Главные вкладки

    Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения
    статья на тему

    Коршунова Марина Сергеевна

     Духовно-нравственное воспитание в современном мире является одним из важнейших направлений в деятельности семьи и школы. Только совместная деятельность этих общественных институтов может принести плоды успеха.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

    КОРШУНОВА М.С.

    МБОУ ДИВЕЕВСКАЯ СОШ, с. ДИВЕЕВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

    Сегодня много говорится о модернизации образования. Это означает не только повышение качества обучения, но и усложнение воспитательных задач школы. При этом самой важной была и остается задача духовно- нравственного воспитания, связанного с формированием  внутреннего мира человека.

    Явления, происходящие сегодня в обществе, государстве, школе, понимание личной свободы как вседозволенности приводят к тому, что нравственные приоритеты теряют свою значимость и привлекательность. Мир взрослых диктует свои правила, порой жесткие и злые, в нем непросто быть и остаться человеком.  Стремительно меняются общественные устои, происходит смена ценностных ориентиров,  ломаются привычные формы сознания и образа жизни,  а это значительно осложняет критерии духовного выбора. Если человек прошлого был в известной степени защищен от многих нравственных ошибок рамками среды или  сословия, то сейчас все возрастающая ответственность ложится непосредственно на личность.

    В настоящее время проблема духовно – нравственного обновления российского общества  имеет государственное значение. В этих условиях неимоверно возрастает роль семьи и школы, которые должны служить источниками духовных ориентиров и помочь человеку найти свое достойное место в современном обществе. В свою очередь, только духовные основы  способны стать тем незыблемым фундаментом, на котором семья и школа смогут выстоять в ХХI в. Сами собой тогда отпадут недостатки нравственного, сексуального, экономического и трудового воспитания.  Идеальную формулу успеха, на мой взгляд, дает доктор педагогических наук В.А. Караковский:

    Без памяти – нет истории,

    Без   истории – нет культуры,

    Без культуры – нет духовности,

    Без духовности – нет воспитания,

    Без воспитания – нет Человека,

    Без человека – нет Народа.[1]

    Основы духовно – нравственного воспитания лежат в семье, в ее традициях и устоях. Именно в ней у детей с малых лет формируются такие качества  как доброта, любовь, совесть. Только в семье человек может быть по-настоящему счастлив. В семейном тепле раскрывается мир духовных ценностей, созревает личность. Если в семье господствует культ любви и добра,  взаимного уважения, то она – носитель и хранитель духовности.

    Прививать детям стремление к добру и верности, самоотверженности и бескорыстию, милосердию и состраданию вместе с семьей должна школа. Особенно это становится актуальным, когда родители самоустраняются от воспитания детей или подают им плохой пример для подражания. Тогда вся ответственность за судьбу ребенка целиком ложиться на плечи педагогов, которые должны осознать свою культурную и историческую миссию.

    Главной фигурой в воспитании школьника наряду с родителями является классный руководитель. Находясь, порой, ближе всех к ребенку, нуждающемуся во внимании и участии взрослых, он существенно  влияет на отношение его воспитанника к Миру, к Человеку, к Себе,  что составляет суть нравственного воспитания. В арсенале любого педагога существует множество методов воздействия на ученический коллектив для приобщения его к общечеловеческим ценностям. В своей работе я использую беседы о духовных традициях русской семьи, милосердии и  добре,  верности и долге, подвиге и славе. На мой взгляд, большую нравственную ценность имеют  беседы об  Александре Невском, Дмитрии Донском, Сергии Радонежском, чья жизнь и нравственный подвиг являются путеводной звездой для многих поколений людей. В решении проблем духовно-нравственного воспитания нельзя обойти и имя Преподобного Серафима Саровского, чьи мощи покоятся в Дивеевском Свято-Троицком монастыре.  Я организую экскурсии по местам, связанным с  жизнью Святого старца, чье имя известно во всем мире. Дивеево является духовным центром не только Нижегородского края, но и всей России. Учащиеся нашей школы имеют возможность ежедневно прикасаться к тем культурно – историческим и духовно – нравственным традициям, которые привлекают сюда людей со всего мира. Это воспитывает у детей чувство гордости за свою малую родину,  стремление  сделать свое село чище и красивее, быть вежливыми и терпимыми.

    На мой взгляд, значительную роль в духовно - нравственном  воспитании подрастающего поколения играют учителя, преподающие предметы обществоведческого цикла. Наши дети растут в зоне социального риска, т.к. на их глазах уничтожается  и переделывается история. Поэтому так важна проблема исторической памяти. На уроках истории дети учатся с уважением относиться к прошлому, воспитываются на примерах доблестного и бескорыстного  служения Отечеству, извлекают уроки из ошибок, допущенных предшествующими поколениями. А.С.Пушкин говорил, что «… неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности».  На плечи учителя ложится неимоверно сложная задача сделать историческую память четкой и справедливой,  использовать любую возможность, чтобы укрепить в растущей душе веру в добро, справедливость, не приукрашивая и не фальшивя. Только так можно воспитать детей патриотами и настоящими гражданами России.

    На уроках обществознания дети учатся правильно строить взаимоотношения со сверстниками  и взрослыми, соблюдать правила поведения, принятые в обществе, постигать основы морали и нравственности. Все это помогает ребенку стать личностью и прожить жизнь с пользой не только для себя, но и для окружающих. На уроках учащиеся убеждаются, что причины преступности имеют не только социальные, но и  психологические корни. Если  нарушать нормы морали, пренебрежительно относиться к учебе и знаниям, бесцельно проводить время,  ставить на первый план материальные ценности, то это приведет к формированию бездуховности, признаками которой являются зависть и жадность, ведущие к свершению правонарушений.

        Нормы  морали, принятые в обществе, удивительным образом перекликаются

    с важнейшими христианскими заповедями. Ориентация на эти высокие нравственные ценности позволяет ребенку выжить и остаться Человеком в нашем жестоком мире, в обществе потребления и аморализма. Поэтому с малых лет человека нужно приучать к соблюдению этих вечных христианских истин, составляющих основу духовно-нравственного воспитания.  Интересной формой работы, которую я использую  на уроках,   является методика  неоконченных  предложений: «Добро – это…», «Зло – это …», «Быть нравственным – это значит …», «Настоящий гражданин – это…» и другие.  Это помогает ребенку задуматься об окружающем его мире и людях, найти те ценности, которые поведут его в правильном направлении.  Таким образом,  уроки – классные часы сблизили два процесса – обучение и воспитание, создав единое поле  нравственного образования. Педагогам не следует забывать, что в сознании ребенка откладываются не только приобретенные на уроке знания, но и поведение учителя, его жесты, манера одеваться и разговаривать. И только при умелой организации и учебной, и внеурочной  деятельности у учащихся формируются основы нравственного поведения, культуры, мышления.

    Настоящее – это связующее звено между прошлым и будущим, между традициями и новациями.  Каким будет наше будущее,  зависит от тех, кто сегодня сидит за школьными партами. И если педагогам, семье и общественности  удастся привить подрастающему поколению духовно – нравственные ценности, решить задачи гражданско-патриотического воспитания, то можно будет с уверенность сказать, что наше будущее,  судьба Отечества в надежных руках.  Дети должны любить свою Родину, историческое прошлое нашей страны, каким бы тяжелым  и противоречивым оно ни было. Образцом такого отношения  могут стать слова великого русского поэта А.С.Пушкина: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы  переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков». Традиционные ценности, которые складывались на протяжении веков, являются жизненным духом народа, определяют его прошлое, настоящее и будущее.

         Список использованной литературы:

    1. Подласый И.П. Педагогика. Учебник – М.: Высшее образование, 2007г, с.384-414.
    2. Аскарова Г.Б. Религиозно - этическое просвещение учащихся в светской  школе. – ж. Педагогика, № 1, 2005г, с. 37-44.
    3. Чернилевский Д.В., Петракова Т.И. Духовные и нравственные ценности детей и молодежи. -  ж. Педагогика, № 3, 2004г., с. 103-108.
    4. Петракова Т.И. Сердечность воспитания. – ж. Педагогика, № 7, 2004г., с. 34-38.
    5. Караковский В.А. Воспитание в школе будущего – общие подходы и проблемы. – ж.  Классный руководитель, № 5. 2008г., с. 121-125.
    6. Багашев А. Духовно-нравственное воспитание молодежи – ж. Воспитание школьников, № 9, 2008г. с. 10-13.
    7. Игумен Тихон (Полянский). О воспитании  духовных ценностей в семье –  ж. Воспитание школьников,  № 10, 2008г. с. 14-15.

    8. Зимина А.И. Организация работы классного руководителя в 8-10 классах –

               ж. Классный руководитель. № 6, 2007г., с. 5-92.


    [1] Ж. «Классный руководитель», № 5, 2008г., с. 123


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья: СЕМЬЯ И ШКОЛА - СОЮЗ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ

    Статьи о  духовном и нравственном здоровье детей...

    Взаимодействие общего и дополнительного образования в процессе воспитания подрастающего поколения.

    Все мы сознаем необходимость и важность общего образования, но не всегда признаем, что дополнительное образование – это важная составляющая в образовательного процесса в целом. Ведь именно в дополните...

    Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании школьника

    Презентация об основных особенностях, способах и целях взаимодействия семьи и школы в духовно-нравственном воспитании школьника....

    Программа по воспитательной работе «Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании учащихся»

    Программа по воспитательной работе«Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании учащихся»Составила: Салчак Снежана Степановна, классный руководитель 6 класса Сроки реализации пр...

    Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании учащихся.

    Работа представляет собой статью, в которой рассматриваются современные проблемы духовно-нравственного воспитания детей, формы и методы взаимодействия и  сотрудничества педагогов, учащихся и роди...

    Роль социального партнёрство школы и библиотеки в воспитании подрастающего поколения в соответствии с требованиями ФГОС

    В статье представлен опыт социального партнёрства школы и детской библиотеки, а также описана роль социального партнёрства в воспитательной работе образовательной организации в соответствии с требован...

    История казачества как фактор духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения

    Актуальность данной темы заключается в том, что резкое ухудшение духовно-нравственной обстановки в обществе, постепенная утрата традиционно российского патриотического сознания, истинного значения пон...