Рабочие программы по экологии 5-9 класс
рабочая программа по экологии (5 класс) по теме

Рабочие программы по экологии 5-9 класс. 8 класс "Ландшафтная экология", "Экология человека", 7 класс "Экология животных", 6 класс "Экология растений", 5 класс "Природоведение. Введение в экологи."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_5_klass.docx25.51 КБ
Файл ekologiya_6_klass.docx29.36 КБ
Файл ekologiya_7_klass.docx30.86 КБ
Файл ekologiya_8_klass.docx29.41 КБ
Файл ekologiya_9_klass.docx29.36 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2009 № 104-ФЗ) «О внесении изменений в кодекс РФ об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение законодательства РФ в области образования и статьи 12 Закона РФ «Об образовании».                          

 На основе  базисного учебного плана (Утвержденного приказом  Минобразования РФ № 1312 от 9.03.2004 года. программа по экологии  для образовательных учреждений 5 класса под редакцией  Н.М Черновой. Рабочая программа  рассчитана на 34 учебных часа 1 час в неделю.        Настоящая  рабочая программа представляет собой часть образовательной области экологии и предназначена для учащихся 5 класса основной школы.                                                                                                                                                    

МБОУ «ООШ с. Старицкое» реализует права граждан на образование, гарантирует общедоступность и бесплатное начальное общее, основное общее образование.

        Модель выпускника основной школы                                                                                                  - любящий свой край и своё Отечество, уважающий свой народ. Его культуру и его традиции .                                                                                                                  – осознающий и понимающий ценность человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества.                                                                                                                                         – активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества.

Цели работы школы:                                                                                                               - Сформировать личность, готовую к самоопределению своего места в творческом преобразовании окружающего мира, к саморазвитию;

- Обеспечить реализацию к праву каждого учащегося на получение образованию в соответствии с его потребностью и возможностями;

- Сформировать у учащихся школы устойчивые познавательные интересы;

- Включить каждого ученика в работу на учебных занятиях в качестве активных участников и организаторов образовательного процесса;

- Повысить качество обучения школьников за счет освоения технологий, обеспечивающих успешность самостоятельной работы каждого ученика;

- Усилить влияние школы на социализацию личности школьника, его адаптацию к новым экономическим условиям, самоопределения в отношении бедующей профессии.                                

 Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:    

и творчества.

По окончанию курса ученик должен:  знать различные среды жизни, их экологическую характеристику,

виды животных и растений, обитающих в этих средах, их основные приспособительные признаки к своей среде обитания.

уметь: распознавать по внешним признакам растения и животных разных сред обитания, сравнивать и находить черты сходства и различия.

видеть приспособительные признаки животных и растений к среде обитания;

работать с дополнительной литературой, делать выводы, вести наблюдения; соблюдать правила поведения в природе. 

Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей: расширить представления учащихся о растительном мире; показать взаимосвязи между растениями и окружающей средой; сформировать знания о рациональном пользовании богатствами природы.

Основные идей курса: многообразие и целостность природы; единство природы и человека; взаимосвязь объектов , явлений и процессов природы.

Программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в  5 классе в учебном курсе «Природа. Введение в биологию и экологию». Такие общие экологические понятия,  как «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие  организмов с окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах растений.

От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии растений с основными экологическими факторами: абиотическими и

биотическими.

Выделены экологические группы растений по отношению к основным экологическим факторам. Рассмотрены основные виды приспособлений растений как показатель условий их жизни.

Учебный курс завершается изучением растительных сообществ, классификации жизненных форм и значения биоразнообразия растений.

При изучении экологии растений растительный мир рассматривается в неразрывном единстве с другими компонентами окружающей среды , что позволяет сформировать у учащихся представление о целостности мира , раскрыть взаимосвязи и их закономерности, существующие в природе.

Содержание программы направлено на воспитание экологической культуры: на понимание в природе, места и роли человека в окружающей среде, формирование у учащихся убежденности в необходимости охраны природы в своем крае, в стране, на всей планете

Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения тематики  программы.

Уроки проводятся в форме лекций, семинаров, с использованием ИКТ и наглядных пособий.

Учебно-тематический план экология 5 класс

№ п/п

Тематический блок

Кол-во часов

Использование

ИКТ

Использование

 проектной деятельности

Использование исследователь

ской деятельности

1

Введение

6

1

История развития представлений о возникновении живых организмов

1

2

Биология- наука о живом. Разнообразие живых организмов

1

3

Продолжительность жизни живых организмов.

1

4

Знакомство с микроскопом.

1

5

Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени.

1

6

Изучение состояния деревьев и кустарников в районе школы.

1

2

Размножение живых организмов

8

7

Воспроизводство себе подобных

1

8

Половое и бесполое размножение

1

9

Потомство от одного или двух родителей

1

10

Размножение растений

1

11

Изучение строения семян фасоли.

1

12

Зародыш растений

1

13

Однополые и двуполые живые организмы

1

14

Расселение потомства у животных и растений

1

15

Обобщающий урок. Контрольная работа

1

3

Взаимодействия живых организмов

4

16

Почему всем хватает места на Земле

1

17

Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия

1

18

Растения корм и для хищников.

1

19

Обобщающий урок. Тест

1

4

Питание живых организмов

8

20

Питание живых организмов

1

21

Питание растения. Только ли лист кормит растения.

1

22

Питание паразитов

1

23

Необходимость минеральных солей животным и человеку

1

24

Вода необходимый ресурс для жизни.

1

25

Питание необходимый ресурс

1

26

Источники жизненной энергии

1

27

Необходимость запаса питательных веществ

1

28

Обобщающий урок. Тест

1

5

Дыхание живых организмов

3

29

 Разнообразие клеток многоклеточных организмов

1

30

Необходимость дыхания

1

31

Круговорот веществ в природе

1

6

Жизнь в сообществах

3

32

Природное сообщество

1

33

Живые организмы в сообществах

1

34

Человек –часть живой природы. Итоговый урок

1

Основное содержание тематического плана экология 5 класс

Тематический блок, тема учебного занятия

Количество часов

Введение

История развития представлений о возникновении живых организмов

Биология- наука о живом. Разнообразие живых организмов

Продолжительность жизни живых организмов.

Знакомство с микроскопом.

Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени.

Изучение состояния деревьев и кустарников в районе школы.

6

Размножение живых организмов

Воспроизводство себе подобных

Половое и бесполое размножение

Потомство от одного или двух родителей

Размножение растений

Изучение строения семян фасоли.

Зародыш растений

Однополые и двуполые живые организмы Расселение потомства у животных и растений

8

Взаимодействия живых организмов

Почему всем хватает места на Земле

Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия

Растения корм и для хищников.

4

Дыхание живых организмов

Разнообразие клеток многоклеточных организмов

Необходимость дыхания

Круговорот веществ в природе

3

Жизнь в сообществах

Природное сообщество

Живые организмы в сообществах

Человек –часть живой природы.

3

Перечень учебно- методического обеспечения:

Данная программа ориентирована на на использование учебника : Природа. Введение в биологию и экологию. 5 кл.; Сухова Т. С. ; Строганов В. И. Под ред. Черновой Н. М. ; М. «Вентана – Граф» 2000 г.

Диск с презентациями на тему: «Среды жизни», «Растения -хищники», «Исчезающие и редкие виды животных».

.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2009 № 104-ФЗ) «О внесении изменений в кодекс РФ об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение законодательства РФ в области образования и статьи 12 Закона РФ «Об образовании».                          

 На основе  базисного учебного плана (Утвержденного приказом  Минобразования РФ № 1312 от 9.03.2004 года.  На основе уч. программы для общеобразовательных учреждений  6 класс; Былова А. М.; Шорина Н. И.

 Рабочая программа  рассчитана на 34 учебных часа 1 час в неделю.        Настоящая  рабочая программа представляет собой часть образовательной области экологии и предназначена для учащихся 6 класса основной школы.                                                                                                                                                    

МБОУ «ООШ с. Старицкое» реализует права граждан на образование, гарантирует общедоступность и бесплатное начальное общее, основное общее образование.

        Модель выпускника основной школы                                                                                                  - любящий свой край и своё Отечество, уважающий свой народ. Его культуру и его традиции .                                                                                                                  – осознающий и понимающий ценность человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества.                                                                                                                                         – активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества.

Цели работы школы:                                                                                                               - Сформировать личность, готовую к самоопределению своего места в творческом преобразовании окружающего мира, к саморазвитию;

- Обеспечить реализацию к праву каждого учащегося на получение образованию в соответствии с его потребностью и возможностями;

- Сформировать у учащихся школы устойчивые познавательные интересы;

- Включить каждого ученика в работу на учебных занятиях в качестве активных участников и организаторов образовательного процесса;

- Повысить качество обучения школьников за счет освоения технологий, обеспечивающих успешность самостоятельной работы каждого ученика;

- Усилить влияние школы на социализацию личности школьника, его адаптацию к новым экономическим условиям, самоопределения в отношении бедующей профессии.                                

 Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:    

и творчества.

По окончанию курса ученик должен:  знать  основные экологические факторы в жизни растений, различные условия существования, периоды жизни и возрастные состояния растений. Примеры различных растительных сообществ и их видового состава, различных жизненных форм растений.  Приспособление растений к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на жизнедеятельность растений.  Характеристику различных растительных сообществ, взаимосвязи внутри растительного сообщества, различные сезонные изменения растений.  Антропогенное влияние на растительные сообщества, уровни жизненного состояния растений.  Объяснять значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний; для устойчивости растительных сообществ, видового разнообразия растений, разнообразия растительных сообществ.  Объяснять роль и значение растений, грибов и бактерий в круговороте веществ и непрерывности жизни.  Объяснять роль человека в охране растительного мира, в сохранении биоразнообразия растений.  Уметь прогнозировать изменения в развитии растительных сообществ и отдельных растений под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки.  Применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости комнатных и сельскохозяйственных растений.  охраны природы в своем крае, в стране, на всей планете.

уметь: Объяснять значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний; для устойчивости растительных сообществ, видового разнообразия растений, разнообразия растительных сообществ.  Объяснять роль и значение растений, грибов и бактерий в круговороте веществ и непрерывности жизни.  Объяснять роль человека в охране растительного мира, в сохранении биоразнообразия растений. Прогнозировать изменения в развитии растительных сообществ и отдельных растений под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки.  Применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости комнатных и сельскохозяйственных растений.  

Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения тематики  программы.

Уроки проводятся в форме лекций, семинаров, с использованием ИКТ и наглядных пособий.

Учебно-тематический план экология 6 класс

№ п/п

Тематический блок

Кол-во часов

Использование

 ИКТ

Использование

 проектной деятельности

Использование исследователь

ской деятельности

1

Введение

1

1

Что изучает экология. Особенности взаимодействий растений с окружающей средой

1

2

Свет в жизни растений

4

2

Для чего нужен свет растениям

1

3

Экологические группы растений по отношению к свету

1

4

Приспособления растений к меняющимся условиям освещения

1

5

Лабораторная работа: «Влияние света на строение листьев. Регуляция условий освещения.»

1

3

Тепло в жизни растений

3

6

Для чего нужно тепло, его источники

1

7

Температура тела растений

1

8

Приспособления растений к высоким и низким температурам. Тест

1

4

Вода в жизни растений

4

9

Для чего нужна вода растениям. Поступление и удерживание воды в растениях

1

10

Экологические группы по отношению к воде

1

11

Влаголюбивые растения. Растения с умеренным увлажнением

1

12

Засухоустойчивые растения. Обеспечение растений водой

1

5

Воздух в жизни растений

3

13

Газовый состав воздуха в жизни растений

1

14

Ветер в жизни растений. Приспособления ветроопыляемых растений

1

15

Регулирование человеком воздушных потоков и газового состава воздуха. П./р. «Приспособление семян к переносу ветром»

1

 

6

Почва в жизни растений

3

16

Что такое почва, для чего она нужна растениям

1

17

Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почвы

1

18

Улучшение почв человеком

1

7

Животные и растения

2

19

Животные-опылители. Распространение плодов и семян

1

20

Растительноядные животные. Растения-хищники

1

8

Влияние растений друг на друга

5

21

Прямые влияния растений друг на друга

1

 

22

Влияние растений через изменения среды

1

23

Круговорот веществ

1

24

Сожительство растений и их болезни. Тест

1

25

Времена года в жизни растений. Фенология.

1

9

Изменение растений в течение жизни

9

26

Возраст растений, как его определить

1

27

Периоды жизни растений

1

28

Где и как обитают растения

1

29

Разнообразие жизненных форм растений

1

30

Растительное сообщество, его состав

1

31

Разнообразие растений

1

32

Строение и изменение растительных сообществ

1

33

Воздействие человека на растительность

1

34

Редкие и охраняемые территории

1

Основное содержание тематического плана экология 6 класс

Тематический блок, тема учебного занятия

Количество часов

Введение

Среда обитания. Условия существования. Экология растений. Экологические сообщества

1

Свет в жизни растений

Для чего нужен свет растениям

Экологические группы растений по отношению к свету

Приспособления растений к меняющимся условиям освещения. Влияние света на строение листьев. Регуляция условий освещения. Экология растений

Условия существования. Взаимное влияние

Воздушное питание. Растения длинного и короткого дня. Нейтральные растения. Светолюбивые растения. Тенелюбивые растения. Теневыносливые растения. Эфемероиды. Глубокий покой. Летнезелёные растения

Вечнозелёные растения. Влияние света на строение листьев

4

Тепло в жизни растений.

Для чего нужно тепло, его источники. Температура тела растений. Приспособления растений к высоким и низким температурам. Температурные границы. Промораживание. Вторичное цветение. Точечные термометр. Вегетационный период. Тепловые пояса. Полюс холода

3

Вода в жизни растений

Для чего нужна вода растениям. Поступление и удерживание воды в растениях. Экологические группы по отношению к воде. Влаголюбивые растения. Растения с умеренным увлажнением. Засухоустойчивые растения. Обеспечение растений водой

4

Воздух в жизни растений

Газовый состав воздуха в жизни растений. Ветер в жизни растений. Приспособления ветроопыляемых растений. Регулирование человеком воздушных потоков и газового состава воздуха. Приспособление семян к переносу ветром. Засухоустойчивые растения. Сернистый газ. Серная кислота. Кислотные дожди. Ветровал. Бурелом

Флагообразная крона. Разнос семян и плодов. Перекати-поле.

3

Почва в жизни растений

Что такое почва, для чего она нужна растениям

Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почвы. Улучшение почв человеком. Состав почвы. Почвы : супесчаные, песчаные, суглинистые

Азотное голодание. Азотолюбивые. Солёновыносливые растения.

3

Животные и растения.

Животные-опылители. Распространение плодов и семян. Растительноядные животные. Растения-хищники. Опыление: насекомыми, птицами, млекопитающими. Растительноядные животные. Выпас. Луговая ветошь. Растения хищники, эпифиты

2

Влияние растений друг на друга

Прямые влияния растений друг на друга

Влияние растений через изменения среды. Круговорот веществ.  Сожительство растений и их болезни.

Времена года в жизни растений. Фенология. Растения полупаразиты, паразиты. Корневые присоски. Затенение

Конкуренция. Фитоклимат. Сапротрофы. Круговорот веществ. Строение гриба. Микоризы. Фитофторы

5

Изменение растений в течение жизни

Возраст растений, как его определить. Периоды жизни растений. Где и как обитают растения

Разнообразие жизненных форм растений. Растительное сообщество, его состав. Разнообразие растений

Строение и изменение растительных сообществ

Воздействие человека на растительность

Редкие и охраняемые территории. Глубокий покой

Вынужденный покой. Весеннее сокодвижение

Фенологические фазы. Возраст растений

Почвенный запас семян. Торчок. Период молодости и зрелости. Широкая и узкая приспособленность растений

Жизненные формы: Полукустарники, кустарники, деревья, травы. Устойчивость растительных сообществ

Корабельные рощи. Мачтовые сосны. Видовой состав растительных сообществ. Обилие вида. Плотность вида

Господствующие виды. Формула древности. Опустынивание. Эрозия. Заповедники. Заказники. Красная книга

9

Перечень учебно- методического обеспечения:

Данная программа ориентирована на использование учебника : «Экология растений»., Былова А. М.; Шорина Н. И. 2001 г.(

Диск с презентациями на тему: «Среды жизни», «Животные-хищники», «Вода, как много в этом звуке», «Исчезающие и редкие виды животных».



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2009 № 104-ФЗ) «О внесении изменений в кодекс РФ об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение законодательства РФ в области образования и статьи 12 Закона РФ «Об образовании».                           На основе  базисного учебного плана (Утвержденного приказом  Минобразования РФ № 1312 от 9.03.2004 года. программа по экологии  для образовательных учреждений 7 класса под редакцией 7класс; Бабенко В. Г., Богомолов С. П.; М.: «Вентана-Граф» 2001 г.  Рабочая программа  рассчитана на 34 учебных часа 1 час в неделю.        Настоящая  рабочая программа представляет собой часть образовательной области экологии и предназначена для учащихся 7 класса основной школы.                                                                                                                                                    

МБОУ «ООШ с. Старицкое» реализует права граждан на образование, гарантирует общедоступность и бесплатное начальное общее, основное общее образование.

        Модель выпускника основной школы                                                                                                  - любящий свой край и своё Отечество, уважающий свой народ. Его культуру и его традиции .                                                                                                                  – осознающий и понимающий ценность человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества.                                                                                                                                         – активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества.

Цели работы школы:                                                                                                               - Сформировать личность, готовую к самоопределению своего места в творческом преобразовании окружающего мира, к саморазвитию;

- Обеспечить реализацию к праву каждого учащегося на получение образованию в соответствии с его потребностью и возможностями;

- Сформировать у учащихся школы устойчивые познавательные интересы;

- Включить каждого ученика в работу на учебных занятиях в качестве активных участников и организаторов образовательного процесса;

- Повысить качество обучения школьников за счет освоения технологий, обеспечивающих успешность самостоятельной работы каждого ученика;

- Усилить влияние школы на социализацию личности школьника, его адаптацию к новым экономическим условиям, самоопределения в отношении бедующей профессии.                                

 Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:    

и творчества.

По окончанию курса ученик должен:  знать  многообразие условий обитания животных. Основные возрастные периоды в онтогенезе животных различных классов.  Примеры экологического неблагополучия среди животных, различных форм взаимодействия между животными, разнообразия реакций животных на изменение различных  экологических факторов, редких и охраняемых животных своего региона. Взаимовлияние экологических факторов и живых организмов, особенности распространения животных в зависимости от действия экологических факторов.  Роль и значение человека для сохранения разнообразных сред обитания животных,  роль человека в изменении численности отдельных видов животных и в уменьшении их биоразнообразия.                      

уметь: Давать характеристику основным видам приспособлений животных к различным экологическим факторам и их совокупности, основным средам обитания животных. Объяснять взаимоотношения между животными разных видов, состояние популяций животных по динамике популяционных характеристик.  Объяснять значение различных экологических факторов для существования животных в экосистеме и для хозяйственных нужд человека; значение биоразнообразия животного мира для устойчивого развития экосистем.

Объяснять роль и значение животных в распространении живого вещества на планете Земля.

Прогнозировать изменения в развитии животного мира Земли под воздействием природоохранной, селекционной, генно-инженерной деятельности человечества, а также деятельности по созданию клонов.

Применять знания по аутоэкологии животных для ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.

 Называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объектами природы.

Целью курса является изучение важнейших закономерностей взаимодействия животных с абиотическими и биотическими факторами окружающей среды.

Основное внимание уделяется экологическим адаптациям животных различных видов к условиям обитания, взаимодействию животных с другими членами биоценозов и их роли в естественных и созданных человеком экосистемах.

Программа предлагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий, формирование которых началось в 5 и 6 классах в курсах «Природа. Введение в биологию и экологию» и «Экология растений».

Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и родителями, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Всё это должно способствовать активной деятельности в защиту природы. Актуальность данной программы заключается ещё и в том, что она способствует оздоровлению детей: занятия в большинстве проводятся на воздухе, лишены статичности, дети находятся в постоянном контакте с природой с животными, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень.

 Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения тематики  программы.

 Уроки проводятся в форме лекций, семинаров, с использованием ИКТ и наглядных пособий.

Учебно-тематический план экология 7 класс

№ п/п

Тематический блок

Кол-во часов

Использование

 ИКТ

Использование

 проектной деятельности

Использование исследователь

ской деятельности

1

Роль животных в природе

5

1

Влияние растительноядных животных на растения

1

2

Роль животных в опылении и размножении растений.

1

3

Растения – укрытия и жилища для животных

1

4

Роль животных в образовании горных пород и почвы

1

5

Влияние животных друг на друга

1

2

Условия существования животных

9

6

Среда обитания и условия существования

1

7

Предельные условия существования животных

1

8

Пища животных

1

9

Способы добывания пищи

1

10

Вода в жизни животных

1

11

Воздух в жизни животных

1

12

Температура среды обитания

1

13

Свет в жизни животных

1

14

Жилища животных

1

3

Животный мир суши

6

15

Животные тундры

1

16

Животные лесов умеренной зоны

1

17

Животные степей, саванн и прерий

1

18

Животные пустынь

1

19

Животные тропических лесов

1

20

Животные горных областей

1

4

Животный мир морей и рек

3

21

Водоем как многоэтажное жилище

1

22

Взаимосвязи морских животных

1

23

Животные пресных водоемов

5

Животный мир почвы

3

24

Свойства почвы. Животные – землерои.

1

25

Спячка и оцепенение

1

26

Миграция животных

1

6

Взаимоотношения между животными одного вида

4

27

Своя территория». Встреча будущих родителей

1

28

Взаимодействия: родители-дети, начальники- подчиненные

1

29

Хищники-жертвы, животные-паразиты, животные-нахлебники

1

30

Конкурентные и взаимовыгодные отношения между животными

1

7

Численность животных

4

31

Популяции животных

1

32

Редкие, истребленные животные

1

33

Дикие и домашние животные

1

34

Заповедники, Красная книга

1

Основное содержание тематического плана экология 7 класс

Тематический блок, тема учебного занятия

Количество часов

Роль животных в природе

Влияние растительноядных животных на растения

Роль животных в опылении и размножении растений.

Растения – укрытия и жилища для животных

Роль животных в образовании горных пород и почвы

Влияние животных друг на друга. Грубая растительная пища. Растительные паразиты. Хищные паразиты. Нектароядные птицы. Насекомые опылители. Расселение растений. Гнездо. Дупло. Маскирующая окраска. Осадочные породы. Коралловые рифы. Гуано

Животные землерои. Почвообразование

5

Условия существования животных

Среда обитания и условия существования

Предельные условия существования животных. Пища животных . Способы добывания пищи. Вода в жизни животных. Воздух в жизни животных. Температура среды обитания. Свет в жизни животных. Жилища животных. Среда обитания. Условия существования

Изменчивость условий. Максимально низкая и максимально высокая температура. Гетеротрофы. Фитофаги. Зоофаги. Полифаги. Сапрофиты. Копрофаги

Пассивное и активное питание. Животные – фильтры Тора. Внешние и внутренние паразиты. Формы активного питания. Содержание воды. Поступление воды в организм. Солёность. Выделение и испарение воды. Дыхание. Окисление. Газовый состав атмосферы

Содержание кислорода воде. Дыхание водных животных. Холоднокровные животные. Двигательная активность. Спячка и оцепенение. Органы зрения

Дневные и ночные животные. Нора. Логово. Лежбище

Гнездо. Проходные рыбы

9

Животный мир суши

Животные тундры. Животные лесов умеренной зоны

Животные степей, саванн и прерий. Животные пустынь. Животные тропических лесов. Животные горных областей. Птичьи базары. Перелётные птицы

Лемминг. Северные животные. Тайга. Смешенные леса

Широколиственные леса. Лесная подстилка. Степи. Прерии. Саванны. Травянистая растительность

Копытные животные. Ядовитые животные. Рептилии.

засушливость

6

Животный мир морей и рек

Водоем как многоэтажное жилище. Взаимосвязи морских животных. Животные пресных водоемов. Этажи водоёма. Бентос. Планктон. Нектон. Литораль

Коралловые полипы. Глубоководные животные. Прилипалы. Организмы-убежища. Чистильщики. Течение. Аэрация в водоёме. Пересыхающие водоёмы

Двоякодышащие рыбы. Нотобронхи

3

Животный мир почвы

Свойства почвы. Животные – землерои. Спячка и оцепенение. Миграция животных. Плотность почвы

 кислородный режим. Температура почвы. Ногохвостки

Плодородие почвы. Оцепенение. Длина светового дня

Экономия энергии при спячке.

3

Взаимоотношения между животными одного вида

Своя территория». Встреча будущих родителей

Взаимодействия: родители-дети, начальники- подчиненные. Хищники-жертвы, животные-паразиты, животные - нахлебники. Конкурентные и взаимовыгодные отношения между животными. Индивидуальный участок «Чувство дома». Охраняемая территория. Жизненное пространство. Звуковые и световые сигналы. К размножению. Пахучие вещества. Демонстрационное поведение. Регуляция численности. Роль хищников. Отношения-«Хищник-жертва»

4

Численность животных

Популяции животных. Редкие, истребленные животные

Дикие и домашние животные. Заповедники, Красная книга. Ареал. Неоднородность среды. Обмен особями

Обособление групп. Многочисленные и малочисленные виды. Антропогенная деятельность

Биологическая и химическая борьба с вредителями

Красная книга. Заповедники. Заказники. Питомники

4

Перечень учебно - методического обеспечения:

Данная программа ориентирована на использование учебника : «Экология животных». Бабенко В. Г., Богомолов С. П.; М.: «Вентана-Граф» 2001 г.

Диск с презентациями на тему: «Способы добывания пищи», «Животные-хищники», «Вода, как много в этом звуке», «Исчезающие и редкие виды животных».



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2009 № 104-ФЗ) «О внесении изменений в кодекс РФ об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение законодательства РФ в области образования и статьи 12 Закона РФ «Об образовании».                          

 На основе  базисного учебного плана (Утвержденного приказом  Минобразования РФ № 1312 от 9.03.2004 года. программа по экологии  для образовательных учреждений 8 класса. 17часов  Ландшафтная экология Н.А. Чумаченко, 17 часов Экология человека под редакцией Фёдоровоё М.З. Рабочая программа  рассчитана на 34 учебных часа 1 час в неделю.        Настоящая  рабочая программа представляет собой часть образовательной области экологии и предназначена для учащихся 8класса основной школы.                                                                                                                                                    

МБОУ «ООШ с. Старицкое» реализует права граждан на образование, гарантирует общедоступность и бесплатное начальное общее, основное общее образование.

        Цели работы школы:                                                                                                               - Сформировать личность, готовую к самоопределению своего места в творческом преобразовании окружающего мира, к саморазвитию;

- Обеспечить реализацию к праву каждого учащегося на получение образованию в соответствии с его потребностью и возможностями;

- Сформировать у учащихся школы устойчивые познавательные интересы;

- Включить каждого ученика в работу на учебных занятиях в качестве активных участников и организаторов образовательного процесса;

- Повысить качество обучения школьников за счет освоения технологий, обеспечивающих успешность самостоятельной работы каждого ученика;

- Усилить влияние школы на социализацию личности школьника, его адаптацию к новым экономическим условиям, самоопределения в отношении бедующей профессии.                                

 Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:    

и творчества.

Модель выпускника основной школы                                                                                                  - любящий свой край и своё Отечество, уважающий свой народ. Его культуру и его традиции .                                                                                                                  – осознающий и понимающий ценность человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества.                                                                                                                                         – активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества.

По окончанию курса ученик должен:  

знать  о  влиянии природных и антропогенных факторов на здоровье человека, влияние факторов среды на системы органов .Основы репродуктивного здоровья человека. Основные понятия ландшафтной экологии, природно –антропогенный ландшафт Саратовской области, ландшафтное районирование Саратовской области.

уметь: применять полученные знания о правильном и здоровом образе жизни на практике. Заботится о своём здоровье. Определять ландшафтное состояние Саратовской области. Определять структуру ландшафта, его компоненты и геосистемы.

Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения тематики  программы.

Уроки проводятся в форме лекций, семинаров, с использованием ИКТ и наглядных пособий.

       

Учебно-тематический план экология 8 класс

№ п/п

Тематический блок

Кол-во часов

Использование

ИКТ

Использование

 проектной деятельности

Использование исследователь

ской деятельности

1

Основные понятия ландшафтной экологии

5

1

Географическая оболочка и ландшафт

1

2

Классификация геосистем

1

3

Компоненты ландшафта

1

4

Структура ландшафта

1

5

Функционирование ландшафта

1

2

Природно  – антропогенный ландшафт

8

6

Антропогенное воздействие на ландшафт

1

7

Понятие об антропогенной нагрузке и устойчивости ландшафта

1

8

Классификация прородно -антропогенных ландшафтов

1

9

Урбанизация территорий

1

10

Культурный ландшафт

1

11

Ландшафтный мониторинг

1

12

Охрана ландшафта

1

13

Влияние ландшафта на здоровье человека

1

3

Региональная ландшафтная экология

3

14

Ландшафтное районирование Саратовской области. Состояние ландшафтов

1

15

Проблемы природопользования Саратовской области

1

16

Урбанизация территорий Саратовской области

1

17

Итоговый урок « Введение в ландшафтную экологию»

1

4

Окружающая среда и здоровье человека

6

18

 Введение. Что изучает экология человека?

1

19

.Внутривидовая дифференциация  человека. Здоровый образ жизни.

1

20

История развития представлений о здоровом образе жизни.

1

21

Из истории развития взаимоотношений человека с природой

1

22

Различия между людьми, проживающими в разных  природных условиях.

Влияние климатических факторов на здоровье.

1

23

Экстремальные факторы окружающей среды.

1

5

Влияние факторов среды на системы органов

11

24

Вредные привычки

1

25

Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Двигательная активность.

1

26

Иммунитет и здоровье.

1

27

Деятельность сердечнососудистой  системы.

1

28

Пища. Питательные вещества и природные компоненты - важный экологический фактор.

1

29

Факторы, влияющие на развитие нервной системы

1

30

Внешнее воздействие на анализаторы.

1

31

Стресс - как негативный биосоциальный фактор.

1

32

Чувствительность к внешним воздействиям человеческого организма. Сон

1

33

Биоритмы и причины их нарушений

1

34

Обобщение курса.

1

Основное содержание тематического плана экологии 8 класс

Тематический блок, тема учебного занятия

Количество часов

Основные понятия ландшафтной экологии

Географическая оболочка и ландшафт. Классификация геосистем. Компоненты ландшафта

Структура ландшафта. Функционирование ландшафта. Географическая оболочка

Основные части географической оболочки

Ландшафтная сфера. Иерархия природных систем

Географические пояса. Природные зоны

Планетарные, региональные, локальные геосистемы

Геологическая порода. Гидросфера. Атмосфера

Биосфера. Биокосные компоненты почвы

Метаболизм ландшафта

5

Природно – антропогенный ландшафт

Антропогенное воздействие на ландшафт

Понятие об антропогенной нагрузке и устойчивости ландшафта.  Классификация прородно -антропогенных ландшафтов. Урбанизация территорий. Культурный ландшафт

Ландшафтный мониторинг. Охрана ландшафта

Влияние ландшафта на здоровье человека. Природно – антропогенные ландшафты. Концепция устойчивого развития. Глобальный антропогенные факторы. Социально – экономические функции ландшафта. Антропогенная нагрузка

Предельно допустимая нагрузка на ландшафт

Природное и антропогенное загрязнение

Устойчивость ландшафта.

8

Региональная ландшафтная экология

Ландшафтное районирование Саратовской области. Состояние ландшафтов. Проблемы природопользования Саратовской области

Урбанизация территорий Саратовской области

 Природные зоны Саратовской области

Факторы и процессы, определяющие региональные особенности ландшафтов области. Провинции Правобережья и Левобережья Саратовской области. Основные неблагоприятные процессы природных зон Саратовской области. Виды природопользования в Саратовской области. Основные направления горнопромышленной деятельности Саратовской области.  Административные районы области

Проблемы энергетической деятельности на территории. Влияние на ландшафт. Транспортной сети, объектов промышленности сельскохозяйственной деятельности. Факторы, определяющие условия проживания в городе. Основные природно-ландшафтные особенности городов Саратова и Балаково

4

Окружающая среда и здоровье человека

 Внутривидовая дифференциация  человека. Здоровый образ жизни. История развития представлений о здоровом образе жизни.

Из истории развития взаимоотношений человека с природой. Различия между людьми, проживающими в разных  природных условиях. Влияние климатических факторов на здоровье. Экстремальные факторы окружающей среды. Экология человека. Взаимодействие человека и окружающей среды. Экологические факторы

Различие природной и окружающей среды

Здоровье и его виды. Образ жизни. Режим дня .Здоровый образ жизни и изменение понятий о нем и его значимости с течение времени. Привычки, формирующие здоровый образ жизни. Антропология

Этнография. Человеческие расы. Климат. Биометрология.

6

Влияние факторов среды на системы органов

Вредные привычки. Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Двигательная активность. Иммунитет и здоровье.

Деятельность сердечнососудистой  системы.

Пища. Питательные вещества и природные компоненты - важный экологический фактор.

Факторы, влияющие на развитие нервной системы

Внешнее воздействие на анализаторы.

Стресс - как негативный биосоциальный фактор.

Чувствительность к внешним воздействиям человеческого организма. Сон. Биоритмы и причины их нарушений. Эйфория. Наркотические вещества

Состав костей. Факторы, влияющие на развитие костей и скелетных мышц. Гиподинамия. Активный образ жизни. Виды иммунитета. Изменённые клетки

Онкология. Аллергия. Работа сердца. Ударный объём

Юношеская гипертония. Компоненты пищи. Гиповитаминоз. Природные  пищевые компоненты

Нитраты. Нитриты. Пестициды. Болезнетворные организмы. Нервная система. Признаки и последствия утомления. Переутомление. Умение восстанавливать свои силы. Факторы окружающей среды, влияющие на функционирование анализаторов. Причины стресса и возможности его избежать. Виды стресса. Релаксация. Типы темперамента. Группы биоритмов. Биологические часы

11



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2009 № 104-ФЗ) «О внесении изменений в кодекс РФ об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение законодательства РФ в области образования и статьи 12 Закона РФ «Об образовании».                          

На основе  базисного учебного плана (Утвержденного приказом  Минобразования РФ № 1312 от 9.03.2004 года.) На основе уч. программы для общеобразовательных учреждений 9 класс под редакцией И.М швец.

 Рабочая программа  рассчитана на 34 учебных часа 1 час в неделю.        Настоящая  рабочая программа представляет собой часть образовательной области экологии и предназначена для учащихся 9 класса основной школы.                                                                                                                                                    

МБОУ «ООШ с. Старицкое» реализует права граждан на образование, гарантирует общедоступность и бесплатное начальное общее, основное общее образование.

        Модель выпускника основной школы                                                                                                  - любящий свой край и своё Отечество, уважающий свой народ. Его культуру и его традиции .                                                                                                                  – осознающий и понимающий ценность человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества.                                                                                                                                         – активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества.

Цели работы школы:                                                                                                               - Сформировать личность, готовую к самоопределению своего места в творческом преобразовании окружающего мира, к саморазвитию;

- Обеспечить реализацию к праву каждого учащегося на получение образованию в соответствии с его потребностью и возможностями;

- Сформировать у учащихся школы устойчивые познавательные интересы;

- Включить каждого ученика в работу на учебных занятиях в качестве активных участников и организаторов образовательного процесса;

- Повысить качество обучения школьников за счет освоения технологий, обеспечивающих успешность самостоятельной работы каждого ученика;

- Усилить влияние школы на социализацию личности школьника, его адаптацию к новым экономическим условиям, самоопределения в отношении бедующей профессии.                                

 Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:    

и творчества/

По окончанию курса ученик должен:  знать основные экологические проблемы своего региона и всего человечества.

Всеобщее и особенное во взаимоотношениях человека с окружающим миром.

Значение устойчивого развития природы и человечества.

Уметь: вести диалог и находить компромиссное решение не с точки зрения силы одной из противоборствующих сторон, а с позиции возможности устойчивого развития биосферы и сохранения жизни на Земле во всех ее проявлениях.

Находить в различных источниках информации научные доказательства для объяснения экологических проблем. Различать научный, социальный и культурный контекст в описании экологических проблем человечества.

Выделять случайные и закономерные характеристики во взаимоотношениях человечества с окружающим миром. Объяснять значение устойчивого развития природы и человечества.

Проявлять устойчивый интерес к пониманию и разрешению региональных и глобальных экологических проблем. Сопоставлять взаимоотношения человека с окружающим миром в различных культурах с возможностью определения наиболее оптимальных для целей устойчивого развития биосферы.

Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения тематики  программы.

Уроки проводятся в форме лекций, семинаров, с использованием ИКТ и наглядных пособий.

Учебно-тематический план экология 9  класс

№ п/п

Тематический блок

Кол-во часов

Использование

ИКТ

Использование

 проектной деятельности

Использование исследователь

ской деятельности

1

Человечество в биосфере

14

1

Важнейшие показатели взаимодействия природы и человечества.  

1

2

Демографическая проблема

1

3

Возможности человечества к адаптации

1

4

«Человечество и лес»

1

5

Потребность человечества в питании и ее влияние на биосферу

1

6

Продовольственная проблема

1

7

Потребность человечества в дыхании и ее влияние на биосферу

1

8

Потребность человечества в размножение и ее влияние на биосферу

1

9

Значение информации для развития человечества

1

10

Экологическое и технологическое воздействие на биосферу

1

11

Альтернативные источники энергии»

1

12

Влияние человечества на эволюцию биосферы. История экологических кризисов

13

Сравнительный масштаб деятельности человека

1

14

Мировая торговля

1

2

Внутреннее разнообразие и устойчивость общества

10

15

Внутреннее разнообразие и устойчивость человеческого общества

1

16

Социальное разнообразие

1

17

Потребность человечества во взаимодействии друг с другом

1

18

«Я в классе, я в мире».

19

Зарождение новых взаимоотношений в человечестве. Биоэтика

1

20

Социальные факторы: их влияние на человечество и биосферу

1

21

Договор как фактор развития человечества

1

22

Составление договора „О правах природы” »

1

23

Перспективы устойчивого развития природы и общества. Концепция устойчивого развития

1

24

План устойчивого развития в XXI веке

1

3

Человечество в ноосфере

10

25

Разум и развитие взаимоотношений человека с окружающим миром

1

26

Первичное производство и вторичная переработка»

1

27

Развитие представлений человечества о мире. Карты мира

1

28

Научно-технический прогресс. Культура отношений человечества к природе

1

29

Учение В. И. Вернадского о биосфере. Ноосфера

1

31

31

Экологическое образование

Экологическое образование

1

1

32

Экологическая обстановка

г. Балашова

1

33

Экологические проблемы

р. Хопёр

1

34

Итоговый урок. Тест

1

Основное содержание тематического плана экология 9 класс

Тематический блок, тема учебного занятия

Количество часов

Человечество в биосфере

Важнейшие показатели взаимодействия природы и человечества.  Демографическая проблема.

Возможности человечества к адаптации.

 Потребность человечества в питании, и ее влияние на биосферу. Продовольственная проблема

Потребность человечества в дыхании, и ее влияние на биосферу. Потребность человечества в размножение и ее влияние на биосферу. Значение информации для развития человечества. Экологическое и технологическое воздействие на биосферу. Альтернативные источники энергии. Влияние человечества на эволюцию биосферы. История экологических кризисов. Сравнительный масштаб деятельности человека. Мировая торговля.

Мониторинг. Энергетические затраты человечества.

Устойчивость биосферы. Рост населения земли. Численность населения. Адаптация. Адоптивные типы

«Стайера», «Спринтеры». Активная адаптация. Главное и побочное лесопользование. Пищевая цепь. Экологически чистый продукт. Адекватное питание. Редуценты. Консументы. Продуценты. Продовольственный кризис

Бактерииазофикаторы. Бактерииденитрификаторы

Динамическое равновесие. Продолжительность жизни

Рождаемость, смертность. Естественный прирост населения. Генетические носители информации

Негенетические носители информации. Ноосфера и техносфера. Экологическое воздействие. Концентрационная, газовая, транспортная функция живого вещества. Солнце. Ветер. Геотермальные источники. Приливы и отливы – источники энергии

Экологический кризис. Экологическая катастрофа

Неолитическая, промышленная и научно-техническая революция. Глобальный экологический кризис

Глобальная экологическая катастрофа. Парниковый эффект. Экспорт. Импорт

14

Внутреннее разнообразие и устойчивость общества

Внутреннее разнообразие и устойчивость человеческого общества. Социальное разнообразие.  Потребность человечества во взаимодействии друг с другом. Зарождение новых взаимоотношений в человечестве. Биоэтика.  Социальные факторы: их влияние на человечество и биосферу. Договор как фактор развития человечества. Составление договора „О правах природы”  

Перспективы устойчивого развития природы и общества. Концепция устойчивого развития. План устойчивого развития в XXI веке. Социосфера. Плотность населения.

Этнос. Техногенный, традиционный типы обществ. Устойчивость человеческого общества

Потенциальные возможности размножения организмов

Мораль. Нравственность. Этика. Виды миротворческой деятельности. Экологическая ответственность. Биоэтика

Благоговение перед жизнью. Социальный фактор. Война

Проблема голода. Агрегация. Иерархия. Договор. Нормы поведения. Экологические законы Барри Коммонера

Устойчивое развитие экологического общества. Концепция устойчивого развития. Функции человека в обществе.

10

Человечество в ноосфере

Разум и развитие взаимоотношений человека с окружающим миром. Первичное производство и вторичная переработка. Развитие представлений человечества о мире. Карты мира. Научно-технический прогресс. Культура отношений человечества к природе

Учение В. И. Вернадского о биосфере. Ноосфера Экологическое образование. Экологическое образование

Экологическая обстановка г. Балашова. Экологические проблемы р. Хопер. Мышление. Разум. Сознание. Биосферная роль человека. Аргументы и доказательства переработки сырья и отходов. Естественнонаучные картины мира. Экосистема. Научно-техническая революция. Научно-технический прогресс. Живое, биогенное, косное, биокосное вещество. Экологическое сознание. Антропоцентрическое экологическое сознание

Всемирная организация здравоохранения. Антропогенное загрязнение г.Болошова. Химическое и биологическое загрязнение р.Хопёр

10

Перечень учебно-методического обеспечения

Диск с презентациями на тему: « Антропогенные воздействия на Землю», «Озоновые дыры», « Последствия человеческой деятельности», « Кислотные дожди».

«Экология» учебное пособие .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экологии 6-8 класс

составлена на основе   авторских программ по экологии:6 класс - «Экология растений», И.М. Швец7 класс - «Экология животных», И.М. Швец8 класс – «Экология человека. Культура здоровья», М.З, Ф...

Рабочая программа по экологии животных 7 класс

Рабочая программа по экологии животных 7 класс...

Рабочая программа по экологии животных 7 класс

Программа курса «Экология животных» включает 17 часов (0,5 часа в неделю) и ориентирована на учащихся 7 класса средней общеобразова­тельной школы.Программа предусматривает реализацию межпредметн...

Рабочая программа по экологии для 9 класса

Данная программа предназначена для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы. Составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений, 1-11 класс (под ред. д-ра биол....

Рабочая программа по экологии, 10-11 класс.

Учебный предмет экология изучается на завершающем этапе базового образования. Содержание и структура этого курса построены в соответствии с экологической логикой: общая экология - социальная экология....

Рабочая программа по экологии 5(6) класса "Экология растений" учебник Былова А.М.Шорина Н.И. 1 час в неделю

Программа  разработана на основе  учебника А.М.Былова, Н.И.Шорина. Экология растений: Пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы/Под ред. Д-ра биол.наук проф. Н.М.Черновой. &nda...