыню, котоpая им довеpена и котоpyю они должны не только сохpанить, но довести до полного совеpшенства», - утверждал Антоний Сурожский.

 - А как бабушка Наталья, героиня рассказа Распутина, понимает это слово?

  - В чем она видит смысл замужества?

 «… всё честь по чести, по закону, по сговору. А не по обнюшке. Вся тута, как Божий сосуд: пей, муженек, для тебя налита.  Для тебя взросла, всю себя по капельке, по зернышку для тебя сневестила. Потронься: какая ласковая, да чистая,  да звонкая, без единой трещинки… Всё у него для тебя приготовлено, нигде не растеряно. А у тебя для него.  Всё так приготовлено, чтоб перелиться друг в дружку, засладить, заквасить собой на всю жизнь».

- Что значит девушке «сневестить» для суженого?

- Что значит взять в жены «надкушенную»?

Словарная работа

Сневестить – сберечь духовную и телесную чистоту.

- Подберите синонимичный ряд к просторечному глаголу «сневестить».

Исконная этимология слова «невеста» - девушка, не ведающая порока, греха блуда.

- Каким смыслом наполняет эту лексему автор?

- Почему бабушке Наталье удалось сохранить духовную и телесную чистоту и в девичестве, и в замужестве?

- На каких живых родниках воспитывалась нравственность Натальи?

- Как она оценивает «ранешнюю» любовь?

- Почему с горечью утверждает, что всё теперь не так?

«Видно, как всё кругом перекошено, перекручено», - печалится старуха.

- Почему в рассказе ни слова не говорится об отце не родившегося ребенка?

- Почему то, что случилось с внучкой, назвала «потратой»?

Словарная работа

Потрата – потеря, убийство, горе, смерть, безобразие, боль, слезы, страдание, увечье…

 

  «Не сказала ты мне: еройство у тебя это было али грех? Как ты сама-то на себя смотришь?» - деликатно спрашивает Наталья девушку.

- Как Вика воспринимает бабушкины слова?

Она называет их «стариной», чем-то отжившим, давно прошедшим, немодным, неактуальным, но продолжает искать ответы на свои мучительные вопросы, а потому волнуется. Вполне закономерен её вопрос: «А у вас как с дедушкой было?»

- Как вы   оцениваете рассказ Натальи о военном и послевоенном прошлом?  - Что в её представлении «быть замужем»?

- Что значит  «светить искриночкой, звездочкой» мужу?

- Почему она во второй раз выходит замуж?

Наталья  так объяснила свой выбор: «Это я ему нужна, что без меня он не протянет». Пожалела человека. А понятие «жалеть» на Руси было больше, чем «любить».

- Что, по её мнению, поможет девушке, будущей жене и матери,  жить достойно?

 В завершении беседы бабушка говорит внучке: «Устою возьми».

- Что она имеет в виду под словом «устой»?

Устои – вековой порядок, уклад, непреходящие, вечные ценности, нравственные правила, духовные идеалы.

Бабушка искренне хочет помочь внучке разобраться в мучительных вопросах, на которые ей никто не может дать ответа. Она ни в чем не укоряет девушку, не поучает, не терзает наставлениями, а всей душой любит. Доверительный, откровенный  разговор способен врачевать человека.  

 Наталья стремится раскрыть Виктории благодатную красоту целомудрия, повернуть внучку к свету, убедить, что только духовная и телесная чистота – источники совершенной радости, живые родники юности. 

Старикам свойственно превосходить молодое поколение не только опытностью, но и нравственной жизнью. Их достоинства драгоценны не сами по себе, но и потому что имеют благотворное влияние на детей и внуков.

   С какой любовью Валентин Распутин  отзывался о своей бабушке, принимавшей горячее участие в его воспитании: «Моя бабушка, Марья Герасимовна, не просто помогла мне, а всю себя отдала, вместе с говором, характером, судьбой, мышлением, чтобы я мог написать своих старух.

    Ни с кем в жизни я не разговаривал с таким интересом и с такой пользой, как с нею, особенно когда повзрослел, а она слегла, и торопиться ей стало некуда.

 И когда упрекали меня в том,  что старухи мои якобы слишком умничают, всегда хотелось ответить: «Да знаете ли вы наших деревенских стариков? Нет, вы их не знаете».

  Наедине с природой и трудами они всю жизнь при истине и Боге, они не распылили и не раскрошили свою жизнь на кривые побегушки по пустым весям, учениям и страстям».

  Люди старшего поколения хранят бесценный опыт, который они бережно передают молодым. Половое воспитание на Руси осуществлялось посредством образа жизни родителей. Мальчик запечатлевал образ жизни отца – работника, хозяина, защитника семьи и Отечества.  Девочка – образ матери -  воспитательницы, хозяйки, хранительницы любви и лада в семье. Девочку всегда готовили к супружеству и материнству. Каждый ребенок знал, что в будущем ему предстоит стать семьянином и хозяином, по тому, каким он будет семьянином или хозяином, его будут оценивать окружающие. Эти ясные  цели были достижимы при укладной жизни. А уклад предполагает жизнь по вековым, устоявшимся традициям, передававшимся из поколения в поколение.

   Эту острую проблему связи поколений и затрагивает в своем рассказе Распутин. Сопричастность всему живому и вечному в Наталье будет противостоять разрушающей силе безнравственности.

      Человеку, утратившему чистоту, на помощь может прийти пример преподобной Марии Египетской, свидетельствующий о том, что даже падший человек великими трудами может вновь обрести целомудрие.          Культура воспитания целомудрия сегодня утеряна, но не утеряна потребность в ней. Человек по своей природе нуждается в светлых и святых идеалах,  тянется к духовности...  

Заключительное слово учителя

 

           В воспитании важно, чтобы ребенок не оставался один на один с самим собой, со своими проблемами, страхами, искаженными представлениями о самом главном.

          Связь поколений ослабла, но ещё не утрачена, если состоялся такой доверительный разговор о сокровенном, состоялся диалог двух поколений.

         Не случайно через всю ткань рассказа проходит звездное небо и юный месяц, которые становятся невольными свидетелями женского разговора, расширяют, делают беспредельным  художественное пространство произведения. Символично последнее предложение рассказа: «И только небо разворачивалось, играло и играло мириадами острых вспышек, предвещая? Своими огненными письменами неотвратимость».

 Две женщины говорят о дольнем и горнем. Земное и небесное в произведении Распутина слились воедино, слилось то, что века волновало человека. Символично и художественное пространство рассказа – пришла ранняя весна, а с ней надежда на возрождение, на то, что Викторию преобразят    живые родники юности, о которых так доверительно, по-доброму  поведала бабушка Наталья…  Растопит ли этот разговор с бабушкой немоту и холод в душе Виктории? Что будет для девушки «якорем спасения в дни житейских бурь и тревог»?  

    Финал рассказа остается  открытым. Иосиф Бродский говорил: «Мир, вероятно,  спасти уже не  удастся, но отдельного человека спасти всегда можно»…                                                                  

Домашнее задание:

- написать письмо бабушке от лица Виктории, вернувшейся в город  (задание для девушек);

- передать воображаемый диалог бабушки Натальи с сыном (задание для юношей).

Начало формы


Начало формы


-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Акция "Живи, родник, живи!"

Экологическое воспитание...

Акция "Живи, родник, живи!"

Экологическое воспитание...

тематическое планирование кружка "Живи, родник, живи!"

тематическое планирование кружка, приведена полная расчасовка материала и основные отделы программы...

"Живи Родник Живи"

Урок был приурочен к открытию родника, который ученики школы, жители села восстановили при финансировании Оренбург Газпромдобыча....

Мероприятие "Живи, родник, живи!"

Внеклассное мероприятие "Живи, родник, живи!"...

Живи, родник, живи...

           На уроке технологии наш 7 класс вместе с учителем Бронниковой Людмилой Ивановной пошли на родник убирать мусор. Я и многие мои одноклассники не хотели и...

Социальный проект «Живи, родник, живи!»

Социальный, экологический проект по охране "Святого источника"...