Исследовательская проектная деятельность в детском экологическом объединении
методическая разработка по экологии по теме

Егорова Лидия Витальевна

Для внедрения новых форм и подачи материала, способных повысить мотивацию учащихся к обучению и творчеству в педагогической работе можно применить методы проектов. Привлечение ребят к поисково-исследовательской деятельности позволяют в значительной степени улучшить понимание  учащимися предметов биологии, экологии, географии и краеведения. Цель данной  методической разработки – оказать помощь педагогам в организации исследовательской проектной деятельности учащихся Объект-детская исследовательская деятельность. Предмет - ее организация и оформление результатов. Методы исследования – изучение литературы по теме, собственная педагогическая деятельность. Ценность данной разработки автор видит в том, что поэтапно следуя изложенным рекомендациям, детский коллектив достиг определенных результатов на конференциях городского и окружного уровней

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД УРАЙ

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования детей»

Методическая разработка-рекомендация

Исследовательская проектная деятельность в детском экологическом объединении.

Организация и оформление результатов.

Егорова Лидия Витальевна

Эколого-биологический отдел

2011

   Содержание

•Введение                                                          стр. 3

•Основная часть                                                стр. 4

• Заключение                                                     стр 16

•Библиографический список.......................... стр. 18

Введение.

     Для внедрения новых форм и подачи материала, способных повысить мотивацию учащихся к обучению и творчеству в педагогической работе можно применить методы проектов. Привлечение ребят к поисково-исследовательской деятельности позволяют в значительной степени улучшить понимание  учащимися предметов биологии, экологии, географии и краеведения. Цель данной  методической разработки – оказать помощь педагогам в организации исследовательской проектной деятельности учащихся Объект-детская исследовательская деятельность. Предмет - ее организация и оформление результатов. Методы исследования – изучение литературы по теме, собственная педагогическая деятельность. Ценность данной разработки автор видит в том, что поэтапно следуя изложенным рекомендациям, детский коллектив достиг определенных результатов на конференциях городского и окружного уровней.

Основная часть.

   Рассмотрим поэтапно организацию экологической исследовательской деятельности.

    Если педагог задумался о проведении исследований в природе, необходимо сразу выделить первое и главное  условие нормального исследовательского проекта силами школьников: он должен выступать как педагогически организованная деятельность юного  исследователя. Это значит, что организация исследования не должна противоречить вопросам обеспечения безопасности, быть открытой по форме, образовательной по содержанию и результативной по итогам.

Выбор темы предстоящей работы неразрывно связан с проблемой исследования. Главное в определении темы то, что авторы должны исходить из наличия практического и социального смысла своей предстоящей работы. Например, исследование может быть использовано в организации музея, пополнения наглядных пособий, пополнения методической копилки, поддержки инициатив лесничеств, выполнения заданий национальных парков и заповедников, музеев, природоохранных и культурных акций общественности. Так как, даже, если исследование не состоялось, усилия, вложенные авторами в свой проект, возможно дадут эффект общественно - полезного труда на благо своей малой родины, на благо новых поколений юных экологов.

 Если организация исследования отвечает этим условиям, необходимо сформулировать актуальность исследования, с тем, чтобы было совершенно ясно, кому и почему такое исследование нужно.

Актуальность тесно смыкается с проблемой исследования. Именно проблема исследования является самой сложной и при этом самой необходимой методологической частью такой работы. Проблему исследования, исходя из которой, определяется и предмет исследования, невозможно сформулировать с помощью готового исследовательского шаблона. Не может быть сформулирована проблема и как нехватка знаний о каком-либо явлении или объекте, а тем более, если эти знания никому не нужны. Проблема должна волновать, задевать авторов и экспертов тем, что в общеизвестном пространстве какого- либо знания она еще не была взята для рассмотрения, но после ее формулирования заинтересовала многих, у которых в этом пространстве есть интересы. Попытки использовать в своем исследовании чужую удачную формулировку проблемы исследования крайне редко достигают успеха, так как теряется лицо проблемы, ее новизна. Проблема исследования не прямо, но все-таки более или менее отвечает на вопрос: зачем необходимо это исследование?  Именно на этом этапе  особенно важен руководитель исследования. Если руководитель не способен помочь школьнику сформулировать целесообразность работы, то усилия юного  исследователя могут пропасть даром. Если проблема все-таки есть, то, исходя из нее,  можно сформулировать цель исследования, что тоже не является простой для понимания методологической задачей. Трудность в формулировании цели состоит в том, что в зависимости от того, как планируется представить исследование (проект, отчет, программа деятельности, справка, описание), цель исследования  начинает варьироваться. Но в любом варианте цель исследования отвечает на вопрос: как реализовать разрешение указанной в исследовании проблемы.

   Задачи исследования выглядят как уточняющие подцели главной исследовательской цели. Задачи исследования должны быть сформулированы как пути реализации разрешения указанной в  исследовании проблемы. Четко поставленные задачи расширяют цель. Описание их условий могут начинаться со слов «установить», «выявить», «выяснить», «изучить».

Существует еще одна важная методологическая ступень к полноценной работе. Определение объекта и предмета исследования. Чтобы сформулировать объект и предмет исследования, необходимо внятно ответить на вопрос: в какой области (объект) и что (предмет) планировалось и было исследовано?  Неспособность провести границы объекта исследования, связана иногда с тем, что реальный объект авторам кажется мелким, а для его «укрупнения» авторы локального экологического исследования описывают  глобальные явления.

Неплохо смотрятся в исследованиях юных экологов специально оговоренные методологические и теоретические основы их работы, то есть внятно изложенные ссылки на труды консультантов, авторов ученых и мыслителей, чьи методики и теории использовались во время сбора и анализа исследовательской информации. Если автор исследования пытается представить свой труд как самостоятельное «открытие» в какой-либо области знаний, эксперт делает следующие выводы: автор не знаком с трудами предшественников, что свидетельствует о его исследовательской незрелости. Такую работу всерьез рассматривать нельзя. Использование источников предполагает не только получение справочных сведений или реферирование (выжимку) из текста, но, главное, знакомство с тем, насколько другим исследователям удалось продвинуться в той проблеме, которую автор пытается исследовать. Исходя из этого, нужно попытаться  определить и исследовательскую новизну своих усилий, с тем, чтобы  сформулировать, хотя бы из одного- двух пунктов, что именно исследовано или выявлено в ходе исследования, чего раньше никто не исследовал, не выявлял.

Всякое исследование требует выводов, примерно в том же количестве, что и ранее сформулированные задачи, то есть пути реализации исследования. Но если удается сделать выводы на основании своих исследовательских усилий,  стоит подумать о возможности использования результатов исследования в учебно-воспитательной или исследовательской практике (на уроках в школе, в системе дополнительного образования,  музейной экспозиции, в походе).

Все приведенные выше условия нормального исследования – плод интеллектуальных усилий многих поколений исследователей и является общепринятым.  Сравнительно несложные исследования, а таковыми являются большинство экологических исследований, приведенные выше соображения вносят во вступление или пояснительную записку к исследованию. Опытный эксперт легко поймет, что хочет сказать автор, даже если проблема, цели, задачи, объект и предмет, а также относительная новизна и опора на труды предшественников в исследовании формулируются в контексте работы. Также сформулированные в контексте выводы, их значимость и возможность внедрения в практику легко опознаются в заключение работы. Основная часть работы, с подробным рассказом хода исследования при названных условиях, то есть при наличии вступления и заключения, превращает работу в законченный «исследовательский» продукт, который имеет право быть представленным на конференциях различного уровня.

   Педагогу изначально необходимо изучить литературу по данному вопросу. Она довольно обширно освещена в литературных источниках. Самообразование необходимо, также нужно осуществить поиск сотрудничества с учениками, коллегами, выпускниками прошлых лет, специалистами природоохранных учреждений.

   Поначалу необходимо браться за посильные для учащихся работы, способные обогатить их новыми знаниями, которые должны быть интересными, чтобы обеспечить видимый результат. Подбор более сложных работ  осуществляется по мере приобретения взаимного опыта.

 Начать можно с составления экологического паспорта образовательного учреждения или прилегающей к нему территории.

 Это не особенно сложный, но довольно показательный в смысле представления полученных результатов проект.

 Он, конечно, потребует пересмотра некоторых форм  работы педагога, как по содержанию, так и по количеству затраченного времени. Исследование должно дать объективно или субъективно какой-то определенный результат.

Намечается ряд вопросов, на которые по итогам  проведенного исследования хотелось бы получить ответ. Без четко сформулированных требований к исследованию работа  по его  осуществлению невозможна.

План задание для составления экологического паспорта территории в окрестностях образовательного учреждения.

  1. Выяснить  год застройки микрорайона и  год создания  образовательного учреждения (ОУ).
  2. Составить план схему расположения ОУ  и участка вокруг него, домов, дорог и т.д.
  3. Обозначить на плане расположение зеленых насаждений, мусорных контейнеров и стихийных свалок, стоянок автомашин, гаражей и укрытий, пустырей и т.д.
  4. Определить видовой состав и количество произрастающих деревьев и кустарников, высчитать площадь газонов. В бесснежный период определить  отдельно площадь, занимаемую посадками растений и площадь оголенной земли (тропинки, места под мусором и т.п.)
  5. Выяснить, как часто производится вывоз мусора и уборка территории дворником.
  6. Посчитать  число жителей (взрослых и детей, отдельно) проживающих в данном микрорайоне, а также число обучающихся в ОУ.
  7. Определить число домашних животных с учетом их породы(собак, а в некоторых случаях и кошек) с которыми гуляют жители , бездомных собак и кошек а также места скопления крыс.
  8. Опытным путем выявить временной диапазон выгула домашних животных, а также их число.
  9.  Определить видовой состав птиц, прилетающих на исследуемую территорию, посещающих свалки и мусорные контейнеры, а также места их возможного гнездования на территории (домовые воробьи,  сизые голуби, серые вороны и другие синантропные виды)
  10. Осмотреть произрастающие в микрорайоне деревья на предмет обнаружения лишайников. При наличии  собрать образцы для определения.
  11. После схода снега выявить видовой состав травянистых растений, покрывающих газоны и пустыри, составить схему их  произрастания. За 1 час, за сутки.
  12.  Определить число автомобилей, двигающихся по дорогам, окружающим территорию.

При проведении исследования могут возникнуть и другие вопросы, которые помогут более объективно провести исследование.

Этапы исследования.

Любое исследование можно разбить на следующее последовательные этапы.

1.Выбор темы и направления исследования (этот этап предваряется чтением соответствующей  научной литературы, или непосредственным  наблюдением за происходящим)

2. Постановка задач исследования (это вопросы, на которые вы хотите получить ответы).

3.Выбор методов проведения исследования ( опросы, наблюдения, анализ, учет и другое)

4. Получение результатов в ходе использования обозначенных методов (цифры, факты, результаты наблюдений и проб).

5. Обобщение, сравнение, установление закономерностей и прочее(построение графиков, таблиц, диаграмм с использованием полученных данных, их  анализ и разъяснение)

6. Формулирование выводов по проведенному исследованию ( получение ответов на поставленные вопросы).

7. Подведение итогов и определение сферы применения полученных результатов (заключение и выбор направления дальнейших действий).

   Все эти этапы исследования необходимо проделать совместно с  учащимися, стремясь к тому, чтобы они сами выдвигали различные гипотезы и ставили задачи. Педагог должен лишь помогать,  более четко сформулировать их и совместно с ребятами обсудить все достоинства и недостатки выдвигаемых предложений, взяв на себя направляющую роль на всех этапах исследования.

   Выбор темы исследования. Чаще всего педагогу приходится самому находить для своих воспитанников тему будущего исследования. Рассчитывать на самостоятельность в этом ребят возможно только после осуществления первого маленького проекта.

   Для каждой поставленной задачи необходимо подбирать соответствующие методы исследования, которые бы дали результат.   Это могут быть учет, опрос, наблюдение и другие возможные пути исследования. Главное, чтобы они были реальны в использовании и определялись возможностями, как самих учащихся, так и  ОУ. Составление вопросников и учетных листов тоже требует немало затрат и усилий. Определение, сравнение, вычисление, измерение, наблюдение, установка ловушек, «кошение сачком» и так далее - это все методика.

  Полученные цифры, результаты измерений, наблюдений и опросов не должны быть одиночными. Они должны представлять собой набор данных, которые можно будет сравнивать, анализировать, обобщать.

  Сведение всех полученных результатов в таблицы, как и представление их в графиках, диаграммах – это самый наглядный и экономичный способ обработки первичных данных.

   После обобщения и осмысления материалов и результатов исследований необходимо оценить, как они  соотносятся с поставленными ранее задачами. Нужно помнить, что не всегда удается получить однозначный ответ на поставленный вопрос. Отрицательный результат, это тоже результат, и он тоже имеет право на существование.

  Обобщив и осмыслив данные, необходимо кратко сформулировать выводы,  к которым вы пришли в результате проведенных исследований. Они должны  быть четко и сжато, изложены и не повторять предыдущий раздел.

   Получив какой-либо результат уместно вновь вернуться к теме вашего исследования и попробовать сформулировать итоговое заключение по исследовательской работе, определить практическое применение проекта, перспективу дальнейших исследований.

   Для представления исследовательской работой перед широкой аудиторией она должна быть правильно оформлена.

 Правила оформления результатов исследования.

Исследовательская работа выполняется на белых стандартных листах писчей бумаги (формат А 4, т.е. 297х210 мм), расположенных вертикально. На каждом листе оставляются поля: справа - 1 см, слева - 3 см, сверху и снизу по 2 см. Текст  печатается на компьютере с межстрочным интервалом 1,5 знака. Текст на каждом листе пишется только с одной стороны. Страницы нумеруются, начиная с 3-й, посередине листа на верхних полях. Первой страницей считается титульный лист. Объем работы не ограничивается, оценка работы не зависит от её объёма.

Оформление результатов исследовательской работы должно показать умение учащихся  самостоятельно  проводить  исследования  с  применением современных методик, анализировать полученные результаты, сравнивать их с литературными данными, делать правильные и обоснованные выводы, а также уметь правильно оформлять свою работу по структуре.

Структура исследовательской работы

1. Титульный лист, где необходимо указать:

• название работы;

• автора (ов) (или коллектив);

• Ф.И.О. руководителя;

• Ф.И.О. научного консультанта (если есть);

• наименование базового учреждения;

• год выполнения.

Оглавление

На странице оглавление фиксируются основные разделы работы

Образец:

•Введение......................................................... .стр. 4

•Литературный обзор   .....................................стр. 5

• Методика и объект исследования..................стр. 6

•Результаты обследования.................................стр. 7

•Выводы..........................................................    стр 10 •Литература.....................................................   стр. 11

Раздел «Введение»

В этом разделе даётся краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность выполняемой работы, её научное и практическое значение, формулируются цели и задачи.

Раздел «Литературный обзор»

     Сделать по возможности полный обзор литературы по исследуемой проблеме. Здесь автор должен показать знание основных работ по исследуемому вопросу, а также умение работать с литературой: подбирать необходимые источники, проводить их анализ и сопоставление. В тексте раздела следует помещать ссылки на используемые работы. Ссылки оформляются по-разному в зависимости от источника. Источниками могут быть: книги и статьи, имеющие одного или двух авторов; книги, авторы которых большие коллективы, что обычно характерно для словарей, справочников и школьных учебников.

Например:

Книги и статьи с одним или двумя авторами.

Существует два способа оформления ссылок. В первом случае в скобках указываются фамилия (или две фамилии) без инициалов и, через запятую, год издания. Образец: «В работе использовалась общепринятая методика (Алексеев, 1996)», «Этой проблеме посвящен подробный обзор (Иванова, Алексеев, 2000)».

В другом случае фамилия автора указывается в тексте работы. Тогда перед ней ставятся инициалы, а в скобках пишется только год. Первый приведённый пример можно записать таким образом: «В работе применялась методика, изложенная СВ. Алексеевым (1996)».

Авторов книги или статьи больше двух.

Тогда упоминается только первый автор, а после его фамилии добавляется «и др.» в первом случае или «с соавторами» - во втором случае. Образец: «В современном справочном пособии (Муравьёв и др., 2000) имеются сведения...» или «В работе А. Чернова с соавторами (2000) отмечено, что...» 

Авторов книги очень много.

 В этом случае вместо фамилии автора указывается название книги (и год издания).

Здесь также применяются два способа: название книги без кавычек вместе с годом издания помещается в скобках или название с кавычками в тексте, а год - в скобках. Образец: «Имеется следующее определение изученного явления (Экологический словарь, 2000):...», или в «экологическом словаре» (2000) - это явление определено следующим образом:...»

Длинное название книги можно привести только один раз, а в дальнейшем сократить его. Так, «Редкие животные Тюменской области и их охрана» (1996), будет обозначаться: «Редкие...» (1996) или (Редкие...,1996).

Если в тексте приводится дословная цитата, то после года через запятую необходимо указать страницу, на которой располагается цитируемый фрагмент.

При использовании нескольких работ одного автора в ссылке после фамилии через запятые ставятся годы изданий от самых ранних к более поздним. Образец; (Акимушкин.1998,1997,1995) или «...И.И. Акимушкин,1998,1997,1995...» Если публикации вышли в свет в один год, тогда после года издания ставятся буквы: (Юшкова, 1998 а, б, в).

Если в ссылке необходимо указать несколько работ разных авторов, то они отделяются точкой с запятой. При этом желательно перечисление делать в хронологическом порядке. Образец: «Большинство исследователей (Грант, 1980; Солбриг и Солбриг, 1982; Яблоков и Юсуфов, 1987; Северцов, 1990;Юшкова, 1998) считают, что...»

При необходимости воспроизводятся рисунки и таблицы, снабжённые ссылками на источник.

В конце этого раздела желательно сделать краткий вывод о степени изученности и перспективах дальнейших исследований по данной проблеме.

Литературная  справка  имеет большое  значение  при  выполнении экспериментальной работы. Реферативная работа практически полностью состоит из обзора литературы, поэтому разделы в ней выделяются в зависимости от конкретной темы.

Раздел «Методика и объект исследования»

В начале раздела следует указать район исследований, кто и когда (даты) проводил сбор материала, перечислить объекты исследований (наблюдений). В экспериментальной работе отмечается место проведения эксперимента.

Если применяемая в работе методика ранее была описана в литературе, то даётся просто ссылка на соответствующую работу, без подробного изложения (это особенно важно в таких, например, исследованиях, как геоботанические и подобные им). Если же в ней внесены изменения, то следует их подробно описать и обосновать необходимость такого шага. Это же касается и случая, когда применяется полностью оригинальная методика.

В этом разделе следует перечислить применяемые приборы и инструменты и указать точность, с какой проводились измерения тех или иных параметров .

Раздел «Результаты исследования»

Это основной раздел, который чаще всего делится на несколько подразделов, каждый из которых соответствует определённой цели.

В нём подробно излагаются полученные результаты, которые при необходимости иллюстрируются с помощью таблиц, рисунков, графиков, фотографий  и в котором делается сопоставление со сведениями из литературы. В тексте должны быть ссылки на рисунки или таблицы.

Рисунки, графики, диаграммы, фотографии, схемы и т.п. - все они обозначаются как рисунки. Рисунки выполняются черной пастой или тушью. Все обозначения, которые автору необходимо сделать на рисунке, отмечаются только цифрами или значками. Под рисунком с красной строки пишется: Рис. (Номер). Название. Условные обозначения: 1-..., 2-... и т.д. Таблицы и рисунки имеют сквозную нумерацию и могут располагаться на листе вертикально или горизонтально. Для четкой нумерации таблиц справа пишется: Таблица (Номер). Ниже, посередине - название таблицы. Если она взята из литературного источника, то после названия в скобках дается ссылка. При необходимости ниже таблицы даются примечания

Если в таблицу сводятся полученные результаты и литературные данные, то ссылка ставится в соответствующей части таблицы.

Все полученные результаты должны быть глубоко проанализированы и сопоставлены с литературными данными. По результатам анализа делаются определенные заключения. Необходимо помнить, что основные вопросы не «Что?» и «Сколько?», а «Как?» и «Почему?». При этом описание фактов и представление полученных данных в цифрах и графиках является не самоцелью, а средством достижения цели работы,

Раздел «Выводы»

     В этом разделе кратко (по пунктам) формулируются результаты, даются практические рекомендации и намечаются перспективы для дальнейших исследований. В исследовательской работе, как правило, выводы есть не что иное, как ответы на вопросы, поставленные при формулировке цели и задач исследования. Не менее важное требование к выводам состоит в том, что выводы должны следовать из результатов, т.е. быть максимально обоснованными. Например, при учёте муравейников в лесу выяснилось, что большая часть муравьиных гнёзд имеет как бы «срезанный», «развороченный» купол. Опираясь на эти данные, незадачливый исследователь делает вывод, что лес в значительной степени подвергается антропогенной нагрузке. Однако «виноватыми» в таком состоянии муравейников оказываются вовсе не люди, а населяющие лес кабаны, медведи и дятлы, для которых муравьи служат пищей. Чтобы выводы действительно были грамотно обоснованными, нужно обладать определёнными знаниями, выходящими за пределы изучаемой темы. Итак, если выводы есть обобщение результатов, то они должны быть тщательно продуманы и подкреплены достаточным количеством фактов. Если в ходе исследования чётких результатов получить не удалось (что случается сплошь и рядом и трагедией не является), тогда вместо выводов пишется заключение, отличающееся несколько более пространными рассуждениями.

Раздел «Литература»

В этом разделе в алфавитном порядке перечисляются все использованные работы. Все работы нумеруются в сквозном порядке. Существуют определённые библиографические правила для различных источников, которых следует придерживается. Каждая книга или статья записывается с красной строки.

1. Однотомные издания с указанием автора (авторов), (их фамилии пишутся на титульном листе сверху).

В список заносятся (с соблюдением всех знаков препинания): №. Фамилия Инициалы: Название. - Место издания, год. - количество страниц. Места издания обозначаются следующим образом: Москва - М., Ленинград — Л., Санкт-Петербург -СПб., остальные города - полным названием. Примеры:

№. Реймерс Н.Ф. Популярный биологический словарь. -М., 1991 .-539с.

№. Вахрамеева М.Г., Денисова Л.В., Никитина СВ., Самсонов С.К. Орхидеи нашей страны. - М., 1991. - 222 с.

2. Однотомные издания, подготовленные коллективом авторов:

№. Название. - Место издания, год. - страницы. Примеры:

№. Биологический энциклопедический словарь. - М., 1989. -864 с.

Для школьных учебников желательно после названия указать редактора:

   №. Общая биология / Под ред. Д.К. Беляева, А.О. Рувинского. -М., 1991.-271с.

3. Многотомные издания:

Все тома изданы в один год. В работе использованы целиком (все тома). Указывается:

№. Фамилия Инициалы (если есть). Название: В... т. -Место издания, год. -Т.1.... с, Т.2. ... с. и т.д. Пример:

№. Фабр Ж.А. Инстинкты и нравы насекомых: В 2 т. - М., 1993.-Т.1.608с.,Т.2.612с.

Аналогично поступают в тех случаях, когда используется отдельный том, а не всё издание:

№. Брэм А.Э. Жизнь животных: В 3 т. Т.2. Птицы. - М., 1992. - 352 с.

Если у каждого тома имеется название, оно записывается после номера этого тома. В данном случае - это «Птицы».

4. Книга представляет собой сборник статей разных авторов.

Статьи из однотомных изданий записываются так:

№. Фамилия Инициалы. Название статьи // Название сборника. - Место издания, год. - Страницы от - до. Пример:

№. Симберлофф Д. Биогеографические модели, распространение видов и организация сообществ // Биосфера: эволюция, пространство, время. Биогеографические очерки. - М., 1988. - с. 3 - 48.

Статьи из многотомных изданий:

№. Фамилия Инициалы. Название статьи // Название сборника: В... т. Т.... Название тома (если есть). - Место издания, год. - Страницы от - до. Пример:

№. Бахтина Л.И. Семейство Бегониевые // Жизнь растений: В 6 т. Т. 5. Цветковые растения. 4.2. - М., 1981. - с. 63 - 64.

5. Статьи из журналов.

Оформление следующее

№. Фамилия Инициалы. Название статьи // Название журнала. - Год. Том, выпуск, номер (что есть). - Страницы от -до. Пример:

№. Семаго Л. Каменная куница // Наука и жизнь. -1993. -№3.-с. 130-132.

Подготовка тезисов.

   Желательно составить два варианта тезисов объёмом 1-3 страницы машинописного текста через 1,5 интервала. Тезисы обычно требуются для участия в заочных конкурсах или при представлении работы для публикации в сборник.

Листы тезисов оформляются на общих основаниях. Справа в первой строчке пишется фамилия и инициалы автора. Если авторов много, то фамилии указываются по две на строке в несколько столбиков справа. Ниже под фамилиями - название учреждения. Если в сборник включаются работы только одной организации, тогда вместо него указывается структурное подразделение. Затем, отступив 2 (!) интервала, крупным шрифтом посередине листа - название работы. Еще через два интервала идёт основной текст с интервалом 1,5 знака без деления на подразделы.

В тезисах объёмом в 1 страницу все разделы представляются очень сжато, описание района исследования можно опустить, если только это напрямую не связано с темой работы. Литературная справка сводится до минимума. Не менее половины страницы должно занимать описание результатов, которые можно объединить с выводами. Ссылки обязательны, список литературы не приводится. Структура 3-х страничных тезисов сходна со структурой текста доклада.

Рисунки и таблицы в тезисах обычно не приводятся, важнейшие данные из них помещаются в текстовой форме. К тезисам прилагается лист с указанием:

1. Фамилии, имени, отчества автора (авторов), даты рождения, полного домашнего адреса и места учёбы (школа, класс).

2. Фамилии, имени, отчества руководителя, должности и места работы, учёной степени (если есть), полного домашнего адреса, телефона.

3. Названия учреждения с его адресом и телефоном.

Подготовка доклада

    Для выступления на конференции (конкурсе) автором (авторами) готовится текст доклада объёмом 3-4 стр. машинописного текста (или немного больше, если он написан от руки), что соответствует 10 - 15-минутному выступлению.

Листы доклада имеют то же оформление, что и в самой работе. На введение и выводы отводится примерно 1/2 листа, т.е. они приводятся практически полностью. Очень кратко описывается методика, если она общепринятая, оригинальная методика излагается полнее. Также кратко характеризуется район исследований и литературный обзор. Список литературы не приводится. Основное внимание уделяется изложению полученных результатов.

Для наглядности доклад сопровождается демонстрацией таблиц и рисунков. Для показа во время доклада отбираются самые информативные и важные иллюстрации, подтверждающие основные, сделанные по работе выводы. Короткий 10-15-минутный доклад не должен быть перегружен иллюстративным  материалом:  1 -2 таблицы, содержащие первичный фактический материал и 2-3 таблицы или рисунка (графики, диаграммы), иллюстрирующие главные наблюдаемые закономерности.

Особое внимание следует уделять заголовкам и подписям к иллюстрациям. Они обязательно должны быть на каждом рисунке (таблице, графике и т.п.) и должны легко читаться. Оси на графиках и диаграммах обязательно должны быть подписаны. Изображение на рисунках и таблицах должно быть чётким и ясно различимым из аудитории.

При оформлении рисунка или графика можно пользоваться разными цветами, но их не должно быть более 4-х, т.к. слишком пёстрая картина затрудняет восприятие.

На полях или в тексте доклада для удобства докладчика делают яркие пометки в тех местах, когда следует обратиться к таблице или рисунку.

В докладе необходимо делать ссылки, указывая фамилии авторов и года издания.

Заключение

Памятка

участнику конкурса (конференции), выступающему с докладом по исследовательской работе.

Чтобы ваше выступление было интересным, доходчивым и представляло выполненную вами работу наилучшим образом, рекомендуется воспользоваться советами, изложенными ниже.

1. При подготовке к защите работы помните, что ваш доклад должен отвечать на вопросы:

• Цель и задачи исследования.

 Степень разработки данной проблемы по литературным данным.

•Где и когда проводились исследования?

•Какие методы сбора материала использовались и почему?

•В каких условиях проводился сбор материала?

•Параметры, используемые при исследовании.

•Какие результаты получены?

•Каким образом вы объясните полученные вами результаты?

•Какие выводы сделаны?

Ответить на данные вопросы (в указанной последовательности) необходимо при защите любого исследовательского проекта.

2. При подготовке выступления следует учесть, что доклады не читают по тексту, а рассказывают. Поэтому необходимо подготовить конспект (план) выступления. В качестве такового можно использовать тезисы вашей работы с подчёркнутыми в них основными мыслями.

3. Чтобы говорить без «бумажки», не стоит заучивать текст выступления наизусть. Гораздо полезнее понять, что именно требуется рассказать (см. п.1) и выбрать из отчёта основные цифры, факты и утверждения, раскрывающие суть выполненной работы.

4. Все наглядно-иллюстративные материалы (диаграммы, графики, схемы, таблицы и т.п.), используемые вами при выступлении, должны быть легко читаемыми сидящими в зале и понятными без дополнительных объяснений. Поэтому они должны быть подписаны и иметь расшифровку условных обозначений.

5. Во время выступления наглядно-иллюстративный материал должен использоваться. Если речь идёт о цифрах, показанных в таблице или проиллюстрированных графиком, то нужно обращаться к соответствующей таблице или графику.

6. При демонстрации наглядно-иллюстративного материала следует использовать указку, авторучку, карандаш, но никак не палец. При этом нужно повернуться к слушателям лицом, а не спиной.

1. Во время выступления смотрите на своих слушателей, лишь  по необходимости заглядывая в конспект (план) выступления.

8. Чтобы преодолеть неуверенность, полезно найти (глазами) в зале кого-то внимательно слушающего и доброжелательно смотрящего на вас (таковым может быть ваш друг).

9. Чаще смотрите на него (или на неё) во время выступления. Старайтесь уложиться в регламент (10 минут на доклад). Для этого полезно потренироваться заранее, используя часы и убирая из доклада лишнее.

Сокращать доклад можно, убирая из него все то, что не соответствует плану, предложенному в пункте 1.

10. Не бойтесь вопросов, так как обычно вопросы (как из зала, так и от жюри) задаются не для того, чтобы уличить вас в незнании, а для того, чтобы лучше понять суть вашей работы. Кроме того, наличие вопросов свидетельствует о том, что сказанное вами заинтересовало слушателей.

Отвечая на вопросы, вы можете показать свой уровень владения материалом. Не упускайте такую возможность!

11. Выступая, помните, что вы имеете по крайней мере два преимущества. Во-первых, вы рассказываете об интересующих вас исследованиях или опытах тем, кому это так же весьма интересно. А во-вторых, вы лучше всех владеете данным материалом, так как никто кроме вас (не считая соавторов и руководителя) эту работу не выполнял.

12. Свое выступление необходимо рассматривать как обмен опытом работы с коллегами по интересующей вас тематике. Не надо волноваться, вы обязательно успешно защитите свою работу.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Богомолова А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся. /Биология в школе №5, 2003 с 35-38.
  2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. «Основы проектной деятельности школьника» - Самара: издательство «Учебная литература», 2006 – 224 с.
  3.   Денисова Н.А. Технология проектного обучения./Дополнительное образование и    воспитание №10, 2007, с 14-22.
  4.     Кельбас Р.В. Проектная деятельность.- Ханты-Мансийск,2002-18с.

     5. Левина О.Г. Методические и  технологические аспекты поддержки индивидуальной  исследовательской деятельности школьника./Внешкольник №1. 2003 с. 11-15

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под ред. Е.С. Полат.-М,: Academia,2000 36с.
  2. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.-160с.
  3. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований учащимися начальной школы./Практика административной работы в школе, № 5, 2003 с 16-20.
  4. Самохин Ю.С. Проблемы организации краеведческих исследований школьников. /Внешкольник №7-8, 2006г, с 24-26.  
  5.   http://www.ecosystema.ru/03programs/issl/works/bio_vud_chert.htm

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в детском объединении "Бусинка"

Сегодня все больше внимания уделяется применению метода проектов в процессе получения дополнительного образования. Применение компьютерных и информационных технологий в системе дополнительного об...

Экологическое воспитание учащихся МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой в рамках организации детского экологического объединения «Зелёная планета»

При создании условий для участия подростков в природоохранной и научно-исследовательской деятельности нами было создано детское экологическое объединение «Зелёная планета», целью которого являет...

Представление педагогического опыта по теме: «Исследовательская и проектная деятельность при формировании экологической культуры обучающихся»

Представление педагогического опыта на конкурс профессионального мастерства «Учитель года – 2021» «Исследовательская и проектная деятельностькак средство формирования...

«Проектная деятельность в детском общественном объединении»

Данный материал был подготовлен в июне 2022 года....

доклад опыта работы «Проектная деятельность в детском объединении «Туристы-многоборцы»

Разработка маршрута и осуществления похода по местам боев в годы Великой отечественной войны по Курчатовскому району, на примере объединения «Туристы-многоборцы»...