урок - конференция для старшеклассников "Человек войны"
проект по истории (11 класс)

Сидоренко Оксана Михайловна

Урок посвящен наиболее проблемным и малоизученным вопросам Великой Отечественной войны. С использованием групповой технологии класс работает над темами проектов и представляет их на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

«ЧЕЛОВЕК ВОЙНЫ»

из истории Великой Отечественной войны

Урок - конференция учащихся 11 класса

(проблемные и малоизученные вопросы

Великой Отечественной войны)

Проектно-исследовательская деятельность учащихся

Цель урока: дать объективный анализ событий Великой Отечественной войны, осмыслить историческое событие через призму мировосприятия человека войны.

Задачи:

- продолжить обучение школьников плюралистическому, толерантному восприятию мира, последовательной реализации этого убеждения в процессе анализа и осмысления исторической и человеческой трагедии войны;

- развивать познавательную самостоятельность учащихся для проявления творческой индивидуальности, активной и успешной реализации исследовательской деятельности;

- подвести учащихся к размышлению об ответственности каждого человека за судьбу своей страны и каждого человека в отдельности.

План урока:

  1. Вводное слово учителя: малоизученные проблемы Второй мировой войны; трагедия человека на оккупированной территории;
  2. Исследовательский проект 1-й группы  - «Унтерменш» - недочеловек. Нацистский «новый порядок»;
  3. Слово учителя: «Человек в плену: трагедия советских военнопленных». Обсуждение видео фрагмента «Остербайтеры»;
  4. Исследовательский проект 2-й группы: «Проблема коллаборационизма в годы II мировой войны;
  5. Исследовательский проект 3-й группы: «Холокост – человеческий Чернобыль; 
  6. Исследовательский проект 4-й группы: «Война немецкого солдата Юргена Бертельсманна»;
  7. Подведение итогов. Расплата: трагедия немцев в конце войны.

  1. Начало конференции. Вводное слово учителя: цели и задачи конференции.

Уважаемые участники конференции!

        Наверное, вы согласитесь с тем, что ВОВ – самая трагическая страница в  нашей истории. К сожалению реальная историческая память слабеет, все меньше остается участников тех ужасных событий: люди уходят. Поэтому так важно осмысление этого великого и трагического периода нашей истории. Нашей конференции предшествовала большая подготовительная работа;  мы отбирали и анализировали исторические источники: документы, мемуары, фотографии, рисунки и видеодокументы. Возможно, какие-то выводы и суждения покажутся вам спорными и неоднозначными, какие-то вопросы останутся без ответов.

           Мы привыкли говорить об этой войне, добавляя слово «героическая»: героическая борьба, героический народ, город-герой, солдаты-герои. Все это так. Но можно добавить и еще одно слово: «мученик» - мученики концлагерей, мученики блокады, мученики войны. Советский человек вынес на своих плечах основную тяжесть войны с фашизмом и заплатил  за победу 27 миллионов человеческих жизней. Война унесла жизни миллионов людей и в других странах. Смерть не считалась с тем, кто прав, кто виноват; противоборствующие стороны стремились победить любой ценой, за которой стояла трагедия простого человека на войне: на фронте, в тылу, в плену, в блокаде.                   

           Целью нашей конференции является попытка посмотреть на войну глазами этого простого человека, по какую сторону фронта он бы ни находился, а, возможно, и избавиться от некоторых стереотипов в нашем понимании войны; осмыслить историю войны с общечеловеческих позиций.

        Тема  «ВОВ» - одна из наиболее мифологизированных тем в нашей историографии.

 Сегодня мы можем сказать, что не за Сталина и партию сражались и умирали советские солдаты, а за Отечество, за свой дом, своих близких, за себя, поэтому и выиграли войну. И, наконец, образ немца-врага (не фашиста, а немца). Этот образ, сформированный еще в годы войны, звучал, например, у советского писателя И.Эренбурга «Убей немца», у К.Симонова – «Сколько раз выстрелил, столько убей немцев». Да, мы воевали друг с другом, да, одни солдаты убивали других, -  у них не было возможности компромисса. Но надо осознать и другое: судьба человека войны тягостна и трагична, на какой стороне он бы ни находился.

        Еще одна малоизученная тема войны – проблема коллаборационизма, которая замалчивалась в нашей исторической литературе. Не секрет, что в годы войны с нацистами в той или иной степени сотрудничало около 1 млн советских граждан. Причины этого сотрудничества различны, но, видимо, не стоит причислять всех этих людей к предателям Родины. Ведь одним из мотивов сотрудничества была своеобразная стратегия выживания. Эта проблема также требует осмысления.

         Феномен массового сопротивления советских людей на оккупированных немцами территориях отмечали и наши союзники, и наши враги. Предложенные участниками конференции исследовательские проекты помогут пролить свет на многие малоизученные вопросы истории Великой Отечественной войны.

  1. Исследовательский проект 1-й группы «Унтерменш» - недочеловек. Нацистский «новый порядок».

Согласно плану «Ост» территория Советского Союза должна была стать колонией  III рейха . «Новый порядок» на этой территории не предусматривал сохранения русской государственности. Это все известно. Известно и то, что оккупанты относились к мирному населению, как и положено относиться к «унтерменшам», т.е. к недочеловекам. Ни в одной оккупированной стране мирное население не испытало столько страданий, как советские люди (за исключением, пожалуй, Польши). Каралось буквально все: отказ от работы, распространение слухов, передвижение в ночное время. Мирное население разминировало дороги, отправлялось в концлагеря, подвергалось показательным зверским расправам за связь с партизанами и просто для устрашения. (фотографии). Удивительно циничной была политика по отношению к советскому населению. Перед вами выдержка из генерального плана «Ост», в которой содержатся указания, как проводить политику сокращения русского населения. Когда читаешь этот документ, то не покидает впечатление, что речь идет не о людях, а о животных. В числе прочих мер, как снизить численность населения, говорится: «…не допускать борьбы за снижение смертности младенцев, не разрешать обучение матерей ухаживать за грудными детьми, никакой поддержки детским садам, никакой помощи многодетным семьям…» А вот цитата из любопытного документа  – записки рейхсфюрера СС Гиммлера: «Для русских достаточно будет школы, где обучают простому счету до 500, умению расписаться, внушают необходимость повиноваться германцам; быть старательным и послушным. Умение читать я полагаю ненужным».

  1. Человек в плену: трагедия советских военнопленных.

Плен – одна из самых мрачных и трагических страниц Великой Отечественной войны. Около 2-х с половиной миллионов немцев и 6 млн советских солдат познали ужас и унижение плена. В плен попадали – как это случилось с генералом Лукиным, как это случилось с сыном Сталина Яковом Джугашвили, с четырьмя из 28 панфиловцев, сотнями тысяч других – раненые, безоружные. В плен сдавались, как, например, генерал Власов. В то время как командующий 2-й ударной армией генерал Власов сдался в плен, в районе Вязьмы разыгралась очередная трагедия. Командующий 33-й армией, попавшей в окружение, другой генерал – Ефремов – застрелился,  т.к. предпочел смерть фашистскому плену. И это несмотря на то, что Сталин прислал за ним самолет. Говорят, что немцы салютовали на могиле Ефремова, отдавая дань мужеству врага. На фронте – не все герои. Были трусы и подлецы; были сломленные и растерявшиеся люди, - всякие. В первый же месяц войны в плен попало 2 млн советских военнослужащих. Как правило, воины сражались до последнего и попадали в плен в бессознательном состоянии, раненые, деморализованные ошибками командования, неразберихой, пытаясь вырваться из окружения. Трагедия советских военнопленных была в том, что сталинское руководство объявило пленных предателями Родины и не делало отчислений в Международный Красный Крест. Советский Союз не подписал Женевские соглашения о военнопленных. Американские, английские, французские пленные получали письма, посылки из дома и из Красного Креста. Немцы к ним и относились по-другому. Наше руководство заявило: «У нас пленных нет», - и тем самым усугубило положение советских пленных.

  Конечно, были и такие, кто сдавался в плен добровольно, и их можно назвать предателями. Фильм «Почему ты жив?», героями которого являются бывшие военнопленные

 Жестокость и нечеловеческое отношение к военнопленным влекли большую смертность, что признают и сами немецкие ученые. Так, немецкий историк К.Штрайт в труде «Они нам не товарищи» пишет: «Из 3 млн 400 тыс. советских военнослужащих, плененных Вермахтом в 1941 г. при вторжении в Советский Союз, к концу января 1942 г. в живых сталось только 1 млн 400 тыс. человек. Остальные 2 млн стали жертвами расстрелов, эпидемий, голода или холода. В соответствии с принципами национал-социалистической идеологии, обращение с советскими военнопленными  с самого начала крайне отличалось от обращения с военнопленными других армий; во многих отношениях невозможно сравнить это даже с уничтожением евреев». В другой работе немецкого профессора Гейнхарда Руппа «Война Германии против Советского Союза» говорится: «Считалось достаточным, чтобы пленные жили в землянках и питались в основном «русским хлебом», изготовленным по изобретенному немцами рецепту наполовину из очисток свеклы с примесью целлюлозной муки, муки из листьев или соломы. Неудивительно, что зимой 1941- 42 гг. это привело к массовой смертности и эпидемии сыпного тифа». Вот несколько фактов о содержании пленных в немецких концлагерях: в газовых камерах Освенцима и другим путем уничтожено более 4 млн человек. В одном из лагерей обнаружен после войны склад с тюками волос, срезанных у 140 тысяч женщин (волосами набивали матрасы и использовали для переработки в пряжу. Из нее делали носки для подводников. Документы свидетельствуют, что в 1943 г. в Данциге немецкие «ученые» организовали производство мыла из человеческих тел; найдены специальные ванны для вымачивания и дубления человеческой кожи. Из дневника дочери Гиммлера: «Были в Дахау. Видели все, что только можно там увидеть, даже рисунки заключенных. Изумительно! Мы хорошо покушали и получили подарки. Все было чудесно!»  Все было чудесно.

        В то же время немецкие пленные, находящиеся в наших лагерях, кормились по солдатской норме. Немецкий пленный генерал Гофман (впоследствии ставший министром обороны ГДР), который в плену был на лесоразработках на Урале, говорит: «Я никак  не могу понять вас, русских. Нас, немцев, в тяжелое для вас время, кормили по солдатской норме вашего солдата. А дети ваши бегали около нас, полуголодные, и просили у нас кусочек хлеба».

        Сколько миллионов советских людей погибло в плену, так и не подсчитано. Тех же, кто уцелел и вернулся домой, ждала та же колючая проволока. Для них на советской территории еще в 1942 г. по приказу Берии было построено 22 лагеря. Герой фильма «Почему ты жив?» рассказывает, что он, 7 раз бежавший из немецкого плена (что само по себе уже можно назвать подвигом), вернувшись домой после войны получил от Родины 1о лет лагерей и 5 лет поражения в правах. Страшно то, что он говорит: «В советских лагерях было намного страшнее, чем в немецких». «Папа, ты у кого в плену, у немцев или у наших?» - это строчки из детского письма.

        Последние немецкие военнопленные уехали в Германию в 1955 г. В том же году власти освободили власовцев, бывших полицаев. И только год спустя, в 1956 г., с минимальной оглаской прошла амнистия бывших советских военнопленных. И уже только в 1995 г. указом Президента России бывшие пленные были восстановлены в правах и получили статус ветеранов войны. Сегодня из 6 млн их осталось 20 тысяч.

Остербайтеры: просмотр и обсуждение видео фрагмента.

  1. Исследовательский проект 2-й группы: «Проблема коллаборационизма в годы II мировой войны.

 В целом, проблема коллаборационизма – очень сложная проблема. И не однозначная. Западные историки подсчитали, что во время войны с нацистами сотрудничало около 1 млн советских людей. Вопрос – по какой причине. Мотивом такого сотрудничества могло быть  просто желание выжить. Для многих пленных путь в РОА был единственным способом вырваться из невыносимых лагерных условий. К этому их толкало и сталинское отношение к пленным; они были для Родины изгоями. Конечно, тот, кто служил в карательных дивизиях или шел служить в полицаи, - преступник и предатель, и ему оправдания быть не может. Хотя Власов и заявлял, что он воюет не за немцев, а против сталинизма, за новую, свободную Россию, тем не менее, в наших глазах он останется предателем Родины. А измена Родине у всех народов и во все времена считалась одним из самых тяжелых преступлений.

        Безусловно, это неоднозначный вопрос. Были люди, которые пошли служить во вспомогательные немецкие части и не участвовали в военных действиях. Но это вряд ли их оправдывает. Ведь тот, кто обслуживал самолеты, помогал немецким летчикам бомбить советские города; переводчик сам лично никого не казнил, но своими действиями помогал выявлять врагов фашистов. И такое сотрудничество – тоже предательство по сути.

Воспользовавшись тем, что советское руководство отреклось от своих пленных, немцы с помощью Власова и других генералов-предателей сформировали Русскую освободительную армию (РОА) – 2 дивизии, а также дивизию СС на Украине «Галичина»,  мусульманские дивизии и др. Сотрудничала с немцами и часть населения на оккупированных территориях. Так, например, полиция вербовалась из местного населения. Особенно коллаборационизм имел место в Прибалтике и на Западной Украине. Это объясняется в первую очередь тем, что эти территории были присоединены к Советскому Союзу только в 1940 г., и местное население из-за насильственной политики Сталина воспринимало советские порядки как оккупационные. Немецкий генерал Людвиг Рендулич писал после войны: «Население многих районов России вначале видело в немецком солдате своего освободителя». Но в целом сотрудничество с немцами вызывало у населения справедливое чувство презрения и омерзения, какое и вызывает у нормального человека предательство.

Вопрос 2-й группе.

Известно, что 50 тыс. советских военнопленных воевали на стороне немцев в так называемой Российской  освободительной армии (РОА) у Власова. Как вы считаете, их всех можно считать предателями?

  1. Исследовательский проект 3-й группы. «Холокост – человеческий Чернобыль».

Одно из самых страшных преступлений против человека на оккупированных землях был холокост – уничтожение еврейского населения. Во всех крупных городах создавались гетто. От местных жителей евреев отделяла колючая проволока. Отсюда была одна дорога – смерть. Гитлер говорил: «Немцы должны позволить всем евреям умереть». Десятки тысяч евреев были замучены в концлагерях, гетто, сожжены в печах крематориев, расстреляны. Местом массовых убийств евреев на территории Советского Союза стал Бабий Яр под Киевом. Мы хотели показать вам отрывок из фильма, герои которого чудом уцелели в те страшные дни.

Фотографии и видеосъемки этих страшных преступлений были сделаны самими немцами и украинскими полицаями, из которых оккупанты сформировали карательный корпус «Галичина». Видимо, война уносила не только жизни, но делила людей на подлецов и выродков, и на нормальных, порядочных людей, кому это было отвратительно. Послушайте, что писал домой жене унтер-офицер Рудольф Рупп из Киева 22 ноября 1941 г.: «Я очень редко плакал. Плач является выходом, если долго находишься во всем этом. Только тогда, когда я буду с вами, переживая все это, вероятно, мы будем долго плакать, и ты поймешь своего мужа. Здесь даже при виде самых печальных картин плакать уже не имеет смысла, а «сострадание» подло. Если ничего не в силах сделать и не можешь оказать помощь и поддержку. Растет чувство вины, которое пускает корни в душе каждого. Охватывает глубокий стыд. Ты же правильно меня понимаешь, Мария?»

        По разным данным общее число погибших в оккупации составляет от 12 до 15-17 миллионов человек.

  1. Исследовательский проект 4-й группы.  «Война немецкого солдата Юргена Бертельсманна».

Война была трагедией и испытанием не только для русского солдата, но и для многих немецких солдат. О Юргене Бертельсманне хотелось бы говорить только как о немецком художнике. Но под Ленинградом  в 1941-42 гг. эта его профессия была второстепенной. Хотя именно она позволила ему остаться человеком. Нам непривычно так говорить о немецких солдатах, но это именно так. В альбоме Бертельсманна нет портретов немецких солдат, только русские лица, пейзажи. Он рисовал и как бы просил прощения у людей, которых он пришел убивать. Правда, не по своей воле. Его саперный отряд участвовал в боях под Ленинградом. Мы не знаем, стрелял он в русских людей или нет. Хочется верить, что нет. В мае 1942 г. он ушел с разведгруппой и не вернулся, оставшись где-то в снежных просторах России, которую он так любил рисовать. Его рисунки и письма жене с Восточного фронта чудом сохранились и в начале 90-х годов были изданы в России и Германии. Вот этот альбом. Для нас он представляет не только художественную ценность, но и прежде всего это документ. Многие русские ветераны войны восприняли его как документ человечности. Немецкий художник действительно рисовал в основном русских детей, стариков, крестьянок, русские избы. Удивляет, с какой добротой и любовью он рисовал тот народ, с которым воевала его страна. В письмах жене он пишет: «Население терпит огромную нужду. Одна милая маленькая девочка (рис.18) и светлоглазый мальчик (рис.16) часто заходят ко мне, и я даю им хлеба или немного горячей еды. Я не могу не ловить себя на мысли. Что и у меня дома тоже маленькая дочка. Поэтому у меня в душе возникает горячее чувство счастья, когда я ощущаю в своей руке теплую детскую ладошку и детские глаза доверчиво смотрят на меня. Почему так много невиновных людей должны страдать и платить жизнью?» Даже не верится, что эти слова принадлежат немецкому оккупанту. С поразительным для врага уважением он отзывается о русском народе: «У русских на карту поставлена их Родина. Поэтому они отважно борются и мужественно переносят страдания, чего они не стали бы делать лишь ради сталинского коммунизма». Наверное, так не стал бы говорить тот, кто считает русских неполноценным народом. А вот портрет русских девочек Дуси и Зины. Так рисует не враг, а друг. И позировать так можно только человеку, которого совершенно не опасаешься. В 1942 г. этим девочкам было по 12 лет. Не так давно две пожилые женщины рассказывали по телевидению о немецком солдате, который спасал их от голода в то страшное время и рисовал. Это были те самые Дуся и Зина. И рассказывали они о Юргене Бертельсманне.

        По  чьей-то злой воле человек оказался на чужой земле, стал захватчиком. Наверное, он был не единственным немцем, который понимал, что война в России – преступление. В последних письмах он пишет: «Ошибки бросают нас в бездну, если считать, что цель оправдывает средства. Смерть постоянно рядом с нами, Здесь нет границ. Мы никогда не знаем, впереди нас русские или сзади, или мы уже окружены. Странно, что, несмотря на столько жестокости с обеих сторон, возможны и человеческие отношения, Лично ведь никто и ничего не имеет друг против друга. Я начал понимать горе других людей, сочувствовать им. Посмотри на лица на моих рисунках, и ты все поймешь».

        Зимой 1942 г. был сделан последний рисунок. Война не делила  людей на плохих и хороших. Незадолго до гибели оккупант Юрген Бертельсманн написал: «Как я хотел бы приехать в эту страну с тобой, просто как штатский, а не как враг». Наверное, такого врага жаль чисто по-человечески, и он достоин уважения. Не по своему желанию стал он солдатом. Просто была война.

        Вопрос 4-й группе.

  1. Видимо, далеко не все немецкие солдаты  так относились к русским. Можно ли однозначно оценивать и оправдывать этого немецкого солдата?

Конечно, нельзя. При подготовке к конференции наши мнения разделились. В нашу страну Юрген Бертельсманн пришел, прежде всего как солдат, а не художник. А солдат должен выполнять приказ: уничтожить противника. Мы даже не знаем, стрелял он в советских людей или нет. Во всяком случае, идеализировать образ врага тоже не стоит. Никто его в Россию не звал. Другой вопрос, что политики сделали из хорошего человека – преступника. В этом-то и вся несправедливость войны. За преступления гитлеровского правительства расплачивались простые люди.

           Вопросы всем участникам конференции:

  1. При работе над темой «Человек войны» было ли для вас что-то такое, что изменило ваши взгляды, запомнилось более всего?

Удивительна история Юргена Бертельсманна, потому что рушится привычный образ врага. Когда изучали документы, то поразило, что немцы, даже отступая, хоронили своих солдат, в могилу клали бутылку с записью, кто похоронен, и солдатский жетон. А трупы наших солдат валялись на дорогах, в грязи, в канавах, как что-то никому не нужное.

В  воспоминаниях Григория Чухрая запомнился эпизод, когда пришлось добивать своего же раненого. Ужасно, что человеку на войне приходится делать такой жестокий выбор

Заключительное слово учителя: о трагедии немецкого народа. Подведение итогов.

Война неумолимо приближалась к немецким границам. Известно, что Гитлер, как и все диктаторы, отождествлял себя с немецкой нацией. Он искренне считал, что без него немецкий народ погибнет. Перед войной Гитлер обещал, что ни одна бомба не упадет на немецкие города. В 1945 г. немецкие города лежали в руинах. Приходила расплата. Население Германии вынуждено будет познать, что такое ужас оккупации.

При подготовке материала к конференции мы сомневались, стоит ли говорить о том, что советские солдаты для немцев были не столько освободителями, сколько победившими врагами. И все же решили, что ничего не надо приукрашивать. Немцы познали, что такое месть, ненависть; было и насилие и мародерство.

        Страх перед наступающими советскими войсками приводил к массовым самоубийствам. Война никого не пощадила: ни правых, ни виноватых.

                Здесь звучала мысль о том, что у части немцев происходило осознание того, что война – это преступление, ошибка. Примечательно, что сегодняшние немцы в большинстве своем думают о произошедшей войне как о ненужной и позорной, а 8 мая воспринимают, как день освобождения от нацизма. К сожалению, надо признать, что национал-социализм, и в первую очередь, Гитлер, были популярны среди широких масс населения. Конечно, немцы не хотели войны. Им казалось, что возник конфликт с Польшей, на который западные державы ответили вступлением в войну. Пропагандистский аппарат постоянно внушал немцам, что война им навязана. А в любой войне возникает солидарность с собственным правительством и армией. Даже, когда Гитлер в 1941 г., уже без всякого повода, напал на Советский Союз, многие верили его утверждению о превентивном ударе, что он тем самым предотвратил угрозу нападения на Германию. Они не знали, что Гитлер рвался к завоеванию жизненного пространства, они не знали о его людоедских планах уничтожения недочеловеков – унтерменшей; а может быть, не хотели знать, Ведь им внушалось: ты сверхчеловек, ты самый лучший, самый красивый, самый-самый.

                Потребовалось немало времени, чтобы большинство немцев осознало, что нацисты и Гитлер ввергли страну в чудовищную войну; что совершались такие преступления, от которых содрогнулся весь мир. Когда американцы и англичане вошли на территорию Германии, они провели немцев по концлагерям на территории Германии:   Бергенбельзену, Дахау, Бухенвальду, Равенсбрюку. Они показали немцам документальные кадры о зверствах нацистов. В кинотеатры стояла очередь, чтобы посмотреть, что творилось в концлагерях. Фрау падали в обморок, а пожилые люди умирали от сердечных приступов. Немцы постепенно проходили через осознание своей вины и осуждение фашистской системы.

                Несомненно, и мы должны это признать, что в этой войне страдали и немцы. А тому, кто страдает, нелегко понять и признать, что он страдал напрасно; и жертвовал собой ради преступного дела. Но всплывают все новые страшные факты, неопровержимые доказательства обнаружены в видео- и фотоархивах самих военных преступников. Тем не менее, и сейчас еще есть немцы, которые отрицают самое страшное из преступлений – истребление евреев во время Второй мировой войны. Не только холокост, но и испытания, выпавшие на долю мирного человека в оккупации - это тоже трагедия войны.

         Много вопросов, и не всегда есть однозначные ответы на них. Но, видимо, с одним можно согласиться: у каждого нормального человека война вызывает отвращение – и у русского, и у немца. Мы все больше понимаем, что ненависть – это путь в никуда.

        Конечно, войны начинаются политиками, а расплачиваться за их грубые амбиции и преступные ошибки приходится народу.  Мы живем в третьем тысячелетии, в котором, к несчастью, слово «война» так и не стало архаизмом. Именно поэтому нам так необходима историческая память, которая дает нам надежду, что никто из нас и наших близких не станет «человеком на войне»

 В заключение нашей конференции предлагаю подумать, с каким словом ассоциируется у каждого из вас слово «война», запишите свои ассоциации на ватмане.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ В РАБОТЕ НАД ТЕМОЙ

                        «ЧЕЛОВЕК В ОККУПАЦИИ»

Письма с фронта. Аргументы и факты. 1995, № 18-19

Симонов К. Разные дни войны. Дневник писателя. М.1975.

Слова, пришедшие из боя. Статьи. Диалоги. Письма. Вып.2.М., 1985.

Великая Отечественная война. 1941-1945. Энциклопедия. М., 1985.

Бертельсманн А. Русский альбом Ю.Бертельсманна, М., 2005.

Документы по истории Великой Отечественной войны. Новая и новейшая история. 1992, № 6.

Переписка на исторические темы. Военные мемуары. М.,

Военные дневники. Люди одного варианта.   М., 1975г.

В огне тяжелых испытаний. 1941-1945. Публикация документов. История СССР, 1991, № 2.

Военнопленные СССР. Подборка документов. Родина. 1994, № 4.

Война и победа. Цифры и факты. Родина. 1994, № 2.

Новые документы по новейшей истории. Под ред. Г.Н.Савостьянова. М., 1996г.

Оккупация. Документы. Родина. 1995, № 5.

Рупп Г. Война Германии против Советского Союза. М., 2001.

Штрайт К. Они нам не товарищи. М., 1997.                                        

http://holocaust.ioso.ru/documents/index.htm

http://holocaust.ioso.ru/gallery/index.htm

http://holokost.by.ru/ost.html - сайт, содержащий документы о холокосте

http://video.sibnet.ru/video263246/scrshot/ - сайт, содержащий подборку видеосюжетов на тему «Нацистский новый порядок»

http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/history/2008/02/2008_02_06.pdf - статьи и документы, посвященные теме коллаборационизма в годы II мировой войны

http://www.ostarbaytery.ru/ - сайт, содержащий видеодокументы по теме «Остарбайтеры»

http://etvnet.com/tv/dokumentalnyie-filmyi-online/tsvetyi-vremen-okkupatsii-ostarbajteryi/172530/ - сайт Центрального Интернет TV. Цветы времен оккупации.

http://ef.1939-1945.net/b001_006.shtml - сайт архивных материалов по теме «Коллаборационизм»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-конференции на тему "Человек на войне"

Цель:раскрыть историю трагедии и триумфа нашего народа в фактах истории, узнавая правду о войне, «погружаясь» в изучаемые события, увидеть антигуманную сторону войны и стать противниками военных спосо...

Урок-конференция на тему: Брянщина в годы Великой Отечественной Войны (история Отечества)

Урок для 4 курса специальность 050146 Преподавание в начальных классах...

Методическая разработка урока-конференции "Война все спишет..." (по повести В.Распутина "Живи и помни"

Произведения В.Г.Распутина читаются на одном дыхании, а после прочтения – вопросы, вопросы – к самому себе. Это книга о войне, драма ещё одной жизни. Распутин обнажил ещё одну сторону войны...

Урок по теме Великой Отечественной Войны (ПО ПОВЕСТИ М.КАРИМА “ПОМИЛОВАНИЕ”). (УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ).

Тема:”ВОЙНА И ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ”.(ПО ПОВЕСТИ М.КАРИМА “ПОМИЛОВАНИЕ”)....

Разработка урока-конференции "Человек на войне" с презентацией

В данной публикации содержится краткая разработка урока-конференции для 9-11 классов "Человек на войне" и презентация архивных фото-материалов к уроку.  На уроке-конференции рассматриваются пробл...

Урок-конференция по физике на тему: «Вклад ученых физиков в победу в Великой Отечественной войне»

Урок-конференция по физике на тему: «Вклад ученых физиков в победу в Великой Отечественной войне»...