Исследовательская работа студента « Влияние сказок Г.Х. Андерсена на формирование нравственных ориентиров у читателя»
материал (английский язык) по теме

Шевчик Наталья Михайловна

Предварительный просмотр:

1. Цель данной работы: показать, что Г.Х.Андерсен своими сказками влияет на формирование нравственного идеала человека, что именно ирония в различных  формах наряду с другими особенностями сказок является средством формирования нравственных понятий у читателя.

Взяв недавно в руки книгу сказок Г. Х. Андерсена, которая была подарена мне бабушкой в пять лет и после забыта, я поняла, что это как раз то, что необходимо нашей молодежи, что его сказки касаются не только души ребенка, но и волнуют сознание взрослого человека.

Для того, чтобы понять, какое место  творчество писателя занимает в жизни у нашего подрастающего поколения и поколения наших родителей, я провела  анкетирование.

Студентам своего техникума я задала следующие вопросы:

1.Как вы понимаете, кто такой добрый человек?

2.Как вы понимаете, кто такой смелый человек?

3. Как вы понимаете, кто такой честный человек?

4. Ваша любимая книга.

5.Чему она вас научила?

6. Вы читали сказки Г.Х. Андерсена? Какие?

7.Чему они вас научили?

8.Какие еще сказки вы читаете?

Результаты анкетирования я отразила в диаграммах:

        2. Анализ первой диаграммы говорит о том, что у большинства респондентов довольно смутное  и расплывчатое представление о таких понятиях как доброта, смелость и честность. Большинство ответов  были такими: Добрый человек-это человек, который делает добро, смелый - ничего не боится.

                                                                                   

        Вторая диаграмма показывает, что большинство детей воспитывается на американских  сказках. У многих любимой книгой является «Гарри Поттер»  Джоан Роуллинг. Да, в этих историях добро тоже борется со злом, но каким способом? Насилием. На экранах дети видят кровь, борьбу, страх. Андерсен же борется со злом путем нравственного человеческого влияния. Получается, что ни один ребенок не назвал ни Андерсена, ни Шарля Перро, ни братьев Гримм. Подрастающее поколение просто не знает таких писателей.  

Третья диаграмма показывает, что больше половины ребят прочитали только по одной сказке Андерсена, и  это «Гадкий утенок», которого они "проходили" в школе. То есть  они настолько мало знакомы с творчеством Андерсена, что весь спектр его разнообразных замечательных произведений заменяется у них одной сказкой.

 Далее я опросила людей поколения 60-70х годов, задав им следующие вопросы:

1.Вы читали сказки Андерсена? Если да, то, какие?

2.Как вы думаете, повлияли эти сказки на ваше воспитание, мировоззрение?

3.Какие качества, по вашему мнению, они прививают людям?

Результаты этого исследования отражены в диаграммах 4и 5.

 

Анализ четвертой диаграммы говорит о том, что 96%  опрошенных знакомы с творчеством Андерсена в той или иной степени. Вот какие сказки были перечислены: «Девочка со спичками», «Русалочка», «Гадкий утенок», «Снежная королева», «Дикие лебеди», «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик », «Новое платье короля», «Свинопас», «Принцесса на горошине». А из опрошенных студентов только 59% смогли назвать 1, максимум 2 сказки.

Пятая диаграмма говорит о том, большинство респондентов считают, что

сказки Андерсена, которые они читали в детстве, повлияли на них и перечисляют качества, которым они научились, читая сказки: сострадание, сопереживание, любовь к ближнему, доброта, взаимопомощь, терпение, самопожертвование, честность, любовь к животным, уважение к старшим, смелость, противостояние злу, смекалка, верность, умение любить, негативное отношение к высокомерию, самовлюбленности, глупости, зазнайству, злу.

После того,  как я провела анкетирование у представителей двух различных поколений, я могу сделать следующие выводы:

Наши родители выросли на андерсеновских сказках, им привиты некие моральные принципы и нормы, которые считаются нравственными во всем мире и во всех обществах. А подрастающее поколение практически не знакомо  с творчеством классиков сказки (Андерсен,. Перро, братья Гримм). У них источником получения информации о жизни являются современные популярные книги, мультфильмы, фильмы. Но дети не понимают, почему нужно помогать людям и любить их, уважать старших, быть смелым, нельзя врать, делать зло. Они считают, что «круто» иметь волшебные способности. Зачем? Чтобы убивать. Конечно, в любом обществе и поколении есть, как и плохие, так и хорошие люди, но я думаю, что поколение 60-70-хх годов более нравственное, чем подрастающее, по крайней мере, оно менее жестокое.

Я выяснила, что дети не понимают значения сказок, они не могут увидеть  их глубины.  Изучение сказок Андерсена стоит в школьной программе, только как внеклассное чтение, и редко, кто дома самостоятельно читает эти сказки.

  Большинство опрошенных взрослых считают, что сказки Андерсена развивают фантазию, учат нас любить природу и видеть прекрасное в ней. Действительно, в наш ХХI  век - век информационных технологий, мы живем в мире машин, финансов и торговли. И вихрь этот настолько нас захватывает, что мы абсолютно забываем, что такое природа, мы не умеем ее ценить, мы забыли, что такое фантазия. Андерсен учит нас удивляться и радоваться кусту бузины, солнцу, ласточке, ромашке. Я думаю, что мы станем немного счастливей, если увидим чудо      Умение видеть все несправедливое и бороться с этим своими методами родилось у Андерсена еще в  детстве.

Родился Андерсен 2 апреля 1805 года, в старом датском городе Оденсе. Жизнь была совсем  немилостива  к нему. Слишком часто, даже в старости, Андерсену

давали понять, что он «бедный родственник » в датской литературе и что ему – сыну сапожника и бедняка – следует знать свое место среди господ советников и профессоров. Он говорил, что за свою жизнь он выпил не одну чашу горечи. Его замалчивали, на него клеветали, над ним насмехались.

 «Все хорошее во мне топтали в грязь», - говорил о себе Андерсен. Говорил он и более горькие вещи, сравнивая себя с тонущей собакой, в которую мальчишки швыряют камни, но не из злости, а ради пустой забавы. Да, жизнь этого человека, умевшего видеть по ночам тихое сияние шиповника и слышать воркотню старого пня в лесу, не был усыпан розами. Он   часто страдал, страдал жестоко, но не растерял на своем житейском пути ни доброжелательности к людям, ни жажды справедливости, ни способности видеть поэзию повсюду, где она есть.

Он становился ироничен и беспощаден, когда дело касалось пренебрежения к простому человеку, несправедливости и лжи. «Рядом с детской беспечностью в нем жил едкий сарказм»,- говорил о нём К. Паустовский.                                                                    

                       Вот та обстановка, в которой родилась ненависть ко всему, что присуще было многим богачам и чиновникам. Это накопительство, и жадность, и ложь, и глупость. В своих сказках  он высмеивает эти качества посредством  детских волшебных историй, кажущихся такими на первый взгляд. Андерсен своими произведениями формирует нравственные понятия. И очень важно,  что сказки адресованы в первую очередь детям.

А как известно, именно в раннем возрасте наиболее быстро и устойчиво определяются нравственные ориентиры.

Когда автор что-то хочет донести до читателя, то, безусловно, эта мысль будет глубже проникать в  сознание, если она представлена косвенно и выражена через отношение к каким-то ситуациям и людям, посредством художественных средств (т.к. это заставляет задуматься, проанализировать ситуацию), нежели прямое воздействие, отрицание или утверждение чего-либо.

3. Одним из приемов, которым пользуется автор при формировании нравственных ориентиров, является ирония.

 В литературном энциклопедическом словаре говорится, что ирония может реализоваться с помощью гротеска, парадокса, пародии, остроумия, гиперболы, контраста, соединения разных речевых стилей. Исследовав творчество Андерсена, я узнала, какими приемами он пользовался.

Остроумие  красной нитью проходит через все творчество писателя. В большей или меньшей степени мы можем наблюдать  использование этого приема в таких сказках, как «Свинопас», «Стойкий оловянный солдатик», «Истинная правда» и т.д. Андерсен очень наблюдателен. Какие-то обычные бытовые явления он интерпретирует по-своему и выражает свое отношение к ним через сказки.

Гипербола также очень часто используется писателем. Обычно, с помощью преувеличения отрицательные качества героев становятся еще ярче, внимание на них заостряется:  

«Правда, великолепно? – воскликнули почтенные сановники, уже побывавшие здесь. Не угодно ли вашему величеству  обратить внимание на краски и узор? И они показали на пустой станок, уверенные, что все присутствующие видят на нем ткань» («Новое платье короля»),                          «Я почти всю ночь напролет глаз не смыкала. Я лежала на чем-то твердом и теперь у меня все тело в синяках – сказала принцесса. Тут все поняли, что это настоящая принцесса, ведь она лежала на двенадцати тюфяках и двенадцати перинках, а все-таки чувствовала горошину. Столь чувствительной могла быть только принцесса» («Принцесса на горошине»),                                                                                             «Откуда это у тебя такая большая куча денег? – спросил Большой Клаус и даже глаза вытаращил, увидев, сколько у его соседа   прибавилось денег.                                                                                                                          – Убил-то это ты не меня, а мою бабушку, а я продал ее за мерку денег -   ответилМаленькийКлаус.                                                                                         – С барышом продал – ответил Большой Клаус; побежал домой, взял топор и убил свою бабушку, потом положил в свою тележку, отвез в город к аптекарю и предложил ему купить мертвое тело» («Маленький Клаус и Большой Клаус»)

Контраст,  как явление, наблюдается  в сказке «Гадкий утенок». Если вначале мы представляем себе утенка как очень безобразного, некрасивого и неуклюжего, то в конце сказки он предстает перед нами в образе прекрасного лебедя: « Он помнил то время, когда все его презирали и преследовали; теперь все говорили, что он прекраснейший из прекрасных. Солнце ласкало его и грело…»  Однако, контраст, перемены наблюдаются  только во внешности утенка, но не в его душе. Он как был добрым и честным, так им и остался.

Пародия.  Андерсен пародирует людей. Он переносит качества людей на животных и соединяет их с исходными животными качествами и внешностью, получая комическую форму, опять же, высмеивания человеческих        пороков:                                                                                                           «Пять куриц выщипали себе перья, чтобы показать, кто из них больше исхудал от любви к петуху! Потом они заклевали друг друга насмерть («Истинная        правда»),                                                                                       Ну и раздобрела же я! – сказала одна горошина – скоро лопну, чего, мне кажется, еще ни одна горошина не сумела и не сумеет добиться. Я самая замечательная из всех пяти горошин!» («Пятеро из одного стручка»), «Крякните и поклонитесь вон той старой утке. Она здесь самая знатная, испанской породы, потому такая жирная. Видите, у нее на лапке   красный лоскуток? До чего красив! Это знак высшего отличия , какого только может удостоиться утка» ( «Гадкий утенок»).

4. В сказках Андерсена я выделила  две особенности, которые являются средством формирования нравственного идеала:

Яркое отрицание отрицательного, пороков человека с помощью иронии.  Примером этого является сказка «Новое платье короля». Но Андерсен не высмеивает в ней обманщиков-ткачей, он высмеивает глупость короля и чиновников:                                                                                                                      «И вот престарелый министр вошел в зал, где перед пустыми станками сидели обманщики; взглянул на станки и вытаращил глаза. «Боже мой! Что же это такое? – думает. - Ничего не вижу! Никакой ткани!» Однако он умолчал об этом. Бедный старик только таращил глаза, но никакой ткани не видел, потому что ее не было! «Боже мой! – подумал он. – Неужели я глуп? Вот никогда не подозревал! Но никто не должен об этом знать. Или, может быть, я не справляюсь со своими служебными обязанностями? Нет, нельзя признаваться, что я не вижу ткани».- Ну, как ваше мнение? – спросил один из ткачей.- Чудесно! Восхитительно! – ответил старик и сквозь очки устремил глаза на пустые станки. – Какой узор, какие краски! Я передам королю, что ткань понравилась мне чрезвычайно!»                               Ганс Христиан смеется, прежде всего, над высокопоставленными лицами, говоря о том, что не всегда человек, занимающий высокую должность, бывает умным, порядочным и честным. Но,  несмотря на то, что Андерсен всегда восхвалял простой народ, он не отрицает, что эти люди тоже могут быть глупы: «И вот король шествовал в процессии под роскошным балдахином, а все люди стоявшие на улицах и смотревшие в окна, говорили:- Боже, как оно красиво, это новое платье короля! Как оно хорошо сидит! Какой чудесный шлейф у мантии! Ни один человек не хотел признаваться, что он ничего не видит, опасаясь, как бы не подумали, что он не справился со своими служебными обязанностями или слишком глуп. Ни одно из платьев короля не имело такого успеха». И Андерсен ставит перед собой задачу показать во всем неприглядном свете такой человеческий порок, как глупость. В другой сказке «Истинная правда» он рассказывает нам о «силе» сплетен. Главные герои - это птицы, но на самом деле они являются прообразами  людей. Яркая ирония просвечивается в этой истории совсем без зла, но с большим количеством        насмешки:                                                                                                     «- Слышала? Я не желаю называть имен, но тут есть курица, готовая выщипать все перья, чтобы быть покрасивее. «…» - Вы слышали? Вы слышали? Угу! Одна курица выщипала себе все перья из-за петуха»! «…»- Кур-кур! Одна курица, говорят – даже две, выщипали себе все  перья, чтобы отличиться перед петухом! «…»- Три курицы погибли от несчастной любви к петуху! Они выщипали себе все перья! «…»- Пять куриц, - рассказывали тут, - выщипали себе все перья, чтобы показать, кто из них больше исхудал от любви к петуху! Потом они заклевали друг друга насмерть, на позор и посрамление всему своему роду, нанеся своим хозяевам огромный убыток». Вот такие метаморфозы претерпела история о том,  как у одной курицы выпало перышко в то время, когда она чистилась. Так Андерсен показывает всю ничтожность и безнравственность сплетен. Эта тема его особенно волновала, на Родине его многие недолюбливали и, поэтому клеветали на него. Высмеивая прямо человеческие пороки, Андерсен показывает свое отношение к ним.

Утверждение положительного. Если в первом случае Андерсен показывает свое негативное отношение к отрицательному, то здесь, наоборот, он ставит на первый план положительные качества героев и утверждает их правильность. В сказке «Дикие лебеди» он показывает трудолюбие, терпение, доброту и любовь к братьям главной героини Элизы: «Она рвала злую, жгучую крапиву, и нежные руки ее покрывались крупными волдырями; но девушка мужественно переносила боль, думая об одном: «Только бы мне удалось спасти милых братьев!» Потом она размяла крапиву голыми ногами и стала сучить зеленое волокно».                                                                       Андерсен прославляет самопожертвование ради близких людей. В сказке «Дюймовочка» он учит нас любить и беречь животных, призывает нас помогать ближнему своему. Ласточка – это опять же прообраз человека:                                                          «Полетим со мной, милая дюймовочка! Ты ведь спасла мне жизнь, когда я замерзала в темной холодной земле.- Да, я полечу с тобой! – сказала дюймовочка».  Особое значение имеет воспитание в детстве, когда ребенок еще не может понять что такое хорошо, а что такое плохо, такие сказки все расставляют по своим местам, воспитывая характер подрастающего человека незаметно, исподволь меняют существо ребенка, а порой и взрослого, пробуждают его душу, обогащают чувства, учат беречь окружающей нас мир живой природы.  В другой сказке «Бузинная матушка» мы понимаем, как важны для нас воспоминания и что из них состоит наша жизнь:   «И вот старик рассказал жене историю о Бузинной матушке, как сам слышал ее в детстве, и обоим казалось, что в этой истории было так много похожего на историю их собственной жизни. И как раз то, что было в ней похожего, больше всего и нравилось им.- Да, так-то! – сказала девочка, сидевшая в зелени. – Кто зовет меня Бузинной матушкой, кто Дриадой, а настоящее имя-то мое - Воспоминание. Я сижу на дереве, которое все растет и растет; я помню все и умею рассказывать обо всем. Покажи, цел ли у тебя мой твой цветок! И старик раскрыл книгу: бузинный цветочек лежал такой свежий, точно его сейчас только вложили туда! Воспоминание   дружески кивало старичкам, а те оба сидели в золотых коронах, освещенные пурпурным вечерним солнцем».                                                                        И тогда мы понимаем, что является настоящим волшебством – те чудные множества картин, которые хранятся в нашем сознании.

Самыми нравственно чистыми, неиспорченными, по мнению Андерсена,  являются дети. Он любил детей всю свою жизнь, потому что сам оставался ребенком до самой смерти, но он немного побаивался их, поэтому относился к ним с предельной серьезностью. В сказках своих он никогда не пытался высмеять их или отнестись с иронией. Он протестовал всем своим существом против жестокого обращения с детьми, против несправедливости, которая была их постоянным спутником:   «Морозным утром за выступом дома нашли девочку: на щечках ее играл румянец, на губах – улыбка, но она была мертва; она замерзла в последний вечер старого года. Новогоднее солнце осветило мертвое тельце девочки со спичками; она сожгла почти целую пачку.- Девочка хотела погреться, – говорили люди. И никто не знал, какие чудеса она видела, среди какой красоты они вместе с бабушкой        встретили новогоднееСчастье». Он надеялся, что его волшебные сказки станут небольшим утешениям детям. Недаром днем детской книги является день Рождение Андерсена 2 апреля 1805 года.

5. Подтверждением того, что сказки Андерсена влияют на понимание нравственных категорий у читателя и на формирование нравственных качеств служат итоги еще одного анкетирования, которое  я провела в 4 «Б» классе своей родной  школы. Предварительно я попросила учеников прочитать две сказки Андерсена: «Дикие лебеди» и «Гадкий утенок» и ответить на вопрос: " Чему эти сказки их научили?". Кроме этого анкета содержала вопросы, аналогичные тем, которые я задавала студентам техникума. Результаты анкетирования отражены в диаграммах 6,7.

Диаграмма 6

Большинство респондентов, поразмыслив, смогли дать четкую формулировку понятиям доброты, смелости и честности.

Диаграмма 7

Последняя  диаграмма показывает, что 79% опрошенных не просто почитали заданные им сказки, но и поняли, для чего они это делают. Они считают, что  эти сказки научили их тому, что нужно помогать людям, трудиться, быть внимательным к ближнему. Нельзя  верить незнакомым людям, врать и быть жадным.  

И что самое главное, 91% учащихся прочитали по собственной инициативе от одной до трех сказок Андерсена. А это говорит о том, что если ребят заинтересовать, дать им стимул к самостоятельному изучению сказок, то они с удовольствием будут читать сказки Андерсена и учиться у него.

6. Заключение: исследуя творчество Андерсена и проведя анкетирование 30 студентов техникума, 20 учащихся школы и30 взрослых, я пришла к выводу,   что сказки писателя направлены на формирование нравственного идеала человека. Одним из средств, с помощью которых писатель воздействует на читателя, формируя у него представление о нравственных понятиях, является ирония. Я выделила 4 разновидности форм иронии, которые он использует: остроумие, гипербола, контраст и пародия.

Сейчас, в наше время, когда в новостях передают о терроризме, войнах, природных катаклизмах, очень мало остается в жизни места для сказки. Результаты моего анкетирования говорят, что произведения классиков этого жанра, в частности Андерсена, на которых воспитывалось поколение наших родителей, потеряло свою актуальность. Нынешние дети считают, что насилием можно победить зло, и доказательство тому - популярные ныне фильмы и книги. Однако, получив стимул к изучению творчества писателя, дети не только заинтересовались им, но и проявили инициативу в дальнейшем изучении его произведений, стали давать чёткие определения многим нравственным понятиям. Ведь в сказках Андерсена на первом месте стоит победа над злом посредством человечных поступков.

                 

                                                                                               

     

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………   1

2.Результаты анкетирования, выраженные в диаграммах ………………………………   2

3.Приёмы,используемые автором при формировании нравственных ориентиров у читателей……………………………………………………………………………………   4

4.Средства формирования нравственного идеала у читателей…………………………    5

5. Результаты анкетирования с предварительной установкой, выраженные в диаграммах……………………………………………………………………………………7

Заключение……………………………………………………………………………………8

Список литературы…………………………………………………………………………..10

Список литературы

1. Блюм А. «Новое платье короля» и царская цензура. – М.: «Дет. лит.», 1971. - с.60 - 62

2. Брауде Л. Идейно – художественные особенности сказок Х. -  К. Андерсена 1840 – х годов. – Л. : « Просвещение», 1971. -  с. 15 – 45

3.Важдаев В. Ганс – Христиан Андерсен. Очерки жизни и творчества. – М.: Детгиз, 1957. – 117 с.

4. Майхнер Ф. Гадкий утёнок. История жизни сказочника Х. К. Андерсена. Сокр. пер. с нем. -  М. : «Дет. лит.», 1967. – 127с.

5. Андерсен Г.Х. Сказки. – М. : Издательство «Правда»,1989. – 474с.

6. Краткая литературная энциклопедия / гл. ред. А. А. Сурков. – М.: Советская энциклопедия,1962. – 1087 с.

7. Семушина Л.Г. Диагностика исследования. – М.: Министерство,2001. – 272с.


Конкурс научно – исследовательских работ

Название работы : « Влияние сказок Г.Х. Андерсена на формирование нравственных ориентиров у читателя»

Автор: Сапегина Анжелика Александровна( Омский Авиационный техникум имени Н.Е. Жуковского, группа ПЭ-23, 1990 год рождения)

Адрес автора: 646850, Омская область, Нововаршавский район, ст. Иртышская, ул. Мира 16/7

Телефон: 89620322573

Название образовательного учреждения: Омский Авиационный техникум имени Н.Е. Жуковского

Адрес: г. Омск, ул. Ленина 24.

Телефон: 31-30-42.

Руководитель: Шевчик Наталья Михайловна

Должность: преподаватель английского и немецкого языков

Контактный телефон : 89139670096

                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственных ориентиров и основ правовой культуры на уроках истории, обществознания и внеклассной работе.

Формирование нравственных ориентиров и основ правовой культуры на уроках истории, обществознания и внеклассной работе. ...

Исследовательская работа учителя "Влияние общественно-политической ситуации в России на развитие отечественной системы языкового образования"

Исследовательская работа учителя английского языка написана в 2008 году. Она представляет собой экскурс в историю преподавания иностранных языков с 1920-30-х годов прошлого века до наших дней. Исследо...

Статья "Научно-исследовательская работа студентов в условиях ССУЗов"

Необходимо мотивировать научно-исследовательскую работу студентов....

Тезисы к научно-исследовательской работе «Сюжеты мордовских сказок»

Фольклор- весомая часть национальной культуры каждого народа, и изучение его является не только увлекательной, но и исключительно актуальной задачей, стоящей в наши дни перед исследователями дух...

"Из опыта работы по организации учебно-исследовательской работы студентов колледжа"

Учебно-исследовательская работа студентов (далее – УИРС) является важным элементом образовательного процесса, т.к. даёт студентам опыт творческой деятельности и воспитывает опыт эмоционально-ценностно...

"Из опыта работы по организации учебно-исследовательской работы студентов колледжа"

Учебно-исследовательская работа студентов (далее – УИРС) является важным элементом образовательного процесса, т.к. даёт студентам опыт творческой деятельности и воспитывает опыт эмоционально-ценностно...

Статья Школа – место формирования нравственных ориентиров ребенка по отношению к семье: Назад, к традиции, или новый шаг в будущее?

Духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся, является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. В...