Главные вкладки

    Формирование нравственной позиции ребенка по отношению к миру
    статья по экологии по теме

    Статья на экологическую тему

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ РЕБЕНКА

    ПО ОТНОШЕНИЮ К МИРУ

    Санина Е. М. , учитель биологии

     МБОУ №32 г. Владимира

    В современной  школе нравственно-эстетического воспитание формирует творчески активную личность, которая способна    воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное,  чтобы жить и творить по законам красоты.

    В  связи с этим на первый план выходит понятие «экологическая культура».   Экологическая культура  - решает три  проблемы: разъяснение последствий загрязнения среды, экологический подход к организации экономики и формирование экологического сознания. Но если подумать, то понимаешь, что человеку с экологическим сознанием ничего не нужно объяснять.  Нормы нравственного отношения к природе — это его внутренняя личностная потребность. Именно поэтому происходит смещение акцентов с обучения на воспитание.   Что же является  составляющей частью  экологической культуры? Это -  объекты (природа, люди и сам человек как личность), это взаимодействия между объектами, это идеи и ценности, на которые ориентируется человек и позитивные чувства, которые вызывают такие же позитивные идеи и действия. Современное  информационное общество разделило и развело в разные человека и природу. И сколько бы мы не воспитывали любовь к окружающему миру, пока человек не осознает, что этот мир и есть он сам, воспитательные моменты по отношению к личности так и останутся внешними.

    Ребенок изначально и спонтанно воспринимает природу и себя в ней с чистотой, которая взрослому не присуща.  Ребенку надо дать понять, что окружающий мир и люди в нем — зеркало, глядя в которое, он познает самого себя. Принцип зеркальности — один из самых сильных и в философии, и в психологической практике. Пользуясь им, мы способствуем росту и экологического сознания, и формированию полноценной личности, ибо самому себе нормальный человек вредить не будет. И тогда главной целью образования и воспитания станет самая важная цель — познание самого себя и воспитание человечности через природу.        

            Эстетические знания, эмоции, оценки постоянно накапливаемые учеником на уроках всех школьных курсов, соединяются в развернутый, многообразный, эстетически окрашенный образ мира. Чтобы увлечь каждого школьника,  учитывая его интересы, опираясь именно на его способности, учитель должен знать его и предложить такие формы организации которые могли бы увлечь всех. Что выбрали мы для себя:

    1. различные виды творческих работ,  которые могут быть направлены на стимулирование такой эстетической и художественно-творческой деятельности, которая воспитывает любовь к природе;
    2. ведение дневников, в которые записываются наблюдения за природой;
    3. создание  стенгазет, где  помещаются оперативные сообщения об изменениях в природе. Собственные корреспонденты стенгазеты на местах (в саду, в парке, в дендрарии  и т.д.) постоянно следят за изменениями природы и дают сообщения  в газету.  Среди корреспондентов есть  ответственные за освещение таких тем как:  изменение погоды, поведение животных, внешний вид деревьев, жизнь птиц или насекомых;
    4. соревнования на узнавание, которые  проводятся во время экскурсий в природу. Соревнования   называются: кто лучше знает названия растений и повадки животных, кто лучше знает голоса птиц, кто больше знает лекарственных растений, какие растения занесены в Красную книгу, какие дикие животные водятся в данной местности.

    Большие возможности для развития творческих способностей предоставляют  уроки изобразительного искусства, на которых могут осуществляться и межпредметные связи с уроками чтения и природоведения. Существуют виды творческой деятельности, доступной учащимся и связанной с миром звуков. Один из них - это  записи пения птиц в различное время года и суток, при разной погоде. Это способствует развитию интереса к природным объектам и наблюдательности. Записи могут стать материалом для увлекательных соревнований: кто точнее знает голоса птиц, кто быстрее угадает записанный голос. Другой вид самостоятельной творческой деятельности, связанный с миром звуков - это фантазии на тему музыкальных произведений, в программу которых авторами заложена тема природы («Времена года»  П.И. Чайковский). Фантазии школьников могут носить характер литературных работ: стихов или прозы по мотивам музыкального произведения. Так же они могут быть изобразительными. Наконец, дети могут заниматься подбором фонотеки на тему природы. В этом тоже проявится художественно-творческая активность учащихся.        

    В системе нравственно ориентированного образования дети учатся использовать законы природы и общества, учатся сочувствовать и сопереживать, овладевают умением поставить себя на место другого живого существа или предмета, им предоставляется богатый опыт в выборе нравственного пути и решения внешних и внутренних проблем. Так дети приходят к осознанному нравственному выбору, не навязанному старшими, а глубоко прочувствованному самими. А все, к чему человек пришел самостоятельно, становится его собственностью.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Степень проявления заботы по отношению к своему ребенку (тест)

    Тест позволяет определить степень проявления заботы по отношению к собственному ребенку...

    Как развить в ребенке положительное отношение к его домашним обязанностям

    Самая трудная вещь - это требование к себе. (А.С Макарекно)1. С раннего детства поручите своему ребенку быть ответственным за что-либо. Например, чтобы входная дверь перед сном была закрыта на ключ.2....

    Языковая концептуализация морально-нравственной сферы по отношению к концепту "человек" (на материале пословиц и поговорок русского и английского народов)

    Научно-исследовательская работа по лингвистике, в которой исследуется  концептуализация морально-нравственной сферы по отношению к концепту "человек"...

    «Формирование нравственной позиции учащихся в контексте возрождения этнокультурных традиций»

    Формирование нравственной позиции учащихся в контексте возрождения этнокультурных традиций...

    Педагогический проект «Формирование нравственных чувств и привычек нравственного поведения по отношению к своей матери»

    Проект направлен на создание оптимальных условий для формирования у младших школьников с ЗПР ценностного отношения, любви, привязанности  к самому родному и близкому человеку – МАМЕ....

    Статья Школа – место формирования нравственных ориентиров ребенка по отношению к семье: Назад, к традиции, или новый шаг в будущее?

    Духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся, является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. В...