Значение исследовательской деятельности в экологическом образовании школьников.
статья по экологии (10 класс) на тему

Стеренчук Елена Валерьяновна

Актуальность экологического образования в наши дни. Создание условий для активного овладения учащимися экологическими знаниями и умениями в   процессе их учебной и внеурочной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стеренчук Елена Валерьяновна, учитель биологии и химии

ФКОУ В (С) ОШ ГУФСИН России по Иркутской области (г. Ангарск)

Значение исследовательской деятельности в экологическом образовании школьников.

Несчастны те люди, которым всё ясно.

Луи Пастер

   Экологическое образование на современном этапе является «предметом первой необходимости». Поэтому сегодня на первый план выдвигается поиск эффективных путей и способов экологического образования и воспитания. Наиболее действенным способом является исследовательская деятельность, ведь человек по своей природе – исследователь. Все мы с утра до вечера заняты исследованиями своей среды обитания. Мы непрерывно сравниваем положение вещей вокруг себя, их изменения. Наблюдения нам позволяют принимать оптимальные решения.

   Главное свойство исследователя – любопытство, то есть неосознанное стремление собирать сведения о природе и её закономерностях, об отдельных объектах, их свойствах, о ситуациях и их развитии. Сведения, полученные в результате наблюдений, жизненно необходимы или могут пригодиться. Любопытство – главный стимул развития.

   А. Эйнштейн писал: «Самая прекрасная и глубокая эмоция, которую мы испытываем – это ощущение тайны. В ней источник всякого подлинного знания. Кому эта эмоция чужда, кто утратил способность удивляться и замирать в священном трепете, того можно считать мертвецом».

   Исследовательская деятельность имеет творческий характер, и в то же время это один из способов индивидуализации обучения. Непосредственное, длительное по времени общение ученика и учителя в рамках такой работы позволяет педагогу лучше узнать особенности ума, характера, мышления школьника и в результате предложить ему то дело, которое для него интересно, значимо и на которое он с охотой будет тратить своё личное время.

    Учебные программы по различным предметам обладают различными потенциальными возможностями для экологического образования учащихся. Однако недостаточно лишь насыщать различный материал экологическим содержанием. Необходимо создавать условия для активного овладения учащимися экологическими знаниями и умениями в   процессе их учебной и внеурочной деятельности. Решению этих задач способствует комплексно-целевая программа «В гармонии с природой», которая была разработана мною в ОГОУ НПО ПУ – 43 (сейчас ААТТ), где я проработала преподавателем биологии и химии более 20 лет.

     Цель этой программы способствовать умственному, нравственному, эмоциональному развитию личности, всемерно развивать творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности учащихся с учетом их возрастных особенностей. Одна из главных задач этой комплексно-целевой программы – реализация творческих способностей учащихся в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности.

    В училище несколько лет мною велась работа по созданию музея озера Байкал. Была собрана большая экспозиция байкальских минералов, оформлен гербарный материал «Водоросли Байкала», в экспозиции музея – губки, моллюски, гаммарусы, влажные препараты рыб. На занятиях кружка  студентами оформлялись фотоальбомы, подбирались материалы  периодической печати по экологическим проблемам озера Байкал. Учащимися был собран большой материал о влиянии БЦБК на состояние флоры и фауны Байкала, результатом стало создание презентации «Хроники мёртвого завода» и активное участие в акции Байкальской волны «Спасём Байкал вместе». Ребятами на предприятиях и в учебных заведениях г. Ангарска было собрано более 1400 подписей в защиту Байкала.

    Одним из направлений программы была исследовательская работа по лихенологии озера Байкал. В 2008 – 2009 гг. учащиеся изучали и определяли лишайники, собранные ими летом в Ольхонском районе и на территории о. Ольхон. Большую помощь в этих исследованиях нам оказал канд. биол. наук сотрудник ИГУ А.В. Лиштва. Итоги этой исследовательской работы были опубликованы в докладах учащихся Коржаневского А. и Пустоваловой А. «Путешествие в мир лишайников», «Остров Ольхон» Божедомовой Е. Эти работы были отмечены грамотами на городской научно-практической конференции «Знание. Творчество. Карьера». На этой конференции студенты не только рассказали о своих исследованиях в области лихенологии, но и представили выставку самых интересных экспонатов музея. В июне 2009 г. на областной конференции «Живая планета» работа «Путешествие в мир лишайников» стала победителем в номинации «Экология».

   С сентября прошлого года я преподаю биологию и химию в общеобразовательной школе ГУФСИНа. Меня очень обрадовало, что в школе ведётся активная исследовательская работа, есть научное общество. Причём ребята занимаются с большим интересом, чем учащиеся обычных школ. Руководством колонии и школы, учителями создаются все возможные в условиях нашего учебного заведения предпосылки для плодотворной исследовательской деятельности наших ребят. Конечно, есть трудности и немалые, что связано со спецификой нашей школы. Так, например, со студентами ААТТ я могла ездить на экскурсии, совершать небольшие экспедиции для сбора материала, что, конечно же, в условиях нашей школы практически невозможно. Есть трудности и в том, что наши ученики не могут самостоятельно пользоваться Интернет-ресурсом, посещать библиотеки в поисках необходимой научной литературы как обычные школьники. Поэтому учителям приходится эти задачи брать на себя.

   Особый интерес у наших ребят, конечно, вызывает всё, что связано с Байкалом. Что само по себе неудивительно – ведь нам повезло родиться и жить рядом с таким уникальным природным объектом как озеро Байкал. Поэтому они с большим интересом посещают факультативные занятия по «Байкаловедению» и занимаются исследовательской работой в нашем научном обществе. Огромную помощь в подборке научной литературы и материалов для исследований нам оказывает Биолого-почвенный факультет ИГУ, декан А.Н.Матвеев. Особое спасибо канд. биол. наук Л.А. Ижболдиной, канд. биол. наук, доценту кафедры беспозвоночных Г.Л. Окуневой и канд. биол. наук Г.И.Помазковой, благодаря этим учёным наши учащиеся могут изучать видовое разнообразие байкальских гаммарид, моллюсков, водорослей, зоопланктона и губок.

    Ученики нашей школы активно участвуют в народном голосовании на портале Фонда содействия сохранению озера Байкал «Сто чудес Байкала». Для того чтобы проголосовать в первой номинации «Памятники природы Байкала» нашим учащимся пришлось провести большую подготовительную работу. Творческая группа учащихся - «Знатоки Байкала» с помощью учителей проработала много литературных источников, подготовила информационные стенды о памятниках природы нашего знаменитого озера, была оформлена фотовыставка, посвященная самому популярному острову Байкала – острову Ольхон. А также было проведено общешкольное мероприятие «Путешествие по Байкалу», где были подведены итоги голосования. Уже сейчас наша методическая «копилка» пополнилась отличными презентациями: «Памятники природы Байкала», «Ольхон – сакральное сердце Байкала», «Мыс Рытый». А главное – это желание наших мальчишек узнать о Байкале ещё больше! И теперь они активно готовятся к участию в голосовании в следующих номинациях – «Сакральные места Байкала», «Буддийские и православные святыни Байкала».

   По моему мнению, целенаправленная организация исследовательской деятельности учащихся способствует развитию их творческих способностей. При этом школьники обучаются работе с дополнительной и научной литературой, развивают умение писать сначала доклады, потом реферат по интересующей их теме, приобретают опыт публичных выступлений и в итоге выполняют исследовательскую работу, которую представляют на научно-практической конференции или каком-либо конкурсе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по экологии: "Экологическое образование школьников"

Я выбрала это направление в своей работе потому, что тема актуальна, проблематична и требует многих усилий, чтобы получить положительный результат. Серьёзнейший экологический кризис, поразивший ...

Актуальность экологического образования школьников

«Актуальность экологического воспитания  школьников.»Токмакова Наталья ГригорьевнаУчитель географии МБОУ гимназия №4Г.Одинцово .М.О.   2011 г.Сегодня в эпоху бурного развития циви...

Повышение практической значимости исследования как результат экологического образования школьников

Процесс формирования экологической культуры учащихся включает в себя деятельность учителей, родителей и самих детей. Опасность происходящих в природе изменений заставляет задуматься: как воспитать эко...

Статья Экологическое образование школьников через исследовательскую деятельность.

В статье рассмотрены основные принципы организации учебно-исследовательской деятельности в школе и мои размышления на эту тему....

Актуальные проблемы экологического образования школьников на уроках русского языка и литературы

Cтатья содержит описание опыта работы преподавателя русского языка и литературы по экологическому образованию и воспитанию обучающихся на примерах художественных произведений...

Экологическая практика как необходимое звено экологического образования школьников в среднем звене обучения и некоторые проблемы её организации в массовой школе.

В статье раскрываются содержательные моменты  полевой экологической практики в курсе биологии  6 и 7 классов, показываются результаты эффективности её проведения в общеобразовательной школе....