Главные вкладки

    Статья "Совместная деятельность семьи и школы по формированию нравственности"
    статья по теме

    Корепина Елена Николаевна

    Направления и формы совместной деятельности семьи и школы по формированию нравственности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕМЬ И ШКОЛЫ

    ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ

    Человек за свою жизнь проходит через большое количество коллективов. Каждый из них оставляет свой след в душе, оказывает большее или меньшее влияние на личность. В одних коллективах человек находится продолжительное время, а значит, и влияние при этом испытывает сильное: школа, трудовой коллектив. Влияние других непродолжительное или незначительно – такими может оказаться отряд в летнем лагере, спортивная секция. И лишь один коллектив – семья – влияет на нас всю жизнь.

    Если обратиться к истории, то в дореволюционной Росси ответственность за воспитание и образование детей полностью лежала на родителях, т.е. преобладало семейное воспитание. Был высок авторитет родителей, сильны семейные традиции. Каждая семья стремилась дать детям достойное образование и привить высокие нравственные идеалы.

    В послереволюционное время всю ответственность за воспитание детей взяло на себя государство. Лозунгом того времени было «Все взрослое население работает на государство, а государство проявляет заботу и воспитывает детей». Появляются детские сады, школы, интернаты и т.д. Государство ставило своей целью воспитать человека-гражданина. Как следствие  - высокий уровень патриотизма. Героизм людей во время Великой Отечественной войны – результат такого воспитания государства. Но, был и отрицательный момент, в этот период  семья постепенно перекладывает ответственность на государство, на общество по воспитанию детей.

            В период перестройки государство утратило свою авторитарность и в этот плане воспитания. Идеалы были разрушены, создался вакуум: общество с себя снимает ответственность, а семья не готова взять в полном объеме на себя воспитание детей.

    Неотъемлемой частью воспитания является нравственность.

    Необходимо разграничивать такие понятия, как мораль и нравственность. «Словарь русского языка» слово МОРАЛЬ толкует как совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу и подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта, а НРАВСТВЕННОСТЬ – это внутренняя духовная жизнь человека и его убеждения.
    Моральная позиция человека сама по себе есть лишь исполнение правил хорошего тона. Это и глубоко безнравственному, но неглупому человеку вполне по силам.
    Наши предки всегда восторгались силой воли, твёрдостью характера, величием духа человека. И грубость в чести никогда не была.
    А сейчас грубость стала, чуть ли не нормой.

    Мы – единственная страна в мире, у которой в словаре нет формы вежливого обращения к незнакомому человеку. «Девушка», «женщина», «мужчина» – вот наши формы обращения, по половому признаку...

    Перед нравственным человеком никогда не может возникнуть проблемы, как поступить в том или ином случае, что сказать, как сказать и даже как промолчать. Его внутренний стержень, его совесть не позволят совершить подлость, бестактность. Следовательно, наиглавнейшей задачей воспитателей всех рангов и всех ступеней должна стать задача закладки нравственного фундамента.

    Кому этим заниматься? 

    Школе?
    Она заботится в первую очередь о знаниях. И только уроков литературы далеко не достаточно для решения этой задачи. Кроме того, форма экзамена в форме ЕГЭ вовсе не предполагает умения много и долго размышлять на тему нравственности и морали. Идёт натаскивание на умение в тесте выделить нужный пункт и набрать нужное количество баллов, чтобы получить аттестат. Это на общем фоне разговоров о следованиях принципам здоровьесберегающих технологий нагнетается атмосфера страха перед непривычным и жёстким испытанием. А за всем стоят дети, и им непросто.

    Семье? Но когда, если родители  видит своего ребенка считанные часы? Да и многие родители, к сожалению, видят свою задачу, свою главную цель не в том, чтобы воспитать обществу Гражданина, глубоко нравственную личность, а в том, чтобы любыми средствами облегчить будущему гражданину существование в обществе.

    Мне кажется, это общая задача всех нас – и семьи, и школы, и каждого отдельно взятого человека – воспитание отрицательного отношения к негативным проявлениям нашего сосуществования, привитие нравственных норм и словом, и делом, и собственным примером.

            Взаимоотношения с родителями в нашей школе  строятся на основе сотрудничества и партнерства: не поучать, а советоваться, размышлять вместе с ними, договариваться о совместных действиях.

    Направления совместной работы:

    1. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

    В этом направлении используются следующие формы работы:

    - Тематические консультации.

    - Родительские собрания.

     Главная задача, которых  в просвещении родителей, повышении их компетентности и активности в формировании личности ребенка, а также в создании  в коллективе  детей и родителей атмосферы  добра,  взаимопонимания и доверия.

    1. Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.

    Форм работы: вовлечение родителей  в школьное самоуправление: (Управляющий совет школы  и родительский комитет).

    1. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

    Остановлюсь на воспитательном процессе.

    Многообразны формы сотворчества родителей и учащихся в процессе подготовки и проведения массовых внеурочных мероприятий. Родители выступают в роли помощников в написании сценариев (Новый год), в изготовлении костюмов, в качестве актеров в школьных спектаклях, в роли аккомпаниаторов, вокалистов, танцоров, чтецов.; участников и организаторов благотворительных акций, ярмарок, экскурсий,  и т.д.

    Современная семья имеет большой интеллектуальный потенциал, и наша задача - привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами.

    Интереснее проходят конкурсы, викторины, игры, если в них наряду со школьниками участвуют родители. Родители - эрудиты усиливают  интеллектуальный и эмоциональный фон и подготовительного этапа, и самого соревнования.
    Подросткам и старшеклассникам полезно ощущать поддержку отца или матери в совместном познавательном или спортивном состязании.

    «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиции», говорил А.С. Макаренко. С полной ответственностью можно сказать, что в нашей школе существуют традиции сотрудничества, сотворчества педагогов и родителей. Успешность деятельности школьного коллектива заключается в том, что, не теряя старые традиции, появляются  новые. Одной из новых традиций стало

     проведение семейных праздников и  фестивалей («Фестиваль профессий»,

     « Фестиваль национальных культур»).

             Считаю, что общие дела и интересы школы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка. Восприимчивые души детей являются благодатной почвой, способной взрастить семена знаний, добра, нравственности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья: СЕМЬЯ И ШКОЛА - СОЮЗ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ

    Статьи о  духовном и нравственном здоровье детей...

    Родительское собрание на тему"«Единство семьи и школы в воспитании нравственных качеств личности».

    Родительское собрание на протяжении многих лет остаётся одной из наиболее распространённых форм работы классного руководителя с родителями. Здесь решаются вопросы, касающиеся обучения и воспитания дет...

    «СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ»

    Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средст...

    Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения

    Духовно-нравственное воспитание в современном мире является одним из важнейших направлений в деятельности семьи и школы. Только совместная деятельность этих общественных институтов может принест...

    Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании школьника

    Презентация об основных особенностях, способах и целях взаимодействия семьи и школы в духовно-нравственном воспитании школьника....

    Особенности подросткового возраста. Роль семьи и школы в воспитании нравственных качеств подростков.

    Подростковый возраста-трудный период психического развития он труден для самого подростка, он труден и при работе сним. Клубок внутренних противоречий этого возраста, особенно остро проявляющихся...

    Статья Школа – место формирования нравственных ориентиров ребенка по отношению к семье: Назад, к традиции, или новый шаг в будущее?

    Духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся, является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. В...