Рабочая программа по экологии животных 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме

Серебрякова Елена Васильевна

 

Программа курса «Экология животных» включает 17 часов (0,5 часа в неделю) и ориентирована на учащихся 7 класса средней общеобразова­тельной школы.

Программа предусматривает реализацию межпредметных связей с дисциплинами: ботаника, зоология, гигиена, география, физика. Формами организации занятий являются комбинированный урок, урок изучения но­вого материала, урок контроля знаний, экскурсия.

Программа является частью регионального курса экологии, реализуемого в Тамбовской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_zhivotnyh_7_klass.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №24

Рассмотрена и рекомендована                         Утверждена  

к утверждению педагогическим                      Приказом МБОУ СОШ №24

советом протокол № 1                                       от «__» ____20__г. №      

От 30.08.2012 г.                                                     Директор

__________В.А.Дегтярев

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по биологии

для 7а,б,в,г,д классов

учитель Серебрякова Е.В.

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Изучение  экологии животных на базовом уровне направлено на достижение следующей цели: овладение учащимися знаниями об экологии животных на примере фауны Тамбовской области.

 В процессе изучения программы реализуются задачи:

 раскрыть взаимодействие животных с представителями всех царств живой природы, с абиотическими и антропогенными факторами окружающей среды, выявить специфические особенности экологии Тамбовской области;

• продолжить формирование экологической культуры школьников;

• развить познавательный интерес к познанию животного мира, природоохранной и исследовательской деятельности.

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

В связи с возрастающей потребностью современного общества в специалистах, изучающих экологическое состояние окружающей среды Тамбовской областной думой 31 мая 2007 года был принят закон за № 623 о региональном компоненте государственного образовательного стандарта Тамбовской области, который предполагает введение непрерывного курса экологии с 6-го класса,

Сведения о программе

Программа курса «Экология животных» включает 17 часов (0,5 часа в неделю) и ориентирована на учащихся 7 класса средней общеобразовательной школы.

Программа предусматривает реализацию межпредметных связей с дисциплинами: ботаника, зоология, гигиена, география, физика. Формами организации занятий являются комбинированный урок, урок изучения нового материала, урок контроля знаний, экскурсия.

Обоснование выбора программы

Она разработана на основе действующего Государственного стандарта основного общего образования по биологии и призвана обеспечить опережающее понимание изменения животного мира на локальном и региональном уровне.

Обоснование места и роли учебного курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся

Новый учебный предмет «Экология животных» изучается в седьмом классе параллельно изучению дисциплины «Зоология» и способствует расширению и углублению знаний по данному предмету. Актуальность этого курса обусловлена нарастающей значимостью экологических проблем и осознанием роли человека в охране окружающей среды.

Формы организации образовательного процесса

Основной формой организации образовательного процесса является урок.

Применяются различные формы его проведения: урок-игра, урок-лекция, урок-практикум, урок-зачет, урок-защита проекта, лабораторные занятия.

Условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является рациональная система методов и форм обучения, их оптимизация с учетом возраста обучающихся, уровня их подготовки, развития общеучебных умений, специфики решаемых образовательных и воспитательных задач, сочетание коллективных, парных, групповых форм организации учебного процесса.

Технологии обучения.

При всем разнообразии методических подходов наиболее приемлемой для биологии является идея развивающего обучения, т.к. учебно-воспитательный процесс должен всемерно способствовать развитию интеллекта и способностей учащихся. Технология развивающего обучения базируется на методических подходах, направленных на развитие личности ученика с учетом его индивидуальных способностей. При организации биологического образования в основной школе используются: личностно-ориентированный, деятельностный подход, КСО, элементы дифференциации.

Механизм формирования ключевых компетенций.

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.

В основе содержания обучения биологии лежит овладение учащимися следующими видами компетенций:  учебно-познавательной, коммуникативной, организационной,  общекультурной и компетенцией самосовершенствования.  Через  учебно - познавательную компетенцию формируется следующие умения: слушать, запоминать, анализировать, сравнивать приобретать и систематизировать знания о способах решения генетических и экологических задач, а также применять эти знания и умения для решения многих жизненных задач.
Посредством
коммуникативной компетенции  формируются  умения ясно и четко излагать свои мысли, строить аргументированные рассуждения, вести диалог, извлекать информацию из разного рода источников, преобразовывая ее при необходимости в другие формы (тексты, таблицы, схемы и т.д.).
П
од организационной компетенцией понимается сформированность умения самостоятельно находить и присваивать необходимые учащимся новые знания. Формируются следующие умения: самостоятельно ставить учебную задачу (цель), разбивать ее на составные части,  анализировать результат действия, выявлять допущенные ошибки и неточности, исправлять их и представлять полученный результат в форме, легко доступной для восприятия других людей.
Через
общекультурную компетенцию  формируются осведомленность  обучающихся о биологии как элементе общечеловеческой культуры, ее месте в системе других наук, а также ее роли в развитии представлений человечества о целостной картине мира. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития. Через данный вид компетенции происходит формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения, связанных с основами безопасности жизнедеятельности.

Виды и формы контроля

Локальными актами  школы   предусмотрено   использование таких видов контроля, как текущий, промежуточный, итоговый.  Основными формами контроля служат: устный, письменный, индивидуальный, фронтальный. Разнообразие приемов контроля выражено через тестирование, контрольные и самостоятельные работы, зачеты, экологические диктанты, защиты проектов, исследовательские работы.

Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец года.

Рабочая программа способствует формированию общеучебных умений и навыков, распознаванию объектов, сравнению, классификации, анализу, оценке, поиску информации в различных источниках.

Содержание программы

Тема 1. Введение в экологию животных(1 ч)

Экология животных как раздел экологии. Предмет изучения. Объект изучения (популяции, сообщества). Основные методы экологических исследований.

Роль животных в природе. Взаимодействие животных с представителями других царств в естественных условиях. Роль животных в образовании горных пород и почвы. Значение знаний экологии животных в хозяйственной деятельности человека.

Основные понятия: экология животных, растительноядные животные, механические повреждения растительного покрова, вытаптывание, животные - паразиты, нектароядные птицы, насекомые - опылители, расселение растений, осадочные породы, коралловые рифы, почвообразование, животные - почвообразователи, животные - землерои.

Тема 2. Среда обитания и условия существования животных(1ч)

Понятия о средах обитания: водной, наземно-воздушной, почвенной и живом организме как среде обитания. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Экологическая валентность. Пределы выносливости животных. Понятия об оптимуме и ограничивающем факторе. Эврибионты и стенобионты.

Основные понятия: среда обитания, экологические факторы, экологическая валентность, оптимум, ограничивающий фактор, эврибионты, стенобионты.

Тема 3. Пища и способы ее добывания(1 ч)

Способы питания живых организмов. Понятие о гетеротрофах. Классификация животных по пищевому объекту (фитофаги, зоофаги, полифаги, сапрофаги, копрофаги). Способы добывания пищи: пассивный и активный. Паразитический способ питания, разделение паразитов на внешних и внутренних.

Основные понятия: фитофагия, зоофагия, полифагия, сапрофагия, копрофагия, фильтрация, эктопаразиты, эндопаразиты, пастьба, преследование, подкарауливание.

Тема 4. Абиотические факторы в жизни животных (1 ч)

Вода как экологический фактор. Значение воды в жизни животных. Основные пути поступления воды в организм. Регуляция оптимального содержания воды в организме. Приспособления к экономному расходованию влаги.

Воздух как экологический фактор для наземных организмов. Понятие о газовом составе атмосферы. Роль кислорода в жизнедеятельности животных. Пути поступления кислорода в организм животных наземно-воздушной, почвенной сред обитания. Потребность в кислороде у водных обитателей.

Температура как экологический фактор. Характеристика температурных условий поверхности планеты. Температура как ограничивающий фактор. Группы животных по способу поддержания температуры тела: пойкилотермные и гомойотермные. Адаптации к колебаниям температуры у пойкилотермных и гомойотермных животных.

Свет как экологический фактор. Понятие о спектре солнечного света. Основные зоны солнечного спектра, их воздействие на животные организмы. Роль ультрафиолетового излучения, видимой части спектра и инфракрасного излучения. Дневные и ночные животные. Фотопериодизм как эволюционное приспособление к изменению длины светового дня.

Основные понятия: содержание воды, уровень потери воды, поступление воды в организм, соленость, выделение и испарение воды, адаптация организма, газовый состав, окисление, дыхание; пойкилотермия и гомойо-термия, двигательная активность, спячка, оцепенение, солнечный спектр, ультрафиолетовое, видимое и инфракрасное излучение, дневные и ночные животные, фотопериодизм.

Тема 5. Жилища животных(1 ч)

Жилище как условие существования животных. Разнообразие жилищ. Среда обитания как жилище у некоторых животных.

Основные понятия: жилище, дупло, нора, логово, лежка, гнезда.

Тема 6. Сухопутные животные Тамбовской области(1 ч)

Специфические особенности наземно-воздушной среды обитания живых организмов. Природно-климатические условия Тамбовской области. Понятие о биотопе. Характеристика основных наземных биоценозов Тамбовской области (леса, лесостепные и степные участки). Основные виды, их приспособления к условиям существования.

Основные понятия: сезонные и суточные колебания температур, плотность среды, перемещения воздушных масс, атмосферное давление, осадки, климатические условия, биотоп, зооценоз, биоразнообразие, господствующие и сопутствующие виды, ярусность, суточная активность, пищевые взаимосвязи.

Тема 7. Водные животные Тамбовской области(1 ч)

Особенности воды как среды обитания. Основные типы водных биоценозов Тамбовской области, их характеристика. Понятие о гидробионтах. Экологические группы водных обитателей: нейстон, планктон, нектон, бентос. Основные представители каждой группы и их приспособления к условиям существования.

Основные понятия: плотность и вязкость воды, содержание кислорода, световой режим, давление, соленость, гидробионты, нейстон, планктон, нектон, бентос.

Тема 8. Животные - обитатели почв Тамбовской области(1 ч)

Свойства почвы как среды обитания. Основные почвы Тамбовской области и их характеристика. Почвенная фауна. Группы животных по отношению к почве. Основные представители и их приспособления к условиям обитания.

Основные понятия: почва, плотность почвы, кислородный режим, температурные колебания, гумус, плодородие почвы, рыхление.

Тема 9. Сезонные изменения в жизни животных (экскурсия) (1 ч)

Тема 10. Внутривидовые взаимоотношения животных(1 ч)

Формы совместного существования особей одного вида: одиночный, семейный, колониальный, стайный и стадный образы жизни. Борьба за жизненное пространство. Этология - наука о поведении животных. Понятие о территориальном поведении животных. Иерархические взаимоотношения в группах.

Поведение животных, связанное с размножением. Понятие о демонстрационном поведении. Выбор брачного партнера. Биологический смысл полового поведения.

Взаимоотношения между родителями и детенышами. Забота о потомстве. Запечатление и распознавание. Воспитание и обучение.

Основные понятия: этология, образ жизни животного, жизненное пространстве, индивидуальный участок, ресурсы, внутривидовая конкуренция, территориальное поведение, иерархия, демонстрационное поведение, токование, турниры, выбор партнера, забота о потомстве, запечатление, распознавание, воспитание, обучение.

Тема 11. Межвидовые отношения животных(1 ч)

Типы межвидовых взаимоотношений. Симбиотические отношения: протокооперация, мутуализм. Комменсализм: нахлебничество, квартиран-ство. Нейтрализм. Аменсализм. Хищничество, паразитизм, межвидовая конкуренция.

Основные понятия: симбиотические отношения: протокооперация, мутуализм, комменсализм: нахлебничество, квартиранство, нейтрализм, аменсализм, хищничество, регуляция численности популяции, паразитизм, межвидовая конкуренция.

Тема 12. Человек и животные(1 ч)

Роль диких животных в хозяйственной деятельности человека. Одомашнивание животных. Значение домашних животных. Животные населенных пунктов. Животные - синантропы. Их роль в жизни человека.

Основные понятия: дикие и домашние животные, биологический метод борьбы с вредителями, одомашнивание, утилитарные и декоративные цели, введение в культуру, марикультура, животные - синантропы.

Тема 13. Изменения в животном мире и их причины(1 ч)

Многочисленные и малочисленные виды животных. Вымершие и реликтовые виды. Виды - эндемики. Причины сокращения численности животных. Межвидовая конкуренция. Антропогенное воздействие: изменение условий обитания, загрязнение среды, прямое истребление, переселение животных. Животные, истребленные человеком.

Основные понятия: вымершие виды, реликтовые виды, виды - эндемики, антропогенное воздействие, интродукция, загрязнение среды.

Тема 14. Охраняемые животные Тамбовской области (2ч)

Охрана животных. Формы природоохранной деятельности. Заповедники, заказники, национальные парки. Воронинский заповедник. Основные заказники Тамбовской области.

Красная книга. Категории животных, занесенных в Красную книгу. Красная книга Тамбовской области.

Основные понятия: природоохранная деятельность, заповедники, заказники, национальные парки, Красная книга.

Тема 15. Итоговый контроль знаний

Учебно-тематический план

Наименование темы

Кол-во часов

Введение в экологию животных

1

Среда обитания и условия существования животных

1

 Пища и способы ее добывания

1

 Абиотические факторы в жизни животных

2

Жилища животных

1

Сухопутные животные Тамбовской области

1

 Водные животные Тамбовской области

1

Животные - обитатели почв Тамбовской области

1

Сезонные изменения в жизни животных (экскурсия)

1

Внутривидовые взаимоотношения животных

1

Межвидовые отношения животных

1

Человек и животные

1

Изменения в животном мире и их причины

1

Охраняемые животные Тамбовской области

2

Итоговый контроль знаний

1

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса «Экология животных» учащиеся должны знать:

- определение основных понятий и терминов в курсе «Экология животных»;

- основные экологические факторы и степень их воздействия на фауну Тамбовской области;

- роль естественного биологического разнообразия в поддержании устойчивого развития биоценоза;

- основные формы и методы охраны редких животных области;

- виды животных из региональной Красной книги;

уметь:

- обосновывать роль животных в биоценозах и хозяйственной деятельности человека;

- распознавать принадлежность животных к основным экологическим группам;

- устанавливать взаимосвязь между особенностями морфологии животных и условиями их обитания;

- характеризовать основные региональные биоценозы и их животных обитателей;

- выявлять факторы негативного воздействия человека на окружающую среду, конкретные зооценозы, отдельные виды животных и по возможности стараться предпринимать шаги по их ликвидации;

- применять экологические знания для охраны животного мира.

Учебно-методическое обеспечение

1.Фионова Л.А. , Трунова Л.Б.,Карпачева Т.В. Экология животных .Тамбов 2007.

2.Программа курса регионального компонента базисного учебного плана «Экология животных»

3.Методические рекомендации к региональному курсу «Экология животных»

4.Е.А.Ганжа , П.Е.Желтов Красная книга Тамбовской области Тамбов 2000 г.

5.Вронский В.А. Прикладная экология  Ростов 1996г.

6.БабенкоВ.Г. Экология животных Вентана-Граф 2002

7.Памятники природы Тамбовской области Воронеж 1983.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24

Рассмотрено  на заседании                                   Согласовано с зам. директора

Методического объединения                                по  УВР

учителей естественного цикла         ___________/______________

Протокол №1

 от ____.___.2012                        

Календарно-тематическое планирование

 по экологии животных

для 7а,б,в,г,д класов  

на 2012-2013 г.г.

                               Календарно-тематическое планирование




      Тема занятия

  Основные понятия

 Дата

План/факт

Приме-

чания

Тема 1. Введение в экологию животных. (1 ч.)


1

Введение в экологию животных.

Экология животных, зооценоз, наблюдения, эксперимент, вытаптывание.


П.1

Тема 2. Среда обитания и условия существования животных. (1 ч.)

2

Среда обитания и условия существования животных.

Экологический оптимум, пределы толерантности, валентность вида, стенобионты, эврибионты.


П.2

 Тема  3. Пища и способы её добывания. (1ч.)

3

Пища и способы её добывания.

Голозои, фитофаги, зоофаги, полифаги, сапрофаги, копрофаги.


П.3

 Тема 4.Абиотические факторы в жизни животных. (2 ч.)

4


5

Вода и воздух в жизни животных.


Температура и свет в жизни животных.

Водный обмен, адаптация.

Пойкилотермные, гомойотермные, гетеротермные животные, фотофилы, фотофобы.


П.4


П.5


Тема 5.Жилища животных. (1 ч.)


6

Жилища животных.

Гнездо, дупло, гнездо- гамак, нора, хатка, кротовина, логово, берлога, лёжка.


П. 6

Тема 6.Сухопутные животные Тамбовской области. (1ч.)

7

Сухопутные животные Тамбовской области.

Биотоп, листоеды, короеды, стволоеды, веткоеды, корнееды, семяеды.


П.7

 Тема  7. Водные животные Тамбовской области. (1 ч.)

8





Водные животные Тамбовской области.

Гидробионты, нейстон, планктон, нектон, бентос.


П.8




Тема 8. Животные- обитатели почв Тамбовской области. (1 ч.)

9


Животные- обитатели почв Тамбовской области.

Микрофауна, мезофауна, макрофауна, мегафауна.


П.9

Тема 9. Сезонные изменения в жизни животных (1 ч.)

10

Сезонные изменения в жизни животных

экскурсия


П. 10



Тема 10. Внутривидовые взаимоотношения животных (1 ч.)

11

Внутривидовые взаимоотношения животных.

Этология, стая, стадо, запечатление.


П.11

 Тема  11. Межвидовые отношения животных.(1 ч.)

12

Межвидовые отношения животных.

Мутуализм, протокооперация, квартиранство, нейтрализм, амменсализм, хищнечиство.


П.12

Тема 12. Человек и животные.(1 ч.)

13

Человек и животные.

Одомашнивание, утилитарные цели, синантропы, биологический способ борьбы.


П.13


Тема 13. Изменения в животном мире и их причины.(1 ч.)


14

Изменения в животном мире и их причины.

Численность вида, малочисленные виды, реликт, эндемик, антропогенное воздействие.


П.14

Тема 14. Охраняемые животные Тамбовской области. (2 ч.)

15




16

Охраняемые животные Тамбовской области.

Беспозвоночные животные Тамбовской области.

Позвоночные животные Красной книги.

Категории животных, занесённых в Красную книгу, экологическая тропа.



П.15, 16



П.17

 Тема  15

17

Итоговый контроль знаний.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс

Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной   школы и рассчитана  на 135  занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...

Рабочая программа по экологии 6 класс

  Данная программа предназначена для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы, составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений, ...

Рабочая программа по экологии 7 класс

Данная  программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе программы «Экология животных» авт. Т.С.Сухова, В.И.Строганов Москва,...

Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.

Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...

Рабочая программа по экологии животных 7 класс

Рабочая программа по экологии животных 7 класс...

Рабочая программа по экологии животных 7 класса

«Экология животных» 7 классна основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н. Пономарёвой и др. Автор И.М. Швец....