РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЭКОЛОГИЯ. ЖИВАЯ ПЛАНЕТА» 5 КЛАСС
рабочая программа по экологии (5 класс) на тему

Казабаранова Наталья Владимировна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ЭКОЛОГИЯ. ЖИВАЯ ПЛАНЕТА»  5  КЛАСС

(34 часа, 1 час в неделю)

ВВЕДЕНИЕ

Еще сто лет назад выдающийся философ и психолог Уильям Джеймс писал, что «Я» человека состоит не только из его физических и душевных качеств, но включает и одежду, и дом, и семью, и друзей, и результаты его труда — в общем, все то, к чему человек неравнодушен и за что он чувствует себя ответственным. Чем больше вокруг таких вещей, к которым человек причастен и привязан, чем больше в окружающем мире происходит событий, за которые он осознает свою ответственность и которые вызывают в нем глубокие переживания, тем богаче его духовная жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_5_kl.doc70 КБ
Файл ktp_ekologiya_5_kl.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ЭКОЛОГИЯ. ЖИВАЯ ПЛАНЕТА»  5  КЛАСС

(34 часа, 1 час в неделю)

ВВЕДЕНИЕ

Еще сто лет назад выдающийся философ и психолог Уильям Джеймс писал, что «Я» человека состоит не только из его физических и душевных качеств, но включает и одежду, и дом, и семью, и друзей, и результаты его труда — в общем, все то, к чему человек неравнодушен и за что он чувствует себя ответственным. Чем больше вокруг таких вещей, к которым человек причастен и привязан, чем больше в окружающем мире происходит событий, за которые он осознает свою ответственность и которые вызывают в нем глубокие переживания, тем богаче его духовная жизнь.

Через осознание собственного «Я», своего места в этом мире, через осознание многообразных взаимосвязей с окружающим миром человек приходит к пониманию законов всеобщего единства и необходимости сохранения природного равновесия. Изменения, происходящие в окружающем мире, влияют на человека. Разрушая природу или равнодушно наблюдая, как ее разрушают другие, человек, тем самым разрушает свое духовное и физическое «Я». Человек — часть природы, но как носитель разума, именно он несет ответственность за свои действия по отношению к природе.

Уникальность экологического образования заключается именно в его мировоззренческой функции, в том, что в его рамках формируется новый, экоцентрический тип сознания, когда человек не только знает, но и мыслит, и поступает, исходя из принципов экологической целесообразности[1]. При этом очень важно, чтобы все экологические законы, принципы, правила и предписания были соизмеримы с возможностями принятия решения каждым конкретным человеком. Только в этом случае экологические проблемы становятся личностно значимыми.

Но как построить образовательный процесс таким образом, чтобы школьник соотносил полученные знания и навыки с собственными проблемами, интересами, задачами, как на личном, так и на общественном уровне? Как должно строиться преподавание экологии, чтобы абстрактные понятия стали «рабочими» и помогали воплощать экологические принципы в реальной жизни?

Известный афоризм «У любой проблемы всегда есть легкое решение — ясное, приемлемое и… неверное» в значительной степени относится и к проблеме школьного экологического образования. На первый взгляд, она решалась достаточно логично: был разработан ряд документов, в том числе Концепция общего среднего экологического образования (ИОСО РАО, 1994), проект стандарта образовательной области «Экология» (1998); предмет «экология» был введен в федеральный базисный учебный план. Однако затем и образовательная область, и предмет были исключены и из стандартов, и из федерального базисного учебного плана на долгие годы. И вот предполагается вновь ввести экологию в учебные планы: в соответствии с проектом ФГОС среднего (полного) общего образования экология отнесена к числу учебных предметов, выбираемых обучающимися из предметной области «Естествознание».

Поэтому, предлагаемая вниманию педагогов концепция интегрированного курса «Экология» и разработанный на ее основе учебно-методический комплект для основной школы (5—9 классы) — один из вариантов разработки содержания и структуры экологического образования на этапе основной школы. В таком контексте данный курс может рассматриваться как пропедевтический по отношению к курсу, изучаемому в 10—11 классах, на завершающем этапе школьного обучения.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Экология. Живая планета» авторского коллектива  В.А. Самкова, Л.И. Шуршал, С.И. Козленко ориентирована на учащихся 5-х классов общеобразовательных школ и направлена для изучения экологии учащимися на базовом и профильном уровнях.

Рабочая программа элективного учебного предмета ориентирована, на использование учебного пособия для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений / Л.И.Шуршал, В.А. Самкова, С.И. Козленко. – М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2010 – 128 с.: цв. ил.  

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предлагается работа с практикумом: Экология. Живая планета: практикум: 5 класс / В.А. Самкова, Л.И. Шуршал. – М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2011. - : 64 с.  

А также методического пособия для учителя: Самкова В.А. Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5 – 9 классов основной школы: Концепция. Программа. Тематическое планирование. – М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2011. – 46 с.

Цели изучения предмета «Экология» в 5 классе:

сформировать у школьников элементарные представления о  научных основах экологии, об особенностях структуры и функционирования природных и искусственных экосистем, в том числе городских;

  •  на примере своего региона раскрыть доступные для понимания пятиклассников особенности окружающей человека среды, факторы и пути ее формирования, наиболее важные экологические проблемы, в том числе экологические проблемы городов.

Основными задачами данного элективного учебного предмета являются:

  •  способствовать становлению у подростков системы экологически ориентированных личных ценностей (установок, убеждений, интересов, стремлений и т.д.) и отношений;
  • формировать у учащихся знания о закономерностях структуры и функционирования биосферы и экосистем разного уровня, о видах и формах взаимоотношений в природе, в том числе, и на основе раскрытия истории взаимоотношений человека и природы;
  • формировать у школьников знания об экологической обстановке и тенденциях развития взаимоотношений природы и социума своего региона, умения адаптироваться в социоэкосистеме;
  • знакомить учащихся с экологическими проблемами своего  региона, формировать у них видение своей роли в решении как проблем, существующих сегодня, так и тех, которые будут стоять перед ними в будущем;
  • развивать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды, проявляющемся в умении принимать компетентные решения в ситуации выбора и действовать в соответствии с ними;
  • вовлекать учащихся в реальную педагогически организованную практическую деятельность в области экологии, развивать необходимые для этого умения и навыки;
  • знакомить школьников с правовой информацией в сфере экологии, с тем, что гражданину необходимо знать для осуществления экологической деятельности.

Практическая направленность курса реализуется в разнообразных формах проектной деятельности, практических и лабораторных работ, полевого практикума.

Программа рассчитана на 1 час в неделю, следовательно,  34 часа за год и включает разделы: «История взаимоотношений человека и природы», «Основные понятия экологии»,  «Сообщества и экосистемы» и «Край, где ты живешь (резервные часы на региональный компонент)».

Рассмотрев предложенный вариант программы курса «Экология. Живая планета» авторского коллектива В.А. Самкова, Л.И. Шуршал, С.И. Козленко, мною была скорректирована и составлена рабочая программа для 5-ого класса. Программа для реализации предлагается в трех  5-х классах – в,г,д.

Данный курс позволит учащимся решить наиважнейшую задачу, которая стоит перед школой будущего – применение знаний в соответствии с усвоенными, перешедшими в разряд личных, ценностями —  ценностными ориентациями. Экологическая компетентность — необходимое достояние человека, действенная предпосылка для предотвращения экологически безнравственных поступков. Путь к экологической компетентности — придание экологическим правилам нормы поведения. Соблюдение последних — требование к каждому человеку, начиная с детства и кончая старостью.

Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, анализу и использованию информации.

На занятиях могут применяться разнообразные формы и методы обучения: лекции, семинары, ролевые игры, конференции, экскурсии.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Экологию. Живая планета. 5 класс

(34 часа,  1 ч в неделю)

Введение (1 ч)

Обобщение и систематизация знаний учащихся о взаимосвязи человека и природы. Экология — наука о взаимосвязях живых организмов, в том числе и человека, с окружающей средой.

Глава 1. История взаимоотношений человека и природы (5 ч)

Древние люди. Влияние природных условий на расселение и занятия древних людей.

Основные занятия древних людей: собирательство и охота. Присваивающее хозяйство. Локальный характер влияния деятельности древних собирателей и охотников на природу.

Производящее хозяйство. Возникновение земледелия и скотоводства. Воздействие на природу древних земледельцев и скотоводов. Стихийное природопользование. Опустынивание. Гибель цивилизаций.

Изменение характера природопользования в процессе развития человеческого общества. Человек и природа в настоящем. Прямое и косвенное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу. Интродукция. Источники энергии (исчерпаемые и неисчерпаемые). «Экологический рюкзак». Необходимость бережного отношения к окружающей среде.

Глава 2. Основные понятия экологии (10 ч)

Экология — наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой, «наука о доме». Направления современной экологии: общая экология, прикладная экология, экология человека, экология города (урбоэкология). Значение экологических знаний в жизни современных людей.

Понятие «экосистема», общая характеристика. Основные компоненты экосистем. Экологические связи, простейшая классификация: взаимосвязи между живыми, а также живыми и неживыми компонентами экосистемы. Биосфера Земли — самая крупная природная экосистема. Биологическое разнообразие биосферы. Повсеместность распространения жизни на Земле. Роль растений в биосфере. Влияние живых организмов на неживую природу. В. И. Вернадский и его учение о биосфере.

Человек в биосфере. Положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу. Охрана биосферы — условие сохранения жизни на Земле.

Разнообразие условий жизни на Земле, его причины. Зависимость распространения живых организмов от распределения света и тепла, наличия или отсутствия воды. Ледяные пустыни, тундра, хвойные, смешанные, широколиственные и тропические леса, степи, пустыни: природные условия, их влияние на биологическое разнообразие, приспособленность живых организмов к условиям окружающей среды.

Среда обитания. Понятие об экологическом факторе как элементе среды, оказывающем воздействие на живой организм. Факторы живой и неживой природы. Антропогенные факторы — факторы, связанные с деятельностью человека.

Глава 3. Сообщества и экосистемы (12 ч)

Сообщество живых организмов — важнейший компонент экосистемы. Специфичность видового состава сообществ различных экосистем (на примере экосистем луга и леса). Взаимосвязи и взаимозависимость растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Природные и искусственные сообщества живых организмов.

Группы организмов в природном сообществе. Производители (продуценты) — организмы, обеспечивающие органическими веществами и накопленной в них энергией все другие компоненты сообщества. Потребители (консументы) — организмы, потребляющие и преобразующие органические вещества, созданные производителями. Разрушители (редуценты) — организмы, разлагающие сложные органические вещества до более простых соединений.

Круговорот органических веществ в сообществе живых организмов. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания: выедания, разложения, паразитические, их роль в жизни экосистем. Пищевые сети.

Природные и искусственные экосистемы, сравнительная характеристика (на примере поля и луга).

Городские экосистемы, общая характеристика. Природные и искусственные компоненты экосистемы города. Население города и его деятельность как главный компонент городской экосистемы. Деление городов по численности жителей: малые, средние, крупные, крупнейшие, миллионеры. Влияние деятельности людей на окружающую среду в городе: изменение природной (естественной) среды, загрязнение. Влияние городской среды на здоровье людей.

Глава 4. Край, где ты живёшь (3 ч, резервные часы на региональный компонент)[2]

Городской округ Саранск, особенности географического положения, территория и границы. Природа мордовского края в прошлом. Изменение природы Мордовии человеком, его причины. Современный рельеф города Саранск.

Полезные ископаемые республики Мордовия. Использование полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека. Добыча и переработка полезных ископаемых и их влияние на природу. Мероприятия по охране окружающей среды.

Погодные условия республики. Причины изменения климатических условий и погоды в городе (загрязнение воздуха, утепляющее «дыхание» города, «роза ветров»). Особенности погоды в Саранске (число солнечных дней, температура воздуха, количество осадков). Изменчивость погоды и ее влияние на растительность города. Опасные погодные явления в городском округе Саранск.

Роль растений города в защите воздуха от загрязнения. Леса Мордовии, их разнообразие и значение в истории и современной жизни жителей республики.

Парки культуры и отдыха как центры истории и культуры. Спортивные парки. Бульвары. Скверы. Роль парков, бульваров и скверов в создании комфортной среды для горожанина: снижение загрязненности воздуха, шума, улучшение эстетических качеств городской среды. Красная книга Мордовии. Правила поведения в природе.

Заключение (3 часа)

Обобщение и повторение пройденного материала за 5-й класс. Проведение проектной деятельности.

Всего: 34 часа.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения данного курса учащиеся получат возможность овладеть следующими предметными, метапредметными и личностыми учебными действиями:

ОПИСЫВАТЬ: 

  • грамотно использовать основные научные категории, необходимые для выполнения учебной исследовательской работы: проблема, объект и предмет исследования; цель, задачи, гипотеза; методы исследования;
  • владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии: экосистема, элементы экосистемы,   экологическое взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг;  
  • определять типы наземных и водных экосистем своей местности;
  • уметь использовать приборы, необходимые для изучения экологических факторов и  компонентов экосистем: термометр, барометр, гигрометр, анемометр, люксметр; дозиметр, рН-метр и другие индикационные приборы (исходя из возможностей материальной базы); бинокулярная лупа, микроскоп.  

ОБЪЯСНЯТЬ: 

  • экологические взаимодействия в  экосистемах своей местности;
  • изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием антропогенного фактора;
  • необходимость сохранения естественных экосистем своей местности;
  • зависимость здоровья человека от качества окружающей среды.

ПРОГНОЗИРОВАТЬ И ПРОЕКТИРОВАТЬ:

  • анализировать данные, полученные при изучении состояния экосистем своей местности;
  • сравнивать результаты своих исследований с литературными данными;
  • прогнозировать дальнейшие изменения экосистем своей местности;
  • планировать мероприятия, направленные на улучшение состояния экосистем местного уровня;
  • оформлять результаты исследований в виде творческих отчетов, научных сообщений, рефератов, проектов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для учителя:

  1. Учебное пособие для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений / Л.И.Шуршал, В.А. Самкова, С.И. Козленко. – М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2010 – 128 с.: цв.ил.  
  2. Экология. Живая планета: практикум: 5 класс / В.А. Самкова, Л.И. Шуршал. – М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2011. - : 64 с.
  3. Самкова В.А. Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5 – 9 классов основной школы: Концепция. Программа. Тематическое планирование. – М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2011. – 46 с.

Список литературы для учащихся:

  1. Учебное пособие для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений / Л.И.Шуршал, В.А. Самкова, С.И. Козленко. – М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2010 – 128 с.: цв.ил.
  2. Экология. Живая планета: практикум: 5 класс / В.А. Самкова, Л.И. Шуршал. – М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2011. - : 64 с.  


[1]         Панов В.И. Введение в психологию экологического сознания. — М.: Психологический институт РАО, 2000. — С.32

[2] Эту часть программы целесообразно проводить в форме полевого практикума. Содержание темы, предполагающей изучение своей местности.



Предварительный просмотр:

 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

№ урока

Дата

Тема

Новые понятия, термины

Демонстацион.опыт, лабор. и практич.работы

Домашнее задание

Примечание

Планир.

Фактич.

1

1

Введение

Общие представление о науке экология

Изучить статью на стр. 3

Глава 1. История взаимоотношений человека и природы

(5 часов)

2

1

Человек и природа в далеком прошлом: присваивающее хозяйство.

Присваивающее хозяйство

П. 1, прочитать ответить на вопросы после пар.

3

2

Переход человека к производящему хозяйству.

Примитивное скотоводство, производящее хозяйство

П. 2, прочитать, в тетради 4 вопрос стр. 13

4

3

От колесницы до самолета.

Хозяйственная деятельность человека: влияние на окружающую среду

П. 3, прочитать, сделать анализ текста стр. 19

5

4

Человек и природа в настоящем.

Прямое и косвенное воздействие человека на природу, интродукция, источники энергии (исчерпаемые и неисчерпаемые)

П. 4, прочитать, ответить на вопросы после пар.

6

5

Проект №1: «Озеленение пустыря».

Озеленение, ярусность, экологические организации

Практическая работа №1

Оформление проекта

Глава 2. Основные понятия экологии

(10 часов)

7

1

Экология: что это такое.

Экология, общая экология, прикладная экология, экология человека, социальная экология, экология города, урбоэкология

П. 5, прочитать, ответить на вопросы

8

2

Что такое экосистема

Экосистема. Экологические связи

П. 6, до стр. 40, прочитать

9

3

Что такое экосистема

Природные и искусственные экосистемы

П. 6, до конца

10

4

Что такое биосфера Земли

Биосфера

П. 7, до стр. 49

11

5

Что такое биосфера Земли

Компоненты биосферы

П. 7, до конца

12

6

Распространение живых организмов на Земле

Ледяные пустыни, тундры, хвойные, смешанные и широколиственные леса

П. 8, до стр. 58

13

7

Распространение живых организмов на Земле

Степи, пустыни, вечнозеленые леса

П.8, до конца

14

8

Среда обитания живых организмов: из чего она состоит

Среда обитания, экологические факторы

П.9, до стр. 65

15

9

Среда обитания живых организмов: из чего она состоит

Факторы неживой и живой природы, антропогенные факторы

П. 9, до конца

16

10

Экологическая игра «Мама, папа, я-экологическая семья»

Подготовка к игре

Глава 3. Сообщества и экосистемы

(12 ч)

17

1

Сообщество живых организмов.

Природные сообщества, искусственные сообщества, взаимосвязи между организмами в сообществе

П. 10, прочитать

18

2

Группы организмов в природном сообществе

Организмы: производители, потребители, разрушители.

П. 11, до стр. 83

19

3

Группы организмов в природном сообществе

«Зеленая лаборатория», биологический круговорот веществ

П. 11, до конца

20

4

Цепи и сети питания: кто кого и что ест

Пищевые связи

П. 12, до стр. 91

21

5

Цепи и сети питания: кто кого и что ест

Цепи питания: выедания, разложения, паразитические. Пищевые сети

П.12, до конца

22

6

Естественные и искусственные экосистемы (луг).

Природная экосистема, искусственная экосистема

П. 13, до стр. 99, составить пищевую цепь луга

23

7

Естественные и искусственные экосистемы (поле).

Сорняки, вредители

П. 13, до конца

24

8

Городские экосистемы

Экосистема города, компоненты городской экосистемы

П. 14, до стр. 106

25

9

Городские экосистемы

Городское население. Малые, средние и крупные города.

П.14, до конца

26

10

Проект №2: «Мое любимое дерево».

Оформление проекта

27

11

«Русь деревянная».

П. 15, прочитать, подготовить доклады

28

12

Проект №3: «Мы ждем вас, птицы!».

Изготовление скворечников

Глава 4. Край, где ты живёшь

(3 ч)

29

1

Городской округ Саранск

Посещение мусороперерабатывающего завода

Подготовить сообщения

30

2

Полезные ископаемые и погодные условия республики Мордовия.

Посещение музея минералогии, метеостанции

Отчет об экскурсии

31

3

Роль растений города в защите воздуха от загрязнения.

Подготовить сообщения

Заключение

(3 ч)

32

1

Это зависит от нас с вами.

Красная книга, экологическая культура

Стр. 120-126, прочитать, составить правила

33

2

Проект №4: «Вторая жизнь ненужных вещей».

Изготовить поделки из ненужных вещей (мусора)

34

3

Обобщение по курсу «Экология. Живая планета»

Задание на летние каникулы

Итого 34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Экология растений» 6 класс, базовый уровень

Рабочая программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования на базовом ...

Рабочая программа учебного предмета «Экология» для 10 классов (III ступень)

Рабочая программа «Экология» составлена на основе Примерной программы Экология 10 (11) классов Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника.Программа предназначена для использования в образовательном проце...

Рабочая программа учебного предмета « Природоведение. Природа неживая и живая » для 5 класса базовый уровень, Конюхова Ольга Михайловна - учитель физики

Рабочая программа учебного предмета « Природоведение. Природа неживая и живая » для 5  класса  базовый уровень, Конюхова Ольга Михайловна - учитель физики...

Рабочая программа учебного предмета «История» для учащихся 6 классов с использованием Электронного Образовательного Комплекса "Живой урок"

Аннотацияк рабочей программе по истории для 6 класса Рабочая программа по истории для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной программы...

Рабочая программа учебного предмета по социальной экологии для 10-11 класса

Данная программа ориентирует на углубленное осмысление проблем взаимоотношения человека, социальных общностей и среды обитания, формирует интерактивный уровень знания, синтезирующий достижения различн...

Рабочая программа учебного предмета «Экология растений»

Рабочая программа учебного предмета «Экология растений»  БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ...