Урок в 8 классе по экологии Тема: «Рациональное использование и охрана водных ресурсов».
методическая разработка по экологии (8 класс) по теме

Елена Викторовна Чернякова

Урок в 8 классе по экологии
Тема: «Рациональное использование и охрана водных ресурсов». Конспект урока. Тест к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_8_klass.doc132 КБ
Microsoft Office document icon test_8_klass.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 8 классе по экологии

Тема: «Рациональное использование и охрана водных ресурсов».

Цель:

Общеобразовательная: закрепить знания учащихся из курса биологии и географии о составе и значении гидросферы в природе и жизни человека;

формировать знания о причинах дефицита пресной воды, источниках загрязнения природных вод, основных мерах по охране водных ресурсов;

познакомить учащихся с состоянием поверхностных вод Дубровского района, методикой оценки качества питьевой воды; результатами исследований экоцентра «Какую воду мы пьем?»;

формировать умения приобретать знания самостоятельно, проводить простейшие исследования.

Развивающая: развивать познавательный интерес, логическое мышление; умения делать выводы и обобщения;

разностороннее развитие личности: коммуникативных способностей, умения выступать перед аудиторией;

Воспитательная: воспитывать экологическую грамотность, чувство ответственности за состояние природной среды;

воспитывать и развивать культуру умственного труда, нравственные качества школьников: сознательную дисциплину, умение слушать, работать на доверии.

Оборудование: видеосюжет, таблицы биоиндикации, схема очистки сточных вод, инструктивные карты, лабораторное оборудование, проба питьевой воды, дистиллированная вода.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: частично-поисковый с элементами модульного обучения, словесный, наглядно-образный, исследовательский.

Ход урока:

  1. Организационный момент 1-2 минуты.
  2. Проверка опорных знаний о составе гидросферы и значении воды в природе и жизни человека (5 минут).
  3. Изучение нового материала по вопросам:
  1. Причины дефицита пресной воды на Земле  (Анализ статистических таблиц).
  2. Основные загрязнители природных вод. Последствия загрязнения.

     (Cамостоятельно на основе справочного материала).

  1. Состояние поверхностных вод Дубровского района (выступление членов экологического центра с результатами мониторинга малых рек).
  2. Основные меры по охране водных ресурсов (обсуждение вопроса в парах). Методы очистки сточных вод (опережающее сообщение учащегося).
  3. Качество питьевой воды в Дубровке. Лабораторная работа «Оценка качества физико-химических показателей питьевой воды с помощью простейших методик».

     IV.      Подведение итогов.

     V.       Домашнее задание.


Загрязнение природных вод

Под загрязнением водных ресурсов понимают любые изменения физических, химических и биологических свойств воды в водоемах в связи со сбрасыванием в них жидких, твердых и газообразных веществ, которые делают воду водоемов опасной для использования, нанося ущерб хозяйству, здоровью и безопасности населения.

Производственные сточные воды загрязнены в основном отходами и выбросами производства. Количественный и качественный состав их разнообразен и зависит от отрасли промышленности, ее технологических процессов. Сточные воды содовых, сульфатных, азотно-туковых заводов, обогатительных фабрик свинцовых, цинковых, никелевых руд, в которых содержатся кислоты, щелочи, ионы тяжелых металлов, в основном изменяют физические свойства воды. Тяжелые металлы токсичны для животных и человека.

Сточные воды нефтеперерабатывающих заводов, предприятий органического синтеза содержат нефтепродукты, аммиак, альдегиды, смолы, фенолы и др. вещества. Нефть и нефтепродукты, попадая в водоемы, создают разные формы загрязнения: плавающую на поверхности нефтяную пленку, растворенные или эмульгированные нефтепродукты, осевшие на дно тяжелые фракции. При этом изменяется запах, вкус, окраска, поверхностное натяжение, вязкость воды, уменьшается количество кислорода, проявляются вредные органические вещества, вода приобретает токсические свойства и представляет угрозу не только для человека. 12 г нефти делают непригодной для употребления тонну воды. Фенол при попадании в водоемы резко снижает биологические процессы самоочищения, вода приобретает специфический запах карболки.

Сточные воды, содержащие растительные волокна, животные и растительные жиры, отходы кожевенной и целлюлозно-бумажной промышленности, сахарных и пивоваренных заводов, предприятий консервной, мясомолочной промышленности являются причиной органических загрязнений водоемов. Окисление органических веществ сопровождается поглощением значительного количества кислорода, что приводит к гибели водных организмов.

Атомные электростанции загрязняют водоемы радиоактивными отходами. Радиоактивные вещества концентрируются планктонными микроорганизмами, затем по цепи питания передаются рыбам и другим животным.

Рост городов увеличил поступление коммунальных стоков во внутренние водоемы. Эти стоки стали источниками загрязнения рек и озер болезнетворными бактериями и гельминтами. В еще большей степени загрязняют водоемы синтетические моющие средства (СМС), широко используемые в быту. Содержащиеся в них химические вещества оказывают значительное влияние на биологический и физический режим водоемов. В результате снижается способность вод к насыщению кислородом, парализуется деятельность бактерий, минерализующих органические вещества. Концентрация СМС в воде 1-3 мг/л вызывает гибель планктона, 5 мг/л – замор рыбы.

Вызывает серьезное беспокойство загрязнение водоемов пестицидами и минеральными удобрениями, которые попадают с полей вместе с дождевой и талой водой. Попадая в водоемы, пестициды накапливаются в планктоне, донных организмах, рыбе, а по цепочке питания попадают в организм человека, действуя отрицательно как на отдельные органы, так и на организм в целом. Минеральные удобрения вызывают массовое развитие сине-зеленых водорослей – так называемого «цветения воды». В связи с интенсификацией животноводства все долее дают о себе знать стоки данной отрасли сельского хозяйства.

Нагретые сточные воды тепловых электростанций и других производств вызывают «тепловое загрязнение», которое угрожает довольно серьезными последствиями: в нагретой воде может меньше раствориться кислорода, резко изменяющийся термический режим отрицательно влияет на флору и фауну водоемов, вызывает «цветение воды»


Динамика водопотребления в мире с 1990 по 2000 г.

По видам хозяйственной деятельности (км3/год)

(по И.А.Шикломанову и О.Л.Марковой)

Водопотребитель

1900

1940

1950

1960

1970

1980

1990

2000

Сельское хозяйство

525

893

1130

1550

1850

2280

2680

3250

Промышленность

37,2

124

178

330

540

710

973

1280

Коммунальное хозяйство

16,1

36,3

52,0

82,0

130

200

300

441

Водохранилища

0,3

3,7

6,5

23,0

66,0

120

170

220

Общее водопотребление (округленно)

580

1060

1360

1990

2580

3310

4130

5190

Объем сброса сточных вод в поверхностные водоемы России

по отраслям экономики в 1995 году.

Отрасли хозяйства

Сброс сточных вод, млн км3

Из них загрязненных

Всего, млн км3

% от сброса сточных вод

Вся промышленность

35536

8575

24,1

Электроэнергетика

24956

1090

4,4

Черная металлургия

1060

758

71,5

Цветная металлургия

937

529

56,5

Химическая и нефтехимическая

1769

1452

82,1

Машиностроение и металлообработка

1821

782

42,9

Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная

2060

1799

87,3

Строительных материалов

197

129

65,5

Сельское хозяйство

10250

3173

31,0

Транспорт

192

125

65,1

Жилищно-коммунальное хозяйство

13732

12504

91,1

Прочие отрасли экономики

151

101

66,9

Количество потребляемой воды

на 1 тонну готовой продукции, м3

Производимая продукция

Затраты воды

Прокат

1,5 – 10

Кокс

1,5 – 30

Сахарная свекла

13 - 16

Кожа

82 – 100

Каучук

250

Удобрения

350 – 400

Пластмасса

500 – 1000

Бумага

1500

Капрон

2500


Оценка качества питьевой воды.

Оценивать качество питьевой воды необходимо везде – дома, в школе, на даче, в походе и путешествиях. Это помогает предотвратить многие неприятности в жизни, связанные с желудочно-кишечными заболеваниями и инфекционными болезнями. Качество воды можно очень быстро определить по ее физико-химическим свойствам. Пригодная для питья вода прозрачна, прохладна, без запаха и вкуса. В тонком слое бесцветна, а в толстом слое имеет голубую окраску, не содержит вредных примесей.

Определение прозрачности воды.

Для оценки прозрачности используйте следующие характеристики:

  1. Прозрачная вода;
  2. Слабо «опалесцирующая» вода (от слова «опал» - молочно-белый минерал с радужным оттенком, здесь имеется в виду именно этот отлив);
  3. Слабо мутная;
  4. Мутная;
  5. Очень мутная.

Определение цвета воды

Налейте около 100 мл испытуемой воды в колбу белого стекла и определите окраску воды, просматривая ее на белом фоне. Мутную воду перед рассмотрением цвета следует отфильтровать. Вода может быть бурой, светло-коричневой, желтой, светло-желтой, зеленоватой, бесцветной.

Определение характера и интенсивности запаха.

Налить 100 мл испытуемой воды в чистую, без запаха широкую колбу с пробкой, нагреть до температуры 20о С, закрытую колбу встряхнуть и, быстро открыв, понюхать. Характер и интенсивность запаха определяют исходя из таблиц.

                                                                                        Таблица 1.

Характер запаха

Примерный род запаха

Ароматический

Огуречный, цветочный

Болотный

Илистый, тинистый

Гнилостный

Фекальный, сточной воды

Древесный

Мокрой щепы, глинистый

Землистый

Прелый, свежевспаханной земли

Плесневый

Затхлый, застойный

Рыбный

Рыбы, рыбьего жира

Сероводородный

Тухлых яиц

Травянистый

Скошенной травы, сена

неопределенный

Не подходящий под предыдущие определения

                                                                                        Таблица 2.

Шкала интенсивности запаха

Балл

Показатель

0

Нет запаха

1

Очень слабый (обычно не замечается)

2

Слабый (обнаруживается потребителем, если на него обратить внимание последнего)

3

Заметный (легко замечаемый)

4

Отчетливый (обращающий на себя внимание)

5

Очень сильный (делает воду непригодной для питья)

В питьевой воде при температуре 20о С допустимо наличие запаха не более 2 баллов.

Определение вкуса питьевой воды.

Вкус определяют при температуре 20о С. Воду набирают в рот маленькими порциями, не проглатывают. Сила вкуса и привкуса выражается в баллах:

0 баллов – отсутствие привкуса;

1 балл – очень слабый;

2 балла – слабый;

3 балла – заметный;

4 балла – отчетливый;

5 баллов – очень сильный.

Вкус различают соленый, горький, кислый, сладкий; привкус: щелочной, железистый, хлорный, вяжущий и пр. Сила привкуса при температуре 20о С недолжна превышать 2 балла.

Определение показателя рН.

Вода остается пригодной для питья, если рН соответствует 6,5 – 7,5.

рН можно определить с помощью универсальной индикаторной бумаги, которая изменяет окраску в зависимости от рН раствора.

рН

Окраска бумаги

рН

Окраска бумаги

2

Красная

7

Желто-зеленая

3

Красно-оранжевая

8

Зеленая

4

Оранжевая

9

Сине-зеленая

5

Желто-оранжевая

10

Синяя

6

Лимонно-желтая

11

Сине-фиолетовая

Вопросы домашней анкеты по качеству питьевой воды.

  1. Есть ли осадок после суточного отстаивания воды в трехлитровой банке? Какой осадок: хлопьевидный слизистый, хлопьевидный желтовато-коричневый, плотный белый, плотный бурый, сероватый, песок, глина, растительные остатки?
  2. Как смывается мыло при мытье рук: быстро, медленно?
  3. Образуется ли накипь или рыхлый осадок после кипячения воды? Каков цвет накипи?

Наличие осадка говорит о попадании загрязненных вод в водопроводную сеть. Быстрое смывание мыла, наличие накипи свидетельствует о повышенной жесткости воды (повышенном содержании солей кальция и магния). Бурый или желтый цвет накипи говорит об увеличении количества растворенного железа и его окислов, что часто бывает при коррозии стальных водопроводных труб.

Проведя исследования питьевой воды в классе и дома, сделайте вывод о качестве используемой вами питьевой воды.

Предложите рекомендации по улучшению питьевого водоснабжения вашей семьи.


Тема: «Рациональное использование и охрана водных ресурсов».

Номер учебного элемента (УЭ)

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0

Интегрирующая цель (в процессе учебной работы над заданием вы должны):

закрепить знания из курса биологии и географии о составе и значении гидросферы в природе и жизни человека;

формировать знания о причинах дефицита пресной воды, источниках загрязнения природных вод, основных мерах по охране водных ресурсов;

познакомить учащихся с состоянием поверхностных вод Дубровского района, методикой оценки качества питьевой воды; результатами исследований экоцентра «Какую воду мы пьем?»;

формировать умения приобретать знания самостоятельно, проводить простейшие исследования;

развивать познавательный интерес, логическое мышление; умения делать выводы и обобщения;

учиться работать на доверии, самостоятельно, в парах и группах, слушать своих товарищей, аргументировать свое мнение.

УЭ-1

Цель: проверить свои знания о составе гидросферы, о значении воды

          в природе.

Запишите в тетради дату, тему урока.

В тетрадях ответьте на вопросы:

1. Заполните схему

Состав гидросферы

                             96%                 2%          2%           0,02%

2. Перечислите значение воды в природе (не менее трех).

Проверьте себя по ответам товарищей.

5 минут

Работайте в тетради, самостоятельно

Цените время

УЭ 2

Цель: сформировать знания о причинах дефицита пресной воды на

           Земле.

Проанализируйте статистические таблицы. Обсудите с товарищем по парте. Выделите и запишите в тетради причины дефицита пресной воды.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Проверьте себя по эталону.

10 минут

Работайте в паре, устно.

Работайте в тетради.

УЭ-3

Цель: сформировать знания об источниках загрязнения природных

          вод.

Прочтите справочный материал. Выделите основные загрязняющие вещества, поступающие в природные водоемы, их источники и влияние на водные экосистемы. Сделайте в тетради краткие записи по этому вопросу. Сверьте с ответами товарищей.

10 минут

Работайте в тетради.

УЭ-4

Цель: познакомиться с экологическим состоянием поверхностных вод

          Дубровского района.

Прослушайте сообщение членов школьного экологического центра о состоянии природных вод нашего района, мониторинговом исследовании реки Немерка.

Сделайте вывод о степени благоприятности состоянии водных ресурсов Дубровского района.

5-7 минут

Работайте устно

УЭ-5

Цель: сформировать знания об основных мерах по охране водных

          ресурсов, познакомиться с методами очистки сточных вод.

Обсудите в парах и предложите меры по охране природных вод исходя из причин дефицита пресной воды (УЭ-2).

Прослушайте сообщение своих товарищей на тему «Методы очистки сточных вод». Запишите в тетради способы очистки сточных вод.

15 минут

Работайте устно.

Работайте в тетради.

УЭ-6

Цель: познакомиться с результатами исследований экоцентра на тему

         «Какую воду мы пьем», освоить простейшие методики оценки

          качества питьевой воды, выполнить лабораторную работу

          «Оценка качества питьевой воды в Дубровке».

Объединитесь в группы по 6 человек. Внимательно ознакомьтесь с методикой оценки качества питьевой воды.

Определите физико-химические показатели образцов воды, соблюдая необходимые правила техники безопасности. Результаты исследований запишите.

Прослушайте сообщение членов школьного экологического центра на тему: «Какую воду мы пьем».

Сделайте общий вывод о качестве питьевой воды в Дубровке.

20 минут

Работайте устно.

Проведите лабораторные исследования

УЭ-7

Выходной контроль.

Цель: проверить усвоение полученных знаний по теме «Рациональное

          использование и охрана водных ресурсов», выявить пробелы.

Выполните тестовую работу в конце тетради (текст модуля и записи в тетрадях закрыты).

Проверьте себя по эталону. Оцените свои знания.

5 минут

Работайте в тетради, самостоятельно, на доверии.

Домашнее задание: нет оценки – вернуться к записям в тетрадях, заданиям модуля.

                                     Если вы получили «хорошо» - «отлично» - выполнить творческое задание по

                                     выбору:

  1. Подготовьте аргументированный ответ на вопросы:

А) как применяется правило региональности при использовании водных ресурсов?

Б) почему расход воды на орошение считается рациональным и в дальнейшем будет увеличиваться?

  1. Предложите, как можно более рационально использовать водные ресурсы в нашем районе и сохранить их от загрязнения.

Тест по теме «Рациональное использование и охрана водных ресурсов»

  1. 70% водопотребления используется:

А) в промышленности

Б) в быту

В) в сельском хозяйстве

  1. Наиболее опасными для водных организмов веществами коммунальных стоков являются:

       А) СМС                          

       Б) органические вещества

  1. Перевод растворимых веществ стоков в нерастворимые осуществляется способом: А) химическим

                                              Б) механическим

                                              В) биологическим

  1. Выберите наиболее полное определение понятия «питьевая вода»:

А) вода, которую люди используют для питья

Б) химическое вещество, молекула которого состоит из 2-х атомов водорода и 1 атома кислорода

В) вода, пригодная для питья, приготовления пищи, соответствующая государственному стандарту.

  1. После частичной очистки сточных вод их используют в …
  2. Механическая очистка сточных вод удаляет:

А) растворимые примеси

Б) нерастворимые примеси

В) органические примеси

  1. Важнейшей мерой по охране водных ресурсов является …

Тест по теме «Рациональное использование и охрана водных ресурсов»

  1. Самым водоемким является производство:

А) пластмасс

Б) стали

В) свеклы

  1. К наиболее распространенным загрязнителям морей и океанов относят:

      А) органические вещества

      Б) нефть и нефтепродукты

      В) тяжелые металлы

  1. Сокращение водоносности рек вызвано распашкой пойм, осушением болот и …
  2. Самую низкую способность к самоочищению имеют:

 А) реки

 Б) озера

 В) подземные воды

5.  Органические вещества стоков разлагаются при очистке:

      А) биологической

      Б) химической

      В) механической

6.   Тепловое загрязнение водоемов вызывает:

А) сокращение влагообмена с атмосферой

Б) уменьшение количества растворенного кислорода

В) неприятный вкус и запах воды

7.   Наиболее эффективным путем защиты водоемов от  

      загрязнения является …

Оцените свои знания

Проверьте себя по эталону. Каждый правильный ответ – 1 балл.

           7 баллов – оценка «отлично»

           6 баллов – оценка «хорошо»

     Меньше 6 баллов – к сожалению, вы недостаточно усвоили тему.

Оцените свои знания

Проверьте себя по эталону. Каждый правильный ответ – 1 балл.

              7 баллов – оценка «отлично»

              6 баллов – оценка «хорошо»

     Меньше 6 баллов – к сожалению, вы недостаточно усвоили тему.



Предварительный просмотр:

Тест по теме «Рациональное использование и охрана водных ресурсов»

  1. 70% водопотребления используется:

А) в промышленности

Б) в быту

В) в сельском хозяйстве

  1. Наиболее опасными для водных организмов веществами коммунальных стоков являются:

       А) СМС                          

       Б) органические вещества

  1. Перевод растворимых веществ стоков в нерастворимые осуществляется способом: А) химическим

                                              Б) механическим

                                              В) биологическим

  1. Выберите наиболее полное определение понятия «питьевая вода»:

А) вода, которую люди используют для питья

Б) химическое вещество, молекула которого состоит из 2-х атомов водорода и 1 атома кислорода

В) вода, пригодная для питья, приготовления пищи, соответствующая государственному стандарту.

  1. После частичной очистки сточных вод их используют в …
  2. Механическая очистка сточных вод удаляет:

А) растворимые примеси

Б) нерастворимые примеси

В) органические примеси

  1. Важнейшей мерой по охране водных ресурсов является …

Тест по теме «Рациональное использование и охрана водных ресурсов»

  1. Самым водоемким является производство:

А) пластмасс

Б) стали

В) свеклы

  1. К наиболее распространенным загрязнителям морей и океанов относят:

      А) органические вещества

      Б) нефть и нефтепродукты

      В) тяжелые металлы

  1. Сокращение водоносности рек вызвано распашкой пойм, осушением болот и …
  2. Самую низкую способность к самоочищению имеют:

 А) реки

 Б) озера

 В) подземные воды

5.  Органические вещества стоков разлагаются при очистке:

      А) биологической

      Б) химической

      В) механической

6.   Тепловое загрязнение водоемов вызывает:

А) сокращение влагообмена с атмосферой

Б) уменьшение количества растворенного кислорода

В) неприятный вкус и запах воды

7.   Наиболее эффективным путем защиты водоемов от  

      загрязнения является …

Оцените свои знания

Проверьте себя по эталону. Каждый правильный ответ – 1 балл.

           7 баллов – оценка «отлично»

           6 баллов – оценка «хорошо»

     Меньше 6 баллов – к сожалению, вы недостаточно усвоили тему.

Оцените свои знания

Проверьте себя по эталону. Каждый правильный ответ – 1 балл.

              7 баллов – оценка «отлично»

              6 баллов – оценка «хорошо»

     Меньше 6 баллов – к сожалению, вы недостаточно усвоили тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое мероприятие "Современное состояние и охрана водных ресурсов"

Вода - удивительное вещество на Земле. Еще Аристотель считал ее одним из элементов мироздания и трудно с ним не согласится. Она растворяет, разрушает и транспортирует. Но не смотря на то, что вода – с...

Охрана водных ресурсов

Охрана водных ресурсов. Проблема пресной воды в мире....

План-конспект урока по теме "Рациональное использование и охрана водных ресурсов"

Конспект урока может быть использован при изучении темы "Основы рационального природопользования" в 11 классе или как обобщающий урок после прохождения  раздела "Основы экологии". На данном ...

Урок географии по теме: «Рациональное использование природных ресурсов Русской равнины» 8 класс

·       Формирование знаний о природных ресурсах Русской равнины...

Конспект урока по теме: « Рациональное использование природы и ее охрана»

Конспект урока по биолгии для 9 класса.Изучение причин основных глобальных экологических проблем.  Пути развития челеовеческой цивилизации. Законы Б.Коммонера....

"Водные ресурсы, их рациональное использование и охрана"

Задание1. Просмотрите видеоурок, пройдя по ссылке:   https://resh.edu.ru/subject/lesson/4978/main/12313/Законспектируйте материал.2.  Ответьте на вопросы теста, пройдя по ссылке https:/...

Эко-баттл "Рациональное использование и охрана водных ресурсов"

Сценарий проведения экологического мероприятия в форме баттла - открытого состязания команд по заданной теме. В приложении приведен материал экологического кейса "Загадка гибели птиц"....