тематическое планирование кружка "Живи, родник, живи!"
календарно-тематическое планирование по естествознанию (6 класс) по теме

тематическое планирование кружка, приведена полная расчасовка материала и основные отделы программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie_kruzhka.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

       Программа проектно-исследовательской работы «Живи, родник, живи!» рассчитана на проведение занятий в течение одного учебного года. Учебно-тематический план включает в себя  4    часа теории,     18 часов практики и  14    часов обобщения, систематизации и подготовка презентации. В исследовательской работе важное место занимают практические работы, умение ставить опыты, проводить наблюдения обязательный компонент в формировании экологической компетентности. Учащиеся получат дополнительные сведения  по экологии окружающей среды региона и проблеме охраны живой природы в Волгоградской области.

   Цель -  дать физико-географическое описание источнику, определить качество воды, оценить  экологическое состояние источника, выработать рекомендации по сохранению родника  и улучшению его экологического состояния; а также принять участие в мероприятиях по очистке источника.

Задачи:

  1. Составить физико-географическое описание источника: описать рельеф, геологическое строение, климат, растительный и животный мир исследуемой территории.

2.   Провести исследования водного объекта (родника).

3.   Провести опрос посетителей родника.

4.   Составить паспорт родника.

5.   Выявить экологические проблемы окружающей территории.

  1. Составить рекомендации по охране родника.

Основные разделы темы

1.Теоретический сектор

1.1Введение-2ч.

2.Практический сектор

2.1Обследование родника-2ч.

2.2Исследование воды по параметрам-2ч.осень +2ч.весна

2.3Работы по благоустройству родника-4ч. осень+4ч.весна

2.4Изучение растительного и животного мира2ч.осень+2ч.весна

3.Обобщение-.

4.Подготовка презентации-10ч.

Содержание курса

1.Введение.Роль воды в природе и ее значение для жизнедеятельности человека. Определение количества родников вблизи хутора.

2.Методика исследования.

2.1.Адрес, местоположение.

(деревня, город, поселок, район, область, расположение).

2.2. Характеристика местности.

(краткое описание местности, расположение родника в рельефе: овраг, склон балки, берег реки и т.п.).

2.3. Выход родника.

*   Определение характера источника. Выход воды на поверхность земли может          быть различный: а) вытекает спокойно, б) бурлит, в) бьет струйками, г) фонтанирует. Так определяется характер родника, который зависит от силы напора воды. При отсутствии напора вода вытекает спокойно, изливаясь только  под влиянием силы тяжести. При напоре она бурлит, бьет струйками или  образует фонтан.

 * Из каких горных пород вытекает родник: пески, глины, мергель, песчаник,   известняки;    их строение, зернистость,  трещиноватость.

2.4. Определение мощности родника.

   Дебит источника - это его мощность, то есть  возможный расход воды. Мы определяли его следующим образом: под трубу, из которой вытекает вода, ставили стеклянную банку емкостью 1 литр, и по секундомеру вычисляли время  заполнения банки водой. Затем вычислили расход воды: а) за 1 мин. б) за 1 ч. в) за сутки.(примерный дебит в л/мин или л/с.)    

2.5. Куда течет вода источника?

Определяем направление тока воды и примерную протяженность

2.6. Зависимость количества воды в роднике от погоды.

   Для установления зависимости подземных вод от времени года и погоды проводится стационарное наблюдение. В определенный день каждого месяца проводилось измерение дебита источника. На основе числовых данных построили таблицу, показывающую зависимость состояния подземных вод от количества осадков.

2.7 Влияние родниковых вод на рельеф

Обследование рельефа вблизи родника. Определение оползней, провалов и других нарушений рельефа.

2.8 Свойства родниковой воды

(прозрачность, температура, цвет, запах, вкусовые качества,  жесткость, кислотность):                           

- прозрачность воды. Прозрачность определяли, налив воду в плоскодонный стакан, диаметром 2,5 см. Установив стакан на печатный текст, вливали воду, следя за тем, чтобы можно было читать.

-температуру воды, взятой из источника, определяли погружением термометра на 3-5 минуты.

-Цветность зависит от присутствия в воде солей железа и гуминовых кислот. Цветность  определяли путем сравнения с дистиллированной водой. Два стакана из бесцветного стекла заполнили водой: один – дистиллированной, другой - исследуемой. Цвет воды рассматривали, сравнивая стаканы на фоне листа белой бумаги при дневном освещении, сбоку, затем сверху, подложив лист белой бумаги под дно стакана. Наблюдаемый цвет записывали по интенсивности окраски: бурый, светло-коричневый, желтый, светло-желтый, бесцветный.  

-характер и интенсивность запаха воды определяли ощущение воспринимаемого запаха только что набранной воды при температуре окружающей среды (землистый, хлорный, бензиновый и т. д.); затем определяли следующим образом: родниковую воду налили в бутылку, закрыли, резко встряхнули.

- вкус и привкус воды можно определить органолептическим методом. (Четыре основных вкуса: солёный, кислый, сладкий, горький, другие виды вкусовых ощущении называются привкусами) Характер вкуса или привкуса различали по ощущениям, набирая воду в рот малыми порциями, не проглатывая, задерживая ее во рту на 3-5 сек.

-жесткость определяли , намыливая руки и смывая пену.

-кислотность устанавливали с помощью универсальной лакмусовой бумажки. Для этого взять универсальную лакмусовую бумагу и цветную шкалу к ней. Смочить бумажную ленточку  родниковой водой, наблюдая изменение ее окраски, сравнить с цветной шкалой, где нанесены величины водородного показателя рН. (Если рН=7, вода не содержит свободных кислот и щелочей. Если рН не равен 7, то вода имеет кислую или щелочную реакцию.)

- свойства воды при длительном хранении (2недели, при комнатной температуре).

2.9.Характеристика растительного и животного мира

Описание видового разнообразия растительного и животного мира.

3-4.Подведение итогов и оценка экологического состояния родника

Обобщение и систематизация полученных знаний, составление презентации по работе.

        

Тематическое планирование

        

Тема занятия

Часы

Дата

1.

Введение

2

2.

Обследование родника

2

3.

Исследование воды  по параметрам

2+2

4.

Работы по благоустройству родника

4+4

5.

Изучение растительного и животного мира

2+2

6.

Обобщение

4

7.

Подготовка презентации

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Акция "Живи, родник, живи!"

Экологическое воспитание...

Акция "Живи, родник, живи!"

Экологическое воспитание...

"Живи Родник Живи"

Урок был приурочен к открытию родника, который ученики школы, жители села восстановили при финансировании Оренбург Газпромдобыча....

календарно- тематическое планирование по курсу "Живая планета" 7 класс

Курс "Живая панета" предназначен для развития  проектной и исследовательской деятельности учащихся по химии....

Мероприятие "Живи, родник, живи!"

Внеклассное мероприятие "Живи, родник, живи!"...

Живи, родник, живи...

           На уроке технологии наш 7 класс вместе с учителем Бронниковой Людмилой Ивановной пошли на родник убирать мусор. Я и многие мои одноклассники не хотели и...