ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЭКОЛОГИИ КО ДНЮ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ «ЭКОЭРУДИТ» (9-11 классы)
методическая разработка по экологии (9 класс) по теме
Интеллектуально - познавательная игра "Экоэрудит", посвящённое Дню биоразнообразия.
Цели мероприятия:
- привлечь внимание детей к проблеме потери растительного и животного мира, проблеме загрязнения мест обитания растений и животных,
- пересмотреть потребительскую позицию человека в отношениях с природой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekoerudit.docx | 42.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЭКОЛОГИИ КО ДНЮ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ «ЭКОЭРУДИТ»
(9-11 классы)
Белоногова Ирина Анатольевна, учитель биологии, химии
МБОУ «Русско-Акташская сош» Альметьевского муниципального района Республики Татарстан
Эпиграф: «Человечество без облагораживания его животными и растениями погибнет, оскудеет, впадет в злобу и отчаяние, как одинокий в одиночестве…» А. Платонов
Цели мероприятия:
- привлечь внимание детей к проблеме потери растительного и животного мира, проблеме загрязнения мест обитания растений и животных,
- пересмотреть потребительскую позицию человека в отношениях с природой.
Задачи:
- опираясь на знания учащихся, показать, что разнообразие жизни стремительно уменьшается по вине человека;
- подчеркнуть необходимость знания экологических закономерностей для предотвращения исчезновения всего живого на Земле;
- развивать экологическое мышление;
- способствовать воспитанию бережного отношения к природе, понимая ее эстетическое значение, осознанию необходимости строить человеческую деятельность с учетом сохранения взаимосвязей в природе.
Художественное оформление: эмблема мероприятия, лозунги, плакаты , афоризмы, пословицы экологического содержания.
Музыкальное оформление: песни о природе, мелодии для релаксации.
Методы и приемы:
- самостоятельная учащихся в группах;
- игровые моменты;
- конкурсы.
Участвуют две команды по 6-8 человек.
Ведущий: Казалось бы, какой сложный термин – «биоразнообразие», а на самом деле он означает, что все живые существа, населяющие нашу планету, от бактерий до человека, имеют право на жизнь.
29 декабря 1993 г. вступила в силу Конвенция о сохранении биоразнообразия, принятая на конференции ООН по окружающей среде . С тех пор этот день считается Международным днем биологического разнообразия.
Основная цель конвенции - сохранение биоразнообразия на генетическом, видовом , экосистемном уровнях и устойчивое использование его компонентов. Устойчивое – значит достаточное для удовлетворения нужд настоящего, но не лишающее грядущие поколения возможности удовлетворять свои потребности.
Сегодняшнее внеклассное мероприятие мы приурочили к Международному дню биологического разнообразия. Ребята, вы владеете уже достаточной суммой экологических знаний, и это поможет вам сегодня при выполнении различных заданий, в разрешении экологических ситуаций.
Я думаю, что команды неплохо подготовились к сегодняшней встрече и готовы начать игру.
Начнем с конкурса «Давайте познакомимся».
Конкурс 1 «Давайте познакомимся».
Команды представляют себя (название команды, девиз, приветствие должны отражать тематику мероприятия).
Конкурс 2 «Экологическая зарядка»
Вопросы для 1 команды:
- Дерево – символ России. (Береза)
- Листья сосны. (Хвоя)
- Самое высокое дерево мира. (Секвойя)
- Искусственное насаждение вдоль дорог. (Лесополоса)
- Совокупность видов животных, обитающих на определенной территории. (Фауна)
- Сосновый лес. (Бор)
- Плод дуба. (Желудь)
- Самое быстрое животное суши. (Гепард)
- «Плач» березы весной. (Сокодвижение)
- Защитный экран Земли. (Озоновый слой)
- Токсичный туман. (Смог)
- Комплексная система наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды или отдельных ее элементов. (Мониторинг)
- Экологически чистое топливо. (Водород)
- Самое распространенное вещество на Земле. (Вода)
Вопросы для 2 команды:
- Оболочка Земли, заселенная живыми организмами. (Биосфера)
- Совокупность условий, в которых живет организм. (Среда обитания)
- Самое толстое дерево в мире. (Баобаб; до 50 м в окружности)
- Совокупность видов растений, обитающих на определенной территории. (Флора)
- Симбиотические организмы – индикаторы качества окружающей среды. (Лишайники)
- Кора березы. (Береста)
- Дубовый лес. (Дубрава)
- Гриб, разлагающий старую древесину. (Опенок)
- Ядовитый металл, содержащийся в выхлопных газах автомобильного транспорта. (Свинец)
- Что ест жаба зимой? (Ничего, спит)
- Лежбище медведя. (Берлога)
- Разрушение почв, ведущий к разрушению и снижения их плодородия и нарушению их роли в круговороте веществ в биосфере. (Эрозия)
- Виды растений и животных, встречающиеся только на данной местности. (Эндемики)
- Причина потепления климата Земли. (Парниковый эффект)
- Природная территория, полностью изъятая из хозяйственного пользования территории с целью сохранения и изучения имеющихся там природных объектов и процессов. (Заповедник)
Конкурс 3 «Экологическая АБВГДейка»
За одну минуту 1 команда должна вспомнить представителей флоры, а 2 команда – представителей фауны.
Варианты ответов:
ФЛОРА ФАУНА
А – акация аист
Б – береза беркут
В – василек варан
Г – горицвет горилла
Д – дуб дикообраз
Е – ель енот
Ж – жасмин жираф
З – земляника зебра
И – ива иволга
К – клен кит
Л – липа лось
М – малина морж
Н – незабудка носорог
О – ольха ондатра
П – полынь павлин
Р – ромашка рысь
С – сосна сыч
Т – тополь тушканчик
У – улотрикс удав
Ф – фиалка фазан
Х – хвощ хорек
Ц – цикорий цапля
Ч – чистотел чайка
Ш – шиповник шакал
Щ – щавель щука
Э – элодея эму
Ю – юка юрок
Я – ягель ягуар
За одну минуту 1 команда должна вспомнить представителей флоры, а 2 команда – представителей фауны.
Конкурс 4 «Скороговорочный»
1 команда: Крута гора, в горе – дыра, в дыре – кротовая нора.
2 команда: Три свиристеле еле-еле свистели у ели.
Конкурс 5 «Что? Где? Когда?
Что?
- О каком дереве идет речь?
Стоит дерево, цветом зелено,
В этом дереве четыре угодья:
Первое – мир освещать,
Другое – крик утешать,
Третье – больных исцелять,
А четвертое – чистоту соблюдать.
- Объясните, что означают эти угодья.
(Береза – из нее делают лучины – для освещения, деготь – смазка колес, лекарства - почки, веники – мытье в бане).
- О каком растении наших лесов идет речь в следующем стихотворении
- Преданье есть, оно неново,
Что в ночь Иванову, раз в год,
Он может цвесть. Кто знает слово
Лишь тот цветок его найдет?
- Может ли цвести папоротник? Почему?
(Папоротник. Он никогда не цветет, т. к. споровое растение).
Где?
- Где живут колибри? (В Южной Америке)
- Где у кузнечика ухо? (На ноге)
Когда?
1. Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой?(Одинакова,
т. к. птицы - теплокровные животные)
2. Когда клест выводит своих птенцов? (Зимой)
Конкурс 6 «Путаница»
Переставьте слова в нужном порядке. Выигрывает команда, справившаяся с этой задачей первой.
Пингвины – жители пустыни,
Ужата очень любят дыни,
Шоферы знают толк в малине,
Ребята ползают по трясине,
Верблюды плавают на льдине,
Медведи возят груз в машине,
Неспешно ходит черепаха,
Могучий еж не знает страха,
Колючий лев в траве таится,
За ним охотится лисица.
Нет ни склада тут, ни лада…
Переставьте все как надо!
Правильное:
Пингвины – плавают на льдине,
Ужата ползают в трясине,
Шоферы знают толк в машине,
Ребята очень любят дыни,
Верблюды - жители пустыни,
Медведи знают толк в малине,
Неспешно ходит черепаха,
Могучий лев не знает страха,
Колючий еж в траве таится,
За ним охотится лисица.
Конкурс 7 «Капитан, капитан, улыбнитесь…»
На экране проецируются изображения животных, которых при помощи мимики и жестов должен изобразить один из членов команды. Задача капитана - не видя изображения, угадать животное.
Конкурс 8 «Биологические шарады»
- С «Г» - принадлежность для болтов,
С «М» - не имеет рукавов,
С «Л» - гонит лаем лис, волков,
С «Ч» - быстрокрылый рыболов.
(Гайка, майка, лайка, чайка)
- С «Р» - название цветка,
С «К» - создатель молока,
С «Л» - с виноградовых кустов,
С «П» - обойдемся мы без слов.
(Роза, коза, лоза, поза)
- На кухне отыщите вещество
И зверя сделайте вы из него.
Местами поменяйте
Буквы так,
Чтоб с мест не сдвинуть «О»
И мягкий знак.
(Соль – лось)
- Соснами первый от ветра шумит,
Хвои смолистой в нем запах стоит.
Вертится быстро от тока второй,
Сверлит дантист им вам зубик больной.
(Бор)
- Шараду запиши, друг, так:
Две ноты, «Н» и мягкий знак.
Все – куст, его ты без труда
Найдешь по запаху в садах.
(Си + Ре + Н + Ь = сирень)
- Под листвою пышной
Можно скрыться в летний зной.
Если «К» сочтете лишним,
Смысл получите иной.
Стану белым и пушистым,
Волокнистым, шелковистым,
Полотенце, простыня
Могут выйти из меня.
(Клен – лен)
Конкурс 9 «Решаем экологические проблемы»
Задача 1. Фермеры, выращивающие белокочанную капусту, обеспокоены увеличением численности капустной белянки. Возможны три варианта решения этой проблемы:
1) Использование ядохимикатов.
2) Приобретение белянкового наездника.
3) Механическое уничтожение кладки яиц на листьях капусты.
Какое направление предложите вы? Свое решение обоснуйте.
Ответ: Наиболее эффективный и экологически безопасный способ - использование белянкового наездника.
Задача 2. Фермер знал, что биомасса консументов (животных) находится в прямой зависимости от биомассы водных растений. Чтобы стало больше рыбы, надо чтобы было много водных растений, а чтобы стало больше водных растений (продуцентов), надо в озеро добавлять минеральные удобрения (нитроаммофоску). Подтвердите или опровергните данное предположение.
Ответ: Внесение в озеро минеральных удобрений приведет к быстрому зарастанию водоема, водорослям не будет хватать света, они будут погибать, начнутся анаэробные процессы с выделением метана и сероводорода. В озере начнется замор рыбы, и фермер разорится.
Конкурс 10 «Цепи питания»
Составить схему цепи питания из предложенных компонентов природы.
1 команда: лягушка, водный детрит (органические вещества), комар, стрекоза, уж.
Ответ: детрит – комар (личинка, затем взрослая особь) – стрекоза – лягушка – уж.
2 команда: пухоед, хвоя сосны, большая синица, сосновый шелкопряд, ястреб.
Ответ: хвоя сосны – сосновый шелкопряд – большая синица – ястреб – пухоед.
Конкурс 11 «Литературная гостиная»
Чтобы справиться с данным конкурсом, необходимо окунуться в мир детства и вспомнить сказки.
- Каких животных Киплинг в «Книге Джунглей» называл бандерлогами? (Обезьян)
- В какой посуде выставил угощение журавль лисе? (В кувшине)
- Спаситель Мухи - Цекотухи. (Комар)
- Как называется русская народная сказка, главный герой которой жестоко поплатился за нарушение санитарно-гигиенических правил? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
- «В темнице там царевна тужит, а … ей верно служит». (Бурый волк)
- В какую птицу оборачивается Финист из русской народной сказки. (В сокола)
- Сколько лет рыбачил старик пока не поймал золотую рыбку? (30 лет и 3 года)
- Кто съел Таракана Корнея Чуковского? (Воробей)
- Что потерял ослик Иа в сказке про Винни-Пуха? (Хвост)
- Как называлась харчевня в сказке А. Толстого «Золотой ключик» ? (Три пескаря)
- Коротышку – врача из сказки н. Носова звали Пилюлькин, а как звали коротышку-докторшу? (Медуницу)
- Как в русских народных сказках называют птицу с золотыми перьями? (Жар-птица)
- На чем совершал путешествие за медом Винни-пух? (На воздушном шаре)
- В кого превращался князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина?(В комара, муху, шмеля)
Конкурс 12 «Биологическое сложение»
- Отгадайте слова-слагаемые и получите сумму.
1. Плакучее дерево + язык программирования = рыба семейства сельдевых.
(Ива + си = иваси)
2. Кукольный муж Барби + индийский духовный наставник =
австралийское сумчатое. (Кен + гуру = кенгуру)
- Блюдо из крупы + прибор для измерения глубины воды с судна =
зубатый кит. (Каша + лот = кашалот)
- Мгновение + переносная рация = путешествия животных.
(Миг + рация = миграция)
- Крупный приток Волги + 3,14 = родственник жирафа.
(Ока + Пи = окапи)
- Прибор для сушки волос + неизвестное в уравнении = мифологическая птица. (Фен + икс = феникс)
Конкурс 13 « Следопыт»
Необходимо по силуэтам опознать следы животных наших лесов.
1 команда: следы бурого медведя, лося, волка, белки, зайца.
2 команда: следы человека, лисицы, барсука, кабана, ежа.
Конкурс 14 «Черный ящик»
В Нью-Йоркском зоопарке у клетки с толстыми прутьями висит табличка: «Самый опасный хищник на Земле». Кого или что можно увидеть внутри клетки?
(Зеркало)
Конкурс 15 «Ретро-шлягер»
- Напойте популярные когда-то песни, предварительно вставив пропущенные в песенных текстах природные объекты.
- команда:
- Где-то на белом свете,
Там, где всегда мороз,
Трутся спиной … (медведи)
О земную ось.
Мимо плывут столетья,
Спят подо льдом моря,
Трутся об ось … (медведи)
Вертится Земля.
Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля,
Вертится быстрей Земля.
(«Песенка о медведях», сл. Л. Дербенева)
- Ягода… (малина) нас к себе манила,
Ягода… (малина) летом в гости звала.
Как сверкали эти искры на рассвете;
Ах, какою сладкой … (малина) была.
(«Ягода – малина», сл. М. Пляцковского)
- Зима раскрыла снежные объятья,
И до весны все дремлет тут,
Только … (елки) в треугольных платьях,
Только … (елки) в треугольных платьях,
Мне навстречу все бегут, бегут, бегут!
И уносят меня, и уносят меня
В звенящую светлую даль
Три белых … (коня),
Эх, три белых … (коня) –
Декабрь, и январь, и февраль!
(«Три белых коня», сл. Л. Дербенева)
- команда:
1. Жил да был черный… (кот) за углом,
И … (кота) ненавидел весь дом,
Только песня совсем не о том,
Как не ладили люди с … (котом).
Говорят, не повезет, если черный (кот) дорогу перейдет,
А пока, наоборот, только черному (коту) и не везет.
(«Черный кот», сл. М. Танича)
2. В Антарктиде льдины
Землю скрыли,
Льдины в Антарктиде замела пурга.
Здесь одни … (пингвины)
Прежде жили,
Ревниво охраняя свои снега.
(«Пингвины», сл. А. Горохова)
3.От улыбки станет всем теплей –
И … ( слону), и даже маленькой … (улитке),
Так пускай повсюду на Земле,
Будто лампочки , включаются улыбки.
И тогда, наверняка,
Вдруг запляшут облака,
И … (кузнечик) запиликает на скрипке.
С голубого ручейка
Начинается река,
Ну, а дружба начинается с улыбки.
(«Улыбка», сл. М. Пляцковского)
Ведущий: На этой оптимистической ноте мы завершаем наш КВН и ждем результаты дружеской встречи. Слово жюри…
Подведение итогов игры, награждение победителей.
И в заключении хотелось бы прочесть следующие строки:
Пора бы человечеству понять,
Богатства у природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же – живая!
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте –ка мы все навек объединимся.
Давайте наши души вместе сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Что значит - экология души?" материал внеклассного мероприятия по экологии.
Многочисленные трактовки понятия "Экология души" наводят не только на размышление о его сути, но и заставляют задуматься о том, чего не замечаешь вокруг себя, в самом себе, о том, что мог бы сделать к...
Внеклассное мероприятие по экологии "Экологический десант в природу: у родника!" 5 класс
Классный час в 5 классе, предполагающий обучение на природе. Содержит: раздаточный материал, презентацию, классный час....
Внеклассное мероприятие по экологии для старших классов по теме "Заповедная природа Приморья"
Данное мероприятие по экологии целесообразно проводить в старших классах, где школьники способны воспринимать большой объем информации....
Внеклассное мероприятие " Азбука экологии" 6 класс
Внеклассное мероприятие " Азбука экологии" раработано для учащихся 6 класса. Цель данного мероприятия- экологическое воспитание учащихся.Форма работы- викторина. Задачи данного мероприятия: расш...
Путешествие по экологическим станциям «Дари природе доброту» (разработка внеклассного мероприятия по экологии 5 класс).
2017 год указом президента РФ В.В.Путина объявлен годом экологии, поэтому данная разработка в настоящий момент является актуальной. Основная цель данного мероприятия: воспитание экологически грамотной...
Внеклассное мероприятие по экологии 7 класс "Экологический марафон"
эмблемы к экологическому марафону...
Внеклассное мероприятие по экологии 7 класс "Экологический марафон"
Внеклассное мероприятие по экологии. Обсуждаются в форме игры глобальные проблемы человечества, вторичное использование бросового материала....