Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании учащихся.
статья по теме

Басова Галина Константиновна

Работа представляет собой статью, в которой рассматриваются современные проблемы духовно-нравственного воспитания детей, формы и методы взаимодействия и  сотрудничества педагогов, учащихся и родителей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Басова Галина Константиновна

учитель географии и истории

МОУ «Кукмаринская основная

 общеобразовательная школа»

Советского района РМЭ

Взаимодействие семьи и школы

в духовно-нравственном воспитании учащихся.

Воспитание духовно-нравственных устоев в семье является частью широкого процесса воспитания, участником которого  обязательно является образовательное учреждение. Именно школа призвана быть активным участником семейного воспитания школьников. Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса.

Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение.

Первые уроки нравственности дети получают в семье. Именно семья является первым важным социальным институтом на пути нравственного становления личности. Всё лучшее закладывается в семье: дети впитывают все жизненные впечатления и жизненный опыт получают вместе с любовью матери и её поддержкой, с отцовским уважением.  

 Именно в семье происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. 

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника. Поэтому в нашей работе мы ставим следующие цели:

- воспитание гражданско-патриотических чувств;

- содействие духовному возрождению нынешнего поколения путем приобщения к православным и народным традициям;

- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

- формирование ценного отношения к здоровью;

- воспитание бережного отношения к природе, окружающей среде;

- приобщение к духовным ценностям через художественную литературу, изобразительное искусство, музыку.

Учитель должен максимально сблизить интересы родителей и учителей по формированию развитой личности.

При работе с родителями реализуются следующие задачи:

- организация психолого-педагогического просвещения родителей;

- вовлечение родителей в организацию внешкольной и внеклассной работы с детьми;

-создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников образовательного процесса – педагогов, детей и родителей.

В работе с педагогами решаются задачи:

— формирование понимания значимости сотрудничества школы с семьей, роли педагогов в установлении гуманных взаимоуважительных отношений между родителями и детьми;

— формирование у педагогов потребности и умения решать проблемы каждого ребенка на основе совместного заинтересованного диалога с родителями;

— освоение педагогами способов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями, форм организации совместной деятельности родителей и детей. 

Ожидаемые результаты:

-         использование возможности семьи, формирование и развитие у детей и молодежи личностных качеств труженика, творческого человека, способного разумно мыслить и целесообразно действовать в новых условиях.

- родители являются живым примером для своих детей и именно их усилия и старания формируют у детей уважительное отношение к семейным обязанностям, осознание национальных традиций.

Усиление воспитательной функции образовательного учреждения невозможно без совершенствования содержания форм и методов взаимодействия сотрудничества детей и взрослых.  Мы считаем, очень важно для воспитания духовно богатой личности ребёнка правильно построенное семейное воспитание, основой которого должны стать уважительное отношение друг к другу всех членов семьи, доверие и любовь, соблюдение семейных традиций, знание своей родословной, почитание родителей, своих предков.

Современные  родители  не всегда могут оказать правильное воздействие на формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка, и школа, обладающая педагогическими знаниями и большим опытом в области воспитания, должна оказывать родителям в этом помощь и поддержку. В связи с этим значительное место в нашей деятельности  занимает просветительская работа с родителями.

Для этого мы используем такие формы работы с родителями:

- индивидуальные консультации;

- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

- экскурсии  по родному краю;

- совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

- помощь родителей учителю в организации и подготовке праздников;

- один раз в четверть проводится родительское собрание.

Совершенствование межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций (например, традиционный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», «Праздник Урожая», театральные постановки ко дню учителя и дню мамы и т.д.).

Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных экологических акций, написания заметок в районную газету «Вестник района», освещения внеклассных и внешкольных мероприятий на сайте школы.

Взаимодействие учителей, учащихся и их родителей можно увидеть в следующих направлениях:

- В качестве приоритетных выступают формы неопосредованного взаимодействия с семьей: индивидуальные встречи (в школе, посещение семей на дому), беседы, педагогическая поддержка родителей, помощь в решении проблем в воспитании детей.

- Адресная помощь семьям «группы риска» оказывается на заседаниях административного совета педагогической поддержки учащихся. Цель деятельности совета - воспитательно-профилактическая работа с учащимися и их родителями.

- Деятельность совета, направленная на организацию активного сотрудничества школьной администрации, педагогов, учеников, родителей, создает в школе определенный этический климат заботы о тех детях, которые в ней больше всего нуждаются.

В результате такого взаимодействия семьи и школы у ребят повышается интерес к истории и культуре родного края, расширяется их культурный кругозор. Они приобретают возможность реализовать свои творческие способности, становятся более активными, участвуют в общешкольных мероприятиях, что способствует сплочению детского коллектива. Однако необходимо помнить, что духовность невозможно воспитать определённым количеством проведённых мероприятий. 

 Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Несмотря на это, процесс должен идти постоянно, но без насилия, руководствуясь принципом “не навреди” и обязательно в тесном взаимодействии семьи и школы. Поэтому, чтобы заложить в души учеников высокие принципы, учителю нужны не только теоретические знания, сама его жизнь должна быть построена на тех же самых принципах.

В заключении хотелось бы сказать, наша школа – не только место, где учатся дети. Здесь дети живут яркой, творческой, полноценной жизнью. Ведь у каждого ребенка есть способности и таланты. Деятельность учащихся, ее содержание, общение, отношение детей и взрослых – естественная среда, в которой формируется нравственный и духовный облик растущего человека. Для этого жизнь детей нашей школы, наполненная разнообразными делами,  организована так, чтобы каждый ребенок нашел свое дело по душе, пережил радость творческой удачи.

   

Литература:

 1. Данелюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011.

2. Ильин И.А. Путь духовного обновления/ Ильин И.А. Путь к очевидности. – М.: Республика, 1993.

3. Храмова Н.Г., Алексеева Г.Г., Сараева А.А., Алтушкина Т.А. Культура семьи: Учебное пособие. – Москва. – 2009.

4. Акутина С.П. Педагогические условия эффективного взаимодействия семьи и школы по воспитанию духовно – нравственных ценностей у старшеклассников // Образование и общество. №1, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и школы в вопросах воспитания и обучения.

Одним из важных направлений  в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали,...

Педагогическая статья "Взаимодействие семьи и школы в совместном творчестве учащихся, родителей и учителя"

Считаю, что школа должна дружить с семьёй так, чтобы был постоянный обмен педагогическими открытиями.  В нашем деле нет мелочей, и именно малое подчас мешает созидать великое. Поэтому объясняю ро...

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...

Взаимодействие семьи и школы. Стили семейного воспитания

Материал для педагогов, классных руководителей о конструктивном взаимодействии с семьей учащегося...

Взаимодействие семьи и школы в вопросах воспитания и обучения

Статья расскрывает проблемы и возможности взаимодействия семьи и школы в вопросах воспитания, обучения, организации совместной деятельности классного руководителя, детей и их родителей....

Взаимодействие семьи и школы в нравственном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

Нравственное воспитание  молодёжи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества.Становление личности ребенка  с ОВЗ связано с формирова...