Роль социального партнёрство школы и библиотеки в воспитании подрастающего поколения в соответствии с требованиями ФГОС
статья на тему

Геворкова Татьяна Ивановна

В статье представлен опыт социального партнёрства школы и детской библиотеки, а также описана роль социального партнёрства в воспитательной работе образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._sotsialnoe_partnyorstvo.docx165.08 КБ

Предварительный просмотр:

Роль социального партнёрство школы и библиотеки в воспитании подрастающего поколения в соответствии с требованиями ФГОС

ФГОС второго поколения предъявляет высокие требования не только  к образованию личности, но и к её воспитанию. Лев Николаевич Толстой ещё в 19 века говорил о неразрывной связи двух этих процессов в развитии личности: «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно”.

Из перечня  требований ФГОС ООО к результатам воспитания обучающегося можно выделить  аспекты, реализовать которые крайне сложно только в рамках образовательной организации. Например:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  •  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  •  формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  •  освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  •  формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  •  развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Для решения поставленных задач школа ищет пути решения за пределами своего пространства. В подобных направлениях эффективно работает механизм совместной деятельности образовательного учреждения с другими организациями, социальное партнёрство.

Социальное партнёрство – это равноправная, долгосрочная и взаимовыгодная деятельность двух или нескольких сторон, разделяющих и стремящихся решить социальную проблему общества на основе двустороннего или многостороннего договора, соглашения о социальном партнёрстве.

Социальное партнерство в образовании – важнейшее звено в социализации обучающихся. Современная школа находится в условиях, когда без установления социального партнерства невозможно выжить и развиваться. Школа становится открытой системой, расширяющей сотрудничество с различными социальными институтами.

Одним из ключевых партнёров образовательной организации в воспитательной деятельности обучающихся является мощнейший информационный ресурс – библиотека.

Миссии публичной библиотеки - способствовать духовному воспроизводству личности, которое осуществляется посредством культуротворческой, информационно-аналитической, просветительской, воспитательной деятельности.

В гимназии-интернате № 664 Санкт-Петербурга в рамках социального партнёрства с детской библиотекой  был успешно реализован проект, адресованный пятиклассникам “Знакомьтесь, Петербург!”

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него  родного дома, улицы, ближайшего окружения.

Ребенку необходимо помочь узнать как можно больше о том месте, где он живет, познакомить с историей, культурой, природой, воспитывать потребности участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, города.

Чтобы воспитывать патриотов своего города, надо не только любить, но и знать его.

Цели проекта:

  • Воспитание у школьников чувства любви и уважения к родному краю.
  • Развитие представления о Петербурге - городе с уникальной историей и культурой.

Формирование гражданской позиции и социальной активности.

Задачи проекта:

  • Расширять и закреплять знания детей о родном городе.
  • Воспитывать доброжелательное отношение к истории города, памятникам и достопримечательностям.

Развивать монологическую речь и мыслительные умения.

Предполагаемые результаты

  • Дети должны научиться взаимодействовать с микромиром: с природой, человеком, обществом, познакомиться с историей и культурой своего района и города.
  • У детей должно быть сформировано чувство гордости за любимый город, уважение его традиций, желание преумножить благосостояние, сохранить его чистым и красивым.
  • Создание условий для организации совместной деятельности педагогов с родителями.
  • Проявление интереса у родителей воспитывать своих детей настоящими петербуржцами, патриотами своего города.

В ходе реализации проекта у детей формируются чувства патриотизма, любовь к родному городу, к природе.

Этапы работы над проектом

  • Работа с детьми.

    Диагностика детей. Беседы с целью уточнения знаний и представлений о ближайшем окружении, о районе, о городе.

  • Работа с библиотекой

    Основные задачи рабаты детских библиотек во многом перекликаются с задачами школьных образовательных учреждений, поэтому социальное партнёрство этих институтов становится весьма востребованным.

Библиотека не первый год осуществляет партнёрство с образовательными учреждения. Её сотрудниками проводятся различные по форме и содержанию мероприятия с детьми школьного возраста. Учитывая тематику проекта, возраст учащихся, совместно с сотрудниками библиотеки был разработан  план работы над проектом, распределены функции каждой из сторон в зависимости от ресурсного обеспечения, имеющихся методических разработок и т.д.

Основной этап

Общекультурные мероприятия

  • «Познакомимся поближе» - интерактивное путешествие по многонациональному Петербургу
  • «Красуйся, град Петров»-интерактивное путешествие
  • «Учимся понимать язык культуры» – занятие в музее Политической истории
  • «Фантастический зверинец» - беседа с элементами игры о скульптурных памятниках СПб

Автобусная экскурсия «Мосты повисли над Невою»

Литературные мероприятия

  • «Отечество нам Царское село» - презентация
  • «Мораль сей басни такова» - И.А. Крылов беседа-презентация с интерактивной викториной
  • «Что за прелесть эти сказки» - интерактивная викторина
  • Экскурсия в музей А.С. Пушкина на Мойке

Экскурсия в музей М. Зощенко

Патриотическое направление

  • «Мы помним город осажденный»
  • «Войной украденное детство» юные ленинградцы-пионеры-герои

Классный час «Знаменитые петербуржцы»

Игровые

  • «По морям, по волнам»
  • «О чём шумит улица»

«Широкая масленица»

Заключительный этап

  • «Петербургская семья» - городской конкурс, приуроченный Дню города.
  • «Продолжение любимой сказки» - литературный конкурс.
  • «Дети читают стихи петербургских поэтов»
  • Викторина «Знай и люби свой город».

По окончанию работы над проектом было проведено обсуждение совместной деятельности гимназии и детской библиотеки. Обе стороны оказались удовлетворены достигнутыми и результатами и решили и далее поддерживать партнёрские отношения.

Результативность проекта

  • Реализация проекта позволила сформировать у детей представления о нашем городе, о Родине, воспитать у детей нравственно-патриотические качества, представление о героизме на примере жителей блокадного Ленинграда, защитников города, ветеранов войны.
  • Дети проявляют интерес к истории города, его культурным и природным ценностям, жителям города, его традициям.
  • Ученики активно используют в работе ресурсы детской библиотеки

Таким образом, партнёрские взаимоотношения образовательных учреждений и детских библиотек способствует удовлетворению потребностей детей к получению информации, приобщения к культурным ценностям. Совместная методическая, творческая организационная деятельность обеспечивает воспитание высококультурной личности, носителя национальных традиций.

Литература:

 1. Беляков С.Ю. Что такое и с чем его едят? Национальные особенности социального партнерства // Библиотечное дело. 2004. - № 1 (13). – С. 4 – 6.

2. Таболько Л. А., Бодрин А. В. Библиотеки как основной субъект социального партнерства в социально-культурной сфере (на примере Централизованной библиотечной системы г. Арзамаса) // Молодой ученый. — 2015. — №22.1. — С. 116-119.

3. http://window.edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS_OO.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в нравственном воспитании подрастающего поколения, в ориентировании его на ценности гражданского общества

Лекторий для родителей. Л.Н. Толстой:«из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».Но что означают нравс...

Понимание роли героических личностей в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» как один из приемов историко-патриотического воспитания подрастающего поколения

В данной статье поднимается проблема понимания учащимися 10-х классов роли исторических личностей (М.Кутузова, Багратиона, Д.Давыдова и др.) в романе Л.Н.Толстого "Война и мир", героическое ...

Выступления на семинарах по темам : "Формирование и развитие социальных ценностей у детей на примере ИЗО деятельности"; "Патриотическое воспитание как одна из задач воспитания подрастающего поколения"

Формирование и развитие социальных ценностей у детей в системе дополнительного образования на примере изодеятельности   Процесс творчества - это не только практическое действие, формирование из...

Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения

Духовно-нравственное воспитание в современном мире является одним из важнейших направлений в деятельности семьи и школы. Только совместная деятельность этих общественных институтов может принест...

РОЛЬ ШКОЛЬНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ В ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Развивая  у обучащихся гуманитарно-культурологического восприятия природы, география помогает продемонстрировать великое прошлое и великое будущее нашей страны. Все это позволяет отнести географи...

«Работа с родителями. Роль семьи в воспитании подрастающего поколения» (методические рекомендации из опыта работы школы «РЭР»)

laquo;Работа с родителями. Роль семьи в воспитании подрастающего поколения» (методические рекомендации из опыта работы школы «РЭР»)...

Вопросы преемственности начальной и основной школы, роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения. Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.

Здравствуйте, хочу поделиться с вами моей воспитательной системой.Это продолжение работы, а точнее результат, с которым мне довелось столкнуться в основной школе. Дело все в том, что ранее я работала ...