Конференция для старшеклассников
методическая разработка по экологии (11 класс) по теме

Карелина Вера Ивановна

Конференция для старшеклассников "Будущее начинается сегодня".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferenciya.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация исследовательской деятельности учащихся в области экологического образования

Экологическое образование – непрерывный процесс обучения  воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально – природной среде и здоровью. Целью экологического образования является формирование гражданина планеты с новым мышлением, мировоззрением и культурой. Ценностный компонент современного образования должен быть ориентирован на преодоление потребительства и практицизма по отношению к природе, поскольку именно они привели человечество к глобальной экологической катастрофе.

Поэтому сегодня, как никогда ранее, остро возникает вопрос о изменении содержания образования, усилении ценностных установок. Существование человека в обществе предполагает знание и соблюдение им хотя бы минимума экологической культуры. Экологическая культура есть одно из проявлений общей культуры, что означает воспитание, образование.

Экологическое образование не должно и не может идти в отрыве от воспитания экологически ответственной, творческой и свободной личности, становления ее активной гражданской позиции.

   Итак, успешное формирование экологической культуры возможно только как следствие двуединого познавательно-воспитательного процесса экологического образования.

.  На современном этапе работы школы, когда одной из главных ее задач является создание условий для развития личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, основным принципом обучения становится внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям, развитие их способностей.

   Важно, чтобы,  пройдя все этапы школьного обучения, выпускник приобрел новый подход к пониманию окружающего мира, создающий особенный тип мышления – исследовательский и творческий.

    В связи с этим появляется проблема обеспечения новых подходов к организации образовательного процесса, акценты в котором делаются на создании школьного пространства, дающего возможность развития и реализации детских способностей, навыков исследовательской деятельности.

   Учебно – исследовательская  работа должна учитывать образовательные потребности ученика, выходящие за рамки того или иного курса, ориентировать на овладение методологией самостоятельного научного исследования.

   Приоритетным направлением работы педагогического коллектива школы становится создание психолого – педагогических условий, способствующих развитию и реализации способностей детей. Для реализации данного направления необходимо решать актуальные задачи: каким должно быть школьное пространство, не сводимое только к классно- урочной системе и дающее возможность развития и реализации детских способностей, и как это пространство в условиях массовой школы организовать. В школе нет отдельного предмета "Экология", существует  следующая тенденция экологического образования "экологизация" учебных предметов и внеклассной работы.

   Как показывает педагогический опыт, усложнение  и увеличение объема учебного материала, что сегодня и предлагается способным ученикам, можно осуществлять до определенного предела в виде исследовательских работ на уроках , факультативах , элективных курсах, занятиях НОУ, пришкольно- опытном участке т и т.д.

Исследовательская работа НОУ

Первым шагом в решении выше обозначенных задач является создание в школе научного общества учащихся.

   НОУ имеет следующую структуру.

  1. Совет НОУ (учащиеся  и учителя - _представители предметных МО);
  2. Секции:

 -Филология (русский язык, литература);                 -Математика, информатика;

  - Естественно –научная;                     -Историческая, общественных дисциплин;

   - Психология.

В начале учебного года составляем план мероприятий по организации деятельности НОУ, план работы НОУ. Исследовательская работа предполагает индивидуальный темп и способ продвижения.

  Процесс реализации ученической исследовательской деятельности в школе представлен в виде этапов, каждый выполняет определенную роль.

1этап - * выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской деятельностью;

           *диагностика уровня интеллектуального развития;

           *анализ полученных результатов;

           *формирование групп;

           *работа групп;

           *рефлексия

           *мониторинг.

2этап:

*выбор тем;

*постановка проблемных задач;

3 этап:

*индивидуальная работа педагогов с учащимися

4 этап:

* оформление обучающимися выполненных исследований;

*работа на компьютерах;

*рецензии руководителей.

5 этап:

*итог исследовательской работы.

Ежегодно в школе проходит научно – практическая конференция «Шаг в науку». Выявляются победители, они то и защищают честь школы на районной научно – практической конференции.

   За последние три года мы имеем следующие результаты работы.

2006 – 2007 уч.год.

1.Номинация»Биология»

Царева Н., 9кл. –1 место;

2.Естественно – мактематическое направление ( областная НПК)

Козлов А.-3 место.

2007 – 2008 уч.год.                                  

1.Номинация «Биология»

Овчинникова К.,9 кл..-1м.;

2.Номинация «экология»

Арбузова А., 8 кл. -1м.

3 Балыко А , 9 класс -2м.

4 Овчинникова М., 8 класс -3 м.

2008 -2009 уч.год.

1.Номинация «Биология»

* Шевчук М., 8кл.-1м;

*Денисова С.,10 кл.-1м.

2.номинация «Экология»

*Домбаев А.,11 кл. -1м.

 Иванова А . 9 кл. -3 м.

 Примеры  исследовательских работ в этом учебном году:

1.Влияние автомобильного транспорта на  живые организмы.

2.Влияние мобильных телефонов на здоровье школьников

3. Проблемы наркотизации в п. Бада

4. Особенности питания современных подростков.

 5. Влияние освещенности на развитие близорукости у школьников

6.Состояние здоровья школьников  в нашей школе.

Исследовательская работа  при проведении факультативов, элективных курсов.

Например, В 8-9 классах в школе проводится элективный курс по экологии "Основы гигиены" . Проводит этот курс учитель биологии Шевчук С.В. Программа адаптированная, автор - О.Е.Аверчинкова.

  Цель курса: расширение и углубление знаний о факторах, влияющих на здоровье человека, изучение зависимости здоровья от состояния окружающей среды.

Задачи курса: *создание условий для формирования и развития интеллектуальных и практических умений в области  биологического эксперимента.

   *повышение интереса учащихся к изучению биологии и проведению биологического эксперимента;

   * развитие творческих способностей;

   * профориентационная подготовка.

Формы преподавания: лекции, лабораторные и практические работы.

Формы контроля знаний: индивидуальный контроль, защита проектов.

Прогнозируемые результаты: в процессе обучения учащиеся овладевают умениями:

*пользоваться лабораторным оборудованием

*описывать результаты наблюдений

*выполнять измерения исследуемых объектов

*оформлять результаты исследований в виде таблиц и графиков.

 *обсуждать

Результаты эксперимента.

   В программе курса учащиеся знакомятся с основными методами при микробиологических исследованиях, методом приготовления питательных сред. Учащиеся исследуют наиболее общие морфологические и биохимические признаки бактерий, грибов, знакомятся с распространением микроорганизмов в природе, изучают микрофлору организма человека и дают оценку санитарно-микробиологического состояния сред жизни человека, а так же некоторых продуктов

 Наимненование тем курса следующие:

 Учебно-тематический план.

№ п\п

Наименование  тем  курса

Кол-во  часов

Лекции/практикум

1

Микробиология  и  гигиена. Микробиологические  лаборатории, их  оборудование. Гигиена. Стерилизация, её  методы.

1

1\-

2

Морфология  и  структура  бактерий.

Л\р «Микробиологический  анализ  сыра».

1

-\1

3

Морфология  микроскопических  грибов  и  их  значение  в  жизни  человека.

Л\р «Исследование  жизнестойкости  микроорганизмов на  примере дрожжей».

Л\р «Микроскопические  исследования  ногтей  и  волос»

2

\2

4

Питательные  среды, их  классификация  и  методы  приготовления.

Л\р «Приготовление  крахмало-аммиачной  среды».

2

1\1

5

Гигиена  воздуха.

Л\р «Микрофлора  воздуха  и  степень  запыленности  воздуха  школьного  помещения»

Л\р «Учебный  кабинет  с  точки  зрения  санитарно-гигиенических  требований»

2

-\2

6

Гигиена  воды.

Л\р «Микрофлора  воды  и органолептические  показатели  воды»

2

1\1

7

Гигиена  питания.

Л\р «Определение  качества  коровьего  молока и   мяса»

Л\р «Определение  качества  меда»

Л\р «Изучение  устойчивости  витамина С»

3

-\3

8

Микрофлора  организма  человека

Л\р «Микрофлора  полости  рта»

Л\р «Посев  микроорганизмов  с  кожных  покровов»

Л\р «Определение  чувствительности  микроорганизмов  к  йоду  и  мылу,  антибиотикам»

3

-\3

9

Итоговое  занятие

1

1\- Творческий  отчет

итого

17

4\13

 Организация исследовательской работы на уроках.

                Принципы развивающего обучения требуют специальной организации продуктивной деятельности учащихся по усвоению теоретических знаний, включенных в содержание курса биологии. Большую роль в этом играют лабораторные и практические работы. Они позволяют уч-ся не только изучать биологические объекты, но и знакомиться с методами биологической науки, что способствует развитию исследовательских умений. В ходе проведения лабораторных работ в разделе "Общая биология" возможно развитие следующих исследовательских умений: понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса, формулирование и обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента или наблюдения, фиксирование и обработка результатов, оформление отчета о выполнении исследования, рефлексия алгоритма решения проблемы.

   Задания проблемного и исследовательского характера целесообразно включать в содержание следующих лабораторных работ:

1. Работа с микроскопом.

2.Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в живых растительных клетках.

3.Критерии вида

4.Изучение приспособленности организмов к среде обитания

5.Критерии вида.

6.Описание фенотипа растений.

7.Изучение модификационной изменчивости, построение вариационного ряда.

      В качестве примера можно рассмотреть проведение лабораторной работы исследовательского проблемного характера по теме: "Изучение приспособленности организмов к среде обитания".

Задачи: создание условий для осознания учащимися понятий "приспособленность", "адаптации", "относительность приспособленности"; развитие интереса к учебной и научной информации, касающейся проблемы многообразия адаптационных особенностей у представителей живой природы; формирование умений уч-ся применять знания  об эволюционных закономерностях возникновения адаптаций для объяснения механизма возникновения конкретной приспособленности, для прогнозирования следствий и формулирование выводов.

   Для выполнения лабораторной работы  школьников объединяем в группы. Каждая группа получает рабочий лист с иллюстрацией исследуемого типа приспособления организмов и проблемной информацией, обучающий текст с заданием и алгоритмом выполнения его практической части.

Особую роль играет обсуждение лабораторной работы всеми учащимися класса проблемного задания каждой группы. По завершении лабораторных работ уч-ся оформляют рефлексивные листы, где формулируют проблемный вопрос, гипотезу и вывод.

    Например, рефлексивный лист по этой работе выглядит так:

Вопросы

Ответы

Как вы думаете,  в чем было необходимость проведения данной исследовательской работы?

В чем заключается проблема исследований? (сформулируйте проблемный вопрос)

Кратко сформулируйте гипотетический ответ на данный вопрос

Каково ваше отношение к положениям эволюционной теории? Повлияло ли на ваше мнение по данному вопросу информация, полученная в ходе проведения лабораторной работы?

Как вы думаете, должен ли обладать ученый-эволюционист какими либо особыми способностями и личностными качествами.

Как могут повлиять на общественное сознание находки и открытия, служащие доказательством эволюционного развития органического мира?

   Организация исследовательских работ  в учебной и внеурочной деятельности в области экологического образования создает условия для  формирования инициативной, компетентной и деятельной личности с развитым чувством долга перед людьми и собственной совестью за состояние окружающей природной среды.


1. Тема

Влияние  освещенности  школьных  помещений  на  развитие близорукости  у  школьников.

2. Цель

Изучение  влияния  качества  освещенности  на  развитие  близорукости у  школьников.

3. Объект  и  изучаемое  свойство

Зрение  подростка  и  влияние на  него  степени  освещенности  учебных  кабинетов.

4. Актуальность

Согласно  статистике, год  от  года  растет  количество  выпускников  школы,  страдающих  близорукостью. Так  как  основная  учебная  нагрузка (около  6  часов)  приходится  на  обучение  в  школе, необходимо  создать  благоприятные  условия  (в  том  числе  освещенности кабинетов)  для  сохранения зрения  учащихся.

5. Задачи

-изучить  степень  освещенности    в  учебных  помещениях  школы;

-изучить состояние  зрения  у учащихся  нашей  школы:  

-провести  анализ  между ростом  заболеваемости  близорукостью  и  качеством  освещенности  учебных  помещений  школы;  

- изучить способы  профилактики  близорукости  у  детей и  взрослых

6. Гипотеза

Если  создать  необходимые  условия  освещенности  учебных  кабинетов  и  вооружить  учащихся  знаниями  о  правильной рабочей  позе  и  организации  рабочего  места, то  процент  заболеваемости  близорукостью  у  школьников  снизится.

7. Методика

Эмпирические  методы:

1. изучение  информации    о  влиянии  и  способах  определения  освещенности  учебных  кабинетов (КИО, СК)

2. изучение  соответствия   школьной мебели (парт)  возрастным  особенностям  учащихся

3. интервью  со  школьной  медсестрой  о  кол-ве  больных  миопией

4. изучение  литературы  по  теме « близорукость», «санитарно-гигиенические  нормы  учебных  кабинетов»

Теоретические:

Проводил  сравнение  полученных  данных  со  статистическими  или  нормативами, обобщал,  делал  выводы.

Расчетные:

Проводил  вычисления  КИО, СК, замеры площади окон, кабинетов  и т.д.

8. Оборудование  и  материалы

1. рулетка – измерение  площади окон,  кабинетов

2. калькулятор – вычисление  площади  окон, кабинетов

3. компьютер – обработка  данных, построение  диаграмм; текст

9. Схема  опыта (эксперимента)

изучение  литературы  по  проблеме,  сбор  информации

проведение  измерений  по  теме

исследования

сопоставление  результатов  с  нормативами

                           выводы

10. Статистическая  обработка

Сопоставление  полученных  данных  о  качестве  освещенности  учебных  кабинетов  с  нормативами. Выявление  зависимости качества  освещенности  с  данными  о  заболеваемости  миопией  среди  учащихся  школы.

11. Наглядное  представление  опытных  данных

А) выдвинутая  гипотеза  справедлива

-тенденция  к  росту  числа  школьников, страдающих  близорукостью

-большинство  кабинетов  школы  не  соответствуют  нормативам  освещенности

Б) выдвинутая  гипотеза  ошибочна

- согласно  мнению  медицинской  сестры школы,  в  большой  степени  на  качество  зрения  школьника  влияет  работа  с  компьютером,  несоблюдение правил ЗОЖ

12. Выводы

На  возникновение и  развитие  близорукости  у  школьников  влияют  в  большей  степени:  некачественное  освещение  кабинетов,  несоответствие  размера  парт  индивидуальным  особенностям учеников, неправильная  рабочая  поза. С  целью  сохранения  зрения  необходимо:

- улучшить  качество освещенности  кабинетов,  решать  проблему  соответствия  школьной  мебели  возрастным  особенностям  учеников

-учителям  корректировать рабочую  позу  учащихся  на  уроках,  проводить  физ.минутки

- проводить  просветительскую  работу  среди  школьников  о  правилах  работы  с  компьютером,  о  мерах  профилактики  близорукости

Суфинин Алексей.  9А  класс. МОУ СОШ №15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пресс-конференция для старшеклассников Конституция Российской Федерации-основной закон

Внеклассное мероприятие способствует осмыслению основных положений Конституции Российской Федерации,содействует воспитанию чувства патриотизма, уважения к социальным нормам и ценностям....

"Прощай ,20 век! "Классный час для старшеклассников. Предназначен для конференции"Откуда есть пошла русская земля"Секция"Классный час, посвящённый ...

Данный классный час для старшеклассников расширит кругозор, способствует воспитанию чувства патриотизма, любви к своей Родине....

Конференция старшеклассников "Знамя Победы"

Внеклассное мероприятие по истории для учащихся 9, 10 и 11-х классов....

Конференция для старшеклассников

Помощь в выборе профессии....

Программа конференции для старшеклассников. «70 – летие Нюрнбергского процесса»

Сценарий конференции для старшеклассников о Нюрнбергском процессе над руководителями  фашистской партии и фашистского государства...

урок - конференция для старшеклассников "Человек войны"

Урок посвящен наиболее проблемным и малоизученным вопросам Великой Отечественной войны. С использованием групповой технологии класс работает над темами проектов и представляет их на уроке....

Приказ об итогах районной научно-практической конференции для старшеклассников "Юность-науке"

В апреле 2018 года ученица 7 класса Коломдыга Полина заняла первое место в муниципальной научно-практической конференции для старшеклассников "Юность -науке".С ее исследовательской работой ...