Рабочая программа учебного предмета «Экология» для 10 классов (III ступень)
рабочая программа по экологии (10 класс) по теме

Ишмуратова Фатыма Рахимяновна

 

Рабочая программа «Экология» составлена на основе Примерной программы Экология 10 (11) классов Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника.

Программа предназначена для использования в образовательном процессе в учебно-консультационных пунктах (далее – УКП).

По региональному базисному учебному плану вечерней (сменной) школы в вариативной части на изучение предмета «Экология» в 10-м классе отводится 36 часов (1 час в неделю).

Цель рабочей программы: обеспечить усвоение обучающимися знаний об экологической составляющей естественнонаучной картины мира, о важнейших экологических понятиях, законах, теориях.

Задачи:

-         формирование понятийного аппарата и знакомство с основными закономерностями экологии;

-         овладение умениями применять экологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии;

-         развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

-         воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;

-         использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

В программе «Экология» рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечи­вающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание обучающихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Иркутской области

«Ангарский педагогический колледж»

Отделение учебно-консультационных пунктов

Рабочая программа

учебного предмета «Экология»

для 10 классов

(III ступень)

Ангарск, 2012г.


 

Одобрено МО естественно-научного цикла

Протокол №_____

от «__» __________ 2012 г.


Руководитель МО естественно-научного цикла

_________________ Н.Н. Шаферова

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по уровню образования







Рассмотрена и утверждена на заседании научно-методического совета АПК.

Протокол №____

от «__» ________ 2012 г.

Зам. директора по УР

__________________ О.М. Прыткова

Автор:

Петрищева Анна Егоровна учитель химии, биологии первой квалификационной категории,

Ишмуратова Фатыма Рахимяновна, учитель химии, биологии второй квалификационной категории

Рецензенты:

Варичева М.А., учитель биологии, химии высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 2

Технический редактор:

Петрищева Анна Егоровна учитель химии, биологии первой квалификационной категории 


Пояснительная записка

Важнейшей глобальной общечеловеческой проблемой современности стала экологическая проблема. В связи с этим целью обучения должно быть формирование у каждой личности высокого уровня экологической культуры. Курс экологии способствует систематизации и обобщению имеющихся у обучающихся знаний, формированию у них обязательного минимума знаний и умений,  необходимых для понимания  основных закономерностей функционирования биосферы, места и роли в ней человека.

Рабочая программа «Экология» составлена на основе Примерной программы Экология 10 (11) классов Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника.

Программа предназначена для использования в образовательном процессе в учебно-консультационных пунктах (далее – УКП).

По региональному базисному учебному плану вечерней (сменной) школы в вариативной части на изучение предмета «Экология» в 10-м классе отводится 36 часов (1 час в неделю).

Цель рабочей программы: обеспечить усвоение обучающимися знаний об экологической составляющей естественнонаучной картины мира, о важнейших экологических понятиях, законах, теориях.

Задачи:

  1. формирование понятийного аппарата и знакомство с основными закономерностями экологии;
  2. овладение умениями применять экологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;
  5. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

В программе «Экология» рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание обучающихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления.

Обучение предмету «Экология» опирается на полученные ранее знания по биологии, химии, географии, физике и осуществляется на основе обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование природоохранного мышления.

Ожидаемый результат изучения  курса экологии направлен на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов: овладение обучающимися УКП интеллектуальной и практической деятельностью; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и здоровья человека.


Тематический план


п/п

Наименование разделов, тем

Максим

учебная

нагрузка, ч.

В том числе обязательные учебные занятия

на занятии

лабор.-практич.

1

Раздел 1. Введение. Экология как наука

1

1

1.1

Что изучает экология. История развития экологии как науки

1

1

2

Раздел 2. Организмы и среды их обитания

9

8

1

2.1

Средообразующая деятельность организмов. Общие закономерности влияния экологических факторов среды

4

4

2.2

Экологические ресурсы. Экологические ниши

5

4

1

3

Раздел 3.Экология популяций

5

4

1

3.1

Популяция и её основные характеристики Популяционное обилие и его показатели

2

2

3.2

Возрастная структура популяции. Динамика популяций

3

2

1

4

Раздел 4.Биотические взаимоотношения организмов

4

4

4.1

Типы экологических взаимодействий: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.

4

4

5

Раздел 5. Организация и функционирование

сообществ

7

7

5.1

Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз. Биосфера. Структура сообщества

3

3

5.2

Круговорот веществ в экосистеме. Продуктивность сообщества. Сукцессия

4

4

6

Раздел 6. Антропогенное воздействие на биосферу

10

10

6.1

Современное состояние окружающей среды: воздуха, почвы, воды

4

4

6.2

Химическое  загрязнение среды

6

6

Итого

36

34

2

Содержание учебной дисциплины 

Раздел 1.Общие закономерности

Тема 1.1. Введение. Экология как наука

Должны знать: 

- определения основных экологических понятий (экология, биосфера, среды обитания, экология сообществ, экосистема, популяция, биоценоз, биотоп);

- историю развития экологии как науки;

- основные тенденции развития современной экологии.        

Должны уметь: 

- проявлять устойчивый интерес к пониманию и разрешению региональных и глобальных экологических проблем

Владеть компетенциями: 

- уметь  находить нужную информацию в источниках разного типа.

Содержание учебного материала

        История развития экологии как науки. Основные тенденции развития современной экологии. Ее место в формировании общественного самосознания и экологического мышления.

Раздел 2. Организмы и их среды обитания

Тема 2.1. Средообразующая деятельность организмов.

Общие закономерности влияния экологических факторов среды

Должны знать: 

- общие законы зависимости организмов от факторов среды;

- средообразующая деятельность организмов, разнообразие биотических связей;

- количественные оценки взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина

Должны уметь: 

- использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов;  

- объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах

Владеть компетенциями: 

- уметь давать определения, приводить доказательства

Содержание учебного материала

Общие законы зависимости организмов от факторов среды. Среды жизни. Основные пути приспособления организмов к среде. Пути воздействия организмов на среду. Средообразующая деятельность организмов. Экологические факторы. Условия жизни Общие закономерности влияния экологических факторов среды на организм. Приспособительные формы организмов. Приспособительные ритмы жизни.

Тема 2.2. Экологические ресурсы. Экологические ниши

Должны знать: 

- экологические ресурсы: энергетические и пищевые;

- соответствие между организмами и средой обитания;

- энергетический бюджет и тепловой баланс организма.

Должны уметь: 

- выделять основные отличия в способах переживания циклических изменений внешней среды у организмов с разной продолжительностью жизни;

- объяснять соответствие между организмами и средой обитания.

Владеть компетенциями: 

- уметь приводить примеры адаптаций у животных и растений, по своим личным наблюдениям.

Содержание  учебного  материала

Экологические ресурсы. Зависимость строения и образа жизни от среды обитания. Жизненные формы организмов. Ритмы жизни. Соответствие между организмами и средой обитания. Энергетический бюджет и тепловой баланс организма. Экологическая ниша.

Практическая работа

Выявление соответствия между организмами и средой обитания

Раздел 3. Экология популяций.

Основные характеристики популяций

Тема 3.1. Популяция и её основные характеристики.

Популяционное обилие и его показатели

Должны знать:

- о типах взаимодействий организмов;

- разнообразие биотических связей;

- количественные оценки взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина;

- законы конкурентных отношений в природе;

- правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ.

Должны уметь: 

- выделять типы взаимодействий организмов в популяциях;

- решать задачи на количественные оценки взаимосвязей;

- использовать правило конкурентного исключения в повседневной жизни.

Владеть компетенциями: 

- уметь составлять таблицы, графики по заданному тексту.

Содержание учебного материала

Популяция и ее основные характеристики. Демографическая структура, численность и плотность популяции. Популяционное обилие и его показатели. Биотические связи в природе. Законы пищевых и конкурентных отношений.

Тема 3.2. Возрастная структура популяции.

Динамика популяций

Должны знать:

- значение исследований возрастной структуры популяции;

- чувствительность популяции к внешним воздействиям;

- регуляция численности особей в популяции.

Должны уметь: 

- использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов;

- строить графики простейших экологических зависимостей

Владеть компетенциями: 

- уметь наблюдать и оформлять практические и лабораторные работы.

Содержание учебного материала

Популяция, численность и плотность популяции, возрастная структура популяции, ёмкость среды, саморегуляция численности, территориальное поведение животных, отрицательная обратная связь, динамика численности популяции (стабильная, изменчивая, взрывная), взрыв численности, регуляция численности. Рождаемость и смертность.

Практическая работа

Определение возрастной структуры популяции

Раздел 4. Биотические взаимоотношения организмов

Тема 4.1. Типы экологических взаимодействий:

конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.

Должны знать: 

- биотические связи, прямые и косвенные связи, трофические отношения, конкуренция, мутуализм симбиоз, нейтрализм;

- законы пищевых и конкурентных отношений.

Должны уметь: 

- применять  знания о пищевых и конкурентных отношениях организмов;

- зная роль домашних животных в распространении паразитов, препятствовать их распространению, сохраняя свое здоровье и здоровье близких.

Владеть компетенциями:

- уметь редактировать текст, создавая собственный текст.

Содержание учебного материала

Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяции, биоценозов, экосистем. Биотические связи, прямые и косвенные связи, трофические отношения, конкуренция, мутуализм симбиоз, нейтрализм

         Законы пищевых и конкурентных отношений. Паразитизм. Хищники, жертвы,  циклическое колебание численности.

Раздел 5. Организация и функционирование сообществ

Тема 5.1. Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз.

Биосфера. Структура сообщества

Должны знать: 

- строение и функционирование экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы,

- круговорот веществ и потоки энергии в экосистемах;

- экологические основы формирования и поддерживания экосистем).

Должны уметь: 

- проявлять устойчивый интерес к пониманию и разрешению региональных и глобальных экологических проблем

Владеть компетенциями: 

- уметь  решать экологические задачи.

Содержание учебного материала

Сообщество, экосистема, биогеоценоз, биосфера. Структура сообщества. Понятие об экосистеме. Экологические факторы. Закономерности воздействия факторов на организмы. Адаптация организма к экологическим факторам. Функциональная структура экосистемы. Трофическая структура экосистемы.

Тема 5.2. Круговорот веществ в экосистеме.

Продуктивность сообщества. Сукцессия

Должны знать: 

-  экологические основы формирования и поддерживания экосистем);

- саморазвитие экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);  

- биологическое разнообразие как важнейшее условие устойчивости популяций, биоценозов, экосистем

Должны уметь: 

- составлять биохимические круговороты, круговороты веществ в экосистеме.

Владеть компетенциями: 

- уметь решать экологические задачи.

Содержание учебного материала

Круговорот веществ в экосистеме. Экологическая пирамида. Отношения между организмами в экосистеме. Экологическая ниша. Биологические ритмы. Сукцессии. Устойчивость и стабильность экосистем.

Биоценоз и его устойчивость. Биосфера – глобальная экосистема.

Раздел 6. Влияние человека на окружающую среду

Тема 6.1. Современное состояние окружающей среды:

 воздуха, почвы, воды.

Должны знать: 

- биосфера как глобальная экосистема (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере);

- атмосфера как внешняя оболочка биосферы, загрязнение атмосферы;

- почва – биокосная система, загрязнение почвы;

- вода – основа жизненных процессов, загрязнение воды.

Должны уметь: 

- оценивать складывающуюся ситуацию;

- находить возможные пути решения различных экологических ситуаций.

Владеть компетенциями: 

- уметь самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулировать полученные результаты.

Содержание учебного материала

Основы учения о биосфере. Энергетика биосферы. Главные потоки энергии при эволюции биосферы (космический, планетарный, биологический и др.). Созидательное и разрушительное воздействие потоков энергии на эволюцию биосферы. Живое вещество, его свойства и функции. Атмосфера – внешняя оболочка биосферы. Почва – биокосная система. Загрязнение почвы. Вода – основа жизненных процессов в биосфере. Загрязнение природных вод.

Тема 6.2. Химическое загрязнение среды

Должны знать: 

- химические загрязнения окружающей среды;

- влияние химических загрязнений на здоровье человека.

Должны уметь: 

- составлять пищевую цепь, по которой химические вещества могут попасть в организм.

Владеть компетенциями:

- уметь вести диалог и находить компромиссное решение не с точки зрения силы одной из противоборствующих сторон, а с позиции возможности устойчивого развития биосферы и сохранения жизни на Земле во всех её проявлениях.

Содержание учебного материала

Химическое загрязнение окружающей среды. Загрязнение почв. ТБО. Переработка и безотходные технологии. Вода  – основа жизненных процессов. Загрязнение вод. Пути решения проблемы. Радиоактивность в биосфере. Глобальные проблемы человечества и пути их решения. Основы рационального управления природными ресурсами. Основы рационального управления природными ресурсами. Особо охраняемые территории.  Международное сотрудничество в охране окружающей среды.


Приложение 1

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Обучающиеся должны знать:

- определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);        

- о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина;

- законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;

- об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);

- о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем);

- законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);

- о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);

- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;

- о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере);

  1. охрана редких и исчезающих видов растений; Красная книга МСОП и Красная книга России и их значение в охране редких и исчезающих видов растений;

Обучающиеся должны уметь:

- решать простейшие экологические задачи;

- объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;

- применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;

- проявлять устойчивый интерес к пониманию и разрешению региональных и глобальных экологических проблем;

- уметь вести диалог и находить компромиссное решение не с точки зрения силы одной из противоборствующих сторон, а с позиции возможности устойчивого развития биосферы и сохранения жизни на Земле во всех её проявлениях.


Приложение 2

Основная литература:

  1. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Дайте планете шанс!: книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1995.
  2. Григорьев А.А. Экологические уроки прошлого и современность.- Л.: Наука, 1991.
  3. Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: словарь-справочник.- М.: просвещение, 1992.
  4. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2001.
  5. Сонин В.Д. и др. Редкие животные Иркутской области. Наземные позвоночные.- Иркутск: «Облинформпечать», 1993.
  6. Красная книга Иркутской области.- Иркутск: Облмашинформ, 2001.

Дополнительная литература:

  1. Винокурова Н.Ф. Глобальная экология. 10-11 кл. - М.: Просвещение, 2009.
  2. Величковский Б. Т. , Кирпичев В. И. , Суравегина И. Т. Здоровье человека и   окружающая среда. – М.: Новая школа, 1997.
  3. Горелов А.А. Экология: Учеб. пособие: Курс лекций. – М., 1998.
  4. Дзятковская Е. Н. Экология и здоровье (1 и 2 часть). Иркутск: ИЧП “Арком”, 1994.
  5. Дзятковская Е. Н. Сборник экологических задач, лабораторных работ и деловых игр по химии, биологии и физике. Иркутск, 1994.
  6. Жигарев И.А. и др. Основы экологии. 10 (11) класс: Сборник задач, упражнений и  практических работ к учебнику под ред. Н.М. Черновой «Основы экологии. 10 (11) класс».- 2-е издание, стереотипное. – М.: Дрофа, 2004.
  7. Зверев А.Т., Кузнецов В.Н. Экология: 10-11 кл.; методическое пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2004.
  8. Камерилова Г.С. Экология города. 10-11 кл. - М.: Просвещение, 2005.
  9. Крискунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10-11 кл. М.: Дрофа, 2010.
  10. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н. Основы общей экологии. 10-11 кл. - Устойчивый мир, 2000.
  11. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. 9-11 кл. - Устойчивый мир, 2000.
  12. Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание: Учебное пособие. – М.: ЛОГОС, 2001.
  13. Муравей Л.А. и др. Экология и безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  14.     Чернова Н.М. и др. Основы экологии. 10-11 кл. - М.: Дрофа, 2007.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Экология растений» 6 класс, базовый уровень

Рабочая программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования на базовом ...

Рабочая программа по предмету "Экология", 8 класс

Рабочая программа по предмету «Экология» разработана на основе авторской программы «Экология человека. Культура здоровья. 8 класс». Авторы: М.З. Фёдорова, В.С. Кучменко, Т.П. Лукина. Содержит: пояснит...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литература» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмет «Литература» 5 класс основного общего образования     на  2013-2014 учебный год составлена в соответствии с ФГОС 2 поколения...

Рабочая программа учебного предмета "Технология", 5 класс, 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для 5 класса составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЭКОЛОГИЯ. ЖИВАЯ ПЛАНЕТА» 5 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«ЭКОЛОГИЯ. ЖИВАЯ ПЛАНЕТА»  5  КЛАСС(34 часа, 1 час в неделю)ВВЕДЕНИЕЕще сто лет назад выдающийся философ и психолог Уильям Джеймс писал, что «Я» человека с...

Рабочая программа по предмету: «Экология» 11 класс 2021 – 2022 учебный год

Пояснительная записка             Рабочая программа по экологии 11 класса составлена в соответствии с нормативными документами:Федерал...

Рабочая программа учебного предмета «Экология растений»

Рабочая программа учебного предмета «Экология растений»  БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ...