Мероприятие "Живи, родник, живи!"
методическая разработка по экологии

Костырченко Светлана Николаевна

Внеклассное мероприятие "Живи, родник, живи!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie_zhivi_rodnik_kostyrchenko_s.docx34.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования  

«Станция юных натуралистов»

Красногвардейского района Белгородской области

Воспитательное мероприятие

«Живи, родник, живи!»

Автор:

Костырченко Светлана Николаевна

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Станция юных натуралистов»

Адрес: 309920, Белгородская область Красногвардейский район г. Бирюч, ул. Павловского, д. 7, тел. 8-47(247)-3-43-27

Бирюч, 2015

Название разработки: воспитательное мероприятие.

Название и форма проведения: «Живи, родник, живи!»,  праздник

Пояснительная записка

Цель: формирование у учащихся бережного отношения к охране водных ресурсов.  

Задачи: 

  • познакомить учащихся с ролью воды в жизни человека; со значением и пользой родниковой воды; расширить кругозор учащихся о родниках своего края;
  • развивать интерес  работать с другими источниками информации;
  • воспитывать заботливое отношение к водным источникам.

Форма проведения: праздник.

Метод проведения: словесный, наглядный, беседа.

Возраст детей: 11-12 лет.

Условия для проведения: кабинет экологии.

Оборудование: фотографии и рисунки детей с родниками, плакат «Капля воды дороже золота», экологические знаки «Сохраним родники», музыкальное сопровождение (звуки водопада, журчание ручья, щебетание птиц)

Методические советы на подготовительный период: учащиеся  посещают родники нашего края, делают выставку рисунков и фотографий родников.

План мероприятия

  1. Организационный момент.

    II. Основные этапы.

  1. Вступительное слово педагога.
  2.  История родника «Крещенский» с. Весёлое.
  3. Конкурс «Поэтический».
  4. Экологическая азбука «Сохраним родники».
  5. Конкурс «Найди ошибку».
  6. Музыкальные ступеньки.

III. Итог мероприятия.

IV.Рефлексия.

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие друзья. Я приветствую вас сегодня на нашем празднике. А что бы узнать его тему, давайте послушаем стихотворение:

Родничок журчит, струится
День и ночь из года в год:
Чтобы смог воды напиться,
Кто захочет, кто придёт.
Мать-Земля меня послала
Для своих живых детей:
Для зверушек и растений,
И, конечно, для людей.
Чтоб напились, чтоб умылись,
Чтоб здоровыми росли,
Чтоб любили, понимали
И Природу берегли.
Родничок не умолкает
Чистый, вкусный сок Земли
Всех напоит:- что осталось, -
В воды Матушки – Реки.

                 Ченин А. [2]

Педагог: И как вы уже догадались, мы сегодня поговорим о родниках.

II. Основные этапы мероприятия.

1. Вступительное слово педагога.

Педагог: Тема нашего мероприятия «Родник- источник жизни на Земле». Ребята, а что вы себе представляете при произношении слова «родник».

    (Ответы детей: вода, явление природы, красота, дар божий, родина и т.д.) 

     Посмотрите на доску и прочитайте высказывание «Капля воды дороже золота». Эти слова принадлежат Дмитрию Ивановичу Менделееву - великому химику. Это говорит о большой роли воды для растений, животных и человека. Но не вся вода пригодна для питья, а только пресная. И источником её являются реки, озёра и конечно же родники. Но не вся вода пригодна для питья. Именно родник содержит ту воду, которая способна утолить жажду особенно в жаркий день.

2. История родника «Крещенский» с. Весёлое.

Педагог: Каждый родник богат своей легендой, сказанием. И наш родник встречается в летописи села Весёлое, как источник чистой и полезной воды. А теперь давайте послушаем сообщения детей о роднике.

Сообщение: В нашем районе очень много родников, но живя в таком прекрасном селе Весёлое, хочется рассказать о «Крещенском роднике» или как его в народе называют «Безодена»- без дна. Его так называют потому, что там погибло много скота и людей. Этому роднику более 100 лет. Вода в нём зимой и летом одной и той же температуры + 8. Она очень мягкая и вкусная, поэтому большинство жителей используют её для питья. А ещё она обладает целебными свойствами, поэтому больные люди лечатся ею.  Из родника вода стекает в ручей, который затем впадает в реку Тихая Сосна. В 2009 году родник обустроили. В 2010 году сделали купель, и на Крещение благочинный г. Бирюча отец Олег и настоятель храма Святителя Николая Чудотворца отец Владимир освятили родник и купель. Все люди нашего села посещают «Безодену», кто  водички набрать, а кто окунуться в купели.

3. Конкурс «Поэтический»

Педагог: Дорогие, ребята, о красоте это чудесного творения природы, было сложено много стихов. И я вам предлагаю почувствовать себя поэтами и сочинить стихотворение, используя предложенные рифмы.  

Рифмы первой команде:   Рифмы второй команде:     Рифмы третьей команде:

……….бежишь                  ………белый                        ……..маленький

……….журчишь                ……….смелый                     …….удаленький

……….спешишь                ……….ручеёк                       ……..снег

……….не спишь                ……….прыг-да-скок            ……..на проталинке

4.Экологическая азбука «Сохраним родники»

Педагог: Я хочу вам привести слова одной пословицы «Что имеем- не храним, потерявши - плачем». Это говорит о том, что только одно человечество виновато в загрязнении окружающей среды. Мы не ценим того, что нам даёт природа. Каждому человеку стоит задуматься над этим. И тогда мы сделаем наш мир чище и красивее. А сейчас давайте вместе с вами составим экологические знаки, сохраняющие наши родники. Если их не  беречь, они погибнуть, и мы навсегда их потеряем. А родники обязательно должны жить.

(Дети составляют и зарисовывают экологические знаки, сохраняющие родники)

- не мусорьте  на территории родника;

-не мойте свои автомобили водой из источника;

- не выгуливайте животных;

-не разводите костры;

- не используйте воду родника для бытовых нужд.

5. Конкурс «Найди ошибку».

Педагог: Вокруг родника обычно существует своя жизнь. Здесь выше и пышнее деревья, сочнее и зеленее трава, звонче и мелодичней поют птички. Растительный и животный мир самый разнообразный: сюда на гнездование прилетают птицы, попить водички идут животные, завернёт сюда и случайный прохожий. Родник всем дарит радость!

Ручеёк, куда бежишь?
Ты так весело журчишь!
-Тороплюсь я на поля.
Позвонила мне земля
И сказала: - Умираю,
Жажда мучает меня!
Всё, пока! Надо спешить,
Буду землю я поить.
Ей весной вода нужна,
Чтоб всходили семена.

С. Пригоцкая [3]

Ребята, давайте с вами найдём биологические ошибки и объясним их.

Глухари вернулись с юга –

Дома очень много дел:

Гнезда нужно свить повыше,

Чтобы их медведь не съел.

Ананасы собираем

Мы с деревьев поскорей,

Их склюёт иначе стая

Перелетных глухарей. [1]

(Ответы детей)

6. «Музыкальные ступеньки».

Педагог: В музыке встречаются характерные для творчества певцов образы родника или других водоёмов. Много строк русские композиторы посвятили роднику, как вечному спутнику человека, источнику жизни,  близкому другу или собеседнику. В своих песнях родник часто наделяют человеческими качествами. Образ родника тесно связан с  родным краем, мечтами о чём-то дорогом и любимом.

(Дети исполняют песню О. Погудина  «Родник») 

      А теперь, попытайтесь заполнить музыкальные ступеньки. В горизонтальные ряды впишите названия рек, морей и озёр.

д

о

д

о

д

о

д

о

д

о

 

р

е

р

е

р

е

р

е

р

е

Ответы:

л

а

д

о

ж

с

к

о

е

д

о

н

р

у

д

о

л

ь

ф

к

о

л

о

р

а

д

о

л

а

б

р

а

д

о

р

м

у

р

р

е

й

р

е

й

н

т

о

р

р

е

н

с

б

а

р

е

н

ц

е

в

о

с

р

е

д

и

з

е

м

н

о

е

III. Итог мероприятия.

Педагог: Педагог: Ребята, побыть на роднике и не набрать водички это большая утрата. А вы знаете, как нужно правильно набирать родниковую воду? Лучше всего в стеклянную баночку и не следует набирать впрок, так как она быстро теряет свои свойства— 3–4 дня. А самое главное правило- это чистая душа и хорошие мысли, только тогда водичка принесёт вам пользу. А если собрать воды с 9 родников - это сильное лекарство от всех болезней.

Течет, переливается
Весенний ручеек.
В нем небо отражается 
И солнечный денек.
Кораблик с папой делаем,
Чтоб плыл он по волнам.
– Какие вы умелые! –
Сказала мама нам.
Мы закивали мамочке, –
Все правильно, все так!
Вдруг "улыбнулись ямочки"
На маминых щеках.
И в десять раз красивей
Стал солнечный денек.
Тебе за все спасибо!
Веселый ручеек
А. Смоляков
[3]

Педагог: А в заключение праздника я хочу вас попросить помочь ветеранам нашего села. Старожилы с. Весёлое говорят, что если выпьешь водички из родника «Крещенский» сразу проходит вся «хворь». Поэтому давайте вместе с вами возьмём шефство над нашим родником и будем помогать тем людям, которые не имеют возможности испить этой лечебной водицы.

IV.Рефлексия

Педагог: Ребята, давайте выясним, что вам понравилось и запомнилось на нашем празднике. На доске плакат, на котором нарисован родник. Чтобы рисунок смотрелся как законченная картина, а  ручеёк не грустил, давайте украсим его разноцветными капельками. Если вам было интересно на празднике, и вы узнали много нового, то разместите капельку синего или жёлтого цвета, а если вам было неинтересно, скучно – чёрного.

- Я рада, что у нас получился такой весёлый родничок. Это означает, что праздник вам, понравился, и время мы провели сегодня не зря. Большое вам спасибо за праздник.

Методические советы организаторам и постановщикам

Мероприятие нужно проводить в  кабинете экологии. Оформляется он фотографиями, рисунками детей с пейзажами родников или других водоёмов; выставкой книг о родниках; плакатами с высказываниями известных людей. Для создания эмоционального настроя использовать музыку- пение птичек, шум водопада, журчание ручейка.

Методические советы на период ближайшего последействия

Итог мероприятия подводятся в следующей форме: участникам праздника предлагается оказать помощь и шефство над ветеранами и нуждающимися людьми в родниковой воде. Для закрепления полученного результата предложить учащимся подготовить проект-дизайн обустройства заброшенного источника в урочище Горноватка с. Весёлое.

Список литературы:

  1. Балабанова В.В. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни.- Волгоград: Учитель, 2002.-154 с.
  2. http://www.stihi.ru
  3. http://www.numama.ru
  4. Тарасов А.К. Ботаника, зоология, химия. Книга для учащихся и учителей. –Смоленск: Русич, 1999.-256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Акция "Живи, родник, живи!"

Экологическое воспитание...

Акция "Живи, родник, живи!"

Экологическое воспитание...

тематическое планирование кружка "Живи, родник, живи!"

тематическое планирование кружка, приведена полная расчасовка материала и основные отделы программы...

"Живи Родник Живи"

Урок был приурочен к открытию родника, который ученики школы, жители села восстановили при финансировании Оренбург Газпромдобыча....

Живи, родник, живи...

           На уроке технологии наш 7 класс вместе с учителем Бронниковой Людмилой Ивановной пошли на родник убирать мусор. Я и многие мои одноклассники не хотели и...

Социальный проект «Живи, родник, живи!»

Социальный, экологический проект по охране "Святого источника"...

Исследовательская работа «Живи, родник, живи…»

   Природа  нашего района необыкновенно богата и разнообразна, но среди этого разнообразия есть место, которое близко нашему сердцу, это место, где мы родились и выросли. Состоян...