Рабочая программа по экологии 6 класс
рабочая программа по экологии (6 класс) по теме

Рабоча программа по экологии 6 класс по учебнику А.М. Быловой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_rabochaya_programma_po_ekologii_6_klass_240912.docx45.06 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ.

Автор-составитель: Захарова А.С.

1.ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Настоящая  рабочая  учебная программа  курса «Экология растений» для 6 класса II ступени обучения основной общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года, и авторской программы автора И. М. Швец (Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 176 с.).

Рабочая программа направлена на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии.  

Изучение экологии растений в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. формирование представлений об экологии растений – как науке о взаимоотношениях между растительными организмами и окружающей их живой и неживой средой;
  2. о месте экологии растений в ботанической науке;
  3. об экологических принципах охраны природы и рационального природопользования.

Основные задачи курса:

  1. изучить особенности абиотических и биотических факторов среды и закономерности взаимосвязи растений с окружающей средой;
  2. изучить анатомо-морфологические особенности строения растений разных экологических групп;
  3. познакомить с жизненными формами растений и принципами их классификации.
  4. познакомить с периодические явлениями в жизни растений.

В 6 классе лабораторные работы предусматривают формирование умения наблюдать — это важнейший навык в биологии и экологии. При этом основной упор делается на умение вести наблюдение по выявлению «длинных» взаимозависимостей (например, зависимость урожая от количества солнечных дней в конкретной местности). При этом предполагается, что более «короткие» взаимозависимости учащиеся уже научились наблюдать в начальной школе (например, смену сезонных явлений). Большинство практических работ проводится в составе комбинированных уроков или уроков-экскурсий по причине большого их числа в программе и наличия большого теоретического материала при ограниченном количестве часов на изучение каждой темы.

Место и роль учебного курса:

Программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 5 классе в учебном курсе «Природоведение». Такие общие экологические понятия, как «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах растений.

От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии растений с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические группы растений по отношению к основным экологическим факторам. Рассмотрены основные виды приспособлений растений как показатель условий их жизни.

Учебный курс завершается изучением растительных сообществ, классификации жизненных форм и значения биоразнообразия растений.

Используются следующие формы организации учебного процесса:

  1. индивидуальные;
  2. групповые;
  3. индивидуально-групповые;
  4. фронтальные;
  5. практикумы;
  6. экскурсии заочные;

Виды и формы контроля ЗУН: самостоятельные работы, фронтальный и индивидуальный опрос, отчеты по практическим и лабораторным работам, подготовка сообщений.

В течение изучения курса проводится 2 лабораторные работы .

Рабочая программа по экологии растений рассчитана на 35 часов и составлена на основе обязательного минимума в соответствии с Базисным учебным планом МОУ СОШ с. Калининское по 1 часу в неделю в 6 классе, авторской программой  «Экология растений» - И.М. Швец.

2.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

 Содержание учебного материала

Кол-во часов/применение ИКТ

Лабораторные

работы

1.

Введение

2.

Свет в жизни растений

№1.Влияние света на анатомическое строение листьев

3.

Тепло в жизни растений

4.

Вода в жизни растений

№2.Анатомоморфологические особенности растений по отношению к воде.

5.

Воздух в жизни растений

6.

Почва в жизни растений

 7.

Животные и растения

8.

Влияние растений друг на друга

9.

Грибы и бактерии в жизни растений

10.

Сезонные изменения растений

2 ч

 11.

Изменение растений в течение жизни

12.

Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений

13.

Жизненные формы растений

1 ч

14.

  Растительные сообщества

 15.

  Охрана растительного мира

3 ч

Итого:

35 ч

Календарно-тематический план

Экология растений 6 класс

№в теме

Тема урока

Использование ИКТ

Дата пров.

Домашнее задание

Примечание

план

факт

I. Введение (1ч.)

1.

1.

Что изучает экология растений.

Особенности взаимодействий растений и животных со средой.

04,09

04,09

П.1-2

II.Свет в жизни растений (4ч.)

2.

1.

Для чего нужен свет растениям.

Разнообразие условий освещения на Земле.

11,09

11,09

П.3-4

3.

2.

Экологические группы растений по отношению к свету. Светолюбивые растения.

Теневыносливые и тенелюбивые растения.

18,09

18,09

П.5-6

4.

3.

Приспособления растений к меняющимся условиям освещения

25,09

25,09

П.7

5.

4.

Лабораторная работа №1.Влияние света на анатомическое строение листьев.

02,10

02,10

III.Тепло в жизни растений (3ч.)

6.

1.

Для чего нужно тепло растениям.

Источники тепла и разнообразие температурных условий на Земле.

Презент.

16,10

16,10

П.9-10

7.

2.

Температура тела растений. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды.

23,10

23,10

П.11

8.

3.

Приспособления растений к высоким и низким температурам.

30,10

30,10

П.12

IV.Вода в жизни растений (4ч.)

9.

1.

Для чего нужна вода растениям.

06,11

06,11

П.14

10.

2.

Как наступает и удерживается вода в растениях, на что расходуется. Экологические группы растений по отношению к воде. Водные растения.

Презент.

13,11

13,11

П.15-16

11.

3.

Влаголюбивые растения. Засухоустойчивые растения.

27,11

27,11

П.17

12.

4.

Лабораторная работа №2.

Анатомоморфологические особенности растений по отношению к воде.

04,12

04,12

V.Воздух в жизни растений (2ч.)

13.

1.

Газовый состав воздуха в жизни растений. Ветер в жизни растений.

Презент.

11,12

11,12

П.21-22

14.

2.

Приспособление растений к опылению ветром.

Приспособление растений к распространению ветром.

18,12

18,12

П.23-24

VI.Почва в жизни растений (3ч.)

15.

1.

Что представляет собой почва.

Для чего нужна растениям почва.

25,12

25,12

П.26-27

16.

2.

Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв.

15,01

15,01

П.28

17.

3.

Улучшение почв человеком. Как надо оберегать почву.

Обобщающий урок.

Тест

22,01

22,01

П.29-30

VII.Животные и растения (2ч.)

18

1.

Животные-опылители. Как распространяют плоды и семена люди и животные.

29,01

29,01

П.31-32

19.

2.

Растения и растительноядные животные. Растения-хищники.

05,02

05,02

П.33-34

VIII.Влияние растений друг на друга (1ч.)

20.

1.

Прямые влияния растений друг на друга. Влияние растений друг на друга через изменение среды.

12,02

12,02

П.35-36

IX.Грибы и бактерии в жизни растений (2ч.)

21.

1.

Круговорот веществ. Сожительство растений с грибами и бактериями.

26,02

26,02

П.37-38

22.

2.

Бактериальные и грибные болезни растений.

Обобщающий урок

Тест

05,03

05,03

П.39

X.Сезонные изменения растений (2ч.)

23.

1.

Осень и зима в жизни растений. Весна и лето в жизни растений.

12,02

12,02

П.40-41

24.

2.

Фенологические фазы. Фенология.

19,02

19,02

П.42

XI.Изменения растений в течение жизни (1ч.)

25.

1.

Значение для растений разных периодов жизни и возрастных состояний.

26,02

26,02

П.45

XII.Разнообразие условий существования и их влияние на растения (1ч.)

26.

1.

Где и как обитают растения. Как могут меняться размеры растений.

09,04

09,04

П.46-47

XIII.Жизненные формы растений (1ч.)

27.

1.

Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев.

Презент.

16,04

16,04

П.48-49

XIV.Растительные сообщества (3ч.)

28.

1.

Что называют растительным сообществом. Состав растительных сообществ.

23,04

23,04

П.50-51

29.

2.

Разнообразие растений одного вида в растительном сообществе. Строение растительных сообществ.

07,05

07,05

П.53-54

30.

3.

Изменение растительных сообществ.

Обобщающий урок

14,05

14,05

П.55

XV.Охрана растительного мира (2ч.)

31.

1.

Редкие и охраняемые растения. Красные книги.

21,05

21,05

П.57

32.

2.

Охраняемые территории и их значение

28,05

28,05

П.58

33.

Задание на лето.

Тема 1. Экология растений: раздел науки и учебный предмет (2ч)

Экология как наука. Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой. Экология растений и животных как учебный предмет.

Основные понятия: среда обитания, условия существования, взаимосвязи, экология растений, растительные сообщества.

Тема 2. Свет в жизни растений (4ч)

Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений. Свет как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету. Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.

Основные понятия: свет и фотосинтез, растения длинного дня, растения короткого дня, прямой солнечный свет, рассеянный свет, светолюбивые растения, теневыносливые и тенелюбивые растения.

Лабораторная работа. Изучение строения листьев светолюбивого и тенелюбивого растений под микроскопом. (Под микроскопом изучаются микропрепараты листьев камелии и герани. Делается вывод о связи строения листа с его функцией и его расположением относительно направления световых лучей.)

Тема 3. Тепло в жизни растений (3ч)

Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений. Температура как экологический фактор. Разнообразие температурных условий на Земле. Экологические группы растений по отношению к теплу. Приспособления растений к различным температурам. Выделение тепла растениями. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды.

Основные понятия: тепло — необходимое условие жизни, тепловые пояса, теплолюбивые растения.

Практическая работа. Изучение (по справочникам) сельскохозяйственных растений, наиболее приспособленных к выращиванию в своей местности.

Тема 4. Вода в жизни растений (4ч)

Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений. Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде. Приспособление растений к различным условиям влажности.

Основные понятия: влажность, вода — необходимое условие жизни, влаголюбивые растения, засухоустойчивые растения, суккуленты, орошение, осушение.

Лабораторная работа. Знакомство с водными, влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями. (По гербарным экземплярам или рисункам проводится работа, в ходе которой выявляются особенности строения растений с разным отношением к влаге.)

Тема 5. Воздух в жизни растений (3ч)

Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа. Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха. Приспособление растений к опылению и распространению ветром.

Тема 6. Почва в жизни растений (3ч)

Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. Плодородие почв. Действия человека, влияющие на качество почв.

Основные понятия: минеральные и органические вещества почвы, гумус, почвенное питание, плодородие почвы, солевыносливые (солеустойчивые) растения, органические и минеральные удобрения, эрозия почв.

Тема 7. Животные и растения (2ч)

Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений. Значение растений для животных. Растения-хищники.

Основные понятия: растительноядные животные, растения-хищники, животные-опылители и распространители семян растений.

Тема 8. Влияние растений друг на друга (1ч)

Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам.

Основные понятия: растения-паразиты, конкуренция, прямое влияние.

Тема 9. Грибы и бактерии в жизни растений (2ч)

Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни. Бактериальные и грибные болезни растений.

Основные понятия: сапротрофы, паразиты, круговорот веществ, микориза, фитофтороз.

Тема 10. Сезонные изменения растений (2 ч)

Приспособленность растений к сезонам года. Листопад и его роль в жизни растений. Озимые и яровые однолетники. Глубокий и вынужденный покой. Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды.

Основные понятия: лесная подстилка, озимые однолетники, глубокий и вынужденный покой, весеннее сокодвижение, яровые однолетники, фенология, фенологические фазы.

Тема 11. Изменение растений в течение жизни (1ч)

Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний. Причины покоя семян. Условия обитания и длительность возрастных состояний растений.

Основные понятия: периоды течения жизни растений, период покоя, период молодости, период зрелости.

Тема 12. Разнообразие условий существования 

и их влияние на разные этапы жизни растений (2ч)

Разнообразие условий существования растений. Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни. Уровни жизненного состояния растений.

Основные понятия: условия существования, жизненное состояние растений, широкая и узкая приспособленность.

Тема 13. Жизненные формы растений (1 ч)

Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев разных климатических зон. Жизненные формы растений своей местности.

Основные понятия: широколиственные, мелколиственные, хвойные деревья; суккулентные стеблевые деревья; бутылочные и розеточные деревья; деревья-душители и деревья-рощи.

Тема 14. Растительные сообщества (3ч)

Растительные сообщества, их видовой состав. Естественные и искусственные растительные сообщества. Устойчивость растительных сообществ. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Количественные соотношения видов в растительном сообществе. Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах.

Основные понятия: растительные сообщества, устойчивость растительных сообществ, видовой состав, разнообразие растений, ярусность, смены растительных сообществ.

Тема 15. Охрана растительного мира (3 ч)

Обеднение видового разнообразия растений. Редкие и охраняемые растения. Охраняемые территории. Редкие и охраняемые растения своей местности.

Основные понятия: редкие растения, охраняемые растения, Красная книга, охраняемые территории.

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

 

  1. Называть основные экологические факторы в жизни растений.
  2. Описывать различные условия существования, периоды жизни и возрастные состояния растений.
  3. Приводить примеры различных растительных сообществ и их видового состава, различных жизненных форм растений.
  4. Описывать и объяснять приспособление растений к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на жизнедеятельность растений.
  5. Давать характеристику различным растительным сообществам, взаимосвязям внутри растительного сообщества, различным сезонным изменениям растений.
  6. Определять антропогенное влияние на растительные сообщества, уровни жизненного состояния растений.
  7. Объяснять значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний; для устойчивости растительных сообществ, видового разнообразия растений, разнообразия растительных сообществ.
  8. Объяснять роль и значение растений, грибов и бактерий в круговороте веществ и непрерывности жизни.
  9. Объяснять роль человека в охране растительного мира, в сохранении биоразнообразия растений.
  10. Уметь прогнозировать изменения в развитии растительных сообществ и отдельных растений под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки.
  11. Применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости комнатных и сельскохозяйственных растений.

4.ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Предмет: «Экология растений»

Класс: 6

Реализуемая учебная программа учебного предмета: общеобразовательная

Учебники, дидактические материалы

1. Программы: И. М. Швец (Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. –  М. Вентана-Граф, 2008. – 176 с.)

2. Учебник: Экология растений: 6 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А. М. Былова, Н. И. Шорина; под ред. Н. М. Черновой. – 2-е изд., испр. -  М. Вентана-Граф, 2009, - 192 с.: ил.

Список литерату

  1. Агеева Г.А., Лаврова К.Г. Цветы в вашем доме. - Петрозаводск., 1992. -17
  2. Атлас комнатных растений. -М., 2005.-432 с
  3. Новиков Ю.В. Природа и человек.-М.,1991.-223 с.
  4. Экология России. Хрестоматия. /Сост. Кузнецов В.Н./. - М., 1995. - с.221 - 243.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс

Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной   школы и рассчитана  на 135  занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...

Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...

Рабочая программа по экологии 6 класс

  Данная программа предназначена для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы, составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений, ...

Рабочая программа по экологии 7 класс

Данная  программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе программы «Экология животных» авт. Т.С.Сухова, В.И.Строганов Москва,...

Рабочая программа по экологии 6-8 класс

составлена на основе   авторских программ по экологии:6 класс - «Экология растений», И.М. Швец7 класс - «Экология животных», И.М. Швец8 класс – «Экология человека. Культура здоровья», М.З, Ф...

Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.

Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...

Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"

ммм     Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...