Актуальность экологического образования школьников
статья по географии по теме

 

«Актуальность экологического воспитания  школьников.»

Токмакова Наталья Григорьевна

Учитель географии МБОУ гимназия №4

Г.Одинцово .М.О.   2011 г.

Сегодня в эпоху бурного развития цивилизации, человечество все чаще сталкивается с проблемами экологического характера. Человек привык все брать от природы и ничего не отдавать. Живя под лозунгом: « Мы не можем ждать милости от природы.», человеческое общество все больше давит  на окружающую среду, это давление принимает огромные масштабы. Планету может спасти только сам человек, глубоко понимая законы природы ,осознавая,  что он сам является  частью этой природы. Мы видим, что в условиях надвигающейся катастрофы, все большее значение приобретает экологическое образование и воспитание человека. В современных условиях, когда наше общество переходит к рыночной экономике, происходит кризис нравственности, ведь экология и нравственность взаимообусловлены, следовательно особое  внимание  необходимо уделять нравственному воспитанию. Нужно очень серьезно подумать о восстановлении природы, о бережном отношении к ней, иначе это приведет к тому, о чем написал в своем стихотворении В. Федоров:  

Меня охватывает дрожь,

Когда смотрю в провал  заклятый,

О человечество, куда ты,

Куда ты милое идешь

Земли не вечна благодать.

Когда последнего потомка

Ты пустишь по миру с котомкой

Ей будет нечего подать.

Действительно в эпоху НТР все больше промышленность наносит вред окружающей  среде. Добывая полезные ископаемые мы видим, что большая их часть уходит в отходы, потому  что мало используются новейшие  технологии, а порой они отсутствуют, особенно в развивающихся странах. В последние годы на процессы размещения производства все больше влияет экологический фактор. Преодоление  экологического кризиса только техническими средствами невозможно, необходимо опираться на глубокое понимание места человека в окружающем мире. Нам всем необходимо воспитание экологического сознания  и сегодня долг каждого учителя, сформировать это сознание у школьников, нашего подрастающего поколения, кто будет грамотно продолжать наши традиции сохранения природы для будущих  поколений. Экологическое сознание имеет  межпредметный  характер, главную роль играют естественно научные  дисциплины: география, физика, биология. Они имеют огромные возможности для формирования экологического сознания, однако их возможности не одинаковы. Содержание  экологического образования комплексно. Здесь представляются многие идеи и являются основополагающими (развитие и целостность природы, изменение природы в процессе труда, окружающая среда и здоровье человека). Содержание школьных курсов географии располагает  объективными возможностями формирования и развития у школьников  нравственных норм и привычек, экологического  образования и воспитания грамотного поведения в природе, ценностных ориентаций. В экологическом образовании и в воспитании грамотного поколения основная роль принадлежит учителю. Именно учитель является проводником знаний от науки к ученикам. С неблагополучной  обстановкой в России учащихся всех типов школ  необходимо  познакомить в 8-9 классах. После окончания школы они продолжат учебу в других учебных заведениях и в списке изучаемых предметов  они найдут «Географию», «Экологию». Поэтому в образовательной школе учащиеся должны  усвоить основную заповедь человека по отношению к природе -  не навреди. Главная задача учителя – вооружить учащихся экологическими знаниями, которые помогут  им устанавливать причинно – следственные связи, между определенными природными явлениями и делать экологический прогноз. Сегодня очень важно, научиться делать экологический прогноз, это значит уметь предсказывать не только ближайшее будущее, но и делать долгосрочные прогнозы для будущих поколений. Необходимо растолковать учащимся, что антропогенное воздействие привело к огромным изменениям на планете. Выбросы вредных веществ в атмосферу не сокращаются, «Киотский протокол» практически не действует. Необходимо решать проблемы охраны природы и рационального использования ее ресурсов. Важнейшее место в решении этих проблем принадлежит географическим наукам. Система географических наук смотрит на природную среду, с одной стороны, через призму отраслевого и комплексного ее познания и происходящих в ней процессов, с другой – социально-экономических аспектов ее использования. Большие возможности в формировании экологического сознания школьников  играет подготовка их к трудовой деятельности. Многие учащиеся занимаются изучением  экологических проблем в школе, а затем  это становится  увлечением, хобби, а для кого-то охрана и защита природы становится делом всей жизни. Формирование экологического воспитания  невозможно без внеклассной работы, где дети принимают самостоятельные решения, соприкасаясь с природой, своими  руками  убирают территорию от  загрязнений ,пропагандируют здоровый образ жизни, участвуют в различных экологических акциях. Сознание приходит к ним через познание, через практику, через выполнение различных поручений. Вот тогда и формируется ответственное отношение  к природе у учащихся. Психологи утверждают, что ядро сознания-знания. Однако при формировании экологического сознания необходимо учитывать возрастные особенности детей. У ребенка 10-11 лет мотивации  заботы о зеленых насаждениях совсем иные, чем в 15-16 летнем  возрасте. Все это необходимо учитывать при  формировании экологического сознания у учеников. Перед  учителями  географами и экологами стоят следующие задачи:

1.Понимание проблем окружающей среды.

2. Развитие критического отношения у учащихся к результатам деятельности человека.

3. Умение анализировать собственное поведение в природе, формирование личной ответственности за состояние окружающей среды.

Сегодня настало время выбрать конкретные механизмы внедрения экологического сознания целостной экологической школы, а это не простая задача. В главном документе страны президентской инициативе наша новая школа как раз и говорится о глобальной задаче  воспитания - сохранить нашу планету для будущих поколений, а также сохранить здоровье нации. На основании изложенного,  можно сделать следующие выводы:

1.Необходимо развивать линию поведения и действия, мотивируемых эколого-нравственными ценностями.

2.Изучать  эколого-нравственный потенциал современных  школьных  программ.

3.Расширять все виды внеурочной деятельности.

4.Активизировать участие подростков в опытно- исследовательской  деятельности.

5.Организовывать экологические кружки, клубы.

6.Включить экологическое воспитание в документы по воспитанию учащихся в каждой школе и гимназии.

6. Сделать предмет экологии  обязательным в каждом учебном заведении.

Окончить свою статью мне хочется своими стихами  и  призвать всех пересмотреть свои  взгляды на охрану окружающей среды, начать свои действия прямо сегодня.    

Хочу, чтоб Землю вы любили

Не доводили до беды.  Не допускали  загрязнений

Всей окружающей среды,

Чтобы слова мои летели и будоражили всех вновь,

Поймите люди, очень нужно

Дарить Земле свою любовь.

Чтобы от шума городского

Не улетали журавли

И в  подмосковном  Одинцово

Спокойно  пели  соловьи.

 

Литература

1.     Л.С. Литвинова. О.Е. Жиренко .  Нравственно-экологическое воспитание школьников. Основные аспекты, сценарии мероприятий.5-11 классы .-М  5 за знания,2005 г.

2.И.Т.Суровегина,.В.М.Сенкевич .Экология и мир .Методическое пособие для учителя. М. «Новая школа». М1994г.

3. Научно-методический журнал «География  и экология в школе 21 века» №5 2006 г.,№10 2006г.,№ 4 2009г.

4. Интернет ресурсы. nasha-novoya-shkola.ru

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

«Актуальность экологического воспитания  школьников.»

Токмакова Наталья Григорьевна

Учитель географии МБОУ гимназия №4

Г.Одинцово .М.О.   2011 г.

Сегодня в эпоху бурного развития цивилизации, человечество все чаще сталкивается с проблемами экологического характера. Человек привык все брать от природы и ничего не отдавать. Живя под лозунгом: « Мы не можем ждать милости от природы.», человеческое общество все больше давит  на окружающую среду, это давление принимает огромные масштабы. Планету может спасти только сам человек, глубоко понимая законы природы ,осознавая,  что он сам является  частью этой природы. Мы видим, что в условиях надвигающейся катастрофы, все большее значение приобретает экологическое образование и воспитание человека. В современных условиях, когда наше общество переходит к рыночной экономике, происходит кризис нравственности, ведь экология и нравственность взаимообусловлены, следовательно особое  внимание  необходимо уделять нравственному воспитанию. Нужно очень серьезно подумать о восстановлении природы, о бережном отношении к ней, иначе это приведет к тому, о чем написал в своем стихотворении В. Федоров:  

Меня охватывает дрожь,

Когда смотрю в провал  заклятый,

О человечество, куда ты,

Куда ты милое идешь

Земли не вечна благодать.

Когда последнего потомка

Ты пустишь по миру с котомкой

Ей будет нечего подать.

Действительно в эпоху НТР все больше промышленность наносит вред окружающей  среде. Добывая полезные ископаемые мы видим, что большая их часть уходит в отходы, потому  что мало используются новейшие  технологии, а порой они отсутствуют, особенно в развивающихся странах. В последние годы на процессы размещения производства все больше влияет экологический фактор. Преодоление  экологического кризиса только техническими средствами невозможно, необходимо опираться на глубокое понимание места человека в окружающем мире. Нам всем необходимо воспитание экологического сознания  и сегодня долг каждого учителя, сформировать это сознание у школьников, нашего подрастающего поколения, кто будет грамотно продолжать наши традиции сохранения природы для будущих  поколений. Экологическое сознание имеет  межпредметный  характер, главную роль играют естественно научные  дисциплины: география, физика, биология. Они имеют огромные возможности для формирования экологического сознания, однако их возможности не одинаковы. Содержание  экологического образования комплексно. Здесь представляются многие идеи и являются основополагающими (развитие и целостность природы, изменение природы в процессе труда, окружающая среда и здоровье человека). Содержание школьных курсов географии располагает  объективными возможностями формирования и развития у школьников  нравственных норм и привычек, экологического  образования и воспитания грамотного поведения в природе, ценностных ориентаций. В экологическом образовании и в воспитании грамотного поколения основная роль принадлежит учителю. Именно учитель является проводником знаний от науки к ученикам. С неблагополучной  обстановкой в России учащихся всех типов школ  необходимо  познакомить в 8-9 классах. После окончания школы они продолжат учебу в других учебных заведениях и в списке изучаемых предметов  они найдут «Географию», «Экологию». Поэтому в образовательной школе учащиеся должны  усвоить основную заповедь человека по отношению к природе -  не навреди. Главная задача учителя – вооружить учащихся экологическими знаниями, которые помогут  им устанавливать причинно – следственные связи, между определенными природными явлениями и делать экологический прогноз. Сегодня очень важно, научиться делать экологический прогноз, это значит уметь предсказывать не только ближайшее будущее, но и делать долгосрочные прогнозы для будущих поколений. Необходимо растолковать учащимся, что антропогенное воздействие привело к огромным изменениям на планете. Выбросы вредных веществ в атмосферу не сокращаются, «Киотский протокол» практически не действует. Необходимо решать проблемы охраны природы и рационального использования ее ресурсов. Важнейшее место в решении этих проблем принадлежит географическим наукам. Система географических наук смотрит на природную среду, с одной стороны, через призму отраслевого и комплексного ее познания и происходящих в ней процессов, с другой – социально-экономических аспектов ее использования. Большие возможности в формировании экологического сознания школьников  играет подготовка их к трудовой деятельности. Многие учащиеся занимаются изучением  экологических проблем в школе, а затем  это становится  увлечением, хобби, а для кого-то охрана и защита природы становится делом всей жизни. Формирование экологического воспитания  невозможно без внеклассной работы, где дети принимают самостоятельные решения, соприкасаясь с природой, своими  руками  убирают территорию от  загрязнений ,пропагандируют здоровый образ жизни, участвуют в различных экологических акциях. Сознание приходит к ним через познание, через практику, через выполнение различных поручений. Вот тогда и формируется ответственное отношение  к природе у учащихся. Психологи утверждают, что ядро сознания-знания. Однако при формировании экологического сознания необходимо учитывать возрастные особенности детей. У ребенка 10-11 лет мотивации  заботы о зеленых насаждениях совсем иные, чем в 15-16 летнем  возрасте. Все это необходимо учитывать при  формировании экологического сознания у учеников. Перед  учителями  географами и экологами стоят следующие задачи:

1.Понимание проблем окружающей среды.

2. Развитие критического отношения у учащихся к результатам деятельности

 человека.

3. Умение анализировать собственное поведение в природе, формирование

 личной ответственности за состояние окружающей среды.

Сегодня настало время выбрать конкретные механизмы внедрения экологического сознания целостной экологической школы, а это не простая задача.

В главном документе страны президентской инициативе наша новая школа

как раз и говорится о глобальной задаче  воспитания - сохранить нашу планету

для будущих поколений, а также сохранить здоровье нации.

На основании изложенного,  можно сделать следующие выводы:

1.Необходимо развивать линию поведения и действия, мотивируемых эколого-

нравственными ценностями.

2.Изучать  эколого-нравственный потенциал современных  школьных  программ.

3.Расширять все виды внеурочной деятельности.

4.Активизировать участие подростков в опытно- исследовательской  деятельности.

5.Организовывать экологические кружки, клубы.

6.Включить экологическое воспитание в документы по воспитанию учащихся

 в каждой школе и гимназии.

6. Сделать предмет экологии  обязательным в каждом учебном заведении.

Окончить свою статью мне хочется своими стихами  и  призвать всех пересмотреть свои  взгляды на охрану окружающей среды, начать свои действия прямо сегодня.    

Хочу, чтоб Землю вы любили

Не доводили до беды.  Не допускали  загрязнений

Всей окружающей среды,

Чтобы слова мои летели и будоражили всех вновь,

Поймите люди, очень нужно

Дарить Земле свою любовь.

Чтобы от шума городского

Не улетали журавли

И в  подмосковном  Одинцово

Спокойно  пели  соловьи.

 

                                                                Литература

  1. Л.С. Литвинова. О.Е. Жиренко .  Нравственно-экологическое воспитание школьников. Основные аспекты, сценарии мероприятий.5-11 классы .-М .

   5 за знания,2005 г.

2.И.Т.Суровегина,.В.М.Сенкевич .Экология и мир .Методическое пособие для учителя

. М. «Новая школа». М1994г.

3. Научно-методический журнал «География  и экология в школе 21 века»

        №5 2006 г.,№10 2006г.,№ 4 2009г.

    4. Интернет ресурсы. nasha-novoya-shkola .ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по экологии: "Экологическое образование школьников"

Я выбрала это направление в своей работе потому, что тема актуальна, проблематична и требует многих усилий, чтобы получить положительный результат. Серьёзнейший экологический кризис, поразивший ...

Повышение практической значимости исследования как результат экологического образования школьников

Процесс формирования экологической культуры учащихся включает в себя деятельность учителей, родителей и самих детей. Опасность происходящих в природе изменений заставляет задуматься: как воспитать эко...

Статья Экологическое образование школьников через исследовательскую деятельность.

В статье рассмотрены основные принципы организации учебно-исследовательской деятельности в школе и мои размышления на эту тему....

Значение исследовательской деятельности в экологическом образовании школьников.

Актуальность экологического образования в наши дни. Создание условий для активного овладения учащимися экологическими знаниями и умениями в   процессе их учебной и внеурочной деятельности....

Актуальные проблемы экологического образования школьников на уроках русского языка и литературы

Cтатья содержит описание опыта работы преподавателя русского языка и литературы по экологическому образованию и воспитанию обучающихся на примерах художественных произведений...

Экологическая практика как необходимое звено экологического образования школьников в среднем звене обучения и некоторые проблемы её организации в массовой школе.

В статье раскрываются содержательные моменты  полевой экологической практики в курсе биологии  6 и 7 классов, показываются результаты эффективности её проведения в общеобразовательной школе....