«Взаимодействие семьи и школы в профориентационном воспитании ученика».
статья (8 класс) по теме

Карпенко Ирина Васильевна

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_10.01.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ.

«Взаимодействие семьи и школы в профориентационном воспитании ученика».

   (СЛАЙД 1 - заголовок) В нынешнем учебном году мы являемся классными руководителями 8-х классов. Конечно, всем здесь присутствующим не понаслышке известны трудности этого возраста – своеобразного пика подростковых проблем. Если говорить очень обще, то подросток, с одной стороны, всё более осознанно воспринимает себя как индивидуальность, самостоятельную личность – и, подчёркивая ценность для себя этого обретения, порой резко, демонстративно отдаляется от семьи и школы, даже противопоставляет себя этим главным фундаментам своей детской жизни; с другой же стороны, в силу неустойчивости личностных качеств, несформированности мировоззрения он как никогда нуждается в мудрой поддержке, понимании и совете опытного человека, поэтому укрепление связей с родителями, школьными учителями, уважительное и доверительное общение с ними является для становления взрослеющего ребёнка очень важной помощью.

   Вот почему тему самообразования классных руководителей на 2012-13 учебный год мы сформулировали так: «Взаимодействие семейных и школьных традиций как основа нравственного, гражданского и культурного воспитания учащихся».

   (СЛАЙД 2 – фото 8 А) Понимая необходимость укрепления на данном сложном этапе отношений внутри триады «СЕМЬЯ – ПОДРОСТОК – ШКОЛА» и осознавая, что укрепление это для ребёнка должно  естественно вписываться в круг его нынешних потребностей и интересов, в первом полугодии мы попытались опереться на начальные попытки профессиональной самоидентификации наших учеников.  Им уже ясно, насколько важен правильный выбор профессии для социальной значимости личности. Поэтому в ходе обсуждения с классными коллективами нами были намечены и частично осуществлены следующие мероприятия:

- посещение профориентационных выставок;

- создание сочинения «Профессии моей семьи» на основе совместной семейной подготовки;

- классные часы «Профессии моих родителей».

   Итак, о посещении профориентационных мероприятий. Сначала, в октябре, учащиеся 8-х классов побывали в пожарном депо (СЛАЙД 3 – 8 «Б» в депо) – большое спасибо за эту инициативу Ирине Алексеевне Устимовой, которая в рамках предмета ОБЖ, получается, органично вписалась в наши замыслы. Затем мы посетили библиотеку № 237 , где ребята могли познакомиться с представителями средних профессиональных учебных заведений, работающих в нашем районе, пройти профориентационные тесты, получить индивидуальную консультацию психолога. (СЛАЙД 4 – вход в Гостиный двор или девочки на Крас ной площади) На осенних каникулах оба класса вместе побывали в Гостином дворе на международной выставке «Образование и карьера»: (СЛАЙД 5 – выставка «Образование и карьера») в течение нескольких часов наши ученики с большим интересом «путешествовали» по стендам отечественных и зарубежных средних и высших учебных заведений, узнавали о возможностях поступления, подготовительных курсах, льготах – то есть намечали для себя варианты будущего самоопределения. 

   

   Работа над сочинениями «Профессии моей семьи» предполагала два этапа подготовки – самостоятельный, в школе, и общий семейный, дома. Для осуществления нашей задумки были составлены вспомогательные вопросы по теме, которые дети получили на классном часе. (СЛАЙД 6, 7 – выборочно читаем вопросы: 1, 2, 4 + 2, 5) Знакомясь с этими вопросами на занятии, обсуждая их, почти все ребята с удивлением поняли, что многого не знают о жизни своих родителей – и об их юности, выборе профессии, поисках в этой области, и о сущности их нынешней профессиональной деятельности. А ведь ответы на эти вопросы, по сути, выводят на темы более общие, мировоззренческие: что является для человека значимым, чему он готов посвятить жизнь, что может и должен отдавать семье, обществу, Отечеству. Мы посоветовали ученикам обсудить заданные вопросы в семье – на это было дано несколько дней, а результатом состоявшихся бесед стали, во-первых, сочинения с размышлениями ребят о возможностях своей будущей жизни, а во-вторых – во всяком случае, мы на это надеемся – развитие интереса подростков к истории своей семьи, к семейным традициям, к совместному обсуждению фундаментальных жизненных ценностей.  (СЛАЙД 8, 9, 10, 11)

   Очень интересным  получился классный час в 8 классе «Б», на котором ребята увлечённо рассказывали о профессиях своих родителей.

   Например, Никита Скачок принёс дембельский альбом отца, который ребята рассматривали с большим интересом. (СЛАЙД 12) По рисункам и фотографиям можно было понять, что Сергей Александрович, отец Никиты, в армии был связан с поварским делом. Всем было любопытно узнать, что и как там готовили, каким был рацион солдат.  (СЛАЙД 13, 14) Но армейскую профессию Сергей Александрович не оставил и после возвращения из армии: получил образование и продолжил работать поваром. Любовь к своему делу он передал сыну: Никита собирается поступать в технологический техникум и стать, как он написал в своём сочинении, лучшим кулинаром.

   Буквально затаив дыхание все мы слушали рассказ Димы Хасанова о том, как его отец, находясь на службе в армии, вызвался в числе добровольцев тушить пожар на четвёртом энергоблоке Чернобыльской АЭС.  

    Во втором полугодии работа на классных часах будет продолжена: есть договорённость с отцами двух учеников 8 класса «А», которые готовы прийти в школу и рассказать одноклассникам сыновей о своей работе, – это хирург, заведующий реанимацией Виктор Станиславович Суряхин и трудящийся в системе ФСБ Вадим Тадеушевич Пашенько.

   В этом полугодии нам предстоит подготовка открытого мероприятия с предварительным названием «История семьи в письмах». Думаем, основным материалом для работы станут всё-таки исторические документы – свидетельства о жизни известных семей, судьбы которых могут не просто заинтересовать, но и стать примерами высокой нравственности, активной гражданственности и патриотизма. Но в рамках этой работы мы хотим попробовать обратиться и к семейным историям наших ребят. Понятно, что здесь требуются очень осторожные, деликатные, бережные подходы, и пока мы только ищем способы осуществления этого замысла.

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и школы в вопросах воспитания и обучения.

Одним из важных направлений  в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали,...

Взаимодействие семьи и школы. Стили семейного воспитания

Материал для педагогов, классных руководителей о конструктивном взаимодействии с семьей учащегося...

Педсовет . Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы.

Педсовет на тему "Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы"...

Взаимодействие семьи и школы в вопросах воспитания и обучения

Статья расскрывает проблемы и возможности взаимодействия семьи и школы в вопросах воспитания, обучения, организации совместной деятельности классного руководителя, детей и их родителей....

Взаимодействие семьи и школы в нравственном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

Нравственное воспитание  молодёжи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества.Становление личности ребенка  с ОВЗ связано с формирова...

Выступление на ШМО классных руководителей Тема выступления: «Влияние семьи на становление личности. Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы»

Стили семейного воспитания, их плюсы и минусы. Педагогическое взаимодействие школы и семьи, главное условие. Направления работы педагога с родителями....

"Взаимодействие семьи и школы: аспекты нравственного воспитания"

quot;Взаимодействие семьи и школы: аспекты нравственного воспитания"...