Главные вкладки

    Статья по теме:
    Статья Школа – место формирования нравственных ориентиров ребенка по отношению к семье: Назад, к традиции, или новый шаг в будущее?

    Елисеева Анжела Евгеньевна

    Духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся, является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. В статье представлены формы урочной и внеурочной работы учителя истории по формиррованию нравственных ориентиров у школьников.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Школа – место формирования нравственных ориентиров ребенка по отношению к семье: Назад, к традиции, или новый шаг в будущее?

    Происходящие глобальные социально-экономические изменения в нашем обществе приводят к необходимости изменения традиционного похода в воспитательной и образовательной деятельности. Влияние нестабильности негативно сказывается на формировании духовно-нравственных отношений и гармоничном развитии личности ребёнка.

    В концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано: «Обеспечение духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской федерации. Таким образом, духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся, является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Образование призвано обеспечить принятие гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей, следования им в жизни».

    Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения внутри семьи проецируются на отношения в обществе. "И хорошее, и плохое человек получает в семье"- эти слова знакомы каждому.

    Семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации.

    Но, несмотря на то, что семья является главной средой формирования личности, она не может  создать условия для формирования всесторонне развитой, активной, творческой личности. Так и школа, с какими бы то ни было, талантливыми воспитателями,  не может , изолированно от семьи , дать качественное развитие личности.

    Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилось под сомнение. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими и сложнейшими задачами становления человека.

    Современный этап развития российского общества характеризуется стремительным ростом перемен во всех его сферах. Кардинальные социально-экономические, политические и духовно-нравственные изменения все более настойчиво подтверждают мысль о том, что наше общество вступило в качественно новое состояние, где существующие противоречия представляются весьма сложными и многообразными. Особенно заметно это проявляется в коренной ломке системы ценностей, которая в большей мере отражается в кризисе семьи и семейных отношений.

    В настоящее время изменился не только численный состав семьи, но и ее структура. Изменение «семейного климата», характера семейных отношений, в первую очередь отношений между родителями и детьми, сказалось на становлении личности ребенка.

    Школа является важнейшим социальным институтом, прямо и непосредственно осуществляющим воспитание детей и педагогическое управление семейным воспитанием. Подготовка к жизни молодого поколения приобретает новые качественные признаки, придает особую актуальность таким проблемам, как развитие индивидуальности, профориентация и профотбор; образование и самообразование; ценностные ориентации и идеалы; выявление и развитие способностей и др. Единство воспитательной деятельности школы, семьи и общественности создается целенаправленной систематической работой школы, отвечающей современным требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению.

    Одним из важнейших направлений деятельности школы как организующего центра воспитания является объединение усилий школы, семьи и общественности.

    В этой работе есть своя специфика, проявляющаяся в содержании, методах и формах деятельности. Специфика этой деятельности обусловлена следующими факторами: знанием объективных закономерностей педагогического процесса; четким представлением социальных функций школы в современных условиях; пониманием особенностей и тенденций развития современной семьи; практической подготовленностью учителя к работе с родителями, ответственностью за воспитание подрастающего поколения.

    В работах известного педагога В. А. Сухомлинского широко используется понятие "школьно-семейное воспитание". По его мнению, воспитание не может рассматриваться или как школьное, или как семейное, так как личность ребенка едина и процесс ее формирования носит целостный характер, и в этом целостном процессе воспитания школе принадлежит ведущая роль.

    Школа расширяет и развивает воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение, контролирует и направляет семейное воспитание, организует и направляет деятельность общественных и внешкольных организаций на активное участие, помощь семье и школе, координирует их действия. Система работы руководителя школы, классного руководителя, учителя-предметника складывается годами путем отбора самых рациональных форм и методов, она должна отвечать ряду требований, обеспечивающих успех в работе.

    Предлагаю некоторые формы из опыта моей работы как учителя-предметника:

    В курсе истории и обществознания есть темы, по которым можно давать задания для всей семьи. Так при изучении в 5 классе темы «Помощницы истории » ребятам предлагается создать герб и девиз семьи, составить генеалогическое древо. И без помощи родителей выполнить это задание сложно.

    При изучении тем «Семья», «Человек в социальном измерении» по обществознанию в 5-6 классах предлагаю сделать работы по описанию семейных реликвий, провести исследовательскую работу «Игры моей бабушки (моего дедушки)». При подготовке данных заданий ребята общаются со своими бабушками и дедушками, родителями, узнают, какие были игры в детские годы их родственников, пропускают историю через себя. После защиты работы ученицей 6 класса Орловой Екатерины девочки в классе были увлечены игрой в «резиночку».  

    При изучении темы в 7-8 классах по обществознанию «Человек в экономических отношениях» выполняли задание по составлению семейного бюджета, готовили рекомендации, как быть рачительным хозяином. Родители активно помогали при выполнении заданий.

    В 9 -11 классах изучая историю Великой Отечественной войны, учащиеся проводят исследование «История моей семьи в годы Великой Отечественной войны». Когда мы начали проведение конференций по этой теме в 2006 году многие ребята отказывались рассказывать о своей семье, считая информацию очень личной. Работая с родителями, мы старались быть деликатными, разъясняя как важно знать историю своей страны, своей семьи. Теперь родители приходят к нам на конференции, помогают в сборе информации.

    Собранные материалы о семьях наших учеников в ходе проведения конференций позволили нам выступить с инициативой создания школьного музея.

    В 2011 году в ГБОУ гимназия №271 появился свой школьный музей, названный музеем «Встречи. События. Судьбы». Родители не только поддержали, но и стали активно участвовать в создании фондов музея. Было передано на хранение большое количество семейных реликвий, фотографий, писем, газет, нагрудных знаков, предметов быта. По своему профилю наш музей – историко-краеведческий. Музей имеет свою гостевую книгу, где каждый желающий может оставить автограф и сказать слова благодарности. Родители часто посещают наш музей.

    Школьный музей обеспечивает единство учебной и внеучебной работы семьи и школы по формированию духовности, патриотизма, гражданственности учащихся.

    В заключение приведу слова российского педагога Владимира Абрамовича Караковского:

    «Без памяти - нет истории,

    Без истории - нет культуры,

    Без культуры - нет духовности,

    Без духовности - нет воспитания,

    Без воспитания - нет Человека,

    Без человека - нет Народа»

    Опираясь на традиции, сохраняя память о прошлом, строя партнёрские отношения с семьёй мы двигаемся в будущее!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование нравственных ориентиров и основ правовой культуры на уроках истории, обществознания и внеклассной работе.

    Формирование нравственных ориентиров и основ правовой культуры на уроках истории, обществознания и внеклассной работе. ...

    «Интеграция музея в систему непрерывного образования, воздействуя на интеллектуальную, нравственную и эмоциональную сферу личности, стимулируя формирование ценностного отношения к прошлому, настоящему, к национально-культурным традициям и современнос

    В  силу своего назначения – это учебный (историко-памятный) музей машиностроительного отделения ГБОУ СПО «Шадринский политехнический колледж» способен играть большую роль в нравственно-эстетиче...

    "Формирование нравственно- смыслового отношения современного школьника к собственному образованию и саморазвитию" ( из опыта работы классного руководителя 7 "А" класса МОУ СШ №44 г.Волгограда)

    Организация предметного информационного пространства. Обучающийся должен иметь возможность выбора инфомационного поля, сферы приложения своих способностей и диапазона средств обучения....

    Педагогический проект «Формирование нравственных чувств и привычек нравственного поведения по отношению к своей матери»

    Проект направлен на создание оптимальных условий для формирования у младших школьников с ЗПР ценностного отношения, любви, привязанности  к самому родному и близкому человеку – МАМЕ....

    Рабочая программа для 5-6 классов разработана на основе программы формирования психологического здоровья средних школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011) и является продолжением программ занятий с младшими школьниками.

    Рабочая программа для 5-6 классов разработана на основе программы формирования психологического здоровья средних школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011) и явл...